Saygo

Великие достижения Греции и Рима

11 сообщений в этой теме

Начнем пожалуй с дорог.

Все дороги ведут в Рим

user posted image

Древние римляне предпочитали основывать новые города на плоской местности, что позволяло с наименьшими затратами прокладывать многочисленные дороги с твердым покрытием, обеспечивавшие быстрое передвижение войск. Сооружение дорог и мостов было непосредственно связано с римскими завоеваниями и основанием колоний. В Римской империи историки насчитывают свыше 370 дорог с каменным покрытием общей протяженностью более 60 тыс. км. Они соединяли Рим с его многочисленными провинциями. Несмотря на то, что перемещение товаров по суше обходилось гораздо дороже, чем морем, без сети сухопутных дорог была бы немыслима жизнь Римской империи и ее столицы.

Издавна говорят: "Все дороги ведут в Рим". А самой древней и самой известной из них является Аппиева дорога (via Appia), которую римляне называли "Царицей дорог". К ее строительству приступили в 312 г. до н.э. при цензоре (выборном чиновнике) Аппии Клавдии Цеке (Слепом), с чьим именем связана также прокладка самого древнего римского водопровода. Аппиева дорога, начинавшаяся от Капенских ворот (позднее ворот св. Себастьяна) Вечного города, огибала с юга Альбанские горы, а затем пересекала Понтийские болота. "Умбрия манит, а коль по Альбанским холмам заскучаешь - Аппиев путь задрожит под колесницей твоей", - писал в начале I в. в "Письмах с Понта" (Книга I, 67 - 68) знаменитый римский поэт Публий Овидий Назон, высланный из Рима в Томы на Черном море[1].

Став первой дорогой, вымощенной камнем в Древнем Риме, Аппиева дорога шла далее на юг до Капуи (200 км). Позже она была продолжена до Неаполя, Беневенто и Таранто, а в 244 г. до н.э. - до Брундизия (совр. Бриндизи) на юго-востоке Апеннинского полуострова на побережье Адриатики. Отсюда можно было морем добраться до Греции, Малой Азии, Ближнего Востока, Египта.

Ширина Аппиевой дороги (от 4,3 до 6 м) позволяла разъехаться двум конным повозкам. По обеим ее сторонам имелись канавы для водостоков и слегка приподнятая над дорожным полотном вымостка (нечто вроде современных тротуаров). На рубеже III-II вв. до н.э. строители усовершенствовали Аппиеву дорогу, создав трехслойную конструкцию толщиной 90 см: нижний слой бетона с мелким щебнем на хорошо утрамбованной земле; второй слои бетона с гравием, на котором лежали гладкие плиты из базальта и туфа (сегодня почти на всем протяжении они залиты сверху асфальтом, под которым сохранились следы античных колесниц[2]. В отличие от Виа Аппия Пиньятелли (via Appia Pignatelli), построенной около 1700 г. при папе Иннокентии XII, и Новой Аппиевой дороги (via Appia Nuova), проложенной в 1780-х гг. между Римом и озером Альбано, сейчас она именуется Antica (древняя).

Мощением дорог в Древнем Риме занимались под надзором надсмотрщиков рабы и осужденные на десять лет преступники. Со времен Юлия Цезаря проезд частных колесниц и повозок в дневное время по Риму был запрещен (так боролись с тогдашними пробками на улицах), поэтому тем, кто приезжал в Вечный город по Аппиевой и другим дорогам, приходилось оставлять свой транспорт на стоянках у городских стен. Преемник Цезаря, Божественный Август, установив государственный надзор за дорогами, учредил в 20 г. должность "дорожных попечителей", на которую император назначал сам. Попечители следили за состоянием дорог, руководили ремонтными работами, выдавали разрешения на строительство на прилегавшей к дорогам земле и приказывали сносить строения, возведенные в этой полосе без подобного разрешения. Куратором большой дороги мог стать сенатор не ниже преторского ранга. Во времена Траяна должность куратора Аппиевой дороги занимал Бебий Макр, о котором, хваля его за честность, упоминает поэт Марциал. Начиная от "золотой меты" - золотого столба, поставленного Августом на Форуме Рима, через каждую милю (римская миля равнялась 1480 м) на дорогах устанавливали бронзовые или каменные милевые столбы (милиарии). Сохранились такие путевые столбы и с Аппиевой дороги времен Римской империи, один из них был поставлен при императоре Нерве (96 - 98), успевшем за свое недолгое правление проявить заботу о благоустройстве дорожной сети империи. За целый день пути преодолевали не более 25 - 35 миль, после чего путешественникам приходилось останавливаться на ночлег. Летом путники вставали спозаранку, стремясь пройти как можно большее расстояние до наступления полуденного зноя.

Состоятельные люди перемещались обычно на двухколесных и четырехколесных повозках (с балдахином и занавесками), запряженных одной или несколькими лошадьми (либо мулами), а также на носилках (паланкинах), которые несли от 2 до 8 рабов. Тяжелые грузы перевозили на волах. Деревянные крытые повозки украшались бронзовыми фигурками животных, втулки колесных осей - человеческими масками, которые сегодня можно увидеть, в частности, в экспозиции Археологического музея Стамбула. В наемных экипажах были установлены своеобразные таксометры.

По пути богатые римляне останавливались на отдых в своих виллах и домах друзей, а простолюдинам приходилось довольствоваться постоялыми дворами, которые устраивались через каждые 23 - 28 км. Там можно было отдохнуть, поменять лошадей. Всем путешественникам приходилось опасаться разбойников.

Августу принадлежит заслуга создания государственной почты. Вдоль больших путей, в том числе Аппиевой дороги, появились почтовые станции, где меняли мулов, которых должны были поставлять близлежащие города. Подорожные в виде диптиха (двух навощенных дощечек с текстом, сложенных вместе) выдавались от имени императора только императорским чиновникам, послам, военным, выполнявшим специальные поручения. Подорожная удостоверялась императорской печатью. Правительственные гонцы, меняя лошадей, преодолевали в день расстояние до 200 км. Услугами почтовой службы не могли пользоваться частные лица, представители муниципальных властей и даже цари, зависимые от Рима. Но любой человек мог нанять частную повозку, имевшую счетчик пройденного пути в виде двух ящичков. За каждые 5 тыс. шагов из одного ящичка в другой перемещался камешек, и в конце пути вознице и пассажиру оставалось лишь пересчитать их и произвести расчет[3].

По древнеримским дорогам часто передвигались не только воины и гонцы, рабовладельцы и рабы, но и торговцы. Одному из них посвящена следующая эпитафия: "Богам Манам. В этой могиле лежит бездыханное тело человека, душа которого находится среди богов, ибо это он заслужил. Луций Стаций Онесим, много лет торговавший на Аппиевой дороге, человек самый верный из всех, слава о котором сохранится навечно; он прожил незапятнанный не более и менее, чем 68 лет. Стация Кресцентина, жена, мужу достойнейшему и прекрасному, с которым прожила в добром согласии без какого бы то ни было душевного раздражения, достойно заслужившему поставила памятник"[4].

Около Аппиевой дороги произошло немало исторических событий. В Капуе, где сохранились руины огромного трехъярусного амфитеатра, слывшего самым большим в Италии до постройки Колизея, в 73 г. до н.э. вспыхнуло знаменитое восстание рабов под предводительством гладиатора Спартака, фракийца, по происхождению[5]. По Аппиевой дороге Спартак намеревался прорваться к Брундизию, чтобы оттуда отплыть по морю, но был разгромлен и погиб. В 71 г. до н.э. победители-рабовладельцы устроили вдоль дороги между Капуей и Римом массовые казни побежденных: было распято, согласно сочинению Аппиана "Гражданские войны", 6 тыс. восставших рабов.

В Капуе Аппиева дорога пересекает р. Волтурно по Римскому мосту, на одном из концов которого высятся башни знаменитых ворот, построенных в XIII в. по указанию императора Фридриха II Гогенштауфена (Штауфена). А в Беневенто (к юго-востоку от Неаполя) сохранились арка, воздвигнутая в 114 г. Траяном, и церковь Святой Софии, построенная в 762 г. при лангобардском герцоге Арехисе II. Добравшись по древней дороге в старинный Брундизий, рыцари-крестоносцы в XI-XIII вв. отправлялись далее морем в Малую Азию и Палестину.

user posted image

Ворота св. Себастьяна

По преданию, именно на Аппиевой дороге, недалеко от ворот св. Себастьяна, перед апостолом Петром, бежавшим ночью из Рима от преследований императора Нерона, явился Христос. "Куда ты идешь, Господь?", - спросил у него ученик. И услышал: "Я иду в Рим, чтобы быть во второй раз распятым". Пораженный ответом Спасителя, св. Петр вернулся обратно в Вечный город, где и был сам распят. А ступни Христа отпечатались на полотне Аппиевой дороги. Позднее на этом месте, именуемом в переводе на церковно-славянский язык "Камо грядеши", соорудили маленький храм-часовню Domine, quo vadis. В апокрифическом сочинении "Деяние и мучение святых и славных и всехвальных апостолов Петра и Павла" II-III вв., перевод которого в середине XVI в. был включен в "Великие Четьи-Минеи" митрополита Макария, описаны указанные выше события времен императора Нерона в Риме и его окрестностях. Там повествуется, как, устремившись за город после большого землетрясения, римляне нашли тела казненных апостолов Петра и Павла в местности под названием "Катакомбы" по Аппиевой дороге[6].

