Saygo

Пургасова Русь

168 сообщений в этой теме

Ну и есть несколько нереальных гипотез. Это версия Седова о Руси Пургасовой как о потомках именьковцев. Галкина видит в них салтовцев (точнее часть аланского населения которое мигрировало на север под давлением печенегов), а таже Жих считает реликтом какого-то поволжского иранского этноса.

http://www.academia.edu/3702589/_

Стоит упомянуть, что буртасы были известны под наименованием буртасы арабам, персам, русским. Так что выдумывать новое наименование для них летописец вряд ли бы стал. Пургасова Русь в моем понимании это скандинавы нанятые эрзянским князем Пургазом, а Пургасова волость это княжество аналогичное например Киеву времен Вещего Олега или Древлянскому княжеству времен княгини Ольги. В Поволжье в то время сложилось два племеных княжества - эрзянское во главе с Пургасом и мокшанское во главе с Пурешем. Пуреш например привел себе на помощь половцев. Чем Пургаз хуже Пуреша?

Изменено пользователем Kryvonis

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если бы власть Мстислава простиралась далеко до Волги и Дербента вряд ли бы об этом молчал Нестор, который максимально прославлял Рюриковичей.
А с чего Вы взяли, что вся русь подчинялась Рюриковичам?

А вот саги говорят о множестве походов скандинавов в Бьрмаланд.
До Волги и Дербента? Процитируйте такие саги. (Буду ждать с нетерпением).

И тот же Ибн Фадлан побывав в Волжской Булгарии зафиксировал пребывание там викингов-скандинавов и хорошо описал их обычаи и погребальный обряд.
Ибн-Фаддлан так и сказал: "викинги-скандинавы"?

А относительно похода, то Гугл в помощь...
Мне интересно Ваше мнение, а не мнение Гугла.

и конечно вот эта книга - Пріцак О. / Прицак Е. - Походження Русі / Происхождение Руси
Если Вы считаете эту книгу столь интересной приведите оттуда цитату подтверждающую Вашу правоту.

...и скандинавская надпись вполне определенно говорят о русах
Что говорит о руси скандинавская надпись?

А в 1041 г. скандинавы-русы вероятно нанялись на службу к Газневидам...
Вероятно??? "Скандинавы-русы" - это звучит... как "китайская маца".

Пуреш например привел себе на помощь половцев. Чем Пургаз хуже Пуреша?
Пургас не хуже Пуреша - он (судя по летописному сообщения из топика темы) привадил гридней, недовольных Рюриковичами, из Руси. "Всего и делов" (с).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну что же мы вырываем слова из контекста. Вообще-то полное предложение это - но зато арабские хроники, сочинение Хагани Ширвани и скандинавская надпись вполне определенно говорят о русах, которые как и русы Ибн Фадлана были скандинавами.

Матеріал, пов'язаним із загальним визначенням країн ісламського Сходу, в тому числі й Африки, Сарацинів, Soerkland (Серкланду), розглянуто серед написів, що стосуються походу (Інґвара на Схід. 1041 року. Тому тут відмітимо лише, що назва Serkland наводиться п'ять разів (Sö 131, 179, 279, 281; R 196).

Єдина згадка про визначену країну Серкланду збереглася в напису у вигляді назви karusm — «Хорезм» (Vs 1; R 183 = М 79).

Цитированная книга Прицака С. 421

Інґвар-мандрівник та його похід до Серкланду (1041)

Надписи из Седерманланда. № 179

Тола звеліла встановити цей камінь за сином Гаральдом, братом Інґвара. (віршована частина) вони поїхали як droengiar (члени молодшоъ дружини) далеко за золотом і на сході годували орлів ( убивали ворогів). Вони загинули на півдні у Серкланді.

Надпись 279

Ейрік вирізьбив цей камінь у пам’ять Інґвара і Гаральда, синів Емунда. Вони померли 6 на півдні у Серкланді.

Надеюсь украинский язык понятен.

Цитированная книга Прицака С. 461

Експедиція до Хорезму

Надпись на камне в Вестманланде

Гудлейв встановив стовпа і ці камені в пам'ять Слаґві, свого сина, Він помер на сході в kаrusm[-i]. С. 473

Абу-л-Фадл Байхаки - І емір [Мас'уд ібн Мухаммед], хай буде ним задоволений Господь, зарікся там [у південної; Каспійському місті Амулі пити вино у п’ятницю, за два дні до кінця місяця Джумада І |*= 4 квітня 1035 рок, разом зі своїми воїнами вирушив на берег Абесґунського (Каспійського) моря, там вони розбили шатри і на мелі, пили вино і ловили рибу. І побачили вони кораблі урусів, що з'явилися зусібіч і пропливли мимо .

Дістатися до них було неможлим [вони йшли далеко від берега), щоб довідатися, до якого порту у морі Джурджану прямував кожен з кораблів**.

Цього Аллагума (порт міста Амула) — я не бачив; однак і Бу'л-Гасан Ділшад (секретар еміра який бував у ньому), розповів мені про ці події.

С. 478.

В этой же книге на С. 469-473 украинский перевод Истории Ширвана и Дербента. То что русы не были галюцинацией ясно из текста Истории Ширвана и Дербента при описании их наемничестве при войнах в Дербенте и Ширване с Арраном. Ну и соответственно есть сведения надписей на рунах.

Там же (в книге) ежели кто сомневается текст с латинской траслитерацией рун и оригинальным текстом на арабском и фарси

Весь очерк о походе на Серкланд на С. 455-473, очерк о походе на Хорезм С. 473-479. Анализ сведений надписей на камнях Ингвара С. 479-486

Там есть прозаические и поэтические тексты.

Правда Прицак и Новосельцев считали, что Мстислав осуществлял большую политику на Кавказе. Если бы он ее реально проводил рано или позно бы столкнулся с Дургулелем. А аланы ой как не любили его дружинников из касогов и разных там папагов и зихов. Я не был бы так уверено походах Мстислава. Русский краткий пересказ действий русов в Дербенте и Ширване у Новосельцева - http://gumilevica.kulichki.net/NAP/nap0155a.htm

Изменено пользователем Kryvonis

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну и Фомам неверующим-антинорманистам текст Ибн Фадлана - http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Fadlan...t.phtml?id=6123

http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/fadlan.htm

Серкланд и Карузм в скандинавских надписях и сагах это и есть мусульманский мир.

Ну и переводы сведений о русах у Новосельцева - http://apnovoselcev.narod.ru/text/tx/tx003.html

У Гаркави - http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Ru...s_pis/index.htm

У Хвольсона - http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Ru..._Dast/text6.htm

Кембридский Документ или текст Шехтера - http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Ru...frametext10.htm

Как можно увидеть русы в понимании мусульман и евреев это скандинавы.

Ну и естествнно так называемые русские названия днепровских порогов приведенное Константином Багрянородным явно не славянские, а скандинавские.

Ну и конечно тексты о путешествиях скандинавов в Серкланд и Бьярмаланд достаточно объемны. Так что читаем статью Пилипчука которую я разместил выше (там собраны сведения о Бьярмаланде). Почему-то некоторые думают, что мир для скандинавов в Восчточной Европе был ограничен только Киевской Русью. Если кому интересна в книге Пріцак О. Походження Русі. Т. 2. К., 2003. есть очерк Славяне и авары на украинском, занимает 773-811 страницы. В нем О. Прицак озвучил ряд гипотез которые позже поддержал Ф. Курта в своей книге Создание славян. О Серкланде во втором томе происхождения Руси на страницах 352, 363, 393, 394, 400, 439, 431, 469 этой книги. Кто ищет тот найдет. И конечно найдет кто читает. А мое мнение вы видите в постах.

Хотя у меня есть предчуствие. что даже такая аргументация не убедит антинорманистов.

О походе 1174 г. в поэме Хагани Ширвани - искать в Б. Дорн, «Каспий. О походах древних русских в Табаристан с дополнительными сведениями о других набегах их на побережье Каспийского моря». СПб., 1875, с. 524—530; В. В. Бартольд, «Место Прикаспийских областей в истории мусульманского мира». соч. т.2, ч.1, с. 692

О походе 1174 г.

Его достоверность обычно отрицается, так как источником сведений являются поэмы персидского поэта Хагани Ширвани, уроженца Ширвана.

Последнее крупное мероприятие русов состоялось в 570 г.х./1174 г. в правление ширваншаха Ахситама I Ибн Манучихра Ш. В этом нашествии принимали участие аланы и кипчаки. Русы, появившиеся на 73 судах, подошли к острову Руинас, бросили якорь, затем поднялись вверх по Куре к Лемберану. В то же время кипчаки и аланы захватили Дербенд и, продвинувшись южнее, заняли цитадель Шабрана. Решающие сражение с русами произошло в бакинских водах, после чего они были изгнаны из Ширвана, а флот их был уничтожен. Кипчаки и аланы были также разбиты, а Ширван и Дербенд были восстановлены как владения ширваншаха.

Также забавляли некоторые гипотезы относительно тех русов которые напали на Ширван. Израильский арабист Поляк размышлял о хазарской Руси (!) и о возможности похода галицких выгонцев на Каспий. Конечно это фантастика. При этом Поляк вполне нормальный ученный, но по поводу этого похода чего только не было написано.

О этих события из грузинской хроники История и восхваления венценосцев -

Некогда к нему пожаловал с красивой, светлоликой женой и детьми Андроник Комнен, сын сестры его отца и сын брата великого кесаря Мануила, царя всего Запада и Греции 94. Возблагодарив бога, он принял его [как подобало] и оказал честь сообразно родственной с ним связи: одарил его городами и крепостями в достаточной мере, поставил ему престол поблизости [27] к своему престолу, напротив Ахсартана, приходившегося отцу его племянником по сестре, царя Шарвана и Приморья от Дербента до Халхала 95; последнего царь считал сыном своим и одним из вельмож своих. Этот Шарванша, стесненный некогда дербентскими хазарами, обратился к нему с просьбой о помощи. Царь собрал войска из Имерии и Амсрии 96, взял с собою и Андроника, племянника греческого царя, и подступил к воротам Дербента. Опустошил он землю маскутов и шарабамскую, взял город Шабурани 97. Мужество Андроника у ворот этого города понравилось царю, наблюдавшему схватку, и войскам его. Город он отдал племяннику отца своего Шарванше. После победоносного возвращения домой он веселился и развлекался в своих владениях. Он посылал войска и военачальников своих и доходил то до ворот Нахчевани 98, то до Масиса 99 и Гагвы, то до Бардава 100 и Балкуна. Среди побед и преуспеяний он увеличил казну. То, что было приобретено им самим, или что досталось ему в качестве военной добычи, он положил в Уджармской крепости 101, построенной Вахтангом Горгасалом, который, будучи львом из львов и голиафом из голиафов 102, скончался в ней. Столько красивых и нарядных охотничьих ястребов и собак, как у него, не было никогда ни у кого, не будет и в будущем.

http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Istor_.../frametext1.htm

Обсуждение похода 1174 г. на одном из форумов - http://www.tforum.info/forum/index.php?showtopic=29691&st=40

http://www.tforum.info/forum/index.php?showtopic=29691&st=60

Изменено пользователем Kryvonis

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Перечитал статью Фомина. Статья хорошая только в том смысле, что сделан полный обзор историографии данного вопроса. Мадуров не эрзя или мокша, а чуваш. По специальности искусствовед. Статьи не по специальности у него слабые. Недавно он написал о буртасах

Д.Ф. Мадуров (Чебоксары, Россия). Локализация земель буртасов и их княжества Веда в IX-XIII вв. в сборнике Культуры степной Евразии и их взаимодействие с древними цивилизациями. Книга 2. CПб: ИИМК РАН, «Периферия». 2012. 584 с. I

http://centaurito.livejournal.com/225654.html

Локализация земель буртасов и их княжества Веда в IX–XIII вв.

Уже в конце XIX в. сложилось представление о местонахождении буртасов от Саратова до

Пензенской обл. и далее (Селиванов 1890: 2). Открытие Армиевского мог-ка в Шемышейском р-не

Пензенской обл. с захоронениями типа зороастрийских, вперемешку с ингумациями, дали основа-

ние исследователям для локализации земель буртасов в этом районе. В «Худуд ал-алем» говорится

о том, что берадасы: «придерживающиеся веры гузов; владеют палатками; мертвых сжигают; по-

винуются хазарам» (1930). Но мы не должны забывать, что Насир-еддин Туси говорит об обычае

кремации у эрзи: «А Арса и народ русов сжигают своих умерших» (Блинов и др. 2012).

О религиозных мировоззрениях буртасов нам известно из сведений Насир-еддин Туси

(XIII в.): «Часть буртасов – мусульмане» (Там же; см. также Hammer 1827 (1825): 32). В даль-

нейшем эти данные повторили Хаджи Халфа, Алилах (XV в.) и Мухаммеда (XVI в.) (Селиванов

1890: 2). Плано Карпини считает захваченных монголами буртасов иудеями: «Брутахи, которые

суть Иудеи» (1997: 60).

На локализацию земель буртасов повлиял и текст Рашид ад-Дина: «в год курицы, соответ-

ствующий 634 г. х. (4 сентября 1236–23 августа 1237 г.), сыновья Джучи – Бату, Орда и Берке,

сын Угедей-каана – Кадан, внук Чагатая – Бури и сын Чингиз-хана – Кулкан занялись войною с

мокшей, буртасами и арджанами и в короткое время завладели ими (Рашид ад-Дин 2002: 38; см.

также Березин 1855: 90–96). В то же время, Лев Африканский упоминал и африканских бурта-

сов: «Буртас-и барбар».

Ономастика, связанная с этнонимом «буртас», распространена на Правобережье Средней

Волги. Наиболее северный населенный пункт Буртасово находится в Костромской обл. При изуче-

нии топонимов, связанных с буртасами, выясняется, что все они довольно поздние и перемещаются

в Чувашию и Пензенскую обл. из Татарстана, да и там их трудно назвать коренными.

Почти все арабские и персидские источники помещают буртас между хазарами и булгара-

ми. «Ибн Са'ид помещает город буртасов к востоку от города сариров; юго-восточную границу

владений буртасов составляла Волга. Далее к востоку находился большой залив Каспийского моря

(очевидно, Мертвый Кутлук – мнение автора); к востоку от залива было озеро Марга (или Мазга),

занимавшее пространство в 8 дней в окружности; в него впадало много рек, вытекавших из гор

Асгарун; к этим рекам принадлежала большая река Марга; другая река вытекала из озера и впада-

ла в Волгу. В той же местности, на горе Кармания, находились крепости Дендера, откуда совер-

шались нападения буртасов на гузов и на тюркские племена, жившие в окрестностях озера, и

Дарку (или Дарму), откуда совершались нападения гузов на буртасов и других». «У Идриси на-

звание Марга прилагается только к горам или к вытекающей из них реке. Города Дендера и Дарку

тоже упоминаются у Идриси, причем расстояние между ними определяется в 3 дня пути (первый

находится к западу от истоков реки Марга). О значении этих городов для буртасов и гузов Идриси

523

не упоминает; в качестве соседей гузов у него названы не буртасы, а башкиры ( ڊاسجمت ), причем

горы Марга составляли границу между владениями обоих народов» (Бартольд 1973: 110). Горы

Марга, по мнению В. В. Бартольда, сегодня носят название Мугоджарских гор, крупного озера

сегодня возле них нет, но есть ряд водоемов, которые в прежние времена могли быть соединены

между собою.

Итак, в сведениях Ибн Са'ида сохранились данные о юго-восточной, и, видимо, более древ-

ней доменной территории проживания буртасов на территории современного Казахстана. На карте

ХVI в. «Carte de Tartarie (Magnae Tartariae Tabula). Amsterdam. Chez I. Covens et C. Mortier» мы

можем найти и горы Марга (Margha), и город Дендера (Darandd), и Дарку (Darku), упоминаемые

ал-Идриси. Эти топонимы помогут нам локализовать место обитания буртасов. Видимо, именно

этих буртасов упоминает в «Шахнаме» Абу’л-Касим Мансур Фирдоуси (936/41–1020/26 гг.) (Фир-

доуси 1989: 489, 511).

По сведениям Ибн Русте: «Земля буртасов лежит между Хазарскою и Болгарскою землями,

на расстоянии пятнадцатидневного пути от первой. Буртасы подчиняются царю хазар и выставля-

ют в поле 10000 всадников. Нет у них верховного главы, который бы управлял ими, и власть кото-

рого признавалась бы законною» (Хвольсон 1869: 19–21). Ал-Бекри добавляет к этим сведениям:

«Они (буртасы) воюют с блкарами и печенегами, и вера их сходна с верою гуззов. Они имеют об-

ширную страну и много торговых мест; земля их имеет в длину 1 ½ месяца пути и в ширину

столько же» ( .( للكتاب'' 449:١٩٩٢

«От земли Буртасов до земли этих (серебряных, волжских) болгар три дня пути. Послед-

ние производят набеги на первых, грабят их и в плен увозят» (Хвольсон 1869: 22–25). В то же

время, ибн-Хордазбех (ок. 820–912/13 гг.) приводит и такие сведения: «Иногда они (хазары) со-

вершают поход на страну буртасов; у них есть знамена, копья, крепкие панцири и хорошие

кольчуги» (Бартольд 1897: 120). Хазарский хакан Иосиф (860-е гг.) считал буртасов своими под-

данными (Коковцев 1932: 98–99). Псковский книжник в середине XV в. в «Слове о погибели…»

в предисловии к одному из списков «Жития Александра Невского» дает, с моей точки зрения,

неверные сведения относительно дани Киевским и Владимирским князьям со стороны буртасов

и других народов (Изборник 1969: 326–327; 738–739).

Ибн-Русте (ок. 903–925 гг.) сообщает: «Хазары имеют челны, на которых они плавают из

своего города вверх по реке, которая течет в их реки из верхних мест и которая называется Буртас;

вдоль нее живут оседлые тюркские племена, составляющие часть Хазарского царства. Их поселе-

ния тянутся непрерывно между хазарским царством и бургарами» (Сборник материалов… 1908:

196). Ал-Димашки (1350–1420/29 гг.) также упоминает реку Буртас: «Буртасы селятся по реке

Буртас, которая впадает в Волгу. Их дома из войлока и дерева. От них до хазаров пятнадцать дней

пути, у них свой язык» (Марджани 2005: 62–63). Река Буртас, правый приток р. Цны, известна в

Пензенской обл. Если принять во внимание, что на месте г. Воронеж находился г. Хазар, это опи-

сание явно не относится к этому региону, возможно, это р. Ахтуба.

В текстах «Худуд ал-алем» (982 г.) четко различаются два народа: буртасы и берадасы:

«Слово об области буртасов. Люди там мусульмане; у них особый язык; царя называют М-с. Они

владеют шатрами и палатками. Их три группы: бахдула, ишкиль и булгар; все находятся в войне

друг с другом; когда же появляется враг, они становятся вдруг друзьями. Слово об области бера-

дасов. Они – люди, придерживающиеся веры гузов; владеют палатками; мертвых сжигают; пови-

нуются хазарам; их доход от мехов горностаев. У них два царя, не общающиеся друг с другом»

(Худуд ал-алем 1930). В. В. Бартольд (1973: 545) считает, что эти сведения о булгарах ошибочно

перенесены на буртасов. Три племени – это берсула (царские сарматы – барсилы), эсегель и бул-

гар. Насир-еддин Туси (XIII в.) выделяет две группы буртасов: «Одна из них [находится] на ок-

раине велайата Гуз, рядом с Булгаром. Их ок. 2000 мужей [живущих] в лесах, а подчиняются они

булгарам. Другая их половина располагается против тюрков» (Блинов и др. 2012).

524

По сведениям Абуль-Феда (1331 г.): «Увек (Укек) есть пограничный город царя татарского

в смежности со страною Беркетов (буртасов); некоторые не вдалеке от него» (Селиванов 1890).

Упомянутое городище находится у современной дер. Увек близ г. Саратова, а это значит, что в

XIV в. северная граница распространения степей буртасов была южней Саратова (Срот), судя по

арабской карте 1154 г. уже существовавшего в то время. Топоним Саратов (по моему мнению, Са-

ра ту) явно не буртаского происхождения, вероятно, дан по названию известковой горы, вдающей-

ся в этом месте в р. Волгу и в переводе с современного чувашского языка означает сарă – «жел-

тая», ту – «гора».

За самую северную границу расселения буртасов в X в. можно принять волок между Волгой

и Доном, в районе хазарского города Саркиль (Саркел). В 913 г., после разгрома хазарскими му-

сульманами русов, их остатки бежали на кораблях вверх по Волге. Достаточно было отправить

гонцов к хазарским народам, проживавшим в районе волока между Доном и Волгой и к Черным

болгарам, проживавшим у впадения Дона в Чёрное море, чтобы окончательно добить грабителей,

что и произошло (Бубенок 2008: 23).

Рис. 1: 1 – фрагмент карты мира 1154 г. ал-Идриси (Дамаск, библиотека имени Ассада, № 1);

2 – перевод фрагмента карты мира ал-Идриси

По сведениям ал-Идриси: «[Волга] вытекает из верхних частей тюркских земель». При этом

ал-Масуди и Ибн-Русте подчеркивают, что «от нее рукав течет в направлении страны бургар (на-

хва билад ал-Бургар) и впадает в Майтас (Меотис – Азовское море)» (Сборник материалов… 1908:

192). Это не ошибка историка, ал-Идриси также подчеркивает, что «в верхней части хазарской ре-

ки (Волга) есть проток (массаб), вливающийся в залив моря Нитас (Чёрное море)» (Минорский

1963: 196–197). На карте мира ал-Идриси (1154 г.) р. Дон, также как и Волга, обозначены «нахр

Атель» (река Волга) (рис. 1). Восточная география представляла р. Дон рукавом Волги и это не

случайность, через этот волок сплошным потоком шли торговые суда в Чёрное море, этим же пу-

тем совершили свой грабительский рейд скандинавы-русы в 913 г.

По мнению О. Б. Бубенок, «русы высадились на берег, вероятно, для того, чтобы перебрать-

ся на Дон прежней своей дорогой». Возле волока между Доном и Волгой их добивали буртасы, а

далее, булгары. Перечисление буртасов рядом с булгарами побудили В. Ф. Минорского произве-

сти собственную интепретацию перевода текста ал-Мас’уди: «Они бросили свои суда и двинулись

по суше. Некоторые из них были убиты буртасами; другие попали к бургарам-мусульманам, кото-

рые (также) поубивали их» (Минорский 1963: 200). Следовательно, есть больше оснований дове-

рять переводу А. Я. Гаркави: «Около же 5000 из них спаслись и отправились на судах в страну,

525

примыкающую к стране Буртас, где они оставили свои суда и стали на суше; но из них кто был

убит жителями Буртаса, а кто попался к мусульманам в стране Бургар и те убили их» (Гаркави

1870: 133). Далее автор рассуждает: «Отсюда следует, что буртасы проживали возле волока между

Волгой и Доном, а одно из болгарских племен проживало по соседству с ним». Вполне вероятно,

что именно об этих буртасах ал-Масуди сообщал следующее: «Здесь же хазарским царем постав-

лены в большом количестве люди, которые удерживали приходящих этим морем (Найтасом –

Чёрным морем), также приходящих сухим путем с той стороны, где полоса Хазарского моря со-

единяется с морем Найтас» (Там же: 131).

Буртасы, участвовавшие в походе русов на Бердаа в 944 г., добивают на своих землях русов,

ограбивших мусульман в 913 г. (Алемань 2003: 472). Более того, мы узнаем, что уже на 913 г. бул-

гары были мусульманами и дата принятия у них ислама не связана с событиями 921 г., а, как уже

говорилось ранее, их мусульманизация была связана с событиями 737 г. (Мадуров 1999).

Таким образом, ранние сведения упоминают буртасов в районе Мугоджарских гор в Казах-

стане, кочевавших вместе с огузами. Источники Х в. помещают буртасов в 15 днях пути от хазар

на Нижней Волге и до границ булгар, по-видимому, обозначенных г. Саратов. Несмотря на гипо-

тезы отдельных татарских исследователей по поводу тюркского происхождения буртасов, опи-

рающихся на сообщение ал-Мас’уди (893, 896–956/57 гг.) (Гаркави 1870: 26; см. также История

татар 2006: 710–713), исследование ономастики, связанной с этим народом, привело филолога

И. Г. Добродомова (1986) к выводу об их происхождении от сарматов, что вполне согласуется с

данными историографии. Если принять, что основателями Армиевского мог-ка были буртасы, то

анализируя клинковое оружие из него, М. Р. Полесских (1968) приходит к выводу об их типологи-

ческом сходстве с оружием из аланских погребений Крыма и Северного Кавказа.

Надежные географические сведения приводит аль-Балхи: «Буртасы – народ, который гра-

ничит с хазарами. Между этими двумя народами не живет другой. Буртасы живут рассеянно по

берегам Волги. Буртас – имя страны, также Русь и Хозар;… Буртас имя страны и буртасы имеют

деревянные дома и живут рассеянно… Буртасы же говорят на языке различном от языка двух

упомянутых народов. Равным образом различается язык русов от языка хазар и буртас» (Хвольсон

1869: 83, 105; см. также: Калинина 1976: 6/227; BGA 1870: 225). Подобную локализацию подтвер-

ждают сведения Ибн-Русте: «Земля буртасов лежит между Хазарскою и Болгарскою землями, на

расстоянии пятнадцатидневного пути от первой» (Хвольсон 1869: 19). Ал-Идриси подчеркивает:

«И также [говорят], что народ буртас соседствует с [народом] ал-хазар и между ним и ал-хазар нет

никакого другого народа» (Коновалова 2006: 111). Ибн-Хордазбех приводит те же сведения, что и

Ибн-Русте, с прибавлением, что набеги на болгар и печенегов совершаются каждый год. Дальше:

«Вся местность между их владениями и страной хазар представляет равнину; на пути есть насе-

ленные места, с источниками, деревьями и текущими водами. Некоторые совершают путь из стра-

ны буртасов в страну хазар по реке Итилю, на судне; другие едут сухим путем. Их оружие – два

дротика, топор и лук; панциря и кольчуги у них нет; лошадь имеет не всякий, а только очень бога-

тые. Их одежда – серьги (?) и джубба [шуба]. Плодов в той стране нет; вино у них делается из ме-

да. Они носят шапки и обвертывают их чалмами» (Бартольд 1897: 121).

Ибн Са’ид помещает город буртасов к востоку от города сариров. По мнению

В. В. Бартольда (1973: 110), юго-восточная граница владений буртасов проходила по Волге.

Предполагалось, что столица буртасского княжества город Буртас мог располагаться на месте

Юловского городища, находящегося на верхней Суре (Полесских 1978; см. также Белорыбкин

2003: 34/22, 32/18; 196). На персоязычной карте Насир-еддин Туси (XIII в.) «Суратхои хазар»

(«Снимок хазар») область Бортос отмечена в низовьях на правом берегу Волги (Атл), выше ха-

зар. Левобережье Волги в данном случае никак не обозначено. Выше области Буртас располо-

жена область Сувар (Блинов и др. 2012; см. также Nasir-eddin Tusi 1868). Однако, на арабоязыч-

ной карте мира 1154 г. ал-Идриси город «Бузтаз» отмечен на левобрежной части р. Волги, юж-

нее г. Саратова (на карте «Срот»), южней которого нарисована горная гряда, опоясывающая

526

Каспий с севера, обозначенная как «мин джебели …кун». О том, что название города может чи-

таться и как Буртас свидетельствует надпись на карте, расположенная чуть восточней «ардзе бур-

тас» («земля буртас»).

Ал-Истахри подтверждает, что: «Река Итиль <…> уходит на запад к Булгару и снова воз-

вращается на восток, пока не пойдет мимо (страны) буртасов и впадает в Хазарское море» (Мате-

риалы… 1939: 168). Ал-Идриси подтверждает эти сведения (Коновалова 2006: 111). На 982 г. се-

верней буртасов в «Худуд ал-Алем» обозначены печенеги: «Восток их страны (печенегов) грани-

чит с гузами, на юг от них буртасы, на запад от них мадьяры и рус, на север от них река Рута»

(Плетнёва 1990: 10). Ал-Идриси уточняет: «От (земли) Буртас до (земли) Баджнак десять дней, а

от (города) Исил до (земли) Баджнак один месяц пути» (Коновалова 2006).

Мы полагаем, что изображение города Буртас на левобережье Волги корректное, т. к. в со-

общении доминиканского монаха Юлиана прослеживается именно эта схема расположения столи-

цы княжества Вела (Veda) города Буртаса (Бундаз, Bundam): «Пройдя пустыню без всякой дороги

и тропы, на 37 день пришли они в страну сарацинов, что зовется Вела, в город Бунда» (Аннинский

1940). Veda (Vela) – мусульманская страна, входившая в состав Великой (Серебряной) Булгарии,

обозначенная среди завоеванных монголами в начале текста о втором путешествии Юлиана (Там

же: 98). В таком случае, зная путь Юлиана, можно считать, что город Буртас является столицей

княжества Веда – части Серебряной Булгарии.

Оборонительным рубежом булгар во время вторжения монголо-татар была р. Урал (Яик).

Восточные границы княжества Ведин на момент вторжения монголов могли проходить по этому

рубежу. Правда, Плано Карпини упоминает уничтоженный монголами город «Орнас», населенный

хазарами, русами. Судя по описанию – это город «Оенасk» на р. Яик, отмеченный на карте «Les

Etats du Czar ou Empereur des Russes en Europe et enAsie, Nicholas De Fer /Benard (1722) op basis van

gegevens Witsen», проходящей через страну «бисерминов» – царских сарматов – барсилов (1997:

50). Ибн-Хаукаль (вторая половина Х в.), описывая карту, помещает буртасов за башкирами: «а

сверху реки, идущей рядом, – булгар, русы, башджарты, буртасы, хазары» (Калинина 1976: 9).

Таким образом, источник устанавливает восточную границу ареала распространения бурта-

сов – степи до р. Яик, до бесермян на северо-востоке и башкир на востоке. Башкиры и бесермяне,

так же как и буртасы, входили в Серебряную (Волжскую) Булгарию. Отзвуком существования

этого народа являются гидроним Буртас, большое количество деревень с названием Буртасы, фа-

милия, имя, производные от этнонима Буртас, название одного из видов рыбы по-чувашски.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Много букв...
но как это может подтвердить Ваше предположение о том, что русь, выступавшая союзником Пургаса, это...

(Kryvonis @ Авг 18 2013, 12:44)
нанятые скандинавы. Кстати под 1222 г. в Саге о Хаконе Хаконарсоне упомянуто о плавании в Бьярмаланд двух норвежских викингов.

Что, при раскопках городищ эрзи и мокши найдены какие-то скандинавские доспехи или оружие XIII столетия?
Археология едва может подтвердить присутствие на Волге следов небольшого количества скандинавов в IX-X веках, а уж в XIII...
Вы (извините) - мечтатель.
К тому же Лаврентьевская летопись ясно говорит, что при Пургасе была русь, а не урмане, свеи, готе или какие-либо ещё варяги (т. е. пришельцы с Варяжского моря).

(Kryvonis @ Вчера, 18:06)
Тому тут відмітимо лише, що назва Serkland наводиться п'ять разів...

Вы можете точно локализовать - где находится Serkland?

(Kryvonis @ Вчера, 18:06)
Надпись на камне в Вестманланде
Гудлейв встановив стовпа і ці камені в пам'ять Слаґві, свого сина, Він помер на сході в kаrusm[-i]. С. 473

Сможете доказать, что набор букв "kаrusm" обозначал именно Хорезм? В каком еще скандинавском письменном источнике этот "kаrusm" можно прочесть? Из чего здесь можно заключить, что сын Гудлейва умер вообще далее Финского залива? Почему слово "kаrusm" выглядит на руническом камне как позднейшая приписка?
На эти вопросы придется ответить Вам, Kryvonis ;) - О. Прицак уже не ответит.

(Saygo @ Янв 14 2013, 02:59)

...
По мнению Галкиной, "Пургасова Русь" "к русским княжествам отношения не имела. Иначе бы летописец пояснил, что заставило русских участвовать в набегах против своих соотечественников. Это какой-то этнос, носивший имя "русь", но совершенно обособленный.
Странный вывод - к началу XIII столетия русские князья по уши погрязли в крови "...в набегах против своих соотечественников". Что же здесь должен был пояснять летописец? Зачем для объяснения этой распри выдумывать "...этнос, носивший имя "русь" но совершенно обособленный"?

В летописном сообщении о пургасовой руси всё яснее ясного: русь, служившая Пургасу - это те, кто называли себя русин и говорили руским языком.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 13.01.2013в02:59, Saygo сказал:

Все перечисленное заставляет говорить о "Пургасовой Руси" как об этническом образовании, уходящем в глубокое прошлое, и не имевшем даже в XIII в., подчеркивал в 1986 и 1993 гг. историк А.Г. Кузьмин, "отношения ни к Киеву, ни к Владимиро-Суздальской земле", и обособленно стоявшем "от основных русских центров" (ученый локализовывал ее на нижней Оке)

Вот это уже ближе к истине.

Пургасова русь - видимо этническая группа из потомков ещё дорюриковских русов, осевшая в этом регионе. С мордвой они сохраняли союзнические отношения, и имели свою отдельную территорию для проживания(в Мордовской земле) - Пургасова волость.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 13.01.2013в02:59, Saygo сказал:

Во-вторых, наименование владений Пургаса славянским словом "волость" говорит в пользу славяноязычия ее населения. Марк вместе с тем констатировала, что представители выделяемого ею антропологического типа "имеют сходство также с некоторыми группами западнобалтийского типа, в особенности с эстонцами Пярнуского района…" (30). Пярнуский район ― это Западная Эстония, ...

Весьма важное замечание. 

Кстати, возможно что и викинги Сааремаа, тоже входили в состав русов. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 31.01.2013в15:26, Чжан Гэда сказал:

Кстати, русь Пургасова - может быть, это остатки тех русов (или потомки), которые осели по Волге с Х в.? Тот поток, который шел мимо киевских князей и лишь "перенаправлялся" ими на Волгу, чтобы на Днепре не мешали?

Скорее в IX в. 

И от киевских, и каких других, они не зависели. Можно предположить, что это потомки Арсы-Арсании арабских источников.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
57 минут назад, Mukaffa сказал:

Можно предположить, что это потомки Арсы-Арсании арабских источников.

Нужно для начала понять - что такое Арса/Артания... 

Да, отождествление Куябы с Киевом - это единственное более или менее четко устанавливаемое отождествление. Иными словами - хоть какое-то звуковое сходство есть.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
14 часа назад, Чжан Гэда сказал:

Нужно для начала понять - что такое Арса/Артания... 

Посмотрим текст:

"А вид их [третий] называется Арсанийа, и царь их располагается в Арса. Люди достигают для торговли Куйабы. Что же касается Арса, то не упоминают, чтобы кто-нибудь входил в нее из чужеземцев, потому что они убивают каждого, кто ступит на их землю из иностранцев. И вот спускаются по воде для торговли и не сообщают ничего о своих делах, и не позволяют никому сопровождать их, и не входят в их страну. Привозят из Арса черных соболей и олово."(Ал-Истахри)

 

"Артаб  – город, где убивают всякого чужестранца и откуда вывозят очень ценные клинки для мечей и мечи, которые можно согнуть вдвое, но, как только отводится рука, они принимают прежнюю форму."(Худуд ал-Алам)

 

Особенности: не пускают никого в страну, убивают чужеземцев, торгуют мехами и оловом. А также клинками и мечами.

