35 posts in this topic

Интересным вопросом представляется путь, по которому в прошлом ходили от Яркенда до городов Афганистана.

То, что описывали древние китайские паломники, несколько нерелевантно - больше интересует Новое Время.

То, что была дорога из Бадахшана на Яркенд, понятно - иначе как белогорские братья-ходжи Бурхан ад-Дин и Ходжа Джахан бежали из Яркенда в Бадахшан?

Однако есть момент - Цины, имея все возможности преследовать белогорских ходжей, не пошли за ними. Вряд ли они боялись бадахшанцев - били и не таких.

Скорее, дорога не позволяла пройти большому конному войску - ведь с братьями-ходжами ушло не 3000 кибиток, как живописал Санг Мухаммад, а около 500 человек (это с семьями), и они прибыли к оз. Шиве совершенно одичавшими и оголодавшими - тут же произошел конфликт из-за стада овец, которое они отбили у людей бадахшанского мира Султан-шаха Аждахара!

Ищу маршруты, изучаю орографию Памира. Не пойму пока деталей, но уже есть наметки.

Если есть старые карты Памира, Восточного Туркестана и Бадахшана в большом разрешении - приветствуются, ибо без них сложно.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот такая книга в Интернете (покупать дорого):

Social and economic change in the Pamirs :  (Gorno-Badakhshan, Tajikistan) /  Frank Bliss ; translated from the German language by Nicola Pacult and Sonia Guss with support of Tim Sharp.

Там говорится, что первый путь шел из Кашгарии на Иркештам, а далее по Алайской долине в Фергану.

Второй путь шел из Кашгарии на Иркештам, а оттуда через Каратегин в долину Аму-Дарьи.

Третий путь шел из Кашгарии на Ташкурган и далее по Ваханскому коридору. В Ишкашиме путь разделялся на южную дорогу (в долину Читрала через перевал на Гиндукуше) и западную дорогу (но ее я понять не могу - вдоль Пянджа на Файзабад и оттуда на Балх! Это как?). 

Автор отмечает, что от Ишкашима до Дарваза до 1930 г. можно было пройти с вьючным караваном только по афганскому берегу Пянджа, и только после 1930 г. можно стало ходить по дороге от Хорога до Кала-и Хумба. По нашему берегу можно было идти только пешком. Потом надо было спускаться к Файзабаду, а от него на Куляб - и тогда можно было попасть за Аму-Дарью, в Фергану. Но как? Зачем, идя по берегу Пянджа, так выделываться?

Из других источников известно, что Памирский тракт от Оша до Хорога в первом приближении проложили русские саперы в 1903-1913 гг. По этой дороге было возможно гужевое движение, что раньше на Памире было практически невозможно.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Пара вырезок из карт, которые объяснят мое недоумение (где Файзабад - и где Пяндж?):

pamir-gr.thumb.jpg.855a1f5b4321f3dba734a

pamir-gr_03.jpg.b74f69c7d37169b7d5a9920b

Сборники карт: 1 и 2.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Самая лучшая по деталям старая карта - многие населенные пункты еще не появились или уже исчезли с того времени.

Пытался выкачать и расчучундрить на нужные участки, но не получилось.

Вкратце задача такая - от озера Яшилькуль караван братьев-ходжей бежал в Бадахшан и вышел к озеру Шиве. 

Если они пошли бы Ваханским коридором, то надо было от озера Яшилькуль перевалить через Южно-Аличурский хребет (через перевал Харгуш?) и пройти по долине реки Памир до Кала-и Пянджа в Вахан. А оттуда могли бы через Гиндукуш уйти в Читрал и оторваться от Цинов навсегда. А попасть от Кала-и Пянджа к Шиве - это идти очень долго по долине Пянджа на север, что большого смысла не имеет, если стоит задача оторваться от погони.

Но они вышли в Бадахшан у озера Шиве, что говорит, скорее, о том, что они шли по долине Гунта и вышли в районе современного Хорога, перешли Пяндж и вышли на плато у Шиве.

Вопрос - прав ли я? Данные источников скупы. В "Тарих-и Бадахшан" говорится только о появлении ходжей у Шиве, а как они туда попали - неизвестно.

В цинских источниках говорится о том, что было сражение в Аличуре (у кишлака?), а потом ходжей догнали у Яшилькуля и снова побили, после чего ходжи оторвались с отрядом около 500 человек и ушли.

Бой был 2 сентября 1759 г.

19 октября 1759 г. гонцы от братьев прибыли в Файзабад, просить убежища у Султан-шаха. Но там с 17 сентября находились цинские посланцы - опередили посланцев ходжей всего на 2 дня, но ни разу не пересеклись.

О чем это говорит? На мой взгляд - шли по разным дорогам (ходжи вдоль Гунта, цинские посланцы на нескольких конях - на Кала-и Пяндж).

Пока как-то так. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
43 минуты назад, Чжан Гэда сказал:

Если есть старые карты Памира, Восточного Туркестана и Бадахшана в большом разрешении - приветствуются, ибо без них сложно.

Не карта, но возможно подойдет. Forsyth, Sir Thomas Douglas. Report of a Mission to Yarkund in 1873 under Command of Sir T.D. Forsyth, K.C.S.I., C.B., Bengal Civil Service, With Historical and Geographical Information Regarding the Possessions of the Ameer of Yarkund. 1875

1 person likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо. Ряд карт и сочинений тех лет качнул. Лучшая - по ссылке Там четко прописаны маршруты. Но качнуть ее нереально.

Share this post


Link to post
Share on other sites

У Форсайта путь шел от Леха на Яркенд. Это очень суровый путь через посты Шахидулла и Кыргызтам. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Путь Роберта Шоу в Яркенд из Леха (фактически, тот же маршрут - могут быть мелкие отклонения):

mg_0222_copy_a.thumb.jpg.cb6df1502d0e1c9

Share this post


Link to post
Share on other sites

К сожалению, в источниках нет никаких указаний, как в Файзабад пришли гонцы от Фудэ, и по какой дороге дошли до озера Шиве люди ходжей.

Чисто логически - ходжи уходили по более трудной дороге через долину Гунта, т.к. Фудэ победил у Яшилькуля и явно перехватил дорогу на перевал Харгуш.

Дорога на Файзабад вдоль Пянджа после перехода через Южный Аличурский хребет была отработана веками и гонцы Фудэ могли опередить ходжей, тем более, что они не тащили с собой женщин и детей, и не имели массу вьюков с казной и пожитками (все источники утверждают, что Султан-шах хорошо поживился за счет кашгарцев).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Интересно - что за крупное (!) поселение Ташкурган, отмеченное на р. Бартанг на карте Громбчевского?

Ташкурган в Сарыколе известен - его крепость постоянно на фотографиях из Китая. Ташкурган в Афганистане - тоже. А Ташкурган на Памире?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Цитата

Летом жители Таш-кургана (рошанского) сообщаются с сарезцами не иначе, как по .кружному пути через Кудару и перевалы Туз-бель и Кара-булак. Насколько известно из отрывочных сведений, и в низовьях Мургаба, называемого от устья Кудары Бартангом, столь же трудно сообщение: так напр. расстояние от Таш-кургана до Кала-и-Вамар на Пяндже, не превышающее 80 верст, судя по карте, с вьюками может быть пройдено не менее, чем в 9 дней. Известен лишь один перевал Карабулак, ведущий с Мургаба в долину Кокуй-бель-су.

Внезапно и очень характерно!

Взял отсюда.

Вдоль Гунта от впадения в него реки Тогуз-Булак (9 родников) есть дорога. Она проходима - в 1890-х ее прошел рекогносцировочный отряд капитана Серебренникова.

Вот фото Тогуз-булака. В правом нижнем углу thumb-nail с другими фото этой реки.

Вдоль Тогуз-булака и Гунта есть топливо и корм для скота, но... Очень мало для мало-мальски большого населения или каравана. Кишлаки в 1890-е годы насчитывали всего от 975 до 1000 человек! Правда, афганцы поспособствовали, но больше - это сколько? Вдвое? Тогда 2000 человек в XVIII в. 

Провести через такое малонаселенное место отряд из 500 человек - уже подвиг. А 3000 кибиток, где 3000 воинов и члены семей + поклажа?

При этом явно ходжи должны были идти по неудобному пути - более удобный, через перевал Харгуш, должны были перехватить Цины.

И, судя по всему, ходжам не дали уйти через Кой-Тезек - иначе они ушли бы вдоль Пянджа более удобной дорогой и опередили бы цинских посланников.

 

 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Переходы по Памиру - тут про Бартанг, а не про Гунт, но вот характерно:

Цитата

 

Этот переход был чем-то необычайным. Узкие искусственные карнизы пролегали по совершенно отвесным скалам, и не только лошади не могли проходить здесь навьюченными, но даже и седла в некоторых местах задевали за каменные выступы и давали толчки, от которых животному ежеминутно грозила гибель на дне глубокого оврага, откуда доносилось клокотанье ревущего Бартанга. Приходилось в этих местах развьючивать и даже расседлывать лошадей и все снятое с них переносить на руках отряда. В помощь измученным казакам были наняты местные жители из селения Орошора, но благодаря их малочисленности переноска тяжестей, а вместе с тем и движение партии сильно замедлялись.

Наконец, в одном месте и расседланная лошадь не могла пройти по карнизу, до такой степени он оказался узок. Что ж делать, пришлось лошадей пустить вплавь, что было весьма затруднительно, так как быстрое течение реки оказалось не по силам лошадям, вследствие чего многие из них сносились водою и калечились, ударяясь о камни. Только к 10 часам вечера подошли к месту ночевки последние вьючные лошади и измученные люди, наскоро поевши, залегли в своих палатках.

 

Вот про Гунт:

Цитата

Как дорога по Гунту, так и по Шах-Даре имеют чисто горный характер и отличаются труднодоступностью, так что во многих местах затруднительно даже движение вьюков

Взято отсюда. Там же:

Цитата

С запада на этот путь выходят дороги:
1) в урочище Кок-джар из Кудары и Рошана,
2) у озера Яшил-куля путь по Гунту и Тогуз-булаку из Шугнана,
3) у устья Маса дорога из Шугнана по Шох-даре, через перевал Мас и по реке Масу,
4) наконец, у Кала-и-Пяяджа дорога из Бадахшана по берегу Пянджа.

Вот что характерно:

Цитата

Из западной оконечности озера Яшил-куля вытекает Гунт, впадающий в Пяндж близ Кала-и-бар-пянджа. Вся длина течения его доходит до 140 верст. Вся долина Гунта покрыта древесной растительностью, а начиная от Сардыма по ней часто попадаются шугнанские селения.
По Гунту имеется довольно трудный путь в Шугнан. Для обхода его существует обходная дорога через перевал Кой-тезек, а далее по ручью Тогуз-булак, левому притоку Гунта. Долина левого притока Гунта, Шах-дары, вместе с долиною главной реки главным образом и служат местом расположения шугнанских поселений.
Как кажется, по ней удобнее всего пройти в Шугнан с долин Аличура или Большого Памира. Доктор Регель, посетивши ее в конце 1882 года, пишет, что в верхней части она покрыта дремучими лесами тала.

Теперь остается проверить - кто и как прошел от Яшилькуля до Файзабада? Кто шел вдоль Гунта, а кто - перевалил Южный Аличурский хребет и прошел вдоль Пянджа?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не знаю, стоит ли покупать саму диссертацию, но вот что интересно:

Цитата

По территории этой области в древности через Вахан-дарью (Ташкурган - Вахан - Ишкашим - Зебак - Файзабад - Балх), через Шугнан (Ташкурган - Аличур - Гунт - озеро Шиве - Файзабад - Балх) проходил с Востока на Запад "Шелковый путь.

Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/zhanrovye-i-tipologicheskie-osobennosti-narodnoy-liriki-badahshana#ixzz6jYf5Kn8V

Вопрос - какой Ташкурган имеется в виду? Сарыкольский или рушанский?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Про вьюки в долине Гунта:

Цитата

Спустившись к реке, дорога упирается в скалу, которую при низкой воде можно обойти в брод, а при высокой необходимо буквально пролезать через треугольную трещину в этой свале, настолько узкую, что только самые маленькие вьюки могут быть проведены без разгрузки, а например вьюк с двумя обыкновенными ягтанами (кожаные ящики) не пролезает.

Взято у Серебренникова.

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 часа назад, Чжан Гэда сказал:

Вопрос - какой Ташкурган имеется в виду? Сарыкольский или рушанский?

Если судить по описанным маршрутам - точно сарыкольский.

 

5 часов назад, Чжан Гэда сказал:

Интересно - что за крупное (!) поселение Ташкурган, отмеченное на р. Бартанг на карте Громбчевского?

Это современный кишлак Савноб. Ташкурган - тюркское (киргизское) название, Савноб - иранское (таджикское). Координаты, если не путаю -  38°19'0.16" северной широты,  72°24'26.83" восточной долготы. Недалеко от места слияния Мургаба и Кудары, которое и образует реку Бартанг. Там и крепость есть, ее отщелкали (вообще туристы там шастают, на том же Google Earth некоторое количество фото с привязкой есть).

1 person likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites
15 час назад, hoplit сказал:

Если судить по описанным маршрутам - точно сарыкольский.

Не уверен.

Ташкурган - Аличур - есть дорога из Рушана в Шугнан. Ташкурган - Вахан - слишком большой перегон без промежуточных остановок, если идти из Сарыкола.

Brockhaus_and_Efron_Encyclopedic_Diction

Можно посмотреть, где все это.

15 час назад, hoplit сказал:

Это современный кишлак Савноб. Ташкурган - тюркское (киргизское) название, Савноб - иранское (таджикское). Координаты, если не путаю -  38°19'0.16" северной широты,  72°24'26.83" восточной долготы. Недалеко от места слияния Мургаба и Кудары, которое и образует реку Бартанг. Там и крепость есть, ее отщелкали (вообще туристы там шастают, на том же Google Earth некоторое количество фото с привязкой есть).

Да, сильно советская власть пейзаж "подпортила"! Выросли поколения памирцев, которые не знают, что такое - зерно на тюбетейки мерять, и на километре пути 10 раз коня развьючивать - навьючивать, да на руках переносить по скалам!

Памирский тракт, зеленые насаждения, ГЭС, каналы и т.д. - сильно изменили все, что там вокруг.

А крепостей там много. Только там такие крепости, что непонятно ничего. Крупная - Ямчун, но это не там. Есть и малые - туп-хона (casa armata). Боевая ценность в тех местах неясна, а с приходом русских и афганцев в XIX в. сравнялась с отрицательными величинами.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Зимы там, однако - понятно, почему зимовать там никто не хотел и Цины предпочитали платить субсидии Шугнану и ряду других владений, чтобы они содержали охрану от разбойников.

Вопрос, а как до Яшилькуля дошли верблюды? Там обычно кочуют на яках. И как ходжи загнали туда овец? Или они забрали овец у местных? Но у Яшилькуля в те годы, кажется, не было постоянных поселений...

Опять же, если пришли в устье Гунта, то там вместо современного Хорога было 3 малых кишлака. А на другой стороне был Бар-пяндж. Как его миновать, чтобы попасть на Шиве? У Санг Мухаммада нет никаких указаний, что ходжи шли через Шугнан...

Описание Бар-Пянджа конца XIX в.:

Цитата

Кала-и-Бар-Пяндж (Бар-пяндж) — административный центр Шугнана, страны, расположен­ной на юго-зап. окраине Памира, к Ю от Рошана, и находящейся в настоящее время в сфере афганского влияния. К.-и-бар-пяндж расположен на левом берегу р. Пяндж (верхняя Амударья), несколько ниже впадения р. Гунт. Тысяча с лишком домов; укрепление, со стенами до 40 фт. высоты; гарнизон.

А вот когда он был основан - неясно. Как и основание Хорога, как единого центра.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Внезапно (!) осенило - а ведь частенько нам заправляют такое, о чем сразу и не подумаешь, охваченный эмоциями!

На показанных равнинах Памира и летом прохладно - на солнце ожоги моментальные, если не мазаться (в старину - курдючным жиром, сейчас - кремом от солнца), а в тени - тут же замерзаешь. Топлива нет. Травы нет. Как идти большим отрядом с детьми и поклажей?

Думаю, караваны там были относительно немногочисленные. И отряды действовали тоже немногочисленные - тот же полковник Ионов в 1891 г. имел под началом специальный отряд, состоявший из охотников 2-го, 7-го, 15-го, 16-го и 18-го Туркестанских линейных батальонов и 24 казаков из 6-го Оренбургского казачьего полка - 8 офицеров и 114 рядовых

В 1894 г. - 21 офицер, 411 нижних чинов и 119 казаков.

Силы не астрономические.

С той стороны им противостояло что-то около 600 афганских солдат с такой же легкой артиллерией.

Откуда тогда отряды ойратов по 10 тыс. чел. так и шастают от Или до Кундуза?

Но это полбеды. Вспомнились живописания Ф. Поярковым прибытия дунган на русский пост зимой 1877/1878 гг.! Вот где жесть!

По его словам, люди были почти без одежды, шли пешком, несли детей на руках, все помороженные и т.д., и еле выжили.

Извините, не верю - потому что могли без еды продержаться несколько дней, но от холода спасения нет. "Чуть-чуть беременным" тут не получается быть - холод убивает быстро и качественно.

Вот он, в том же очерке, о страданиях киргизов, плохо подготовившихся к зиме:

Цитата

Одно несчастье обыкновенно влечет за собой другое, так было и в данном случае. За падежом скота скоро обнаружился недостаток в хлебе, запасов которого, правда, и ранее у них бывало всегда немного, но затем скоро появился недостаток и в топливе... Никогда не запасали последнего, оно оказалось погребенным под толстым слоем льда и сверх того покрытым глубоким снегом, заваливавшим его с каждым днем все глубже и глубже, и несчастной, изнуренной голодом и холодом бедной киргизке сделалось наконец не под силу добывать это топливо, чтобы хотя бы немного согреть свою страждущую семью. Не одну из них находили при таких условиях замерзшей, и лишь только отчаянные и дикие вопли бедных детей, измученных ожиданием долго не возвращающейся матери, далеко разносились ветром, давая знать соседям о новой унесенной жертве, о новом несчастье, постигшем их собратьев, и окружающие еще более падали духом.
Страдая от холода и терпя голод, бедные кочующие сыны степей кое-как жались в своих юртах, расставленных в узких и глубоких долинах принарынских гор. Жалобно ревела по аулам скотина, слабо разгребая своими обессилевшими ногами глубокий снег и глухо стуча копытами о толстую ледяную кору, под которой скрывался столь желанный дорогой корм. Чаще и чаще ранним утром наступающего дня раздавался резкий плач и отчаянный вопль киргизок — жен и матерей3. Был ли то плач о преждевременно унесенных в могилу жертвах или это был плач о собственном тяжком и несчастном положении как самой себя, так и окружающих ее, которые еще остались в живых и которых ожидает в скором времени такая же печальная участь, сказать трудно.

Т.е. 3,14здец в своей красе - холод убивает, даже юрты не спасают. Аллес гонзалес!

И вот "чудо на Нарыне":

Цитата

 

В последних числах декабря, многие даже точно называют день, а именно 27-е или 28-е число, того же несчастного, но, к счастью для многих, уже оканчивавшегося 1877 года, когда уже день склонялся к вечеру, в укрепление Нарын, утопая по пояс в снегу, совершенно неожиданно прибыла толпа людей обоего пола и всякого возраста, начиная от грудных младенцев и кончая 80-летними стариками.
Определить теперь численность прибывших в то время трудно, так как верных и точных сведений об этом нигде не имеется; сами прибывшие также говорят различно, одни передают, что их было не менее шести тысяч человек, другие называют цифру еще большую, а третьи, напротив, показывают гораздо меньшее число; но из показываемых чисел взяв среднее, надо полагать, что их прибыло не менее трех с половиной или четырех тысяч душ обоего пола. Прибывшие поистине являли собой вид ужасный, у многих из них были отморожены руки и ноги, более счастливыми считали себя те, кто поплатился легким озноблением лица и ушей, у других рядом со свежими и широкими рубцами были видны также новые, еще не зажившие и гноящиеся раны, судя по их форме, они причинены были самым разнообразным и разнохарактерным оружием; у некоторых из прибывших эти раны были перевязаны кое-какими грязными, нередко разноцветными, тряпками, а у большинства даже совсем ничем не прикрыты. Одежда по форме и покрою как у мужчин, так и у женщин ничем особенным не отличалась, не отличалась она и по цвету. Почти на каждом можно было встретить китайского покроя халаты, стеганые, на вате; одежду же, подбитую каким-либо мехом, хотя бы и недорогим, довольно редко можно было видеть на ком-либо.
Все женщины, как и мужчины, одеты были в широкие ватные штаны, плотно завязанные тесемками у ступни. Обувь же была более разнообразна и разнохарактерна, и, как видно, она скорее зависела от степени находчивости и изобретательности владельца своего, нежели от его средств и достатка. Начиная от китайских башмаков и кончая одними чулками, сшитыми кое-как из куска необделанной овчины шерстью внутрь, — это была, конечно, лучшая обувь, но у очень многих совсем невозможно было определить ни форму обуви, ни материал, из которого она была сделана; у других ноги были обернуты в кое-какие тряпки, из-под размотавшихся концов которых виднелись отмороженные пальцы их несчастного владельца; у некоторых обувью, вернее подметками, служили только небольшие деревянные дощечки, привязанные к ступням тонкими веревками, нередко даже волосяными, а у менее счастливых и такой обуви не имелось...

Громадное большинство из числа прибывших шли пешком, так как не только для всех женщин и детей недоставало лошадей и быков, но их недоставало даже и для наиболее ослабевших и выбившихся из сил полузамерзших стариков и женщин с детьми. Окоченевшие от холода и изнуренные голодом, продолжительностью и трудностью пути, они с трудом передвигали ноги, и некоторые из них, напрягая по /131/ следние усилия и сделав несколько бесполезных шагов... падали тут же на глубокий и мягкий снег, чтобы более уже никогда не встать, — прочие проходили мимо них, как бы ничего не замечая, да в течение столь долгого времени они, по-видимому, уже и привыкли к подобным картинам, так как никто на это не обращал внимания. Среди пришедших это было, как видно, обыденным явлением, да и помочь горю, облегчить страдания своих ближних более здоровые из них были также не в состоянии. Обессиленные матери не в силах были держать своих полузамерзших грудных детей, и последние незамеченными часто выпадали из их окоченевших рук. Ужас и отчаяние читались на лицах прибывших... и улицы всегда глухого и пустынного небольшого укрепления Нарын огласились вдруг тысячами раздирающих душу воплей...

 

В общем, адЪ и ИзраилЬ в одном Нарыне! 

Только расскажите, как они прошли столько сотен километров, преодолев без топлива и еды, ледяные перевалы (а там снег начинает идти уже в сентябре-октябре) и дойти до русских?

Если там только с едой проблема - понятно, что кто-то ел, а кто-то умирал от голода. А тут - неважно, ел или не ел - холод убивает одинаково. Целые караваны, неплохо снабженные всем при выступлении, замерзали насмерть. Потом на месте их последней стоянки находили запасы еды, все были в хорошей одежде на меху, но без укрытия, без топлива это не помогало.

А тут?

ИМХО, тут включено то же самое, что в живописаниях известного народовольца и "историка покорения Джунгарии" Шашкова, цитаты из которого долго служили "подтверждением" дикой резни джунгар Цинами в XVIII в. (даром что Шашкова сослали в Сибирь в 1860-е годы!).

Т.е. какой-то факт выдан за истину и расписан в красках. К тому же сроки преодоления перевала без топлива и еды, без хорошей одежды, в источниках я не находил - везде только Поярков.

А он ведь врач. Знал, что и как происходит при переохлаждении. Но дальше писал вот что:

Цитата

К вечеру говор и плач так неожиданно прибывшей в укр[епление] Нарын толпы людей несколько приутихли. С близлежащих гор они нарубили дров, разложили костры, и вот ярко запылали огни в различных местах, бросая длинные фантастические тени от толпы греющихся людей, собравшихся большими кучами вокруг этих костров. В казанах они готовили себе незатейливый ужин, во многих из них варилась между прочим мелко изрезанная кора, содранная со срубленных деревьев, другие, не дожидаясь, пока поспеет это кушанье, грызли с удовольствием сырую кору, как малые, так и большие! Рады были и этому!..

Сравниваем с тем, что он писал о замерзающих насмерть киргизах в своих юртах и дивимся - тут киргизы, которые никуда не бежали, мерли от голода и холода, а дрова-то были вокруг? Им что, Заратуштра запрещал дров нарубить?

И далее он снова описывает чудеса о морозостойких дунганах:

Цитата

Переход дунган от Нарына до Токмака был также для них очень трудный и тяжелый. Зима этого года, как я уже выше сказал, была весьма суровая и холодная, снегу сверх обыкновения выпало везде много. Да при том и здесь приходилось идти им по местности чрезвычайно гористой и высокой, приходилось совершать переход по ущельям, которые, извиваясь узкой тропой, на пути своем имеют множество крутых спусков и обрывов, засыпанных в данное время сплошь глубоким снегом. Зимой эта дикая местность совсем бывает пустынная и безлюдная. В то время, когда здесь проходили дунгане, на всем протяжении от Нарына до Кутемалдов существовал лишь только один вьючный путь; уже гораздо позже была разработана и проложена на этом пространстве почтовая дорога, тогда же таковой и в помине не было, и на всем этом протяжении (более 160 верст) не было ни одной почтовой станции, следовательно, не было никакой возможности достать хотя горсть муки или кусок хлеба для наиболее истощенных и обессилевших, поэтому и жертв холода и голода и на этом сравнительно небольшом расстоянии между дунганами было немало. Особенно тяжело и трудно им достался переход через Долонский перевал, расположенный на высоте более 10 000 футов над уровнем моря. Здесь, так же как и на Таш-Рабатском перевале, их застал снежный буран, как и там, так и здесь немало уснуло дунган вечным сном.

Это уже по русской территории в зиму 1878 г.

Т.е. опять пешком, без одежды, еды и топлива, преодолели перевал высотой более 3000 метров, прошли более 160 километров...

Думаю - что же на Памире все были такие идиоты и под зиму никуда из кишлаков далеко не ходили? Наверное, не знали, что можно все перевалы пройти босиком в пешем строю?

Ведь отвод войск и прекращение движения караванов, как правило, происходили к началу октября. Последние со всех ног бежали, чтобы успеть до декабря спуститься на равнину. А тут...

Не знаю, что сказать. Наверное, дунгане работали на антифризе. Или на спирту. Кому как...
 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 15.01.2021в18:22, Чжан Гэда сказал:

Ташкурган - Аличур - есть дорога из Рушана в Шугнан. Ташкурган - Вахан - слишком большой перегон без промежуточных остановок, если идти из Сарыкола.

Указанные маршрут - это Шелковый путь. Путь из СУАО к сарыкольскому Ташкургану и далее по долинам Гунта или Вахана в Афганистан - логичен. 

Путь через Савноб означает, что караван должен попасть туда, скорее всего, с севера, через долину Кудары. А потом, вместо того чтобы спокойно проследовать по долине Бартанга до Пянжа и вниз по течению до Ишкашима - зачем-то лезть по долине Мургаба обратно на восток до верховьев Аличура (не сильно далеко от Ташкургана сарыкольского), переваливать в долину Гунта или Вахана и опять спускаться по ней к Пянжу. ИМХО, но это совершенно нереалистичное петляние.

Перегонов там, кстати, нет. Только обобщенные маршруты-направленияю

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
10 час назад, hoplit сказал:

по долине Бартанга до Пянжа и вниз по течению до Ишкашима

Устье Бартанга ниже по течению Пянджа, чем Ишкашим.

Проходимость пути вдоль Бартанга пока не смотрел - занят.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 часа назад, Чжан Гэда сказал:

Устье Бартанга ниже по течению Пянджа, чем Ишкашим.

Да, мой ляп. Вверх, конечно же.

 

3 часа назад, Чжан Гэда сказал:

Проходимость пути вдоль Бартанга пока не смотрел - занят.

Насколько понимаю - Савноб это первый крупный населенный пункт в верховьях Бартанга. Вниз по течению поселений уже целая цепочка, какая-никакая цивилизация.

Share this post


Link to post
Share on other sites
23 часа назад, hoplit сказал:

Насколько понимаю - Савноб это первый крупный населенный пункт в верховьях Бартанга. Вниз по течению поселений уже целая цепочка, какая-никакая цивилизация.

См. выше - там есть описание пути вдоль Гунта. Количество кишлаков не делает путь легче или сложнее - его делает сложным русло реки и возможность пробить тропу вдоль реки.

Поэтому надо искать именно описания прохождения пути вдоль Бартанга. Думаю, у Скерского или кого-еще найдется - они и там прошли.

Другой вопрос волнует - если люди прошли вдоль Гунта, то они в его устье уперлись в Кала-и Бар-Пяндж. Но Санг Мухаммад не говорил ничего, что ходжи прошли через столицу Шугнана, подчинявшуюся Файзабаду. Он сразу говорит о появлении ходжей у озера Шивэ.

Как ни крути - Кала-и Бар-Пяндж они миновать не должны были.

Так когда его построили? Может, в 1759 г. его еще не было, как не было Хорога?

Share this post


Link to post
Share on other sites
15 час назад, Чжан Гэда сказал:

См. выше - там есть описание пути вдоль Гунта. Количество кишлаков не делает путь легче или сложнее - его делает сложным русло реки и возможность пробить тропу вдоль реки.

Поэтому надо искать именно описания прохождения пути вдоль Бартанга. Думаю, у Скерского или кого-еще найдется - они и там прошли.

 

Капитан Ванновский С.П. Извлечение из отчета Генерального Штаба капитана Ванновского о рекогносцировке в Рушане и Дарвазе 1893 г.

Этот же отчет - тут

Цитата

Рекогносцировочная партия Генерального Штаба капитана Ванновского состояла из двух офицеров (шт.-капитана Брженицкого и сотника Репина), 1-го урядника, 8 казаков, 2-х джигитов и 1 переводчика. Всего 15 чел. конных при 16 вьючных лошадях.

Цитата

До настоящего времени путь по Бартангу был пройден лишь пундитом M-S в сентябре 1878 г., а дорога из Рушана в Дарваз не была исследована вовсе.

Цитата

Путь по Бартангу, как выход с Памиров на запад, во всех отношениях уступает более южному направлению по р. Гунт и сравнительно удобен для движения с вьючными транспортами только зимой, когда скованные холодом ледники в верховьях притоков задерживают воду. В это время года по берегам реки образуется полоса свободная для движения, число бродов увеличивается, ледяные заторы образуют естественные мосты, представляется возможным миновать неудобные участки карнизной дороги, выбирая путь то по правому, то по левому берегу реки, а местами по ее руслу.

Летом следование не представляет затруднений только для одиночных людей пешком. Между тем конной рекогносцировочной партии пришлось идти по долине в период наименее благоприятный для путешествия в самый разгар Памирского лета, в августе месяце. На прохождение расстояния от с. Таш-кургана до с. Имц длиною в 122 вер. пришлось употребить 11 дней.

Местные жители встречали русских радушно, давали проводников, назначали носильщиков, оказывали необходимые услуги, в тоже время повсеместно обращались с просьбой о принятии их в русское подданство. Рекогносцеры не могли не обратить внимания на тяжелое положение страны, продолжающееся более 10 лет со времени занятия ее афганцами. Население разорено, частью вырезано, частью эмигрировало; дороги запущены, производительность упала. Число жителей, по показаниям аксакалов, достигает ныне всего 1799 душ; между тем до 1888 г., не смотря на дурное управление ханов, оно было вдвое более. О современном экономическом положении Рушана дают понятие следующие цифры отчета. С полей собрано в год 4563 пуда пшеницы, ячменя и проса. Скота считается 5047 голов, в том числе: коров, быков, овец, лошадей и ослов. Между тем площадь удобных земель достигает 200 кв. вер. или свыше 20.000 десятин.

Конечно, эти цифры должны быть рассматриваемы, как приблизительные: условия рекогносцировки не могли позволить собрать точные статистические данные. Но несомненно, что с водворением в стране порядка, население вздохнет свободно, производительность поднимется, дороги будут приведены в более удобный вид и благосостояние жителей в пределах необходимого будет вполне обеспечено. 

Цитата

На всем протяжении от селения Сарез и до впадения в Пяндж, река Бартанг протекает узким скалистым ущельем в крутых каменистых берегах. Ширина теснины редко достигает 100 сажен и очень часто бывает не более 20. В поворотах реки и в некоторых других местах долина достигает 1/2 версты ширины.

Общее направление Бартанга с востока на запад.

Течение реки весьма быстрое; несколько измерений дало, в среднем, в секунду 9 футов; масса подводных камней я порогов образуют частые водовороты. В наиболее широких местах образуются наносные мели, которые разделяют реку на несколько рукавов.

Глубина реки местами доходит до 4-х саженей; бродов нет. На всем протяжении реки 3 моста: первый в 3-х верс. ниже с. Басита, второй у с. Сипянджа и третий у с. Хиджиза.

Все мосты кавказского типа.

Летом переправа совершается на саначах и салах.

Несколько измерений показали в среднем температуру воды в +5° С., при наружной температуре воздуха на солнце в 45° С. Такую разницу температуры может перенести только привыкший к этому местный житель, новый же человек не гарантирован от судороги.

При помощи одного, или двух саначей, перевозят отдельных баранов и плавают с лошадьми.

Главное неудобство переправы заключается в том, что плот течением сносит очень далеко и чтобы вторично передать его на другой берег приходится заносить его на очень большое расстояние (400 саженей), для чего один человек взваливает его на спину и несет берегом вверх, саженей на 200 выше пункта нагрузки, затем таким же образом переправляют плот обратно.

Зимою река Бартанг вся никогда не замерзает, но у берегов образуются ледяные закраины и идет так называемая шуга, которая в некоторых местах скопляется в заторы. По заторам устанавливается сообщение с одного берега на другой. Благодаря заторам и ледниковым закраинам зимою движение по Рушану значительно облегчается, а переправа лошадей производится довольно быстро, так что дорога по времени сокращается втрое.

 

В этом же номере - отчет Бедряги. Путь из долины Бартанга в долину Мургаба описан так - летом брода через Бартанг нет, переправа на левый берег только на плотах. Глубокий брод открывается в конце сентября, но вьюки все равно нужно нести на руках (и не забываем про температуру воды в реке). В ноябре вода спадает сильно и брод становится удобен. Путь до Сареза - "пеший", вьюки в руках, лошади - в поводу.  

На Мургабе весной и летом бродов нет. Насколько понял - путь из Ташкургана на Памирский пост (Мургаб) мимо Сареза и частью через долину Мургаба - неудобен. Ходили в обход с севера, через Ак-Байтал, Мусь-Коль и Кукуй-бель. То есть - петля получается еще более странной. Если маршрут у нас Кашгар-Алайская долина-верховья Гунта  - заходить в рушанский Ташкурган просто смысла нет. Он в тупике.

Далее у него описан путь до Кашгара и из Кашгара через долину реки Гез в Сарыкольскую долину.

Berdyaga.thumb.png.e879a67464e828cd3f35b

ИМХО, но где проходил Шелковый путь - вполне видно. Сравнительно удобный путь из Кашгара в Сарыкольскую долину, а оттуда - в верховья Мургаба, Аличура и Вахана. И "тупик" рушанского Ташкургана. 

Аналогичные сведения - Routes in Asia: Routes in Khiva, Bokhara, Khokand, Yarkand, and Russian Turkestan. 1878

Там путь от Бар-Пянжа в Кашгар описан как "вверх по Гунту и Аличуру, потом через Мургаб к Ранг-Куль, оттуда в Сарыкольскую долину, к реке Гез и далее в Кашгарию". Из Ишкашима - вверх по течению Пянжа, потом к Таш-кургану, потом к Янги-Хисару. Вполне логично.

 

Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии. Там вообще куча материалов.

1 person likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites
14 часа назад, Чжан Гэда сказал:

Как ни крути - Кала-и Бар-Пяндж они миновать не должны были.

Но Кала-и-Бар Пянж стоит в 15 километрах ниже по течению от слияния Гунта и Пянжа. Да еще на другом берегу реки?

Цитата

Переправа через реку Пяндж у Кала-и-Бар-Пянджа производится на паромах и река в этом месте в брод проходима бывает только в конце зимы, когда она местами покрывается уже льдом.

Крепость Кала-и-Бар-Пяндж расположена на белой скале, возвышающейся непосредственно над водою реки Пянджа, и благодаря белому цвету скалы, видимой издалека, носит еще название «Ак-Курган».

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now

  • Similar Content

    • Построения из китайского военного искусства
      By Чжан Гэда
      Прочитал в "Мин цзи наньлюэ" у Цзи Люци:
      Он вообще пишет очень запутанно - похоже, сам не сильно соображал, что писал. Когда он описывал войска Чжэнов - там все очень сумбурно.
      Строй багуа был придуман легендарным Сунь Бинем в IV в. до н.э. и управлялся военачальником, которому делали охраняемую воинами вышку, с которой он подавал команды на перестроения. Система имела возможность 16-ти перестроений. К периоду Тан она трансформировалась в "строй 6 цветков" (люхуа чжэнь), который применял легендарный Ли Цзин во времена Тан:

      Слева люхуачжэнь, справа - багуачжэнь.
      Строй багуа имеет по китайским толкованиями строился на основании этого:

      В строю багуачжэнь имеется "8 врат" - сю (отдых), шэн (жизнь, рождение), шан (ранение, вред), ду (преграда), цзин (благое предзнаменование), сы (смерть), цзин (испуг), кай (раскрытие).
      Прямо на восток располагаются "врата жизни". Если ворваться в них и прорваться через "врата благого предзнаменования" на юго-западе, затем войти во "врата раскрытия" на севере, то можно уничтожить этот строй.
      Вопрос - а зачем такие сложности? Зачем так выеживаться, чтобы сделать простое дело? Вразумительных толкований найти не могу.
       
    • Сахалин и монголы
      By Чжан Гэда
      "Юань вэньлэй"(元文類) о событиях на Сахалине (?) в конце XIII в.
      遼陽威古特
      至元十年征東招討使逹希喇呈前以海勢風浪難渡征伐不到岱音濟喇敏威古特等地去年征行至尼嚕罕地問得烏登額人約蘇稱欲征威古特必聚兵●冬月色克小海渡結凍冰上方可前去先征岱音濟喇敏方到威古特界云云大徳二年正月招討司上言濟喇敏人百戶哈芬○博和哩○等先逃往內和屯與叛人結連投順威古時作耗奉㫖招之千戸巴雅斯以為哈芬等巳反不可招遂止大徳元年五月威古特賊沃棱乘濟喇敏所造黄窩兒船過海至哲哩木觜子作亂八月濟喇敏人諾木齊過海至烏色砦遇內和屯人言濟喇敏人雅竒扎木稱威古特賊與博和哩等欲以今年比海凍過果幹虜掠打鷹人乞討之既而遼陽省咨三月五日濟喇敏百户烏坤濟等來歸給魚糧綱扇存恤位坐移文管沃濟濟喇敏萬户府收管六月五日官軍敗賊於錫喇和屯七月八日威古特賊王博凌古自果斡過海入佛哩河官軍敗之九年六月濟喇敏人吉爾庫報威古特賊刼納木喀等官軍追之不及過扎爾瑪河刧掠至大元年濟喇敏百戸竒徹竒納言威古特約索努呼欲降遣逹哈扎薩至尼嚕罕又濟喇敏人多神努額齊訥來每言約索努呼沃稜等乞降持刀甲與頭日布結結且言年貢異皮以夏間逹喇布魚出時回還云云
      Для памяти - пока лениво возиться. Уже вижу, что Ивлиев не совсем верно переводил.
    • Yingcong Dai. A Disguised Defeat: The Myanmar Campaign of the Qing Dynasty
      By hoplit
      Просмотреть файл Yingcong Dai. A Disguised Defeat: The Myanmar Campaign of the Qing Dynasty
       
      Yingcong Dai. A Disguised Defeat: The Myanmar Campaign of the Qing Dynasty // Modern Asian Studies. Volume 38. Issue 01. February 2004, pp 145 - 189.
      Автор hoplit Добавлен 09.01.2020 Категория Китай
    • Yingcong Dai. A Disguised Defeat: The Myanmar Campaign of the Qing Dynasty
      By hoplit
      Yingcong Dai. A Disguised Defeat: The Myanmar Campaign of the Qing Dynasty // Modern Asian Studies. Volume 38. Issue 01. February 2004, pp 145 - 189.
    • Вечный миф - "трупами завалили"
      By Чжан Гэда
      Потихоньку набирается материал для статьи о бое 21-го уланского при Омдурмане.
      Параллельно возникла мысль - а ведь это интересная иллюстрация против тезиса всяких либерастов, что мол, "трупами завалили"...
      Что такое трупами завалили? Как можно, при не подавленных вражеских пулеметах, добиться успеха, просто бросая на врага неподготовленную и плохо вооруженную пехоту?
      В истории есть целый ряд примеров, когда тезис "трупами завалили" не проходит. И всего 1-2 подтверждения этому тезису (пожалуй, вспомню только Изандлвану и Адуа).
      Начнем по порядку - первые серьезные звонки раздались в колониальных войнах. Как только европейские и мусульманские культуртрегеры стали способны доставить на место нужное количество стрелков, стали наблюдаться серьезные проблемы у местных народностей, которые ранее достаточно успешно противостояли колониальной экспансии, ограничивая колониальные анклавы прибрежной зоной.
      Но даже египетское завоевание Судана в начале 1820-х годов - это еще не то. Потому что еще техника "не доросла". Самая тема начнется после того, как Хайрем Максим в 1884 г. изобрел свой знаменитый пулемет.
      Правда, до этого были митральеза Монтиньи, митральеза Реффи, картечница Гатлинга и т.д., но это было "еще не совсем то"...