У старой Аппиевой дороги находятся круглый мавзолей патрицианки Цецелии Метеллы республиканской эпохи, знаменитые катакомбы св. Каллиста (Сан-Каллисто) и св. Себастьяна (Сан-Себастьяно), в которых с первых веков н.э. стали хоронить римских епископов и мучеников. Помещения для захоронения и переходы в катакомбах Сан-Каллисто, нижний ярус галерей которых находится на глубине 25 м, вырублены в вулканическом туфе. В них могло быть захоронено до 5 тыс. человек. Ряд помещений украшен фресками. В катакомбах Сан-Себастьяно, над которыми воздвигнута одноименная церковь (один из семи главных храмов Рима), покоятся останки св. Себастьяна, мученически погибшего при императоре Домициане. Туда же верующие перенесли камень с отпечатками ступней Спасителя на Аппиевой дороге. У входа в эти катакомбы раскопана трапезная ("триклиний"), где христиане, участвовавшие в погребальных процессиях, подкрепляли свои силы. На стенах трапезной изображены сцены поклонения святым Петру и Павлу, чьи останки, по преданию, погребены в местных катакомбах. В эпоху Средневековья гробница Цецилии Метеллы (дочери Метелла - покорителя Крита и супруги полководца Красса) была перестроена в крепостную башню.

user posted image

Гробница Цецилии Метеллы и крепость Каэтани

Неподалеку император Максенций в 312 г. возвел цирк (на третьей миле Аппиевой дороги, рядом с ее пересечением с Ардеатинской дорогой, около понижения местности (ad catacumbas)). Это название, происходящее от греческих слов "около углубления", затем распространилось на все христианские подземные некрополи. Цирк Максенция, сохранившийся до нашего времени, с сильно вытянутой ареной длиной 482 м и шириной 79 м являлся ипподромом и предназначался для конных состязаний. Их могли посещать до 15 тыс. зрителей. Тут же стоял мавзолей, построенный в память сына Максенция - Марка Валерия Ромула. Чуть дальше, за четвертым милевым столбом Аппиевой дороги, можно увидеть могилу римского философа-стоика Сенеки, приговоренного к "добровольному" самоубийству по обвинению в заговоре против жестокого и сумасбродного императора Нерона.

user posted image

Гробница Ромула и Цирк Макценция

Знаменитый византийский историк VI в. Прокопий Кесарийский, назвавший Аппиеву дорогу одним из чудес света, так ее описал: "Аппиева дорога длиной в пять дней пути для идущего без багажа человека, она ведет из Рима в Капую. Ширина этой дороги такая, что на ней могут разъехаться две встречные повозки, и из всех дорог она наиболее замечательная. Весь камень для нее, являющийся таким же, как в жерновах, и твердым по природе, Аппий выламывал и привозил сюда изделия из другой области. В этой стране его нигде нет. Сделав эти камни гладкими и ровными и по краям прямоугольными, и плотно положил их один к другому, не проложив внутри ни цементом, ни чем-либо другим..."[7].

Этот древний путь с памятниками архитектуры, беломраморными надгробиями, кипарисами и пиниями (итальянскими кипарисами) на обочинах не раз привлекал внимание писателей и художников. Свои впечатления выразил, к примеру, И. В. Гете[8]. Одно из самых известных живописных изображений этой древней дороги - пейзаж А. Иванова "Аппиева дорога после заката" (1845 г., хранится в Государственной Третьяковской галерее), на котором на фоне едва различимого вдали Вечного города она выглядит заброшенной и унылой. Сегодня такой безлюдной ее можно увидеть только на старинных рисунках и картинах.

user posted image

Александр Иванов. Аппиева дорога при закате солнца. 1845

Примечания

1. ПУБЛИЙ ОВИДИЙ НАЗОН. Скорбные элегии. Письма с Понта. М. 1982, с. 101.

2. Le vie Consolari. Novara. 2003, p. 14 - 19.

3. ВИННИЧУК Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М. 1988, с. 75 - 88.

4. ФЕДОРОВА Е. В. Латинские надписи. М. 1976, с. 236, N 276.

5. ФЕДОРОВА Е. В., ЛЕСНИЦКАЯ М. М. Неаполь и его окрестности: века, люди, искусство. М. 2005, с. 32.

6. Библиотека литературы Древней Руси. Т. 12. СПб. 2003, с. 316, 317.

7. ПРОКОПИЙ КЕСАРИЙСКИИ. Война с готами. О постройках. М. 1996.

8. ГЕТЕ И. Путешествие в Италию. Собр. соч. Т. 11. М. 1935.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Хотя акведуки были изобретены на Ближнем Востоке, задолго до римлян, где вавилоняне и египтяне строили сложные ирригационные системы, больше всего ассоциируются они именно с римлянами.

Акведук Айфель Eifel Aqueduct— один из наиболее протяжённых акведуков Римской империи

user posted image

Акведу́к А́йфель — один из наиболее протяжённых акведуков Римской империи. Сооружение такого уровня является наглядной демонстрацией инженерного искусства древнеримских инженеров, чей уровень мастерства был утёрян в Средние века.

Акведук Айфель, строительство которого было закончено в 80 году н. э., нёс свои воды на расстояние более 95 км с гор Айфель (расположенных на территории современной Германии) в древний город Colonia Claudia Ara Agrippinensium (современный Кёльн). Если же учитывать дополнительные участки акведука, ведущие к источникам, то его протяжённость составит 130 км. В отличие от большинства других римских акведуков Айфель был спроектирован таким образом, чтобы лишь минимально необходимая часть его конструкций проходила по поверхности. Акведук практически на всём своём протяжении расположен под землёй, что защищало его от повреждений и замерзания, и вода в нём движется исключительно под действием гравитации без каких-либо дополнительных устройств. Акведук Айфель также включает в себя несколько мостов (длиной до 1400 м), строительство которых было необходимо для преодоления равнин и водоразделов крупных рек.

user posted image

Небольшая часть акведука Айфель, сохранившаяся в Buschhoven, недалеко от Бонна

До постройки акведука Айфель город Кёльн получал воду из акведука Vorgebirge («предгорье»), который черпал свои воды в источниках региона Вилль и шёл на запад города. С ростом Кёльна пропускной способности этого акведука стало не хватать, кроме того его источники периодически пересыхали, а вода содержала некоторое количество ила. Для решения этой проблемы было принято решение строить акведук, берущий своё начало в горах Айфель.

Акведук Айфель был построен в северной части региона. Строили его из камней и бетона, в форме арки. Его максимальная пропускная способность составляла 20 000 кубометров питьевой воды в день. Воды из акведука Айфель использовались для питания фонтанов, бань и частных домов Кёльна. Акведук без перерывов использовался вплоть до 260 года, когда он был частично разрушен во время первых набегов германских племён. После этого его так и не восстановили, а Кёльн продолжил получать воду только от акведука Vorgebirge.

Маршрут

Акведук Айфель брал своё начало у источника возле Неттерсхайма в долине реки Урфт. Затем по равнине он шёл к коммуне Калль, где пересекал водораздел реки Маас и Рейна. Римские инженеры выбрали это место для преодоления водораздела для того, чтобы не было необходимости строить ни помпу, ни туннель. Затем акведук шёл параллельно северной гряде гор Айфель, пересекая реку Эрфт возле селения Kreuzweingarten (в районе Ойскирхен) и реку Свист — здесь он представлял собой арочный мост. В районе селения Kottenforst, к северо-западу от Бонна, акведук Айфель проходил через возвышенность Vorgebirge. Наконец, он шёл через Брюль и Хюрт и заканчивался в Кёльне. Несколько дополнительных источников, отвечавших строгим стандартам качества воды римлян, также соединялись акведуками с основным сооружением.

Архитектура

user posted image

Реконструированная часть акведука возле Mechernich-Vussem

Для защиты от морозов бо́льшая часть акведука Айфель была проложена не по поверхности, а на глубине 1 м под землёй. Археологические раскопки показали, что римские инженеры делали каменную подложку, на которую ставилась U-образная труба из камней или бетона, а поверх неё устанавливалась защитная крыша-арка из обрезанных камней, скреплённых известковым раствором.

Для придания U-образной формы трубе из бетона и при формировании защитной крыши использовались брёвна и доски. Частички дерева были найдены в бетоне спустя 2000 лет. Внутренняя ширина акведука равнялась 70 см, высота — 1 м, то есть при необходимости работник мог войти внутрь акведука для проведения ремонтных работ. Снаружи акведук был оштукатурен для защиты от грязи и дождевой воды. В нескольких местах применялась дренажная система для отвода грунтовых вод.

Внутренняя сторона акведука также была оштукатурена; здесь применялась красная штукатурка под названием opus signinum. Она состояла из негашенной извести и толчёных кирпичей. Этот раствор затвердевал под воздействием воды и предотвращал утечки ключевой воды наружу. Небольшие трещины заделывались золой дерева.

Источники акведука

user posted image

Источник Grüner Pütz отмечен римским бассейном

Несколько источников были специально подготовлены для направления их вод в акведук Айфель. Первый источник располагался в Grüner Pütz возле коммуны Неттерсхайм. Наиболее хорошо изученный источник — «Фонтан Клауса»(нем. Klausbrunnen), — располагавшийся возле города Мехерних, был отреставрирован и сейчас находится под защитой государства. Конструкции источников менялись от места к месту для удовлетворения условий окружающей среды и соответствуют даже современным техническим требованиям.

Всего существовало четыре основных области с источниками:

* Grüner Pütz (Зелёный колодец) возле Неттерсхайма;

* Klausbrunnen (Фонтан Клауса) возле Мехерниха;

* Область источников возле Мехерниха-Урфей;

* Hausener Benden возле Мехерниха-Эйзерфей.

Источник Hausener Benden интересен тем, что был обнаружен только в 1938 году во время проведения работ по поиску источников питьевой воды для города Мехерних. Работники геологоразведки случайно наткнулись на линию акведука, питавшую основной акведук Айфель, и источник спустя почти 2000 лет всё ещё действовал. Акведук так хорошо сохранился и обладал таким высоким качеством воды, что был просто соединён с современной системой водоснабжения. Таким образом, для того, чтобы не повредить источник, археологические раскопки на его территории не проводились.

Требования римлян к качеству воды

user posted image

На этой части акведука возле Ойскирхен видны отложения карбоната кальция на стенках трубы

Римляне предпочитали питьевую воду, обогащённую минералами. Римский архитектор Витрувий так описывал процедуру тестирования источника воды:

« Источники должны подвергаться следующим проверкам. Если вода из источника выходит на поверхность, то нужно осмотреть людей, проживающих возле него, до того, как использовать его воду; если они обладают крепким телосложением, хорошей комплекцией, сильными ногами, чистыми глазами, то источник заслуживает полного доверия. Если источник был только что вырыт, то его воду необходимо налить в Коринфскую или любую другую вазу из хорошей бронзы - качественная вода не должна оставить ни следа на стенках сосуда. Если такую воду прокипятить в бронзовой посуде, дать отстояться и слить, то на дне не должно остаться ни грязи, ни песка. Такая вода также заслуживает полного доверия. »

Также Витрувий замечает: «Мы должны с большой осторожностью и вниманием искать источники и отбирать их, учитывая здоровье народа». Вода в акведуке Айфель признавалась одной из лучших в империи.

К сожалению, минеральная вода оставляет осадок карбоната кальция на стенках, и к 260 году вся внутренняя поверхность акведука была покрыта известняковыми отложениями толщиной до 20 см. Несмотря на сужение внутреннего сечения трубы, вода из акведука и сегодня могла бы доставляться в Кёльн, если разрушенные участки акведука были бы восстановлены. В Средние века отложения из акведука Айфель широко использовались как строительный материал.

Надземные секции акведука

По различным причинам существовало очень мало наземных участков акведука Айфель. Этим он отличается от большинства римских акведуков, например, Пон-дю-Гар на юге Франции. Можно перечислить следующие причины:

* маршрут акведука был специально выбран так, чтобы не возникало необходимости в строительстве надземных сооружений;

* подземное расположение акведука защищало воду от замерзания;

* температура воды, пришедшей в Кёльн, была достаточно комфортной из-за теплоизоляционных свойств земли;

* в случае войны подземные акведуки значительно меньше подвержены опасности быть разрушенными.

Тем не менее существовало несколько мест, где потребовалось построить надземные сооружения. Наиболее примечательными из них был арочный мост через реку Свист возле Райнбаха длиной 1400 м и высотой до 10 м. Археологи подсчитали, что мост насчитывал 295 арок шириной 3,56 м, однако до нашего времени мост не сохранился.

Меньший мост пересекал равнину возле Мехерниха. Его высота составляла также 10 м, длина — 70 м. Он достаточно хорошо сохранился до наших дней, подвергся реставрации и в настоящее время являет собой наглядную демонстрацию того, как выглядел акведук во времена Римской империи.

Конструкция римских акведуков

Конструкция римских акведуков указывает на высокий уровень технических знаний римских инженеров[4]. Лишь изредка римляне испытывали проблемы с низкокачественными работниками на важных проектах. Так, Секст Юлий Фронтин, ответственный за водоснабжение Рима, пишет:

« Ни одна другая постройка не требует столько внимания при строительстве, сколько относящаяся к водоснабжению. Поэтому необходимо наблюдать за всеми аспектами таких проектов максимально тщательно, полностью следуя правилам, которые знают все, но следуют которым лишь немногие. »

Стоимость строительства

Учитывая геологоразведку в огромных масштабах, подземное строительство и большое количество работ по производству и укладке кирпичей, становится понятно, что конструкции таких размеров не строились сразу целиком. Вместо этого инженеры разделяли проект на несколько отдельных участков. Границы этих частей удалось восстановить археологам. Для акведука Айфель длина одного участка составляла 15 000 римских футов (4400 м). Кроме того, доказано, что геодезические работы проводились отдельно от строительства, точно также, как это делается в наше время.

На каждый метр акведука в среднем требовалось выкопать 3-4 м³ земли, затем заложить 1,5 м³ бетона и наложить 2,2 м² штукатурки. Общие трудозатраты оцениваются в 475 000 человекочасов. Учитывая то, что в году содержится в среднем 180 дней, подходящих для строительства, 2500 рабочих потратили бы 16 месяцев на завершение проекта. В реальности же строительство акведука Айфель потребовало ещё больше времени, так как приведённые расчёты не учитывают время, необходимые на геодезические работы и доставку материалов.

После окончания работ, труба акведука была засыпана землёй, поверхность над ней выровнена. Возле акведука была построена специальная дорога, предназначенная для его обслуживания, которая также указывала жителям окрестных районов на то, что вокруг запрещено земледелие. Такие же дороги делались и возле других акведуков. Так, возле акведука, ведущего в Леон, Франция, стояли таблички со следующей надписью:

« По указу императора Публия Элия Траяна Адриана, никому не разрешено пахать, сеять и сажать что-либо внутри специального места, предназначенного для защиты акведука. »

Римская геодезия

После выбора подходящего места для строительства акведука, необходимо было удостовериться, что местность будет обеспечивать постоянный уклон на всей его протяжённости. Используя инструменты, похожие на современный уровень, римские инженеры могли определять уклон с точностью до 0,1 градуса — то есть 1 м уклона на 1 км акведука. Кроме того, все сооружения, которые соединялись с основным акведуком (мосты, туннели), также должны были сохранять заданный уклон.

Строители акведука Айфель очень хорошо использовали природные особенности рельефа. В тех случаях, когда вода с одного уровня приходила на следующий слишком высоко, то для того, чтобы избежать изменения угла наклона, создавались специальные резервуары, накапливающие воду и выравнивающие уровни (вода, падающая в них водопадом, успокаивалась).

Римский бетон

Бетон opus caementicium, используемый для строительства акведука Айфель, состоял из оксида кальция (негашеная известь), песка, камней и воды. Для создания формы использовались доски, в которые заливался бетон. Современные тесты показали, что римский бетон полностью удовлетворяет требованиям к современному бетону.

Функционирование акведука

user posted image

Обслуживающий персонал мог попасть внутрь акведука через шахты, подобные этой

Все 180 лет своего существования (с 80 по 260 годы н. э.) акведук требовал постоянного обслуживания, улучшений и чистки. Для проведения обслуживания работники спускались к трубе по специальным шахтам.[5] Дополнительные шахты возводились в местах ремонта и на границах строительных регионов. Также существовали открытые бассейны в тех местах, где вода из нескольких источников объединялась в общую трубу — таким образом обслуживающий персонал мог выяснить, где произошла поломка.

Распределение воды в Древнем Кёльне

За несколько километров до конца акведук Айфель выходил на поверхность в виде моста высотой 10 м. Мост позволял доставлять воду в расположенные на возвышенностях кварталы города по герметичным трубам. Такие трубы изготовлялись из свинцовых пластинок, согнутых в кольцо и либо спаянных вместе, либо объединённых с помощью фланцев. Римляне использовали бронзовые краны.

Сначала вода из акведука попадала в общественные фонтаны, которые работали круглогодично. Сеть фонтанов была настолько плотной, что любой житель должен был пройти не более 50 м до ближайшего источника пресной воды. Кроме того, публичные бани, частные дома и даже общественные туалеты также снабжались водой. Сточные воды собирались в канализационные трубы под городом и выводились в Рейн ниже по течению. В настоящее время одна секция римской канализации открыта для посещения туристами под улицей Budengasse в Кёльне.

Акведук как источник камня

user posted image

Колонна из церкви Bad Münstereifel Святых Кристиана и Дарии, сделанная из «Айфельского мрамора»

Акведук Айфель был разрушен германскими племенами в 260 году н. э. во время нападения на Кёльн и никогда больше не использовался, несмотря на то, что город продолжил своё существования. Из-за перемещений племён и народов по региону, отрицания знаний предыдущих цивилизация, технология строительства и поддержки акведуков была забыта. Акведук был затерян под землёй почти 500 лет, пока его не нашли Каролинги, начавшие новое строительство в долине Рейна. Вследствие того, что окружающий регион был беден камнем, акведук стали расхищать на строительный материал. Большие куски акведука использовались при строительстве городской стены Рейнбаха. На некоторых её участках до сих пор видны следы отложений карбоната кальция. Таким образом все наземные конструкции акведука и часть подземных сооружений были использованы в качестве строительного материала в Средние века.

Особенной популярностью пользовались известковые отложения, взятые изнутри акведука. За время его функционирования осадочный слой во многих местах составил 20 см. Материал имел консистенцию, схожую с коричневым мрамором, его было легко доставать из трубы. После полировки на нём выступали прожилки, его можно было порезать на каменные пластины. Такой искусственный камень получил распространение по всей территории Рейнланда, в особенности в качестве материала для создания колонн, оконных рам и даже алтарей. «Айфельский мрамор» можно встретить даже далеко на западе, в Падерборне и Хильдесхайме, где он до сих пор используется в местных кафедральных соборах. В Роскилле, Дания, этот же материал используется на нескольких надгробиях — это самая серверная точка, где можно увидеть «Айфельский мрамор».

Существует средневековая легенда, утверждающая, что акведук являлся подземным ходом между Кёльном и Триром. Согласно ей, Сатана поспорил с архитектором Кёльнского собора, что сможет построить такой туннель быстрее, чем архитектор сможет завершить собор. Архитектор согласился на спор. Однажды строители наткнулись на акведук, по которому текла вода, а архитектор посчитал, что Сатана уже построил обещанный туннель и выиграл спор. В легенде говорится, что хихиканье Сатаны довело архитектора до самоубийства — он бросился с недостроенного собора. Утверждалось, что именно смерть архитектора (а не нехватка денег) стала причиной многовековой задержки при возведении Кёльнского собора (он строился с 1248 года по 1880 год).

Средневековые записи указывают на то, что люди совершенно утратили понимание того, для чего служил акведук. В некоторых из них, например, в «Gesta Treverorum» Матернуса (первого епископа Кёльна, IV век) и «Гимне к Святому Анно» (Hymn to Saint Anno, XI век) даже говорится о том, что по нему текла не вода, а вино.

Туризм

Маршрут для пешего туризма Römerkanal-Wanderweg следует почти 100 км вдоль акведука от Неттерсхайма до самого Кёльна. Общественный транспорт позволяет проходить маршрут не сразу, а разбить его на несколько участков. Также этот маршрут пользуется популярностью у велотуристов. Вдоль него располагается около 75 информационных стендов, подробно описывающих акведук Айфель.

Охрана акведука

Археологические раскопки около акведука Айфель начались в XIX веке. В 1867 году картограф C. A. Eick открыл самый дальний источник — Grüner Pütz (Зелёный колодец) возле Неттерсхайма. Вальдемар Хаберей (нем. Waldemar Haberey) систематически изучал акведук с 1940 по 1970, а в 1971 году выпустил книгу о нём, которая и сейчас является хорошим гидом по маршруту акведука. В 1980 году археолог Клаус Граве (нем. Klaus Grewe) составил полную карту пролегания акведука. Его «Атлас римского акведука к Кёльну» (нем. Atlas der römischen Wasserleitungen nach Köln) является одной из основополагающих работ по римской архитектуре.

Акведук Айфель — крайне важное сооружение, имеющее большую историческую и археологическую ценность, особенно для изучения римской архитектуры, геодезии, организаторских способностей и уровня инженерных знаний древних римлян. Он является горьким напоминанием о потерянных в Средние века технологиях, об эпохе отрицания и забывания целых цивилизаций, когда высокотехнологичные сооружения древности вроде акведука Айфель использовались лишь как каменоломни. Наша цивилизация вновь достигла высот римских технологий в этой отрасли лишь в XIX и XX веках.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

user posted image

КОЛИЗЕЙ

КОЛИЗЕЙ (Colosseum) – грандиозный амфитеатр, возведенный в Древнем Риме в эпоху Флавиев.

Слово «амфитеатр» состоит из двух греческих слов – «двойной театр» или «театр с обеих сторон». Название Колизей, по одной версии, происходит от искаженного в средние века латинского слова «сolosseum» (колоссальный). По другой, от названия гигантской бронзовой статуи Колосс Нерона, стоявшей недалеко от амфитеатра. В античном Риме Колизей называли амфитеатр Флавиев. Он был заложен в 75 императором Веспасианом Флавием (9–79) и в 80 открыт его сыном Титом (годы правления 79–81). Торжества по случаю открытия продолжались сто дней. Работы по архитектурному оформлению продолжались и позже. Колизей расположен в долине между холмами Эсквилином, Палатином, Целием, на месте искусственного озера, созданного в резиденции императора Нерона (37–68), которое было осушено для строительства амфитеатра. Три века Колизей служил для устройства боев гладиаторов (запрещены в 404–405), для травли зверей (продолжались до 526), для морских боев, для которых арена заливалась водой. В 11–12 вв. Колизей становится феодальным замком-крепостью. С середины 14 в. здесь поселяются религиозные братства (на арене сооружается церковь), проводятся религиозные представления – мистерии, запрещенные в середине 16 в.

Здание Колизея разрушалось: частые землетрясения, пожары, варварское отношение людей. В эпоху средних веков он использовался как каменоломня: каменные блоки брали для построек дворцов и церквей – это был период наибольших разрушений. Уже в античные времена Колизей неоднократно восстанавливался, реконструировался. Лишь с начала 19 в. стали целенаправленно заниматься сохранением памятника и проводить археологические раскопки.

Колизей – постройка в виде эллипса: длина 188 м, ширина 156 м, высота 48,5 м.

Средняя часть здания, арена (от лат. «arena» – «песок»), покрытая песком и предназначавшаяся для гладиаторских боев, травли животных, по форме представляла собой эллипс (длина 86 м, ширина 54 м). Размеры арены позволяли сражаться на ней одновременно 3000 пар гладиаторов. К ней примыкал четырехметровый подий, который служил оградой во время «навмахий», «морских сражений», когда арена заливалась водой. Арену обрамляли постепенно повышающиеся места для зрителей, расположенные 4 ярусами. На первом ярусе располагались места для почетных зрителей, выше находились 20 мраморных рядов для официальных гостей, всадников. За узким проходом следовало еще 20 мраморных рядов, а далее находилась колоннада, за которой был ярус с деревянными скамьями для простых людей. Распределение мест производилось строго в соответствии с социальной принадлежностью граждан (чем ниже положение, тем выше находилось место). Вместимость Колизея – 50 000 мест.

С наружной стороны Колизей – четырехъярусное здание. Первые три яруса образовывали аркады по 80 арок, которые опирались на мощные столбы в 2,4 м шириной. Арки были украшены приставными полуколоннами с антаблементом. На первом ярусе – тосканский ордер, на втором – ионический, на третьем – коринфский. Арки второго и третьего яруса были украшены стоявшими в них статуями (не сохранились). Верхний этаж представлял собой высокую стену, которая была декорирована 80 находившимися над колоннами пилястрами коринфского ордера. Между ними располагались квадратные окна, и помещались по три кронштейна, которые служили опорами для мачт. На них натягивали тент от солнца (веларий), создававший тень над трибунами и ареной. Последний этаж был украшен бронзовыми щитами (не сохранились).

Внешние части Колизея были сооружены из травертина, внутренние – из туфа, кирпича, мрамора, бетона и дерева. При строительстве Колизея тщательно притертые камни были положены без раствора и скреплены между собою железными скобами, большую часть которых выломали во времена средневековья.

80 арок нижнего яруса (они были пронумерованы) служили для входа и выхода зрителей, т.е. на каждый вход приходилось по 600 зрителей. Пройдя через арки нижнего яруса, люди попадали в сводчатые галереи, идущие параллельно внешней стене. Такие же галереи во втором и третьем ярусе использовались, как места для отдыха. Лестницы, находящиеся внутри здания, обеспечивали зрителям быстрый вход внутрь.

Под ареной находились сложные инженерные сооружения, водопровод, конструкции для механических устройств (подъемные механизмы, доставляющие гладиаторов и зверей наверх), клетки для животных, склады для оружия, помещения для декораций, комнаты гладиаторов. Арена современного Колизея лишена покрытия, поэтому сейчас можно видеть прежде скрытые помещения.

Колизей – выдающийся памятник архитектуры Древнего Рима, самый крупный амфитеатр античного мира, символ величия и могущества императорского Рима.

Нина Байор

Литература

Цирес А.Г. Архитектура Колизея. М., Издательство Академии архитектуры, 1940

История зарубежного искусства. М., «Изобразительное искусство», 1984

Валиджи Ч. Рим и Ватикан. ITALIQ, «Plurigraf», 1993

Античная культура. Словарь-справочник. М., «Высшая школа», 1995

Рим и Ватикан. – Флоренция, CASA EDITRICE BONECHI, 1997

Мировая культура. Древняя Греция. Древний Рим. М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2000

Искусство Древнего мира. Энциклопедия. М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2001

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Википедия - хороший ресурс.

Гораздо познавательнее было бы привести профиль (не план!) акведука.

А то бы, якобы, такой пергамский акведук, с дюкером под давлением порядка 20 ат. Никто правда не рассказал, какие трубы могли тогда бы выдержать такое давление.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Википедия - хороший ресурс.

Педивикия - собрание штампов и благоглупостей, там годных статей, которые можно спокойно брать на заметку - ноль целых хрен десятых. Поэтому я оттуда ничего не беру, кроме картинок и ссылок на первоисточники.

пергамский акведук, с дюкером под давлением порядка 20 ат

Уверен, вы лично стояли с манометром и измеряли.

Возвращаясь к дорогам. Насколько важны были римские дороги для каждого региона, видно на примере Strata Diocletiana и тех войн, которые вели за контроль над ней арабские племена. Пдробнее - Н.В. Пигулевская. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Особенной популярностью пользовались известковые отложения, взятые изнутри акведука. За время его функционирования осадочный слой во многих местах составил 20 см. Материал имел консистенцию, схожую с коричневым мрамором, его было легко доставать из трубы. После полировки на нём выступали прожилки, его можно было порезать на каменные пластины. Такой искусственный камень получил распространение по всей территории Рейнланда, в особенности в качестве материала для создания колонн, оконных рам и даже алтарей.

В 2006 г. в Ларе, Шварцвальд, видел такие отложения (современные) из медных водопроводных труб большого диаметра - стекловидная темная масса.

Вполне годна для камнерезов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уверен, вы лично стояли с манометром и измеряли.

Никакого манометра не надо для определения давления в дюкере, если слив находится на 193 метра выше нижней точки дюкера.

Уверен, что даже Вы, будучи ещё в восьмом классе средней школы, справились бы с этой задачей!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уверен, что даже Вы, будучи ещё в восьмом классе средней школы, справились бы с этой задачей!

Безусловно справился бы, я побеждал на олимпиадах по физике. У меня техническое образование, пусть вас не вводит в заблуждение мой интерес к истории. Но я даже на схеме в упор не вижу слива высотой 193 метра.

user posted image

Кроме того я не понял, какое отношение к водопроводу Эвмена II имеют римляне. Это оффтопик.

И наконец остается загадкой, о чем бояре лаются, если материал труб Пергамского акведука все равно неизвестен. Известно лишь, что они были металлическими. Не зная материала и технологии стыковки труб мы не можем судить о том, какое давление может выдержать труба.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну извините, по памяти писал, прошибся.

Хотя шестнадцать атмосфер тоже немало!

Правда от входа до нижней точки дюкера - 203 м. 19,65 атм или 20,3 ат. Что больше нравится?

Какой же оффтопик? Я ж поинтересовался профилем Айфеля.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Старая, проверенная временем статья из книги "Эллинистическая техника" под редакцией академика И.И. Толстого.

ВОДОСНАБЖЕНИЕ И КАНАЛИЗАЦИЯ

Вопрос о водоснабжении разрешался в греческих городских центрах различно в зависимости от природных условий. Города, имевшие поблизости достаточные источники питьевой воды, снабжены были водопроводами той или иной системы. Очень многие города принуждены были довольствоваться цистернами и резервуарами. Делос, например, был беден пресной водой. На всем острове имелся только один непросыхающий источник и одна река, русло которой наполнялось водой лишь в дождливое время года. Поэтому в каждом доме существовали приспособления, позволявшие жителям запасать дождевую воду. В двориках домов устраивали большие резервуары, которые помещали под полом перистиля. Дождевая вода стекала с крыши на пол перистиля и отсюда проходила по особым каменным желобам или свинцовым трубам в небольшие цистерны (от одной до трех), которые помещались тут же между колоннами перистиля. Стенки и пол этих цистерн были обмазаны очень твердым известковым раствором. Цистерны сообщались одна с другой и с резервуаром; вода при проходе из одной цистерны в другую фильтровалась.

Большинство водопроводов были простыми водопроводами, устроенными по принципу использования различных уровней поверхности земли. На примере Приены можно составить себе ясное представление о подобном устройстве. В горах над Приеной на высоте 860 м над у. м. находилось много неиссякаемых источников, откуда вода текла свободно до верхней части горного хребта, частично занятого акрополем Приены. Высота его равнялась 350 м над у. м. Отсюда до городских стен Приены (около 2 км расстояния) вода шла по трубопроводу в обход акрополя, с уклоном примерно в 1 м на 10 м. Трубы диаметром в 0.25 м и со стенками толщиной в 0.026 м лежали в канале трапециевидного сечения, перекрытом мраморными плитами (рис. 1).

user posted image

Рис. 1. Трубопровод. Приена.

Канал был пробит в скалистом грунте. В городской стене Приены сохранилось отверстие, через которое труба проходила в город. Здесь, у самой стены, на высоте 145 м над у. м., находился бассейн (найденный при раскопках бассейн относится к римской эпохе, но он, вероятно, заменил собой более старый бассейн), из бассейна вода поступала в водопроводную сеть, расходившуюся по всему городу. Естественный наклон почвы позволял воде проникать на городскую площадь, в общественные здания, к водяным часам в театре и в частные дома до самых отдаленных частей города. Вода текла здесь по глиняным трубам, уложенным в специально сделанные в мостовых улиц каналы, которые иногда перекрывали каменными плитами, иногда оставляли открытыми. Длина отдельных труб колебалась от 0.43 до 0.51 м, диаметр – от 0.10 до 0.13 м, толщина стенок – от 0.01 до 0.025 м. Трубы снабжены были муфтами и концевыми частями. Ответвления от главной линии устраивали иногда при помощи коленчатых труб, но не большей части – посредством простой смазки соединений очень твердой гипсовидной массой. Анализ этой массы дал следующие результаты (в процентах):

Жженая известь CaO50.04
Окись магнезии MgO1.65
Окись железа Fe2O30.90
Окись алюминия Al2O30.28
Нерастворимые силикаты1.84
Вода H2O0.91
Углекислота, связанная с CaO40.16
Соляная кислота HCl0.02
Фосфорнокислая соль H3PO4Следы
Щелочи (разница)4.20

Инженеры Приены настолько доверяли непроницаемости этой обмазки, что пропускали иногда трубы с питьевой водой через водосточные каналы. Для очистки трубопровода в нем устроены на расстоянии 0.84-0.96 м друг от друга отверстия длиною в 0.15 м, прикрытые точно пригнанными терракотовыми крышками.

В некоторых частях города найдены были трубы, свернутые из листов свинца.

Эллинистические города, снабженные водопроводами, имели общественные колодцы, сточные и предназначенные для черпания.

В Пергаме, Магнезии найдены были подобные сооружения в виде небольших облицованных мрамором строений с колоннами и бассейнами.

В Приене, где в домах были свои водопроводы, довольствовались, по-видимому, простыми эдикулообразными сточными колодцами на перекрестках улиц (рис. 2). Еще проще было здесь устройство колодцев для черпания воды. В землю закапывали большие глиняные сосуды, которые соединялись с трубопроводом посредством отверстий в их стенках. Горлышко сосудов, из которых черпали воду, находилось на уровне земли и прикрывалось глиняной крышкой.

user posted image

Рис. 2. Сточный колодец Приены.

Пергам имел несколько водопроводов, устроенных так же, как и водопровод Приены, с каменными и глиняными трубами, проложенными местами в глубоких тоннелях, проходивших через холмы и под городскими постройками. Здесь же найден водопровод, устроенный иначе – по принципу высокого давления (в 18 атмосфер). Для этого водопровода использован был источник на горе Мадарос-даг, возвышающейся к северу от Пергама, на расстоянии приблизительно 25 км по прямой линии от города (рис. 3). От источника, расположенного на высоте 1174 м над у. м., вплоть до горы св. Георгия (3.5 км от Пергама) вода шла по трем трубопроводам, состоящим из глиняных труб длиною 0.64 м, внутренним диаметром 0.019 м и толщиной стенок 32-40 мм. В некоторых местах трубы эти найдены были еще in situ. Они лежали рядом врытыми в землю, иногда же на особой каменной подстилке из бута. Сверху они были покрыты шиферными плитами. Удалось проследить в общем весь путь этого водопровода, который шел вдоль извилистого горного хребта и проложен был с таким расчетом, чтобы наклон его спуска, а следовательно и напор воды, был умеренным. Во многих местах трубопроводы, обходя углубляющиеся в горы долины, образуют глубокие петли, в других местах они врезаются в скалы. В одном месте построен был, по-видимому, акведук в виде сложенной из бута стены, по которой трубы проходили через пересекающую горы долину. Вода из этих трубопроводов поступала в водонапорный резервуар, устроенный на горе св. Георгия на высоте 368 м над. уровнем моря. Резервуар представлял собой прямоугольный бассейн, сложенный из квадров трахита. Верхняя часть резервуара не сохранилась. Резервуар разделен на две части стенкой. Вода поступала в северную часть резервуара с запада и проходила в южную его часть сквозь три отверстия (рис. 4); три остальных отверстия – более поздние). Судя по следам у этих отверстий, каждое из них было снабжено предохранительным щитом с дырами, которые служили фильтром. Из южной части резервуара вода поступала в водопровод, построенный по иному принципу. Он шел по прямой линии, прямо к акрополю Пергама, то спускаясь вниз, то поднимаясь вверх на холмы, и, наконец, поднимался круто на самую вершину акрополя (338 м). На всем пути здесь найдены были плиты из трахита размером в 1.20-1.50 м длины, 0.60-0.70 м ширины и 0.20-0.30 м толщины, поставленные на ребро в канаву на расстоянии примерно 1.20 м одна от другой. В середине плит проделаны отверстия диаметром 0.30 м (рис. 5 и 6).

user posted image

Рис. 3. План водопровода. Пергам.

user posted image

Рис. 4. Водопроводный резервуар. Пергам.

user posted image

Рис. 5-6. Детали водопровода. Пергам.

К каждой плите, поставленной на ребро, с одной стороны примыкала такая же плита без отверстия, положенная плашмя и с таким расчетом, чтобы верхняя ее поверхность приходилась в уровень с отверстием стоячей плиты. С другой стороны плиты, поставленной на ребро, такой лежачей плиты не было. Очевидно, сквозь отверстия проходили трубы, и лежачие плиты служили для них подставкой, а в пустых местах находилось соединение труб. Из какого материала были сделаны сами трубы, сказать с уверенностью нельзя, так как от них ничего не сохранилось и они, очевидно, были впоследствии вынуты из поддерживающих их камней, с чем согласуется то обстоятельство, что верхняя часть стоячих плит почти всегда оказывалась выломанной. По всей вероятности, трубы были металлические, на что указывают остатки свинца, которым были залиты соединения труб. Там, где они проходили по голому камню, стоячие плиты были вставлены в проделанные в камне врезы; лежачие же плиты отсутствовали, и место их заступал самый камень, соответственно обработанный. На вершинах двух холмов по пути трубопровода найдено было по большому камню в 2 м длины и 1.5 м толщины с отверстиями такого же диаметра, как в стоячих плитах, но отверстие это внутри камня образует колено. Здесь, очевидно, встречались трубы, которые вели воду вверх на вершину холма и затем вниз к его подножью. Удалось проследить провод почти до самой вершины акрополя. Последние плиты-подпорки найдены были здесь на высоте 310 м.

Относительно принципа устройства этого водопровода с резервуаром большого давления и его волнообразного пути Боон (Bohn) замечает, что, правда, такая система ведет к большим потерям энергии от трения, вследствие чего и пришлось поместить напорный резервуар высоко, но она имеет то преимущество, что воздушные пузырьки, которые очень опасны для такого рода проводов, при данной системе скапливаются на подъемах и легко могут быть удалены здесь при помощи воздушных кранов. По мнению Боона, выбор данной системы водопровода был сделан сознательно и свидетельствует о зрелости технических знаний пергамских инженеров.

Подземной канализационной сети эллинистические города, по-видимому, еще не знали. Грязная вода вытекала из домов по открытым каналам. Так, на Делосе для стока грязной воды из домов полы всех помещений имели легкий наклон в сторону центрального дворика. Здесь вода собиралась в каменный жолоб, который отводил ее прямо на улицу. Каждая улица имела свой открытый водосточный канал, оканчивавшийся в море или в озере. В Приене водосточные каналы (0.30-0.40 м глубины и ширины), открытые или закрытые, проходили по всем улицам. Они проходили обычно по самой их середине и иногда бывали снабжены колодцами для удержания песка (рис. 7).

user posted image

Рис. 7. Водосточный канал. Пергам.

Устройство уборных тоже далеко не было общим правилом жилищного строительства. Комический поэт Эвбул (первая половина IV в.) отмечает как нечто из ряда вон выходящее то обстоятельство, что в Фивах при каждом доме была уборная. В Приене и на Фере дома только в небольшом количестве оборудованы были уборными, и стоки их выходили в общий водосток на улице. На Делосе уборных в домах вообще не было. Общественные уборные были в Пергаме, где на обязанности астиномов лежало наблюдение за их благоустройством и за очисткой выгребных ям. Нечистоты вывозили за город на расстояние не менее 10 стадий от городской стены (примерно 1.770 км).

М.И. Максимова

Уговорили - тему переименовал, чтобы не выглядело оффтопом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Антикитерский механизм

"Лисипп поднялся и, оставив афинянку наедине с индийцами, вышел знакомой дорогой к своей келье и вернулся с большим ящиком из фиолетовой амарантовой древесины, окованным золотыми уголками. Осторожно поставив его на восьмигранный столик, ваятель открыл защелку. На свет появился странный механизм - переплетение зубчатых колес и рычагов самой различной величины. На посеребренных ободках были нанесены буквы и знаки.

Заинтересованные индийцы склонились над ящиком.

- Ученик пифагорейцев, Гераклит Понтийский, близкий с Аристотелем, открыл, что шар Геи вращается, подобно волчку, вокруг себя и что ось этого волчка наклонена по отношению к плоскости, в которой ходят планеты и Солнце.

Эта машина для расчета движения планет, без чего не может быть ни предсказания будущего, ни верного мореплавания. Здесь разум утверждает себя один раз, создав машину, а дальше работают лишь руки да памятные таблицы, начертанные на крышке. Человек освобождается от долгих вычислений и может заняться высокими размышлениями".

В детстве, читая роман Ивана Ефремова "Таис Афинская", я был уверен, что древняя "вычислительная машина" - вымысел автора. Однако, оказывается, подобный прибор действительно существовал.

В 1900 году накануне Пасхи два судна ловцов губок, возвращавшихся от берегов Африки, бросили якорь у маленького греческого острова Антикитера (Антикифера) в Эгейском море, расположенного между южной оконечностью материковой Греции - полуостровом Пелопоннес - и островом Крит. Там, на глубине примерно 60 метров, ныряльщики обнаружили развалины древнего корабля.

На следующий год греческие археологи с помощью водолазов начали исследование затонувшего судна, которое оказалось римским торговым кораблем, потерпевшим крушение около 80-50 гг. до н.э. Со дна моря были подняты многочисленные артефакты: бронзовые и мраморные статуи, амфоры и т.д. Среди найденных произведений искусства - два шедевра, выставленные в Национальном археологическом музее в Афинах: бронзовая статуя "Юноши из Антикитеры" (около 340 г. до н.э.) и т.н. "Голова философа".

По наиболее вероятной гипотезе, судно шло с острова Родос, скорее всего, в Рим с трофеями либо дипломатическими "дарами". Как известно, завоевание Греции Римом сопровождалось систематическим вывозом "культурных ценностей" в Италию.

Среди предметов, поднятых с затонувшего корабля, оказался бесформенный ком корродированной бронзы, покрытой известковыми отложениями, принятый сначала за обломок статуи. В 1902 году его изучением занялся археолог Валериос Стаис. Расчистив его от известковых отложений, он, к своему удивлению, обнаружил сложный механизм, наподобие часового, с множеством бронзовых шестеренок, остатками приводных валов и измерительных шкал. Также удалось разобрать некоторые надписи на древнегреческом языке.

Пролежав 2000 лет на морском дне, механизм дошел до нас в сильно поврежденном виде. Деревянный каркас, на котором он, по всей видимости, крепился, полностью распался. Металлические детали сильно деформировались и подверглись коррозии. Кроме того, многие фрагменты механизма были утрачены.

В 1903 году в Афинах вышла первая официальная научная публикация с описанием и фотографиями Антикитерского механизма, как было названо это устройство.

Потребовалась кропотливая работа по расчистке прибора, которая продолжалась не одно десятилетие. Его реконструкция казалась делом почти безнадежным, и он долгое время оставался малоизученным, пока не привлек внимание английского физика и историка науки Дерека де Солла Прайса (Derek J. de Solla Price). В 1959 году в журнале "Scientific American" была опубликована статья Прайса "Древнегреческий компьютер", посвященная Антикитерскому механизму, ставшая важной вехой в его исследовании.{1}

Прайс предполагал, что Антикитерский механизм был создан около 85-80 г. до н.э. Однако радиоуглеродный анализ (1971) и эпиграфические исследования надписей отодвинули предполагаемое время его создания до 150-100 гг. до н.э.

В 1971 году Прайс, в то время профессор истории науки в Йельском университете, совместно с Харлампосом Каракалосом, профессором ядерной физики из греческого Национального центра научных исследований "Демокрит", провели исследование Антикитерского механизма с помощью рентгеновской и гамма-радиографии, которое дало ценную информацию о внутренней конфигурации устройства.

В 1974 году в статье "Греческие шестеренки - календарный компьютер до нашей эры"{2} Прайс представил теоретическую модель Антикитерского механизма, основываясь на которой, австралийский ученый Аллан Джордж Бромли из Университета Сиднея и часовщик Фрэнк Персивал изготовили первую действующую модель. Несколько лет спустя британский изобретатель Джон Глив, занимающийся изготовлением планетариев, сконструировал более точный образец, работающий по схеме Прайса.

user posted image

Реконструкция Прайса, фото 1980 г

В 1978 г. известный французский исследователь Жак-Ив Кусто еще раз обследовал место находки, но не нашел больше останков Антикитерского механизма.

Большой вклад в изучение Антикитерского механизма внес Майкл Райт, сотрудник Лондонского музея науки и Имперского колледжа в Лондоне, применивший для исследования оригинальных фрагментов метод линейной рентгеновской томографии. Первые результаты этого исследования были представлены в 1997 году, что позволило существенно скорректировать выводы Прайса.

В 2005 году стартовал международный проект "Antikythera Mechanism Research Project" с участием ученых из Великобритании, Греции и Соединенных Штатов Америки под эгидой Министерства культуры Греции. В том же 2005 году было объявлено об обнаружении новых фрагментов механизма. Использование новейших технологий (рентгеновской компьютерной томографии) позволило прочитать 95% надписей на механизме (около 2000 знаков). Результаты работы изложены в статье, опубликованной в журнале "Nature" (11/2006){3}.

Продолжает свои исследования и Майкл Райт, представивший в 2007 году модифицированную модель Антикитерского механизма.{4}

Совместными усилиями исследователей Антикитерский механизм постепенно открывает свои тайны, расширяя наши представления о возможностях античной науки и техники.

Все сохранившиеся металлические части Антикитерского механизма изготовлены из листовой бронзы толщиной 1-2 миллиметра. Многие фрагменты практически полностью преобразовались в продукты коррозии, однако во многих местах все еще можно различить изящные детали механизма.

В настоящее время известно 7 больших (A-G) и 75 малых фрагментов Антикитерского механизма.

user posted image

Фото 1. Антикитерский механизм, фрагменты A-G. Радиография. Масштаб не соблюден

Большая часть сохранившихся деталей внутреннего механизма - остатки двадцати семи маленьких шестеренок диаметром от 9 до 130 миллиметров, в сложной последовательности размещенных на двенадцати отдельных осях, помещена внутрь самого крупного фрагмента механизма (фрагмент A, фото 2, 3). Размер данной детали составляет 217 миллиметров. Большинство колесиков было прилажено к валам, которые вращались в отверстиях, проделанных в пластине корпуса. Линия очертания того, что осталось от корпуса (одна грань и прямоугольный стык), позволяет предположить, что он был прямоугольный. Концентрические дуги, хорошо различимые на рентгеновском снимке, являются частью нижнего циферблата задней панели. Останки деревянной планки, предположительно одной из двух, отделяющих циферблат от корпуса, располагаются между ними рядом с сохранившейся гранью рамки. Можно различить следы еще двух деревянных фрагментов на некотором расстоянии от боковой и задней грани рамки корпуса, которые на углу смыкаются в сочленение со скошенным углом.

user posted image

Фото 2. Антикитерский механизм, фрагмент A. Радиография

user posted image

Фото 3. Антикитерский механизм, фрагмент A

Фрагмент B, размером около 124 миллиметра (фото 4) состоит в основном из оставшейся части верхнего циферблата задней панели с двумя сломанными валами и следами еще одной шестеренки. Фрагменты A и B примыкают друг к другу, в то время как фрагмент E, размером около 64 миллиметров, на котором расположена еще одна небольшая часть циферблата, помещается между ними. Соединенные вместе, они позволяют рассмотреть устройство задней панели, состоящей из двух больших циферблатов, имеющих вид спирали из четырех и пяти концентрических сходящихся колец, расположенных один над другим на прямоугольной пластине, высота которой примерно в два раза больше ширины. На недавно обнаруженном фрагменте F также располагается кусочек заднего циферблата со следами деревянных деталей, образующих сочленение в углу пластины.

user posted image

Фото 4. Антикитерский механизм, фрагмент B

Размер фрагмента C составляет около 120 миллиметров (фото 5). Самая большая отдельная деталь данного фрагмента - уголок циферблата противоположной (лицевой) стороны, которая образует основной "дисплей". Циферблат состоял из двух концентрических шкал с делениями. Одна из них, вырезанная прямо в пластине с внешней стороны большого круглого отверстия, была разбита на 360 делений, составляющих двенадцать групп по тридцать делений с названиями знаков Зодиака. Вторая шкала, разбитая на 365 делений (дней), также составляла группы по тридцать делений с названиями месяцев согласно Египетскому календарю. Рядом с углом циферблата помещалась небольшая задвижка, которая приводилась в действие спусковым рычажком. Она служила для того, чтобы удерживать циферблат. С обратной стороны данного фрагмента, плотно приклеенная к нему продуктами коррозии, располагается концентрическая деталь, содержащая остатки крошечного зубчатого колеса, являвшаяся частью устройства для вывода информации о фазах Луны.

На всех этих фрагментах можно различить следы бронзовых пластин, располагавшихся поверх циферблатов. Они были плотно заполнены надписями. Некоторые их кусочки удалили с поверхности основных деталей в процессе очистки и хранения, другие же снова собрали в то, что ныне известно в качестве фрагмента G. Оставшимся разрозненным частям, в основном это мельчайшие кусочки, присвоили номера.

user posted image

Фото 5. Антикитерский механизм, фрагмент C

user posted image

Фото 6. Антикитерский механизм, фрагменты B, A и C (слева направо): вид сзади

Фрагмент D состоит из двух колесиков, совмещенных друг с другом посредством тонкой плоской пластины, проложенной между ними. Данные колесики имеют не совсем круглую форму, вал, на которых они должны располагаться, отсутствует. Для них не находится места на прочих дошедших до нас фрагментах и, таким образом, их назначение установить не удается.

Все фрагменты Антикитерского механизма хранятся в Национальном археологическом музее в Афинах. Фрагменты A, B и C демонстрируются в экспозиции музея.

user posted image

Фото 7. Антикитерский механизм, фрагмент D

Еще на начальном этапе исследования, благодаря сохранившимся надписям и шкалам, Антикитерский механизм был определен как некое устройство для астрономических нужд. Согласно первой гипотезе, это был какой-то инструмент навигации, возможно, астролябия (своего рода круговая карта звездного неба с приспособлениями для определения координат звезд и иных астрономических наблюдений). Изобретателем астролябии считается древнегреческий астроном Гиппарх (ок. 180-190 - 125 до н.э.). Однако вскоре стало ясно, что речь идет о гораздо более сложном устройстве.

По уровню миниатюризации и сложности Антикитерский механизм сопоставим с астрономическими часами XVIII века. Он содержит более 30 шестеренок с зубьями в форме равносторонних треугольников. Столь высокая сложность и безупречное изготовление позволяют предположить, что у него имелся ряд предшественников, которые не были обнаружены.

Согласно второй гипотезе, Антикитерский механизм представлял собой "плоский" вариант механического небесного глобуса (планетария), созданного Архимедом (ок. 287 - 212 до н.э.), о котором сообщают древние авторы.

Самое раннее упоминание о глобусе Архимеда относится к I в. до н.э. В диалоге знаменитого римского оратора Цицерона "О государстве" разговор между участниками беседы заходит о солнечных затмениях, и один из них рассказывает: "Я вспоминаю, как я однажды вместе с Гаем Сульпицием Галлом, одним из самых ученых людей нашего отечества... был в гостях у Марка Марцелла... и Галл попросил его принести знаменитую "сферу", единственный трофей, которым прадед Марцелла пожелал украсить свой дом после взятия Сиракуз, города, полного сокровищ и чудес. Я часто слышал, как рассказывали об этой "сфере", которую считали шедевром Архимеда, и должен признаться, что на первый взгляд я не нашел в ней ничего особенного. Более красива и более известна в народе была другая сфера, созданная тем же Архимедом, которую тот же Марцелл отдал в храм Доблести. Но когда Галл начал с большим знанием дела объяснять нам устройство этого прибора, я пришел к заключению, что сицилиец обладал дарованием большим, чем то, каким может обладать человек. Ибо Галл сказал, что... сплошная сфера без пустот была изобретена давно... но, - сказал Галл, - такая сфера, на которой были бы представлены движения Солнца, Луны и пяти звезд, называемых... блуждающими, не могла быть создана в виде сплошного тела; изобретение Архимеда изумительно именно тем, что он придумал, каким образом при несходных движениях во время одного оборота сохранить неодинаковые и различные пути. Когда Галл приводил эту сферу в движение, происходило так, что на этом шаре из бронзы луна сменяла солнце в течение стольких же оборотов, во сколько дней она сменяла его на самом небе, вследствие чего и на небе сферы происходило такое же затмение солнца, и луна вступала в ту же мету, где была тень земли, когда солнце из области... [Лакуна]" (Цицерон. О государстве, I, 14.)

О внутреннем механизме небесного глобуса Архимеда достоверно ничего не известно. Можно предположить, что он состоял из сложной системы зубчатых передач, как и Антикитерский механизм. Архимед написал книгу об устройстве небесного глобуса ("Об изготовлении сфер"), но, к сожалению, она была утрачена.

Цицерон пишет также о другом подобном устройстве, изготовленном Посидонием (ок. 135 - 51 до н.э.), философом-стоиком и ученым, жившим на острове Родос, откуда, возможно, отплыл корабль, перевозивший Антикитерский механизм: "Если бы кто-нибудь привез в Скифию или Британию тот шар (sphaera), что недавно изготовил наш друг Посидоний, шар, отдельные обороты которого воспроизводят то, что происходит на небе с Солнцем, Луной и пятью планетами в разные дни и ночи, то кто в этих варварских странах усомнился, бы, что этот шар - произведение совершенного рассудка?" (Цицерон. О природе богов, II, 34.)

Таким образом, существование в древности механизмов, сопоставимых по сложности с Антикитерским, находит подтверждение у античных авторов, хотя ни один из них не дошел до нас.

В 1959 году Дерек де Солла Прайс выдвинул обоснованную гипотезу, что Антикитерский механизм был прибором для астрономических расчетов, в частности для определения положения Солнца и Луны относительно неподвижных звезд. Прайс назвал его "древнегреческим компьютером", имея в виду механическое вычислительное устройство. С тех пор Антикитерский механизм иногда называют "первым известным аналоговым компьютером".

Дальнейшие исследования подтвердили, что Антикитерский механизм являлся астрономическим и календарным калькулятором, использовавшимся для прогнозирования позиций небесных светил в небе, и мог служить также как планетарий для демонстрации их движения. Таким образом, речь идет о более сложном и многофункциональном устройстве, чем небесный глобус Архимеда.

По одной из гипотез, данное устройство было создано в Академии, основанной философом-стоиком Посидонием на греческом острове Родос, который в то время был известен как центр астрономии и "машиностроения". Предполагается также, что инженером, разработавшим устройство, мог быть астроном Гиппарх (ок. 190 - ок. 120 до н.э.), также живший на острове Родос, поскольку оно содержит механизм, который использует его теорию движения Луны.

Однако последние выводы участников Проекта по исследованию Антикитерского механизма, опубликованные 30 июля 2008 года в журнале "Nature", позволяют предположить, что концепция механизма возникла в колониях Коринфа, что может указывать на традицию, идущую от Архимеда.{5}

Плохая сохранность и фрагментарность дошедших до нас частей Антикитерского механизма делают любую попытку его реконструкции гипотетической. Тем не менее, благодаря кропотливой работе исследователей, мы можем с достаточной уверенностью представить, хотя бы в общих чертах, его устройство и функции.

После установки даты прибор, предположительно, приводили в действие вращением ручки, расположенной на боковой грани корпуса. Большое ведущее колесо с 4 спицами (фото 3) было связано с помощью многоступенчатых зубчатых передач с многочисленными шестеренками, вращавшимися с различной скоростью и, в конечном итоге, перемещавшими указатели на циферблатах.

Механизм имел три основных циферблата с концентрическими шкалами: один на передней панели и два на задней панели. На передней панели имелось две шкалы: неподвижная внешняя, представляющая эклиптику (большой круг небесной сферы, по которому происходит видимое годичное движение Солнца), разделенная на 360 градусов и на 12 отрезков по 30 градусов со знаками Зодиака, и подвижная внутренняя, имевшая 365 делений по числу дней в египетском календаре, использовавшемся греческими астрономами. Погрешность календаря, вызванная большей реальной продолжительностью солнечного года (365,2422 дней), могла корректироваться поворотом календарного циферблата на 1 деление назад за каждые 4 года. (Следует отметить, что юлианский календарь, содержащий дополнительный день в високосные годы, был введен только в 46 г. до н.э.).

Передний циферблат имел, вероятно, по крайней мере, три стрелочных индикатора: один с указанием даты, а два других с указанием положений Солнца и Луны относительно плоскости эклиптики.

Указатель положения Луны позволял учитывать особенности ее движения, открытые Гиппархом. Гиппарх нашел, что лунная орбита представляет собой эллипс, наклоненный на 5 градусов к плоскости земной орбиты. Луна движется по эклиптике быстрее вблизи перигея и медленнее в апогее, что в хорошем приближении следует второму закону Кеплера для угловой скорости. Чтобы учесть эту неравномерность, использовалась хитроумная система зубчатых передач, включавшая две шестеренки со смещенным относительно оси вращения центром тяжести.

Логично предположить, что имелся аналогичный механизм, показывающий движение Солнца в соответствии с теорией Гиппарха, однако передача этого механизма (если он существовал) была утрачена.

На передней панели располагался также механизм с индикатором фаз Луны. Сферическая модель Луны, наполовину посеребренная, наполовину черная, показывалась в круглом окошке, демонстрируя текущую фазу Луны.{6}

Существует точка зрения, что механизм мог иметь указатели для всех пяти планет, известных грекам (это Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн). Но ни одна передача, отвечающая за такие планетарные механизмы, не найдена, за исключением одной системы передач (фрагмент D), назначение которой неясно. В то же время недавно обнаруженные надписи, в которых упоминаются стационарные точки планет, позволяют предположить, что Антикитерский механизм мог также описывать их движение.

Наконец, на тонкой бронзовой пластине, прикрывающей передний циферблат, находилась т.н. "парапегма" - астрономический календарь с указанием восходов и заходов отдельных звезд и созвездий, обозначенных греческими буквами, корреспондирующими с теми же литерами на зодиакальной шкале.

user posted image

Фото 8. Зодиакальная шкала, календарная шкала и парапегма

user posted image

Фото 9. Фрагмент текста парапегмы

Таким образом, прибор мог показывать взаимное расположение светил на небесной сфере на конкретную дату, что могло иметь практическое применение в работе астрономов и астрологов (астрология широко практиковалась в Древнем мире), избавляя от сложных и трудоемких расчетов.

На задней панели располагались два больших циферблата. Верхний циферблат, имевший форму спирали с пятью витками и 47 отделениями в каждом витке (47 х 5 = 235), отображал т.н. "Метонов цикл". Этот цикл, названный в честь афинского астронома и математика Метона, предложившего его в 433 г. до н.э., употреблялся для согласования продолжительности лунного месяца и солнечного года в лунно-солнечном календаре. Метонов цикл основан на приближенном (с точностью около двух часов) равенстве: 19 тропических лет = 235 синодических месяцев.{7}

Как отметил древнегреческий ученый I в. до н.э. Гемин в своих "Элементах астрономии", греки должны были приносить жертвы богам по обычаям предков, а поэтому "они должны сохранять в годах согласие с Солнцем, а в днях и месяцах - с Луной".{8}

На верхнем циферблате задней панели располагался также вспомогательный циферблат, разбитый на четыре сектора, напоминающий секундный циферблат современных наручных часов. Райт предположил, что указатель на вспомогательном циферблате показывал т.н. "Каллипов цикл", состоящий из 4 Метоновых циклов (76 тропических лет) с вычетом одного дня, служивший для уточнения лунно-солнечного календаря.

Однако в 2008 году руководитель Проекта по исследованию Антикитерского механизма Тони Фриз и его коллеги обнаружили на этом циферблате названия 4 панэллинских игр (Истмийских, Олимпийских, Немейских и Пифийских), а также игр в Додоне. Олимпийский циферблат должен быть включен в существующую зубчатую передачу, перемещавшую указатель на 1/4 оборота за год.

Это подтверждает, что Антикитерский механизм мог использоваться для расчетов дат религиозных праздников, связанных с астрономическими событиями (в том числе Олимпийских и других священных игр), а также служить для коррекции календарей на основе Метонова цикла. Это имело важное практическое значение в Греции, где почти каждый полис имел собственный гражданский календарь, что создавало невероятную путаницу.

В нижней части задней панели находится циферблат в виде спирали с 223 отделениями, показывающий цикл Сарос. Сарос, открытый, возможно, вавилонскими астрономами - период, по истечении которого, вследствие повторения взаимного расположения Солнца, Луны и узлов лунной орбиты на небесной сфере, в одной и той же последовательности вновь повторяются солнечные и лунные затмения. Сарос включает в себя 223 синодических месяца, что составляет примерно 18 лет 11 дней 8 часов.

Поскольку Сарос не равен целому числу суток, в каждом новом цикле "то же" затмение наступает почти на 8 часов позже. При этом следует иметь в виду, что лунное затмение видно со всего ночного полушария Земли, тогда как солнечное - только из области лунной тени, которая в различные годы проходит по различным местам планеты. Полоса "того же" солнечного затмения в каждом последующем Саросе сдвигается почти на 120° к западу. Кроме того, полоса затмения перемещается к северу или к югу, в зависимости от того, вблизи какого узла лунной орбиты (нисходящего или восходящего) происходит затмение.

На шкале циферблата, показывающего цикл Сарос, имеются символы Σ для лунных затмений (ΣΕΛΗΝΗ, Луна) и Η для солнечных затмений (ΗΛΙΟΣ, Солнце) и цифровые обозначения, выполненные греческими буквами, предположительно указывавшие на дату и час затмений. Удалось установить корреляции с реально наблюдавшимися затмениями.

Меньший вспомогательный циферблат отображает "тройной Сарос", или "цикл Экселигмос" (греч. ἐξέλιγμος), дающий период повторения затмений в целых днях. Поле этого циферблата разбито на три сектора: один чистый и два с обозначениями часов (8 и 16), которые нужно прибавить для каждого второго и третьего Сароса в цикле, чтобы получить время затмений.

Это подтверждает, что прибор мог использоваться для прогнозирования лунных и, возможно, солнечных затмений.

Антикитерский механизм был заключен в деревянный ящик, на дверцах которого находились бронзовые таблички, содержащие руководство по его применению с астрономическими, механическими и географическими данными. Интересно, что среди географических названий в тексте встречается ΙΣΠΑΝΙΑ (Испания по-гречески), что является старейшим упоминанием страны в этой форме, в отличие от Иберии.

Антикитерский механизм с момента открытия озадачил и заинтриговал историков науки и техники, не предполагавших, что подобное устройство могло существовать в эллинистическое время. С другой стороны, они уже давно признали, что в абстрактной математике и математической астрономии греки были не начинающими, а скорее "коллегами из другого колледжа"{9}, достигшими больших высот.

Антикитерский механизм, вероятно, был создан во второй половине II века до н.э. Это время расцвета эллинистической астрономии, связанного с именами таких ученых, как Посидоний и Гиппарх.

Гиппархом Никейским был составлен каталог звездного неба, впоследствии использованный Птолемеем, открыта прецессия равноденствий, достаточно точно описаны видимые движения Луны, Солнца и пяти известных тогда планет, определено расстояние от Земли до Луны и размеры последней, очень близкие действительным. Найденное Гиппархом значение синодического месяца всего на 0,5 секунды меньше принимаемого сегодня. Теория Гиппарха позволяла предсказывать лунные затмения с точностью до одного-двух часов и, хотя и с меньшей точностью, солнечные затмения.

Посидоний произвел вычисление расстояния от Земли до Солнца, составившее 5/8 действительного (фантастический результат для того времени).

Веком раньше творил Аристарх Самосский, создатель первой в истории гелиоцентрической системы (на 1800 лет раньше Коперника), и его младший современник Архимед, величайший ученый античного мира и предтеча науки Нового времени.

Многие достижения античной науки казались бы сегодня невероятными, не будь они зафиксированы в дошедших до нас трудах древних ученых. При всей сложности Антикитерского механизма, не имеющей аналогов до Нового времени, он, как представляется, построен на базе астрономических и математических теорий, разработанных греческими учеными к 150-100 г. до н.э. Так что для его трактовки нам не нужно обращаться к Deus ex machina.

Современные исследователи, занятые реконструкцией Антикитерского механизма, сходятся в том, что он, скорее всего, был уникальным устройством. Однако есть близкие по времени свидетельства Цицерона о механических планетариях Архимеда и Посидония. Это позволяет предположить, что существовала древнегреческая традиция создания сложных механизмов, которая впоследствии была передана Византии{10} и исламскому миру, где аналогичные сложные механические устройства были построены мусульманскими инженерами и астрономами в Средние века. Эти устройства были гораздо проще, чем Антикитерский механизм, но они имеют так много точек соприкосновения, что кажется очевидным, что они пришли из общей традиции.

История античной науки - книга с множеством вырванных страниц. Вопреки сакраментальной фразе Михаила Булгакова, рукописи горят очень хорошо. Достаточно вспомнить судьбу Александрийской библиотеки. История дает немало примеров разрушения высокоразвитых цивилизаций и многовекового забвения прошлых достижений. Это должно послужить нам уроком и предостережением.

Став жертвой стихии и людской алчности, Антикитерский механизм на две тысячи лет выпал из научного оборота. Но благодаря тому же несчастному случаю, обернувшемуся счастливой случайностью, он сохранился до наших дней и попал в руки современных исследователей, заставив пересмотреть многие из наших оценок античной науки и техники.

Примечания:

1. de Price, Derek Solla J. "An Ancient Greek Computer" // Scientific American. Volume 200, p.60-67 (1959).

2. de Price, Derek Solla J. "Gears from the Greeks: The Antikythera Mechanism - A calendar computer from ca. 80 BC" // Transactions of the American Philosophical Society. New Series. Volume 64. Issue 7, p.70 (1974).

3. Freeth T., Bitsakis Ya., Moussas X., Seiradakis J., Tselikas A., Mangou H., Zafeiropoulou M., Hadland R., Bate D., Ramsey A., et al. // Nature. 11/2006. Volume 444, p.587-591. (Supplementary)

4. Wright M.T. "The Antikythera Mechanism reconsidered" // Interdisciplinary Science Reviews. 03/2007. Volume 32. Issue 1, p.27-43.

5. Freeth T., Jones A., Steele J.M., Bitsakis Ya. "Calendars with Olympiad display and eclipse prediction on the Antikythera Mechanism" // Nature. 07/2008. Volume 454, p.614-617.

6. Wright M.T. "The Antikythera Mechanism and the early history of the moon-phase display" // Antiquarian Horology. 03/2006. Volume 29. Issue 3, p.319-329.

7. Синодический месяц - промежуток времени между двумя последовательными одинаковыми фазами Луны (например, новолуниями). Тропический год - промежуток времени между двумя последовательными прохождениями Солнца через точку весеннего равноденствия.

8. Метонов цикл до настоящего времени применяется для нахождения даты православной Пасхи (по юлианскому календарю).

9. По словам известного английского математика Дж. И. Литлвуда (1885-1977).

10. В Музее науки в Лондоне хранятся византийские солнечные часы с механическим календарем, показывавшим фазы Луны и перемещение Луны и Солнца по Зодиаку (около 500 г. н.э.).

Павел Кузнецов

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас