Saygo

Теуку Умар, борец за независимость Аче

1 сообщение в этой теме

Теуку Умар - герой антиколониальной войны в Аче. 1873-1913 гг.

Антиколониальная война в Аче1 - одна из самых героических страниц народа Индонезии (тогда называлась Нидерладской Индией) против голландских колонизаторов. Она длилась 40 лет с 1873 по 1913 г. и выдвинула из гущи народа блестящую плеяду руководителей, включая Теуку Умара. Он был третьим ребенком в семье мелкого, ничем не примечательного феодала Махмуда, жившего в небольшом княжестве Мелабох на западном берегу Аче. Рано научился владеть оружием и в пятнадцать лет ушел из дома, присоединившись к группе свободных воинов, которые предлагали свои услуги правителям разных княжеств, постоянно враждовавших друг с другом. Храбрость, сноровка, ум быстро выделили его из основной массы и сделали панглимой (командиром) группы, а раджа Мелабоха в награду за службу назначил его старостой деревни Дарат.

user posted image

Но недолго Умар оставался на месте. Началась война, и хотя первая атака голландского экспедиционного корпуса в апреле 1873 г. была отбита, в декабре голландцы вновь высадились в Аче. Это была самая большая экспедиция за всю историю голландских войн в Индонезии - 12 тыс. чел., 200 орудий и 22 мортиры, 60 кораблей и около 200 десантных шлюпок было в распоряжении командующего экспедиционными силами генерал-лейтенанта ван Свитена2. К январю 1874 г. голландская армия окружила столицу Аче. Воины Аче, среди которых был и отряд Умара, защищались отчаянно, однако отстоять город не смогли - 24 января пал дворец-кратон.

user posted image

Тем временем деревня Дарат, куда вернулся Умар со своими последователями, стала превращаться в один из центров сопротивления Аче - сюда стекалась молодежь, привлекаемая славой и храбростью деревенского старосты. Используя партизанскую тактику, Умар нападал на голландские отряды, срывая попытки колонизаторов укрепиться в Мелабохе и построить здесь форт. Голландцы отправляли одну экспедицию за другой и в феврале 1878 г. захватили деревню Дарат. Умар с отрядом ушел во внутренние районы, но не прекращал борьбы, продолжая совершать неожиданные рейды на вражеские лагеря на побережье.

user posted image

1878 год принес изменения в семейную жизнь Умара - в ноябре он стал зятем одного из влиятельнейших улубалангов (владетельных феодалов) и военачальников Аче Теуку Нанта, женившись на его рано овдовейшей дочери Чут Ньяк Дин3. Это была не первая жена Умара, однако именно она стала вдохновителем его дальнейшей борьбы, а затем и соратницей. Свадьба прошла без особой пышности (ведь в стране шла война), но тем не менее все необходимые обряды были соблюдены. Жених не успел насладиться ласками новой жены: через день после свадьбы он уже уехал готовить свой отряд к новым боям - голландцы продолжали наступление.

К сентябрю 1879 г. ситуация в Аче стала для повстанцев критической. Голландская армия оккупировала почти всю территорию страны, вынудив султанский двор уйти в горные районы княжества Пиди4. В апреле 1881 г. генерал-губернатор Нидерландской Индии провозгласил, что Аче окончательно покорен и переходит в ведение гражданского губернатора. Многие феодалы поспешили заявить о своей преданности колониальным властям. В своем донесении на родину генерал-губернатор писал: "Не слышно ни одного выстрела, не видно ни одного вооруженного ачесца. Очевидно народ понял бессмысленность сопротивления"5.

Вывод этот был преждевременным. Не все ушли в горы, и не все прекратили борьбу. Среди тех, кто продолжал сопротивление, был Теуку Умар - мастер партизанской войны. Его отряд действовал небольшими группами, легко переходил из одной местности в другую, нападал на небольшие патрули, уничтожал полицейских и предателей, перерезал телефонные провода. На борьбу с "неверными" поднялись и мусульманские священники, взявшие в руки оружие. Среди последних выделялся проповедник Мохаммад Саман 6. Весной 1882 г. пламя народной войны вновь охватило большую часть территории Аче, и наибольший страх у голландцев вызывал Теуку Умар, отряды которого прорывались даже в столицу Кутараджу. За его голову была назначена награда - 25 тыс. малайских долларов7.

user posted image

Зажатые в Кутарадже, голландцы, чтобы сохранить свои позиции в столице, вынуждены были перейти к "политике концентрации": они прекратили активные боевые действия, вывели гарнизоны из удаленных районов и приступили к созданию линии укреплений вокруг Кутараджи (18 фортов, отстоявших друг от друга на километр-полтора и не более 8 км от столицы). Северные территории Аче контролировал Саман, а западные - Теуку Умар, который создав небольшой флот из военных прау, совершал под носом у колонизаторов, флот которых господствовал у побережья Аче, дерзкие нападения на прикрывавшие морские подступы к столице небольшие островки. В июне 1886 г. ему даже удалось захватить судно "Хок Кантон", осуществлявшее поставки для голландской армии, - событие, получившее международную огласку и привлекшее внимание мировой общественности к событиям в Аче8. Английские газеты писали в этой связи о неспособности Голландии обеспечить безопасность мореплавания в регионе9. Умар же внутри Аче стал настоящим героем. О нем сложил поэму народный сказитель Докарим, а султан, по-прежнему укрывавшийся со своим двором в горах Пиди, прислал грамоту, в которой называл его господином моря (амир ул-бахр)10.

Территория, которую контролировал Теуку Умар на западе Аче, стала называться "страной Умара". Он был отличным воином, но искусством административного управления овладеть не смог. Своими мерами по ограничению власти и произвола адатных вождей и отстранению их от взимания торговых пошлин и налогов он нажил себе много врагов, которые не хотели объединяться вокруг низкородного мелабохца. Постепенно власть в "стране Умара" стала переходить к его более высокородной жене, а сам он все реже появлялся при дворе в Ламписанге, предпочитая сражения с голландцами. В конце 1880-х гг. он и Саман, создавший на севере "страну Самана", вновь попытались взломать голландскую оборону. Умаровцы прорвались через "линию концентрации" и в течение нескольких месяцев партизанили в окрестностях Кутараджи. Отряды Самана навязали врагу сражение у крайне восточного форта Котапохама, в котором голландцы потеряли свыше ста человек и отступили от крепости11.

Смерть Самана в 1891 г. резко изменила ситуацию в стране. Его преемники не желали больше сотрудничать с Умаром и вместо активной борьбы с голландцами, стали покушаться на территории, находившиеся под его контролем. В этих условиях Умар сам начал переговоры с голландцами. Но это была "лишь уловка, - объяснял он свое решение жене Чут Ньяк Дин. - Я получу от голландцев оружие, сломлю тупоголовых и жадных сыновей Самана, объединю Аче и снова подниму народ на борьбу"12. 30 сентября 1893 г. Умар встретился с губернатором Дейкерхоффом. Он обязался соблюдать верность голландским властям и сражаться с сыновьями Самана, за это голландцы обязались снарядить и вооружить "легион Умара" (250 чел.) и платить ему жалованье. Умар получал титул "Джохан Пахлаван" (герой героев) и власть над 25 мукимами13.

user posted image

Голландцы учат индонезийское население любить демократию

Два с лишним года Умар верно служил голландцам и сумел не только освободить свои территории от саманистов, но и захватить их основные укрепления, а осенью 1893 г. овладел их столицей - Анак-Галонгом. К концу года в Аче далеко за пределами "линии концентрации" была создана вторая цепь фортов, получившая название "линии Умара". Саманисты не могли простить ему перехода к врагу, ненавидели за те поражения, которые он нанес им и добились от священников издания фетвы, объявлявшей убийство Умара святым делом: "Предателю может быть только одно имя: неверный! Тот, кто убьет пособника кафиров, получит вечное блаженство в лучшем мире"14.

Фетва ли сыграла свою роль, или Умар решил, что достаточно проучил саманистов, но в марте 1896 г., получив оружие и приказ начать наступление на них, он обратил свое оружие против голландцев. Во все концы Аче шли его гонцы, разнося весть о том, что Умар вновь поднял знамя борьбы. Он руководил осадой голландских фортов, нападал на транспорты и патрули врага, призывал к объединению повстанческих сил15.

Но единства не было. Голландцы же, оправившись от неожиданного удара, получили подкрепление и начали беспощадное наступление против отрядов Умара. И повстанцы дрогнули: сначала оставили Ламписанг, а затем отступили в Пиди, где находился султанский двор. И вот здесь, наконец-то, в апреле 1898 г. состоялось долгожданное объединение всех антиголландских фракций, а Теуку Умар был назначен командующим объединенных сил сопротивления. Четыре раза голландцы под командованием нового губернатора Аче полковника ван Хэютса предпринимали наступление на Пиди, но каждый раз отряды Умара ускользали от них. Одна из голландских газет писала: "Ван Хэютс рассчитывал разгромить врага одним ударом, как, если брать примеры из мировой истории, Ганнибал собирался сокрушить Рим, а Наполеон - русское войско. Но ачесцы перехитрили его, приняв тактику, подобную той, которую римский полководец Фабий употребил против Ганнибала, а казаки - против Наполеона"16.

user posted image

Видимо этого босса не прошел Умар на последнем уровне

Тем не менее, вновь вспыхнувшие разногласия с аристократией, занимавшей главенствующие позиции в Пиди, вынудили Умара вернуться в родные места, на Западный берег. Поход был трудным, голландцы шли по пятам, до Мелабоха оставалось совсем немного. Но не честный бой решил дело, а предательство. Голландцы получили карту с маршрутом движения отрядов Теуку Умара и устроили им засаду. В завязавшейся перестрелке погиб и Теуку Умар. Чут Ньяк Дин, находившаяся вместе с мужем, велела перенести его тело в горный кампонг Муго и похоронить около мечети. Теуку Умара не стало, но его дело продолжила Чут Ньяк Дин, которая еще шесть лет вела партизанскую войну, пока ее не пленили голландцы17.

user posted image

Какое-то циклопическое сооружение в честь Умара в Мелабохе, взято из голландской педивикии, а моя не понимай по-голландски

На постаменте одного из памятников18 в Джакарте выбиты слова первого президента Индонезии Сукарно (1901 - 1970): "Только тот народ, который чтит своих героев, может быть великим". Героизм Теуку Умара тоже не забыт. Он воспет в народном "Сказании о священной войне" (1902 г.)19. Его имя носит одна из центральных улиц столицы. Есть также парк его имени. 6 ноября 1973 г. постановлением президента Индонезии Теуку Умару присвоено звание Национального героя. В 1986 г. выпущена банкнота достоинством в 5000 рупий с его портретом.

Примечания

1. Султанат на севере острова Суматра в конце XV - начале XX века. Центром его была область Великий Аче, занимавшая крайнюю северную оконечность Суматры в долине реки Аче. В устье реки Аче находился султанский домен - Далам со столицей Банда Аче Дарус-Салам. Остальная территория Великого Аче делилась на три крупных феодальных владения - саги: саги 25 мукимов на северо-западе, саги 26 мукимов - на северо-востоке и саги 22 мукимов - южные и внутренние районы. На побережье к югу от Великого Аче располагались многочисленные княжества, раджи которых признавали вассальную зависимость от аческого султана. Одним из таких княжеств был Мелабох - родина Теуку Умара. Наивысшего расцвета Аче достиг при султанах Искандар Муда (правил в 1607 - 1636) и Искандар Тани (правил в 1636 - 1641), которые, используя противоречия между колониальными державами, смогли распространить влияние Аче на западное и восточное побережье Суматры, поставить в вассальную зависимость малайские княжества Кедах, Перак, Паханг. При них Аче стал одним из центров распространения ислама в регионе. Высокого уровня достигло развитие литературы и мусульманской теологии. С середины XVII в. началось постепенное ослабление султаната, главным образом из-за усиления междоусобной борьбы и наступления колонизаторов. Решающим для судьбы султаната стало подписание в 1871 г. соглашения между Нидерландами и Англией, которое признало влияние Голландии на северной Суматре взамен подтверждения права равной торговли Великобритании в Индии и Африке. Новое англо-голландское соглашение дало Голландии свободу действий на Суматре в отношении султаната Аче. Однако процесс подчинения Аче затянулся из-за героического сопротивления народа на многие годы и завершился лишь' после длительной и кровопролитной Аческой войны (1873 - 1904). Подробнее см.: ТЮРИН В. А. Ачехская война. Из истории национально-освободительного движения в Индонезии. М. 1970.

2. REID ANTHONY. The Contest for North Sumatra: Atjeh, the Netherlands, and Britain 1858 - 1898. L. 1969, p. 94 - 97, 108, 110.

3. ZAINUDDIN H.M. Srikandi Atjeh (Героини Аче). Medan. 1966, p. 67. Подробнее о Чут Ньяк Дин см.: SZEKELY-LULOLFS M.H. Tjoet Nja Din. Riwayat Hidup Seorang Putri Atjeh (Чут Ньяк Дин. Биография дочери Аче). Djakarta. 1954; ARMAND DEDDI. Cut Nyak Dien. Jakarta. 1999.

4. MUTYARA A.G. Lebor-nya Keraton Acheh (Падение кратона Аче). Jakarta. 1964, p. 43.

5. ТЮРИН В. А. Теуку Умар. Национальный герой Индонезии. М. 1971, с. 31.

6. Саман Мухаммад (1836 - 1891), индонезийский богослов, герой Аческой войны. Из семьи мусульманского священнослужителя. Получил религиозное образование. Занимался миссионерской деятельностью. С начала войны принимал участие в организации борьбы с голландскими колонизаторами. Совершил паломничество в Мекку, где испытал сильное влияние ваххабитов. Вернулся на родину в 1881 г. и возглавил движение сопротивления под лозунгом джихада. В апреле REID ANTHONY. The Contest for North Sumatra: Atjeh, the Netherlands, and Britain 1858 - 1898. L. 1969, мае 1882 г. партизанские отряды под его руководством разгромили голландский экспедиционный корпус в районе Селимуна и Индрапуры. На освобожденной территории Аче было создано военно-теократическое государство саманитов, просуществовавшее около 15 лет. Саман стал главнокомандующим, а с 1887 г., получив титул Теунгку Чик Ди Тиро (глава улемов Тиро), занял положение высшего духовного лица. До конца жизни продолжал успешно противостоять голландцам. Подробнее см.: DEDDY ARMAND. Teuku Cik Di Tiro. Jakarta. 1984.

7. WINARNO. Sejarah Ringkas Pahlawan Nasional (Краткая история Национальных героев). Jakarta. 2006, p. 56; H. MOHAMAD SAID. Aceh Sepanjang Abad (Аче на протяжении века). Medan. 2007, p. 179.

8. REID ANTHONY. The Contest for North Sumatra: Atjeh, the Netherlands, and Britain 1858- 1898. L. 1969, p. 261 - 262; IBIDEM. An Indonesian Frontier: Acehnese & Other Histories of Sumatra. Singapore. 2005. p. 187 - 188; H. MOHAMAD SAID. Op. cit., p. 179 - 187; MARGONO DWI SUSILO. Teuku Umar. Pahlawan Sejati Atau Oportunis Zaman Perang? (Теуку Умар. Настоящий герой или военный авантюрист?) - Kompas (Jakarta), 25.6.2011.

9. REID ANTHONY. Op. cit., p. 262.

10. ТЮРИН В. А. Ук. соч., с. 52.

11. REID ANTHONY. Asal Mula Konflik Aceh: Dari Perebutan Pantai Timur Sumatra Hingga Akhir Kerajaan Aceh Abad ke-19 (Причины аческого конфликта: от захвата восточного побережья Суматры до падения султаната Аче в XIX веке). Jakarta. 2005, р. 150.

12. ISMAIL SYNY S. Bunga Ramapai Tentang Aceh (Сборник материалов об Аче). Jakarta, p. 300.

13. Н. MOHAMAD SAID. Op. cit., p. 190.

14. Perang Kolonial Belanda di Aceh (Голландская колониальная война в Аче). Banda Aceh: Pusat Dokumentasi dan Informasi Aceh. 1977, p. 77; H. MOHAMAD SAID. Op. cit., p. 197 - 198.

15. H. MOHAMAD SAID. Op. cit., p. 202, 206.

16. ТЮРИН В. А. Теуку Умар. Национальный герой Индонезии, с. 79.

17. Н. MOHAMAD SAID. Op. cit, p. 217, 245.

18. Работа российского скульптора М. Г. Манизера (1891 - 1966) "Пак Тани" (Крестьянин) на площади Прапатан. Она посвящена освобождению Западного Ириана и изображает девушку, подносящую рис воину-освободителю. Установлена в 1964 г.

19. REID ANTHONY. Verandah of Violence. The Background to the Acheh Problem. Singapore. 2006, p. 111 - 112.

Вопросы истории, 2012, № 2, с. 162-165

Погадаев Виктор Александрович - кандидат исторических наук, преподаватель Университета Малайя. Куала-Лумпур, Малайзия.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас