Сергий

300 золотых поясов

28 сообщений в этой теме

В донесении рижских купцов из Новгорода от 10 ноября 1331 года говорится о том, что в Новгороде произошла драка между немцами и русскими, при этом один русский был убит.Для того чтобы урегулировать конфликт, немцы вступили в контакт с тысяцким (hertoghe), посадником (borchgreue), наместником (namestnik), Советом господ (heren van Nogarden) и 300 золотыми поясами (guldene gordele). Конфликт закончился тем, что немцам вернули предполагаемого убийцу (его меч был в крови), а они заплатили 100 монет городу и 20 монет чиновникам.

Кто же были эти люди, именуемые "золотыми поясами"?

Что еще о них известно?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот здесь очень хороший ответ на Ваш вопрос:

В известных документах XIV столетия упоминаются некие «300 золотых поясов». Эти «300 золотых поясов» давно уже занимают историков, которые в конце концов договорились видеть в них главный исполнительный орган Новгородской республики — его иначе называли Советом Господ. О таком сенате мы хорошо знаем из многих источников XIII–XV веков.

300 членов сената — это громадная цифра, но она вполне пропорциональна громадному числу участников веча, согласно привычному представлению. Если на вече собирались тысячи новгородцев, то, создав исполнительный орган из трех сотен людей, они не были особенно расточительны. Но мы уже видели, что вече не могло быть большим. И это усиливает недоумение. Выходит, что, по крайней мере, большинство вечников были в то же время членами Совета Господ, сановниками государственного аппарата?

Попробуем подойти к «300 золотым поясам» так же, как и к размеру вечевого собрания. В 1433 году архиепископ Еффимий построил в Новгородском кремле специальное помещение для заседаний Совета Господ. Это помещение сохранилось без перестроек до сегодняшнего дня. В нем сейчас выставлены драгоценные предметы древнерусского ювелирного искусства и называется оно Грановитой палатой Новгородского кремля. И вот оказывается: Грановитая палата вовсе не приспособлена для размещения трехсот человек. Это сравнительно небольшая комната с полезной площадью около 165 квадратных метров, к тому же еще ограниченная особенностями планировки. В ней могло заседать максимум несколько десятков человек.

А если мы обратимся к другим источникам, чтобы по ним восстановить число членов сената, то придем к цифре в 40–50 человек, которая как раз соответствует возможностям Грановитой палаты. В момент постройки этого зала в составе Совета Господ насчитывалось 24 посадника, 6 тысяцких, архиепископ, архимандрит, 2 купеческих старосты, игумены пяти монастырей и, по-видимому, около десятка исполнителей других важнейших государственных должностей.

Значит, «300 золотых поясов» и Совет Господ — не одно и то же. Крупнейший русский историк В. О. Ключевский, также заметив разницу между сенатом и «300 золотыми поясами», еще в начале XX века предположил: Золотые пояса — это вся новгородская администрация, включая представителей улиц. Впрочем, здесь же он высказал еще одно предположение: «Триста — круглое число, приблизительно определявшее количество всех местных и общих городских властей или показывающее, сколько считалось в городе знатных домов, старшие члены которых были этими властями».

Но Ключевский не знал того, что знаем мы сегодня. Триста — это приблизительно то число, которое соответствует вместимости вечевой площади. А если это так, то именно вечники и были «золотыми поясами».

<http://otvet.mail.ru/question/80592756>

Дополню, что была в "грановитой палате" Новгородского кремля, там 300 человек действительно никак не поместятся.

Мне так кажется, что число 300 вообще носит некий сакральный смысл.

Смотрите сами: 300 фамилий входило в "Золотую книгу" Венецианской республики

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E5%ED%E5%...%E1%EB%E8%EA%E0

Высшим органом республики являлся Большой совет, который избирал основные советы и главных магистратов республики, включая дожа. С 1297 года членство в Большом совете было существенно ограничено, только человек, чьи предки заседали в составе Совета, мог стать его членом. Все они были занесены в специальную книгу, которая носила название «Золотая книга». В Золотой книге насчитывалось порядка 300 фамилий венецианских семей. Каждый мужчина из семьи нобилей (аристократов) по достижении 25-летнего возраста входил в состав совета.

Первоначально совет насчитывал 400—500 человек. Позднее его численность выросла до тысячи с лишним человек. Максимально Совет включал в себя до 2500 членов. Таким образом, в Совет входило порядка 5 % всего взрослого мужского населения Венеции.

Опять же из истории известны "300 спартанцев". smile.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

...

Мне так кажется, что число 300 вообще носит некий сакральный смысл.

...

И мне тоже так кажется.

"И беша у него варязи и словени и прочи, прозвашася русью. Се же Олегъ нача городы ставити, и устави дани словеномъ, кривичемъ и мери, и устави варягомъ дань даяти от Новагорода гривенъ 300 на лето, мира деля, еже до смерти Ярославле даяше варягомъ".

Опять же из истории известны "300 спартанцев".
И 300 всадников на страже храма Свентавита.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И 300 всадников на страже храма Свентавита.

Да, и Пифагор создал "Совет 300"- тайный научный, политический и религиозный орден. smile.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вообще золотые пояса на Руси были принадлежностью аристократии.

Не могу утверждать со 100% уверенностью, но происхождение новгородских поясов может быть новоторжское.

Торжок как поселение возник в 9-10 вв. А именно там до сих пор известен золотошвейный промысел. smile.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

300 золотыми поясами (guldene gordele)
300 фамилий входило в "Золотую книгу" Венецианской республики
300 всадников на страже храма Свентавита
Я бы добавил 300 сенаторов. Если это было у римлян, то пришло, наверное, от этрусков. А они ох какие были ребята сведующие в магических дисциплинах!

Если для древних 300 число сакрально отмеченное и не случайное, то ключ к нему может быть в нумерологии, как качественной арифметике. Если 300 последовательно делить на первую основу мирозданья, четвёрку, то получим такую последовательность цифр: 300:4=75:4=18,75:4=4,68:4=1,17:4=0,29. А если параллельно те же 300 делить поочерёдно то на первую (4), то на вторую (3) основы мирозданья, то получим следующую запись: 300:4=75:3=25:4=6,25:3=2,08:4=0,52:3=0,17:4=0,29. Как видим, обе записи кончаются одной общей числовой праосновой, общим знаменателем пространства и времени, Солнца и Луны, мужского и женского и проч. базовых оппозиций, если рассуждать нумерологически. Единство пространственно-временного континуума можно также выразить 4х3=12 или на манер новой, действующей ныне нумерологии - 4+3=7. Но это будет взгляд, так сказать, с лица. А вот если посмотреть на процесс с обратной стороны - то пляшем от 300, как от печки к выражению глубокого внутреннего единства мирозданья.

P.S. Я не сумасшедший, просто пытаюсь (иногда по случаю) стать на место древних и думать как они... smile.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Так может быть термин "300 золотых поясов" не стоит воспринимать буквально?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Скажу глупость и убегу пока бананами не закидали:

отряд элитных наемников?

или что-то типа офицерского собрания тех времён?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Скажу глупость и убегу пока бананами не закидали:

отряд элитных наемников?

или что-то типа офицерского собрания тех времён?

Почему глупость?

В хазарском Саркеле было 300 катафрактариев, которые менялись ежегодно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

1)

Но Ключевский не знал того, что знаем мы сегодня. Триста — это приблизительно то число, которое соответствует вместимости вечевой площади. А если это так, то именно вечники и были «золотыми поясами».
Это мнение разделяемое академиком В. Л. Яниным, но с Валентином Лаврентьевичем не согласен датский историк Кнуд Расмуссен, который посвятил этой загадке специальное исследование, в котором доказывает, что вече и "300 золотых поясов" - это разные органы власти, поскольку каждый из них выдвинул немцам разные требования.

(см. Расмуссен К. "300 золотых поясов" древнего Новгорода)

2)

...отряд элитных наемников?
Несомненно именно о таком отряде идет речь в этом случае:
"И беша у него варязи и словени и прочи, прозвашася русью. Се же Олегъ нача городы ставити, и устави дани словеномъ, кривичемъ и мери, и устави варягомъ дань даяти от Новагорода гривенъ 300 на лето, мира деля, еже до смерти Ярославле даяше варягомъ".

3) "Уголовное" дело о распре с немцами - единственное средневековое упоминание о "300 золотых поясах"?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
вече и "300 золотых поясов" - это разные органы власти, поскольку каждый из них выдвинул немцам разные требования.
опять если стать на позицию древних, воспользоваться их логикой, то рассуждение вкратце будет такое: раз некие два предмета имеют два разных устойчивых имени, то они не могут быть одним объектом. Древние очень тонко и ответственно к именам относились. Ведь имя предмета передаёт его сущность.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Цитата (СтарецЪ @ Июн 11 2013, 17:49)

...отряд элитных наемников?

Несомненно именно о таком отряде идет речь в этом случае:

ИБН-МИСКАВЕЙХ О ПОХОДЕ РУСОВ В БЕРДАА В 943-944 ГГ.

…Когда они достигли Куры, вышел против них представитель Марзубана и заместитель его но управлению Бердаа. Было с ним триста человек из Дейлемитов и приблизительно такое же число бродяг и курдов.

… Там стояли наготове суда, на которых они приехали из своей страны; на судах матросы из 300 человек Русов, с которыми поделились они частью своей добычи, и уехали.

А. В. Коптев

НАЛОЖНИЦЫ И ДРУЖИНА КИЕВСКОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА СВЯТОСЛАВИЧА

…Численность дружины, по-видимому, имела ритуально-сакральное значение и обычно была кратна трем или четырем (300 или 400). [123] Например, в распоряжении верховного жреца острова Рюгена находилось триста всадников. [124] Былинный Вольга Всеславьевич имел дружину из 300 "добрых молодцев", избранных из большого числа претендентов, такая же дружина была и у Чурилы Пленковича. [125] По расчету Ибн Фадлана, у "царя русов" начала X в. было 400 "сподвижников".

По словам ал-Макризи, в 1416 г. жена Едигея прибыла в Дамаск, откуда собиралась в сопровождении 300 всадников сделать хаджж в Мекку.

АБУ МУХАММАД АХМАД ИБН А'САМ АЛ-КУФИ

КНИГА ЗАВОЕВАНИЙ

…хазары собрали более 300 повозок, которые они привязали одну к другой и расставили вокруг своей крепости подобно оборонительному кругу для того, чтобы воспрепятствовать с его помощью проникновению в крепость.

М.И. Артамонов

Отношения с Византией и арабами во второй половине VIII в.

… Заблаговременно укрыв свою семью в Абхазии, сам Нерсе в сопровождении 300 всадников бежал через Дарьял к хазарскому кагану.

Марцеллин А. Римская история

Чтобы не упустить такого удобного случая, Себастиан получил приказ набрать из отдельных отрядов по 300 человек и с возможной поспешностью отправиться туда, чтобы совершить полезное для государства дело

Галл Аноним

ХРОНИКА И ДЕЯНИЯ КНЯЗЕЙ ИЛИ ПРАВИТЕЛЕЙ ПОЛЬСКИХ

…Поэтому должно тебе или отдать твоему брату половину королевства, мне платить ежегодно 300 марок дани, или дать столько же рыцарей для похода; или, если у тебя достаточно сил, разделить со мной королевство Польское мечом

Филин Н.В.

Об историческом прототипе Ильи Муромца

…В конце XIX в. Н.Д. Квашнин-Самарин отождествил Илью с известным по Никоновской летописи легендарным богатырем Рогдаем, который один выезжал на 300 врагов и смерть которого оплакивал князь Владимир

у правителя древнегреческой Спарты было около 300 телохранителей, большинство из которых попали на эту службу после своего триумфа на Олимпийских играх.

В XIII в. орден по-прежнему содержал на Востоке порядка 300 рыцарей - элиту армий латинян.

В 1222 г. Филипп II Август завещал Храму 2000 марок, плюс еще 50 тыс. марок при условии, что они будут содержать 300 рыцарей в Святой земле 3 года сверх численности Дома.

норвежскому Олафу Дигре, или Святому, пришлось однажды проходить через Упландию; незадолго до того он был там в гостях. Подручники и богатые поселяне позвали его в гости для сокращения его путевых издержек, потому король не мог требовать никакой съестной подати, так не прошло еще трехлетнего срока, предписанного обычаем со времени последнего сбора этой дани. В другой раз проходил там со свитой из 300 человек

Так, Хакон Старый в Швеции имел 300 человек домашних челядинцев. В Саге об этом упоминается об Аринбьярне из Норвегии

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Численность дружины, по-видимому, имела ритуально-сакральное значение и обычно была кратна трем или четырем (300 или 400)
Да, надо отметить для себя сакральный смысл 300: явно не случайное для древних число.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не всё так просто есть идругое мнение:

Рагдай Удалой, «яко наезжаше сей на триста воин», заставляет вспомнить Авессу, «убившего копьем своим триста человек» (3 Цар., 23:18; I Пар., 11:20). Один из русских «Иконописных подлинников»* даже устанавливает количественное соответствие между богатырями Владимира и «сильными» Давида. Последних, по Библии, было «всех тридцать семь» (3 Цар., 23:24-39), из которых необыкновенной физической силой отличались трое; и у князя Владимира Киевского, говорит русский источник, «быша сильнии мужие богатыри: Ян Усмошвец, Переяславец, что печенежского богатыря убил; Рогдай Удалый, против трех сот мог выходити на бой; Александр Попович, и всех их было 37 богатырей».

http://moscowia.su/images/knigi/krewenie_rusi/20.htm

Андрих Добрянкович

Сильный муж, то есть богатырь, Андреох Добрянсков — явно Андрих Добрянкович Храбрый. В Никоновской летописи в статье 6510 года записано: «Преставися Мальвред Силный». (12, 68) Запись восходит к сообщению старших летописей о кончине чешской супруги Владимира Святого Мальфрид в 6508 году. В Никоновской же летописи в статье 6508 года читаем:

«Того же лета преставися Рогдай Удалой, яко наезжаше сей на триста воин, и плакася о нем Володимер, и погребе его с отцем своим митрополитом Леонтом». (12, 68)

В год кончины Рогдая Удалого, согласно старшим летописям, скончалась Рогнеда, имевшая имя, созвучное имени почившего богатыря. Умение противостоять в одиночку тремстам воинам вызывает сомнение. Обстоятельства похорон Рогдая также фантастичны. Его якобы оплакивали Владимир Святой и митрополит Леонт. Ничего не известно об оплакивании великими князьями и их митрополитами воинов. Рогдай же кроме этого известия нигде более не упоминается, хотя богатырь, столь колоссальной мощи, должен был бы запечатлеться в народной памяти и пополнить число былинных героев.

Судя по всему, под пером поздних сочинителей имена двух скончавшихся жен великого князя дали жизнь двум литературным персонажам — Мальвреду Сильному и Рогдаю Удалому. Матери детей Владимира Святого могли быть оплакиваемы великим князем и митрополитом.

Несмотря на сказочные элементы в летописных рассказах, из них следует, что Андрих Добрянкович причислялся к обитателям Киева. Причем первоначально упоминание о нем было связано с именем чехини Мальфрид, родственницы Андриха.

Мальфрид стала женой русского князя в правление Болеслава II. По возрасту она годилась чешскому князю не в дочери, а в младшие сестры. Так что Андриху Мальфрид приходилась родной теткой. У Болеслава II известно две сестры. Добрава была замужем за Мешко I, Млада была аббатисой женского монастыря, в котором жила под монашеским именем «Мария». (9, 64-65) Мальфрид могла быть третьей, неизвестной хронистам сестрой Болеслава. Но, судя по сходству имен, это была покинувшая монастырь Млада.

Можно восстановить летописный рассказ в том виде, какой был у него до того, как мирные женщины превратились в буйных богатырей. Краткое сообщение старших летописей о кончине в один год двух жен Владимира Святого был дополнен сообщением об удалом племяннике скончавшейся чехини, который с отрядом в триста воинов разбивал полки врагов:

«Преставися Мальфрид. Сильный (ее) нетий (племянник), Андрих Добрянкович Удалой, яко наезжаше сей на ны (то есть на врагов) с триста воин. Преставися Рогнед».

Переписчик принял рассказ за перечисление богатырей и, сократив его, записал:

«Преставися Мальфрид Сильный; Андрих Добрянкович; Удалой, яко наезжаше сей на триста воин, Рогнед».

Отряд в триста отборных рыцарей был для того времени грозной силой. Андрих, достигнув совершеннолетия, бежал на Русь к своей тетке и поступил на службу к Владимиру Святому. Он запомнился русам как храбрый воин, и они с сочувствием восприняли известие о его трагической гибели.

На Руси нашли приют будущий конунг Норвегии Олав Трюгвассон и будущий чешский князь Владивой. На чешский престол Владивоя призвали из Руси, и он отправился на поиски счастья во главе с закаленной в боях дружиной.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
И 300 всадников на страже храма Свентавита.
не совсем: "...Этот бог имеет также на службе своей 300 отборных коней и столько же всадников, вся добыча которых, приобретённая войною или разбоем, состоит под надзором жреца..." (Саксон Грамматик, цит. по "Славяне и скандинавы" М., 1986 г., с. 351) т.е. святилищу принадлежат 300 храмовых коней и потому добытое с их помощью богатство таже принадлежит святилищу. Точно также, как вожак этого табуна - белый конь самого бога (см. далее). Если 300 лошадей и есть сам "божий табун", то сакральная отмеченность этого числа гораздо явственнее, чем если бы это были просто всадники-защитники храма.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В качестве добавки ещё вот о трёхстах: оказывается, в Спарте было всадническое сословие и составляло оно ровно 300 всадников, о чём по другому поводу узнаём из фрагмента I, 67 с примечанием 57 из "Истории" Геродота, книга I Клио (издание Олма-Пресс, 2004 г)

А вот ещё там же:

Аргосцы прибыли на защиту своей земли, захваченной [спартанцами]. Здесь они вступили в переговоры со спартанцами и сошлись на том, что с каждой стороны вступят в бой по 300 воинов. (там же, I, 82)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Из того же Геродота хочется добавить факт (?) употребления числа 300 в качестве понятия "много":

...Это Датис велел сообщить делосцам через глашатая. Затем, возложив на алтарь 300 талантов благовоний, он воскурил фимиам. (VI, 97) прим. 754: Речь идет о количестве ладана ценностью в 300 талантов. Числа приведены для указания огромного количества.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В известном месте о порке Геллеспонта, устроенной Ксерксом, также звучит число 300:

...Расстояние между Абидосом и противоположным берегом — 7 стадий. Когда же, наконец, пролив был соединен мостом, то разразившаяся сильная буря снесла и уничтожила всю эту постройку. Узнав об этом, Ксеркс распалился страшным гневом и повелел бичевать Геллеспонт, наказав 300 ударов бича, и затем погрузить в открытое море пару оков... (Геродот "История" VII, 34-35)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А вот из соседнего с Новгородом региона сообщают :

А двора его кованои рати боевых людеи 300 человекъ, опричь кошовых.

(Псковский летописец под 1461 годом об отъезде князя Александра Чарторыйского).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

... Если для древних 300 число сакрально отмеченное и не случайное, то ключ к нему может быть в нумерологии, как качественной арифметике...

Быть может, это банально т.н. магическое число?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
RedFox, нет, что Вы. Речь шла о банальной распространённости в фольклоре таких чисел, как 3 (и кратное ему), 7, 40.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Речь шла о банальной
в такой редакции согласен smile.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И снова Геродот:

Правда, награду за доблесть (венок из оливковых ветвей) они дали Еврибиаду, а самому Фемистоклу — награду за мудрость и проницательность — также оливковый венок. Они подарили ему также колесницу, самую прекрасную в Спарте. Осыпав Фемистокла похвалами, они при отъезде дали ему свиту из 300 отборных спартанцев, называемых «всадниками», которые провожали гостя до тегейской границы. Фемистокл был, насколько мы знаем, единственным человеком, которому спартанцы дали такую свиту. (VIII, 124)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ЛЕТОПИСЬ ВИЗАНТИЙЦА ФЕОФАНА

...Равным образом и готф Гогдас восстал против государя своего, Гелимера, овладел островом Сардиниею и просил письменно Юстиниана выслать к нему войско с полководцем и принять во владение этот остров. Император отправил в подкрепление ему Кирилла с тремястами мужей; но Гелимер выслал брата своего с большим числом кораблей и отборным войском вандалов, который отнял Сардинию, а Гогда убил.

...В сем году Абубахарос послал четырех вождей, которые, как я уже сказал, под руководством аравитян пришли и взяли Иру, всю страну у Газы, как устье в пустыне против горы Синая. Сергий с немногими воинами едва пришел, вступил в сражение и первый был убит с тремястами воинов.

...Царь, известясь о том, с немногими быстрыми кораблями послал Георгия, {277} патриция, по прозванию Сириянина 356, генерал-счетчика 357, Иоанна градоначальника 358, и Христофора, начальника 359 фракийских войск 360 с тремястами воинов 361, присоединивши с ними Тундуна и Зоила, чтобы привести Херсон в прежнее его положение, извиниться чрез посланца пред хаганом и привесть к нему назад Илью и Вардана. ...Генерал-счетчика с градоначальником изрубили мечом, а Тундуна с Зоилом и начальника фракийских войск с тремястами воинов 363 отдали хазарам и отправили к хагану. Когда Тундун умер на дороге, то хазары в тризну ему 364 убили фракийского начальника с тремястами воинов.

...Крепость была тверда, и взять ее не было возможно. Марин первый из Апсил 411 услышал, что крепость в осаде, смутился от страха и полагал великое войско у оруженосца, и с тремястами воинов пришел к нему и сказал: я спасу тебя до самого приморья.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас

  • Похожие публикации

    • «Древний Ветер» (Fornkåre) на Ловоти. 2013 год
      Автор: Сергий
      Situne Dei

      Ежегодник исследований Сигтуны и исторической археологии

      2014

      Редакторы:


       
      Андерс Сёдерберг
      Руна Эдберг

      Магнус Келлстрем

      Элизабет Клаессон


       

       
      С «Древним Ветром» (Fornkåre) через Россию
      2013

      Отчет о продолжении путешествия с одной копией ладьи эпохи викингов.

      Леннарт Видерберг

       
      Напомним, что в поход шведский любитель истории отправился на собственноручно построенной ладье с романтичным названием «Древний Ветер» (Fornkåre). Ее длина 9,6 метра. И она является точной копией виксбота, найденного у Рослагена. Предприимчивый швед намеревался пройти от Новгорода до Смоленска. Главным образом по Ловати. Естественно, против течения. О том, как менялось настроение гребцов по ходу этого путешествия, читайте ниже…
       
      Из дневника путешественника:
      2–3 июля 2013 г.
      После нескольких дней ожидания хорошего ветра вечером отправляемся из Новгорода. Мы бросаемся в русло Волхова и вскоре оставляем Рюриков Холмгорд (Рюриково городище) позади нас. Следуем западным берегом озера. Прежде чем прибыть в стартовую точку, мы пересекаем 35 километров открытой воды Ильменя. Падает сумрак и через некоторое время я вижу только прибой. Гребем. К утру ветер поворачивает, и мы можем плыть на юг, к низким островам, растущим в лучах рассвета. В деревне Взвад покупаем рыбу на обед, проплываем мимо Парфино и разбиваем лагерь. Теперь мы в Ловати.
      4 июля.
      Мы хорошо гребли и через четыре часа достигли 12-километровой отметки (по прямой). Сделав это в обед, мы купались возле села Редцы. Было около 35 градусов тепла. Река здесь 200 метров шириной. Затем прошли два скалистых порога. Проходя через них, мы гребли и отталкивали кольями корму сильнее. Стремнины теперь становятся быстрыми и длинными. Много песка вдоль пляжей. Мы идем с коротким линем (тонкий корабельный трос из растительного материала – прим. автора) в воде, чтобы вести лодку на нужную глубину. В 9 вечера прибываем к мосту в Коровичино, где разбиваем лагерь. Это место находится в 65 км от устья Ловати.
      5–6 июля.
      Река широкая 100 метров, и быстрая: скорость течения примерно 2 км в час, в стремнинах, может быть, вдвое больше. Грести трудно, но человеку легко вести лодку с линем. Немного странно, что шесть весел так легко компенсируются канатной буксировкой. Стремнина с мелкой водой может быть длиной в несколько километров солнце палит беспощадно. Несколько раз нам повезло, и мы могли плыть против течения.
      7 июля.
      Достигаем моста в Селеево (150 км от устья Ловати), но сначала мы застреваем в могучих скалистых порогах. Человек идет с линем и тянет лодку между гигантскими валунами. Другой отталкивает шестом форштевень, а остальные смотрят. После моста вода успокаивается и мы гребем. Впереди небольшой приток, по которому мы идем в затон. Удар! Мы продолжаем, шест падает за борт, и течение тянет лодку. Мы качаемся в потоке, но медленно плывем к месту купания в ручье, который мелок и бессилен.
      8 июля.
      Стремнина за стремниной. 200-метровая гребля, затем 50-метровый перекат, где нужно приостановиться и тянуть линем. Теперь дно покрыто камнями. Мои сандалеты треплет в стремнине, и липучки расстегиваются. Пара ударов по правому колену оставляют небольшие раны. Колено болит в течение нескольких дней. Мы разбиваем лагерь на песчаных пляжах.
      9 июля.
      В обед подошли к большому повороту с сильным течением. Мы останавливаемся рядом в кустах и застреваем мачтой, которая поднята вверх. Но все-таки мы проходим их и выдыхаем облегченно. Увидевший нас за работой абориген приходит с полиэтиленовыми пакетами. Кажется, он опустошил свою кладовую от зубной пасты, каш и консервов. Было даже несколько огурцов. Отлично! Мы сегодня пополнили продукты!
      10 июля. В скалистом протоке мы оказываемся в тупике. Мы были почти на полпути, но зацепили последний камень. Вот тут сразу – стоп! Мы отталкиваем лодку назад и находим другую протоку. Следует отметить, что наша скорость по мере продвижения продолжает снижаться. Часть из нас сильно переутомлена, и проблемы увеличиваются. От 0,5 до 0,8 км в час – вот эффективные изменения по карте. Длинный быстрый порог с камнями. Мы разгружаем ладью и тянем ее через них. На других порогах лодка входит во вращение и однажды новые большие камни проламывают днище. Находим хороший песчаный пляж и разводим костер на ужин. Макароны с рыбными консервами или каша с мясными? В заключение – чай с не которыми трофеями, как всегда после еды.
      11 июля.
      Прибыли в Холм, в 190 км от устья реки Ловати, где минуем мост. Местная газета берет интервью и фотографирует. Я смотрю на реку. Судя по карте, здесь могут пройти и более крупные корабли. Разглядываю опоры моста. Во время весеннего половодья вода поднимается на шесть-семь метров. После Холма мы встречаемся с одним плесом – несколько  сотен метров вверх по водорослям. Я настаиваю, и мы продолжаем путь. Это возможно! Идем дальше. Глубина в среднем около полуметра. Мы разбиваем лагерь напротив деревни Кузёмкино, в 200 км от устья Ловати.
      12 июля. Преодолеваем порог за порогом. Теперь мы профессионалы, и используем греблю и шесты в комбинации в соответствии с потребностями. Обеденная остановка в селе Сопки. Мы хороши в Ильинском, 215 км от устья Ловати! Пара радушных бабушек с внуками и собакой приносят овощи.
      13–14 июля.
      Мы попадаем на скалистые пороги, разгружаем лодку от снаряжения и сдергиваем ее. По зарослям, с которыми мы в силах справиться, выходим в травянистый ручей. Снова теряем время на загрузку багажа. Продолжаем движение. Наблюдаем лося, плывущего через реку. Мы достигаем д. Сельцо, в 260 км от устья Ловати.
      15–16 июля.
      Мы гребем на плесах, особенно тяжело приходится на стремнинах. Когда проходим пороги, используем шесты. Достигаем Дрепино. Это 280 км от устья. Я вижу свою точку отсчета – гнездо аиста на электрическом столбе.
      17–18 июля.
      Вода льется навстречу, как из гигантской трубы. Я вяжу веревки с каждой стороны для управления курсом. Мы идем по дну реки и проталкиваем лодку через водную массу. Затем следуют повторяющиеся каменистые стремнины, где экипаж может "отдохнуть". Камни плохо видны, и время от времени мы грохаем по ним.
      19 июля.
      Проходим около 100 закорюк, многие из которых на 90 градусов и требуют гребли снаружи и «полный назад» по внутреннему направлению. Мы оказываемся в завале и пробиваем себе дорогу. «Возьмите левой стороной, здесь легче», – советует мужчина, купающийся в том месте. Мы продолжаем менять стороны по мере продвижения вперед. Сильный боковой поток бросает лодку в поперечном направлении. Когда киль застревает, лодка сильно наклоняется. Мы снова сопротивляемся и медленно выходим на более глубокую воду. Незадолго до полуночи прибываем в Великие Луки, 350 км от устья Ловати. Разбиваем лагерь и разводим огонь.
      20–21 июля.
      После дня отдыха в Великих Луках путешествие продолжается. Пересекаем ручей ниже плотины электростанции (ну ошибся человек насчет электростанции, с приезжими бывает – прим. автора) в центре города. Проезжаем по дорожке. Сразу после города нас встречает длинная череда порогов с небольшими утиными заводями между ними. Продвигаемся вперед, часто окунаясь. Очередная течь в днище. Мы должны предотвратить риск попадания воды в багаж. Идет небольшой дождь. На часах почти 21.00, мы устали и растеряны. Там нет конца порогам… Время для совета. Наши ресурсы использованы. Я сплю наяву и прихожу к выводу: пора забрать лодку. Мы достигли отметки в 360 км от устья Ловати. С момента старта в Новгороде мы прошли около 410 км.
      22 июля.
      Весь день льет дождь. Мы опорожняем лодку от оборудования. Копаем два ряда ступеней на склоне и кладем канаты между ними. Путь домой для экипажа и трейлер-транспорт для «Древнего Ветра» до лодочного клуба в Смоленске.
      Эпилог
      Ильмен-озеро, где впадает Ловать, находится на высоте около 20 метров над уровнем моря. У Холма высота над уровнем моря около 65 метров, а в Великих Луках около 85 метров. Наше путешествие по Ловати таким образом, продолжало идти в гору и вверх по течению, в то время как река становилась уже и уже, и каменистее и каменистее. Насколько известно, ранее была предпринята только одна попытка пройти вверх по течению по Ловати, причем цель была та же, что и у нас. Это была экспедиция с ладьей Айфур в 1996 году, которая прервала его плавание в Холм. В связи с этим Fornkåre, таким образом, достиг значительно большего. Fornkåre - подходящая лодка с человечными размерами. Так что очень даже похоже, что он хорошо подходит для путешествия по пути «из варяг в греки». Летом 2014 года мы приложим усилия к достижению истока Ловати, где преодолеем еще 170 км. Затем мы продолжим путь через реки Усвяча, Двина и Каспля к Днепру. Наш девиз: «Прохлада бегущей воды и весло - как повезет!»
       
      Ссылки
      Видерберг, Л. 2013. С Fornkåre в Новгород 2012. Situne Dei.
       
      Факты поездки
      Пройденное расстояние 410 км
      Время в пути 20 дней (включая день отдыха)
      Среднесуточнный пройденный путь 20,5 км
      Активное время в пути 224 ч (включая отдых и тому подобное)
      Средняя скорость 1,8 км / ч
       
      Примечание:
      1)      В сотрудничестве с редакцией Situne Dei.
       
      Резюме
      В июле 2013 года была предпринята попытка путешествовать на лодке через Россию из Новгорода в Смоленск, следуя «Пути из варяг в греки», описанного в русской Повести временных лет. Ладья Fornkåre , была точной копией 9,6-метровой ладьи середины 11-го века. Судно найдено в болоте в Уппланде, центральной Швеции. Путешествие длилось 20 дней, начиная с  пересечения озера Ильмень и далее против течения реки Ловать. Экспедиция была остановлена к югу от Великих Лук, пройдя около 410 км от Новгорода, из которых около 370 км по Ловати. Это выгодно отличается от еще одной шведской попытки, предпринятой в 1996 году, когда ладья Aifur была вынуждена остановиться примерно через 190 км на Ловати - по оценкам экипажа остальная часть пути не была судоходной. Экипаж Fornkåre должен был пробиться через многочисленные пороги с каменистым дном и сильными неблагоприятными течениями, часто применялись буксировки и подталкивания шестами вместо гребли. Усилия 2013 года стали продолжением путешествия Fornkåre 2012 года из Швеции в Новгород (сообщается в номере журнала за 2013 год). Лодка была построена капитаном и автором, который приходит к выводу, что судно доказало свою способность путешествовать по этому древнему маршруту. Он планирует продолжить экспедицию с того места, где она была прервана, и, наконец, пересечь водоразделы до Днепра.
       
       
      Перевод:
      (Sergius), 2020 г.
       
       
      Вместо эпилога
      Умный, говорят, в гору не пойдет, да и против течения его долго грести не заставишь. Другое дело – человек увлеченный. Такой и гору на своем пути свернет, и законы природы отменить постарается. Считают, например, приверженцы норманской теории возникновения древнерусского государства, что суровые викинги чувствовали себя на наших реках, как дома, и хоть кол им на голове теши. Пока не сядут за весла… Стоит отдать должное Леннарту Видербергу, в борьбе с течением и порогами Ловати он продвинулся дальше всех (возможно, потому что набрал в свою команду не соотечественников, а россиян), но и он за двадцать дней (и налегке!) смог доплыть от озера Ильмень только до Великих Лук. А планировал добраться до Смоленска, откуда по Днепру, действительно, не проблема выйти в Черное море. Получается, либо Ловать в древности была полноводнее (что вряд ли, во всяком случае, по имеющимся данным, в Петровскую эпоху она была такой же, как и сегодня), либо правы те, кто считает, что по Ловати даже в эпоху раннего Средневековья судоходство было возможно лишь в одном направлении. В сторону Новгорода. А вот из Новгорода на юг предпочитали отправляться зимой. По льду замерзшей реки. Кстати, в скандинавских сагах есть свидетельства именно о зимних передвижениях по территории Руси. Ну а тех, кто пытается доказать возможность регулярных плаваний против течения Ловати, – милости просим по следам Леннарта Видерберга…
      С. ЖАРКОВ
       
      Рисунок 1. Морской и речной путь Fornkåre в 2013 году начался в Новгороде и был прерван чуть южнее Великих Лук. Преодоленное расстояние около 410 км. Расстояние по прямой около 260 км. Карта ред.
      Рисунок 2. «Форнкор» приближается к устью реки Ловать в Ильмене и встречает здесь земснаряд. Фото автора (Леннарт Видерберг).
      Рисунок 3. Один из бесчисленных порогов Ловати с каменистым дном проходим с помощью буксирного линя с суши. И толкаем шестами с лодки. Фото автора.
      Рисунок 4. Завал преграждает русло  Ловати, но экипаж Форнкора прорезает и пробивает себе путь. Фото автора.




    • Плавания полинезийцев
      Автор: Чжан Гэда
      Кстати, о пресловутых "секретах древних мореходах" - есть ли в неполитизированных трудах, где не воспеваются "утраченные знания древних", сведения, что было общение не только между близлежащими, но и отдаленными архипелагами и островами?
      А то есть тенденция прославить полинезийцев, как супермореходов, все знавших и все умевших.
      Например, есть ли сведения, что жители Рапа-нуи хоть раз с него куда-то выбирались?
    • Каталог гор и морей (Шань хай цзин) - (Восточная коллекция) - 2004
      Автор: foliant25
      Просмотреть файл Каталог гор и морей (Шань хай цзин) - (Восточная коллекция) - 2004
      PDF, отсканированные стр., оглавление.
      Перевод и комментарий Э. М. Яншиной, 2-е испр. издание, 2004 г. 
      Серия -- Восточная коллекция.
      ISBN 5-8062-0086-8 (Наталис)
      ISBN 5-7905-2703-5 (Рипол Классик)
      "В книге публикуется перевод древнекитайского памятника «Шань хай цзин» — важнейшего источника естественнонаучных знаний, мифологии, религии и этнографии Китая IV-I вв. до н. э. Перевод снабжен предисловием и комментарием, где освещаются проблемы, связанные с изучением этого памятника."
      Оглавление:

       
      Автор foliant25 Добавлен 01.08.2019 Категория Китай
    • «Чжу фань чжи» («Описание иноземных стран») Чжао Жугуа ― важнейший историко-географический источник китайского средневековья. 2018
      Автор: foliant25
      Просмотреть файл «Чжу фань чжи» («Описание иноземных стран») Чжао Жугуа ― важнейший историко-географический источник китайского средневековья. 2018
      «Чжу фань чжи» («Описание иноземных стран») Чжао Жугуа ― важнейший историко-географический источник китайского средневековья. 2018
      PDF
      Исследование, перевод с китайского, комментарий и приложения М. Ю. Ульянова; научный редактор Д. В. Деопик.
      Китайское средневековое историко-географическое описание зарубежных стран «Чжу фань чжи», созданное чиновником Чжао Жугуа в XIII в., включает сведения об известных китайцам в период Южная Сун (1127–1279) государствах и народах от Японии на востоке до Египта и Италии на западе. Этот ценный исторический памятник, содержащий уникальные сообщения о различных сторонах истории и культуры описываемых народов, а также о международных торговых контактах в предмонгольское время, на русский язык переведен впервые.
      Тираж 300 экз.
      Автор foliant25 Добавлен 03.11.2020 Категория Китай
    • «Чжу фань чжи» («Описание иноземных стран») Чжао Жугуа ― важнейший историко-географический источник китайского средневековья. 2018
      Автор: foliant25
      «Чжу фань чжи» («Описание иноземных стран») Чжао Жугуа ― важнейший историко-географический источник китайского средневековья. 2018
      PDF
      Исследование, перевод с китайского, комментарий и приложения М. Ю. Ульянова; научный редактор Д. В. Деопик.
      Китайское средневековое историко-географическое описание зарубежных стран «Чжу фань чжи», созданное чиновником Чжао Жугуа в XIII в., включает сведения об известных китайцам в период Южная Сун (1127–1279) государствах и народах от Японии на востоке до Египта и Италии на западе. Этот ценный исторический памятник, содержащий уникальные сообщения о различных сторонах истории и культуры описываемых народов, а также о международных торговых контактах в предмонгольское время, на русский язык переведен впервые.
      Тираж 300 экз.