Saygo

Египетская царица Таусерт

1 сообщение в этой теме

Большаков В. А. Царица Египта Таусерт

Последней из четырех египетских цариц, обретших статус фараона, была Таусерт, правление которой приходится на самый конец XIX династии (ок. 1187 - 1185 гг. до н.э.)1. Сведения о семилетнем правлении Таусерт, совпавшем по времени со взятием греками Трои, в целом можно считать верными, так как по достижении царской власти она присовокупила к годам своего правления около шести лет правления своего предшественника, фараона Саптаха (1193 - 1187 гг.).

Загадочная фигура Таусерт интересна не только с точки зрения очередного феномена женщины-фараона, но и как личности. В ее восхождении к трону было много общего с политической судьбой ее великой предшественницы Хатшепсут (1504 - 1483 гг.). Исследование немногих сохранившихся памятников Таусерт позволяет не только проследить общий ход исторических событий, но и установить общие для обоих царствований моменты, адекватно оценив которые, можно судить об определенной закономерности в эволюции статуса этих цариц.
 

Twosret.jpg
Изображение Таусерт, играющей на систре. Храм Амада, Нубия

Tombe_TaousertetSethnakht.jpg
Коридор, ведущий в предполагаемую усыпальницу Таусерт KV14, Долина Царей

Caveau_Taousert.jpg
Погребальная камера Таусерт KV14


Появление Таусерт на исторической сцене относится ко времени правления Сети II, при котором она уже была "великой царской супругой", то есть одной из главных жен фараона. Происхождение царицы, тем не менее, неизвестно, хотя наиболее вероятно, что она могла принадлежать к потомству большой семьи Рамсеса II (1279 - 1212 гг.). Однако, ни на одном из известных на данный момент памятников Таусерт не имеет титула "дочь царя", который подтвердил бы ее родство с семьей этого фараона. С другой стороны, именно в ее титулатуре через много лет после царицы Нефертари-Меритенмут (супруги Рамсеса II) вновь появляется важный жреческий титул - "супруга бога", указывающий на ритуальную роль царицы в культе Амона-Ра в Карнаке. Как супруга фараона, Таусерт обладала официальными титулами и эпитетами: "жена царя", "великая царская супруга", "владычица Обеих Земель", "госпожа Севера и Юга", "знатная", "сладостная любовью", "владычица очарования", "великая похвалами"2.

Кроме Таусерт Сети II имел как минимум еще две жены - "дочь царя" Тахат и некую Сутерери. Последняя скорее всего была матерью будущего фараона Саптаха ("мать царя, жена царя")3. Азиатское ее происхождение (судя по неегипетскому имени) дает сторонникам этого предположения основание для объяснения поддержки Саптаха временщиком Баи, по всей видимости возглавлявшим при дворе достаточно влиятельную азиатскую (сирийскую) партию. Но, принимая во внимание частоту упоминания имени Таусерт (в том числе с именем Сети II - на одних тех же предметах), очевидно, что наиболее значительной фигурой среди цариц конца XIX династии была именно она, а не Тахат и не мать Саптаха Сутерери. Еще при жизни Сети II Таусерт, по-видимому, занимала при дворе довольно сильные позиции и после смерти фараона рассчитывала на верховную власть в стране. В пользу такой точки зрения свидетельствуют некоторые памятники с именем Таусерт. Тем не менее, планы Таусерт были расстроены воцарением малолетнего и слабого здоровьем Саптаха4. Поскольку на момент смерти Сети II Таусерт была бездетной5, ей пришлось признать сложившуюся ситуацию, став регентшей при малолетнем правителе. Еще большее влияние на Саптаха оказывал высокопоставленный царедворец - "хранитель печати" Баи. Таким образом, при дворе образовались два центра силы: вдова Сети II, регентша Таусерт, и Саптах, протежируемый Баи. В этом контексте весьма символичными выглядят эпитеты Баи - "утвердивший царя на престоле отца его", "изгоняющий ложь и утверждающий истину"6. Уникальное положение Баи проявляется не только в данных эпитетах, но и в том, что он имел гробницу в Долине Царей (KV 13) и титул "великого управителя, хранителя печати всей земли" (то есть Египта)7.

Вынужденное сосуществование Таусерт, Саптаха и Баи иллюстрирует единственный памятник - рельефы при входе в нубийском храме в Амаде, на которых изображены Таусерт, Баи и картуши Саптаха. После пятого года правления Саптаха имя Баи больше нигде не встречается. Все предположения о дальнейшей судьбе Баи развеялись, когда П. Гранде был опубликован остракон O.IFAO 1864, в надписи на котором идет речь о казни анонимным фараоном на пятом году Баи. Данный источник не оставил никаких сомнений как относительно острой придворной борьбы за власть, так и печального конца всесильного "серого кардинала". Третья строка recto остракона гласит: "казнил (досл. убил) фараон, жизнь, процветание, здравие, супостата великого Баи"8. Отстраняясь от дискуссии на тему политической роли Баи, добавим лишь, что после смерти Баи единственным препятствием для Таусерт на ее пути к трону остался Саптах. Таким образом, представление о гармоничном сотрудничестве Саптаха, Баи и Таусерт, предложенное Р. Дрэнхен, не является более актуальным9. Равным образом отпадает и прежняя точка зрения о браке Саптаха и Таусерт, устроенном Баи в целях консолидации обеих ветвей царского дома10. Кроме того, изображения Саптаха в гробнице Таусерт (коридор В) в Долине царей (KV 14) не могут служить надежным доказательством такого брака.

Сведений о том, что Саптах был женат и имел детей нет. Умер он на шестом году своего правления примерно в возрасте 15 - 20 лет, и царская власть перешла к Таусерт, являвшейся до этого момента царицей-регентшей. Оказавшись в положении отчасти сходном, по замечанию С. Олдреда, с положением вдовы Тутанхамона Анхесенамон11, Таусерт, единственная известная нам легитимная наследница, возложила на себя царскую власть. В немалой степени этот шаг был облегчен отсутствием легитимных претендентов на престол, хотя из последующего отношения к памяти Таусерт фараонов XX династии, следует заключить, что не все в стране были готовы признать этот шаг.

При жизни Саптаха Таусерт вынуждена была довольствоваться ролью регентши, хотя это не означало, что царица, обладавшая политическими амбициями и стремлением к власти, отказалась от стремления занять трон. Самым ясным показателем существования таких амбиций служит ее гробница, которую начали строить еще при Сети II в Долине Царей - некрополе фараонов Нового царства, - а не в Долине Цариц, то есть еще тогда, когда Таусерт была только "великой царской супругой"! Гробница Таусерт (KV 14), прошедшая несколько больших строительных этапов, хорошо иллюстрирует политическую судьбу царицы12. В истории строительства и в декоре гробницы отразились события, которые определяют историческое развитие в кризисное время при переходе от XIX к XX династии, поэтому археологическое исследование гробницы может предоставить ценные данные. Гробница не была закончена в один прием, но создавалась в несколько строительных этапов; на сегодняшний момент четко различают четыре основных следовавших друг за другом таких этапа. Все они относятся к жизни Таусерт, когда она была регентшей, и, наконец, когда она стала единовластным правителем. После XIX династии в ее гробнице строительные работы не производились, и теперь установлено, что фараону Сетнахту, погребенному в ней в начале XX династии, досталась полностью законченное погребальное сооружение XIX династии13.

Первая половина усыпальницы была имитацией царской гробницы, но меньших размеров. Так как первоначально гробница предназначалась не для царя, а для царицы, на первом этапе строительства был использован не "царский локоть" (52,5 см), обычный в подобного рода погребениях, а меньшая мера длины. Когда умер Саптах, и Таусерт стала фараоном, она приказала создать гробницу, достойную настоящего фараона, поэтому длина гробницы была увеличена вдвое (уже с использованием "царского локтя"), а кроме большой погребальной камеры (зал Л) была высечена еще одна (зал J2)14. В размерах и структуре гробницы смешались формы и элементы, присущие гробницам царей и цариц.

В результате тщательного исследования, проведенного Х. Альтенмюллером в усыпальнице Таусерт, выяснилось, что гробница была начата не на втором году правления Саптаха, как считалось прежде, а еще до его воцарения, то есть при Сети II. По древнеегипетскому календарю строительные работы в гробнице были начаты на втором году первого месяца перет, в восьмой день царствования Сети II15.

Кроме гробницы немногочисленные памятники, связанные с Таусерт, происходят в основном из других областей Египта: элементы построек с именем царицы были обнаружены в Мемфисе (блок с надписью жертвенной формулы богам от имени Таусерт-фараона)16, из Кантира (фрагменты рельефа, на котором Таусерт и Сети II изображены вместе)17, и стела из Бильгаи близ древнего Себеннита18. Некоторое количество посвятительных надписей на имя царицы было найдено также на Синае19.

К числу наиболее значительных памятников Таусерт относятся стела из Бильгаи, почти полностью уничтоженная парная статуя с Саптахом на коленях, поврежденная статуя царицы из Гелиополя, три клада с драгоценностями (два из Телль-эль Баста и один из Долины Царей, из так называемой "золотой гробницы" KV 56), ритуальные вклады в фундамент несохранившегося (или так и не возведенного) поминального храма Таусерт в западных Фивах20.

В сценах, относящихся ко времени правления Сети II и Саптаха, царица изображена в облике "великой царской супруги". Например, на серебряных браслетах из "золотой гробницы" (KV 56) Таусерт показана прислуживающей Сети II. Во время своего регентства она также не имеет никаких мужских царских атрибутов власти; так, на северном (правом) косяке ворот храма в Амаде Таусерт представлена в канонической церемониальной позе с систрами в руках и в типичном одеянии царицы эпохи Нового царства: в длинном полупрозрачном одеянии, подпоясанном узким шарфом под грудью и головном уборе, имеющем вид стилизованного изображения самки грифа. Надпись, помещенная перед Таусерт, гласит: "супруга бога, великая (жена) царя, владычица Обеих Земель Таусерт Сетепенмут, правогласная". Также не противоречат облику супруги фараона и частично уцелевшие рельефы, высеченные на стенах гробницы в Долине Царей (KV 14), - здесь Таусерт фигурирует в женском одеянии, причем позади Саптаха (первый коридор В, правая и левая стены), или перед богами (боковая комната Ga: правая и левая стены). Надписи в гробнице, перечисляющие титулы и эпитеты Таусерт тоже выдержаны в рамках, положенных царице21.

Вместе с тем именно в период правления малолетнего Саптаха Таусерт, как свидетельствует текст стелы Бильгаи, приобретает титул "великой (госпожи?) всей земли" и от своего имени распоряжается построить часовню в честь Рамсеса II. Ко времени регентства относится и сильно поврежденная скульптурная группа из известняка, изображавшая Таусерт с Саптахом на коленях22. Данный сюжет известен в египетском искусстве с эпохи Древнего царства23 и имеет прямые параллели с сюжетами кормления богиней грудью царя, особенно с образом Исиды с младенцем Хором. Поэтому нет оснований считать, что уничтоженная фигура изображала не Таусерт, а кого-то другого, например, Баи. В данном случае, хотя и облеченное в иконографически привычную форму, очевидно стремление подчеркнуть значение регентши и показать зависимое от нее положение Саптаха-ребенка. В данной скульптурной группе показательно, что Таусерт восседает на царском троне, в то время как Саптах сидит на ее коленях и трона не касается24. К большому сожалению, группа подверглась damnatio memoriae, вследствие чего от фигуры Таусерт остался только фрагмент ног и трон.

Точкой отсчета начала единоличного царствования Таусерт следует считать смерть Саптаха, картуши которого в гробнице в Долине Царей (KV 14) были переделаны в картуши супруга царицы Сети II. Этим же временем можно датировать поврежденную статую Таусерт из Гелиополя, на которой уцелели ее царские имена, титулы и эпитеты. Статуя изображает Таусерт в облике фараона, сидящего на кубическом троне со скипетром-хека и плетью-нехаха в правой руке. Несмотря на отсутствие головы статуи, можно без труда установить, что царица была изображена в царском головном уборе-немесе. Титулатура Таусерт была составлена согласно установленному царскому протоколу: имя Хора: "Могучий телец, любимый Маат, владыка пригожий как царь, подобный Атуму"; владычицы: "Основывающая Египет, покоряющая чужеземные страны"; имя Золотого Хора Таусерт неизвестно; царь Верхнего и Нижнего Египта: "дочь Ра, любимая Амоном" (тронное имя Таусерт); сын Ра: "Таусерт, избранная Мут"25, любимая Хатхор, владычицей Красной горы.

Подобно другим фараонам Таусерт именуется "владыкой воссияний" (неб хау). Весьма важно отметить то обстоятельство, что по отношению к Таусерт употреблялись титулы и эпитеты как в мужском, так и женском роде, - "сын Ра" / "дочь Ра", "владычица Обеих Земель" и "владыка Обеих Земель"26. По нашему мнению, параллельное употребление мужского и женского рода, в том числе в царской титулатуре, ранее применявшееся в титулатуре Хатшепсут, говорит либо о политических колебаниях самой Таусерт, либо о сознательном совмещении черт мужской и женской царственности. Так или иначе, налицо балансирование между женским и мужским элементами, которое мы расцениваем как преднамеренный замысел, а не как результат ошибок писцов и резчиков, не знавших, в каком роде именовать женщин-фараонов. В пользу данного утверждения свидетельствует тот факт, что в гробнице Таусерт (KV 14) в некоторых надписях эпитеты богов (!) Осириса, Анубиса, Птаха, Тота и Геба имеют грамматические окончания женского рода (не "владыка", а "владычица"), добавленные в целях согласования с полом царицы27. Тем не менее, в отличие от памятников Хатшепсут, в настоящее время не известно ни одного полностью мужеподобного изображения Таусерт. Даже в вышеупомянутой статуе из Гелиополя облик Таусерт все-таки не мускулинизирован до конца; скульпторы ясно обозначили грудь правительницы и женственные контуры ее фигуры.

О конкретных политических событиях, происходивших в Египте при Таусерт, прямых данных нет. Если принять на веру знаменитый пассаж из "Большого папируса Харрис" о безначалии и самоуправстве сановников, то царствование Таусерт, по-видимому, не отличалось стабильностью, так как закат XIX династии ознаменовался смутой, которой воспользовался некий сирийский узурпатор Ирсу, которого некоторые египтологи отождествляют с Баи: "Была страна Египетская брошена на произвол судьбы, и каждый человек [был] сам по себе. Не было главы у них долгие годы. Была страна Египта во власти вельмож в виде [отдельных] уделов. Один убивал другого, как великого, так и малого. Другая пора настала после этого - голодные годы, причем Ирсу, некий сириец, главный у них. Заставил он всю страну подчиниться себе. Каждый убивал другого, грабилось имущество их [людей]. [А] боги были приравнены к людям, и не совершались жертвоприношения в храмах. И тогда боги соблаговолили дать стране ее обычный порядок. Они утвердили своего сына, вышедшего из их тела, правителем, да будет он жив, невредим, здоров, всей земли на престоле их великом, Усерхара-Сетепенра-Мериамона, да будет он жив, невредим, здоров, - сына Ра, Сетнахта-Мерер-Ра-Мериамона, да будет он жив, невредим, здоров. Причем был он подобием Сета в ярости его. И привел он в порядок всю страну, ранее бунтовавшую. И уничтожил он злоумышленников, которые были в Египете, причем очистил он великий престол Египта"28.

Тем не менее, "о загадочном сирийце, захватившем верховную власть и, быть может, даже воцарившемся, если престол от него "очищали", никаких сведений мы больше не имеем"29. Порядок в Египте был восстановлен с приходом к власти Сетнахта (1185 - 1182)30, положившего начало XX династии. Оценивая общий исторический фон того периода, нельзя согласиться с выводами, подобными заключению популяризатора египтологии К. Жака, что "правление Таусерт являлось временем мира и относительного процветания"31, но и к описанию катастрофического положения дел в тексте, составленном при ближайших преемниках Сетнахта, надо подходить с большой осторожностью. Не исключено, что в целях укрепления прав на престол Сетнахта нестабильность в стране была сильно преувеличена. Весьма возможно, что главным соперником Сетнахта являлась Таусерт. Об этом говорит активное уничтожение ее памятников и надписей. Хронологически инициатором этих действий следует считать только Сетнахта32. Узурпировавший гробницу Таусерт Сетнахт, приказал вынести и, как предположил А. Гардинер, уничтожить ее мумию33; по крайней мере, безымянную мумию из тайника KV 35 (так называемая безымянная дама D)34 останками Таусерт однозначно признать нельзя. Гранитный саркофаг Таусерт, изготовленный, когда она еще была царицей, обнаружили в переделанном виде в соседней гробнице в Долине Царей (KV 13)35. Все изображения и имена царицы в гробнице были либо переделаны, либо заштукатурены и заменены изображениями и надписями с именами Сетнахта. Другие значительные памятники и надписи Таусерт были также изувечены и сбиты.

Подводя итог, следует обратить внимание на параллели, которые можно провести между правлениями Хатшепсут и Таусерт: и та и другая были, несомненно, волевыми личностями, обладавшими большими амбициями и стремившимися к власти, что в конкретных исторических условиях и было реализовано ими обеими, хотя в различной степени. В политической судьбе Хатшепсут и Таусерт четко выделяются три последовательных этапа: период, когда они были только "великими царскими супругами", период регентства при малолетних правителях (у Хатшепсут при Тутмесе III, у Таусерт при Саптахе) и период единоличного правления в качестве фараонов. Все эти этапы отразились в памятниках и надписях обеих цариц. Однако в силу более длительного и успешного царствования Хатшепсут и обилия сохранившихся источников, в ее жизни упомянутые этапы прослеживаются четче, чем у Таусерт. Более того, процесс постепенного овладения Хатшепсут верховной властью был доведен до логического конца, что хорошо прослеживается по ее становящимся все более и более мускулинизированным изображениям. Недолгое правление Таусерт, к сожалению, не дает возможности детально проследить эволюцию ее облика, но общие тенденции можно обнаружить.

И Хатшепсут, и Таусерт от своего имени начали строительство в западных Фивах царского поминального храма. Разница только в том, что Таусерт не удалось довести начатое до конца. Приняв царскую власть, обе царицы начинают строить для себя царскую усыпальницу. Хатшепсут, уже имевшая гробницу с готовым саркофагом в Вади Сиккет Така-эль Зейд (WA D), распорядилась построить (или существенно расширить) еще одну в Долине Царей (KV 20), а Таусерт переделать и увеличить уже начатую (KV 14). Кроме этого, в целях укрепления своих личных позиций обе правительницы задумали создать в своих гробницах двойное погребение: Хатшепсут - отца Тутмеса I, а Таусерт - супруга Сети II. После смерти цариц двойное погребение было ликвидировано их непосредственными преемниками.

Как Хатшепсут, так и Таусерт подвергались официальному преследованию, Их памятники преднамеренно разрушались, а имена были исключены из списков царей-предков. Так, фараоны новой XX династии постарались создать впечатление, что Таусерт и даже Саптах вообще никогда не правили. Об отношении к ним как к нелегитимным правительницам ясно указывают рельефы в заупокойном храме Рамсеса III в Мединет-Абу, изображающие праздник бога Мина36. В сцене процессии статуй царей-предков отсутствуют фигуры Саптаха и Таусерт, что должно было представить последовательность событий таким образом, будто бы Сетнахт воцарился непосредственно после Сети II.

Приведенные факты свидетельствуют о существовании определенной закономерности в продвижении Таусерт, (как до нее и Хатшепсут) к царской власти. Она могла стать царицей лишь при благоприятном сочетании текущей исторической ситуации и личных политических амбиций. В отличие от Хатшепсут Таусерт "не повезло" в связи с общим кризисным положением в стране, нуждавшейся, по-видимому, в более сильном правителе, каким стремился представить себя Сетнахт.

Примечания

1. Даты даны по: CLAYTON P.A. Chronicle of the Pharaohs. The Reign-by-Reign Record of the Rulers and Dynasties of Ancient Egypt. Lnd. 1994.
2. Эти титулы и эпитеты сохранились на разных памятниках Таусерт. См.: GOSSELIN L. Les Divines Epouses d'Amon dans l'Egypte de la XIXe a la XXe dynastie. P. 2007, p. 128.
3. VANDIER J. Ramses-Siptah. - Revue d'Egyptologie. Paris. 1971. Vol. 23, p. 172.
4. Это хорошо видно по мумии Саптаха. Фараон был болен полиемелитом.
5. В некоторых генеалогиях у Сети II и Таусерт значится сын Сети-Мернептах. Если таковой действительно был, то он умер до воцарения Саптаха. См.: DODSON A., HILTON D. The Complete Royal Families of Ancient Egypt. Lnd. 2004, p. 178.
6. GARDINER A. Only One King Siptah and Twosre not His Wife. - Journal of Egyptian Archaeology. Lnd. 1958. Vol. 44, p. 17, 18.
7. Надписи с титулами Баи сохранились в западной Сильсиле, Асуане и в Амаде.
8. Этим фараоном мог быть только Саптах, по распоряжению или с согласия которого и казнили Баи. GRANDET P. L'execution du chancelier Bay. O.IFAO 1864. - Bulletin de l'Institut Francais d'Archeologie Orientale. Le Caire. 2000. N 100, p. 339 - 345.
9. DRENKHAHN R. Die Elephantine-Stele des Sethnacht und ihr historischer Hintergrund. AA, 36. Wiesbaden. 1980, S. 52 f.
10. ALDRED C. The Parentage of King Siptah. - Journal of Egyptian Archaeology. Lnd. 1963. Vol. 49, p. 47; GARDINER A. Op. cit., p. 16.
11. ALDRED С Op. cit., p. 44.
12. REEVES N., WILKINSON R.H. The Complete Valley of the Kings. Tombs and Treasures of Egypt's Greatest Pharaohs. Lnd. 1996, p. 156 - 158.
13. ALTENMULLER H. Das Grab der Konigin Tausert (KV 14) Bericht uber eine archaologische Unternehmung. - Gottinger Miszellen. Gottingen. 1985. N 84, p. 8.
14. VANDERSLEYEN С L'Egypte et la valee du Nil. De la fin de l'Ancien Empire a la fin du Novel Empire. T. 2. P. 1995, p. 585.
15. Перет (егип. "выхождение") - сезон древнеегипетского календаря с ноября по март. CALLENDER V.G. Queen Tausret and the End of Dynasty 19. - Studien zur Altagyptischen Kultur. Hamburg. 2004. N 32, p. 96.
16. GABALLA G.A. Some Nineteenth Dynasty Monuments in Cairo Museum. - Bulletin de l'Institut Francais d'Archeologie Orientale. Le Caire, 1972. N 71, p. 134. Pl. XXVI.
17. PUSCH E.B. Tausret und Sethos II. In der Ramses-Stadt. - Agypten und Levante. Wien. 1999. Vol. IX. S. 101 - 109.
18. GARDINER A. The Stele of Bilgai. - Zeitschrift fur Agyptische Sprache und Altertumskunde. Leipzig. 1912. Bd. 50, p. 49 - 57.
19. VANDERSLEYEN C. Op. cit, p. 586.
20. Мюнхен. Глиптотека N 122. - BEKERATH J.von. Queen Twosre as Guardian of Siptah. - Journal of Egyptian Archaeology. Lnd. 1962. Vol. 48, p. 70 - 74. Pl. III; BAKRY H.S.K. The Discovery of a Statue of Queen Twosre (1202 - 1194?) at Madinet Nasr. Cairo. - Rivista degli Studi Orientali. Roma. 1971. Vol. 46, p. 17 - 26, pls. I-VII; DAVIS T.M., AYRTON E.R. The Tomb of Siptah, the Monkey Tomb and the Gold Tomb. Lnd. 1908, p. 31 - 45; PETRIE W.M.F. Six Temples at Thebes. Lnd. 1897, p. 13 - 16. plans XXII-XXVI; WILKINSON R.H. The Complete Temples of Ancient Egypt. N. Y. 2000, p. 187.
21. GOSSELIN L. Les Divines Epouses d'Amon dans l'Egypte de la XIXe a la XXe dynastie. P. 2007, p. 123 - 124.
22. См. примечание 20.
23. См., например, скульптурную группы: царицы Анхнесмерира II с сыном Пепи II (L'art egyptien au temps des pyramides. Reuninon des musees nationaux. Paris. 1999, p. 347 - 348. N 173), Хатшепсут на коленях у кормилицы Сатра (Mistress of the House, Mistress of Heaven. Women in Ancient Egypt. N. Y. 1997. Fig. 8b, p. 17) и роспись в гробнице Кенамона (ТТ 93) с изображением Аменхотепа II на коленях царской кормилицы (CHAMPDOR A. Die altagyptisce Malerie. Leipzig. 1959. S. 63).
24. CALLENDER V.G. Queen Tausret and of Dynasty 19. - Studien zur Altagyptischen Kultur. Hamburg, 2004. N 32, p. 88.
25. Дословно с древнеегипетского имя Таусерт переводится как "могущественная", в надписи в Амаде - "возлюбленная Мут"
26. CALLENDER V.G. Op. vit., p. 95.
27. См.: TROY L. Patterns of Queenship in Ancient Egyptian Myth and History. Uppsala, 1986, p. 143; REEVES N., WILKINSON R.H. Op. cit., p. 158. См., например, изображения Осириса (камера F), Анубиса и Ра-Хорахти (зал Л, столб 5).
28. Хрестоматия по истории Древнего Востока. Ч. I. М. 1980, с. 111.
29. История Древнего Востока. Ч. II. М. 1988, с. 561.
30. В 2006 г. на дороге, связывавшей Карнак с Луксором, была найдена стела, датированная 4-м годом правления Сетнахта, что увеличивает на год длительность его правления.
31. JACQ Chr. Les Egyptiennes. P. 1996, p. 142.
32. ALTENMULLER H. Tausret und Sethnacht. - Journal of Egyptian Archaeology. Lnd. 1982. Vol. 68, p. 111.
33. GARDINER A. Egypt of the Pharaohs. An introduction. Oxford University Press. 1961, p. 278.
34. См.: REEVES N., WILKINSON R.H. Op. cit, p. 199.
35. Саркофаг был узурпирован сыном Рамсеса III, царевичем Амонхерхепешефом. - REEVES N., WILKINSON R.H. Op. cit., p. 154.
36. GAUTHIER H. Les Fetes du dieu Min. Le Caire. 1935, p. 204 - 205. Сюжет рельефов практически полностью скопирован из Рамессеума, заупокойного храма Рамсеса II.

Вопросы истории. — 2007. — № 10. — С. 151—156.

Это сообщение было вынесено в статью

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас