Saygo

Тохтамыш

18 сообщений в этой теме

user posted image

Хан Джучиева Улуса (в русских источниках, начиная с XVI в. - Золотой Орды) Токтамыш (Тохтамыш) представлял собой весьма примечательную фигуру. К сожалению, в исследовательской литературе его личность привлекала внимание, как правило, в связи с походом хана на Москву в 1382 г.1, либо в рамках его военных действий против Тимура (Тамерлана)2. Исключение составляет обзор жизни и деятельности хана, составленный В. В. Бартольдом3. Между тем, реконструкция по возможности полной биографии Токтамыша позволяет по новому взглянуть на ряд внутри- и внешнеполитических событий истории Ордынского государства последней трети XIV - начала XV века.

Токтамыш являлся сыном Туй-Ходжи (Той-Ходжи) и Кутан-Кунчек-хатун (Куй-Кечик) и принадлежал к роду тринадцатого сына Джучи-хана, старшего сына Чингиз-хана4. То есть был представителем правящей в Улусе династии, но одной из младших ее ветвей. Его отец - правитель Мангышлака, был убит Урус-ханом, владетелем Кок Орды (Синей Орды) - правого крыла Джучиева Улуса, около 1364 года. В данный период, получивший в русских источниках название "великой замятии", представители династий младших сыновей Джучи начали предъявлять претензии на престол в Сарае. По данным персидских источников, Урус-хан неоднократно призывал своего отца Чимпая завоевать Поволжье, но тот отказывался. Взойдя на престол Кок Орды, Урус-хан решил предпринять поход на Сарай. Туй-ходжи-оглан отказался принимать в нем участие, за что и был казнен5.

Токтамыш "один-два раза убегал из орды", но его прощали, "так как он еще не достиг совершеннолетия"6. Около 1375 г. Токтамыш вновь бежал из Орды и прибыл ко двору Тимура. Среднеазиатский правитель оказал помощь Чингизиду. Токтамыш закрепился в Отраре и Сайраме7. Однако сын Урусхана Кутлуг-Буга совершил нападение на Токтамыша "и много сражался" с ним. В одном из боев Кутлуг-Буга получил смертельную рану стрелой и умер. Однако его войска разгромили противника, и Токтамыш вновь оказался при Самаркандском дворе. Тимур снарядил в помощь Чингизиду войска, но в битве с еще одним сыном Урус-хана Токтакием Токтамыш вновь потерпел поражение и чуть не погиб: переплывая реку Сейхун, он был ранен стрелой в руку. В речных зарослях его нашел Идигу-барлас, брат Тимура. Токтамыша доставили в Бухару, где находился тогда Тимур. Туда же прибыл, бежавший из лагеря Урус-хана Идигу-мангут (Едигей). Он сообщил, что ордынский правитель с войсками движется вслед за Токтамышем. Затем прибыли послы Урус-хана и потребовали выдачи царевича. Однако Тимур отказал им в этом. Более того, среднеазиатский полководец выдвинул свои войска против Урус-хана. Армии простояли друг против друга три месяца (зиму 1375 - 1376 гг.). Затем войскам Тимура удалось захватить Отрар и достичь "Джейран-камыша". Здесь было получено известие о смерти Урус-хана. Токтамыш был объявлен ханом, а Тимур вернулся в Самарканд. Но ордынская аристократия, в противовес ставленнику Тимура, наряду с сыном Туй-ходжа-оглана провозгласила ханом сына Урус-хана Токтакию, а после его смерти - Тимур-Мелик-оглана8. Его войска в 1376 г. выступили против Токтамыша и тот, в очередной раз потерпев поражение, бежал к Тимуру9.

Позже в Самарканде было получено известие, что Тимур-Мелик "днем и ночью занят питьем вина, развлечениями и удовольствиями, спит до полудня и, если даже произойдет тысяча важных дел, ни у кого не окажется смелости разбудить его"10. Поэтому "люди отчаялись в нем и все государство и область требуют Токтамыша"11. В 780 г. хиджры (30 апреля 1378 г. - 18 апреля 1379 г.) Тимур отправил войска в Отрар и Сыгнак, а затем его армия вторглась в Каратал и разбила Тимур-Мелика. Последний попал в плен и был казнен12.

Зиму 1379 - 1380 гг. Токтамыш провел в Сыгнаке. В 1380 г., "когда прибыла повелительница весна и повела свои войска злаков и цветов в сады и цветники", царевич развил наступление в Поволжье и Причерноморье, "где покорил царство Сарайское и иль Мамака (Мамая. - Ю. С.)"13. Мамаева орда была присоединена к владениям Токтамыша осенью того же года. К этому времени темник потерпел сокрушительное поражение от Дмитрия Ивановича Московского на Куликовом поле, хотя силы Мамая не были полностью уничтожены. Ему удалось в кратчайшие сроки собрать новые войска, с которыми, по русским источникам, он планировал новое вторжение на Русь. Но "приде к нему весть, что идет на него некий царь с востока именем Тактамыш"14, и Мамай направил армию против него. Однако подчиненные ему князья "сшедше с конев своих и биша челом царю Тактамышу... и яшася за него"15. Видимо это решение татарской аристократии было вызвано гибелью хана Тюляка, от имени которого правил темник. Мамай остался без армии и бежал в Кафу16. Там он был убит. А "царь Тактамыш шед взя орду Мамаеву и царицы его, и казны его, и улусы все поима, и богатство Мамаево раздели дружине своей"17. Тогда же Токтамыш отправил послов на Русь.

Русские князья, в частности Дмитрий Иванович Московский, формально признали власть нового хана18. Однако выплата дани задерживалась. Не помогло даже посольство 1381 г. (Ак-Ходжа)19. В этой ситуации фактического неповиновения Токтамыш принял решение о походе на Московское княжество. Летом 1382 г. хан приказал на волжском пути ограбить русских купцов, конфисковать у них корабли и направлять их к Сараю. Затем он "с всею силою своею и с всеми своими безбожными полки" форсировал Волгу и двинулся к границам Руси20. Причем войска шли тайно "не дающе вести по себя, да не услышано будет". Но русским князьям удалось узнать о движении татарской армии. В ставку Токтамыша прибыли сыновья великого князя Дмитрия Константиновича Нижегородско-Суздальского Василий и Семен. По сведениям летописей, активную помощь ордынцам оказал великий князь

Олег Иванович Рязанский. Он "обведе его (Токтамыша. - Ю. С.) около своей земли и броды ему указа на Оце"21. Получив весть о движении Орды, Дмитрий Иванович покинул город и укрылся в Костроме22.

23 августа 1382 г., после взятия Серпухова, войска Токтамыша вышли к Москве, оборону которой возглавил князь Остей, литовского происхождения23. 26 августа город был взят и разграблен. Пали также Владимир, Звенигород, Переяславль-Залесский, Юрьев, Дмитров, Можайск. На обратном пути в степь были взяты штурмом Коломна и Переяславль-Рязанский24. Со следующего, 1383 г., Русь начала выплату дани Токтамышу25.

К 1384 г. ордынская аристократия вынудила хана поссорится со своим покровителем Тимуром26. Токтамыш начал военные действия против бывшего союзника зимой 1384 - 1385 годов. Больше 90 тыс. человек вторглись в Закавказье, взяли штурмом город Тебриз и десять дней разоряли его округу27. Зимой 1386 - 1387 гг. войска Токтамыша попытались повторить успех 1385 года. Однако военачальники Тимура сумели сдержать наступление татарской конницы и отбросить ее к Дербенту28. Следующей зимой (1387 - 1388 гг.) театр военных действий был перенесен в Среднюю Азию. Ордынские войска во главе с Бек-Ярык-огланом29 осадили Сабран. Другой отряд армии Токтамыша через Хорезм подошел к Бухаре и осадил город. Военачальники Тимура стали спешно готовить к осаде Термез, Самарканд и другие города Семиречья. Из Шираза, где находились основные силы Тимура, были вызваны 30 тыс. человек для усиления обороны. В январе 1388 г. к Самарканду начали движение и войска во главе с самим Тимуром. Получив известие об этом, татарская конница начала отступление в степь30. Тимур, убедившись, что война с Токтамышем приняла затяжной характер, в 1388 г. начал наступление на владения последнего. В этом году войска Тимура взяли штурмом и стерли с лица земли Хорезм31. Токтамыш в том же 1388 г. совершил набег на Сабран. Однако он оказался неудачным. В следующем году Токтамыш повторил маршрут похода, но ордынская конница не смогла взять Сабран, ограбив лишь его окрестности и город Ясы. Под угрозой столкновения с основными силами Тимура татары вновь отступили32.

Осенью 1390 г. Тимур начал подготовку к большому походу на Орду. В феврале 1391 г. войско выступило. За четыре месяца оно прошло расстояние от Тобола до Эмбы без потерь. Токтамыш долгое время не знал о походе противника: он получил известия о продвижении войск Тимура лишь в апреле-мае и только от перебежчиков. Выставив посты в низовьях Яика (Урала), Токтамыш выдвинул войска к реке. Однако Тимур форсировал Яик в его верховьях33, а Токтамыш был вынужден оттянуть войска к Волге, хотя и ожидал подкрепления из Булгара и Азака (Азов). У реки Кундурчи Тимуру удалось навязать ордынцам решающее сражение. Ожесточенная битва между примерно равными силами проходила с переменным успехом. Но ордынские войска не выдержали напряжения и начали бегство. Отряды Тимура преследовали противника до Волги34.

Летом 1391 г. Токтамыш направил большие военные силы во главе с царевичем Бектутом на Вятку. Он "же, шед, Вятку взя и люди изсече, а иных, пленив, во Орду отведе к Токтамышу Царю"35. В ответ на этот поход "новгородцы и устюжане и прочии к тому свокупишася поидоша в насадех и в ушкуях рекою Вяткою на низ и взяша Жукотин и Казань и вышедше на Волгу пограбивше гостей взвратишася"36. Судя по театру военных действий, царевич Бектут, возглавлявший военную экспедицию на Вятку, являлся владельцем Булгарского улуса37. Вероятно, именно его войск дожидался Токтамыш на Кундурче. Следовательно, набег татар на Вятку происходил в мае - июне 1391 года.

Как отмечено в Никоновском своде XVI в. осенью 1391 г. "бысть бой Токтамышу с царем Аксак-Темирем, и побежен бысть царь Токтамыш, и воинство его много множество избиено бысть"38. Летом 1394 г., как говорят другие русские летописи, "бысть во Орде Токтамышеве промежу великих князей его татарских нелюбие велие, и размирье много, и бысть им бой на реце на Волзе межи собой"39. А в октябре-ноябре того же года ордынские войска совершили очередной набег на Закавказье40.

Вероятно, с подавлением оппозиции Токтамышу в 1392 - 1394 гг. был связан приезд на Москву осенью 1393 г. трех татарских князей "двора царева постелникы его суще"41. Данный факт свидетельствует о неоднозначности оценок политики Токтамыша, в том числе и в его ближайшем окружении (постельники и члены "двора царева" - это личная охрана хана; доверие им - безоговорочно). О значительном положении данных князей при ханском дворе свидетельствует и тот факт, что их крещение производил лично митрополит, а на обряде присутствовал великий князь Василий42.

Ранней зимой 1395 г., в ответ на разорение татарами годом раньше Закавказья, Тимур начал второй большой поход на Орду. В начале марта его огромное войско двинулось к Дербенту. Еще зимой к Токтамышу был отправлен посол с миссией мира, но она скорее носила характер дезинформации. Токтамыш выдвинулся к реке Терек, а авангард его войск переправился через нее. Тимур, пройдя в начале апреля Дербент, разорил территорию от города до Терека, а затем уничтожил и авангард противника43.

Основные силы сошлись в битве 15 апреля 1395 года. Численность войск была примерно равной, а потому она отличалась упорством. Сражались даже главнокомандующие (Тимур и Токтамыш). В целом по ходу столкновения преимущество было на стороне ордынцев. Однако в решающий момент один из эмиров правого крыла (Актау) потребовал от Токтамыша наказания своего недруга, войска которого также составляли правое крыло ордынских войск. После полученного от хана отказа Актау вывел свои войска из боя. Строй оказался нарушенным, в войсках возникла паника, которой воспользовался Тимур. В результате татары потерпели сокрушительное поражение, Токтамыш бежал в Булгар44. По мнению испанского путешественника Руи Ганзалеса де Клавихо, служившего одно время при дворе Тимура, победа в этой битве "была великая и славная" и "одна из величайших битв, которые выиграл Тамурбек, даже, говорят, более (важная. - Ю. С.) чем с Турком. Поражение было великим бесчестием для императора Тотамиха (Токтамыша. - Ю. С.)"45.

Войска Тимура начали преследование противника. Дойдя до низовьев Волги Тимур разделил войска. Часть была направлена вверх по течению реки в погоню за Токтамышем, нагнала отряд ордынцев и опрокинула их в Волгу. Другая часть была составлена из ордынцев, служивших Тимуру и во главе с сыном Урус-хана Корейчаком была отправлена в левобережье Волги для "устройства улуса"46.

По данным М. Г. Сафаргалиева, после ухода Тимура из степи в пределах Золотой Орды появилось несколько ханов, разделивших между собой Джучиев улус. На левом берегу Волги, в районе Сарая, правил ставленник Тимура Корейчак47; в Нижнем Поволжье, в районе Астрахани, - Тимур-Кутлуг48; на Яике - поддерживающий его Едигей49; в Крыму, после длительной борьбы закрепился Токтамыш50. Однако, по данным жития Стефана Пермского, уже к апрелю 1396 г. власть в степи вновь разделили Токтамыш ("иже обладающе ему Мамаевою Ордою") и Тимур-Кутлуг ("Заволжское царство обдержащю")51.

По данным Никоновского летописного свода в 1398 г. "в радости велице бывшу царю Тохтамышу Большия Орды, от супротивных свободошуся, и послы своя посылающу по всем странам"52. Ордынский посол Темир-ходжа летом 1398 г. прибыл в Рязанское княжество, а "с ним много татар, и коней, и гостей"53. Возможно, послы Токтамыша были направлены и в другие русские великие княжества. Однако источники не сохранили никаких сведений на этот счет. Не сохранилось в летописях и данных о конкретных результатах посольства Темир-ходжы к Олегу Рязанскому. В то же время выяснилось, что Токтамыш преждевременно праздновал победу, так как "прииде на него ин некий царь, именем Темир-Кутлуй". В битве последний одержал победу, а Токтамыш бежал в Литву к великому князю Витовту54. Тимур-Кутлуг отправил посольство к Витовту с требованием выдать ему беглого хана. Литовский князь ответил: "Яз царя Тохтамыша не выдам, а со царем Темир-Кутлуем хощу видети сам"55. По правилам средневековой дипломатии этот ответ означал объявление войны.

Летом 1399 г. великий князь литовский Витовт в союзе с Токтамышем организовал большой поход в степь с целью восстановить власть хана в Орде. По данным русских источников, "бысть их сила ратная велика зело"56. Литовские и ордынские войска сошлись у реки Ворсклы. Татар возглавлял Тимур-Кутлуг. Он завязал переговоры с литовским князем и потребовал объяснений вторжения. Витовт ответил, что он покорил много земель и Тимур-Кутлуг должен покориться и выплачивать Литве ежегодную дань, "аще же не хощеши (если не хочешь. - Ю. С.)... яз Орду твою всю мечу предам"57. Тимур-Кутлуг, видя, что не может противостоять литовским войскам и затягивая время, согласился на все требования Витовта. Однако последний выдвинул новые требования. В частности - чеканка в Орде монет с именем Витовта. Ордынский хан попросил трехдневный срок на обдумывание. За это время к нему подошли татарские силы во главе с Едигеем58, который, по сведениям русских источников, при личной встрече с Витовтом заявил, что одобряет признание Тимур-Кутлугом зависимости от литовского князя, поскольку тот старше его годами. Но сам Едигей старше по возрасту Витовта, поэтому ему (Едигею) "подобает... отцом быти... и дани и оброки на всяко лето... имати со всего твоего княжениа, и во всем твоем княжении на твоих денгах литовских моему ординьскому знамени быти". Переговоры зашли в тупик, а битва стала неизбежна59.

12 августа, около часа дня, ордынские войска под командованием Едигея перешли в атаку. Литовские войска ответили пушечным и ружейным огнем. Однако татарам был нанесен незначительный урон, поскольку "в поле чисте пушки и пищали недействени бываху". В то же время Едигей начал медленное отступление. Витовт принял это за признак приближающейся победы. Но вскоре литовцы и Токтамыш оказались под ударами с флангов. Войска Тимур-Кутлуга сумели прорваться в тыл Витовта, армия которого оказалась под угрозой полного уничтожения. В этих условиях Токтамыш покинул поле боя, прорвавшись через окружение. Литовские войска понесли огромные потери. В том числе погибли князья Андрей Ольгердович Полоцкий и его брат Дмитрий Ольгердович Брянский, участники Куликовской битвы. Витовт сумел спастись лишь случайно60.

Ордынские войска двинулись на Киев и разорили южные территории литовского государства, дойдя до Луцка. Однако городов войска Едигея и Тимур-Кутлуга не брали - с них взималась контрибуция, например, с Киева - три тысячи рублей61.

Источники отмечают гибель Токтамыша в 1405 году. Так, в Архангелогородской летописи записано: "тое же зимы царь Женибек (Шадибек. - Ю. С.) уби Тохтамыша в Сибирской земли близ Тюмени, а сам седе на Орде"62. Ибн Арабшах отмечает, что Едигей и Токтамыш сражались 16 раз. При этом после пятнадцатого столкновения Едигей распространил дезинформацию о своей смерти. В результате однажды Токтамыш оказался "один без войска... в загородной местности", где Едигей стремительным набегом отрезал хану пути отступления и напал на него. Токтамыш очнулся только тогда, когда "бедствия окружили его". Несмотря на множественные ранения от копий и стрел, Токтамыш долгое время оказывал сопротивление, но выжить ему не удалось63.

Из личностных характеристик Токтамыша сохранилось свидетельство Ибн Арабшаха, который отмечает, что "Токтамыш был свирепого нрава"64. В персидских родословных росписях отложились известия о следующих детях Токтамыша: 1) Байрамбек-ханча, с припискою: "Мать его Уренгбек"; 2) Кадир-берди, с припискою: "Мать его была наложница из племени черкес"; 3) Искандер, 4) Кучук, с припискою: "Мать его Уренгбек"; 5) Абу-Саид, 6) Джаббар-Верди, 7) Кепек-хан, 8) Керим-Верди, 9) Джелаль-ад-Дин, 10) Бахтибек-ходжа, с припискою: "Мать его Шекербек-ага, дочь эмира Арсака". Известны также его дочери: Саид-бек-ходжа-хатун, Джанике-ханча-хатун, Мелике-ханча-хатун: "Все эти три сестры с тремя братьями (имеются в виду Кепек-хан, Керим-Верди и Джелаль-ад-Дин. - Ю. С.) происходили от одной матери, по имени Тогайбек"65.

Необходимо отметить, что порядок старшинства детей чингизидов определялся не только временем рождения, но и статусом жены хана. Потому старший по возрасту сын, рожденный от наложницы, мог считаться младшим по статусу в отношении малолетнего сына от старшей или законной жены66. Это наглядным образом прослеживается по порядку владения ордынским престолом сыновьями Токтамыша. Правда, в данную последовательность активно вмешивались личные качества и обстоятельства жизни того времени.

Перечень детей Токтамыша позволяет установить имена трех его жен: Уренгбек, Шекербек-ага и Тогайбек. Была и наложница "из племени черкес", имя которой источники не сохранили. Кроме того, можно определить единокровных братьев и сестер. Матерью Байрамбек-ханча и Кучука была Уренгбек. Сыновья Токтамыша Кепек-хан, Керим-Верди, Джелаль-ад-Дин и его дочери Саид-бек-ходжа-хатун, Джанике-ханча-хатун, Мелике-ханча-хатун являлись детьми Тогайбек. Бахтибек-ходжа родился у Шекербек-ага. Кадир-берди был сыном наложницы "из племени черкес", а имя матери (матерей) Искандера, Абу-Саида и Джаббар-Берди не известно67.

Судьбы жен хана Токтамыша в письменных памятниках отразились весьма слабо. Лишь в русских летописях сохранилось следующее упоминание: "Того же лэта (6894/1386) царь Токтамышь убилъ самъ свою царицу, нарицаему Товлунъбека"68. Если учитывать тот факт, что имя Тогайбек можно прочитать и как Тоглубек (в русской огласовке и транскрипции - Товлунбек/Товлубек), то становится очевидным, что хан либо лично убил, либо приказал казнить (как глава судебной власти Орды) именно Тогайбек - мать наибольшего количества (шестерых) его детей69. Причина такого яростного гнева в источниках не упоминается. Однако известно, что смертная казнь по нормам монгольского законодательства была предписана за прелюбодеяние. Папский легат Плано Карпини, посетивший Орду в 1240-х гг. отмечал, что "у них есть закон, или обычай, убивать мужчину или женщину, которых они застанут в явном прелюбодеянии"70. Столь же суровую меру наказания за супружескую измену предусматривает законодательство казахского хана Тауке (1680 - 1715 гг.). При этом, "...если муж убил жену, которая совершила прелюбодеяние, он не наказывается"71.

Весьма активную роль во внутри- и внешнеполитической жизни Орды играли сыновья Токтамыша. Они составили непримиримую оппозицию Едигею и его ставленникам. Однако сведения об их деятельности, которые отложились в источниках, носят обрывочный характер.

Мы можем установить, что девятый сын Токтамыша Джелаль-ад-Дин недолго воцарился в 1407 г. (сохранилась монета его чекана)72, пользовался постоянным покровительством великого литовского князя Витовта, участвовал в Грюнвальдской битве 15 июля 1410 года73. С ноября-декабря 1411 г. по сентябрь-октябрь 1412 г. Джелаль-ад-Дин занимал ордынский престол. В "Анониме Искандера" о Джелаль-ад-Дине отмечается, что "он был царем достойным, уважаемым, красивым, красноречивым. Большую часть времени он заседал с достойными (людьми. - Ю. С.)"74. Однако его правление "продолжалось не более года"75. В Никоновском своде отмечается, что хан Джелаль-ад-Дин был "застрелен от своего брата Керим-Бердия"76.

Восьмой сын Токтамыша Керим-Берди удержался на троне недолго. Персидские авторы указывают, что "царствование его длилось также неполный год"77. Его место занял седьмой сын Токтамыша Кепек, однако и он "не дошел до одного года (царствования. - Ю. С.)"78. После этого трон занял противник Токтамышевичей и ставленник Едигея - Чекре-оглан, которого сместил с престола шестой из наследников хана Джаббар-Берди (1416 - 1417 гг.)79. Эмиру Едегею удалось вытеснить из степи и Джаббар-Берди, который бежал в Литву к Витовту и погиб от рук своих сторонников80.

Трон занял Дервиш, которого в 1419 г. согнал с престола Кадир-Берди - второй сын Токтамыша. О его борьбе с Едигеем в арабской хронике Бадр-ад-Дина ал-Айни сохранилось пространное повествование. Кадир-Берди, поддержанный Витовтом, летом 1419 г. перешел через Волгу и напал на армию Едигея. Ему удалось оттеснить и прижать противника к Яику. В ожесточенном сражении "с обеих сторон было убито много народу; Кадыр-Берди был убит во время схватки, и соратники его бежали. Идекей также был поражен множеством ран, и войско его также обратилось в бегство. Идекей бежал, предполагая, что Кадыр-Берди победил. Покрытый ранами, он прибыл в одно [отдаленное] место, спешился там и сказал одному из бывших с ним лиц: "Ступай и разведай, в чем дело; если найдешь кого-либо из нашего войска, укажи ему [путь] сюда". Тот отправился и, произведя разведку, встретился с одним из эмиров татарских. Это был один из сторонников Токтамыша, хана, у которого он был старшим [эмиром]. Поведал ему тот человек про дела Идики, тогда он (эмир Токтамыша. - Ю. С.) спросил: "Где он?" Тот указал ему [путь] и он пришел к нему (Едигею. - Ю. С.). Увидев его, Идека стал поносить и стращать его. Тогда тот сказал ему: "День был в нашу пользу и мы сделали свое дело, [теперь] ты все, что можешь". Затем он приказал бывшим при нем людям своим напасть на него (Едигея. - Ю. С.) с мечами, и они разрубили его на куски"81, - повествует Бадр-ад-Дин Эль-Айни.

В сочинении арабского автора ал-Джанаби есть уточнение деталей схватки: "Когда обе рати встретились, то случилось, что в Кадирберди попала чья-то стрела и убила его"82. Событийный ряд битвы подтверждают и сведения татарского эпоса "Идегей". "Песня восемнадцатая" полностью посвящена войне Кадыр-Берди и Едигея. Отмечена в нем и смерть царевича-чингизида, и поиски Едигея его противниками, а также названо имя эмира, нашедшего и убившего Едигея - Барын83.

На этом событии останавливается длительная история кровавой борьбы Токтамыша и его сыновей с Едигеем и его ставленниками. Здесь же обрываются и известия о сыновьях Токтамыша, вероятно, Кадир-Берди к 1419 г. был последним из живых наследников хана.

О дочерях Токтамыша также известно крайне мало. Судьбу лишь одной из них - Джанике-ханча-хатуни - можно очертить весьма приблизительно. В "Сборнике летописей" Кадыр Али бека (1602 г.) имеется известие о том, что у "Тохтамыша была дочь по имени Джанака - ее взял Едигей"84. Она стала матерью Hyp ад-Дина85. Известен ее мавзолей в Кырк-Ере (Чуфут-Кале), датируемый 1437 г. (по всей вероятности, она скончалась не позднее этой даты, пережив и братьев, и мужа). Очевидно, будучи дочерью и сестрой непримиримых противников своего мужа, Джанике прожила не простую, с точки зрения душевного спокойствия, жизнь.

Таким образом, выйдя на политическую арену в довольно раннем возрасте в результате гибели отца, в условиях "великой замятии", Токтамыш сумел стать активным действующим лицом жизни Орды. Будучи непримиримым противником Урус-хана, главного виновника смерти отца, и его детей, приняв покровительство Тимура, он начал борьбу за ордынский престол. В 1380- 1395 гг. (с незначительным перерывом в 1391 - 1392 гг.) ему, одному из не многих, удалось восстановить целостность Джучиева Улуса, его положение в регионе, политическое значение как внутри страны, так и за рубежом Ордынского государства. Проведя всю жизнь в войнах, Токтамыш оказался бездарным полководцем. Тем не менее, в силу несомненных талантов ему удалось более тридцати лет играть главные роли в системе управления Ордынским государством. Надо полагать, что Токтамыш собрал вокруг себя не только грамотных политиков, но и выдающихся полководцев, которые могли не только выигрывать кампании и войны, приводить к покорности Московское княжество, но и противостоять одному из величайших полководцев своего времени Тимуру (Тамерлану). Бурная жизнь, наполненная борьбой за власть, битвами и погонями, вероятно, не давала возможность Токтамышу уделять должное внимание семье. Показателем этого может быть казнь ханом собственной жены (по всей видимости, за супружескую измену). Немаловажен для данного вопроса и тот факт, что его сыновья не смогли выступить единым фронтом против своего главного противника эмира Едигея. Будучи часто единокровными братьями, в пылу политической борьбы они не гнушались убийством друг друга. Наследники Токтамыша не смогли удержать власть, не смогли восстановить единство и мощь Джучиева Улуса. Поэтому последним ханом единой Орды по праву считается Токтамыш.

Примечания

1. См. напр.: ГОРСКИЙ А. А. Москва и Орда. М. 2000, с. 99 - 110, 112 - 120, 122 - 125, 127, 129, 132 - 135, 138, 141, 144, 155, 173, 187; ГРЕБЕНЮК В. П. Борьба с ордынскими завоевателями после Куликовской битвы и ее отражение в памятниках литературы первой половины XV в. - Куликовская битва в литературе и искусстве. М. 1980, с. 52 - 71; ГРЕКОВ Б. Д., ЯКУБОВСКИЙ А. Ю. Золотая Орда и ее падение. М. -Л. 1950, с. 324 - 329; ГРЕКОВ И. Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды (на рубеже XIV-XV вв.). М. 1975, с. 156 - 165; ГРЕКОВ И. Б., ШАХМАГОНОВ Ф. Ф. Мир истории: русские земли в ХШ-XIV вв. М. 1986; ГУМИЛЕВ Л. Н. От Руси к России. М. 1994, с. 164 - 167; КАРАМЗИН Н. М. История Государства Российского. Т. 5. М. 1993, с. 45 - 49; КАРГАЛОВ В. В. Свержение монголо-татарского ига. М. 1973, с. 74 - 77; ЕГО ЖЕ. Конец ордынского ига. М. 1984, с. 59 - 60; ЕГО ЖЕ. Русь и кочевники. М. 2004, с. 261 - 265; КЛЮГ Э. Княжество Тверское (1247 - 1485 гг.). Тверь. 1994, с. 220 - 221; КРИВОШЕЕВ Ю. В. Русь и монголы. Исследование по истории Северо-Восточной Руси XII-XIII вв. СПб. 1999, с. 211, 227, 277, 328, 346, 371; НАСОНОВ А. Н. Монголы и Русь. История татарской политики на Руси. М. -Л. 1940, с. 135 - 136; ПОХЛЕБКИН В. В. Татары и Русь. 360 лет отношений Руси с татарскими государствами в XIIII-XVI вв. 1238 - 1598 гг. Справочник. М. 2000, с. 25, 26, 61, 62, 63, 64, 66, 78, 79, 100, 151; РАЗИН Е. А. История военного искусства. Т. 2. СПб. 1994, с. 292 - 295; САЛМИНА М. А. Повесть о нашествии Тохтамыша. - Труды отдела древнерусской литературы. Т. 34. Л. 1979, с. 134 - 151; СОЛОВЬЕВ С. М. История России с древнейших времен. М. 1988. Т. 3, с. 279 - 281; ТАТИЩЕВ В. Н. История Российская. Т. 5. М. -Л. 1965, с. 152 - 1456; ТВОРОГОВ О. В. Древняя Русь. События и люди. СПб. 1994, с. 71 - 72; ЧЕРЕПНИН Л. В. Образование Русского централизованного государства в XIV-XV вв. М. 1960, с. 629 - 647.

2. ЕГОРОВ В. Л. Историческая география Золотой Орды в ХШ-XIV вв. М. 1985, с. 212 - 213; САФАРГАЛИЕВ М. Г. Распад Золотой Орды. Саранск. 1960, с. 144; МИРГАЛЕЕВ И. М. Политическая история Золотой Орды периода правления Токтамыш-хана. Казань. 2003; ФЕДОРОВ-ДАВЫДОВ Г. А. Общественный строй Золотой Орды. М. 1973, с. 153 - 160.

3. Токтамыш. - БАРТОЛЬД В. В. Сочинения. Т. V. М. 1968, с. 564 - 567.

4. "Книга избранных дат побед" ("Таварих-и гузида-ий нусрат-наме"). - Материалы по истории Казахских ханств XV-XVII вв. Алма-Ата. 1969, с. 39; ТИЗЕНГАУЗЕН В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. II. М. -Л. 1941, с. 61 - 63.

5. ТИЗЕНГАУЗЕН В. Г. Ук. соч., с. 131.

6. Там же, с. 131.

7. Там же, с. 131, 147.

8. Элита Золотой Орды. Казань. 2009, с. 175 - 176, 181 - 182.

9. ТИЗЕНГАУЗЕН В. Г. Ук. соч., с. 131 - 133, 147 - 148.

10. Там же, с. 108, 150.

11. Там же.

12. Там же, с. 109, 150.

13. Там же, с. 109, 150 - 151.

14. Рассказ о Куликовской битве в Софийской I летописи старшего извода. - Памятники Куликовского цикла (ПКЦ). СПб. 1998, с. 41.

15. Рассказ о Куликовской битве в Софийской I летописи.., с. 41.

16. О Мамае подробнее см.: Темник Мамай - противник великого князя московского Дмитрия Ивановича Донского. - Дмитрий Донской и эпоха Возрождения Руси. События, памятники, традиции. Труды юбилейной научной конференции "Дмитрий Донской - государственный деятель, полководец, святой". Тула. 2001, с. 147 - 154.

17. Рассказ о Куликовской битве в Софийской I летописи.., с. 41.

18. Там же.

19. Повесть о нашествии Тохтамыша. - Библиотека литературы Древней Руси. Т. 6. СПб. 2000, с. 190; Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. XVIII. Симеоновская летопись. М. 2007, с. 131.

20. Повесть о нашествии Тохтамыша.., с. 190; ПСРЛ. Т. XVIII, с. 131 - 132.

21. Повесть о нашествии Тохтамыша.., с. 190; ПСРЛ. Т. XVIII, с. 132.

22. Повесть о нашествии Тохтамыша.., с. 192; ПСРЛ. Т. XVIII, с. 132.

23. Повесть о нашествии Тохтамыша.., с. 194; ПСРЛ. Т. XVIII, с. 132.

24. Там же.

25. ГОРСКИЙ А. А. Москва и Орда. М. 2000, с. 109 - 110.

26. ФЕДОРОВ-ДАВЫДОВ Г. А. Общественный строй Золотой Орды. М. 1973, с. 154 - 155.

27. ТИЗЕНГАУЗЕН В. Г. Ук. соч., с. 109 - 110, 151.

28. Там же, с. ПО, 151 - 153.

29. О Бек-Ярык-оглане подробнее см.; Полководцы хана Токтамыша. - Личность в истории. Личность историка. Тезисы Второй региональной конференции. Воронеж. 2008, с. 12 - 16; Золотоордынские военачальники конца XIV - начала XV в. и их родственные связи. - Золотоордынская цивилизация. Вып 2. Казань. 2009, с. 181 - 185; Элита Золотой Орды. Казань. 2009, с. 54 - 55.

30. ТИЗЕНГАУЗЕН В. Г. Ук. соч., с. 110 - 111, 153 - 155.

31. Там же, с. 155.

32. Там же, с. 157.

33. МИРГАЛЕЕВ И. М. Материалы по истории войн Золотой Орды с империей Тимура. Казань. 2007, с. 17 - 25, 39 - 40, 42 - 47, 55 - 58, 63 - 64; ТИЗЕНГАУЗЕН В. Г. Ук. соч., с. 112 - 113, 158 - 163.

34. МИРГАЛЕЕВ И. М. Ук. соч., с. 28 - 35, 40 - 41, 48 - 54, 59 - 62, 63 - 64; ТИЗЕНГАУЗЕН В. Г. Ук. соч., с. 115 - 118, 164 - 172.

35. ПСРЛ. T.V. Пг. 1917, с. 244, 245; Т. VIII. СПб. 1859, с. 61; Т. XV. Вып. 1. Пг. 1922, стб. 160; Т. XVIII. СПб. 1913, с. 141; Т. XXIV. Пг. 1922, с. 158; Т. XXV. М. -Л. 1949, с. 219.

36. ПСРЛ. Т. VIII, с. 61.

37. О Бектуте подробнее см.; Элита Золотой Орды, с. 54.

38. ПСРЛ. Т. XI. М. 2000, с. 127.

39. Там же, с. 156.

40. ТИЗЕНГАУЗЕН В. Г. Ук. соч., с. 118, 173.

41. ПСРЛ. Т. XXV, с. 221.

42. Там же.

43. ТИЗЕНГАУЗЕН В. Г. Ук. соч., с. 118 - 119, 173 - 174.

44. Там же, с. 120 - 122, 174 - 178.

45. Руи Гансалес де КЛАВИХО. Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура (1403- 1406). М. 1990, с. 144.

46. ТИЗЕНГАУЗЕН В. Г. Ук. соч., с. 122 - 123, 178 - 179.

47. О Корейчаке подробнее см.: Элита Золотой Орды, с. 109.

48. О Тимур-Кутлуге подробнее см.: Там же, с. 174 - 175.

49. Об Едигее подробнее см.: Политик и полководец Золотой Орды Идигу (Едигей). - Новик. Вып. 4. Воронеж. 2001, с. 54 - 71; Элита Золотой Орды, с. 78 - 88.

50. САФАРГАЛИЕВ М. Г. Ук. соч., с. 174 - 176.

51. Повесть о Стефане, епископе Пермском - Древнерусские предания (XI-XVI вв.). М. 1982, с. 187.

52. ПСРЛ. Т. XI, с. 167.

53. Там же.

54. Там же.

55. Там же. Т. VII, с. 72; Т. XII. М. 2000, с. 172.

56. Там же. Т. XXV, с. 229.

57. Там же. Т. VII, с. 72; Т. XII, с. 172; Т. XXV, с. 229.

58. Там же.

59. Там же.

60. Там же.

61. Там же.

62. Там же. Т. XXXVII. Л. 1982, с. 77 - 78

63. ТИЗЕНГАУЗЕН В. Г. Ук. соч., с. 458.

64. Там же.

65. "Книга избранных дат побед" ("Таварих-и гузида-ий нусрат-наме").., с. 39; ТИЗЕНГАУЗЕН В. Г. Ук. соч., с. 62.

66. ПОЧЕКАЕВ Р. Ю. Право Золотой Орды. Казань. 2009, с. 160 - 161.

67. "Книга избранных дат побед", с. 39; ТИЗЕНГАУЗЕН В. Г. Ук. соч., с. 62.

68. ПСРЛ. Т. XV, стб. 152; Т. XVIII, с. 136; Т. XI, с. 87; КАРАМЗИН Н. М. История Государства Российского. СПб. 1842. Кн. II. Т. V, стб. 60, прим. 137.

69. "Книга избранных дат побед", с. 39; ТИЗЕНГАУЗЕН В. Г. Ук. соч., с. 62.

70. Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М. 1957, с. 36.

71. Подробнее см.: ПОЧЕКАЕВ Р. Ю. Ук. соч., с. 134 - 135; Садри Максуди АРСАЛ. Тюркская история и право. Казань. 2002, с. 146.

72. Известна монета Джелаль-ад-Дина, выбитая в Булгаре в 810 г.х. (7 июня 1407 г. - 26 мая 1408 г.) (информация предоставлена А. В. Пачкаловым); САФАРГАЛИЕВ М. Г. Ук. соч., с. 184.

73. ДЛУГОШ Я. Грюнвальдская битва. СПб. 2007, с. 90, 102.

74. ТИЗЕНГАУЗЕН В. Г. Ук. соч., с. 134.

75. "Книга избранных дат побед", с. 39; ТИЗЕНГАУЗЕН В. Г. Ук. соч., с. 62, 63.

76. ПСРЛ. Т. XI, с. 219.

77. "Книга избранных дат побед", с. 39; ТИЗЕНГАУЗЕН В. Г. Ук. соч., с. 62.

78. Там же.

79. ТИЗЕНГАУЗЕН В. Г. Ук. соч., с. 195.

80. САФАРГАЛИЕВ М. Г. Распад Золотой Орды. - На стыке континентов и цивилизаций... (из опыта образование и распада империй X-XVI вв.). М. 1996, с. 445.

81. Золотая Орда в источниках. Т. I. Арабские и персидские сочинения. М. 2003, с. 234.

82. Там же, с. 239.

83. Идегей. Татарский народный эпос. Казань. 1990, с. 228 - 240.

84. Сборник летописей. Казань. 1854. Т. 2. Ч. 1, с. 158.

85. ТРЕПАВЛОВ В. В. История Ногайской Орды. М. 2002, с. 78.

Селезнёв Юрий Васильевич - кандидат исторических наук, доцент Воронежского государственного университета.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах


Письмо отправлено­ от Gurga через ссылку "Сообщить модератору­".

------------------------------------------------

Тема: Тохтамыш

------------------------------------------------

Ссылка на сообщение:­ http://svitoc.ru/index.php?act=ST&f=11&t=426&st=0entry3230

------------------------------------------------

Письмо:

С именем Джанике-ханум связан ряд легенд и преданий.

Кое-что осталось за «кадром».

1. Тулунбек-ханум.

…"Того же лэта (6894/1386) царь Токтамышь убилъ самъ свою царицу, нарицаему Товлунъбек­а". Если учитывать тот факт, что имя Тогайбек можно прочитать и как Тоглубек (в русской огласовке и транскрипц­ии - Товлунбек/­Товлубек),­ то становится­ очевидным,­ что хан либо лично убил, либо приказал казнить (как глава судебной власти Орды) именно Тогайбек - мать наибольшег­о количества­ (шестерых)­ его детей…

Предание гласит, что Тогайбек, дочь Хаджибека,­ владетеля Киркельско­го. Тохтамыш мог взять её в жены только после разгрома Мамая, то есть в 1380г, и, получается­, казнил в 1386г.

Шесть детей за шесть лет! Удивительн­ая плодовитос­ть: каждый год по ребёнку, ни одной осечки. В принципе, физиологич­ески для женщины это возможно, но как-то сомнительн­о.

С другой стороны, высказано предположе­ние, что Тулунбек-ханум не кто иная, как Чингизидка­ - дочь Джанибека и вдова Мамая (см.: Варваровск­ий, 2008, С. 89; Миргалеев,­ 2003, С. 37), от лица которой Мамай чеканил монеты. «Царь же Токтамышь…­ сам шед взя Орду Мамаеву и царици его и казны его и улус весь его поимав…» (Памятники­, 1998, С. 11). «Товлунъбе­ка» больше напоминает­ именно «Тулун-бек»: есть все основания полагать, что это была та самая «царица» Мамая, которая была взята в жены Токтамыш-ханом после победы над темником в 1380 г., чтобы повысить свою легитимнос­ть в наследован­ии трона Золотой Орды (см.: Сидоренко,­ 2000, С. 287) . (Р. Ю. Почекаев «Мамай летописный­ и Мамай историческ­ий (попытка развенчани­я стереотипо­в)»). К этому необходимо­ добавить, что у Тохтамыш-хана были другие сыновья от не известной по источникам­ жены: Кепек-хан и Керим-берди-хан.

2. Тогайбек, мать Джанике-ханум.

…хан либо лично убил, либо приказал казнить (как глава судебной власти Орды) именно Тогайбек - мать наибольшег­о количества­ (шестерых)­ его детей. Причина такого яростного гнева в источниках­ не упоминаетс­я. Однако известно, что смертная казнь по нормам монгольско­го законодате­льства была предписана­ за прелюбодея­ние… При этом, "...если муж убил жену, которая совершила прелюбодея­ние, он не наказывает­ся"

Интересная­ версия. Ход мыслей автора мне нравится.

Предание гласит, что Тохтамыш-хан убил свою любимую жену Тогайбек в гневе за то, что эмир Едигей предал его в ~1397г. Это предположе­ние, что убил за прелюбодея­ние, полностью объясняет,­ почему Тохтамыш-хан и эмир Едигей стали не примиримым­и врагами до самой гибели Тохтамыша в 1405г.

3. Hyp ад-Дин, сын Едигея.

… В "Сборнике летописей"­ Кадыр Али бека (1602 г.) имеется известие о том, что у "Тохтамыша­ была дочь по имени Джанака - ее взял Едигей"( Сборник летописей. Казань. 1854. Т. 2. Ч. 1, с. 158.). Она стала матерью Hyp ад-Дина. (ТРЕПАВЛОВ­ В. В. История Ногайской Орды. М. 2002, с. 78.; Валиханов 19046, с. 269; Кадыр Али-бек 1854, с. 158)…

Сына Едигея от Джанике-ханум звали Султан-Махмуд.

Эмиры, перешедшие­ на сторону Джелаль-ад-дина, заключили мирный договор с Едигеем на условиях Джелаль-ад-дина: “Если Идигу пришлет своего сына Султан-Махмуда и сестру Джелаль-ад-дина, которая имела этого сына, и если он станет чеканить монету и (читать) хутбу на наше имя, то вы не воюйте с ним, а отправляйт­есь (домой)“. “…и он посылает к хану своего сына“ (естествен­но, и его мать – Джанике-ханум). (Абд ар-Раззак Самарканди­ «Места слияния» 1470-1475гг ).

Кстати, некий Султан-Махмуд убил Борак-хана в 1428г. (Абд ар-Раззак Самарканди­ «Места слияния» 1470-1475гг ).

4. Кадир-Берди, сын Токтамыша.

Предание гласит, что Джанике умоляла Едигея не убивать трёхлетнег­о младшего брата Кадир-Берди и спрятала его «в царстве».

«У Тохтамыш-хана следующее потомство:­

От Урун-бике три сына: Искандер, Кучук, Абу-Саид, и дочь Мейрам-бек-ханча.

От наложницы из племени черкес: Кадир-берди.

От Тагай-бике, дочери Хаджи-бека, было три сына и три дочери: Джалал ад-Дин-хан, Джаббар-берди-хан, Саид-Ахмад-хан, Малика-ханча, Джаника-ханча, Саид-бика-ханча.

От Шукр-бике-ага, дочери эмира Арсака была одна дочь: Бахтибек-ханча.

Другие сыновья Тохтамыш-хана: Кебек-хан и Керим-берди-хан»

(Муизз ал Ансаб: генеалогии­ Джучидов 1427г, пер. Ж. М. Сабитова Текст воспроизве­ден по изданию: Рецензия на новый перевод Муизз ал Ансаб Золотоорды­нская цивилизаци­я, № 3. Казань. 2010)

Наложниц у хана могло быть много. Летописцы замечают наложниц только тогда, когда они рожают хану детей. Судя по потомству Тохтамыша,­ Кадир-берды старше всех детей Тогай-бек, потому что наложница стоит выше, чем законные жены: Тугай-бек, дочери Хаджи-бека, и Шукр-бике-ага, дочери эмира Арсака.

Возникает вопрос: какого трёхлетнег­о мальчика по имени Кадир-берди прятала от мужа эмира Едигея Джанике-ханум?

5. Джанике-ханум, Дочь Тохтамыша.

Предание гласит, что совсем юнную Джанике-ханум отдали эмиру Едигею (~1397г). Но если взглянуть на потомство Тохтамыш-хана, то видно, что Джанике-ханум средняя дочь Тугайбек: Малика-ханча – старшая дочь. А если еще предположи­ть, что у Джанике-ханум были старшие братья, то в 1397г она была совсем маленькой,­ ей было от силы лет ~10. В этом возрасте ханских дочерей замуж не отдавали. Следовател­ьно, стать женой эмира Едигея она могла позже 1397г, например, в 1405г после гибели Тохтамыш-хана. (Например,­ один из сыновей Едигея - Кикват (Кей-Кавад, Кейкюват) был «мальчиком­ от Тохтамышев­ой стряпки», уцелевшей после разгрома Тохтамыша.)

В конце 1411г её вместе с сыном Султан-Махмудом Едигей выдал эмирам по требованию­ Джалал ад-Дин-хана (это было одно из условий мирного договора). (Абд ар-Раззак Самарканди­ «Места слияния» 1470-1475гг ).

По словам ал-Макризи, в 1416 г. жена Едигея прибыла в Дамаск, откуда собиралась­ в сопровожде­нии 300 всадников сделать хаджж в Мекку. Ал-Аскалани к этим словам добавляет,­ что хаджж этот жена Едигея совершила с сирийским караваном.

То есть, с 1411г по 1417г Джанике-Ханум была не под властью мужа, а была «свободной­ женщиной Востока»!!­!

Предание гласит: после гибели мужа эмира Едигея и брата Кадир-Берди в 1419г, Джанике-ханум возвращает­ся в Крым в Кирк-ор (Джуфут-кале). Благоволит­ будущему основателю­ династии Крымских ханов Хаджи-Гирею. Почему? Почему она поддержива­ет Хаджи-Гирея, а не своего родного брата Сейид-Ахмет-хана?

Приведу реплику Карамзина:­ «…Моголы Черноморск­ие избрали себе в Ханы осьмнадцат­илетнего юношу, одного из потомков Чингисовых­ (как уверяют), именем Ази, спасенного­ от смерти и воспитанно­го каким-то земледельц­ем в тишине сельской. Сей юноша, из благодарно­сти к своему благотвори­телю приняв его имя, назвался Ази-Гирей: в память чего и все Ханы Крымские до самых позднейших­ времен назывались­ Гиреями…» (Карамзин Николай Михайлович­ 1803-1826 «История государств­а Российског­о. Том 5»)

Добавлю реплику Матвея Меховского­ (1521):

«…Другая отрасль и родовая ветвь, идущая от заволжских­ татар, это — татары уланы, называемые­ так по Улану, завоевател­ю Таврическо­го острова.

Улан значит девушка или девственни­ца, и назван он был так потому, что рожден был девушкой вне законного брака. Это имя он передал и своим потомкам на Херсонесе Таврическо­м.»

Сейид Мухаммед Резы «Асееб о. ссейяр или Семь планет, содержащей­ историю крымских ханов от Менгли Гирея хана I до Менгли Гирея хана II, т.е. с 1466 до 1737 года»:

«После Мухаммеда народ избрал своим ханом Хаджи Гирея, родоначаль­ника всех крымских ханов. Молодостью­ Хаджи хотел воспользов­аться Сейид-Ахмет, хан Ногайской Орды и сделался самодержав­ным властителе­м всего Крыма. Хаджи Гирей с братом, сопровожда­емые верным слугой спасли жизнь свою бегством и скрывались­ 6 лет, покуда Ширинский вельможа и любимец прежнего хана не уговорил всех знатных татар свергнуть Ахмеда и возвести Гирея на трон».

Я не знаю из каких источников­ почерпнули­ свои сведения Карамзин и Матвей Меховской,­ но если от 1433г (год первого призвания Хаджи Гирея на Крымское ханство) отнять 18 лет, то датой рождения Хаджи Гирея будет 1415г.

А в следующем году в 1416г Джанике-ханум совершает хаджж, причем, сама без мужа. Хаджж – это дело святое. Есть нюанс: тому, кто совершил хаджж, прощаются все грехи.

Хаджж очень удобная вещь, чтобы избежать побития камнями или казни.

В 1417г эмир Едигей изгоняет Джаббар-хана, сына Тохтамыш-хана, из Крыма.

В 1419г эмир Едигей погиб в битве с Кадир-Берди, сыном Тохтамыш-хана.

Джанике-ханум умерла в 1437г. На её могиле Хаджи Гирей воздвиг дюрбе. Великой государыне­ Джанике-ханум, дочери Тохтамыш-хана.

Повторю вопрос: какого трёхлетнег­о мальчика по имени Кадир-берды прятала от мужа, эмира Едигея, Джанике-ханум?

6.Хаджи Гирей.

Хаджи Гирея, родоначаль­ник династии Крымских ханов – Гиреев, имеет достаточно­ «мутное» происхожде­ние.

- Муизз ал Ансаб: генеалогии­ Джучидов (1427 год):

«У Баш-Тимура четыре сына Гияс ад-Дин, Джалал ад-Дин, Алибек, Даулетберд­и.

У Гияс ад-Дина два сына Хаджи-Гирей, Джан-Гирей и две дочри Султан-насаб и Шах-насаб…» (пер. Ж. М. Сабитова Текст воспроизве­ден по изданию: Рецензия на новый перевод Муизз ал Ансаб Золотоорды­нская цивилизаци­я, № 3. Казань. 2010)

- КЫРЫМЛЫ ХАДЖИ МЕХМЕД СЕНАИ КНИГА ПОХОДОВ, ИСТОРИЯ ХАНА ИСЛЯМ ГИРАЯ ТРЕТЬЕГО (1651)

«Хазрет …Менгли Герай хана, а он сын султана Хаджи Герай хана, а он сын султана Гияседдина­, а он сын султана Таштемур хана, а он сын султана Девлетберд­и хана, а он сын прославлен­ного Токтамыш хана»

- Бархатная книга 1787 РОДЪ КРЫМСКИХЪ ЦАРЕЙ:

«Тонго Зиулановъ сынъ Тахтамышъ Царь, первой на Крыме; а убилъ его Идиги Князь.

А у Тахтамыша Царя сынъ Бердибекъ;­ убили его братья, и того роду только.

Дулатъ Перди Уланъ.

У Дулатъ Перди Улана сынъ Азигирей; жилъ у Казимера Короля въ Литве, и Казимеръ его отпустилъ на Крымъ.»

- Карамзин Николай Михайлович­ 1803-1826 «История государств­а Российског­о. Том 5»:

«…Другие же Историки пишут, что Ази-Гирей, сын или внук Тохтамышев­, родился в Литовском городе Троках и что Витовт доставил ему господство­ в Тавриде…»

- "Летописи Дешт-и Кипчака"(Л­етописи крымских ханов, 1737г)

Халифат хана Хаджи-Гирей сына султана Гийас ад-Дина сына хана Таш-Тимура. 855 г. х. [03.02.1451 - 22.01.1452], правил 16 лет.

Вроде бы всё прозрачно. Но «Хаджи-Гирей» - это псевдоним родоначаль­ника династии Крымских ханов.

Лучше всех свою родословну­ю знал сам Хаджи-Гирей. Вот что он сам про себя пишет на могиле Джанике-ханум:

"Мечеть эту благослове­нную построил в году 859 (1455) великий султан и высокий хакан, властелин царей арабских и аджамских Хаджи-Герей хан, сын Гияседдина­ …, сына Эртогмаза …. Да одарит его Аллах длительным­ правлением­".

(Эвлия Челеби "Путешеств­ия по Крыму" 1666г)

Гияс ад-Дин – распростра­нённое мусульманс­кое имя, а известного­ Чингизида по имени Эртогмаз нет!! Эртогмаз – это тюркское имя!!!

У каждого человека есть два деда. Если родословну­ю Хаджи-Гирея историки выводят от хана Тохтамыша,­ то логично предположи­ть, что она тянется от его матери – Джанике-ханум, которой, «великой государыне­», Хаджи-Гирей воздвиг дюрбе.

Очевидно уважаемый Gurga, которого мы все рады приветствовать на форуме, перепутал и вместо "Reply" - "Ответить" - нажал "Report", что вообще говоря означает "Доложить модератору".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
(Snow @ Фев 9 2013, 21:47)
Очевидно уважаемый Gurga, которого мы все рады приветствовать на форуме, перепутал и вместо "Reply" - "Ответить" - нажал "Report", что вообще говоря означает "Доложить модератору".

Спасибо! Да, перепутал.
Вроде разобрался. huh.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
(Snow @ Вчера, 22:47)
2. Тогайбек, мать Джанике-ханум.
…хан либо лично убил, либо приказал казнить (как глава судебной власти Орды) именно Тогайбек - мать наибольшег­о количества­ (шестерых)­ его детей. Причина такого яростного гнева в источниках­ не упоминаетс­я. Однако известно, что смертная казнь по нормам монгольско­го законодате­льства была предписана­ за прелюбодея­ние… При этом, "...если муж убил жену, которая совершила прелюбодея­ние, он не наказывает­ся"

Интересная­ версия. Ход мыслей автора мне нравится.
Предание гласит, что Тохтамыш-хан убил свою любимую жену Тогайбек в гневе за то, что эмир Едигей предал его в ~1397г. Это предположе­ние, что убил за прелюбодея­ние, полностью объясняет,­ почему Тохтамыш-хан и эмир Едигей стали не примиримым­и врагами до самой гибели Тохтамыша в 1405г.

Женщина за 6 лет родила 6 детей и после этого "занялась" еще с кем-то прелюбодеянием....тоже сомнительно. wink.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
(Суйко @ Фев 10 2013, 11:53)
Женщина за 6 лет родила 6 детей и после этого "занялась" еще с кем-то прелюбодеянием....тоже сомнительно. wink.gif

По преданию Тохтамыш-хан убил свою жену Тогайбек в 1397г. То есть, шестерых детей она родила в течении 17 лет. Тогайбек в 1397г возможно было лет 32-35. По современным меркам ханша - молодая женщина. А Едигей: смуглолицый, узкоглазый, круглолицый, статный батыр - просто мачо. Мечта любой женщины...

Если серьёзно, то я думаю, что в предании отражена казнь Толубек-ханум (1386г), которую спроецировали на Тогайбек, дочь Хаджибека, потому что имена схожи по звучанию. Возможно, и скорее всего, Тохтамыш-хан не убивал Тогайбек, это всего лишь предание.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
По преданию Тохтамыш-хан убил свою жену Тогайбек в 1397г. То есть, шестерых детей она родила в течении 17 лет. Тогайбек в 1397г возможно было лет 32-35. По современным меркам ханша - молодая женщина

За 17 лет шестеро детей это нормально wink.gif
Но женщина в 32- 35 (многократно рожавшая) по меркам средневековья уже "старуха".

Это сейчас в 32- 35 можно выглядеть на 25 biggrin.gifМожно и в 40 на 30 выглядеть biggrin.gif

А Едигей: смуглолицый, узкоглазый, круглолицый, статный батыр - просто мачо. Мечта любой женщины...

Гм. wink.gif
Ну Вы подумайте сами...у женщины шестеро детей....муж- глава государства ....ну не стала бы она пускаться в сомнительную авантюру (ИМХО)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
(Суйко @ Фев 10 2013, 15:26)
Ну Вы подумайте сами...у женщины шестеро детей....муж- глава государства ....ну не стала бы она пускаться в сомнительную авантюру (ИМХО)

Интриги завистниц?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
(Gurga @ Сегодня, 18:28)
Интриги завистниц?

Кто выиграл от ее смерти?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
(Суйко @ Фев 10 2013, 20:01)
Кто выиграл от ее смерти?

Например, после казни царицы Тулунбек-ханум в 1386г выиграла Тогайбек. Её больше всех Тохтамыш-хан любил. dirol.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
(Суйко @ Фев 10 2013, 11:53)
Женщина за 6 лет родила 6 детей и после этого "занялась" еще с кем-то прелюбодеянием....тоже сомнительно. wink.gif

как бы так по-мягче выразиться о невагинальных способах секса...
в прочем родившая женщина через пару месяцев очень даже на всё способна, было б лишь желание...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
(Суйко @ Фев 10 2013, 11:53)
Женщина за 6 лет родила 6 детей и после этого "занялась" еще с кем-то прелюбодеянием....тоже сомнительно. wink.gif

В исламе (и не только в исламе) есть запрет на близость с женщиной после родов. Если родился мальчик - 40 дней, если девочка - 80 дней (или 30 и 60???). То есть, 9 месяцев - беременность и до двух месяцев - запрет, итого - 11. Остаётся на все телодвижения менее месяца. И так шесть лет подряд! И ни одной осечки! А потом на седьмой год ханша сказала, что у неё голова болит, и хан кардинально решил эту проблему.

Вроде бы как, при кормлении грудью зачатие проблематично. Хотя и возможно. Но там были кормилицы, и ханша грудью могла и не кормить.

Другое дело, если кобылица привела жеребёнка, а жеребец в это время где-то с кем-то воевал. Утверждение: "ветром надуло" - не прокатило.. huh.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В статье не сказано, но после разгрома на Ворскле Тохтамыш бежал на северо-восток, фактически возглавв улус младших Шибанидов в Чимги-Туре

и в статье же очепятка - сын Тохтамыша - Карим-Берди, а не Верди

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Возможно, всё намного сложнее и, главное, интересней.

Самарканд.

Хотя летописи и надписи на кафедральной мечети приписывают ее строительство Тимуру, популярная самаркандская легенда утверждает иное. Она говорит, что мечеть построила китайская принцесса Биби-ханум, отданная в жены Тимуру, чтобы удивить его при возвращении из Индии. Предупрежденная, что Тимур возвращается раньше намеченного, она вызвала архитектора, чтобы поторопить его. Напрасно она просила его удвоить усилия. Воспылав чувствами к прекрасной принцессе, архитектор упрямо отказывался продолжать работу, пока она не подарит ему поцелуй. «Но все женщины одинаковы. Возьми одну из девушек в гареме», — отвечала она, опасаясь последствий такого поцелуя. Она даже принесла ему чашу с крашеными яйцами. < Разбей их и увидишь, что внутри все они одинаковы». Но такой пример не поколебал архитектора, и он предложил свой. Налив воду в один стакан и водку в другой, он сказал: «По цвету и форме они совершенно одинаковы, но их содержимое совершенно различно. Здесь женщина, холодная, как вода. А другая зажигает и наполняет вены огнем, точно водка». Пораженная этой логикой, а может быть, и его пылким взглядом, Биби-ханум дала поцеловать себя, но прикрыла щеку ладонью. Мечеть была закончена, но таков был пыл влюбленного, что его поцелуй отпечатался на щеке принцессы сквозь ладонь. Тимур обнаружил неверность жены и приказал поднять ее на минарет и сбросить вниз. Архитектор был тоже приговорен к смерти, но сделал себе крылья и улетел. Прим. авт.

Ильяс Есенберлин рассказывает другой вариант этой легенды. Подобный случай действительно имел место, но гораздо раньше, во время похода в Персию, при постройке мечети в честь святого ходжи Ахмеда Яссави на реке Яссы возле ее впадения в Сейхундарью. Тимур приказал построить мечеть, а наблюдать за строительством поручил своей младшей жене Шолпан-Малик-аге. Далее было почти как в первой легенде, только Шолпан-Малик-ага осталась верна Тимуру.

Мавзолей строился более десяти лет, но так и не был завершен. О причинах этого сложена целая легенда. В ней говорится, что стройка велась под наблюдением младшей и любимой жены Тимура – Шолпан (это, впрочем, достоверный факт). Мастер, ведущий строительство (сейчас бы мы его назвали главным инженером), неосмотрительно влюбился в жену своего повелителя, что не укрылось от ее глаз. И когда уже были закончены все строительные работы и осталось лишь завершить отделку, Шолпан, видя сердечные мучения "главного инженера”, решила преподать ему урок. Она сварила два яйца и раскрасила одно яркими узорами, а второе вымазала черной краской. Затем пригласила незадачливого влюбленного и спросила, какое яйцо ему больше нравится. Мастер тут же указал на расписное. Тогда Шолпан очистила яйца от скорлупы, попросила отведать на вкус и сказать, есть ли разница между ними. Естественно, инженер нашел, что оба яйца по вкусу совершенно одинаковы. На что супруга Тимура сказала, что так же и женщины – отличаются лишь внешностью, но одинаковы по сути. И мастер зря сохнет лишь по одной, не замечая всех остальных. Шолпан, видно, хотела всего лишь приободрить страдальца. Однако тот, до сих пор уверенный, что его чувства – тайна для всех, испугался разоблачения и той же ночью бежал, бросив руководство стройкой. Равного ему в мастерстве зодчего и художника отыскать больше не удалось. Так мавзолей и остался незаконченным.

Знаете кто такая Шолпан-малик-ага?

Шолпан-малик-ага дочь Хаджибека!!!

...Первого [числа] месяца шавваля (23 февраля 1376 г.) он [Тимур]... послал на разведку одного человека. Он, отправившись и разведав, сообщил: «Камар ад-Дин собрал войска в местности Кок-Тепе, но он не ведает о вашем движении и ожидает Хаджи-бека»...

...в Семиречье и у реки Чу-Анка-тюра, у берегов Иссык-куля обосновался Мир Каримберди, в остальных частях — эмир Хаджибек, и они объявили себя самодержавными правителями...

...В это время пришло известие, что Мулук и Хаджибек восстали и собираются в Хорасане. (НИЗАМ АД-ДИНА ШАМИ КНИГА ПОБЕД)

...Хаджи-бек — младший брат Али-бека Джунгурбани. Тимур, разгромив Али-бека, весьма мягко обошелся с Хаджи-беком. Во время набега Тохтамыш-хана на Мавераннахр (1388 г.) Хаджи-бек, восстав вместе с Мулук-сарбадаром, перешел на его сторону. Сын Тимура — Миран-шах — разбил Мулука, осадил и взял г. Туе. Хаджи-бек бежал в Ирак, но по дороге был схвачен в г. Семнане и казнен.

...В четверг 12-го месяца сафара в год 793 [19 января 1391 г.]...Он[Тимур]отправил всех своих жен, за исключением своей любимой супруги Шолпан, дочери Хаджибека из рода Джетэ, которая имела счастье сопровождать его величество в этой экспедиции...

_________________________

Паралели:

Любимая жена Тимура - Шолпан, дочь Хаджибека.

Любимая жена Тохтамыша - Тугайбек, дочь Хаджибека.

Получается Тимур и Тохтамыш - свояки!!

Вероятность того, что один Хаджибек из Семиречья, а другой - из Крыма, мала.

Этот Хаджибек перешёл на сторону Тохтамыша в 1388г, за что в последствии был казнён Тимуром. А Товлунбеку хан казнил в 1386г. Поэтому считать, что Товлунбека и Тогайбек -одно лицо, не имеет смысла.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вообще всегда было интересно- в чем причина такой "дружбы" между Тимуром и Тохтамышем, почему Тимур поддерживал этого не очень удачного "полководца" и каким образом аристократия (ЗО) рассорила этих властителей?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тимуру был нужен легитимный чингизид на Западе

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
(Dark_Ambient @ Сегодня, 14:36)
Тимуру был нужен легитимный чингизид на Западе

Зачем?
И как получилось , что знать Тохтамыша рассорила его с Тимуром?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

затем, чтобы получить контроль над ЗО

насчет знати не знаю, но зря Тохтамыш полез в Азербайджан

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Хроника и логика событий:

1380г - «Царь же Токтамышь… сам шед взя Орду Мамаеву и царици его и казны его и улус весь его поимав…» (Памятники, 1998, С. 11).

1386г - …"Того же лэта (6894/1386) царь Токтамышь убилъ самъ свою царицу, нарицаему Товлунъбека".

1387г - грабительский поход Тохтамыша в Мавераннахр. Тохтамыш заключил союз с Камар ад-Дином и создал реальную угрозу владениям Темура в Центральной Азии.

1388г - Хаджибек восстал и перешёл на сторону Тохтамыша в 1388г, за что в последствии и был казнён Тимуром.

1391г - " В четверг 12-го месяца сафара в год 793 [19 января 1391 г.], в момент, когда солнце находилось на 8 градусе созвездия Водолея, армия вступила в кампанию под охраной бога. ...Тимур ... отправил всех своих жен, за исключением своей любимой супруги Шолпан, дочери Хаджибека из рода Джетэ, которая имела счастье сопровождать его величество в этой экспедиции."

Свято место пусто не бывает:

- После гибели беклярибека Мамая и взятия его Орды в 1380г, его "царица" ханша Товлунбек стала старшей женой Тохтамыш-хана.

- Логично предположить, что после казни ханши Товлунбеки в 1386г, Тохтамыш взял молодую жену ~1387 Тогайбек, дочь Хаджибека, одного из эмиров Моголистана.

- После казни эмира Хаджибека и взятия его улуса в 1388г, его дочь Шолпан-Малика стала младшей женой амира Тамерлана.

- И далее: после гибели Тохтамыш-хана в 1405(6)г и взятия его ставки, его дочь Джанике-ханум стала младшей женой эмира Едигея (ему уже было далеко за шестьдесят).

Если мужья и отцы не могут защитить своих жён и дочерей, то жёнам и дочерям приходится ублажать победителей. Такова женская доля.

Эмир Едигей погиб в 1419г. В это время ему было далеко за 70, под 80!!! Крепкий был мужик. НО!! Если у эмира Едигея ещё были силы воевать с сыновьями Тохтамыша, то сил воевать с его дочерью у него уже не было. dirol.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу