Saygo

Князь Святослав

129 сообщений в этой теме

Самое прикольное, что эта тетенька видимо считает Свенельда своим предком. rolleyes.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
(Суйко @ Мар 12 2013, 10:17)
Оригинальный взгляд на русскую историю

Взгляд не особо оригинальный. Подобную белиберду Юрий Петухов писал - издавал хорошими тиражами, с хорошими иллюстрациями...
У меня его книжища на полке стоит - обложка красивая, и картинки...russian.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В Ипатьевском списке ПВЛ год рождения Святослава - 942, но ранее под тем же годом упомянуто о смерти болгарского князя Симеона Великого, умершего на самом деле в 927 г.
Цитата:
В лѣто . ҂s҃ . у҃ . н҃ [6450 (942)] Семеѡнъ идє на Хорваты, побеженъ бысть Хорваты, и оумре, оставивъ Петра сына своєго княжить; в се же лѣто родисѧ Ст҃ославъ оу Игорѧ
О.Рапов предположил, что летописец знал о рождении Святослава в один год с кончиной Симеона, но неправильно высчитал индикт, который приходился и на 927, и на 942 гг.. В таком случае получает простое объяснение факт совершеннолетия Ярополка в 969 г., которому отец "привел" гречанку-монахиню. При рождении Святослава в 927 г. нет противоречий и с уникальным известием Переяславского летописца о рождении Владимира в 944/946 гг.

Источник: http://svitoc.ru/index.php?showtopic=1617&st=15

ПВЛ по Лаврентьевской летописи:

В лѣто 6485.

У Ярополка же жена грекини бѣ, и бяше была черницею; бѣ бо привелъ ю отець его Святославъ, и вда ю за Ярополка, красоты ради лица ея.

А что если Святослав женил Ярополка на "грекини" не в 969 году , а несколько позже - например, зимой 970-971 гг. когда ходил на Русь (?) за пополнением войска (?). Война с Иоанном Цимискием возобновилась только весной 971 года, на Пасху. И Святослав вначале этих боевых действий не участвовал. Не успел??? Вспомните, вот как он говорил в 971 году:

(Сергий @ Фев 13 2013, 15:45)
И рече: "Поиду в Русь, приведу боле дружины".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
(Суйко @ Мар 12 2013, 10:17)
Оригинальный взгляд на русскую историю

Долбо...бка? wub.gifcray.gif

Я все понимаю, но до такой степени договаривались немногие. Например, хозяин одной довольно крупной в 1990-х гг. московской фирмы, считавший себя в прошлом перерождении американским (!) князем mamba.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
(Saygo @ Мар 12 2013, 10:24)
считает Свенельда своим предком

Угу, СвЕинельда... Хрю-хрю! diablo.gif

От подобной свиноты в печати и сети уже тошнит. Пора меры принимать butcher.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Киселёва на полпути до объятий Фоменко, у того было всё подделано, у той будет всё закодировано.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
(Saygo @ Мар 12 2013, 09:48)
На Руси Сигтрюгга стали называть Свенельд - "свен" (швед) и "альд" (старый). "Старый" - это родовое имя Инглингов от Ауна Старого (древнего), умершего в Сигтуне в 610 году. Он прославился тем, что приносил своих детей в жертву богам. Это имя носил также и Горм II, убивший Гнупу - отца Сигтрюгга. Видимо, поэтому на Руси Сигтрюгга стали называть Свен Старый (древний) - Свенельд, или Свенальд.

Аскольд тоже из рода Инглингов? Аск-Альд - Аск-Старый. Тогда чьим сыном является Свенельд?

(Saygo @ Мар 12 2013, 09:48)
...Первое упоминание Свенельда в древнерусских летописях относится к 912 г. (6420 г. в летописи); в "Архангелогородском летописце", в хронологической статье под этим годом рассказывается о значительном периоде времени - с 912 г. по 940 г.
...Свенельд пришел на Русь с войском, способным покорить два больших племени, и к тому же вооруженным и экипированным лучше, чем войско Игоря. Такая боеспособность его войска может быть объяснена только постоянным участием в боевых действиях.

В 913 г. русь была разбита хазарскими мусульманами на Волге. Очевидно, остатки войска руси были достаточно хорошо экипированы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вообще, наиболее распространенная в научных кругах Усть-Урюпинска и окрестностей является этимология имени Аскольда от скандинавского Haskuldr. Равно как и Дир - производится от Tyr.

Во 2-й Псковской летописи Аскольда именуют Скальдом.

В любом случае произвольное деление на морфемы по типу Аск (ясень) + Олд (старый) противоречит нормальному словообразованию в германских языках.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Киселёва на полпути до объятий Фоменко, у того было всё подделано, у той будет всё закодировано.

Что же делать? Нормальные книги по истории не пользуются спросом у книгоиздателей.

Некоммерческим проектом заведомо считается все, что не содержит тайны, секса и насилия.

Тайна может быть придуманной, секс, желательно, в подробностях, насилие, желательно, оригинальное - банально застрелить или зарезать уже не комильфо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Видимо, поэтому на Руси Сигтрюгга стали называть Свен Старый (древний) - Свенельд, или Свенальд.

Аскольд тоже из рода Инглингов? Аск-Альд - Аск-Старый. Тогда чьим сыном является Свенельд?

Вот как образуется имя по типу "Имярек Старый" в скандинавских языках:

Gorm the Old (Danish: Gorm den Gamle, Old Norse: Gormr gamli)

Идет пускай мадама лесом, искать своего "предка" :P

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Хокон Старый - Håkon Gamle

Горм Старый - Gorm den Gamle

Коэл Старый - Cole the Old (англ.)

Эмунд Старый - Emund den Gamle

Если не "старый", то может "зависимый"?

АЛЬДИИ - (позднелат. haldii, aldiones; слово герм. происхождения, вероятно, от halten - сохранять) - полусвободные у лангобардов. А. имели зем. надел, скот и рабов, хотя и не могли ими распоряжаться без разрешения господина; вергельд А. был выше рабского; отпускавшиеся на волю рабы иногда становились А.; женитьба А. на свободной женщине при известных условиях не приводила к утрате ею свободы. В то же время в Лангобардской правде А. неоднократно отождествляются с рабами (за их проступки отвечает господин и т. д.). В 8 в. положение А. ухудшилось. В дальнейшем А. слились с рабами, вольноотпущенниками и разорившимися свободными в одном слое феодально-зависимого крестьянства, хотя термин "А." встречается и в источниках 9-12 вв.

Источн.: Die Gesetze der Langobarden. Übertragen und bearb. von F. Beyerle, Weimar, 1947.

Лит.: Неусыхин А. И., Возникновение зависимого крестьянства..., M., 1965.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Old=haldii? Бритты к лангобардам? Вилланы к конунгам? Слишком велика дистанция, хотя и экзотично.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Собственно, что же Святослава византийцы не скрывали, что они наняли Святослава как и ранее нанимали Русь во время Ольга (Хельгу, Хельги).
Иоанн Скилица. «Тогда Никифор почтил достоинством патрикия Калокира, сына херсонского протевона, и отправил его к правителю России Свендославу, чтобы обещаниями даров и немалых почестей склонить его к нападению на болгар. Росы повиновались; на пятом году царствования Никифора в августе месяце 11 индикта [968 год] они напали на Болгарию, разорили многие города и села болгар, захватили обильную добычу и возвратились к себе.»

http://www.vostlit.info/Texts/rus/Skyliza/text3.phtml

Лев Диакон «Возведя в достоинство патрикия Калокира, мужа пылкого нрава и во всех отношениях горячего, он отправил его к тавроскифам, которых в просторечии обычно называют росами, с приказанием распределить между ними врученное ему золото, количеством около пятнадцати кентинариев [455 кг], и привести их в Мисию [Болгарию] с тем, чтобы они захватили эту страну.»

http://oldru.narod.ru/biblio/ldt1_5.htm

Ближе всего по контексту ПВЛ к хронике Константина Манасия

«При этом царе Никифоре завоевали русы Болгарскую землю. Дважды за два года царь Никифор наводил Святослава на болгар…

После взятия Преслава князь русский Святослав завоевал Болгарскую землю, подчинил себе и сел в Доростоле. Пришёл туда Цимисхий с большой ратью, победил его, а самого отпустил восвояси. Но Святослав дошёл до земель печенегов и там был убит вместе со своими воинами.»

Нестор

«В год 6475 (967). Пошел Святослав на Дунай на болгар. И бились обе стороны, и одолел Святослав болгар, и взял городов их 80 по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце, беря дань с греков.

В год 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце…»

Понятно, что как только решился Святослав царствовать в Болгарии, так византийцы активизировали связи с печенегами и наняли их. Святослав надеялся на быстрый успех, тем более что основные силы византийцев были на войне с арабами. Святославу поначалу противостояли территориальные войска из ополчения крестьян. Поначалу действия Святослава в Фракии были успешны. Но византийцы быстро разбили в Сирии арабов и перекинули войска в Европу. Под Аркадиополем войска Святослава столкнулись с Вардой Склиром и были разбиты. В войске Святослава были скандинавы, восточные славяне и болгары. Также присуствовали и нанятые венгры и печенеги которые действовали отдельно друг от друга. Отряд печенегов был полностью уничтожен, а войско Святослава понесло серьезные потери. Однако развить успех Варде Склиру сразу не удалось. Дело в том, что в Малой Азиb поднял бунт Варда Фока. Пришлось перебрасывать войска для подавления бунта. И только благодаря этому Руси удалось удержаться в Болгарии. Русь контролировала территорию от Дуная до Родопских гор. Под Преславом и Доростолом Русь сражалась с византийцами.

http://oldru.narod.ru/biblio/ldt6_10.htm

Под Доростолом бой был особенно ожесточенным. Степанос Таронеци (Асохик)

http://books.google.com.ua/books?id=RyE_AAAAcAAJ&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_atb&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false

Тут несколько преувеличена роль армян в битве. Византийцы выигрывали своии битвы не только за счет пехоты, но и конницы. А толковая конница у Руси была только из нанятых венгров и печенегов, которых рассеяли под Аркадиополем. Славяне и скандинавы же это не более чем пехота на лошадях. Короче говоря оружие Руси было счастливо против Болгарии и Хазарского Каганата, когда же пришлось столкнуться с мировым супергосударством с хорошо обученной и оснащенной армией Русь начала проигрывать. Русь могла противопоставить Византии отвагу и свою пехоту, но этого было маловато для победы над Византией во время македонской династии (на самом деле армянской династии из землевладельцев в Македонии).Одним словом Святославу вообще не стоило соваться в Болгарию. Мог бы отказаться от византийских денег и воевать на востоке. Да и думаеться то же византийские золото и товары были одним из факторов обусловивших враждебность печенегов по отношению к Руси. А при Владимре и воевать с Византией не было особенного времени из-за внутренних усобиц, походов на другие племена, походов на булгар и хазар в Поволжье.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Относительно Иосифа, то он вероятно погиб в битве. Правда источники об этом молчат. Единственное что известно так это что Нестор сообщает о битве близ Саркела. В год 6473 (965). Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар, и столицу их и Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов.http://www.old-russian.chat.ru/02povest.htm

Ясы вероятно донские аланы салтово-маяцской культуры. Касоги это черкесы живущие на Таманском полуострове.
У Константина Багрянородного - За Таматархой, в 18 или 20 милях, есть река по названию Укрух 56, разделяющая Зихию и Таматарху, а от Укруха до реки Никопсис 57, на которой находится крепость, одноименная реке, простирается страна Зихия. Ее протяженность 300 миль. Выше Зихии лежит страна, именуемая Папагия, выше страны Папагии — страна по названию Касахия, выше Касахии находятся Кавказские горы 58, а выше этих гор — страна Алания. Вдоль побережья Зихии [в море] имеются островки, один крупный островок и три [малых], ближе их к берегу есть и другие, используемые зихами под [177] пастбища и застроенные ими,— это Турганирх, Царваганин и другой островок 59. В бухте Спатала находится еще один островок, а в Птелеях — другой 60, на котором во время набегов аланов зихи находят убежище. Побережье от пределов Зихии, то есть от реки Никопсиса, составляет страну Авасгию — вплоть до крепости Сотириуполя. Она простирается на 300 миль.http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Konst_Bagr_2/frametext42.htm

Ибн Хаукаль http://gumilevica.kulichki.net/NAP/nap0155.htm#nap015para04

Булгары о которых упоминал Ибн Хаукаль вероятно Черные Булгары Константина Багрянородного. О этом писал в двух своих статьях Осман Каратай.

[603]. "Булгар - маленький городок, и нет у него большого числа округов. Он был известен как пристань [604] для этих [605] государств, и опустошили его русы, а (затем) пошли на Хазаран, Самандар и Атиль (и случилось это) в 358 г. [606] И отправились сразу после этого в страну ар-Руми и ал-Андалус [607], разделившись на две группы. Русы же - варварский народ, живущий в стороне булгар, между ними и славянами на реке Атиль" [608].

Второй отрывок. "И ал-Хазар - сторона [609] и есть в ней город, называемый Самандар, и он в пространстве [610] между ней и Баб ал-Абвабом, и были в нем многочисленные сады (...) [611], но вот пришли туда русы, и не осталось в городе том ни винограда, ни изюма. Населяли этот город мусульмане, группы людей, исповедовающих веру [612], и идолопоклонники и они покинули его, но благодаря достоинствам их земли и хорошему их доходу не пройдет и трех лет и все станет как и было. В Самандаре были мечети, церкви и синагоги, и совершили они (русы) свой набег на всех, кто обитал на берегу реки Атиля из хазар, булгар, буртасов, и овладели ими [613], и искали люди Атиля убежище на острове [614] Баб ал-Абваб, и укрепились они там, а некоторые на острове Сийах-кух [615], и оставались они там в страхе" [616].
Третий отрывок. "Внутренние булгары [617] - христиане и мусульмане [618], но в наше время народ русы не оставил (ничего) этого [619] ни у булгар, ни у буртасов, ни у хазар, кроме разбросанной [620] неполной (части страны, земли?), выслеживали (их) в ней [621], те же, кто (уцелели), надеялись остаться в соседних областях. Дошло до меня, что большинство из них вернулись в Атиль и Хазаран при могущественном Мухаммеде б. Ахмаде ал-Азди, владетеле ширван-шахе [622], который оказал им помощь мужами и людьми [623], и они надеялись, просили, чтобы (те) заключили с ними договор и они были бы покорны им (ширванцам) [624] за благодеяния по отношению к ним" [625].

Ибн Хаукалю несколько противоречат другие источники

Ал-Мукаддаси: "Слышал я, что ал-Ма'мун [629] совершил на них поход из ал-Джурджании [630], овладел (Хазарией) и обратил ее в ислам [631]. Затем я слышал, что войско из ар-Рума, которых (воинов) зовут ар-Рус, напало на них и овладело их страной" [632].

Ибн. Мискавейх: "И стало известно [633], что турки напали на страну хазар и те обратились за помощью к людям Хорезма, но те отказались помочь, говоря: вы иудеи и, если хотите, чтобы мы вам помогли, примите ислам. И стали они мусульманами, исключая их царя" [634].
Ибн ал-Асир: "И в этом (году) [635] племя [636] из турок напало на страну хазар, и хазары обратились к людям Хорезма, но те не оказали помощи и сказали: вы неверные [637], но если примите ислам, то поможем вам. Те приняли ислам, исключая их царя, и тогда помогли им люди Хорезма и заставили турок отступиться от них, а после этого и их царь принял ислам" [638].

Не Волжская Булгария не Волжская Хазария не была потревожена Русью. Об этом же писал Белецкий.

Против хазар и булгар в этом регионе уже воевал Владимир.

Как известно, Святослав увяз на Дунае и скоро погиб. Его сыну Владимиру Святославичу после утверждения в Киеве несколько лет пришлось посвятить борьбе за восстановление власти киевского князя на окраинах Русского государства, ослабевшей в период междоусобиц 973—980 гг. Он дважды воевал с вятичами (981 и 982 гг.), подчинил радимичей (984 г.) и только после этого в 985 г. смог двинуться на Волгу. Под этим годом «летопись» сообщает: «Иде Володимер на Болгары с Добрыней уем своим в лодиях, а торки берегом приведе на коних; и победи Болгары» [+30]. Особо следует отметить, что Владимир действовал по примеру своего отца в союзе с гузами, по всей вероятности, продолжавшем существовать со времени Святослава. Вероятно, и путь его движения на болгар был тот же самый, которым пользовался Святослав, т. е. по Оке через вятичей.

По свидетельству Иакова Мниха, поход Владимира на Волгу был направлен не только против болгар, но и против хазар. «И на Козары шед, победи а и дань на них положи»[+31], — говорится в этом источнике. Именно к этому походу Владимира на хазар относится сообщение Мукаддаси о Руси, «нашествовавшей на них (хазар) и овладевшей их страной». Это свидетельство тем более ценно, что исходит от современника данного события, закончившего свой труд в 988/9 г. Хазары к этому времени находились уже под властью Хорезма и стали мусульманами, хотя, судя по замечанию того же Мукаддаси, власть Хорезма над ними была непрочной и Мамуну неоднократно приходилось утверждать ее силой, вводя в хазарскую столицу свои войска. Вместе с тем выясняется, что победа Владимира над хазарами относится ко времени до 988/9 г., т. е. всего вероятнее к 985 г., которым летопись датирует его поход против волжских болгар.

http://gumilevica.kulichki.net/AMI/ami124.htm

Что же относительно столицы хазар, то похоже Нестор принял за нее Самкерц (Тмутаракань), поскольку не указано что столица на Волге.
Нужно отметить что в Тмутаракани была хазарская община. О этом пишет Чхаидзе http://www.jewukr.org/observer/eo2003/page_show_ru.php?id=1018

Гибель Хазарии, как известно, связывается с усилением Древнерусского государства, и одной из причин ее исчезновения считается восточный поход в 965 г . отца Владимира — князя Святослава. В летописи это событие описано довольно кратко: «Иде Святославъ на Козары. Слышавъше же Козаре, изидоша противу с къняземь своимь Каганъмь, и съступишася ся бить, и бывъши брани, одолъ Святославъ Козаромъ, и градъ ихъ Белу Вежу възя. И Ясы побъди и Касогы». О гибели Хазарского каганата говорится и в географическом сочинении «Китаб ал-масалик ва-л-мамалик» («Книга картин земли») арабского географа Абу-л-Касима Ибн Хаукаля.
Судя по всему, в рассказе о еврейском посольстве к Владимиру речь идет о потомках и последних обитателях Хазарии, в конкретном случае — осевших в древнерусском государстве. Подобное утверждение основывается на обнаружении письма еврейско-хазарской общины Киева. Письмо датируется X веком.
В связи с вышеизложенным чрезвычайный интерес представляют упоминания в «Повести временных лет» «козар», под которыми понимаются иудейские общины, существовавшие в Киевской Руси. Эти события связаны с городом Тмутараканью — центром древнерусского княжества, расположенным на Таманском полуострове, на восточном берегу Керченского пролива.

Что же относительно столицы хазар, то похоже Нестор принял за нее Самкерц, поскольку не указано что столица на Волге.

Нужно отметить что в Тмутаракани была хазарская община. О этом пишет Чхаидзе

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Публикации А.В. Билецького

Святослав Хоробрий і Свенельд/ А. В. Білецький // Вісн. Нац. ун-ту "Львів. політехніка" . Держава та армія. - 2009. - № 652. - С. 20-25.

http://ena.lp.edu.ua:8080/bitstream/ntb/2833/1/03.pdf

Геополітичний контекст військової діяльності Святослава Хороброго / А. В. Білецький // Вісн. Нац. ун-ту "Львів. політехніка" . Держава та армія. - 2011. - № 693. - С. 26-32.

http://ena.lp.edu.ua:8080/bitstream/ntb/10773/1/3.pdf

Про проблему маршруту походу на схід князя Святослава Хороброго / А. В. Білецький // Вісн. Нац. ун-ту "Львів. політехніка" . Держава та армія. - 2008. - № 612. - С. 23-30.

http://vlp.com.ua/files/03_8.pdf

Karatay Osman – Kakhniashvili, Giorgi - Ethnicity in Medieval Caucasus: Who were the Eastern Bulgars Attacked by Sviatoslav in 965?

https://www.academia.edu/5108202/SVYATOSLAVIN_965TE_SALDIRDIGI_DOGUDAKI_BULGARLAR_KIMLERDIR_965_Who_were_the_Eastern_Bulgars_Attacked_by_Sviatoslav_in_965_III_International_Congress_of_Caucasiologists_Tbilisi_23-26_October_2013

Если коротко сказать о походах Святослава Игоревича, то если отойти от стереотипов советской историографии, то Святослав не добирался до Итиля и Семендера. Он воевал под Саркелом и вероятно перед тем с моря взял Самкерц (Тмутаракань), поднялся до Саркела, где воевал с донскими аланами (ясами). С черкесами (касогами) он должен был сражаться под Самкерцом. Святослав по исследованиям Османа Каратая победил Черных Булгар между Доном и Кубанью. Покорены были и вассалы хазар - вятичи. Собственно благодаря Святославу Игоревичу влияние Руси распространилось на Дон и Крым. Арабские источники относительно Поволжья упоминали о тюрках, а не русах как врагах местных хазар. Гипотеза же о походе Святослава на Итиль и Булгар взято из не вполне ясного упоминания Ибн Хуакаля. Походы Святослава на Болгарию были совершенно не нужнымми. Византия была в зените и победа Святослава сыграла на руку ромеям, то есть помогла им завоевать западную часть Болгарии. Активность Святослава содействовала тому что оживились печенеги и Руси пришлось выдержать несколько десятилетий войн с ними, хотя до того более менее находили общий язык.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

При Игоре у печенегов и начались конфликты с Русью. Были войны 915 и 920 гг. Причем печенеги впервые напали на Русь только в 915 г. при том что пришли печенеги на Днепровское Правобережье в 898 г. после того как венгры ушли в Алфельд. До того печенеги нападали с Днепровского Левобережье на Днепровское Правобережье контролируемое венграми. При этом венгры по сведениям тех же арабских источников, такого кстати о печенегах в арабских источниках нет. В первой половине Х в. печенеги потеснили уличей и тиверцев, нападали на белых хорватов. Печенеги взяли тиверское поселение на Реуте. Печенеги нанимались в войска Руси во время Игоря в 944 г. печенеги нападали на Русь еще и при Святославе в 968, 971, 972 гг. И кстати печенеги были не едины, а разделялись на восемь племен. При Владимире отношения с печенегами особенно обострились. Это было связано с экспансией Руси на восток и юг, а также с союзом Владимира с торками-огузами. Да и печенеги были беспокойными соседями и воевали в 988, 991, 992, 996, 997, 1001, 1004, 1015 гг. Даже Ярополк успел с ними повоевать в 978, 979, 980 гг. После Владимира были конфликты 1015, 1016, 1017, 1018, 1019, 1020, 1036.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Иосиф о Руси

Я охраняю устье реки и не пускаю Русов, приходящих на кораблях, приходить морем, чтобы идти на исмаильтян, и (точно также) всех врагов (их) на суше приходить к “Воротам”. 369 Я веду с ними войну. Если бы я их оставил (в покое) на один час, они уничтожили бы всю страну исмаильтян до Багдада и до страны... 370

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/X/Kokovcov/frametext4.htm

То есть временем начала войны должны были быть времена княгини Ольги.
О этом же в Тексте Шехтера

Между нашей страной и Константинополем (QWSTNTYN’) 71

21 по морю (пути) девять дней; и по суше двадцать восемь дней. 72
22 (Чтобы пересечь) владения моего господина надо (затратить) пятьдесят дней. Вот те, кто сражается с нами (как союзники): 73
23 ’SY, Bab al Abwab, ZYBWS, TWRQW и LWZNYW.

Относительно противников то О. Прицак считает, что это

Bab alAbwab (в сокращенной форме alBab) — хорошо известное наименование города и государства Дербент при правлении исламской династии Бану Хашим (ок. 869—1077 гг.) 103.

Таким образом, перечень хазарских врагов, составленный автором (и подтвержденный исторической частью работы), включает следующие народы: Буртасы (’SY), Баб ал-Абваб, черкесы (ZYBWS), огузы (TWRQW) и норманны (LWZNYW).

Из серьезных противников только огузы (TWRQW) и норманны (LWZNYW). О тюрках напавших на Хазарию писали вышецитированные авторы, да и Русь в арабских и хазарских источниках воспринимались как серьезный противник.

Изоражение же боя Святослава с хазарами в Радзивиловской летописи недостоверно, поскольку там изображены конные дружины. Хазары и их союзники были куда более искушены в коннице чем Русь. Русь же была известна своей пехотой и ладьями. Возможно участие в войсках Святослава печенежских наемников и именно такая конница могла быть у Святослава. В эпоху правления Ольги наемники из Руси воевали вместе с византийцами против арабов

Ал-Мутанабби

"Восхваляя Сайф-ад-даулу и воспоминая (описывая) сооружение им крепости Хадат и его нападение на отряды румского войска в 343 (954-5) году, поэт говорит...

(14 стих) "Как 5 же надеются Рум и Рус ее 6 разрушить, когда владелец копьевых ударов 7 служит ей основанием и столбами?"
(Комментарий Вахиди) "Он говорит: 8 как они 9 надеются разрушить эту крепость, когда она охраняется твоими копьевыми ударами, и удары эти служат ей основанием и столбами, так что охраняется ими, как здание охраняется основанием и столбами".

Примечательно, что и во времена Святослава и во времена Влалимира огузы выступали как союзники Руси. Первый конфликт с ними зафиксирован во времена Ярославичей. Можно предположить что и во времена Ярослава Русь дружила с огузами.Первый союз огузов с Русью должен датироваться именно временем Святослава. Союз с огузами должен был неизбежно обострить отношения с печененами, что и наблюдаем в правление Святослава. Плюс традиционная политика Византии использовать кочевников против своих возможных противников.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Собственно часть географических названий стало известно славянам через готов - Чудь происходило от готского þiuda ‘народ’. Этносительно мери то она была известна еще Иордану - Merens. Merens — ‘меров’, очевидно, этноним совпадает с летописным названием Меря (с готским суффиксом Acc. Pl.). Заманчиво видеть в Coldas подмосковную балтоязычную Голядь.

Новейшая публикация «Гетики» Иордана представляет текст списка в следующем виде: “thiudos: Inaunxis Vasinabroncas Merens Mordens Imniscaris Rogas Tadzans Athaul Nauego Bubegenas Coldas” [Иордан, 116]. Его следует интерпретировать как сильно испорченный фрагмент текста на готском языке [Анфертьев 1994: 150-151], оригинал которого в части, касающейся интересующих нас территорий от Прибалтики до средней Волги можно восстанавливать примерно как “*þiudos: in Aunxis Vas, in Abroncas Merens, Mordens in Miscaris, Ragos stadjans / stadins [Athaul Nauego Bubegenas Coldas]”1 и переводить: ‘[покорил]

народы: в Аунуксе2 – весь, в Абронкасе (?)3 – мерю, мордву в Мещере4 , [по] Волге5 местности [атаул, навего, бубегенов, кольдов]’.

http://udmurt.info/pdf/library/napolskikh/napolsk-bulgarskaya-epokha.pdf

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Удивительно упоминание мордвы под экзонимом!

Т.е. готам финноязычный народ был известен только под славянским экзонимом, а сами славяне при этом не упоминаются!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не совсем. По Напольских - Mordens — ‘мордов’, основа та же, что и в этнониме мордва (с готским суффиксом

Acc. Pl.). Русское название мокшан и эрзян, слово мордва образовано с помощью собирательного суффикса -ва от основы морд-, которая возводится к иран. *mard- ‘человек’, заимствованному финно-угорскими языками (коми mort, удм. murt ‘человек’), в том числе
и мордовскими (мокш., эрз. ɍiŕďe ‘муж, мужчина’).Возможно, иранское (аланское — ?) название страны и народа *mard- стало сначала известно готам и затем (независимо — ?) — грекам. В древнерусский язык это слово могло попасть как от аланов, так и от греков или даже готов. http://www.ruthenia.ru/folklore/napolskih5.pdf
В. В. Напольских «СПИСОК НАРОДОВ ГЕРМАНАРИХА» — ГОТСКИЙ ПУТЬ ОТ ЛАДОГИ ДО КУБАНИ

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Также и в отношении вепсов - Vas – ‘вас’, слово явно связано с названием вепсов. Обычно для объяснения готского (ви-димо, несклоняемого) слова приводят др.-рус. Весь (← приб.-фин. *vepsä с закономерным упрощением конца основы как в Русь ← *rōtsi,

Ямь ← *häme и т. д.). ... ранее вепс. *vεpś → гот. Vas: гласный второго слога мог быть редуцирован уже в языке-источнике (в саамском, как в кильдинском viepşE ‘рыбий плавник’, или в древневепсском, как в вепс. ßepś ‘вепс’), а широкий гласный первого слога в *vεpś вполне мог быть отражен в готском как *а. Присутствие в IV в. в юго-западном Приладожье группы (либо саамо-, либо финноязычной), называвшей себя данным этнонимом гораздо более вероятно, чем каких-либо других прибалтийских финнов, которые предполагаются разными авторами под thiudos (→ др.-рус. Чудь саам. *ćuδē):34 к этому времени продвижение основного массива носителей северных прибалтийско-финских диалектов с южного побережья Финляндии на восток не могло зайти слишком далеко, и их «передовым отрядом» должны были быть именно предки вепсов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

БСК - производить самоназвание целого этноса от заимствованного иноязычного слова с не-тождественным значением.

Будто-бы в финских языках не было слова для обозначения полноправного мужчины!

Т.е. БСК во всех отношениях!

С какого черта мордве, четко выдерживающей свое племенное деление даже в XXI в. на мокшу, шокшу и эрзю (и не признающих их тождественности), принимать иноязычное слово в качестве самоназвания, да еще становиться известными под этим экзонимом другим народам?

После "лекции" Дыбо и таких вот "экскурсов" с привлечением всего, что на глаза попадется, в качестве "обоснований" своих построений, начинаю терять уважение к лингвистике.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Встречаются.

1) В договоре Игоря с греками под 945 г.: "Шигобернъ . Сфандръ . жены Оулѣбовы." (ПСРЛ, т.2, стб.36).

2) Под 1167 г.: "Том же лѣт̑. приведе Ӕрославичь Изѧславичь поемъ дчерь оу Дюргѧ оу Ӕрославича . Малъфридъ . ис Турова за сн҃а Всеволода." (ПСРЛ, т.2, стб.527).

3) В датских хрониках упомянута Малфрида, дочь Мстислава Великого, жена короля Эрика Эмуна.

Вообще-то разговор о жёнах, Сфандре якобы жены Рюрика, и Малфриде якобы жены Владимира Святославича. Об их чётком отождествлении как жён говорится у Татищева.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Между тем это позиция признаного авторитета в российской уралистике - В.В. Напольских.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Из ПВЛ:

Это ЕДИНСТВЕННОЕ упоминание Малфриды в ПВЛ. Как говорится, с чего бы?

А мы не знаем чья была она женой. Поэтому всё гадательно. Известно только двух жён имена - Рогнеды и Анны. Все остальные называются гречанками, болгарынями и др.

Изменено пользователем Лукас

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас