11 сообщений в этой теме

Мы уже неоднократно говорили о том, что тайпины уничтожили производство в Цзиндэчжэне.

Попробуем теперь все восстановить по годам, месяцам, дням.

Первое упоминание о Цзиндэчжэне в эру правления Сяньфэн (185-1861):

七年 ...  三月 ...壬申,江西官軍攻景德鎮,不利,都司畢金科戰歿,劉長佑復敗於新喻。

Цитата

В день под циклическими знаками жэньшэнь 3 месяца 7 года эры правления под девизом Сяньфэн (14 апреля 1857 г.) правительственные войска [провинции] Цзянси атаковали Цзиндэчжэнь, [но] не победили, дусы (военный чиновник IV ранга) Би Цзинькэ пал на поле боя, Лю Чанъю вторично потерпел поражение в Синьюй.

https://zh.wikisource.org/wiki/%E6%B8%85%E5%8F%B2%E7%A8%BF/%E5%8D%B720

Итак, на 14 апреля 1857 г. Цзиндэчжэнь захвачен тайпинами. Более ранней даты в этой главе нет.

Другие сведения из этой же главы:

九年 ... 秋七月庚午,曾國籓奏克景德鎮,復浮梁。

Цитата

В день под циклическими знаками гэнъу 7 осеннего месяца 9 года эры правления под девизом Сяньфэн (31 июля 1859 г.) Цзэн Гофань подал доклад о победе в Цзиндэчжэне и возвращении уезда Фулян.

Т.е. до середины 1859 г. уезд Фулян с городом Цзиндэчжэнь находился под властью тайпинов.

Далее там же:

十一年 ... 二月 ... 庚午,曾國籓奏左宗棠敗賊於景德鎮,鮑超敗賊於石門洋塘。

Цитата

В день под циклическими знаками гэнъу 2 месяца 11 года эры правления под девизом Сяньфэн (22 марта 1861 г.) Цзэн Гофань подал доклад о том, что Цзо Цзунтан разбил разбойников в Цзиндэчжэне, Бао Чао разбил разбойников в Шимэнь [и] Янтан.

Из этого сообщения видно, что тайпины очередной раз пытались захватить Цзиндэчжэнь и, возможно, даже его захватили. Из имеющейся информации это неясно.

 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Другой информации в разделе "Бэньцзи" нет. Ищем дальше - глава "Жизнеописание Хун Сюцюаня":

https://zh.wikisource.org/wiki/%E6%B8%85%E5%8F%B2%E7%A8%BF/%E5%8D%B7475

9 упоминаний о Цзиндэчжэне. Начнем по порядку:

Цитата

五年 ...  四月,陷德安府,楊霈退走襄陽,上褫其職,以官文為湖廣總督。

4-й месяц 5-го года Сяньфэн (16 мая - 13 июня 1855 г.), [тайпины] взяли округ Дэань (провинция Цзянси), [цинский полководец] Ян Пэй отступил в Сянъян (провинция Хубэй), государь отрешил его от должности и назначил Гуань Вэня на должность цзунду Хугуана (наместничество в составе провинций Хубэй и Хунань).

國籓屯南康,思整軍出江謀進取,然寇已由都昌陷饒州,別由東流、建德窺樂平,屯景德鎮,東犯祁門、休寧諸處。

[Цзэн] Гофань встал лагерем в Нанькан (провинция Цзянси), намереваясь привести в порядок войска, перейти реку [Янцзы] и планируя продвигаться вперед, однако разбойники, [выступив] из Дучан (провинция Цзянси) уже взяли Жаочжоу, повернув от Дунлю и Цзяндэ (провинция Чжэцзян) стали вести разведку в Юнпин (провинция Цзянси), встали лагерем в Цзиндэчжэнь, на востоке повсеместно вторглись в Цимэнь (провинция Аньхуй) и Сюйнин. 

而湘軍僅萬餘人,水陸分為四:李孟群等水師回援武昌,塔齊布留攻九江,羅澤南入江西攻饒州,國籓收蕭捷三水師三營屯南康。

В Сянской армии тогда было чуть более 10 тыс. человек. Сухопутные и речные силы были разделены на 4 части: Ли Мэнцюнь и прочие с речными войсками ушли обратно на помощь Учану, Тацибу остался штурмовать Цзюцзян, Ло Цзэнань вступил в Цзянси для нападения на Жаочжоу, [Цзэн] Гофань собрал 3 ина речных сил [под началом] Сяо Цзе и встал лагерем в Нанькан.

羅澤南奔走往來,克廣信府,收景德。

Ло Цзэнань стремительно бросился для установления связи, разгромил [противника] в Гуансиньфу, взял Цзиндэ[чжэнь].

Т.е. в 1855 г. тайпины сначала взяли Цзиндэчжэнь, потом его отдали обратно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Немного о нравах в добровольческих армиях во время Тайпинской войны:

Цзюань 409. Жизнеописание Би Цзинькэ.

https://zh.wikisource.org/wiki/%E6%B8%85%E5%8F%B2%E7%A8%BF/%E5%8D%B7409

Цитата

 

畢金科,字應侯,雲南臨沅人。

Би Цзинькэ, второе имя Инхоу, уроженец Линьюань провинции Юньнань.

以徵開化苗功,敘外委。

За участие в карательном походе для приобщения мяо к цивилизации был оценен по достоинству [и пожалован низшим офицерским чином] вайвэй.

從王國才赴湖北,破賊荊州龍會橋、天門丁司橋,累擢都司。

Отправился в Хубэй вслед за Ван Гоцаем, разгромил разбойников в Цзинчжоу (провинция Хубэй) у [мостов] Лунхуйцяо, Тяньмэньдинцыцяо, был выдвинут на должность дусы.

曾國籓奇其才,令從攻九江,改隸塔齊布部下。

Цзэн Гофань поражался его талантам. Приказал [ему] направиться в распоряжение Тацибу для штурма Цзюцзяна.

及塔齊布歿,石達開擾江西。

Тацибу погиб, Ши Дакай вверг Цзянси в смуту.

金科每戰陷陣,驍勇為諸軍冠。

Цзинькэ в каждом сражении брал укрепленные позиции, отвага его служила украшением всем войскам.

五年冬,破賊樟樹鎮,而周鳳山軍敗,尋失之。

Зимой 5-го года [Сяньфэн] (1855) разгромил разбойников в Чжаншучжэнь, но [в] Чжоуфэншань [его] армия была разбита, расследовали [причины] поражения.

六年,破賊章田渡,未幾,饒州陷,又失之。

В 6-м году [Сяньфэн] (1856) разгромил разбойников в Чжантяньду, через некоторое время попал в ловушку при Жаочжоу и снова потерпел неудачу.

金科憤為他部所累,募死士攻取饒州。

Цзинькэ воспрял духом и воодушевил свои войска, набрал воинов, готовых умереть в бою, чтобы атаковать и захватить Жаочжоу.

誓曰:「今日上岸不破賊,吾不復歸舟!」一鼓克其城,賜號呼爾察巴圖魯,補臨沅鎮都司,以游擊升用。

В присяге говорилось: «В этот день, высадившись на берег и не разгромив разбойников, я не вернусь на корабль!». С первым же боем барабана [воины] преодолели их стены, за что [он] был удостоен почетного прозвища «Ху-эр-ча-батур», был назначен на должность дусы в Линьюаньчжэнь, и был назначен с повышением на должность юцзи.

名大振而忌者眾,軍食不繼,金科鬱鬱,思立奇功。

Его слава громко гремела и завистников было множество, снабжение [его] войск прекратилось, Цзинькэ был подавлен и думал только о том, чтобы совершить выдающийся подвиг.

江西大吏責其破景德鎮始給餉。

Крупный чиновник из Цзянси потребовал от него взять Цзиндэчжэнь и только после этого выдал довольствие войскам.

七年正月,驟往攻之,入市不見一人,率十卒搜捕,賊蜂起,傷其七,亡其三,隻身縱橫擊刺,踐血而出。

В начальном месяце 7-го года [Сяньфэн Би Цзинькэ] ринулся на штурм, ворвался в город, и не увидел там ни одного человека. С ним был [всего] десяток воинов, чтобы хватать и вязать [врагов], разбойники же ринулись толпой, ранили 7, убили 3, в одиночку он рубил направо и налево и весь в крови вырвался [из города].  

賊以噴筒環攻於王家洲,殞焉。

Разбойники атаковали [его войска] в Ванцзячжоу при помощи ракет (пэнтун), [там он и] погиб.

曾國籓為勒碑紀事,稱其勇與塔齊布相埒。

Цзэн Гофань вырезал стелу с описанием этих событий, [и] назвал его мужество равным [мужеству] Тацибу.

洎江南平,疏請優恤,贈總兵銜,諡剛毅,立祠景德鎮。

Когда Цзяннань была усмирена, изложив [его подвиги] по порядку, [Цзэн Гофань] просил о выделении [семье Би Цзинькэ] материального пособия. [Би Цзинькэ] был удостоен чина цзунбин, а также посмертного имени Ганъи (Непреклонный), [в его честь] возвели поминальный храм в Цзиндэчжэне.

 

Даже пользуясь серьезным покровительством такого столпа цинского режима, как Цзэн Гофань, он остался без снабжения (неизвестно, только продовольствием, или же и оружием и боеприпасами), и был вынужден идти в неподготовленную атаку на город.

Причем и сам был еще тот удалец - с десятком воинов ворвался в город и попал в засаду, за что и поплатился.

И тайпины действовали интересно - атаковали ракетами, что подчеркнуто в тексте. Такие детали редко упоминаются.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мне активно не нравятся подобные фантазии:

Цитата

 

В такой ситуации разгром Цзиндэчжэня тайпинами в 1855 г. окончательно подчеркнул слабость правящего режима[5] и общий «системный» кризис национальной культуры, который в фарфоровом производстве достиг точки экстремума. 

...

Реставрация императорского фарфорового завода (начавшаяся в 1856 г., сразу после изгнания правительственными войсками тайпинов из Цзиндэчжэня) должна была продемонстрировать стремление центрального правительства сохранить основы китайской культуры, пошатнувшиеся под натиском западной цивилизации, что, в свою очередь, служило подтверждением легитимности верховной власти в глазах местного населения.

 

http://www.synologia.ru/a/%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%84%D0%B0%D1%80%D1%84%D0%BE%D1%80_%D1%8D%D0%BF%D0%BE%D1%85%D0%B8_%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D1%8F%D1%8F_%D0%A6%D0%B8%D0%BD#cite_ref-5

Где в источниках о том, что Цзиндэчжэнь был так надежно отбит у тайпинов, что уже в 1856 г. началось восстановление его печей?

А ведь статья научная, размещена на тематическом профессиональном ресурсе. А библиографии - ни единой ссылки на китайские источники!!!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Интересующиеся историей восстания тайпинов должны знать описания настроений в Пекине по дневникам Скачкова.

Если ему верить безоговорочно, то в казне денег не было и невозможно было собрать войска для отражения Северного Похода тайпинов в 1853-1855 годах. 

Но вот факт из Цзиндэчжэня - до нападения на город тайпинов в 1855 г. фарфоровое производство в нем продолжалось. Согласно сохранившимся данным, основная часть дворцовой утвари из фарфора была изготовлена в казенных печах в 1853 и 1854 годах, как раз, когда по Скачкову, денег не было и все кричали "Караул!".

Надо учесть, что с конца XVII в. в Цзиндэчжэне надо было платить за работу даже казенным мастерам - от системы принудительного труда отказались примерно с 1680-х годов. И уже с XVIII века широко практиковали закупку материалов для изготовления фарфора. Учитывая, что окрестности Цзиндэчжэня были безлесыми, то дрова и хворост привозили издалека. Все это - грандиозные перевозки и большие деньги. 

Вот еще одна загадка - если верить Скачкову, то император не мог собрать нужные средства для отправки войска для защиты собственной власти. А если верить китайским документам, то в это же самое время на Цзиндэчжэньской мануфактуре размещали заказы и даже получали фарфор в Пекине!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Есть такая книжка Zhihong Shi. Central Government Silver Treasury: Revenue, Expenditure and Inventory Statistics, Ca. 1667-1899. Какие-то данные по состоянию казны там точно были. 

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
8 часов назад, Чжан Гэда сказал:

Вот еще одна загадка - если верить Скачкову, то император не мог собрать нужные средства для отправки войска для защиты собственной власти. А если верить китайским документам, то в это же самое время на Цзиндэчжэньской мануфактуре размещали заказы и даже получали фарфор в Пекине!

Я даже знаю, что на это написал бы Волынец. "Пир во время чумы, деньги на армию спустили на фарфор".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, hoplit сказал:

Я даже знаю, что на это написал бы Волынец. "Пир во время чумы, деньги на армию спустили на фарфор".

К огромному сожалению, он далеко не одинок! У нас же как все было? Все, что было при Цинах - было или аморально, или нелепо, или шло на вред нарождающемуся китайскому пролетариату ...

Простой пример - Э.П. Стужина, автор единственного в России полномасштабного сочинения, где хоть как-то рассматриваются технологии XVI-XVIII веков, написала, что маньчжуры пришли в Цзиндэчжэнь и истребили там все, разрушили печи, перебили мастеров и т.п. Все, кранты - производству нанесен небывалый урон и т.д.

На деле - казенное производство в связи с проблемами с финансированием практически прекращено с 1608 г. Потом ряд народных волнений, во время которых казенные печи пострадали. В 1647 г. (как раз только маньчжуры заняли эти районы) Цины приказали не допускать вывоза фарфора за границу, чтобы обеспечить нужды двора и страны.

Значит, было что вывозить? Так, минуточку, но они всех перебили? Кто же делал фарфор?

А то, что уже в 1654 г. в Цзиндэчжэне был размещен императорский заказ на аквариумы диаметром 112 см. - это как? Другое дело, что в 1660 г. поступило прошение от местного губернатора отменить заказ, т.к. принудительные работы на печах сильно истощали силы народа, переживавшего не лучшие времена и заказ оказался выполненным не до конца. В "Цзиндэчжэнь таолу" (1815) и "Таошо" (1774) так и написано "не завершен".

Кем были эти таинственные "зеленые человечки", в 1654 г. начавшие работу над императорским заказом, если Стужина сказала, что всех мастеров перебили?

Т.ч. данная тЭория имеет довольно глубокие корни. Скачков - один из ярких представителей ее родоначальников. Он собирал слухи в весьма специфической среде - пекинских разночинцев, которые не имели отношения к армии и финансам. То, что он видел сам - валидно. Остальное - гипертрофированное представление о ситуации. Но было "положено доверять русскому очевидцу" (можно сказать, интернационалисту и без пяти минут предтече социал-демократов XIX в.).

2 часа назад, hoplit сказал:

Есть такая книжка Zhihong Shi. Central Government Silver Treasury: Revenue, Expenditure and Inventory Statistics, Ca. 1667-1899. Какие-то данные по состоянию казны там точно были. 

Стоит посмотреть. Но есть одно маленькое замечание - очень сложная структура производства. Много кладовок, арсеналов, складов, имевших ведомственные запасы. Много мини-казначейств в рамках тех или иных правительственных структур.

Например, была своя казна у пресловутого Нэйуфу (фактически - министерства двора), которая не имела отношения к выплатам войскам.

Тут, безусловно, надо разбираться, но Скачков, как кажется, тут малорелевантен.

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Важно и интересно - Ян-Эрик Нильсен определяет эту работу как сосуд периода Сяньфэн (1850-1861) с фальшивой маркой Чэнхуа:

hsienfeng.jpg.7401fd6f63c19825dd0f2db88b

В примечаниях к фото предмета - очень интересная информация о том, как тайпины относились к производству продукции под цинскими клеймами (даю адаптированный перевод):

Цитата

Тем не менее, некоторые частные печи продолжали обжиг и в период, когда Цзиндэчжэнь оставался под властью тайпинов – такие изделия носили марки, относящиеся к периоду Мин. Причиной тому был страх гончаров перед строгой карой, которой грозили новые власти за хотя бы формальное проявление лояльности маньчжурской династии – если кто-то делал изделие любого рода (из фарфора, дерева, металла, камня и т.п.) с клеймом империи Цин, то это расценивалось как измена и мятеж, и за такое «преступление» казнили не только виновного, но и его родственников 9 степеней – отца, сына, мужа/жену, братьев и сестер, а также других близких родственников по крови или женитьбе, а также наиболее близких друзей обвиненных в злоумышлении против Тайпинского государства Небесного Благоденствия.

Собственно, по изображению предмета понятно, что качества он очень невысокого. Так что "предтечи КПК" (с) как-то случайно наступили себе на то место, которое могло бы дать им шанс активно торговать с Европой и получать в обмен на изделия традиционного ремесла новые технологии и знания.

P.S. и куда делся наш апологет тайпинизма?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Слава Тао-шэню, Гуань-ди и Фэнхо-шэню!

Я таки нашел данные, когда прекратился императорский контроль за производством фарфора в Цзиндэчжэне!

Это 1907 г. В том году было прекращено производство по старым финансовым схемам и все остававшиеся в руках правительства мощности перешли к "Цзянсийской фарфоровой компании", учрежденной в 1904 г. с основным производством в уезде Поян (180 ли от Цзиндэчжэня).

С подачи местного сюньфу Дуань Фана были выпущены 40 тыс. акций по 5 серебряных юаней (в современных цифрах уставный капитал составил 130 млн. долларов США) и все императорские печи (какие еще оставались) стали собственностью компании. А кандидат в правители округа Цэн Чжу стал владельцем предприятия. 

Ясно, что "мыли бабки", но как красиво!

Кстати, масса мастеров, уволенных с императорских печей (списки упразднили - паек упразднили, выплаты упразднили) уехала в Гуанчжоу, где начала выпуск продукции под маркой "Хуажунтан". Если кому попадется - это вещь нечастая, хотя подделывать ее тоже стали - ибо она отличалась очень высоким качеством и довольно точным следованием традициям императорского фарфорового производства.

Китайские историки считают, что императорские мануфактуры, начиная от их полной реставрации в 1683 г., проработали до своего закрытия в 1907 г. 225 полных лет. Были годы отчаянные (например, нашествие тайпинов). Были годы роскошные (например, директорство Тан Ина). Но это была славная история. Даже может поспорить со славой оружия Цинов за тот же XVIII век. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Немного не про Цзиндэчжэнь, но оцените красоту слога и полет мысли!

Цитата

Тарелки появились значительно раньше ложек и ножей. Самые первые тарелки появились в эпоху неолита. Их лепили из глины и обжигали. 

Т.е. сначала люди придумали тарелки, сообразили, как надо обжигать их, а потом стали придумывать нож?

Роскошно!

(и не подумайте - автору такой выдающейся мысли даже в голову не пришло уточнить, что имеется в виду столовый нож!)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас

  • Похожие публикации

    • Азиатский антиквариат - посильные консультации
      Автор: Vepr7887
      Доброго времени суток .
      Уважаемые можно ли это считать родовым гербом ,или это что то другое.
      Всем спасибо.





    • Искусство и материальная культура Тайпинского государства
      Автор: Чжан Гэда
      Оказывается, еще в 2012 г. в Нанкине начались реставрационные работы для восстановления и консервации обнаруженных еще в 1952 г. тайпинских фресок:
      К сожалению, в заметке привели только 2 небольших фрагмента из более чем 100 обнаруженных росписей. Картинки маленькие и плохого качества, тем не менее, они есть.

       
    • Государственное устройство Тайпин Тяньго
      Автор: Чжан Гэда
      В 1851 г. официально было провозглашено создание Тайпин Тяньго. Сначала без четко определенной территории и столицы.
      В 1853 г. появилась столица - Тяньцзин (Нанкин) и стала оформляться территория государства.
      По положению 1851 г. Ян Сюцин был назначен Восточным князем и все остальные князья были поставлены в положение его подчиненных.
      В 1856 г., в год, когда началась междоусобица между тайпинскими князьями, я обнаружил очень интересное свидетельство в "Цин ши гао", лечжуань 262 "Хун Сюцюань" о том, что тайпины каким-то образом чередовали управление страной:
      Судя по дальнейшему описанию, Ли Нэнтун был цзянцзюнем (полководцем), который оборонял Юаньчжоу и командовал гарнизоном города. Остальные, видимо, тоже.
      Непонятно только, какую власть имел в виду Чжао Эрсюнь, указывая на чередование у власти Ши Дакая (4 месяца), Хуан Юйкуня (3 месяца) и Вэй Чанхуя (2 месяца), и почему власть так часто переходила из рук в руки.
      Для справки - Хуан Юйкунь выполнял роль судьи у тайпинов, и был тестем Ши Дакая.
    • Книга Линдли - исторический источник?
      Автор: Чжан Гэда
      Книга Августа Фредерика Линдли (1840-1873) считается источником по истории Тайпинского государства. 
      Но то, что казалось таковым в 1866 г. (дата публикации книги), и даже через 100 лет, через 150 лет уже вызывает серьезные сомнения. Наверное, просто уровень знаний о Китае вне самого Китая существенно вырос.
      Уместно разобрать его книгу тут. (правда, не всегда могу удержаться от полемического и саркастического тона в отношении его информации, но тут уж ничего не поделаешь).
      Итак, после взятия Нанкина тайпинами их насчитывалось около 50 тыс. воинов + примерно 200-300 тыс. членов семей. тот же Мидоуз отметил, что их около 100-120 тыс., из них новобранцев - около 80 тыс., что очень похоже на такие данные, как приводит Кара-Мурза.
      Кара-Мурза приводил роспись по контингентам - гуансийцев ок. 1,5 тыс., гуандунцев - ок. 2,5 тыс., хунаньцев - ок. 10 тыс., хубэйцев - ок. 30 тыс., аньхуйцев - ок. 3 тыс., интерпровинциальных - ок. 2 тыс. 
      Итого ок. 49 тыс. человек, считавшихся воинами.
      Потом была взаимная резня в Нанкине в 1856 г., Ши Дакай увел значительную часть тех, кто был с тайпинами с самого начала восстания, в свой бессмысленный поход на запад. Т.е. количество гуансийцев и гуандунцев (кстати, враждовавших между собой) еще уменьшилось. 
      Но честнейший и правдивейший Линдли говорит, что только "личные телохранители" Ли Сючэна насчитывали 5000 гуансийцев (!), которые, при рассмотрении, оказываются воинами племени мяо! А далее - живописнейшее описание их кос, хотя иконография XVIII - XIX вв. этого не подтверждает. Увы!
      А еще, как говорит тот же источник, мяо никогда не был подчинены маньчжурами и (внимание!) "сохраняли в чистоте старые китайские (!) обычаи"! 
      Понимаю, что в Эуропах того времени сильно в сортах китайцев не разбирались (например, андерсеновское "в Китае все жители - китайцы, и лаже император император - китаец" (с) ) и можно было нести любую чепуху - проверять никто не стал бы. Но нам уже пора немного критически относиться к такого рода писаниям.
      А еще очень позабавили рассказы о том, что тайпины воевали гуманнее, чем в ГВ в САСШ, в франко-итало-австрийской войне, на Кавказе или при подавлении польских восстаний русскими войсками. Поневоле думаешь - точно, КПК и рядом не лежала рядом с этими самыми гуманными людьми на земле! Даром Лу Синь приводил воспоминания своей няни - маленькой она застала приход тайпинов. Голодная, вышла попросить поесть - ей бросили отрубленную голову сторожа помещичьего дома и сказали: "Жри, если не хочешь сдохнуть от голода!". Ну так это Лу Синь - соврет - недорого возьмет. То ли дело Линдли - что не соврет - так придумает!
    • Восстания мусульманских народов (1850-1878)
      Автор: Чжан Гэда
      В 1850-х годах начались выступления мусульман Китая. Это были районы с традиционно значительной долей населения, исповедующего ислам - Юньнань, Шэньси, Ганьсу. 
      В момент спада общекитайского антицинского движения началось выступление в Синьцзяне, где мусульманские повстанцы, пользуясь поддержкой Коканда, смогли изгнать цинские власти и создать ряд независимых государств, которые тут же передрались друг с другом и, в результате, в 1871 г. Россия оккупировала Илийский край, ликвидировав там Таранчинский султанан (будет возвращен Китаю по договору в 1881 г.), а все мелкие государства будут поглощены государством Йеттышаар, которое возглавит кокандский таджик Якуб-бек, опирающийся на наемные войска из таджиков, гальча, кокандцев, киргизов, казахов и афганцев.
      В 1878 г. Цзо Цзунтан, уже "набивший руку" на усмирении Китая и мусульман в Ганьсу, разгромит это государство и вернет его территорию в состав Китая. Якуб-бек будет отравлен и не успеет даже организовать сопротивление, а его сын Бек Кули-бек позорно просрет все полимеры проиграет на всех фронтах, что приведет к чудовищной ответной резне в Синьцзяне (при восстании мусульмане жесточайшим образом уничтожили всех китайцев, монголов и маньчжуров, отказавшихся принять ислам).
      В приложении - картина Верещагина "Развалины театра в Чугучаке" (одна из китайских крепостей около Кульджи, где мусульмане устроили страшную резню). Картина написана в 1869-1870 гг., что исключает изображением Верещагиным последствий действий карательных отрядов Цзо Цзунтана.