Мечи пока можно проигнорировать, может это поздняя добавка.

Волго-Окский регион и мордовские земли вполне могут соответствовать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, Mukaffa сказал:

Волго-Окский регион и мордовские земли вполне могут соответствовать.

Фтопку.

Следим за текстом в целом. Самый близкий к Булгару центр из всех трех (Куяба, Славия, Артания) - Куяба, отождествляемая с Киевом.

К тому же какие там могли быть клинковые производства, чтобы поразить арабов, знакомых с достижениями иранской и индийской металлургии? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
10 минуту назад, Чжан Гэда сказал:

Следим за текстом в целом. Самый близкий к Булгару центр из всех трех (Куяба, Славия, Артания) - Куяба, отождествляемая с Киевом.

Не, но с географией могли и напутать, сведения же брались у более раннего автора. Притом если  Киев к Булгару самый ближний, то где ж тогда могут располагаться остальные? Хорошо, пусть Славия - Ладога, но по Арте Пермь даже ближе чем Киев. Не за Уралом же они обитали.

 

20 минуты назад, Чжан Гэда сказал:

К тому же какие там могли быть клинковые производства, чтобы поразить арабов, знакомых с достижениями иранской и индийской металлургии? 

Как-бы то ни было, но о "сулеймановых" мечах русов сведения у арабов имеются.

Но про клинки эти пока можно отложить вопрос, чтобы другие хоть прояснить немного.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Только что, Mukaffa сказал:

Не, но с географией могли и напутать, сведения же брались у более раннего автора.

К чему тогда предполагать?

Только что, Mukaffa сказал:

Как-бы то ни было, но о "сулеймановых" мечах русов сведения у арабов имеются.

Учитывая, что скандинавы-русы привозили арабам высококачественные для своего времени клинки франкского производства (арабы, кстати, в те годы пользовались прямыми обоюдоострыми мечами), все на своих местах.

Славяне и мордва причем тут?

Надо найти такой супер-пупер центр клинкового производства на землях Киевской Руси, чтобы все совпало. А такого центра и к XIII в. не особо наблюдается.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
40 минуты назад, Чжан Гэда сказал:

К чему тогда предполагать?

Но почему бы не перебрать варианты? Принимать эту Арту за выдумку тоже не есть гут.

 

40 минуты назад, Чжан Гэда сказал:

Учитывая, что скандинавы-русы привозили арабам высококачественные для своего времени клинки франкского производства (арабы, кстати, в те годы пользовались прямыми обоюдоострыми мечами), все на своих местах.

Не факт что скандинавы, а то зачем же им в Багдаде местные славяне-рабы как переводчики.

 

40 минуты назад, Чжан Гэда сказал:

Славяне и мордва причем тут?

Эти отдельно от русов, русы - полиэтничная группа, хотя и славяне и мордва вполне могли вливаться в их состав. Как и при Киевской Руси собственно.

 

40 минуты назад, Чжан Гэда сказал:

Надо найти такой супер-пупер центр клинкового производства на землях Киевской Руси, чтобы все совпало. А такого центра и к XIII в. не особо наблюдается.

Однако наблюдался чуть ранее - это "Ютановский металлургический комплекс" в Подонье к примеру. Предположим, что кто-то из ютановцев впоследствии перебрался на север. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 часа назад, Mukaffa сказал:

Но почему бы не перебрать варианты? Принимать эту Арту за выдумку тоже не есть гут.

Перебор должен соответствовать вводным данным источника.

4 часа назад, Mukaffa сказал:

Не факт что скандинавы, а то зачем же им в Багдаде местные славяне-рабы как переводчики.

Увы, других русов в исторический микроскоп не видно. Только скандинавы. Правда, славяносеков это коробит и они колбасятся.

А переводчики? Ну, есть народ, общающийся с русами и арабами. Славяне. Сам Бог велел им в данном случае быть переводчиками.

Иначе зачем русским послам в Китае в XVII в. монголы-переводчики?

4 часа назад, Mukaffa сказал:

Эти отдельно от русов, русы - полиэтничная группа, хотя и славяне и мордва вполне могли вливаться в их состав. Как и при Киевской Руси собственно.

При условии, что русь - это соционим.

4 часа назад, Mukaffa сказал:

Однако наблюдался чуть ранее - это "Ютановский металлургический комплекс" в Подонье к примеру. Предположим, что кто-то из ютановцев впоследствии перебрался на север. 

Где оружие из этого "центра"? Какое отношение салтово-маяцкая культура имеет к славянам?

Оружейное производство - это не ковка ухналей и подков. Это достаточно сложно. В Европе безусловным центром клинкового производства была в те годы Франкская империя и ее наследники. Причем, скажем, на территории входивших в нее Италии и Германии выделяются четко именно клинковые центры - в позднейшие времена это Золинген и Беллуно.

Можно ковать посредственные клинки, но тогда люди, понимающие в них толк, не выделят их в особый товар, производимый именно в этом месте и заслуживающий особого внимания.

Гипотеза только тогда валидна, когда все увязывает, что известно.

А тут - до Булгара явно ближе, чем от Куябы, клинковое производство отсутствует... На основании чего тогда предполагать? Потому что кто-то так захотел и факты побоку?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот небезынтересно о том, какие находки соотносятся с салтово-маяцкими древностями (текст Воронежского ГУ):

Цитата

 

Безусловно, было развито производство изделий из цветных металлов, хотя нужно признать, что прямых свидетельств этого вида ремесла (мастерских, литейных форм, плавильных сооружений) на салтово-маяцких поселениях не обнаружено, но обилие изделий из цветных металлов (меди, бронзы, серебра) и некоторые орудия труда (пинцеты) позволяют говорить о местном ювелирном производстве.

Ассортимент изделий из металла исключительно разнообразен. К сожалению, на поселениях в культурном слое и в постройках находок чрезвычайно мало. Сосредоточены они главным образом в погребениях в качестве сопровождающего покойника инвентаря.

Разнообразны орудия труда - ножи, мотыжки, ножницы, серпы, кресало, рабочие топоры; оружие - боевые топоры, сабли и кинжалы, наконечники стрел, детали колчанов и луков; конская сбруя - удила с псалиями, различные бляшки и наконечники, стремена ar.gif; разнообразные предметы одежды - пуговицы, бубенчики, поясные наборы, нашивные подвески и бляшки; предметы туалета - копоушки, туалетные ложечки, пинцеты, многочисленные бронзовые круглые литые зеркала местного производства и импортные, ar.gif маленькие ножницы; украшения и амулеты - серьги, браслеты, перстни, ar.gif ar.gif ar.gif бусы, ar.gif копьеобразные подвески, солнечные амулеты. Этим перечнем далеко не исчерпаны находимые на поселениях и в погребениях салтово-маяцкой культуры вещи из металлов. Но и он свидетельствует о высочайшем уровне развития населения Хазарского каганата в данном регионе. 

 

Что видим - следов цветной металлургии нет, но "она была развита". Потому что есть находки. 

А вот в погребениях и на стоянках приамурских племен находят много фарфора. Значит, "было развито производство фарфора"?

Про оружие - кроме, как в погребениях, его практически нет. Вот что говорит А. Степовой в интервью:

Цитата

 

– Александр Васильевич, а вы находили уже готовые древние металлические изделия? – поинтересовался я.

– Несколько фрагментов ножей. Да и те, по всей видимости, были утеряны древними металлургами, – ответил Степовой. – Ведь металл в то время был очень дорогим и весь шёл на повторную переплавку. А вот остатки древнего тигля могу показать…

 

Где то славное оружейное производство, которое неминуемо оставляет следы? Прямо не знаю, что предположить. Ничего не нашли, но оно было...

Видим развитое производство металла. Это да. А вот где его обрабатывали - не видим. И, не исключено, что это совершенно другой центр. Скажем, кочевники-джунгары имели развитое производство оружия (в т.ч. клинкового, правда, не очень высокого качества). Сырье частично получали от своих северных данников - кузнецких татар.

А предполагать можно все. Только не каждое предположение может быть признано научно обоснованным.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Думаю, авторитета Оукшотта хватит, чтобы прояснить вопрос с клинковым производством раз и навсегда:

Цитата

Как, например, меч мог попасть к среднему англичанину? Он мог купить его в ближайшем городе, на ярмарке или у путешественника, у которого оказался меч одного из крупнейших производителей оружия из Милана или Пассау, Аугсбурга, Кёльна или Бордо. Где бы он ни купил меч, клинок определённо был изготовлен в одном из перечисленных выше мест, хотя эфес мог быть сделан в Париже или Лондоне, Солсбери или Честере, Норвиче или Глостере.

Эварт Оукшотт «Меч в век рыцарства»

Еще крупные клинковые центры Европы:

Пассау (Германия)

Милан, Брешия, Турин (Италия)

Толедо (Испания)

Собственно, клинок являлся предметом экспорта. Когда в Европе произошли изменения в структуре вооружения воина, старые клинковые центры стали массово производить продукцию для рынков третьих стран и поэтому итальянские или немецкие клинки можно найти на саблях и мечах почти во всем мире.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На момент, более близкий к написанию текста об Арсании, центры клинкового производства в Европе были расположены по Рейну (в принципе, тяжелая промышленность Германии и теперь там концентрируется):

Цитата

Каролингский меч был широко распространён в Европе в период раннего средневековья. Появился он в VIII веке во Франкском государстве – в эпоху правления династии Каролингов. Центр производства располагался на Среднем Рейне (сегодня –территория Германии между Майнцем и Бонном).

Татьяна МОТАЛЫГИНА, 
директор музея
г. Железногорск, Курская область.

Теперь все варианты текста о 3 группах русов (не славян!) по А.П. Новосельцеву "Восточные источники о восточных славянах и руси VI-IX вв."

http://apnovoselcev.narod.ru/text/tx/tx003.html#part4

Цитата

 

I. Текст из сочинения ал-Истахри "Китаб ал-масалик ва-л-мамалик" (248)

"Русы. Их три группы (джинс). Одна группа их ближайшая к Булгару, и царь их сидит в городе, называемом Куйаба, и он (город) больше Булгара. И самая отдаленная из них группа, называемая ас-Славийа, и (третья) группа их, называемая ал-Арсанийа, и царь их сидит в Арсе. И люди для торговли прибывают в Куйабу. Что же касается Арсы, то неизвестно, чтобы кто-нибудь из чужеземцев достигал ее, так как там они (жители) убивают всякого чужеземца, приходящего в их землю. Лишь сами они спускаются по воде и торгуют, но не сообщают никому ничего о делах своих и своих товарах и не позволяют никому сопровождать их и входить в их страну. И вывозятся из Арсы черные соболя и олово (свинец?). 
И русы - народ, сжигающий своих мертвых... и одежда их - короткие куртки... и эти русы торгуют с Хазарами, Румом (Византией) и Булгаром Великим, и они граничат с северными пределами Рума, их так много и они столь сильны, что наложили дань на пограничные им районы Рума, внутренние булгары же христиане".

II. Текст из сочинения Ибн Хаукаля "Китаб ал-масалик ва-л-мамалик" (249)

"И русов три группы. (Первая) группа, ближайшая к Булгару, и царь их в городе, называемом Куйаба, и он больше Булгара. И группа самая высшая (главная) из них, называют (ее) ас-Славийа, и царь их в городе Салау, (третья) группа их, называемая ал-Арсанийа, и царь их сидит в Арсе, го-

(242) Маррае arabici. Arabische Welt- und Landerkarten / K.Miller. Stuttgart, 1926-1927. Bd. I-VI. 
(243) Китаб нузхат ал-муштак. Рим, 1592 (это редкое издание есть во Всесоюзной библиотеке им. В.И.Ленина и в Исторической библиотеке). 
(244) Geographia Nubiensis. Paris, 1619. 
(245) Geographie d'Edrisi traduite de l'arabe en francais d'apres deux manuscrits de la bibliotheque du roi et accompagnee de notes par P.Amedee Jaubert. Paris, 1836-1840. T. I-II. 
(246) Seippel. T. I. P. 86. 
(247) РНБ. Ар. н. с 176. Л. 137. 
(248) Истахри. С. 225-226 (пер. с араб. мой). 
(249) ИбнХаукаль I Крамере. Т. И. С. 397 (пер. с араб. мой).

316

роде их. И достигают люди с торговыми целями Куйабы и района его. Что же касается Арсы, то я не слышал, чтобы кто-либо упоминал о достижении ее чужеземцами, ибо они (ее жители) убивают всех чужеземцев, приходящих к ним. Сами же они спускаются по воде для торговли и не сообщают ничего о делах своих и товарах своих и не позволяют никому следовать за собой и входить в страну свою. 
И вывозят из Арсы черных соболей, черных лисиц и олово (свинец?) и некоторое число рабов. Русы - народ, сжигающий своих мертвых... 
Русы приезжают торговать в Хазар и Рум. Булгар Великий граничит с русами на севере. Они (русы) велики числом и уже издавна нападают на те части Рума, что граничат с ними, и налагают на них дань. И булгары внутренние - христиане и мусульмане".

III. Текст из анонимного сочинения "Худуд ал-алам" (250)

"Куйа.а - город русов, ближайший к мусульманам, приятное место и резиденция царя. Из него вывозят различные меха и ценные мечи. Сла.а - приятный город, и из него, когда царит мир, ведется торговля со страной Булгар. Артаб - город, где убивают всякого чужестранца и откуда вывозят очень ценные клинки для мечей и мечи, которые можно согнуть вдвое, но, как только отводится рука, они принимают прежнюю форму".

IV. Текст из рукописи "Китаб-е тарджумай-е ал-масалик ва мамалик Абу-л-Хасан бин Са 'ад бин Мухаммед ал-Надживани (ал-машхур) би Ибн ал-Саваджи" ("Книга - перевод (книги) путей и стран, (составленная) Абу-л-Хасаном бин Са 'ад бин Мухаммед ал-Надживани, (известным) как ал-Саведжи") (251)

"Русов три группы. Одна группа близко к Булгару, и царь их находится в городе, называемом Ку.а.на, и он (город) больше Булгара. (Другую) группу называют Аусани, и царь их находится в месте, именуемом Арта. (Третья) группа, лучшая из всех, называется Джалаба (Джлба). И торговцы туда не доходят и не ходят дальше Булгара (?). И в Арту никто не приходит, так как всякого чужеземца, который туда отправляется, (жители) убивают. Если они (русы) занимаются торговлей, то не выходят на сушу. Из Арсы вывозят черного соболя, свинец и олово. Русы - народ, сжигающий мертвых и имеющий обычай брить друг другу бороды. Булгар

(250) Худуд / Туманский. Л. 38а; Худуд/Минорский. С. 159 (пер. на англ. яз.; пер. с перс. яз. мой). 
(251) Рук. Института востоковедения С-610. Л. 816 (пер. с перс. яз. мой).

317

Великий близко от Рума и с большим населением. А внутренние булгары - христиане".

V. Текст из сочинения ал-Идриси "Нузхат ал-муштак фи-хтирак ал-афак" (252)

"... Русов три группы. Одна группа их называется рус, и царь их живет в городе Куйаба. Другая группа их называется ас-Славийа. И царь их в го роде Славе, и этот город на вершине горы. Третья группа называется ал-Арсанийа, и царь имеет местопребывание в городе Арсе. Город Арса красивый и (расположен) на укрепленной горе между Славой и Куйабой. От Куйабы до Арсы четыре перехода, и от Арсы до Славии - четыре дня. И доходят мусульманские купцы из Армении до Куйабы. Что же касается Арсы, то, согласно рассказу шейха ал-Хаукаля, туда не входит ни один чужеземец, ибо убивают там всякого чужеземца. И не позволяют никому входить с целью торговли в свою землю. Вывозят оттуда шкуры черных леопардов, черных лисиц и олово (свинец?). И вывозят это все оттуда торговцы из Куйабы. Русы сжигают своих мертвых, а не зарывают в землю. Некоторые русы бреют бороду, а некоторые завивают ее, как гриву лошадей. Одежда их - короткие куртки, и одежда хазар, булгар и печенегов - короткие куртки из шелка, хлопка, льна и шерсти".

 

 

Если рисовать географическую схему на основании всех этих сообщений, то на крайнем востоке в этой системе будет город Булгар (отождествляется с городищем у г. Болгар в Спасском районе Республики Татарстан), затем на неопределенном расстоянии от него на запад отстоит Куяба. Затем западнее на горе стоит Арса в 4 переходах (примерно 120 км., если брать переход за 30 км.), затем еще более западнее - примерно в тех же 120 км. - стоит на горе город Славия.

Товары Арсы - соболи, чернобурые лисицы, олово, рабы и клинки мечей высокого качества. Город укреплен и расположен на горе в 120 (?) км. западнее Куяба (Киев?). Торгует через посредников из Куяба.

Ищите, чтобы совпали все известные признаки (или чтобы было установлено, что в месте, предлагаемом к отождествлению с Арсой, шла транзитная торговля франкскими клинками, оловом и мехами).

Только не понимаю, почему, если есть прямое указание на расположение Арсы на запад от Киева - это надо искать в Мордовии и связывать с гораздо более позднейшим рассказом о некой Пургасовой руси?

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ибн Хаукаль разделяет русов и славян:

Цитата

А русы - варварский народ, живущий в стороне булгар, между ними и между славянами на реке Итиль... (216) и то, что вывозится от них (хазар) из меда и воска и бобровых шкур, это то самое, что вывозится ими из страны русов и булгар. И те шкуры бобра, которые везут во все концы света и которых нет нигде, кроме как в северных реках, что в стороне булгар, русов и Куйабы 

Новосельцев пишет, что, скорее всего, Булгар - это Дунайская Болгария, но тут начинается география - горы у нас на запад от Киева, а не на восток.

http://apnovoselcev.narod.ru/text/tx/tx003.html#part3

Да и с бобром в Дунайской Болгарии как-то не совсем хорошо. 

Но главное - как ни кидай 240 км. - на запад или на восток, север или юг - в Пургасову русь мы никак не упремся. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
9 часов назад, Чжан Гэда сказал:

Перебор должен соответствовать вводным данным источника.

Хорошо, смотрим источник:

"Русов три группы (аснаф). Одна их группа (кабил) называете равас, и правитель (малик) ее живет в городе Кук(и)йана. Другая их группа называется ас-Салавийа, и правитель ее живет в городе Салав Этот город [стоит] на вершине горы. Третья группа называется ал-Арсанийа, и правитель ее пребывает в городе Арса. Город Арса - красивый укрепленный город на горе, и местонахождение его - между [городами] Салав и Кук(и)йана. От Кук(и)йаны до Арсы четыре перехода, а от Арсы до Салав четыре дня [пути]." (Ал-Идриси,"Нузхат я муштак")

И какие здесь выводы можем сделать?

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
10 час назад, Чжан Гэда сказал:

Увы, других русов в исторический микроскоп не видно. Только скандинавы. Правда, славяносеков это коробит и они колбасятся.

Да фиг с ними, со славоносеками и со скандофилами, разберём лучше конкретику.

На первом этапе поступления дирхемов на Балтику(конец VIII - начало IX вв) скандинавов только в микроскоп и видно, т.е. лишь десятилетнее существование фактории готландцев в Ладоге(750-760-е годы). Тогда вопрос: кто возил арабское серебро на Балтику, притом что находки данного этапа - это преимущественно южнобалтийское побережье?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
10 час назад, Чжан Гэда сказал:

А переводчики? Ну, есть народ, общающийся с русами и арабами. Славяне. Сам Бог велел им в данном случае быть переводчиками.

С чего вдруг славяне будут знать скандинавский язык? тем более их некое большое количество, ... общались и тюрки тогда уж, и прочие. Русы владели славянским языком, это же очевидно. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
10 час назад, Чжан Гэда сказал:

При условии, что русь - это соционим.

А отчего не может быть и соционим и этноним одновременно? в древности и в средневековье там же несколько иная картина, чем в более поздние времена, когда и этногруппы и границы уже вполне устоялись.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
10 час назад, Чжан Гэда сказал:

Где оружие из этого "центра"? Какое отношение салтово-маяцкая культура имеет к славянам?

Но мы ж о том, имелось ли металлургическое производство в оном регионе. По факту имелось, и оружие там уж всяк изготовляли.

Ну во-первых, славянский элемент в СМК имеет место быть, ну а во-вторых, мы ж о русах, которых по арабским источникам к этим краям тоже вполне можно локализовать.

 

10 час назад, Чжан Гэда сказал:

Оружейное производство - это не ковка ухналей и подков. Это достаточно сложно. В Европе безусловным центром клинкового производства была в те годы Франкская империя и ее наследники. Причем, скажем, на территории входивших в нее Италии и Германии выделяются четко именно клинковые центры - в позднейшие времена это Золинген и Беллуно.

Так салтовские сабли/палаши вполне известны. Т.е. оружейное производство имело место.

 

10 час назад, Чжан Гэда сказал:

Можно ковать посредственные клинки, но тогда люди, понимающие в них толк, не выделят их в особый товар, производимый именно в этом месте и заслуживающий особого внимания.

Могли встретится оружейники германского и салтовского стиля, и что-то организовать. А почему нет? спрос на мечи был, в источниках это зафиксировано, археологией подтверждено. Так что вполне себе гипотеза. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас