hoplit

Япония накануне открытия (конец XVIII - первая половина XIX вв.)

18 сообщений в этой теме

Ravina, Mark. Land and lordship in early modern Japan. 1999.

Автор дает картину экономической жизни трех разных доменов эпохи Эдо. От Токусимы (Ава на Сикоку и Авадзи, в двух шагах от Осаки, прилично развитая экономика, небольшое число самураев) до Хиросаки на севере Кюсю ("тихий угол", рис выращивают, правящий род сидит там с 16 века) и Йонедзавы (владения Уэсуги).

Йонедзава интересна тем, что это в буквальном смысле "огрызок" от прежних владений Уэсуги. Перед Сэкигахара они имел надел на 1,2 миллиона коку. Поражение стоило им 3/4 владений. При этом Равина отмечает - Уэсуги предпочитали урезать стипендии своим самураям, но не увольнять их. В середине 17 века домен был урезан еще в два раза - до 150 000 коку. В результате - доля самураев в популяции составила около 25%... Далее подробно описывается, как домен из такой ситуации выкручивался. И описание это довольно мрачное, если хуже не сказать. Одна только борьба с повальным инфантицидом чего стоит...

Отдельная история - несколько больших ударов голода во второй половине 18 века и первой 19. Автор оговаривается, что голод по тому же домену Хиросаки ударил едва ли не сильнее всего в Японии (он северный, просто напросто - и на отшибе), но читать все равно жутко. Погодка подвела - и хряп... Из четверти миллиона жителей - полста тысяч в бегах (и только не ясно - сколько выжило), еще тысяч 40 - покойники. И так повторялось 2-3 раза. 

Еще занятная тема - "самураи как они есть". В домене Уэсуги самураи вынуждены были работать руками уже с начала 18 века (урезание стипендий, потом постоянные принудительные займы, потом принудительные безвозмездные займы, ограничение потребления) - с конца века их практически в полном составе директивно подключили к производству тканей.

В Хиросаки - в конце 17 века ронинам и прочей мелочи (госи) за расчистку нового поля его потом выдавали во фьеф. Как результат - около 60% земель в конце века мелким самураям прямо и контролировалось. Конец 17 века. Далее дайме сделал финт ушами и перевел этих самураев на паек, а земли взял под прямой контроль. В конце 18 века, после очередного удара голода, когда населения домена упало на треть, большую часть самураев вернули "на село" землю копать, чтобы компенсировать нехватку рабочих рук.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
17 час назад, hoplit сказал:

Одна только борьба с повальным инфантицидом чего стоит...

Предохраняться не пробовали?

Какие-никакие, а методы контрацепции и тогда были.

17 час назад, hoplit сказал:

В домене Уэсуги самураи вынуждены были работать руками уже с начала 18 века (урезание стипендий, потом постоянные принудительные займы, потом принудительные безвозмездные займы, ограничение потребления) - с конца века их практически в полном составе директивно подключили к производству тканей.

Хоть кто-то в дело сгодился.

17 час назад, hoplit сказал:

Отдельная история - несколько больших ударов голода во второй половине 18 века и первой 19. Автор оговаривается, что голод по тому же домену Хиросаки ударил едва ли не сильнее всего в Японии (он северный, просто напросто - и на отшибе), но читать все равно жутко. Погодка подвела - и хряп... Из четверти миллиона жителей - полста тысяч в бегах (и только не ясно - сколько выжило), еще тысяч 40 - покойники. И так повторялось 2-3 раза. 

Великий Голод Тэммэй длился несколько лет. Погибло около миллиона человек, еще больше пустилось в бега по всей стране.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Чжан Гэда сказал:

Предохраняться не пробовали?

Какие-никакие, а методы контрацепции и тогда были.

Да вот как-то не особо... Да и меры были скорее не на распространение контрацепции, а на повышение роста населения. При этом инфантицид запрещали из раза в раз - но толком эффекта не было. Соотношение полов было от 1,5 и более в пользу мужчин. Потом, в конце 18 века, перетряхнули мелких чиновников на местах, ввели регистрацию беременных, ввели пособия и льготы для семей с детьми - население начало рости, а соотношение полов стало практически 1 к 1. 

А это только один пример - в домене Уэсуги вообще почти весь 18-й век какой-то макабрический звиздец творился. Налоги в 70%, при этом методы их сбора автор называет откровенно карательными. Как результат - депопуляция, еще до ударов голода сократила населения домена на четверть в первой половине 18 века. 

Когда голод добавился и ситуация дошла до ручки совсем - начались реформы, которые дали неплохой результат где-то в начале 19 века.

 

1 час назад, Чжан Гэда сказал:

Хоть кто-то в дело сгодился.

Так когда их реально стадо... К реформам Мэйдзи долю самураев в популяции удалось снизить до 7% против 25% двумя веками ранее. Как это делалось, правда, не написано. Население домена, в целом, не росло, так что на "растворение" списать не получиться.

Насколько понимаю - общество могло тянуть 1-2% самураев. Тогда все было более-менее нормально. Но в среднем по стране их и в 19-м веке было больше - более 5%. А в части окраинных владений - и того больше. В той же Сацуме - около 30%. Такое количество дармоедов кормить было просто невозможно.

Так что "самурай, который ведет приличествующий образ жизни" - для эпохи Эдо, в целом, скорее исключение, чем правило. 

 

1 час назад, Чжан Гэда сказал:

Великий Голод Тэммэй длился несколько лет. Погибло около миллиона человек, еще больше пустилось в бега по всей стране.

Еще Тэмпо в 19-м веке и несколько меньших. 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я обещал про Танума Окицугу - там и картинки про годы Тэммэй есть.

Времена были страшные. Но как будет время - причесать и выложить. Пока могу только пару предложений на заборе нацарапать.

А вот обычай мабики - это сложная система. На саморегуляции. Скажем, если есть 2 глухие деревни, где сильно мэцукэ всякие не ездят, они договариваются о брачном союзе и определяют, какая деревня убивает мальчиков, а какая - девочек.

В Китае было хуже - там при всех раскладах практически всегда убивали девочек.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В прошлом году в мои руки совершенно случайно попал японский меч, изготовленный в 1760 г. для неизвестного никому в то время царедворца Танума Окицугу. Прошло 12 лет, и этот человек стал одним из основоположников реформ в Японии.

Примечательно и то, что хозяин меча не знал, кто ковал меч и для кого. Ему его просто подарили.

Оставшийся после написания экспертизы на меч материал я оформил в виде этого текста. Если сейчас что-то из иллюстраций не вставил, то вставлю по мере сил и обнаружения этих материалов.

 

Tanuma_Okitsugu.jpg.83435293b15890402443

Рис. 1. Портрет Танума Окицугу.

 

Танума Окицугу (田沼意次, 1719–1788) родился 11 сентября 1719 г. в Эдо. Его род был вассалом рода Токугава.

Сначала Танума служил пажом сё̄гунов Токугава Иэсигэ (徳川家重, 17121761)[1] и Токугава Иэхару (徳川家治, 17371786)[2].

Продвигаясь по службе, в 1767 г. он стал соба-ё̄нин (側用人)[3] и князем-правителем княжества Сагара (相良藩) в провинции То̄то̄ми (遠江国)[4].

Первоначально Сагара было довольно скромным владением с доходом всего в 10 тыс. коку[5] риса в год. Однако в течение всего нескольких лет под управлением Танума Окицугу доходы княжества возросли до 57 тыс. коку, а само княжество оказалось связано новой дорогой со знаменитым трактом То̄кайдо̄ (東海道), что оживило экономическую жизнь этого региона[6].

 

JP_-Gokaido.png.3fc2e184a5bb52fb835f8e81

Рис. 2. Схема 5 главных дорог Японии (Гокайдо̄) периода Эдо (1603-1868).

 

Реформы, проводимые в княжестве, и их несомненный успех вызвали интерес у сё̄гуна Токугава Иэхару и он решил использовать этот опыт в рамках всей страны.

В 1772 г. Танума Окицугу стал ро̄дзю̄ (老中) [7], членом совета старейшин в бакуфу ()[8]. Фактически, именно Танума Окицугу возглавлял бакуфу в это время.

В этой должности он начал курс реформ, направленных на выход японской экономики из затяжного системного кризиса[9]. Период этих реформ получил в японской историографии название «эпоха Танума» (田沼時代, 1767–1786).

Среди мероприятий, которые проводило правительство Танума, были рекультивация болотистого озера Инба (印旛沼) в провинции Симо̄са (下総国)[10], колонизация и развитие «земель эдзо» (蝦夷)[11], содействие развитию горнодобывающей промышленности, официальное признание монопольных купеческих корпораций кабунакама (株仲間) и выдача этим корпорациям разрешений на осуществление монопольной торговли в определённых регионах, а также всемерное развитие торговли, как внешней, так и внутренней[12].

 

Plattegrond_van_Deshima.thumb.jpg.130dff

Рис. 3. План голландской фактории в Дэдзима, Нагасаки – единственном месте, через которое осуществлялась связь Японии с Европой.

 

Таким образом, своими действиями Танума Окицугу посягнул на основы политики самоизоляции Японии (яп. сакоку 鎖国), что не могло не вызвать недовольства определенных политических сил в бакуфу.

 

51ce401028eb5e3ca1e423b9fcfbac66.thumb.j

 Рис. 4. «Бык пашет, лошадь боронует» (牛に犂、馬に馬鍬を引かせるの図).

Часть буддийского свитка, посвященного цепи перерождений. 1822 г.

 

Рис. 5. Высадка рисовой рассады. 

 

Кроме возникновения сильной политической оппозиции, в ходе реформ Танума Окицугу встретился и с другими проблемами – например, инфляцией и коррупцией, вызванных активным вмешательством купечества в политику.

 

Рис. 6. Полив рисового поля при помощи заимствованной из Китая примитивной поливальной машины, приводимой в движение мускульной силой крестьян. Изображение периода Эдо (1603-1858).

 

Проект по развитию ирригационной системы представлял собой долгосрочный комплекс мероприятий, который мог сыграть свою роль в улучшении состояния сельского хозяйства страны только в отдаленной перспективе.

Однако в течение ряда лет страну поражал неурожай, запасы продовольствия истощились, а цены на рис взлетели вверх[13]. Ситуацию усугубляли действия кабинета Танума Окицугу, пытавшегося увеличить количество товарного риса в стране путём повышения ставки налогов, выплачивавшихся рисом. Увеличивая посевы в неблагоприятных погодных условиях, крестьяне не только не собирали урожай, но и теряли зерно, полученное по семенной ссуде[14].

Всего на 30 лет ранее северо-восток страны поразил другой большой голод[15], последствия которого были еще не до конца ликвидированы ко времени начала «большого голода годов Тэммэй».

 

20151024124959da7.thumb.jpg.202800a454c7

Рис. 7. «Голод годов Тэммэй» (天明飢饉之図). Картина конца XVIII – начала XIX века.

famine6.jpg.703d3ff52b150a761a784c8c7ea4

Рис. 8. «Голодный люд в провинции Муцу поедает коров и лошадей в годину бедствий» (奥州凶歳飢民牛馬を喰う図)[16]. Иллюстрация из книги «Иллюстрированные записи о неурожае» (凶荒図録,1883).

 

Оба голода настолько сильно поразили общественное сознание японцев, что воспоминания о трагических событиях 1750-х – 1780-х годов сохраняется в исторической памяти и в наше время. Даже через 100 лет спустя ужасы голода оказались отражены в произведениях японского искусства и литературы.

 

famine12.jpg.88c3df05a1ddf74a2c358ae4e67

Рис. 9. Беженцы от голодной смерти (放浪者たち). Иллюстрация из книги «Иллюстрированные записи о неурожае» (凶荒図録,1883).

 

Народ возмущался политикой реформ, считая, что именно она вызвала гнев Небес в связи с тем, что Танума Окицугу нарушил установления предков. Согласно конфуцианским представлениям, глас народа вторил гласу Небес[17]. Над головой Танума Окицугу начали сгущаться тучи.

24 марта 1784 г., сразу после заседания бакуфу в замке Эдо, прямо на глазах у Танума Окицугу был смертельно ранен его старший сын, Танума Окитомо (田沼意知, 1749–1784), занимавший пост «молодого канцлера» или вакадосиёри (若年寄)[18]. Молодой канцлер умер на следующий день.

Kyosai_Kiyomitsu_001.thumb.jpg.ef53a175f

Рис. 10. О̄суга Сэйко̄ (大須賀清光, 1809–1878). Складная ширма, изображающая визит вассальных даймё̄ в замок Эдо (江戸城登城風景図屏風), 1847.

 

Убийцей оказался один из хатамото (旗本)[19] – Сано Масакото (佐野政言, 1757–1784). По приговору суда 3 апреля 1784 г. он совершил самоубийство.

80108.jpg.8fd40951abcaaf76a8f7971116da0f

Рис. 11. Тоёхара Кунитика (豊原国周, 1835–1900). Сано Масакото (в центре) убивает Танума Окитомо (слева). Сцена из спектакля «Ю̄сёку Камакураяма» (有職鎌倉山), одной из многочисленных театральных постановок по мотивам этих событий. Гравюра якуся-э, 1855.

 

Следствие установило, что от Сано Масакото нити вели к другим членам бакуфу, недовольными политикой Танума Окицугу. Однако доказать ничего не удалось, и влияние Танума при дворе было резко ослаблено[20]. А 25 октября 1786 г. умер покровитель Танума Окицугу – сё̄гун Токугава Иэхару.

 

Рис. 12. Хосоя Сё̄мо (細谷松茂, 1828–1899) «Волнения в Эдо в конце периода бакуфу» (幕末江戸市中騒動図), вторая пол. XIX в. Голодающие горожане разрушают дом рисоторговца и растаскивают мешки с рисом.

 

27 августа 1786 г., под давлением народного возмущения, Танума Окицугу был вынужден уйти в отставку, не завершив начатых реформ.

 

Рис. 13. Портрет Мацудайра Саданобу. 1787 г.

 

Однако бедствия продолжались и вылились в мае-июне 1787 г. в восстания в Эдо и О̄сака, во время которых голодная толпа разгромила и сожгла дома и склады 980 крупных рисоторговцев[21]. Это привело к серьезным изменениям во внутренней политике страны.

В результате к власти в бакуфу пришел новый сановник – Мацудайра Саданобу (松平定信, 1759–1829), который начал т.н. «реформы годов Кансэй» (寛政の改革, 1787–1793)[22].

Одной из главных задач этих реформ было обеспечение продовольственной безопасности страны и создание стратегических запасов риса, позволявших оказывать помощь голодающим в случае неблагоприятного стечения обстоятельств, а также создание жесткой системы правительственного контроля за ценами на рис. Для этого правительство ликвидировало позиции, обретенные крупным купечеством во «времена Танума».

В том же году новый сё̄гун Токугава Иэнари (徳川家斉, 17731841)[23] приказал изъять княжество Сагара из-под управления семьи Танума, вновь понизив его статус до владения с доходом всего в 19 тыс. коку риса в год, и сделал его уделом, непосредственно управляемым представителем сё̄гуна[24]. Фактически, это означало крах всего дела жизни Танума Окицугу.

