Sign in to follow this  
Followers 0
Saygo

Хатшепсут

5 posts in this topic

Мааткара Хатшепсут Хнеметамон (1473—1458 гг. до н.э.) — первая в письменной истории человечества женщина-правитель. Имя Хатшепсут можно перевести примерно как «Лучшая по благородству». Хатшепсут — супруга Тутмоса II и дочь Тутмоса I, таким образом, она была царской, божественной крови, и имела некоторые основания занять престол Египта.

user posted image

Статуя Хатшепсут из Бостонского музея изобразительных искусств

Некоторые исследователи полагают, что реально править в Египте Хатшепсут стала ещё при жизни своего больного супруга. Как бы там ни было, но после смерти Тутмоса II фараоном был провозглашён Тутмос III, а Хатшепсут — регентом. Однако, примерно через 3 года Тутмос III был отстранён от власти группой «заговорщиков» во главе с фиванским жречеством, которая провозгласила единоличным правителем Египта Хатшепсут.

user posted image

Царица Хатшепсут в облике сфинкса, Музей Метрополитен

Для легитимизации царицы велась широкая пропаганда, говорившая о том, что Хатшепсут — дочь бога, избранная им. Во время жреческой церемонии в храме Амона в Фивах жрецы, нёсшие барку с божеством, опустились на колени перед Хатшепсут, что рассматривалось верховными жрецами Амона, как явное указание на богоизбраннось царицы. Чуть позднее в храме в Дейр эль-Бахри были созданы сцены божественного рождения царицы.

user posted image

user posted image

user posted image

Рельеф из «Красного святилища» в Карнаке, изображающий Хатшепсут рядом с Тутмосом III.

user posted image

Осирическая голова Хатшепсут из храма в Дейр-эль-Бахри. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

user posted image

Парные осирические статуи Хатшепсут перед храмом в Дейр эль-Бахри.

user posted image

Двойная стела Хатшепсут и Тутмоса III, Ватикан

[Рельеф: Амон сообщает богам (Монту, Атуму, Шу, Тефнут, Гебу, Нут, Осирису, Исиде, Нефтиде, Сету, Хатхор) о предстоящем зачатии нового 'царя', которому будет вручена власть в стране.]

[Слова Амона к богам]

Итак, сказанное относительно наследия владыки Обеих Земель богам этим: 'Вот, возлюбил я супругу, избранную мной, мать царя Верхнего и Нижнего Египта Мааткара1, наделённого жизнью, Хнумит-Амон Хатшепсут... Буду я защитой плоти её, возвышающим (букв.: в качестве возвышения) её среди... Вот, дал я ей страны (Египта) все, чужеземные страны все... Будет предводительствовать она живущими всеми... ...все... Соединил я для неё Обе Земли в довольстве... Будет сооружать она храмы ваши, освятит она дома ваши... сделает постоянными (букв.: упрочит) она приношения ваши, сделает процветающими она алтари ваши. Сделайте обильной влагу, находящуюся в небе2, во время её, сделайте выхождение для неё разлива речного большим весьма в срок её, обеспечьте защиту вашу жизни, благополучия, достатка её... ...жизнь ...её. Тот, кто будет чтить её, истинно, будет он жить... Тот, кто скажет худое в отношении имени величества её, сделаю я, что умрёт он тотчас'.

[Ответ богов]

Произнесение слов Девяткой богов великой: 'Пришли мы, обеспечили мы защиту нашу жизни, благополучию, достатку её... (дабы?) делала она памятники её прекрасные в землях этих...'

[Рельеф: Амон справляется через Тота относительно Яхмес, будущей матери Хатшепсут]

[Поручение Амона Тоту]

'[...]Отправься теперь к сокровенному месту Ипетсут, отыщи (имя?) юницы этой, в то время как я (буду пребывать) в окоёме небесном, местопребывании великом'. Итак, отправился Тот в день [?]...'

[Ответ Тота]

'Юница, о которой ты сказал... (супруг её) - старец (?) Яхмес имя её, прекраснее она жены любой, которая (есть) в земле этой до пределов её. Супруга государя это, царя Верхнего и Нижнего Египта Аахеперкара, наделённого жизнью вечно, (с тех пор как) величество его был ещё наследником. О если бы выступила (она?)... имя её...'

[Рельеф: Тот приводит Амона, который принимает облик царя Тутмоса I, к царице Яхмес]

Произнесение слов3 богом этим великолепным, Амоном, владыкой престолов Обеих Земель. Принял (букв.: сделал) он облик свой в качестве величества супруга её, царя Верхнего и Нижнего Египта Аахеперкара. Обнаружил он её в отдохно-вении её, в покоях (букв.: в красотах) дворца. Проснулась она от благовония бога, рассмеялась она перед величеством его. Тогда подошел он к ней тотчас, ощутил он желание к ней, обратил он сердце свое к ней. Дал он, чтобы узрела она его в образе его бога, после того как вошел он к ней. Радостна она, когда видит красоту его; любовь его, проникает она тело её, наполненное благовонием бога, ароматом (тела) его всяким в качестве [запаха] Пунта.

[Рельеф: Амон овладевает царицей и предсказывает ребёнку, которого она родит, царскую власть.]

[Пояснительная надпись к сцене]

... великая... любовью (и) очарованием. Делал величество бога этого с нею всё, что желал он. Сделала она, что ликовал он из-за этого. Облобызала она его...

[Слова божественной четы]

Произнесение слов, воистину, царской женой (и) царской матерью Яхмес перед величеством бога этого великолепного, Амона, владыки престолов Обеих Земель: 'Господин мой, сколь велика сила твоя! Великолепно это - узреть тело твое. Соединил ты величество моё с благодатью твоей. Влага твоя - в члене моём каждом'. После этого делал величество бога этого всё, что желал он, вместе с нею.

Произнесение слов Амоном, владыкой престолов Обеих Земель, перед ней: 'Хнумит-Амон Хатшепсут4, воистину,- имя дочери это, которое дал я [ей] во чреве твоем, изречение это слов, вышедшее из уст твоих. Будет она исполнять обязанность эту благодетельную в земле этой до пределов её. Сила моя - у неё, мощь моя - у неё, почести (воздаваемые) мне (букв.: мои) - у неё, венец мой - у неё. Будет царствовать, будет править она в Обеих Землях, будет предводитель-ствовать она живущими всеми... вплоть до (пределов) круга неба5... к... владыка сияния (?)... из-за неё в (пределах) круга (неба). Соединил я для неё Обе Земли в именах е ё всех на престоле Хора живущих. Буду я защищать достаток её каждый день вместе с богом, находящимся во времени его (?)'.

[Рельеф: Амон говорит с Хнумом, который должен сотворить зачатого им ребенка.]

[Слова Амона]

'Сотвори дочь (мою) любимую, зачатую мною...'

[Слова Хнума]

Произнесение слов (Хнумом): 'Создал я дочь твою эту Мааткара для жизни, благополучия, здоровья (её), для довольства, для приношений, для почтения, для любви, для вещей всяких прекрасных. Отличен образ её от (образов) богов, в сане её великом царя Верхнего и Нижнего Египта'.

[Рельеф: Хнум создаёт ребенка и его Ка на гончарном круге, в то время как его супруга Хекет наделяет их жизнью.]

[Слова Хнума]

Произнесение слов Хнумом-творцом, владыкой Херура: '[Создал] я тебя во плоти этой бога, находящегося впереди Ипетсут... Явился я, чтобы создать тебя (иной), чем боги все, дал (я) тебе жизнь (и) благополучие всё, прочность всю, радость сердца всю, (которые есть у меня), дал (я) тебе здоровье всё, земли все, дал (я) тебе чужеземные страны все и подданных (египтян) всех, дал (я) тебе довольство всё (и) приношения все, дал (я) тебе воссияние6 на престоле Хора подобно (богу) Ра... дал я тебе быть впереди Ка живущих всех, воссиевая в качестве царя Верхнего и Нижнего Египта, Юга и Севера, согласно тому, что приказал отец твой Амон-Ра, любящий тебя'. ...

[Рельеф: Тот возвещает царице Яхмес рождение ребенка.]

[Надпись при изображении Тота]

... сан её весь правительницы, дочери сановника (?), наследницы Осириса, владычицы Обеих Земель, матери царя Верхнего и Нижнего Египта, Яхмес... Доволен Амон, владыка престолов Обеих Земель, саном её великим правитель-ницы, великой очарованием, великой хвалами, госпожи приятности сердца, великой сладостью, великой любовью, видящей Хора, сидящей Сета, (той которая) любима овном7, (той,) благополучие которой обеспечено овном... супруги Хора, любимой им, для которой делают все, что она скажет (букв.: 'оказывание (ею) вещи всякой, делают (его) для неё').

[Надпись при изображении царицы]

Находящаяся во главе Юга и Севера, мать царя Верхнего и Нижнего Египта... отец... царская жена великая Яхмес, да будет жива она, прочна она, благополучна она, (да будет) радость сердца её вечна.

[Рельеф: Хнум и Хекет подводят беременную царицу к месту родов.]

[Слова Хнума]

Произнесение слов: 'Буду (я), воистину, защищать прибавление дочери (?). О, как велико раскрытие лона твоего... всякий...'

[Эпитеты обоих божеств]

Хнум-творец, находящийся во главе Херура.

Хекет, владычица Херура, сияющая облегчением родов.

[Титул царицы]

Правительница великая, хвалимая за очарование (её), подруга Хора, любимая им, владычица сладости, великая любовью, госпожа приятности сердца, госпожа жён всех, для которой делают всё, что она скажет.

[Надпись при рельефе]

Забеременевшая тотчас, после этого выстрадала она рождение... веда(я?)... вместе с ним... для обеспечения защиты для...

[Рельеф: Рождение, в присутствии Амона и Месхенет.]

[Слова богини Месхенет]

Произнесение слов [богиней] Месхенет: 'Дан ребенок8 в качестве царя Верхнего и Нижнего Египта, Юга и Севера. Буду (я) на защите достатка твоего подобно Ра. Даю (я) тебе жизнь (и) благополучие более, чем у любого (другого). Предназначаю я тебя к жизни, к благополучию, к здоровью, к благодетельности, к великолепию, к радости сердца, к пище, к довольству, к приношениям, к вещам прекрасным. Воссияешь ты в качестве царя Верхнего и Нижнего Египта для хеб-седов многочисленных весьма, будучи живой, прочной, благополучной, радость сердца твоего с Ка твоим, в Обеих Землях твоих на престоле Хора вечно'.

[Рельеф: Хатхор протягивает Амону ребёнка.]

[Надпись при изображении Амона]

Явился бог этот великолепный, чтобы увидеть дочь его, любимую им, царя Верхнего и Нижнего Египта Мааткара, да живет она. После того как родилась она, [была,] истинно, сладостность сердца его велика весьма...

[Слова Амона к ребенку]

Произнесение слов Амоном к дочери его от плоти его Мааткара: 'Образ светлый, вышедший из [меня], ты - царь, схватывающий Обе Земли на престоле Хора подобно Ра'...

Узурпация эта пошла на пользу Египту. Хатшепсут, вероятно, в силу, своей женской природы, не проводила активной военной экспансии. Эпоха её правления знаменуется спокойствием и миром. В это время разворачивается широкое строительство храмов и памятников по всему Египту. Наряду со строительсвом новых архитектурных сооружений, восстанавливались и те, которые прозябали в годы гиксосского засилия. Больше царицы строил только Рамсес Великий.

Были окончательно восстановлены и значительно расширены святилища в Карнаке и Луксоре. В Карнаке было возведено «Красное святилище» для церемониальной ладьи Амона; был воздвигнут VIII пилон, а также расширен храм Мут.

Наиболее известным и красивейшим архитектурым памятником эпохи Хатшепсут являтся её заупокойный храм в Дейр эль-Бахри — Джесер-Джесеру («Святая святых»). Архитектором этого великолепного храма был Сенмут — мудрый визирь Египта и, возможно, любовник царицы. Храм этот во многом повторял намного меньший храм Ментухотепа I, построенный здесь же в эпоху Среднего царства.

user posted image

Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Зодчий — Сенмут.

Судя по источникам, на 21-м году своего правления (если считать начало его годов правления со смерти его отца) Тутмос III восстановил себя во власти, и стал царём вместо своей нелюбимой тётки-узурпаторши, каковой он считал Хатшепсут. Как он пришёл к власти,— в результате мятежа против тётки, либо мирным путём (в результате её смерти, напирмер), доподлинно неизвестно. Сразу же после восхождения на престол, Тутмос III стал избавляться от любых упоминаний Хатшепсут, и приказал переделать все памятники по Египту.

Египтологи уматривают в этом уничтожении имён Хатшепсут по стране два смысла. Первый, наиболее распространённый в историографии, говорит о том, что Тутмос III уничтожал упоминания о своей тёте из-за ненависти к ней, из-за того, что она захватила трон, принадлежавший ему по праву, и не допускала к нему. Вторая теория строится на менталитете древних египтян, и верится в неё больше. Согласно этой теории, Тутмос уничтожал имена Хатшепсут по настоянию своих придворных с тем, чтобы восторжествовала маат (истина), и Египет не подвергся бы каре небесной. Ведь, по маат править Египтом может только Хор — мужчина, но никак не женщина. Поэтому, чтобы не нарушать вселенского порядка маат нужно было удалить записи о том, что Египтом какое-то время правила женщина.

Примечания:

1. Др.-егип. 'Ка [бога] Ра - это маат'.

2. То есть росу (а не небывалый в Египте дождь.)

3. Стандартное начало египетских ритуальных текстов, содержащих прямую речь божества или участника ритуала.

4. Др.-егип. 'Соединившаяся с Амоном, Первенствующая великолепием [своим]'.

5. То есть движения солнца ('окружения' им 'неба').

6. То есть появление на престоле.

7. То есть Амоном, изображавшимся в виде барана.

8. Букв.: сын, хотя речь о Хатшепсут.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Преследование памяти женщины-фараона Хатшепсут

Автор: В. А. Большаков

К одной из неоднозначных проблем правления царицы-фараона Хатшепсут (ок. 1504- 1483 гг. до н.э.)1 относится преследование ее памяти Тутмосом III, то есть разрушение по его повелению посвященных ей памятников, статуй, стесывание рельефов, переделка текстов и картушей2. Сопутствующим вопросом является взаимоотношение двух соправителей - Тутмоса III и Хатшепсут. Отношение Хатшепсут к юному Тутмосу III, по всей видимости, было определено достаточно простым правилом: Тутмос III царит, но не правит; Хатшепсут же правит и поэтому занимает первенствующее место. Став фараоном, она сохранила обретенное первенство, но никогда не удаляла Тутмоса III с политической сцены3. Практически на всех совместных памятниках Хатшепсут - фигура первой величины, а Тутмос III и его картуш находятся на втором месте.

Систематическое истребление имен и изображений Хатшепсут после ее смерти стало призмой, сквозь которую историки рассматривали события ее жизни и царствования4. Начиная с К. Зете5, в зарубежной и отечественной египтологии закрепилось и стало почти господствующим представление о ненависти Тутмоса III к Хатшепсут. Основанная на упрощенном видении отношений между двумя соправителями, данная точка зрения требует серьезной коррекции. Как отмечал А. Х. Гардинер, "у фараонов была отвратительная склонность добиваться уничтожения высеченных на камне имен неугодных предков, но позже эти имена все же восстанавливались или заменялись другими"6.

Если в зарубежной египтологии прежнее видение взаимоотношений Тутмоса III и Хатшепсут в последние годы претерпело существенное изменение, то в отечественной эта версия, восходящая к Б. А. Тураеву7, опиравшемуся на исследования Зете и X. Брэстеда, до сих пор остается весьма устойчивой. Такие признанные авторитеты как М. Э. Матье и Ю. Я. Перепелкин также всецело разделяли точку зрения о личных мотивах уничтожения Тутмосом III памятников Хатшепсут, хотя и считали их подоплекой вражду противоборствующих придворных партий. Перепелкин полагал: "Став единовластным правителем, Тутмос III постарался уничтожить даже память о ненавистной сопернице, истребляя повсюду ее имена и изображения, заменяя их своими, отцовскими или дедовскими. Одни сановники подверглись мести царя, а другие уцелели и поспешили выразить полную покорность новому повелителю"8. Именно так выглядит картина действий Тутмоса III по отношению к своей предшественнице. Одним словом, "Тутмос III начал удалять ее имя, где бы оно ни было обнаружено"9.

В недавно изданной Истории Востока10 эта версия представлена без изменений. "После смерти Хатшепсут Тутмосис III, ранее даже не упоминавшийся официально11, стал, наконец, единовластным царем Египта на 22-м году своего формального цаствования. Яростно преследует он память своей мачехи, уничтожая ее статуи, стесывая ее имена со стен храмов, замуровывая в стены новых сооружений возведенные ею величественные 30-метровые обелиски"12.

Восшествие Хатшепсут на престол, часто характеризуемое историками как возмутительная узурпация, по-видимому, послужило для молодого царя достаточным мотивом, чтобы изуродовать ее памятники и памятники преданных ей царедворцев. Убедительным доводом для обоснования версии о ненависти Тутмоса III послужили многочисленные следы преднамеренного уничтожения надписей, рельефов и скульптур царицы в храме Дейр-эль-Бахри и других местах. X. Уинлок, проводивший в 20-х гг. XX в. расчистку и исследование храма Хатшепсут13, обнаружил поблизости от него два рва, куда были свалены изуродованные и разбитые на куски разнообразные статуи царицы, представлявшие ее в облике фараона-мужчины или женщины, но с атрибутами царской власти.

Скульптуры царицы в облике Осириса на верхней террасе храма разрушались, по меньшей мере, в два этапа: в первую очередь с короны сбивали символ царской власти урей, потом обезображивали лицо, откалывали долотом нос и выбивали глаза, затем статуи окончательно отделяли от цоколя и разбивали на куски14. Как показало изучение обнаруженных скульптур через некоторое время после смерти царицы на всех ее гранитных сфинксах и сидящих статуях, украшавших храм, сначала сбили царские уреи, о чем свидетельствует серая патина, отличающая эти места от более поздних повреждений. Сразу не уничтоженные уреи сбивали на статуях уже перед их сбрасыванием в яму; видимо, рабочие боялись магического возмездия этих могущественных символов власти. Подобные опасения, скорее всего, побудили их повреждать глаза и даже лица статуй15.

Советский египтолог Матье писала, что "Тутмес III истребил все скульптуры Дейр-эль-Бахри так тщательно, что до раскопок никто даже не думал об их существовании. Снимая и разбивая на куски десятки чудесных статуй ненавистной ему мачехи-тетки, Тутмес III считал, что он не только стирал с лица земли и из памяти своего народа воспоминание о ней, но даже уничтожал загробное существование ее души"16. Масштаб причиненных святилищу разрушений был велик. "По подсчетам Уинлока храм и его аллея процессий должны были первоначально вмещать около 200 раскрашенных в яркие цвета статуй и сфинксов, изображающих Хатшепсут"17.

Разрушения в Дейр-эль-Бахри и предпринятая Тутмосом III коренная перестройка Карнакского храма в глазах сторонников личной мести Тутмоса преследовала чуть ли не единственную цель - уничтожить всякое воспоминание о правлении Хатшепсут. В частности, обелиски Хатшепсут в Карнаке между IV и V пилонами (привратными башнями) Тутмос III приказал заложить камнем почти до самого верха, а "Красная Часовня" для священной ладьи Амона-Ра и некоторые другие сооружения были впоследствии разобраны или перестроены18. Памятники Хатшепсут за пределами Фив также не избежали вмешательства: Тутмос III приказал внести изменения в декор нубийских храмов в Бухене, Семне и Кумме, хотя в святилище богини Пахет в Спеосе-Артемидосе переделка картушей царицы принадлежит не Тутмосу III, а Сети I19.

Эти посмертные "репрессии" долгое время расценивались как следствие личной ненависти Тутмоса III к Хатшепсут и резкого поворота придворной политики на возобновление завоеваний. Имея приверженцев, царица, безусловно, имела тайных и, возможно, явных противников, вероятнее всего, в лице военной знати, оттесненной при Хатшепсут от власти сановниками-администраторами и жрецами. Прекращение крупных военных кампаний, нацеленных на расширение египетского господства и захват добычи, должно было вызывать недовольство военных. Впрочем, остается вопрос, почему Тутмос III не уничтожил все изображения царицы без исключения и не разрушил полностью ее поминальный храм в Дейр-эль-Бахри, из которого были лишь удалены ее статуи и переделаны рельефы и тексты (но не все). По определению У. Баджа, "странно не то, что он (Тутмос III. - В. Б.)разрушил так много, а то, что он не разрушил еще больше"20.

Храм в Дейр-эль-Бахри был предназначен не только для поминального культа царицы, но был посвящен и другим божествам, и прежде всего Амону-Ра, богу самого могущественного жречества, с которым фараон не мог не считаться. Тем не менее, это не помешало Тутмосу III провести значительные работы по перестройке в храме Амона-Ра в Карнаке, приписав некоторые из построек Хатшепсут себе или же уничтожив их. Но все эти изменения и спорадические разрушения не выглядят строго последовательными и наводят на мысль о том, что Тутмос III действовал, руководствуясь не личной местью, а какими-то иными соображениями. Так, изображения и имена Хатшепсут порой сбиты в незаметных или затененных местах, в то время как оставлены неповрежденными в местах видимых и доступных. Например, в святилище Хатхор в Дейр-эль-Бахри два изображения Хатшепсут оставлены нетронутыми, не уничтожены и два рельефа на южной стене святилища, а одно оставлено в нише, в глубине вестибюля солнечного двора. Под "портиком Пунта" изображение двойника царицы также не было уничтожено. Порой одни картуши сбиты, а другие нет. Иногда, напротив, изображение и имя стесаны с большой тщательностью21. В целом характер уничтожения рельефов, изображающих Хатшепсут, отличается некоторой спецификой - многие ее фигуры, хотя и сбиты, но не изглажены полностью, поэтому сохранились ясно различимые общие контуры, в отдельных местах можно даже прочитать некоторые надписи. По-видимому, ко времени прекращения кампании ликвидации изображений Хатшепсут-фараона рабочие просто не успели довести начатое дело до конца.

Наиболее вероятно, что в намерения Тутмоса III не входило разрушение храма царицы, который он, очевидно, хотел превратить в мемориальное святилище в честь своих предков Тутмосидов. Картуши Хатшепсут оказались большей частью замененными даже не именами самого Тутмоса III, а именами его предшественников - деда и отца, Тутмоса I и Тутмоса II. Скорее всего, разгадка роли, которую отводил Тутмос III храму Хатшепсут после устранения в нем памяти о царице, находится на его верхней террасе. Сцены, расположенные там, были полностью изменены после ее смерти. Новый декор, хотя и содержит сходную тематику (коронование царицы Амоном), но новый текст относится к Тутмосу I, а в остальных сценах главным действующим лицом становится Тутмос II. Внесенные изменения должны были рассказывать о предшественниках именно Тутмоса III, а сам храм - служить их культу.

Кто являлся инициатором этих уничтожений и замещений имен теперь не вызывает сомнений, однако раньше картина не была столь ясной. В труде, изданном в 1896 г. и переработанном к 1932 г., египтолог Зете, неверно истолковав последовательность правлений, доказывал, что обновления могли быть произведены лишь владельцами картушей в той последовательности, в которой эти правители возвращались на престол после диктатуры Хатшепсут. В свою очередь исследователь храма Хатшепсут и издатель его рельефов и текстов Э. Навилль придерживался мнения, что обновления были произведены позднее, в эпоху Рамессидов. Обе точки зрения были отвергнуты историком Мейсром и археологом Уинлоком, которые возвратились к более простой точке зрения, предшествовавшей сложной гипотезе Зете. В 1933 г. после нового тщательного изучения всех доступных картушей У. Ф. Эджертон заключил, что почти все эти изменения и обновления были совершены Тутмосом III, целью которого было укрепить свои династические права на престол. Изучив все саркофаги этого периода, У. Хэйс подтвердил выводы Эджертона22.

Интересен тот факт, что даже изменения картушей, принадлежавших правительнице, Тутмос III осуществил не сразу после начала единоличного правления, а по прошествии некоторого времени после смерти Хатшепсут. На основании интерпретации одной из сцен "Красной Часовни" Хатшепсут Навилль выдвинул точку зрения: "... все недавно обнаруженные документы доказывают, что, если Тутмос III и был инициатором каких-нибудь из этих повреждений, то он не начинал с этого своего царствования, и они также не были сделаны в первые годы его правления. Отношения между тетей и племянником были лучше, чем можно было полагать; это исключает идею о принадлежности Тутмоса к смерти Хатшепсут"23. Навилль справедливо считал, что "Красная Часовня" может содержать ключ к разгадке начала преследования имен и изображений Хатшепсут. В статье, посвященной этой проблеме24, египтолог Ч. Нимс пришел к заключению, что уничтожение имен и изображений Хатшепсут на блоках кварцитовой часовни и на ее карнакских постройках имело место в поздние годы правления Тутмоса III. Проанализировав характер повреждений изображений царицы на блоках "Красной Часовни", Нимс сделал вывод, что их уничтожение не являлось следствием последовательной акции, было ограниченным и имело место незадолго перед тем, как Тутмос приказал разобрать часовню для священной ладьи, то есть около 42-го года правления. Более того, Нимс считал, что именно Тутмос III завершил отделку "Красной Часовни". "Уничтожение ее (Хатшепсут. - В. Б.) имен и изображений в сценах ее красной кварцитовой часовни в Карнаке едва ли началось до того, как она была разобрана; вероятно, в то время, когда Тутмос III решил возвести свою собственную часовню для барки Амона из красного гранита. Предполагалось, что это произошло в течение или после 46 года его правления"25. П. Лако 26 подтвердил заключения Нимса, отметив также, что декор верхних регистров, осуществленный Тутмосом III, был выполнен менее тщательно, чем остальные. Незавершенное состояние "Красной Часовни", согласно Лако, было результатом изменений планов Тутмоса III, задумавшего заменить существующую постройку своей собственной. В этой связи становится объяснимым несистематический и эпизодический характер ликвидации изображений и картушей Хатшепсут на блоках часовни: ее фигуры и картуши были стесаны тогда, когда блоки разобранной часовни уже находились на земле и их поверхности не были в равной степени доступны рабочим27. Отчасти то же самое можно наблюдать и в Дейр-эль-Бахри, где ликвидация памяти царицы не была доведена до конца. Однако, здесь damnatio memoriae (осуждение памяти), вероятно, началось раньше всего, так как по наблюдению Уинлока ко времени снятия статуям было не более пяти лет. Они не очень долго простояли на открытом воздухе, чтобы подвергнуться воздействию внешней среды, и их скорое захоронение во многом послужило тому, что их краски практически не пострадали28.

На основании вышеизложенной суммы фактов полагаем, что личная месть Тутмоса III не была подлинным мотивом damnatio memoriae Хатшепсут. "Предположение об истреблении, вызванном ненавистью Тутмоса к Хатшепсут, должно быть поставлено под сомнение, так как 20 или более лет - слишком долгий срок, чтобы таить злобу, не предпринимая меры по уничтожению"29. Разрушение построек Хатшепсут в Карнаке было связано со строительными планами самого Тутмоса III, так как именно после 42-го года правления был возведен его знаменитый "Зал Анналов". На заложенных до половины обелисках Хатшепсут между IV и V пилонами имена, надписи и изображения царицы остались нетронутыми. Не содержит признаков преднамеренного осквернения при Тутмосе III и гробница Хатшепсут в Долине Царей. Сооружения правительницы на периферии также пострадали в различной степени.

Остается еще вопрос, почему Тутмос III инициировал широкое преследование памяти царицы так поздно, через 20 лет после ее смерти. Необходимость damnatio memoriae возникла под конец правления Тутмоса III и, как представляется, была продиктована стремлением Тутмоса III обеспечить беспрепятственный переход власти к своему наследнику - Аменхотепу II30. Косвенным подтверждением такого объяснения действий Тутмоса III служит тот факт, что изображения Хатшепсут в рамках иконографии царицы (но не царя) не подверглись целенаправленному разрушению и то, что после воцарения Аменхотепа II преследование памяти Хатшепсут сразу же прекратилось. Следовательно, если бы Тутмос III действительно питал личную ненависть к царице, то представляется логичным, что он постарался бы уничтожить все изображения и картуши Хатшепсут.

Наиболее убедительным мотивом преследования памяти Хатшепсут являлись соображения политического характера, поскольку существование женщины-фараона создавало опасный прецедент для последующих наследников престола мужского рода, которым женщины могли составить конкуренцию. Скорее всего, именно этим следует объяснить и "редактирование" надписей и картушей в храме Дейр-эль-Бахри при Рамсесе II, начертавшем в некоторых местах свое собственное имя. Примечательно, что кроме картушей Хатшепсут в ее титулах и эпитетах уничтожали и грамматические показатели ее пола. Таким образом, преследование памяти Хатшепсут было следствием отрицания самой идеи правления женщины в качестве царя, не включенной, поэтому, ни в перечень "Зала Предков"31, возведенного Тутмосом III в Карнаке, ни в другие известные царские списки32.

Примечания

1. Даты даны по: Clayton P. A. Chronicle of the Pharaohs. The Reign-by-Reign Record of the Rulers and Dynasties of Ancient Egypt. L. 1994.

2. Картуш - овальная рамка, в которую вписывались тронное и личное имя царя.

3. GABOLDE L. Monuments decores en bas relief aux noms de Thotmosis II et Hatchepsout a Karnak. T. I. Le Caire. 2005, p. 172.

4. Hatshepsut. From Queen to Pharaoh. New York. 2005, p. 267.

5. SETHE K. Die Thronwirren unter den Nachfolgern Konigs Thutmosis I, ihr Verlauf und ihre Bedeutung. Leipzig. 1896: ejusd. Das Hatschepsut-Problem. Berlin. 1932.

6. GARDINER A. H. Egypt of the Pharaohs. An introduction. Oxford. 1961, p. 182.

7. ТУРАЕВ Б. А. История Древнего Востока. Т. I. Л. 1935, с. 262, 265.

8. История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. II. Передняя Азия. Египет. М. 1988, с. 434.

9. GARDINER A. H. Op. cit., p. 187.

10. История Востока. Т. I. Восток в древности. М. 2000.

11. Более чем сомнительное утверждение, учитывая наличие картушей и изображений Тутмоса III (хотя и немногочисленных) в декоре храма "Джесер Джесеру" (Дейр-эль-Бахри), в "Красной Часовне" в Карнаке, на синайских стелах и более мелких предметах.

12. История Востока. Т. 1, с. 375.

13. WINLOCK H. E. Excavations at Deir el-Bahari 1911 - 1931. New York. 1942.

14. TYLDESLEY J. Hatshepsout, la femme pharaon. 1997, p. 253.

15. Hatshepsut. From Queen to Pharaoh, p. 272, 273.

16. МАТЬЕ М. Э. Искусство древнего Египта. Л. - М. 1961, с. 249 - 250.

17. TYLDESLEY J. Op. cit, p. 252.

18. Следует подчеркнуть, что снос и узурпация фараонами памятников своих предшественников имели место и до, и после Тутмоса III, что, естественно, невозможно объяснить личной ненавистью и подобными мотивами. В данном случае уместно вспомнить, что в процессе перестройки Карнакского храма Тутмосом III были уничтожены и сооружения его деда, Тутмоса I.

19. RATIE S. La Reine Hatchepsout. Sources et problemes. Leiden. 1979, p. 307, 308.

20. Ibid., p. 308.

21. Ibid., p. 307 - 308.

22. GARDINER A. H. Op. cit., p. 182 - 183.

23. DAVIS TH. M. The Tomb of Hatshopsitu. L. 1906, p. 71 - 72.

24. NIMS CH. F. The date of dishonoring of Hatshepsut. - Zeit schrift fur agyptische Sprache und Altertumskynde (ZflS). Leipzig-Berlin. 1966, N 93, p. 97 - 100.

25. Ibid., p. 100.

26. LACAU P., CHEVRIER H. Une Chapelle d'Hatshepsut a Karnak. Le Caire. Vol. I. 1977. Vol. II. 1979.

27. DORMAN P. F. The Monuments of Senenmut. Problems in Historical Methodology. L. 1988, p. 51, 54.

28. WINLOCK H. E. Op. cit, p. 159.

29. NIMS CH. F. Op. cit., p. 100.

30. Было даже выдвинуто предположение, что помимо будущего Аменхотепа II существовал другой претендент на престол по линии Яхмесидов, к которой по матери, царице Яхмес, принадлежала Хатшепсут. Hatshepsut. From Queen to Pharaoh, p. 269.

31. Так называемая "Chambre des Ancetres" находится в Лувре.

32. В царских списках Карнака, Абидоса, Рамессеума и Мединет-Абу, предназначенных для культового поминания умерших царей, имени Хатшепсут нет, хотя есть основание предполагать, что оно могло быть в Туринском царском списке. К сожалению, в настоящее время соответствующее место в папирусе утрачено.

Большаков Владимир Анатольевич - кандидат исторических наук, доцент Российского университета дружбы народов.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Первая женщина-фараон убила себя косметикой

Хатшепсут, знаменитая царица, правившая Верхним Египтом в 15 веке до нашей эры и считающаяся величайшей монархиней древнего мира, ненамеренно убила сама себя косметическим, а, возможно, и лекарственным средством для кожи. Об этом заявили исследователи из Боннского университета, два года потратившие на изучение содержимого флакона, принадлежащего Музею египтологии.

Хатшепсут была похоронена в Долине царей, на берегу Нила, напротив Луксора - одного из самых таинственных городов мира. Там нет пирамид - вместо них глубокие пещеры, рытье которых начиналось в момент вступления фараона на царство. Флакон, доставшийся Музею египтологии, судя по оставшимся следам, содержал лосьон для кожи или лекарство против кожной болезни. В его состав входили пальмовое и мускатное масло, а также жирные кислоты, помогающие бороться с экземой и псориазом – болезнями, одной из которых, как считается, страдали родственники Хатшепсут. Были там креозот и асфальт, которыми до сих пор лечат кожу. Также в средстве нашли следы бензопиреновых смол - самых опасных карциногенов из известных науке. Так, именно бензопирен в первую очередь ответственен за рак легких у курильщиков.

Хельмут Виденфельд из университетского фармакологического института, анализировавший останки высохшей жидкости, считает, что эта "адская смесь" в принципе могла давать царице кратковременное облегчение от безопасной, но крайне уродующей болезни, и поэтому, вполне возможно, что она применяла свой "бальзам", унесенный потом вместе с ней в могилу, очень активно. Вместо экземы или псориаза она получила рак.

Разумеется, многие курильщики умирают вовсе не от рака легких. Точно так же великая Хатшепсут могла покрывать лицо своим смертельным и до безобразия жирным "лосьоном" совершенно безопасно для здоровья. Просто, учитывая сохранившиеся хроники от смерти царицы от похожей на рак болезни и ее пристрастие к карциногенным лекарствам, можно считать эту версию ее смерти наиболее вероятной.

Хатшепсут ("Находящаяся впереди благородных дам"), носившая также тронное имя Мааткара, закончила восстановление Египта после нашествия гикосов, создала южные торговые пути с Нубией и Сомали и вообще прославилась тем, что при ней Египет переживал время самого большого спокойствия и процветания. Официально, однако, царицей Хатшепсут не была, а всего лишь представляла интересы своего пасынка, Тутмоса Третьего, который стал фараоном в возрасте трех лет. В течение двух десятилетий своего опекаемого к власти она не допускала, безраздельно управляя Египтом по своему усмотрению.

Share this post


Link to post
Share on other sites

user posted image

Царица (фараон) Хатшепсут, XVIII династия Древнего Египта.

Музей Метрополитан.

Share this post


Link to post
Share on other sites

В. А. Большаков. Царица Египта Хатшепсут

В истории Древнего Египта царица Хатшепсут занимает исключительное место. Она смогла встать во главе могущественного государства и управлять им более 20 лет. Однако самым поразительным фактом было то, что царица короновалась как законный фараон, игнорируя многовековую египетскую религиозную традицию престолонаследия при наличии наследника мужского пола - Тутмоса III, ее племянника и пасынка.

Хатшепсут не была первой и единственной женщиной фараоном в истории существования Египта, которым по традиции правили мужчины. Задолго до Хатшепсут Египтом правили только две женщины: Нейтикерт в конце VI династии и Нефрусебек в конце ХII-й1. Тем не менее, в отличие от Хатшепсут эти царицы - представительницы угасающих династий царствовали совсем недолго. Хатшепсут же получила власть над процветающей державой, международный авторитет которой был утвержден военными походами в Азию и Нубию при ближайших предшественниках царицы - Аменхотепе I (1551- 1524гг. до н.э.) и Тутмосе I (1524-1518гг. до н. э.).

Любая попытка выступить против традиционной концепции царской власти могла кончиться трагически даже для такой честолюбивой и политически ловкой женщины, какой, по всей видимости, являлась Хатшепсут.

Ее отец, Тутмос I, отличался большой воинственностью, его успешные военные походы в Нубию и Азию свидетельствовали о стремлении расширить границы Египта и создать своеобразную промежуточную зону между Египтом и враждебным царством Митанни на северо-востоке. После Тутмоса I почти все фараоны XVIII-XIX династий старались продвинуть границу своих владений до реки Евфрат, на берегах которого он воздвиг памятную стелу. Помимо осуществления грабительских целей, походы фараонов начала Нового царства должны были обеспечить безопасность Египта от вторжений с севера. Однако несмотря на ативизировавшуюся захватническую политику египтян, этот период истории Древнего Египта был относительно мирным, если сравнивать его с временами фараонов Тутмоса III и Аменхотепа II, которые царствовали непосредственно после Хатшепсут в рамках одной династии. Следствием успешных походов стало расширенное храмовое строительство в столице Фивах (Уасет). Внимание победоносных фараонов в первую очередь сосредоточивалось на главном святилище города Карнакском храме (Ипет - Сут), посвященном царю богов Амону - покровителю фараонов, правивших в Фивах, и созданной ими державы. Разумеется, крупное строительство было бы невозможным без экономического подъема Египта, вызванного притоком добычи от покоренных народов. Тутмос I направлял свои главные силы на возвеличение храма Амона в Карнаке, что соответствовало политике фараонов, стремившихся придать Фивам черты необычного, победоносного города, в котором присутствует могущественное божество.

Когда Тутмос I умер, власть перешла к Тутмосу II (1518 -1504гг. до н.э.). От брака с царицей Яхмес у Тутмоса было две дочери - Хатшепсут и рано умершая Нефрубити. От второй жены Мутнофрет он имел также трех сыновей, одним из которых был Тутмос II, который и стал наследником. Тутмоса женили на Хатшепсут2.

Хатшепсут к тому времени было от 15 до 20 лет. Нельзя утверждать с уверенностью, была ли она замужем за Тутмосом II до смерти отца. Во всяком случае, теперь она являлась "великой царской супругой". Царствование Тутмоса II практически покрыто мраком неизвестности; согласно одним данным он правил 3 года, согласно другим 14 лет (!). Известно, что он пытался вести завоевательную политику, как на юге, так и на севере. Слабый здоровьем, Тутмос II умер, оставив после себя у власти малолетнего сына Тутмоса III от побочной жены Исет и опытную царицу Хатшепсут, которая была, по всей видимости, старше своего мужа. Так как Тутмос III был слишком мал, чтобы управлять самостоятельно, Хатшепсут возложила на себя обязанности регента, возможно с самого начала желая присвоить себе всю полноту власти. Среди египтологов существует множество мнений и интерпретаций, когда и как Хатшепсут удалось достичь своей цели. Произошло ли это естественно или в результате придворной борьбы? Была ли это узурпация или же соправление тетки и племянника? Неизвестно даже более или менее точно, сколько лет было Хатшепсут и Тутмосу III, когда последний оказался под опекой тетки-мачехи. Выяснение этого вопроса дополнительно осложняется и по причине относительности дат египетской хронологии, которые весьма условны по отношению к современному летоисчислению, не говоря уже о том, что из-за скудости источников порой даже неизвестно, сколько лет правил тот или иной фараон. Что касается дат правления, принятых автором, то они взяты из монографии П. Клейтона3 и представляются довольно убедительными, хотя существуют и другие хронологические варианты.

По мнению польского египтолога Я. Карковского, Тутмосу III было не больше 2 лет после смерти Тутмоса II, Хатшепсут же не более 15 лет. "Поэтому управление страной должны были взять высшие чиновники и, возможно, мать Хатшепсут царица Яхмес. Причина признания политической роли Хатшепсут современниками было фактом признания того, что после смерти ее мужа она была старшей представительницей царского рода. Вокруг нее еще в детстве, когда Тутмос I был еще жив, образовался придворный штат. Во время регентства Хатшепсут исполнилось 20 лет. По египетским источникам невозможно твердо установить, сколь активным было участие Хатшепсут в управлении государством. Довольно затруднительно и ответить на вопрос, кто был творцом идеи провозгласить Хатшепсут фараоном. Во всяком случае, многое указывает на то, что это произошло на 7-й год правления Тутмоса III, когда Хатшепсут уже достигла зрелого возраста. Вероятно также, что она принимала активное участие в этом решении"4.

Так или иначе, согласно наиболее распространенной среди ученых версии, первые два года после смерти отца Тутмос III правил от своего имени (разумеется, если не считать регентства Хатшепсут). На памятниках той поры Хатшепсут изображалась позади фигуры Тутмоса III под титулами царицы и великой царской супруги. На блоках из Карнака Хатшепсут появляется в изображениях религиозных церемоний, исполнять которые мог только фараон.

Об этом периоде придворный архитектор Инени писал: "Сын его (Тутмоса II) стал на месте его в качестве царя Обеих Земель5. Стал он властвовать на престоле зачавшего его. Сестра его, супруга бога6 Хатшепсут осуществляла заботу о стране. Обе Земли (жили) по замыслам ее, работали для нее, Египет - в усердии великом! Семя бога полезное (то есть Хатшепсут), вышедшее из него! Носовой канат Юга, причальный кол южан, кормовой канат этой превосходной земли Северной. Владычица приказаний, превосходная замыслами своими; та, согласно речи которой постоянно (пребывают) довольными Оба Берега (то есть Египет)"7.

Однако вскоре все переменилось, когда Хатшепсут обрела поддержку влиятельных вельмож при дворе. Она полностью сосредоточила в своих руках управление страной, оставив своему племяннику лишь второстепенные функции. Этот политический шаг не сопровождался никакими потрясениями: ни враждой противоборствующих партий, ни гражданской войной. Тем не менее, совершить такой шаг Хатшепсут могла только при поддержке преданных и, без сомнения, заинтересованных сановников, самыми значительными из которых были Хапусенеб и Сенмут. Надо полагать, царица довольно резко изменила свое окружение, оставив старых вельмож - военных Тутмоса I. Возможно, Хатшепсут стремилась изменить прежнюю экспансионистскую политику фараонов. По крайней мере, за время ее царствования Египет не вел захватнических войн. Еще на 2-й год правления Тутмоса III оракул бога Амона предрек Хатшепсут власть (правда, без указания того, когда это случится). Так или иначе, истинные причины этого решения, к сожалению, неясны. Тем более странным представляется тот факты, что фараоном в полной мере она стала только через пять лет, то есть на 7-й год царствования Тутмоса III и своего регентства.

Чтобы подтвердить свое новое положение, Хатшепсут приказывает изображать себя в облике царя-мужчины со всеми инсигниями власти фараонов. Древняя царская титулатура переделывалась с учетом пола властительницы. По религиозной традиции правящий фараон отождествлялся с богом Хором, но Хатшепсут часто именовалась Хором женского пола (!), что явно противоречило египетским представлениям о фараоне. В скульптуре и на рельефах периода самовластного правления Хатшепсут фигурирует в мужском одеянии, и ее облик передан в соответствии с каноном изображения мужского тела, за исключением немногих дошедших до нас ранних статуй царицы.

Истинную внешность Хатшепсут установить нелегко. Обычно фараон считался вечно молодым и сильным и, исходя из этого, египетские художники создавали довольно условный, символический портрет владыки, поэтому судить о действительных особенностях характера изображаемой личности очень затруднительно. Однако можно попытаться воссоздать портрет Хатшепсут: изящный, суживающийся к маленькому подбородку овал лица, отличительные для египтянки миндалевидные глаза, тонкий выступающий нос, узкие слегка улыбающиеся губы и длинные черные волосы. Впрочем, не следует забывать, что скульптуры воплощали Ка8 царицы, а не являлись реалистическим портретом римского типа.

Когда же Хатшепсут стала фараоном, жрецы Амона создали пропагандистский текст об избрании Хатшепсут в наследницы еще Тутмосом I, и легенду о ее божественном происхождении от царицы Яхмес и царя богов Амона, принявшего облик фараона Тутмоса I.

"Как во время регентства, так и после коронации Хатшепсут подчеркивает свое особое почтение к богам, в особенности к главному богу Амону. Ее правление отмечено расцветом теологической мысли, это нашло отражение в построенных ею храмах и капеллах. Одновременно ясно выражено стремление создать нечто новое, ранее неизвестное, что полностью дало о себе знать в великолепном храме Дейр-эль-Бахри"9. Этот храм, расположенный на западном берегу Нила, царица начала строить на 8-й год правления, вскоре после своей коронации. Посвященное заупокойному культу царицы, это святилище должно было демонстрировать ее могущество и величие. Новый храм должен был, вероятно, поразить воображение современников. В первую очередь он посвящался Амону и Ка царицы. Кроме святилища Амона в храме поклонялись Ра, Хатор, Анубису и обожествленному Тутмосу I. Украшенный колоннадами портиков террасный храм органично вписался в окружающий скальный ландшафт западного берега Нила. Помимо изящных полихромных рельефов, в храме было 200 статуй, 22 сфинкса, 40 осирических статуй, изображавших царицу сидящей или коленопреклоненной, около 120 сфинксов украшали дворы и дорогу10. Создателем этого чуда египетского зодчества считается Сенмут, талантливый архитектор и крупный сановник. Он же являлся одним из организаторов знаменитой экспедиции египтян в полулегендарную страну Пунт, предположительно находящуюся на территории современного Сомали на берегу Аденского залива, с которой они с древних времен поддерживали торговые отношения. По всей видимости, Хатшепсут расценивала морскую экспедицию в Пунт как одно из самых значительных событий своего правления, достойное увековечивания. История этой торговой (а точнее, военно-торговой) экспедиции запечатлена в серии рельефных сцен в так называемом портике Пунта в Дейр-эль-Бахри. Это основной источник, повествующий о путешествии в Пунт при Хатшепсут. Хотя египтяне снаряжали экспедиции в эту страну и раньше, в эпоху Древнего и Среднего царств, экспедиция, отправленная Хатшепсут, была намного масштабнее и она была первой с начала Нового царства после длительного перерыва отношений с Пунтом, наступившего в конце Среднего царства вслед за смутным временем и захватом Египта гиксосами.

Целью путешествия в "страну бога" было установление торговых отношений и приобретение экзотических товаров: патер, шкур редких животных, страусовых , перьев, слоновой кости, золота, ценных сортов древесины и самих живых деревьев, пересаженных в корзины, и, в особенности, благовоний для храмовых ритуалов. Это знаменательное событие произошло на 9 году царствования Тутмоса III, на деле же - - на второй год правления Хатшепсут - фараона, то есть в то время, когда строился храм в Дейр-эль-Бахри. От участников экспедиции требовалось привезти в Фивы живые сорта благовонных деревьев для того, чтобы насадить их на искусственных террасах и во дворе храма и, таким образом, "устроить Пунт внутри храма". "Хотя египтяне и прибыли в страну Пунт в сопровождении военных отрядов, однако Пунт не был завоеван египетскими войсками. Хатшепсут отправила в Пунт своего "царского посла" совершенно также, как египетские фараоны отправляли своих послов в независимые государства"11. Усилия руководителей экспедиции были вознаграждены золотом, Хатшепсут сама принимала дары Пунта, взвешивая золото и мирру: "Лучшая мирра была на всех ее членах, ее благоухание (было) благоуханием бога. ...Ее кожа была как бы позлащена светлым золотом, сияя, как (то) делают звезды, внутри (храмового) праздничного двора перед лицом всей земли".

Храм в Дейр-эль-Бахри, этот "египетский Парфенон", ставший архитектурным символом правления Хатшепсут не являлся единственным объектом ее строительной деятельности, которая развернулась в различных городах страны: Фивах, Гермополе, Гермонтисе, Эль-Кусе, Эль- Кабе, Арманте, Медамуде, Ком-Омбо, Эле-фантине, Спеос-Артемидосе. Последнему из перечисленных мест Хатшепсут придавала, по-видимому, особое значение, посвятив этот скальный храм близ Бени Хасана богине-львице Пахет. По религиозным представлениям эта богиня отражала нападения духов пустыни. Во внимании Хатшепсут к областным святилищам Ю. Я. Перепелкин усматривал стремление царицы дружить с храмовой знатью, с местной знатью вообще. "Местные князья издавна состояли распорядителями жрецов в своих городах, а нередко и верховными жрецами местных божеств"12.

Смерть Хатшепсут представляется довольно внезапной. По египетском летоисчислению, она умерла между 20 и 22-м годами правления Тутмоса III. Продолжая традицию своих предшественников, Хатшепсут отправляла экспедиции за добычей бирюзы на Синай, в район современного Серабит эль-Хадима. Стела от 20-го года правления Тутмоса III, установленная в храме Хатор на Синае, содержит имя Хатшепсут- значит, тогда она еще была жива. Однако на 21-й год упоминаний о Хатшепсут уже нет, нет их и на 22-м году, когда Тутмос III отправлял экспедицию один; видимо, к этому времени он стал править без Хатшепсут. "Вне всякого сомнения, Хатшепсут умерла, однако, нам неизвестно ни одного документа, где это бы упоминалось" (13). Традиционно считается, что Тутмос III яростно ненавидел свою тетку, слишком долго державшую его на втором плане, и после ее смерти принялся поспешно стирать память о ней, что в частности, выражалось в уничтожении ее изображений и имен. Например, советский египтолог М. Э. Матье писала, что "Тутмос III истребил все скульптуры Дейр- эль-Бахри так тщательно, что до раскопок никто даже не думал об их существовании. Снимая и разбивая на куски десятки чудесных статуй ненавистной ему мачехи-тетки, Тутмос III считал, что он не только стирал с лица земли и из памяти своего народа воспоминание о ней, но даже уничтожал загробное существование ее души" (14). Предпринятая Тутмосом III коренная перестройка Карнакского храма преследовала, видимо, именно эту цель. Перепелкин тоже разделяет эту практически общепринятую точку зрения (15). Старые приближенные Хатшепсут оказались в поле пристального наблюдения Тутмоса III, гробницы некоторых из них, умерших к тому времени, оказались разгромленными. Именно так выглядят действия Тутмоса III после смерти царицы. Эти "репрессии" некоторые отечественные и зарубежные египтологи расценивают как следствие личной ненависти Тутмоса к Хатшепсут и резкого поворота политики, возобновление курса на продолжение завоеваний, которых не было при ней.

Впрочем остается вопрос, почему Тутмос III не только не уничтожил все изображения Хатшепсут, но и не разрушил вообще ее поминальный храм в Дейр-эль-Бахри? Могут напомнить, что храм в Дейр-эль-Бахри был посвящен не одной Хатшепсут, но и другим божествам и, в первую очередь, Амону- богу самого могущественного жречества, с которым Тутмос III не мог не считаться. Но в этом случае, почему фараоны (и Тутмос III в том числе) без колебаний переделывали и разрушали целый анфилады и залы в центральном святилище этого бога в Карнаке? Именно этого следовало ожидать от преследующего память Хатшепсут Тутмоса, каким он и выглядит в некоторых исследованиях.

Если воинственный Тутмос, действительно питал ненависть к тетке-мачехе, если он и хотел придать забвению имя Хатшепсут, то реально осуществил это лишь по прошествии значительного срока после ее смерти и очень выборочно. Скорее всего, фараон убирал памятники Хатшепсут не по личным мотивам, а руководствовался политико-религиозными соображениями, поскольку неестественное существование женщины- фараона противоречило мировоззрению древних египтян и не соответствовало идее космического миропорядка, где все занимало надлежащее место. Примечательно, что имена и изображения Хатшепсут в рамках иконографии царицы (а не фараона!) остались нетронутыми. Французский египтолог К. Жак считает, что "ненависть Тутмоса III существует в воображении некоторых египтологов. Скалывание, изглаживание, уничтожение изображений связано с преследованием неких магических целей, которые не могут быть пока удовлетворительно объяснены"16. И действительно, ряд надписей и рельефных сцен сбиты в такой странной манере, что их контуры остались отчетливо видны; эти действия Жак приписывает уже Рамсесу II (1279-1212 гг. до н. э.). Пожалуй более приемлемо мнение Карковского, который пишет, "что действия по уничтожению имен и статуй Хатшепсут, а также других ее изображений, начались в конце правления Тутмоса III, спустя многие годы после смерти царицы. Это было продуманное политическое решение, а не следствие слепой ненависти фараона, вызванной тем подчиненным положением, которое он занимал в правление Хатшепсут. Причиной уничтожения изображений и надписей было желание устранить прецедент, который усложнил бы порядок наследования престола, при котором женщина могла бы стать фараоном. Тем более, что на глазах Тутмоса III подрастали наследники трона и он не хотел повторять ситуации, сложившейся после смерти Тутмоса I и Тутмоса II, не оставивших после себя взрослых сыновей. Следовало исключить повод для передачи власти царице или царевне. Таким образом, власть фараона, достигнутая Хатшепсут, была всего лишь эпизодом и не привела к тому, что женщины имели право бороться за власть над Египтом"17.

Сохранились две гробницы, приготовленные Хатшепсут заранее. Первая (WA D) была высечена в Вади Сиккет Така эль-Зейд, когда Хатшепсут оставалась в роли царицы и регентши, но эта гробница так и не была использована, хотя в ней и обнаружили саркофаг из кварцита. Вторая усыпальница, предназначенная уже для Хатшепсут-фараона, расположена в Долине Царей (kv 20) - традиционном месте захоронения фараонов эпохи Нового царства, начиная с Тутмоса I18. Однако и там мумии Хатшепсут найдено не было. Отождествление же тела великой Хатшепсут с безымянной женской мумией из гробницы кормилицы царицы представляется спорным.

Примечания

1. Последней женщиной - фараоном, жившей и правившей в конце XIX династии, то есть примерно спустя 200 лет после Хатшепсут, была царица Таусерт. Ее правление было таким же недолгим, как и цариц до Хатшепсут.
2. Geheimnisvolle Konigin atschepsut. Agyptishe Kunst des 15. Jahrhundert v. Chr. Warschau. 1997, S. 20.
3. CLAYTON P. Chronicle of the Pharaohs. Lnd. 1994.
4. Geheimnisvolle, S. 22-24.
5. Верхнего и Нижнего Египта.
6. Этот титул имели некоторые женщины из царского дома времени XVIII династии. Впервые из цариц его носила Яхмес-Нефертари. По-видимому, он передавался по наследству. Хатшепсут тоже имела этот титул, притом она сохранила его даже тогда, когда стала регентшей при Тутмосе III. Но, ставши фараоном, она была вынуждена передать его своей дочери от Тутмоса II Нефруре, поскольку этот титул был несовместим с ее новым положением. Понимание титула "Супруга бога" дискуссионно. Долгое время египтологи полагали, что под этим титулом следует понимать царицу-наследницу, на которой должен был жениться фараон для подкрепления своих прав на трон. Также считалось, что этот титул носила царица - земная жена бога Амона, к которой он являлся, чтобы сделать ее матерью будущего фараона.
7. Хрестоматия по истории Древнего Востока. М. 1963, с. 91.
8. Ка- одно из сложных понятий-элементов, составляющих, по представлениям египтян человеческую сущность. Общепринято это слово переводить как "двойник", хотя существуют несколько иные интерпретации Ка. Ка- это жизненная сила, "второе я" человека, рождавшееся вместе с ним, но не умиравшее после его смерти. Ка не зависел от человека, но определял его судьбу. Ка умершего нуждалось в пище и воде, чтобы продолжать свое существование, скульптуры и рельефные изображения являлись вместилищем Ка.
9. Geheimnisvolle, S. 24.
10. МАТЬЕ М. Э. Искусство Древнего Египта. М.-Л. 1961, с. 232. 237.
11. АВДИЕВ В. И. Военная история Древнего Египта. Т. II. М. 1959, с. 52.
12. История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. II. М. 1988, с. 428, 431.
13. JACQ Chr. Les Egyptiennes. P. 1996, p. 92.
14. МАТЬЕ М. Э. Ук. соч., с. 249-250.
15. История Древнего Востока.., с. 434.
16. JACQ Chr. Op. cit., p. 94.
17. Geheimnisvolle, S. 27.
18. О раскопках в гробницах Тутмоса I и Хатшепсут см. The Complete Valley of the Kings. Lnd. 1996, pp. 91-95.

Вопросы истории. - 2000. - № 4-5. - С. 142-147.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0