Sign in to follow this  
Followers 0
Суйко

Приоратский дворец

10 posts in this topic

Автор текста А.Н. Спащанский.

Составители А.Н. Спащанский, И.Э. Рыженко.

«Приоратский дворец в Гатчине». Издание Государственного музея-заповедника «Гатчина»

Материал для публикации предоставлен Н.С. Батениным,

директором Государственного музея-заповедника «Гатчина».

Кроме того, я использовала материалы книги: "Обгоняющий время" , автор Е. Милюгина, М., 2009.

И собственные исследования smile.gif

user posted image

Приоратский дворец – необычный памятник. Он не так ярок, как знаменитые дворцы пригородов Петербурга, а история его существования не изобилует запоминающимися событиями.

Резиденцией Мальтийского Ордена он оставался не более десяти лет. На протяжении всего XIX столетия Приорат вел спокойную жизнь запасного дворца и изредка принимал в своих стенах августейших владельцев. В годы советской власти он служил нуждам ленинградских рабочих, проводивших в нем летние месяцы отдыха, и гатчинским детям, приходившим в него на заняти в Дом Пионеров и на экспозицию Краеведческого музея.

Необычность и привлекательность Приората кроются в таланте настоящего мастера, сумевшего найти оригинальное решение облика сооружения и его размещения в окружающем пейзаже.

user posted imageuser posted image

Н.А. Львов. Разрез и фасад Приоратского дворца. 1797

(из фонда архитектурной графики Государственного музея-заповедника «Гатчина»).

История возникновения Приоратского дворца тесно связана с историей России конца XVIII века. К 1797 году сложилась благоприятная ситуация для сближения России с Мальтийским Орденом. Под ударом французской революции это рыцарское объединение, возникшее еще в XII веке, потеряло большую часть своих европейских землевладений. За помощью Орден обратился к российскому императору Павлу I, только что вступившему на престол. Это была удачная возможность для распространения влияния России на Востоке, так как в Средиземном море появлялся выгодный союзник, а сам остров Мальта мог служить военно-морской базой. Орден также мог стать оплотом для борьбы с революционными идеями, распространявшимися в Европе.

В январе 1797 года Павел подписал Конвенцию, согласно которой на польских землях, незадолго до этого присоединенных к России, создавалось католическое Великое Приорство Российское Мальтийского Ордена, то есть землевладение, доход от которого шел в орденскую казну. Для размещения администрации приорства в собственность Ордену передали бывший Воронцовский дворец в Петербурге. Тогда же было решено построить в Гатчине загородный дворец для мальтийцев – Приорат.

Само наименование Приорат – это трансформировавшееся в русском языке слово «приорство» (фр. prieure): так в Западной Европе издавна называли небольшие монастыри и монастырские землевладения.

* * *

Автором Приората стал Николай Александрович Львов, вошедший в историю русского искусства не только как архитектор. Львов проявил себя как популяризатор народной музыки, тогда еще почти неизвестной. В кругу друзей его знали как поэта, драматурга и рисовальщика, а также как человека, интересовавшегося различными техническими новшествами.

Николай Александрович родился 4 мая 1753 г. в селе Никольское - Черенчицы Новоторжского уезда Тверской губернии. Он был необыкновенно всесторонне развитым человеком. В историю в большей степени, он вошел как талантливый архитектор и инженер- изобретатель.

Кроме того, именно он является основоположником классицизма в архитектуре. В основу этого стиля он положил итальянские мотивы, которые активно изучал во время путешествия по Италии, куда он отправился весной 1781 г. Из Италии Львов привез "Четыре книги Палладиевой архитектуры" Андреа Палладио, которые стали его руководством в изобразительном и архитектурном творчестве.

Исходя из задания, Львов возвел целый архитектурный комплекс, расположенный на насыпной террасе и напоминающий монастырь, чьи высокие вальмовые (четырехскатные) крыши, башня со шпилем и одноэтажная пристройка с готическими окнами (Капелла) создают впечатление, католической старины.

Рядом с главным зданием находится одноэтажная кухня. Со стороны Капеллы устроен миниатюрный садик, который когда-то украшали две мраморные статуи Юпитера и Цереры, аллегорически связанные с личностью самого императора (Юпитер символизировал верховную власть, Церера – изобилие). Во внутренний двор ведут ворота, расположенные между двумя караульными будками.

user posted image

Н.А. Львов

Именным указом от 21 августа 1797 г. Львов был назначен директором созданных по его инициативе Школ "земляного битого строения" в Никольском- Черенчицах под Торжком и в деревне Тюфели под Москвой (филиал школы под Торжком) для распространения в России удешевленной техники пожаростойких строений. Так осуществилась его мечта строить огнеупорные землебитные дома, подобные тем, которые он видел во время его поездки по Испании в 1776 г.

Школа создавалась для обучения крестьян с целью «доставления сельским жителям здоровых, безопасных, прочных и дешевых жилищ и соблюдение лесов в государстве».

Из каждой губернии власти должны были присылать по два ученика из крестьян, причем в первую очередь из тех краев, где лесов было мало. Обучение длилось два года. Программа обучения была очень основательной, и ученики по окончании школы становились мастерами-строителями высокого класса. Всего за 6 лет существования этого учебного заведения было выпущено 377 мастеров, 87 подмастерьев, 351 ученик – всего 815 человек.

Первоначально в Тверской губернии на родине Львова под его руководством из земли начинают возводить крестьянские дома, хозяйственные постройки (амбары, погреба, конюшни, кузницы и т.п.). В 1797 году архитектор Львов приступает к строительству домов в Павловске и деревне Арапакузи, близ Гатчины. На примере этих сооружений император Павел I лично убедился в их надежности, прочности и поддержал идею архитектора о создании Школы.

Высшим архитектурным достижением в области землебита стал Приоратский дворец. К моменту возведения его земляных стен мастеров-строителей в России было уже достаточно. Школа создавалась для обучения крестьян с целью «доставления сельским жителям здоровых, безопасных, прочных и дешевых жилищ и соблюдение лесов в государстве».

К сожалению, новые полезные начинания талантливого архитектора были встречены настороженно и дело Львова не получило дальнейшего развития. В 1802 году Сенат приостановил обязательный набор учеников в школу. А в 1804 году уже после смерти Николая Александровича Львова школу землебитного строения закрыли.

Приоратский дворец является единственным сохранившимся зданием из землебита.

Технология землебита

Строительство Приората имело для Львова огромное значение. Он хотел доказать возможность возведения крупных архитектурных сооружений по технологии землебита, в России практически неизвестной. Ее преимущества заключались в дешевизне и простоте использования, ибо строительный материал – суглинок – был под ногами. Землю набивали в специальные «станки»-опалубки и прессовали. Хорошо просеянный, освобожденный от растительных примесей (корешков, стеблей растений), слегка увлажненный материал, если он успевал просохнуть, засыпали слоем около десяти сантиметров и утрамбовывали до толщины шести сантиметров. Далее засыпали следующий слой, трамбовали и так слой за слоем до карниза. Для связки между слоями использовали известковый раствор.

Высота зданий, построенных из землебита, не должна была превышать два этажа, а стены для большей устойчивости могли быть устроены наподобие контрфорсов, то есть слегка расширяться книзу (в Приорате стены под карнизом на 13 см тоньше стен над цоколем).

Описание вышеуказанной технологии было опубликовано в 1790 году в Париже французским архитектором Франсуа Куантеро. Спустя несколько лет книгу перевели на русский язык. Некоторые просвещенные дворяне опробовали новый материал в своих усадьбах, но широкого применения в России он не получил. Только Львов, освоивший землебит у себя в тверском имении Никольское, раскрыл его преимущества. Достоинством этого нового строительного материала Львов считал его пожаробезопасность. К тому же, повсеместное внедрение землебита привело бы, по мнению Львова, к сохранению леса, что расширило бы возможности традиционного российского строительства.

История строительства Приоратского дворца

Первое посещение Львовым Гатчины состоялось в конце мая 1797 года по повелению Павла I, когда тот несколько дней отдыхал в своей загородной резиденции после коронации. Тогда и могло произойти обсуждение проекта будущего дворца.

* * *

Дочь архитектора вспоминала, что император, «разговаривая однажды с Львовым о том, что он заметил в чужих краях, узнал, что он многие постройки сделал у себя в деревне из земли, составленной из малой части известки и песку.

– Я хочу, – сказал государь, – чтобы ты мне построил здесь, в Гатчине, угол избы с фундаментом и крышкою.

Н.А. Львов тогда же выписал двух наших мужиков, Емельяна и Андрея, в Гатчину; стали они работать в саду, куда и государь Павел, и великий князь Александр Павлович с прекрасною его супругою Елизаветою Алексеевною приходили всякий день смотреть их успехи; когда часть стены уже была выведена, Елизавета Алексеевна однажды пришла и острым концом своего парасоля (зонт от солнца) стала стену сверлить; но видя, что едва со всею силою могла сделать в стене маленькую ямочку, обернулась к Н.А. Львову, сказала ему:

– Я не ожидала, мсье Львов, что ваша земляная стена может быть также и твердой...

Государь, увидев оконченный угол в саду гатчинском, сказал Н.А. Львову, чтобы он выбрал в Гатчине, где хочет, место и построил бы ему Приорат.

Н.А. Львов отличный был в тогдашнее время архитектор; он нарисовал план Приората, который был государем утвержден; но, несмотря на повеление его дать место Львову для построения Приората, Петр Хрисанфович Обольянинов, который тогда был первое лицо при государе, за разными причинами в отводе места Н.А. Львову отказывал; наконец, эта комедия Львову надоела; он поручил Обольянинову выбрать самому место. Какое же место выбрал он? Вообразите – в котором собака вязла. Н.А. Львов, видя, что все это неудовольствие на него происходило от зависти, сказал Обольянинову:

– Я и тут построю Приорат, только государю стоить будет более ста тысяч рублей, потому что я должен осушить это болото.

– Ну, делай как хочешь, – отвечал Обольянинов, и Н.А. Львов приступил к работе...»

Таково предание, связанное с появлением Приората.

Старые планы Гатчины фиксируют на отведенном для строительства месте овраг с ручьем, вытекавшим из болотистой низины (позднее на ее месте создадут Глухое, или Филькино, озеро). Первая мысль по освоению этой территории появилась чуть ранее, в начале 1790-х годов. Тогда на месте оврага задумали устроить многоступенчатый каскад, а над ним возвести павильон-бельведер, предназначенный для любования пейзажем. Было разработано несколько вариантов проекта, но ни один из них не осуществили, тем самым оставив участок свободным.

Архитектор великолепно справился с заданием, превратив непригодное для строительства место в площадку, которую поддерживала подпорная стена. Для отвода грунтовых и талых вод Львов устроил подземный канал длиной 34 метра, который впоследствии, вероятно, и породил легенды о существовании подземного хода, идущего от Приората прямо к Большому Гатчинскому дворцу.

* * *

Работы начались осенью 1797 года с подготовки места под строительство. Уже 4 декабря управляющему Гатчиной Обольянинову было сообщено, что возведение на Черном озере земляного домика по плану и смете, сделанной статским советником Львовым, император «высочайше повелеть соизволил в будущем году произвесть».

К лету 1798 года была готова насыпная терраса, начали укладывать фундамент и возводить башню. В июне соорудили специальный сарай для приготовления и хранения земли, а к 6 июля установили «станки» для набивки стен. Строительство осуществляла бригада из сорока работников Львова, привезенных им из Москвы. К концу августа мастера изготовили пять декоративных шаров для крыш и флюгер для башни, а уже 26 сентября в донесении было сообщено, что «каменщики, работавшие по подряду в Приорате, земляную кладку и прочее подряженное дело кончили, требуют ныне заплаты».

Сам Львов в составленном им «Атласе земляного строения» (не сохранился) указал точные сроки возведения землебитных стен: с 15 июня по 12 сентября 1798 года – три месяца.

Одну из внутренних стен здания и стену-ограду с караульными будками возвели из земляного кирпича, который делали по такой же технологии, что и землебит, только в маленьких формах. Кладка велась на известковом растворе.

К середине декабря 1798 года строительство дворца в основном завершили, однако отделочные работы еще не были осуществлены. При приемке здания 10 января 1799 года оказалось, что «печи кафельные многие попорчены... щекатурка во многих покоях отстала... полы сделаны неклееные, без фризов, по показанию ево же господина Львова для того, что в то время был лес сыр, нельзя ево было клеить. Стекла во всех показанных окошках целы... стены земляные во всех покоях промерзли так, что на них чрез нутро прошел снег, от чего б весной не последовало какой опасности». Весной интерьеры уже полностью подготовили к посещению императора. Стены были гладко оштукатурены «на английский манер» с применением шерсти и затем выкрашены светло-палевой краской. Такой же краской покрыли дощатые полы и деревянные перекрытия в коридорах и маленьких комнатах. Кессоны потолка в Капелле выкрасили «разными колерами», а в залах оставили некрашенными. Особенностью помещений второго этажа Приората стали окна, доходящие до пола.

Мебельным убранством здания летом 1799 года занимался сам Львов. В июне он сообщил друзьям из Москвы, что, получив повеление меблировать построенный им в Гатчине земляной дворец, в середине июля должен будет опять туда ехать.

Вся обстановка, вероятно, подбиралась им во дворцовых кладовых и роскошью не отличалась. Описи XIX века зафиксировали большое количество позолоченной и крашеной мебели, обитой шелком. В Китайской комнате находились голландские кресла красного дерева начала XVIII века. Для освещения использовали настенные и настольные осветительные приборы из бронзы и хрусталя. На окнах висели шелковые, а в двух помещениях – соломенные шторы. Вероятно, в павловское время в Приорате разместили Берлинский и Венский фарфоровые сервизы – подарки великому князю от прусского и австрийского императоров.

После всех окончательных подсчетов Львов назвал сумму, затраченную на строительство. Она составила 27 тыс. рублей, из них «каменная, столярная, плотничная работы и железная кровля... подряжены Гатчинским городовым правлением за 25 тыс. руб., земляное строение всего дома, ограды и служб – 2 тыс. руб.». Цифра показала, что землебит действительно дешев.

Share this post


Link to post
Share on other sites


Приоратский дворец после окончания строительства

Высочайший осмотр Приората состоялся 22 августа 1799 года, а уже на следующий день вышло повеление «находящийся в городе Гатчине на Черном озере Приорат со всеми принадлежащими к нему строениями всемилостивейше» пожаловать Ордену святого Иоанна Иерусалимского – так официально назывался Мальтийский Орден.

Император Павел I стал полноправным владельцем Приората уже как Великий Магистр – глава Ордена. 2 сентября состоялось очередное посещение Приората Павлом, а в следующем году, 4 и 5 августа, император со своими сыновьями Александром и Константином останавливался во дворце на ночевку во время маневров войск.

Вступивший на престол император Александр I не стал продолжать дело отца и оставил за собой звание протектора Ордена. 26 февраля 1810 года своим указом он перевел орденские финансы и его недвижимую собственность в государственную казну. Отныне Приорат стал запасным дворцом.

user posted imageuser posted image

Н.А. Львов. Планы первого и второго этажей Приоратского дворца. 1797

(из фонда чертежей Государственного музея-заповедника «Гатчина»).

Цифры на плане 1 этажа добавлены редактором:

1. Ворота

2. Караульные будки

3. Внутренний двор

4. Садик 5. Одноэтажная кухня

6. Башня и винтовая лестница

7. Одноэтажная пристройка (Капелла)

8. Вход во дворец

Члены императорской семьи редко выезжали во дворец, в основном на краткий отдых. В 1810 году вдовствующая императрица Мария Федоровна посетила Приорат вместе со своей дочерью Анной и статс-дамами, чтобы осмотреть макет города Риги, а в 1822 году у стен дворца она устроила праздник для сельских жителей Гатчины; через несколько лет с ее разрешения в одном из помещений Приората временно разместили лютеранский храм. Некоторое время здание использовали для хранения книг и старых картин из Большого дворца, а в 1840-е годы Николай I предоставлял его генералитету, приезжавшему в Гатчину на маневры. 3 сентября 1840 года в Приорате произошло важное событие: состоялась первая встреча принцессы Марии Гессенской, высоконареченной невесты наследника престола Александра Николаевича (император Александр II), в честь которой императрица Александра Федоровна приготовила парадный обед.

* * *

Приоратский дворец начал привлекать к себе внимание путешественников и художников: его запечатлели в своих произведениях Василий Жуковский, Андрей Мартынов и Тарас Шевченко.

* * *

В 1832 году провели первый серьезный ремонт здания: поправили штукатурку стен, отремонтировали внутренние помещения, садовые лестницы. Черепичную кровлю стены-ограды заменили на железную, выкрасив ее в красный цвет.

* * *

После вступления на престол Александра III и переезда императорской семьи в Гатчину, в Приорате решили разместить певчих придворной Капеллы. Для этих целей в 1884-1887 годах провели капитальный ремонт и дворец приспособили для круглогодичного проживания пятидесяти человек. Было реконструировано отопление, устроены водопровод и канализация, а также укреплены перекрытия. Именно тогда в помещениях первого этажа появились чугунные колонны, сохранившиеся до наших дней. Эти работы на долгие годы предотвратили разрушение дворца, который без серьезных ремонтов смог просуществовать еще сто лет и пережить войну.

Тогда же наиболее ценные предметы обстановки Приората переместили в Большой дворец и использовали в убранстве его парадных и жилых помещений.

user posted image

Н.В. Дмитриев. 1887.

Проект реконструкции Приоратского дворца.

user posted image

Н.В. Дмитриев. 1887.

Ворота Приоратского парка. Архитектурный проект.

К началу XX века история появления Приоратского дворца была забыта, забыли даже имя его автора. Гатчинские газеты сообщали, что Приорат «построен знаменитым зодчим Захаровым». Но романтический облик дворца и сообщения о том, что он наполнен «старинной прекрасной мебелью доалександровской эпохи» только возбуждали интерес к необычной постройке. Сказочным, спрятавшимся в лесной глуши замком представал Приорат в работах Валериана Каменева, Мстислава Добужинского и Николая Лансере (сейчас эти картины находятся в коллекциях российских музеев и частных собраниях). В начале XX века он продолжал служить запасным дворцом: в нем по-прежнему выделялись квартиры для придворных. Из наиболее известных постояльцев того времени можно вспомнить начальника Императорской охоты генерала Н.И. Кутепова, автора капитального труда «Царская охота».

Только в предреволюционные годы Приорат стал постепенно открываться для гатчинской публики. По инициативе Гатчинского церковно-приходского братства и с разрешения вдовствующей императрицы Марии Федоровны в 1913 и 1914 годах в его стенах были организованы две благотворительные выставки с участием известных художников. Газеты сообщали, что помещения Приората, «наполненные живыми цветами и хорошо освещенные солнцем», «очень подходят для экспозиций». Свои работы на благотворительные выставки предоставляли Илья Репин, Михаил Нестеров, художники салонно-академического направления.

В 1913 году в стенах Приоратского дворца прошел благотворительный Вербный базар, устроенный «Кружком попечения об интеллигентных труженицах». В годы Первой мировой войны здесь размещался военный госпиталь, а в 1917 году пустовавшее здание заняли местные партийные органы.

Что находилось в Приоратском дворце после революции?

После Октябрьского переворота Приорат перешел в ведение Гатчинского дворца-музея, однако музеефицирован не был. Оставшуюся в нем историческую обстановку вывезли в Большой дворец. В 1924 году в Приорате разместили экскурсионную станцию, в 1929 году здание арендовала база отдыха ленинградского Пролетарского завода, а с 1930 по 1940 год помещения дворца использовали под летнюю базу отдыха завода «Большевик».

В годы фашистской оккупации Гатчины Приорат чудом уцелел. Из-за взрывов авиабомб здание почти полностью лишилось крыши, были разрушены часть стены-ограды и одна из караульных будок, выбиты стекла в окнах, повреждены межэтажные перекрытия.

Одной из главных задач для коллектива дворца-музея стало спасение этого уникального памятника. Поэтому, сначала он был сдан в аренду военно-строительной части, затем здесь разместился Дом пионеров и школьников, а в 1968 году – районный Краеведческий музей.

* * *

К концу 1970-х годов возникла необходимость проведения комплексных восстановительных работ, которые планировалось закончить в течение нескольких лет, однако реставрация затянулась и была завершена только в 2004 году.

Теперь мы можем увидеть Приорат таким, каким он был создан архитектором Львовым по заданию императора Павла I.

Что такое «Приорат?»

На вопрос «Что такое «Приорат?» ответит, вероятно, каждый Гатчинец. Приорат – это сокращенное наименование Приоратского дворца, возведенного в конце XVIII века для Великого приора Мальтийского ордена принца Кондэ, бежавшего из революционной Франции в Россию. Приор – глава приорства, отделения ордена, Приоратский дворец – его резиденция.

Облик Приората, как пишется во многих книгах, навевает образ некоего средневекового замка, то есть жилища рыцаря, а сходство с замком придают ему островерхие крыши, башня, завершенная граненым шпилем, и глухая стена-ограда, окружающая территорию дворца. В то же время многие детали, по мнению ряда авторов, характерны для стиля классицизма. Это кессонированные потолки, главное украшение помещений дворца, горизонтализм членений фасадов и дорическая колонна у крыльца со стороны Черного озера, в настоящее время отсутствующая.

Все это позволяет причислить Приорат к ряду так называемых романтических построек, характерных для конца XVIII века и особенно для павловского царствования (Михайловский замок в Петербурге и Крепость Бип в Павловске, построенные в период между 1797 и 1801 годом). Более детальное изучение Приората позволяет внести в сложившееся представление серьезные коррективы.

* * *

В католической Европе приорство – это маленький монастырь, подчиненный аббатству. Возникают приорства около XII века на базе отдаленных ферм и мыз, находящихся в собственности крупных монастырей. Для отправления в них культа и светской власти аббаты посылают туда определенное количество каноников и монахов. Современные исследователи пишут, что иногда отдаленные приорства являлись местом ссылки, куда аббат отправлял неугодных ему монахов.

Во главе приорства стоял приор, второе по значению лицо в католическом монастыре после аббата. Само слово «приор» (prieur) имеет в своей основе латинское «prior», то есть «первый из двух, высший». Он являлся не столько духовным отцом, сколько хозяйственным руководителем. Не случайно при избрании приора преимущество отдавалось именно лицу, проявившему себя в хозяйственных делах, а не на духовном поприще. В крупном монастыре приоров могло быть несколько: главный приор, помощник приора, третий и иногда даже четверый приор.

Что касается Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, именуемого также Мальтийским, для нужд которого возводился гатчинский Приорат, то изначально он был основан в Иерусалиме для обслуживания паломников, направлявшихся к христианским святыням, но уже вскоре из-за политической обстановки на Востоке превратился в военно-рыцарское объединение, сохранившее, однако, монашеское обличье. Сохранились у него, как и у любого католического монастыря, земельные владения, которые стали именовать Великими Приорствами. Контролировались они воинами-рыцарями, носившими титул Великих Приоров.

Одно из таких владений в 1797 году появилось и в России, а для пребывания рыцарей в Гатчине построили приорство, маленький монастырь. Не случайно в павловское время его называли «игуменством» или просто Приоратом. Наименование «дворец» закрепилось за ним только в XX веке, а замком его вообще никогда не называли.

Замок – это укрепленное жилище рыцаря, его усадьба-крепость, окруженная рвами и мощной стеной с башнями. В России настоящих замков никогда не было, но с конца XVIII века начали возводить стилизации под замки. Из таких можно назвать сооружения в Царском Селе – Арсенал и Белую башню, а также Петровский дворец в Москве. В них есть основные детали крепостной архитектуры: башни и кажущиеся мощными стены, придающие зданиям неприступный вид. Ничего этого нет в Приорате. Зато в его облике прослеживаются черты архитектуры католических монастырей.

Для монастыря всегда выбиралось уединенное место. Это могла быть впадина между холмов, глухой лес или вершина скалы. Сам монастырь представляет собой группу зданий (жилые корпуса, храм, хозяйственные постройки, гостиницу для паломников, больницу и т.п.), объединенных в одно целое внутренним двором-клуатром.

Архитектурной доминантой комплекса, объединяющей все монастырские сооружения в одно целое, является вертикаль храмовой колокольни. Внутри стен монастыря находится небольшой сад, в котором выращиваются лекарственные и декоративные растения.

Все это есть в гатчинском Приорате, представляющем собой целый архитектурно-ландшафтный комплекс, расположенный на отдаленном берегу Черного озера и между двух холмов, в месте, самой природой предназначенном для монастыря. Роль монастырского храма в нем играет одноэтажный корпус с готическими окнами, ныне именуемый «капеллой», а прежде, вероятно, планировавшийся для орденских собраний и совместных трапез. Доминантой комплекса является высокая башня со шпилем, видимая со многих точек Приоратского парка. Есть в Приорате и свой «клуатр». Это внутренний двор, замкнутый в пределах глухой стены и служащий коммуникацией между частями комплекса: дворцом, кухней, находящейся в отдельном здании, садом и караульными будками у ворот.

О католической «древности» говорит и скромное убранство интерьеров Приората, не имеющих какой-либо отделки, а также дощатые полы и деревянные межэтажные перекрытия. Такие перекрытия, у которых конструкция не спрятана под декоративным штукатурным потолком и благодаря этому видны несущие балки с положенными на них досками пола верхнего этажа, характерны для Средневековья и раннего Возрождения. В научной литературе их часто называют «итальянскими потолками».

Здесь уместно привести одно из самых ранних описаний Приората, составленное в 1810 году немецким путешественником Христианом Мюллером и подкрепляющее наши выводы. Он называет Приорат «аббатством» и пишет, что оно представляет собой башню, увенчанную высоким шпилем и окруженную «белым домиком в форме клуатра». Внутри, по-мнению автора, хорошо видно, с каким старанием стремились сохранить тот же стиль, то есть стиль старинного католического монастыря, но все это показалось автору «смешным анахронизмом», и он вспомнил немецкие аббатства, где внутреннее и наружное убранство «малейшей деталью возвещает нам тринадцатый и четырнадцатый века».

Вероятно, что приступая к проектированию Приората, архитектор Львов попытался во внешнем облике сооружения выразить его назначение служить местопребыванием мальтийских рыцарей (23 августа 1799 года, на следующий день после осмотра императором, законченный Приорат был «Высочайше» пожалован Ордену) и построил комплекс в духе средневековых католических монастырей. Тем самым архитектор доказал свою творческую эрудицию, – к этому времени он уже успел возвести здания в разных «манерах» («римский» Главпочтамт в Петербурге, палладианские усадьбы и такой же палладианский Борисоглебский собор в Торжке, «древние» пирамиду и ротонду храма «Кулич и Пасха» в Петербурге), – а Гатчину обогатил еще одним архитектурным памятником, вошедшим во все труды по истории русской архитектуры.

* * *

Приоратский дворец – уникальное по своему облику и строительной технике землебитное сооружение, не имеющее аналогов в России. Дворец, стена и кухня построены с применением «землебита» – прессованной и просушенной земли. Н.А. Львов был одним из наиболее активных и последовательных сторонников землебитного строительства, широко внедряя этот способ в России.

А монастырь здесь так и не появился. Здание стали использовать как запасной дворец для отдыха царской семьи и проживания гостей.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Архитектура Приоратского дворца

В последней трети XVIII века одновременно с классицистическим зарождается и параллельно с ним развивается новое направление в архитектуре. Оба течения нередко переплетаются, образуя своеобразные «гибриды». В таких сооружениях используются мотивы допетровского зодчества, античности, готической, романской, мусульманской, китайской архитектуры. Яркий пример такой архитектуры – Приоратский дворец в Гатчине.

В Капелле Приората мы видим стрельчатые готические окна. Кто-то может увидеть в силуэте башни очертания мусульманского минарета. Существует и мотив «крепости»: башня с узкими окнами.

Еще один подход к сооружениям этого периода характерен отказом от симметрии. На примере Приоратского дворца мы видим, что четыре разных по высоте объема примыкают друг к другу, создавая ритмическую игру, которая подчеркивается вертикалями дымовых труб, шпиля и высоких скатов крыш. Чтобы отдать дань архитектурному направлению конца XVIII века, Н.А. Львов использовал детали, относящиеся к классицизму – дорическая колонна, украшающая запасной вход во дворец, кессонные потолки, присущая классицизму слитность с пейзажем.

Для своего времени Приоратский дворец не был уникальной, по архитектурному облику, постройкой. В руководствах по устройству романтических садов, предписывалось строительство сооружений в духе средневековых замков, аббатств и т.п., навевающих воспоминания о загадочной и таинственной поре средневековья.

Оригинальность Приората в том, что в нем нет повторов, каждая точка обзора нова. Со стороны Черного озера создается иллюзия, будто дворец расположен на острове. Подпорная стена из пудостьского камня придает дворцу черты фортификационного сооружения. Южная часть дворца имеет отдаленное сходство с готической капеллой. Северный фасад решен единым блоком он словно вырастает из воды. Со стороны главного входа это загородная усадьба за глухим забором. Здание кухни выполнено в форме русской избы.

user posted image

Автор этого уникального сооружения Н.А. Львов смог поднять обычную постройку до высоты вдохновенного романтического творения. Такое направление в русском зодчестве последней трети XVIII века именуют предромантическим направлением.

Share this post


Link to post
Share on other sites

В годы фашистской оккупации Гатчины Приорат чудом уцелел. Из-за взрывов авиабомб здание почти полностью лишилось крыши, были разрушены часть стены-ограды и одна из караульных будок, выбиты стекла в окнах, повреждены межэтажные перекрытия.

Одной из главных задач для коллектива дворца-музея стало спасение этого уникального памятника. Поэтому, сначала он был сдан в аренду военно-строительной части, затем здесь разместился Дом пионеров и школьников, а в 1968 году – районный Краеведческий музей.

* * *

К концу 1970-х годов возникла необходимость проведения комплексных восстановительных работ, которые планировалось закончить в течение нескольких лет, однако реставрация затянулась и была завершена только в 2004 году.

Теперь мы можем увидеть Приорат таким, каким он был создан архитектором Львовым по заданию императора Павла I.

Интересно, а когда восстанавливали дворец уже в современности, тоже применяли технологию "землебита"?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Интересно, а когда восстанавливали дворец уже в современности, тоже применяли технологию "землебита"?

Сказать со 100% уверенностью, что землебит при реставрации не применялся не смогу, но из того, что нашла в Сети- получается - нет blink.gif

За свою долгую жизнь здание ни разу не реставрировалось. Более того, 100 лет дворец простоял в первозданном виде, и только потом стены здания оштукатурили, набив на них дрань. Во время Великой Отечественной войны здесь шли ожесточенные бои. От снарядов и авиабомб рушились даже более поздние массивные каменные постройки, а землебитный дворец выстоял. Архитектор сумел подобрать такой состав грунта, что он и по сей день по прочности соперничает с сооружениями из железобетона. Из камня выполнена только башня дворца и его цоколь. Стены были возведены в рекордные даже для нашего времени сроки — всего за два месяца. Во время строительства дворца в прочную передвижную опалубку закладывали подготовленную грунтомассу естественной влажности высотой 12-15 см, тщательно утрамбовывали и заливали шестимиллиметровым слоем известкового раствора нормальной жирности, после чего укладывали очередной слой грунта. В составе массы для возведения стен — 58% песка, 20% пыли (мелкой земли), 18% глины, 4% гравия (3-7 мм). Органические примеси не добавлялись. Прочность землебита через 20 лет после возведения здания составила 10-12 МПа, хотя цемент в его состав не вводился. Такие стены можно возводить везде, где они смогут просохнуть за лето.

Ссылка

Реставрировали видимо лишь "каменную" часть дворца (башню и цоколь).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да, похоже на то.

Если восстанавления требовала только каменная часть, а землебит - нет, то удивительно, как он вообще столько пережил и сохранился до наших дней.

Либо всё-таки реставраторы чего-то не договаривают :-)

Share this post


Link to post
Share on other sites

то удивительно, как он вообще столько пережил и сохранился до наших дней.

Возможно при строительстве соблюдалась технология.

Технология землебита

По материалам книги "Школа деревенской архитектуры или наставление, как строить прочные домы о многих этажах из одной только земли, или других обыкновенных и дешевых материалов, сочиненная Франциском Коантеро в исправной и полной перечни (перевод Александра Барсова)", изданной в Москве в 1794 году.

По-французски землебит называется le Pise (из умятой земли). Плиний сообщает, что технологию землебита уже в древности использовали в нынешних Африке и Испании. Во Франции в XVIII веке из умятой земли строили крестьяне вокруг города Лиона.

Для работы необходимы обтесанные деревянные доски длинной 10 футов/3 м 4 см (мягкое дерево, лучше сосновое и еловое), высотой 2 фута 9 или 10 дюймов/ ок. 83 см. Из них изготавливают опалубку. В один щит для опалубки сшиваются вместе 3 доски. Для переноски щитов прибивают ручки. Используется особая доска для угловых щитов (для стыка).

user posted image

user posted image

I способ землебития

user posted image

user posted image

1. фундамент толщиной 18 дюймов

2. тиски

3. боковые доски

4. брусья

5. распорка

6. клинья, вколачиваемые в тиски для прижатия брусьев и боковых досок к стене.

Трамбовка (колотушка) делается из твердого дерева (дуб, ясень или бук). Наиболее удобен пень или корень (из-за жилистости). Делается чурбан длинной 10 дюймов/25 см, шириной 6 дюймов и толщиной 5 дюймов.

Строительство

Вначале создается основание, возвышающееся над землей на 2 фута (для предотвращения всасывания влаги). Тиски устанавливаются в определенных местах. Длину досок в 10 футов делят на три части, и посередине каждой части ставят тиски. Ко всякой опалубке используют 4 человека.

user posted image

Перед началом набивки поверхность станка изнутри обливается известью, затем засыпают землю. Один слой земли не более 3 - 4 дюймов/7.5 - 10 см. Уминают землю вначале вокруг, затем середину, после поперек. Слой умятой земли становится толщиной в 2.5 дюйма/6.4 см, т.е. в 1.5 раза тоньше первоначально засыпанного слоя. После того, как работа закончена, станок можно снимать и двигать дальше.

Тиски всегда упираются в нижележащий умятый слой.

Куантеро утверждает, что у Лиона землебитные дома стоят по 165 лет. Для обработки оконных и дверных проемов лучше подходит камень, так как он хорошо связывается с землей. Так же пригоден и кирпич.

II способ землебития

user posted image

Как сообщает Куантеро, этот способ употреблялся в Савойе и на отдельных территориях Бюже (Бургонии).

Способ намного проще. Основание устраивается такое же, как и вся остальная конструкция, только тиски делают очень длинные и упирают их в землю (то есть в грунт).

При изготовлении части стены зажим разбирают, а боковые доски просто подвигают дальше.

В этом способе стена получается однородной из-за отсутствия известковой прослойки. При таком способе высота домов ограничивается высотой тисков. Автор отмечает, что в Бюже дома из землебита не так высоки, как в Лионе, так как трудно закрепить в земле большие деревья.

Последний способ хорош для хозяйственных сооружений, в то время как первый подходит для больших сооружений (домов, больниц, фабрик, храмов и тому подобного).

Ограды

«Забором из умятой земли можно скоро и без большого иждивения обнести дворы и сады в хуторах, целые загородные домы, парки, рощи, сады, словом, всякие сельские места».

При высоте стены в 10 футов ее толщина у основания равна 18 дюймов, а под крышей 14 дюймов. 6 футов высотой 14 дюймов внизу и 13 дюймов вверху. Необтесанные доски используются для связи стен. Они вмуровываются внутрь. Доски подкладываются и под балки перекрытий.

Кровля покрывается гонтом.

Требования к земле

Все роды земли бывают хороши, ежели ни безсочны, ни тощи, ни слишком тучны.

1) все земли, которые происходят из царства растений.

2) всякая клейкая земля; она называется так же глиною.

3) всякая твердая земля, смешанная с песком, – есть самая способная к земляной работе.

user posted image

"Еще другие признаки, суть следующие: ежели при раскатывании цельного куска земли не распадаются, ежели глыбы на пашнях должно разбирать, есть ли земля во время великого жару получает щели где мыши делают гнезда, где земля весит почти перпендикулярно на стенах, где трудно растереть землю, и где колеса делают глубокие и крепкие полосы".

Если используют разные виды земли, то их смешивают вместе. В смесь можно добавлять мелкие минеральные частицы (известь, песчинки), но не растения. Чем жирнее земля, тем больше в нее нужно добавить земли «тощей», легко рассыпающейся, т.е. песчаной. Порцию узнают на опыте.

Делают подобие «куличиков», которые не должны рассыпаться.

«Впрочем, можно употреблять для исследования и увеличительные стекла, тереть землю на бумаге и на полотне; ежели она красит, то хороша. Так же можно ее завязать в плотную тряпицу и опустить на 24 часа в стакан, наполненный водой; ежели клейкость отсядет на дно стакана, то такая земля удобна к употреблению».

Для работы берется грунт с глубины до нескольких футов. Отсеиваются крупные камни, корни и тому подобное. Зубцы у граблей для отсеивания друг от друга отстоят на расстояние 15 линий, что бы оставляли камни величиной с орех. В сырую погоду землю укрывать. Земля не должна быть ни слишком суха, ни слишком влажна. В первом случае она не соединяется, во втором делается как тесто. Она должна иметь свою натуральную влагу. Допустимо смачивание.

Время работы

6 работников за 16 дней или три недели могут построить дом 288 квадратных футов, если основание уже готово.

Обмазывают стены или известью, или смесью извести с песком, или алебастром, или смесью извести, глины и шерсти. Перед обмазкой стены нужно просушить. Просушивание длится несколько месяцев. Для обмазки стены надсекаются сверху вниз. Рецепт «хряща» (раствор для обмазки): 4 или 5 лопаток извести и 8 -10 лопаток с песком. Перед обмазкой стена смачивается водой, а потом обмазывается веничком. Это самая дешевая, хотя и не самая красивая штукатурка. Можно наносить штукатурку обычным способом, то есть мастерком. Затем стены белятся известью. Под обмазку алебастром нужно вколачивать в стену гвозди. Алебастр идет на внутреннюю штукатурку.

Расписывать стены лучше фреской.

user posted image

Куантеро изобрел способ изготовления земляных кирпичей. Их оптимальный размер 12 дюймов длиной Х 9 дюймов высотой Х 9 дюймов шириной. «Помощию таких кирпичей господин Куантеро намерен делать своды, коих прочность и доброта должна однакож сперва быть изведана опытом», - пишет Барсов.

Сведения о землебите в Германии

Способ давно употребляется в Саксонии (см.: Практическое сочинение о Деревенской архитектуре господина Г…, Берлин, 1778). Технологию так же описывали Кеферштейн, Ланге, Мангер и другие.

В Германии мокрую землю смешивали с соломой и строили хозяйственные сооружения. А после разрушения сооружений хозяин мог использовать их вместо навоза для удобрения полей.

Стены таких сооружений некрасивы и неаккуратны, антисанитарны. Многие немецкие специалисты рекомендовали земляной кирпич, в который добавляется изрезанная солома, мелкие стружки.

Если дом выстроен весной, то штукатурят его осенью, а внутренняя отделка оставляется до нового года.

Один из возведенных домов использовался не под жилье, а как сарай и хранилище трав (на втором этаже). Тысяча земляных кирпичей стоила от 1 (одного) до 5 (пяти) рейхсталеров.

Барсов считает способ Куантеро намного лучше, так как он не требует примесей. Строителем домов в Майнце называется полковник фон Нейман.

Главное достоинство землебитных домов - это их пожаробезопасность. Но если не горят стены, то горят деревянные перекрытия и конструкции кровли. Поэтому многими немецкими умельцами проводились опыты и по сооружению пожаробезопасных конструкций для кровли и огнеупорных покрытий крыш. Так в Бреслау обер ландшафтерендантом Фредериком Герцбергом в 1774 году было предложено испробовать для противопожарной крыши доски, обмазанные алебастром и положенные в соломенную крышу. Солома и конструкции горели полчаса, а доски только немного нагрелись, но, казалось, стали прочнее. Они выдержали испытание огнем, но не смогли противостоять дождю и снегу, так что пришлось использовать обычную, но дорогую черепицу.

Материал подготовил А. Спащанский

Рисунки выполнены автором материала на основании чертежей, представленных в книге

Ссылка

Share this post


Link to post
Share on other sites

Любопытно. Возник уже не исторический вопрос. Почему сейчас не строят из "землебита" загородные дома (например, дачи), там, где земляподходит для этого ? Вроде бы дешево, достаточно надежно, долго стоит, пожаробезопасно...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Любопытно. Возник уже не исторический вопрос. Почему сейчас не строят из "землебита" загородные дома (например, дачи), там, где земляподходит для этого ? Вроде бы дешево, достаточно надежно, долго стоит, пожаробезопасно...

Посмотрела по Сети, все же кое-где строят. Но это материал "нетрадиционный"...не привычный. smile.gif

А так технология известна и в современном строительном мире.

Нашла материал о подобном строительстве во Франции.

Le Domaine de la Terre - Поместье из земли

В 80-х, Жан Дитье, работая в проектах в Марокко, принял участие в крупной выставке земляных строений, собранных по всему миру, в Центре Жоржа Помпиду. Выставка имела большой успех и г-н Дитье провел крупномасштабные демонстрации потенциала этого материала во Франции. Владельцы строительного бизнеса и инвесторы рискнули тогда и пустились в почти авантюрный проект строительства социального жилья из грунта. При участии специалистов исследовательской лаборатории грунтов среди архитекторов был проведен национальный конкурс на тему доступного индивидуального строительства и проектов социального жилья.

Были отобраны 10 команд, которые в течение двух лет (1983-1985) успешно справились со своими проектами, в результате чего было построено около 65 строений из земли, составивших целый жилой район - Le Domaine de la Terre или Поместье из земли.

Некоторые здания были насыпными, некоторые из обожженых или необожженных грунтоблоков или спрессованных земляных блоков. Одни команды архитекторов оставили стены неоштукатуренными, чтобы наглядно показать материал, другие наоборот покрыли фасад плиткой, каменной крошкой, деревом или пластиком. Подчас бывает трудно догадаться, что некоторые из домов сделаны из грунта. Обшивка деревом придает зданиям вид загородных коттеджей, а спрессованные грунтоблоки кажутся декоративной глиной. Этим зданиям уже более двадцати лет.

Вот некоторые фотографии.

user posted image

user posted image

user posted image

user posted image

Ссылка

Share this post


Link to post
Share on other sites

Есть еще один интересный "каприз" Павла - крепость Бип или Мариенталь ( по имени его жены).

user posted image

user posted image

user posted image

Прикольно, что в крепости имелась артиллерия, и она была вполне боеспособна.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0