Не в силах перенести всё это, сломленный морально и физически, Танума Окицугу удалился от дел и умер 25 августа 1788 г.

 

Рис. 14. Надпись на могиле Танума Окицугу.

 

Примечательно, что Танума Окицугу и его сын Окитомо использовали в подписях древнюю аристократическую фамилию Минамото (), хотя, на самом деле, их семья происходила от другой древней аристократической фамилии – Фудзивара (藤原).

Дело в том, что мужская линия семьи Танума в свое время прервалась, и оставшийся без мужского потомства предок взял на усыновление ребёнка из семьи Такасэ (高瀬), восходящей к прославленному роду Минамото.

Поэтому по крови Танума Окицугу был действительно потомком Минамото, и вероятно, он специально использовал эту фамилию, чтобы подчеркнуть свою связь с домом Токугава, также восходившим к Минамото.

 


[1] Правил в 17451760 гг.

[2] Правил в 17601786 гг.

[3] Соба-ё̄нин выполняли функцию связи между отраслевыми органами управления и сё̄гуном. Должность упразднена в результате «реформ годов Кансэй» (1788-1793).

[4] Провинция То̄то̄ми располагалась в восточной части острова Хонсю̄. Все княжества этой провинции находились под управлением т.н. фудай даймё̄ (譜代大名), то есть князей, поддержавших клан Токугава еще со времен феодальных войн в Японии конца XVI – начала XVII вв. и не являвшихся родственниками сёгунов по мужской линии

[5] Коку () – традиционная мера для измерения риса, ок. 180 л. по объему или ок. 150 кг. по весу. В разных областях феодальной Японии величина коку могла варьироваться.

[6] Тракт То̄кайдо̄ связывал Эдо и Киото – две столицы Японии.

[7] На должность ро̄дзю̄ назначались князья фудай даймё̄, чей доход составлял от 25 до 50 тысяч коку риса.

[8] Правительство сё̄гуна.

[9] В XVIII в. стало отчетливо заметно отставание в экономическом и культурном развитие ряда регионов страны, а также дисбаланс внутренней торговли. Потребности крупных развитых городов требовали большого количества сельскохозяйственной продукции, но районы с натуральным или мелкотоварным хозяйством не могли обеспечить их притязаний. В результате в стране были частыми вспышки голода и сопутствующих заболеваний, самурайство разорялось, обороноспособность страны была снижена. Исправить все эти недостатки бакуфу планировало с помощью реформ, которые начались в «эпоху Танума».

[10] В настоящее время это территория северной части современной префектуры Тиба (千葉県) и западной части префектуры Ибараки (茨城県).

[11] Территория современного губернаторства Хоккайдо̄ (北海道), населенного в те годы по преимуществу айнами (эдзо).

[12] При этом возникала ситуация, что на экспорт могли уходить товары, которых не хватало в самой Японии – например, медь, которой японцы активно торговали с Кореей и, контрабандно – с Китаем, потреблявшим огромное количество меди для отливки монет.

[13] Т.н. «большой голод годов Тэммэй» (天明の大飢饉, 1782–1788). Считается, что за время голода погибло более 900 тыс. человек по всей Японии, при том, что население страны ко времени начала этого бедствия составляло около 26 млн. человек.

[14] Семенная ссуда выдавалась правительственными органами под льготный процент в неурожайные годы. Однако эта мера, призванная смягчить проблемы в пораженных неурожаем областях, открывала широкие возможности для развития коррупции.

[15] Т.н. «голод годов Хо̄рэки» (宝暦の飢饉), продолжавшийся с 1754 по 1757 гг. Примечательно, что представленный на экспертизу меч был сделан всего через 4 года после этих печальных событий.

[16] Поедание мяса коров и лошадей считается предосудительным как с точки зрения буддийской морали, осуждающей употребление в пищу мяса, поскольку это наносит урон живым существам, так и конфуцианства, поскольку лошадь и корова являются средствами производства для крестьянина и их уничтожение представляют собой, в самом лучшем случае, меру, необходимую для выживания в голодный год, но, тем не менее, осуждаемую обществом.

[17] В течение 1783–1788 гг. в стране каждый год происходило от 40 до 44 выступлений голодающих крестьян.

[18] В функции вакадосиёри входил контроль за вассалами дома Токугава, надзор за людьми свободных профессий, организация общественных работ, посменное командование гвардией сё̄гуна.

[19] Самурай, находящийся в прямом подчинении у сёгуна. Доход хатамото достигал 5-10 тыс. коку риса в год и самураи этого ранга пользовались правом прямого доклада сё̄гуну.

[20] Сразу после смерти Танума Окитомо началось падение рыночных цен на рис, что было воспринято народом как знак свыше. После того, как Сано Масакото совершил самоубийство, на его могилу началось паломничество благодарных крестьян, почитавших его в качестве своего избавителя.

[21] В результате очередного неурожая цены на рис в Эдо поднялись в 10 раз.

[22] Мацудайра Саданобу возглавил правительство 19 июня 1787 г. К этому времени в результате очередного неурожая в стране погибла 1/3 посевов риса.

[23] Правил с 1787 по 1837 гг.

[24] Княжество Сагара было возвращено под управление клана Танума только в 1823 г.

 

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
11 час назад, Чжан Гэда сказал:

К XVIII в. многие термины поменяли свое значение. Надо разбираться, что он имел в виду - механическое копирование, или же включение того, что уже поменяло свое значение и применяется в новом качестве.

Насколько понял - первое. По актуальным терминам (японским) он отдельно пишет. И там, где автор цитирует китайцев - очень много параллелей с законами Тайхорё/Тайхорицу, которые старше на 1000 лет.

 

11 час назад, Чжан Гэда сказал:

Гэ 合 - 0,104 л., если брать обычный шэн 升, если брать большой шэн - то ок. 0,18 л.

На эпоху Эдо "го" считают за 0,18 л.

Проблема в том, что диета японца на указанную эпоху - надежно не установлена. То есть - может быть указан именно "рисовый паек". А ситуация на 19-й век, когда есть надежная статистика по питанию - вот такая

Цитата

В конце 19 века на каждого жителя приходился эквивалент 1,5 коку риса. Всего собирается 42 млн коку риса и 45 млн коку прочих злаков, перевод всего зерна в рис по калориям - 65 млн коку риса. 

...

В питании японца половина - рис, еще половина - другие хлеба и бобовые. До 10 процентов - рыба и овощи.

...

При этом нормальное питание для большей части населения - смесь риса с другим зерном, около 1200 грамм, плюс 600-800 грамм овощей.

Питание преимущественно рисом - удел богатых людей.

 

11 час назад, Чжан Гэда сказал:

Соли 1 гэ. Т.е. от 100 до 180 г.

Плотность соли около 2 грамм на см3. То есть - чуть менее 400 грамм выходит. 

В "Зохо моногатари" - тоже есть эта норма. 1 го соли и 2 го мисо. Только она - на десять человек на день.

 

11 час назад, Чжан Гэда сказал:

Вообще, думаю, реально японцам XVII-XVIII вв. мало что светило, если бы пришлось сойтись в бою с Цинами

Скорее всего - так. У них боеспособность армии уже к Симабарскому восстанию упала очень и очень сильно. И оперативность реакции не блистала. Практически уверен, что проблем с высадкой (если в правильный сезон) не было бы, с закреплением на местности (если бы первый эшелон насчитывал хотя бы 10 000 бойцов) - тоже. Дальше - уже вопрос. Нужно организовать снабжение и наращивание сил. Так как японское ополчение на середину 17 века хоть уже и много слабее, чем на Корею, но все равно довольно многочисленно.

 

11 час назад, Чжан Гэда сказал:

Там было несколько иначе - головы потом считали

Так награды и поощрения выдавали за "головы". Поэтому, с точки зрения отдельного воина и его командира - вопрос с головами был делом первостепенной важности. Первый хочет награду, второй не хочет платить за нос убитой крестьянки, который ему уже второй раз показывают.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, Чжан Гэда сказал:

А то известные случаи голодовок XVIII-XIX вв. как бы сильно опровергают такую радужную картину

Главное подчеркнул. Голодовки могут случиться и даже вести к массовым смертям. Но ни одно общество не может жить в положении "постоянно голодающего". Крестьянин на 500 граммах риса в день в качестве нормального (а не экстраординарного) рациона помрет. И не "может быть" и "когда-нибудь", а "быстро и совершенно точно".

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 минуту назад, hoplit сказал:

Главное подчеркнул. Голодовки могут случиться и даже вести к массовым смертям. Но ни одно общество не может жить в положении "постоянно голодающего". Крестьянин на 500 граммах риса в день в качестве нормального (а не экстраординарного) рациона помрет. И не "может быть" и "когда-нибудь", а "быстро и совершенно точно".

Ну, голод Тэммэй - это не менее 1 млн. смертей при 24-25 млн. населения, и длился этот голод несколько лет. А таких было много. Актуальным было голодание и при Мэйдзи - рисовые бунты постоянные. Крупные рисовые бунты шли и в момент интервенции на ДВ. Попросту еды не хватало. С правления Мэйдзи стали закупать рис за границей, чтобы хоть как-то компенсировать.

А до этого была самоизоляция и никого из даймё сильно это не парило - собственно, Танума Окицугу был свергнут на волне голодных бунтов, но не за то, что при нем такой голод случился - при нем просто многие гэнро стали терять позиции, что было неприемлемо для них. А так - даже новый премьер ничего не мог сделать до тех пор, пока не нормализовалась ситуация с урожаем.

Совершенно точно они дохли. Прирост населения сдерживали искусственно. Крестьяне там точно не жировали - жрали все.

Вопрос о самовыживании крестьян был отдан на откуп самим крестьянам - положено оставить по норме - оставляли. А дальше - можешь собак съесть, можешь рыбы наловить, можешь украсть - помогает, если не попался. Но в целом - вертись как умеешь, если жить хочешь. Помните, в "Zatoichi" - мальчик-сирота дает всем в зад, чтобы только получить хоть что-то поесть. 

В Китае, кстати, было то же самое - когда Пэн Бай обследовал крестьян в Гуандуне (5 урожаев риса в год, если что), то около 70% крестьян страдали малокровием от постоянного недоедания. А еще болезни сердца, вызванные дисбалансом питания в момент взросления организма.

Т.ч. дохли. Только бешеные темпы размножения поддерживали популяцию.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ряд крупных голодовок периода Эдо:

Голод годов Канъэй (1640-1643). Для поисков - 寛永の大飢饉

Голод годов Кёхо (1732-1733). Для поисков -  享保の大飢饉

Голод годов Тэммэй (1782-1785). Для поисков -  天明の大飢饉

Голод годов Тэмпо (1833-1837). Для поисков - 天保の大飢饉

Мелкие локальные голодовки не в счет - это было нормой. Как и рисовые бунты. Жить хотелось всем, но не всем было разрешено. Многие жили вопреки, а умирали - в согласии с общей установкой "крутись, как можешь".

Города были в несколько лучшем положении - внеэкономическое принуждение выкачивало рис и концентрировало его у крупных рисоторговцев, которые спекулировали зерном.

Кстати, Танума Окицугу критиковали за то, что он дал ход таким спекулянтам - при нем купечество сильно потеснило аристократию, деньгами завоевывая то, что самураи завоевывали мечом.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вообще, голод в доиндустриальном обществе - это на 1-2-3. Постоянно.

Общество в доиндустриальном мире постоянно голодало. Вспомните, например, прекрасную английскую литературу XIX в. - как хорошо описан скудный рацион низов и их постоянный голод. Как мрут дети, как загибаются старики.

Даже СССР, начав быструю модернизацию, не избежал смертоносных голодовок. Иногда это было связано с непониманием ХКТ народов, СССР населявших (например, колхозы у кочевников). Лишь переход на промышленные уровни производства того же зерна позволяет избежать голода.

А для ранних этапов, например, как для Японии эпохи Мэйдзи - голодовки стали купировать ввозом дешевого риса из Индии или Китая. Где его тоже принудительно изымали у местных голодающих. И всем было плевать.

В Европе, кстати, практически во всех странах фольклор содержит упоминания о "стране Кукань" и т.п., где "молочные реки - кисельные берега" и прочие чудеса чревоугодия. И именно потому, что с усилением эксплуатации отчуждение прибавочного продукта было настолько сильным, что непосредственному производителю оставалось все меньше. 

А когда эксплуатация была не настолько сильна, то примитивность агрокультуры была препятствием для постоянной сытости. Крутиться приходилось всегда. 

Именно непрерывное "кручение" не позволило развиваться многим культурам, которые были поставлены в экстремальные условия выживания (например, народы Севера или таежные народы).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
5 часов назад, Чжан Гэда сказал:

Ну, голод Тэммэй - это не менее 1 млн. смертей при 24-25 млн. населения, и длился этот голод несколько лет.

Если бы на типовое "крестьянское лицо" приходилось по полкило риса "и все" - была бы не гибель пары процентов населения, которая отразилась в истории в качестве макабрического ужаса. Население Японии бы просто мерло до тех пор, пока от населения не осталось бы менее половины. 

Голод может случаться. Где-то. Когда-то. С кем-то. Чаще. Реже. Общество, которое не обеспечивает питание на уровне удовлетворения минимальной физической нормы для своего типового члена в обычных условиях - нонсенс. 3 го риса - эту норму НЕ удовлетворяет. Работник на такой диете быстро и без вариантов помрет. Никакой голод Тэммэй не понадобится. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 минуты назад, hoplit сказал:

Если бы на типовое "крестьянское лицо" приходилось по полкило риса "и все" - была бы не гибель пары процентов населения, которая отразилась в истории в качестве макабрического ужаса. Население Японии бы просто мерло до тех пор, пока от населения не осталось бы менее половины. 

Так все дело было в том, что традиционная японская деревня - это постоянно или голод, или на краю голода. Эксплуатация была просто чудовищной. Количество голодовок по нескольку лет длящихся - излишнее тому подтверждение.

Пробавлялись всем, чем можно, вдобавок к идеальному полкило риса (и его тоже, думаю, чаще на бумаге видели). Но спасало еле-еле. И очень сильно различались регионы - где-то (Кюсю) после голода годов Кёхо особо крупные бедствия уже не косили направо-налево, а где-то - и в годы Мэйдзи сосание лапы было неплохой добавкой к рациону.

Если бы на реставрация Мэйдзи - все было бы очень плохо. Баланс исправили при помощи поставок продовольствия из-за границы и земельной реформы. Постепенно все наладилось, но система была хрупкой - затянувшаяся (в первую очередь для Японии) русско-японская война показала, что экономика еще не тянет такие скачки.

8 минут назад, hoplit сказал:

Голод может случаться. Где-то. Когда-то. С кем-то. Чаще. Реже. Общество, которое не обеспечивает питание на уровне удовлетворения минимальной физической нормы для своего типового члена в обычных условиях - нонсенс. 3 го риса - эту норму НЕ удовлетворяет. Работник на такой диете быстро и без вариантов помрет. Никакой голод Тэммэй не понадобится. 

Так и дохли. Деревнями. Просто так. Без большого голода.

Вопрос в том, что воспроизводство населения для Японии было избыточным для феодального хозяйства. И жизнь низов никем не ценилась.

А в города рис свозили (налоги и принудительные поставки). Становились богаче, но на одном полюсе - жирок, а на другом - голый скелет. Надо было что-то в консерватории менять. И в 1868 г. грянуло. Повезло, что не очень сильно порезвились и с побежденными обошлись более или менее по-человечески.

Если рядовой японский крестьянин пробавлялся кое-как, то и страна стояла на месте. До 1850-х годов практически не было реальных попыток модернизации. Потом начали, под внешним давлением, раскрывать амбары - финансировать строительство новых типов металлургических печей, верфей и т.п. Но это была капля в море - как "реформы" движения самоусиления в цинском Китае. Потому и реставрация Мэйдзи была неизбежна со всеми последствиями в экономическом и социальном отношениях.

Парадокс Японии в том, что она выстроила собственную империю на очень скудной базе - и в сырьевом, и в промышленном, и в продовольственном, и в технологическом отношениях. Уровень военной техники - квинтэссенции науки для милитаристов - был невысок даже во время ВМВ. Отдельные удачные разработки тонули в массе откровенного барахла.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сразу вспомнился фильм Легенда о Нараяме”, в фильме стариков по достижении семидесяти лет, относили в горы и оставляли умирать.

Если верить одному французскому автору, то в современной Японии доиндустриальный период истории (и, не только в Японии) идеализируется: “При этом в кино и исторических телесериалах Эдо предстает как некое волшебное время, период, когда Япония жила в мире и вдали от иностранного влияния как страна верных и бесстрашных самураев, трудолюбивых крестьян и суровых, но справедливых лидеров.”

А, ведь большинство японцев, это не потомки самураев или аристократии, предки большинства японцев были обычными крестьянами. 

Даже в Императорской Японии, даже после отмены крепостного права, японский крестьянин был закабален и находился на положении полукрепостного и был зависим от помещика, и только американская оккупация и реформы Доджа окончательно освободили японского крестьянина.

Я не уверен, что японский экономический взлет – бум Идзанаги” был бы возможен без американской оккупации, американцы дали Японии рынок больше и богаче, чем вся их “сфера сопроцветания”.

Я не думаю, что исторически японцем присуще какие-либо особые качеств в сравнении с другими восточноазиатскими народами японцам просто банально повезло, что Япония находилась на отшибе.
Япония самая переоцененная страна мира.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
6 часов назад, Justinus сказал:

Сразу вспомнился фильм Легенда о Нараяме”, в фильме стариков по достижении семидесяти лет, относили в горы и оставляли умирать.

Аналогичный обычай, по легендам, был у корейцев.

6 часов назад, Justinus сказал:

в современной Японии доиндустриальный период истории (и, не только в Японии) идеализируется

Проблемы недоедания (причем регулярного) очень часто игнорируются. Даже идеализируются отдельные периоды - мол, а вот в это время (и далее рассказ с придыханием)!

6 часов назад, Justinus сказал:

Даже в Императорской Японии, даже после отмены крепостного права, японский крестьянин был закабален и находился на положении полукрепостного и был зависим от помещика, и только американская оккупация и реформы Доджа окончательно освободили японского крестьянина.

Все равно, земельная реформа периода Мэйдзи позволила быстро создать крупные земельные владения и перейти на промышленное производство сельхозпродукции, и высвободить руки для города, чтобы дать кадры промышленности.

6 часов назад, Justinus сказал:

Я не уверен, что японский экономический взлет – бум Идзанаги” был бы возможен без американской оккупации, американцы дали Японии рынок больше и богаче, чем вся их “сфера сопроцветания”.

Демилитаризация Японии позволила перенаправить усилия внутри страны. До 1945 г. основные усилия были направлены на развитие тяжелого машиностроения, химической промышленности, развития авиации и флота, усиления ВС страны. Остальное было побочным.

После войны армия резко сокращена, расходы на оборону до недавнего времени были сильно сокращены (ограничение 1% ВВП) - перераспределение финансовых потоков внутри страны дало возможность вырваться вперед. Правда, гарантом Японии теперь является не национальная недоармия и недофлот, а США.

В последнем кризисе у островов Сэнкаку от решительных действий КНР удержала позиция США, объявивших, что бомбометания на полигоне Кубодзима (в составе архипелага) отменять не будут. Можно представить, что было бы, если КНР послала бы отряд кораблей для занятия Сэнкаку, а американцы устроили бы учебное бомбометание по Кубодзима.

6 часов назад, Justinus сказал:

Я не думаю, что исторически японцем присуще какие-либо особые качеств в сравнении с другими восточноазиатскими народами японцам просто банально повезло, что Япония находилась на отшибе.

В прикладном искусстве они действительно очень неплохи, но надо учесть, что расцвет японского ДПИ - это как раз период Эдо. А многие артефакты старины глубокой - копии периода Эдо. Традиция, к сожалению, такова, что если, скажем, Дайбуцудэн или Сёсоин уже давно не имеет в конструкции ни одного бревна периода Нара, он до сих пор считается оригиналом, а не копией. 

6 часов назад, Justinus сказал:

Япония самая переоцененная страна мира.

Да, есть такой момент. Очень много легенд, которые были с восторгом восприняты первыми японоведами и дипломатами, и с диким восторгом растиражированы, при этом главным критерием было то, что "мы так считаем", а не разумные обоснования и сравнительный анализ культуры всех стран ДВ.

Правда, теперь Корея и Китай пытаются то же самое сделать, но первого места им не видать - поздно начали.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
23 часа назад, Чжан Гэда сказал:

Демилитаризация Японии позволила перенаправить усилия внутри страны. До 1945 г. основные усилия были направлены на развитие тяжелого машиностроения, химической промышленности, развития авиации и флота, усиления ВС страны. Остальное было побочным.

США сделали из бедной и сословной страны с феодальными пережитками современное капиталистическое государство.

После реформ совершенных при Мэйдзи, Япония (я имею в виду 30-е и 40-е) сильно закостенела, и если бы Япония не начала грабить и разорять другие азиатские страны, Япония рано или поздно начала бы проигрывать им в экономической конкуренции (в моем доме почти нет электроники или техники из Японии, большая часть техники и электроники из Китая, Южной Кореи или Европы), так же как Япония сейчас проигрывают в экономической конкуренции Китаю, Южной Кореи, а в чем то даже близкому к Японии ̣(Foxconn производящий почти все и поглотившей Sharp) Тайваню.

У Японии есть сильный “soft power”, а именно японская анимация, и если бы не “soft power”, то Япония в сознании простых обывателей воспринималась бы также как любая азиатская страна с высоким ВВП ППС на душу населения. 
Никто бы не рассказывал сказки об Японии как лучшей стране на земле, актуальных в лучшем случае для прошлого века и то для Азии.

23 часа назад, Чжан Гэда сказал:

Правда, теперь Корея и Китай пытаются то же самое сделать, но первого места им не видать - поздно начали.

Им не нужно повторять ошибки Японии. Япония экономически переиграла запад за счет более низких зарплат и сверхэксплуатации работников но сейчас эти методы не работают.

Японцам надо было учиться мыслить творчески и независимо, покончить с использованием татемаэ в статистике, и менять свою корпоративную культуру где работников загоняют до смерти (каро:си). 

Оффтопик. 
Как обстоят дела в российской японистике в области современной Японии? 
Я не так много знаю российских экспертов по современной Японии.

По РосТВ показывали интервью кого-то Стрельцова, я поискал его в интернете и нашел его статью “Япония — Россия: «два плюс альфа» равно «ни пяди родной земли»?” где он мягко подводит к тому, что свои острова Россия Японии должна таки отдать, я не гражданин России и к России по большей части индифферентен, но в объективности данного эксперта, я сильно засомневался. 

P.S 

Я как то читал статью в блоге одного англичанина, он прожил в Японии около 10 лет и был женат на японке, и по итогу он настолько возненавидел Японию, что пообещал себе, что и ноги его больше в Японии не будет.
Я сейчас учу японский язык, мне очень хочется хорошо изучить эту страну.

Изменено пользователем Justinus

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 08.05.2019в19:09, Justinus сказал:

США сделали из бедной и сословной страны с феодальными пережитками современное капиталистическое государство.

До определенной степени.

Сословные пережитки до сих пор негласно сохраняются. Это есть.

К тому же США в 1945 г. столкнулась уже не с полным унылым феодализмом - годы Мэйдзи и Тайсё оставили свои следы. Да и первые годы Сёва тоже что-то дали для развития страны.

В 08.05.2019в19:09, Justinus сказал:

Япония (я имею в виду 30-е и 40-е) сильно закостенела, и если бы Япония не начала грабить и разорять другие азиатские страны, Япония рано или поздно начала бы проигрывать им в экономической конкуренции

Еще в 1960-е годы была модной присказка "есть товары хорошие, плохие и японские". Японские считались верхом отстоя. Но справились уже к началу 1980-х. Теперь это своего рода знак качества.

В 08.05.2019в19:09, Justinus сказал:

так же как Япония сейчас проигрывают в экономической конкуренции Китаю, Южной Кореи, а в чем то даже близкому к Японии ̣(Foxconn производящий почти все и поглотившей Sharp) Тайваню.

Наверное, еще не проигрывает, хотя очень сильно разрывы сократились.

Южная Корея сейчас - один из основных кредиторов США. Что интересно, если захочет - может там шорох навести экономически, но боится, что Штаты выведут войска из Кореи и тогда с Ким Чен Ыном придется махаться без нормальной армии и собственного Генштаба (да-да, в Республике Корея нет даже своего Генерального Штаба!).

В 08.05.2019в19:09, Justinus сказал:

У Японии есть сильный “soft power”, а именно японская анимация, и если бы не “soft power”, то Япония в сознании простых обывателей воспринималась бы также как любая азиатская страна с высоким ВВП ППС на душу населения. 
Никто бы не рассказывал сказки об Японии как лучшей стране на земле, актуальных в лучшем случае для прошлого века и то для Азии.

Судя по восприятию Японии, она века этак с XVII в европейском сознании лидировала. Очень сильно противопоставляли ее Китаю, находили массу плюсов, вплоть до того, что наши послы, посетившие Китай в XVII в., уверяли, что все хорошие вещи, которые они привезли в Москву, были сделаны в Японии, а не в Китае. И даже иезуиты уверяли Спафария Милеску, что японцы обучали цинские войска. Бред, конечно, но источники - они на то и источники, что фиксируют не только реальное положение вещей, но и умонастроения.

В 08.05.2019в19:09, Justinus сказал:

Им не нужно повторять ошибки Японии. Япония экономически переиграла запад за счет более низких зарплат и сверхэксплуатации работников но сейчас эти методы не работают.

Они ничего другого не сделают. Сейчас Китай живет за счет низкого уровня потребления в стране. Но очень меткое замечание одной знакомой дамы (Сюй Сяоцзинь) из торгово-инженерной компании в Гуанчжоу - в Китае товар стоит ровно столько, сколько вы за него платите. Только качество будет разное. Хотите товар за 1 доллар - пожалуйста, качество будет соответствующее и не плачьте. Хотите его же, но за 100 долларов - будет за 100 долларов, и качество будет на все 100.

В 08.05.2019в19:09, Justinus сказал:

Японцам надо было учиться мыслить творчески и независимо, покончить с использованием татемаэ в статистике, и менять свою корпоративную культуру где работников загоняют до смерти (каро:си). 

Сейчас это не актуально. Японцы уже не те. Молодежь уже давно ищет только развлечений, пожизненный найм сохраняется только на госслужбе, но это уже не почетно - деньги не те.

В 08.05.2019в19:09, Justinus сказал:

Оффтопик. 
Как обстоят дела в российской японистике в области современной Японии? 
Я не так много знаю российских экспертов по современной Японии.

Не знаю, если честно. Секцию японоведения в ИДВ РАН планировали закрыть, как все, что не занимается изучением Китая. Думаю, как и с Кореей - много тех, кто изучает страну на месте, но мало, кто смог бы осмыслить теоретически свои практические наработки.

В 08.05.2019в19:09, Justinus сказал:

По РосТВ показывали интервью кого-то Стрельцова, я поискал его в интернете и нашел его статью “Япония — Россия: «два плюс альфа» равно «ни пяди родной земли»?” где он мягко подводит к тому, что свои острова Россия Японии должна таки отдать, я не гражданин России и к России по большей части индифферентен, но в объективности данного эксперта, я сильно засомневался. 

Там есть определенного рода юридические попытки подвести обоснование под эти дела, но главное - это заявление Японии в 1905 г., что прошедшая война перечеркивает предыдущие договоренности. А японцы пытаются апеллировать к договоренностям XIX в., когда Сахалин отдали России, а Курилы - к Японии. 

Но что работает в одну сторону - не может не работать в другую. Т.е. если японцы на переговорах в Портсмуте это озвучили - почему мы должны не использовать эту же формулу?

Правда, сявок и либерастов хватает повсюду.

В 08.05.2019в19:09, Justinus сказал:

Я как то читал статью в блоге одного англичанина, он прожил в Японии около 10 лет и был женат на японке, и по итогу он настолько возненавидел Японию, что пообещал себе, что и ноги его больше в Японии не будет.

Ну, тут ситуация, которую про всех можно сказать. У нас была родственница, она приехала на Шикотан еще в конце 1940-х, когда японцев еще не репатриировали. Когда в начале 1990-х все на Шикотане в связи с козыревскими обещаниями все отдать Японии народ испытывал эйфорию, что мол, будем теперь жить в Японию (я хорошо помню, как японцы тоннами поставляли учебники японского языка в Малокурильск), она не раз говорила - ой, пожалеете. 

Но то же самое можно сказать и про китайцев, и про корейцев. У нас на Сахалине было 3 главные общины - славянская (русские, украинцы, белорусы), татарская (татары, башкиры) и корейская. Корейская всегда была особняком и отношения, надо сказать, между общинами отсутствовали. Только у тех, кто хотел реально, по-человечески дружить, были какие-то контакты. А так - общины друг друга не сильно любили. Хотя когда в 1980-е ввели талоны на рис и муку, русские с корейцами менялись - русские отдавали корейцам талоны на рис, а они нам - на муку. Так и жили - вместе, но врозь.

В 08.05.2019в19:09, Justinus сказал:

Я сейчас учу японский язык, мне очень хочется хорошо изучить эту страну.

Здоровый скептицизм по отношению к стране изучаемого языка - это очень хорошо. Главное, не переусердствовать в этом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, Чжан Гэда сказал:

Еще в 1960-е годы была модной присказка "есть товары хорошие, плохие и японские". Японские считались верхом отстоя. Но справились уже к началу 1980-х. Теперь это своего рода знак качества.

Немецкие товары тоже когда-то считались верхом отстоя.

3 часа назад, Чжан Гэда сказал:

Судя по восприятию Японии, она века этак с XVII в европейском сознании лидировала. Очень сильно противопоставляли ее Китаю, находили массу плюсов, вплоть до того, что наши послы, посетившие Китай в XVII в., уверяли, что все хорошие вещи, которые они привезли в Москву, были сделаны в Японии, а не в Китае. И даже иезуиты уверяли Спафария Милеску, что японцы обучали цинские войска. Бред, конечно, но источники - они на то и источники, что фиксируют не только реальное положение вещей, но и умонастроения.

ИМХО. Когда говорят о каких-либо недостатках Китая, это китайцы такие плохие, а когда речь заходит о недостатках Японии и японцев, “это такая загадочная и уникальная японская культура”. 
Но, вот например Япония славятся чистотой своих улиц, но так было далеко не всегда!  По свидетельству Мещерякова (есть на сайте Алимова про урны и туалеты), улицы Японии 70-х были теми еще свинарниками.

3 часа назад, Чжан Гэда сказал:

Они ничего другого не сделают. Сейчас Китай живет за счет низкого уровня потребления в стране. Но очень меткое замечание одной знакомой дамы (Сюй Сяоцзинь) из торгово-инженерной компании в Гуанчжоу - в Китае товар стоит ровно столько, сколько вы за него платите. Только качество будет разное. Хотите товар за 1 доллар - пожалуйста, качество будет соответствующее и не плачьте. Хотите его же, но за 100 долларов - будет за 100 долларов, и качество будет на все 100.

Я не сторонник превосходства западной цивилизации, но как мне кажется если китайцы и корейцы сохранили возможность и желание учится у запада и перенимать у запада что либо полезное, то японцы эту способность почти полностью утратили.

3 часа назад, Чжан Гэда сказал:

Сейчас это не актуально. Японцы уже не те. Молодежь уже давно ищет только развлечений, пожизненный найм сохраняется только на госслужбе, но это уже не почетно - деньги не те.

Цитирую “Царьград”: “По данным местных СМИ, в 2017 году в Японии зафиксировали 190 "смертей от переутомления", которые из-за массового распространения даже получили специальный термин - "кароси" (В той же новости говорится, что в Японии вроде бы вступил в силу запрет на переработку, но не знаю, будет ли этот закон исполнятся. Хотя может и будет японцы те еще конформисты и привыкли подчинятся правилам).”

Пожизненный наем (в довоенной Японии, пожизненного найма кстати не было) исчез не от хорошей жизни, японцы бы рады работать пожизненно, как раньше да компании больше не могут себе позволить это финансово.

Рост рынка услуг и популярность японской медиа-продукции: видеоигры, поп-музыка и анимация все это последствие медленной, ползучей деиндустриализации и депопуляции Японии. Поколение NEET это лишь следствие, а не причина. А, так что то поменялось в Японии? Нет. Как была жесткая муштра с самого детства, так и осталось, как было выдавливание всех нестандартно мыслящих и творческих людей со стороны общества, так и осталось. Нужно смотреть по фундаментальным наукам и фундаментальным исследованиям, но у меня нет этих данных, но если присмотреться ядерным авариям в Японии, то я в технологическом превосходстве Японии сильно сомневаюсь.

Изменено пользователем Justinus

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
17 минуту назад, Justinus сказал:

Немецкие товары тоже когда-то считались верхом отстоя.

Наверное, это было очень давно.

Практически все мечи в домонгольской Руси - с территории современной Германии. Собственно, Золинген - все время был весьма уважаемым центром клинкового производства, золингеновские мастера у нас Златоуст ставили и мастеров обучали.

Ткани немецкие, стекло, механические изделия, оружие - ОЧЕНЬ давно считались очень хорошими (скажем, Англия так и не смогла наладить производство доспехов и мечей, сравнимых с немецкими).

19 минуту назад, Justinus сказал:

ИМХО. Когда говорят о каких-либо недостатках Китая, это китайцы такие плохие, а когда речь заходит о недостатках Японии и японцев, “это такая загадочная и уникальная японская культура”. 
Но, вот например Япония славятся чистотой своих улиц, но так было далеко не всегда!  По свидетельству Мещерякова (есть на сайте Алимова про урны и туалеты), улицы Японии 70-х были теми еще свинарниками.

Есть масса свидетельств, что сеттльменты японцев в Китае и Корее в конце XIX в. отличались чистотой и благоустроенностью.

Довольно рано их отучили плеваться и ходить опущенными. Еще при Мэйдзи Япония сильно изменилась в этом отношении.

21 минуты назад, Justinus сказал:

Я не сторонник превосходства западной цивилизации, но как мне кажется если китайцы и корейцы сохранили возможность и желание учится у запада и перенимать у запада что либо полезное, то японцы эту способность почти полностью утратили.

Китайцы ничему особо учиться не хотели и сейчас особо сильно не хотят. Там очень много сложностей с чисто психологическим восприятием западных достижений. Как говорится, многие вещи там воспринимаются как карго-культ - внешность имитируют хорошо, сущность понимают не всегда. И это с начала политики самоусиления (1862).

23 минуты назад, Justinus сказал:

Цитирую “Царьград”: “По данным местных СМИ, в 2017 году в Японии зафиксировали 190 "смертей от переутомления", которые из-за массового распространения даже получили специальный термин - "кароси" (В той же новости говорится, что в Японии вроде бы вступил в силу запрет на переработку, но не знаю, будет ли этот закон исполнятся. Хотя может и будет японцы те еще конформисты и привыкли подчинятся правилам).”

Вопрос, что такое "смерть от переутомления". Вообще, на их население такое количество "сгоревших на работе" - крайне мало.

24 минуты назад, Justinus сказал:

Пожизненный наем (в довоенной Японии, пожизненного найма кстати не было) исчез не от хорошей жизни, японцы бы рады работать пожизненно, как раньше да компании больше не могут себе позволить это финансово.

До конца войны, если поступил на работу - не увольняли. Правда, за это требовалось пахать за всю мазуту. Но после войны постепенно от этого стали отходить - с одной стороны, не выгодно, с другой - народ уже не сильно хочет.

25 минуты назад, Justinus сказал:

Рост рынка услуг и популярность японской медиа-продукции: видеоигры, поп-музыка и анимация все это последствие медленной, ползучей деиндустриализации и депопуляции Японии. Поколение NEET это лишь следствие, а не причина.

Ну, в Корее, пожалуй, не хуже процессы. И на Тайване. Хотя старые тайваньские китайцы, переселившиеся с Чан Кайши, еще до сих пор строем ходят.

26 минуты назад, Justinus сказал:

А, так что то поменялось в Японии? Нет. Как была жесткая муштра с самого детства, так и осталось, как было выдавливание всех нестандартно мыслящих и творческих людей со стороны общества, так и осталось. Нужно смотреть по фундаментальным наукам и фундаментальным исследованиям, но у меня нет этих данных, но если присмотреться ядерным авариям в Японии, то я в технологическом превосходстве Японии сильно сомневаюсь.

Вряд ли так все страшно. Например, уже в 1894 г. один из кардинальных вопросов микробиологии - выделение возбудителя чумы - оспаривали датчанин Йерсен и японец Китадзато. Собственно, и сейчас японцы делают много и разработок, и изобретений. 

Да и с творчеством все очень неплохо. А с ядерными авариями - ну, у увсех все бывает. А страшная авария на Фукусима - это, в значительной степени, следствие землетрясения.

У японцев действительно перекос с придыханиями от исследователей - , я полностью разделяю мнение, что "то, что у всех - косяк, у японцев - следствие их культуры и интеллекта". Но в целом, далеко не все так мрачно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас

  • Похожие публикации

    • Полное собрание документов Ли Сунсина (Ли Чхунму гон чонсо).
      Автор: hoplit
      Просмотреть файл Полное собрание документов Ли Сунсина (Ли Чхунму гон чонсо).
      Полное собрание документов Ли Сунсина (Ли Чхунму гон чонсо). Раздел "Официальные бумаги". Сс. 279. М.: Восточная литература. 2017.
      Автор hoplit Добавлен 30.04.2020 Категория Корея
    • Полное собрание документов Ли Сунсина (Ли Чхунму гон чонсо).
      Автор: hoplit
      Полное собрание документов Ли Сунсина (Ли Чхунму гон чонсо). Раздел "Официальные бумаги". Сс. 279. М.: Восточная литература. 2017.
    • Тхамна (Чеджудо)
      Автор: Чжан Гэда
      Ю.В. Ванин указывал, что остров Тхамна (Чеджудо) вошел в состав Корё в 1105 г. На этом острове все очень специфическое и не совсем корейское по происхождению. Но после подавления лисынмановцами восстания на Чеджудо в 1948-1950 гг. остров был в значительной степени "нивелирован" с остальной Кореей - в частности, увеличилась доля переселенцев с материка, что сказалось на языке, обычаях и т.д.
      Вот что пишет об этом острове Сун Лянь в "Юань ши", цз. 208:
      耽羅,高麗與國也。
      Даньло (кор. Тхамна) - дружественная Корё страна.
      世祖既臣服高麗,以耽羅為南宋、日本衝要,亦注意焉。
      Шицзу (Хубилай) уже покорил Корё (Корё покорилось в 1259 г. - хронологическая неточность, Хубилай стал править с 1260 г.), и обратил внимание на Даньло, поскольку [оно было] важно в отношении Южной Сун и Японии.
      至元六年七月,遣明威將軍都統領脫脫兒、武德將軍統領王國昌、武略將軍副統領劉傑往視耽羅等處道路,詔高麗國王王禃選官導送。
      7-й месяц 6-го года Чжиюань (июль-август 1269 г.). Послали Минвэй-цзянцзюня дутунлина Тотоэра, Удэ-цзянцзюня тунлина Ван Гочана, Улюэ-цзянцзюня фу тунлина Лю Цзе отправиться на Тхамна и в прочие дороги (зд. эквив. слову "провинция") с инспекцией, повелев правителю владения Корё Ван Сику (государь Вонджон, 1219/1259-1274) отобрать чиновников для их сопровождения.
      時高麗叛賊林衍者,有餘黨金通精遁入耽羅。
      В это время в Корё остатки сторонников изменника Им Ёна (1215-1270) во главе с Ким Тхунджоном (? - 1273) бежали в Даньло. 
      九年,中書省臣及樞密院臣議曰:
      В 9-м году (1272) сановники Чжуншушэн (имперская канцелярия) и сановники Шумиюань (Тайный совет) посовещались и доложили:
      「若先有事日本,未見其逆順之情。
      "Если сначала иметь дело с Японией, [то мы] не замечали, чтобы у этого мятежника было желание подчиниться.
      恐有後辭,可先平耽羅,然後觀日本從否,徐議其事。
      Боимся, что это может иметь последствия.  Можно сначала усмирить Даньло, а уж после этого обратим внимание на Японию, без спешки, спокойно обсудим это дело.
      且耽羅國王嘗來朝覲,今叛賊逐其主,據其城以亂,舉兵討之,義所先也。」
      Кроме того, правитель владения Даньло некогда уже являлся на аудиенцию ко двору, а сейчас мятежники изгнали этого правителя и, заняв его город, бунтуют, собираем войско, чтобы покарать его/ Cделать это в первую очередь будет справедливым" 
      十年正月,命經略使忻都、史樞及洪茶丘等率兵船大小百有八艘,討耽羅賊黨。
      Начальный месяц 1273 г. Велели цзинлюэши Синьду и Ши Шу (1221-1287), а также Хон Дагу с прочими повести войска на 108 больших и малых кораблях покарать мятежников в Даньло.
      六月,平之,於其地立耽羅國招討司,屯鎮邊軍千七百人。
      В 6-м месяце усмирили [их], учредив в их землях Даньло чжаотаосы (Управление по усмирению Даньло), и разместили гарнизонами пограничные войска (бяньцзюнь) - 1700 человек.
      其貢賦歲進毛施布百匹。
      [Установили] им ежегодную дань в 100 штук холста [сорта] маоши.
      招討司後改為軍民都達魯花赤緫管府,又改為軍民安撫司。
      Впоследствии чжаотаосы было реорганизовано в Цзюньминь ду далухуачи цзунгуаньфу (Главная ставка управляющего войсками и народом даругачи), и [затем] превращено в [управление] Цзюньминь аньфусы (Управление по успокоению войска и народа).
      三十一年,高麗王上言,耽羅之地,自祖宗以來臣屬其國;
      В 31-м году (1294) правитель Корё подал доклад, [говоря], что земли Даньло со времен [его] предков подчинялись его владению. 
      林衍逆黨既平之後,尹邦寶充招討副使,以計求徑隸朝廷,乞仍舊。
      После того, как Им Ён с кучкой изменников был покаран, [этим] уделом управлял помощник чжаотаоши Баочун, [и поэтому правитель Корё] намеревается просить двор сделать все по-старому".
      帝曰:
      Государь молвил:
      「此小事,可使還屬高麗。」
      "Это дело малое, можно вернуть [эти земли] Корё".
      自是遂復隸高麗。
      И немедленно после этого [Даньло] снова возвратили Корё.
    • Stephen Turnbull. Fighting Ships of the Far East
      Автор: foliant25
      Просмотреть файл Stephen Turnbull. Fighting Ships of the Far East
      1 PDF -- Stephen Turnbull. Fighting Ships of the Far East (1) China and Southeast Asia 202 BC–AD 1419
      2 PDF -- Stephen Turnbull. Fighting Ships of the Far East (2) Japan and Korea AD 612–1639
      3 PDF русский перевод 1 книги -- Боевые корабли древнего Китая 202 до н. э.-1419
      4 PDF русский перевод 2 книги -- Боевые корабли Японии и Кореи 612-1639
      Год издания: 2002
      Серия: New Vanguard - 61, 63
      Жанр или тематика: Военная история Китая, Кореи, Японии 
      Издательство: Osprey Publishing Ltd 
      Язык: Английский 
      Формат: PDF, отсканированные страницы, слой распознанного текста + интерактивное оглавление 
      Количество страниц: 51 + 51
      Автор foliant25 Добавлен 10.10.2019 Категория Военное дело
    • Stephen Turnbull. Fighting Ships of the Far East
      Автор: foliant25
      1 PDF -- Stephen Turnbull. Fighting Ships of the Far East (1) China and Southeast Asia 202 BC–AD 1419
      2 PDF -- Stephen Turnbull. Fighting Ships of the Far East (2) Japan and Korea AD 612–1639
      3 PDF русский перевод 1 книги -- Боевые корабли древнего Китая 202 до н. э.-1419
      4 PDF русский перевод 2 книги -- Боевые корабли Японии и Кореи 612-1639
      Год издания: 2002
      Серия: New Vanguard - 61, 63
      Жанр или тематика: Военная история Китая, Кореи, Японии 
      Издательство: Osprey Publishing Ltd 
      Язык: Английский 
      Формат: PDF, отсканированные страницы, слой распознанного текста + интерактивное оглавление 
      Количество страниц: 51 + 51