Saygo

Часы: история и коллекционирование

5 сообщений в этой теме

История часового дела весьма интересна и содержит много поучительного и мистического. История запомнила предсмертное указание императора Карла V, который повелел после собственной смерти остановить все часы дворца, дабы они не отсчитывали "чужое" время.

В разных странах и разных городах о наступлении нового года возвещают самые разные «ориентиры». В Нью-Йорке на Таймс-сквер со шпиля одного из зданий спускается сверкающий хрустальный шар, который ровно в полночь разлетается на мелкие осколки. Где-то эта роль поручается выстрелу из пушки, где-то существуют свои собственные «ориентиры». Но двенадцатый удар часов это символ всеобщий. Кремлевские куранты и лондонский Биг Бен, часы на башнях соборов и королевских дворцов, старинных вокзалов и городских ратуш уже в течение многих веков возвещают о наступлении нового дня и нового года. Именно с последним ударом часов связано множество примет, под них загадывают желания, провожают старый год и встречают новый. Сегодня трудно представить жизнь современного человека без часов. И еще труднее осознать, что этот необходимый аксессуар вошел в наш быт, в общем-то, недавно.

user posted image

От капель и песчинок

Строго говоря, о сущности времени «четвертого измерения» философы задумались еще в глубокой древности. Но, пока Гераклит Эфесский, Платон и Аристотель размышляли о том, что есть время, десятки и сотни тысяч людей решали куда более насущную проблему: а как это самое время измерить? Как узнать, сколько еще остается до полуденного жара или до наступления темноты?

Первыми часами для людей были, без сомнения, Солнце, Луна и звезды. И неспроста у многих народов утренняя звезда овеяна тысячами легенд именно она предвещала рассвет после длинной ночи. Восход и закат созвездий, Луна, Солнце небо было открытой книгой, и надо было только научиться ее читать.

И, как того и следовало ожидать, первый прибор для измерения времени, изобретенный человечеством, был основан именно на движении Солнца. В древнем Вавилоне около трех с половиной тысяч лет назад были изобретены солнечные часы. Небольшой стержень (гномон) укрепляли на плоском камне (кадран), разграфленном линиями, циферблате, часовой стрелкой служила тень от гномона.

Очень скоро в дополнение к солнечным часам, которые могли «работать» только днем и только в солнечную погоду, появились водяные часы, или клепсидры. Считается, что изобрели их в Древней Греции. Устройство клепсидр было простым: металлический или глиняный, а позже стеклянный сосуд наполняли водой, которая медленно, капля за каплей, вытекала, уровень ее понижался, и деления на сосуде указывали, который час.

Но была у клепсидр еще одна функция. Как известно, античную Грецию не без оснований считают родиной демократии. И, как следствие, родиной ораторского искусства. Произносить речь во время собрания горожан на агоре главной городской площади было позволено, в общем-то, всем свободным гражданам, а дальше все уже зависело от самого оратора. И именно при помощи клепсидр, водяных часов, отмеряли, как сказали бы сегодня, регламент время, в течение которого позволялось произносить речь. И многие ораторы прибегали к традиционному трюку они попросту подкупали служителей клепсидр, чтобы те немного сузили отверстие и позволили бы им говорить чуточку дольше. Отсюда ли берет начало известное выражение «лить воду с трибуны», науке доподлинно не известно, но зато установлено другое: ораторы уровня Цицерона к этому трюку никогда не прибегали. Потому что знали: если ты не убедил слушателей короткой речью длинной лишь нагонишь на них скуку. Не говоря уже о том, что кража времени считалась в античном мире тягчайшим преступлением. Любое имущество, считали в древности, можно возместить, но нельзя вернуть время и человеческую жизнь&

А часовое дело тем временем развивалось. В Европе и Китае были в ходу так называемые «огненные» часы в виде свечей с нанесенными на них делениями. Около тысячи лет назад появились первые песочные часы. Строго говоря, сыпучие материалы человечество знало уже давно, но вот для изготовления таких часов требовалось еще, чтобы должного уровня достигло мастерство стеклодувов.

Конечно, на практике при помощи песочных часов можно было измерить небольшие промежутки времени около часа. Проблему эту, впрочем, решили быстро у главных часов ставили служителя, чаще всего воина, который исправно переворачивал запаянные склянки с песком и отбивал в колокол каждый час английское слово clock часы произошло от латинского clocca - колокол. Счет времени, впрочем, вели разве что в монастырях, чтобы вовремя творить положенные молитвы, а остальное население не то чтобы особо просвещенной на тот момент Европы не особенно задумывалось о времени. Не говоря уже о том, что часы были прибором громоздким и хрупким и еще требовали постоянного внимания и ухода. А это была непозволительная роскошь для большинства семей.

Бьют часы на старой башне

Пожалуй, сегодня даже люди, весьма далекие от истории и историографии знают о том, что в средние века нынешняя благополучная и развитая Европа была, в общем-то, мрачной, нищей и глухой окраиной цивилизации, а центр наук, искусства, ремесла и, как сказали бы сегодня, гламура находился на Востоке. Вряд ли стоит напоминать, что в те годы, когда на Востоке строили общественные бани, европейцы не очень представляли себе, что мыться можно горячей водой, а в пищу добавлять пряности. До самой эпохи Ренессанса дожил показательный «ювелирный аксессуар» богатых европейских дам: золотая, украшенная драгоценными камнями полая золотая трубочка с отверстиями. Внутрь вставляли стерженек из клейкого вещества, и применялся этот «аксессуар»&для ловли ползающих по телу паразитов. Проще говоря, вшей.

Но в то же время ясно и другое. Именно в те мрачные годы Средневековья в Европе были сделаны два великих изобретения, которые потом позволили ей обойти Восток в вечном геополитическом соревновании механические часы и печатный станок.

Вряд ли, конечно, на Востоке не знали о новых европейских «диковинках». Скорее их тут посчитали «вредными» и не соответствующими особому менталитету. Книгопечатание грозило подорвать искусство каллиграфии, не просто развитое и популярное, а во многом даже освященное религией. А механические часы составили бы серьезную «конкуренцию» муэдзинам. Во всяком случае, когда в Стамбуле на здании университета предложили установить первые в городе башенные часы, в религиозных кругах поднялась форменная буря: верующему мусульманину, твердили иерархи, предписано узнавать время по призывам муэдзина к молитве, о том, когда начинается и когда заканчивается время поста, возвестит выстрел из пушки, а все остальное «изобретение шайтана» (консервативные мусульманские богословы до сих пор спорят, допустимо ли определять по часам, а не по свету, время ифтара). И в результате Европа значительно раньше воспользовалась благами новых изобретений: книгопечатание многократно повысило доступ к знаниям и информации, а механические часы позволили куда четче планировать свой день.

Но если в том, что авторство европейского печатного станка (свой собственный способ книгопечатания издревле знали в Китае) принадлежит Иоанну Гутенбергу, историки, в общем-то, не сомневаются, то по поводу механических часов единого мнения нет.

Согласно одной из легенд, первые механические часы изобрел будущий Папа римский Сильвестр II в то время, когда еще был простым ученым монахом Гербертом Ориллой и жил в заштатном Магдебурге.

Согласно одним данным, изобретателем механических часов является Пацификус из Вероны, и дело происходило в IX веке, согласно другим, - Герберт Орилла, живший в конце Х века. В любом случаю, в продаже механические часы появились только спустя несколько веков. Лондон познакомился с ними в 1288 году, Милан - в 1306, Падуя - в 1344.

Уже потом историки придут к мнению, что Папу Сильвестра II называли «самым образованным человеком к востоку от Пиренеев» как минимум не без оснований. И, согласно легенде, именно он, занявшись однажды усовершенствованием механизма мельницы, изобрел первые в мире башенные часы с боем. Устройство этого агрегата не слишком замысловатое и понятно будет любому ребенку: зубчатое колесо с автоматическим спуском. При вращении колеса под тяжестью гири зубцы периодически освобождали язык колокола, тот срывался и сообщал людям, что еще один час прошел.

Изобретение Герберта Ориллы очень скоро распространилось по многим городам. Конечно, те первые часы вряд ли составили бы серьезную конкуренцию нынешним по части точности хода и тем более изящества. Однако «механический переворот» был сделан, и вскоре башенные часы начинали отбивать время во многих городах Европы. Исторически подтвержден тот факт, что в 1288 году уже ходили железные башенные Вестминстерские куранты.

А башенные часы тем временем становились уже престижным городским украшением. Все более замысловатые мелодии отбивали спрятанные в них колокола, часто мелодии курантов дополняли танцы фигурок, на часах появлялись картины, сменяющие друг друга. Сегодня башенные часы во многих городах это признанный «неофициальный» символ и во всяком случае важная достопримечательность. Но все несли на себе вечную печать наследства вавилонских солнечных гномонов: круглый циферблат, стрелка, повторяющая тень от столбика& И самое главное, в полном соответствии с древнеассирийской системой счета, где в основе лежало не 10, а 12 и 5, круг делили на 12 часов. Более того, 12 часов составлял именно день (или ночь), а не сутки.

Первое время в часах была только одна часовая стрелка. Но даже когда развитие часового дела позволило дополнить часовую стрелку минутной, а позже и секундной, «ассирийское наследство» осталось в неприкосновенности: часовой циферблат делили на 60 минут и 60 секунд. В течение веков оставалась незыблемой и другая традиция циферблат часов оставался круглым. Пересмотреть ее решился только Луи Картье, ювелир, который в 1857 году заключил договор с эльзасским фабрикантом Эдмоном Жежером об эксклюзивных поставках плоских часовых механизмов, а также механизмов с репетиром, календарем и хронографом. Благодаря весьма плодотворному сотрудничеству Жежера и Картье появились самые смелые и неординарные творения Cartier начала ХХ века: миндалевидные, овальные, квадратные часы, часы в форме ромба.

Первые башенные часы появлялись в восточных городах уже на волне европеизации. В Баку это были часы на здании нынешней мэрии и на башне Сабунчинского вокзала, первые в Каире башенные часы были подарены французским королем и установлены в мечети Мохаммеда Али в городской цитадели и, по мнению многих, безнадежно испортили ее «восточный» силуэт.

Но вместе с официальной историей у башенных часов есть и неофициальная. Так, в Стамбуле до сих пор рассказывают, что местный король мошенников по прозвищу Фазан (из-за любви к яркой одежде) периодически предлагал заезжим богатым провинциалам приобрести&башню университета с первыми в городе башенными часами и потом брать деньги с горожан за то, что те будут по этим часам сверять свои наручные.

От башенных часов к морским хронометрам

А совершенствование часовых механизмов шло тем временем своим чередом. Тем более что и время ставило новые задачи: человечеству хотелось большей точности измерений. В 1657 году голландский ученый Христиан Гюйгенс изготовил механические часы с маятником. И это стало следующей вехой в часовом деле. В его механизме маятник проходил между зубьями вилки, которая позволяла специальному зубчатому колесу проворачиваться ровно на один зуб за полкачания. Амплитуда движения маятника в таких часах была большой, и точность хода зависела не только от длины стержня, на котором висел груз, но и от размаха его качания.

В 1670 году произошло кардинальное усовершенствование спускового механизма механических часов был изобретен анкерный спуск, позволивший существенно уменьшить амплитуду колебаний и применить длинные секундные маятники. После тщательной настройки, в соответствии с широтой месторасположения и температурой в помещении, такие часы имели неточность хода всего несколько секунд в неделю. Надо отметить, что взаимоотношения спускового механизма и маятника во всех часах имеют достаточно сложный характер. И если маятник задает темп вращения колесиков часового механизма, то именно спусковой механизм подталкивает маятник, делая его колебания незатухающими.

Но тем не менее у часов того времени оставался большой недостаток: они были слишком громоздкими, к тому же их невозможно было переносить и перевозить. А это создавало серьезные проблемы прежде всего для мореплавателей, которым точное время требовалось прежде всего для навигационных вычислений. Но пока куранты на городских площадях отбивали замысловатые мелодии, на судах по-прежнему ход времени отбивали склянки те самые песочные часы.

Эру компактных и переносимых механических хронометров открыло изобретение все тем же Гюйгенсом в 1675 году вращательного балансира, а также использование вместо гирь пружины. Соединение крутильного маятника, спиральной пружины и анкерного спуска открыло дорогу не только морской навигации, но и созданию массовых малогабаритных часов. Плюс ко всему именно с этого времени в часах появляется вторая, минутная стрелка.

Как известно, первые карманные часы были без стекла и только с одной стрелкой часовой. Кроме того, вместо цифр разметка осуществлялась объемными накладными индексами. Благодаря ним определять который час можно было наощупь, что помогало в темноте и во время светских встреч, когда смотреть на часы не позволял этикет. Минутная стрелка в часах появилась около 1700 года.

Часы, покорившие море

Но вскоре еще один толчок к развитию часового дела дала трагедия, случившаяся на море. 29 сентября 1702 года эскадра численностью в 21 корабль под началом адмирала Клодисли Шовела вышла из Гибралтара в Англию. Погода была неважной, но, как только небо очистилось от туч, штурманам удалось определить широту местонахождения. А вот долготу в то время точно измерить не могли: погрешности могли доходить до 50100 километров. А ориентиров в море, как известно, не много. Результатом ошибки в расчетах стало то, что 5 кораблей эскадры в тумане налетели на Гилстонские рифы и 1 600 человек, в том числе адмирал, герой Англо-французской войны, погибли. Эта трагедия стала для Британии страшным потрясением. Вскоре парламент подготовил билль, согласно которому беспрецедентно огромная по тем временам награда размером в 20 тысяч фунтов (что было эквивалентно 150 кг золота) причиталась тому, кто на практике решит проблему определения долготы на море.

Увы, награда ждала своего хозяина очень долго. Морские часы были изготовлены в 1735 году йоркширским столяром Джоном Харрисоном. Их точность составляла + 5 секунд в сутки, и они уже были вполне пригодны для морских путешествий. Однако, оставшись недовольным своим первым хронометром, изобретатель трудился еще почти три десятка лет, прежде чем в 1761-м начались полномасштабные испытания усовершенствованной модели, которая уходила меньше чем на секунду в сутки. Первая часть награды была получена Харрисоном в 1764 году, после третьего длительного морского испытания и не менее длительных канцелярских мытарств. Полностью вознаграждение изобретатель получил только в 1773 году. Испытывал хронометр капитан Джеймс Кук, составивший благодаря ему карту островов Полинезии. В судовом журнале он воздал хвалу детищу Харрисона: «Верному другу часам, нашему проводнику, который никогда не подводит».

А в 1780 году ученик британского мастера Грэма Томас Мьюдж впервые представил часы с третьей секундной стрелкой, которая была надета на удлиненный вал спускового колеса свободного анкерного спуска (самое знаменитое изобретение его учителя Джорджа Грэма), чем и было обусловлено ее странное положение на отметке «6 часов», ставшее затем классическим. Так впервые появилась возможность измерить отрезок времени с точностью до секунды.

В 1704 году было сделано еще одно революционное изобретение. В часах впервые были применены рубиновые камни. Честь этого открытия принадлежит британскому часовому мастеру Джорджу Грэму. Как уточняют многие, до появления рубиновых «подшипников» детали часового механизма буквально в течение нескольких лет протирались до дыр, и часы выходили из строя. В 1704 году Джорджу Грэму и его мастерам Пьеру и Якову Дефобрам был выдан патент на применение драгоценных «прокладок». Почти два века с тех пор часы с камнями в механизме считались предметом роскоши, пока в 1902 году не была изобретена технология выращивания искусственных рубинов корундов. С тех пор использование от 15 и больше камней в классическом механизме считается неоспоримой нормой.

Возможно, именно в это время часы из предмета роскоши становятся повседневным аксессуаром. На стенах домов прочно обосновываются уютные «ходики» с маятниками, на тумбочках занимают место будильники. На 1-м московском часовом заводе с гордостью рассказывают, что именно их часы «Штурманские», мечта любого летчика! первыми побывали в космосе на руке Юрия Гагарина.

Но на Луне первыми побывали часы, изготовленные на заводах фирмы «Омега». И ни один рассказ о часах не был бы полным без «швейцарской» страницы.

Драгоценное время

Но, рассказывая об истории часового дела, нельзя обойти вниманием еще одно событие, к часам и часовщикам прямого отношения вроде бы не имеющего. В 1541 году было запрещено ношение драгоценностей в центре церковной Реформации Женеве. Что заставило ювелиров обратить внимание на новое искусство часовое дело. Строго говоря, наручных часов тогда еще не существовало, да и столь строгие запреты продержались недолго, но именно они заложили в Швейцарии основы хорошего вкуса и респектабельности, когда слишком вычурная одежда и слишком яркие украшения, мягко говоря, не приветствовались. Так или иначе, именно в Женеве более четырехсот лет назад была образована первая гильдия часовщиков. И уже с XIX века все революционные часовые изобретения происходят исключительно в Швейцарии. И многие из них связаны с именем Авраама-Луи Бреге. В 1783 году он начал работать над часами «Королева Мария Антуанетта». Часы эти уже имели автоподзавод, минутный репетир, вечный календарь, независимый секундомер, «уравнение времени», термометр и индикатор запаса хода. Задняя крышка, выполненная из горного хрусталя, давала возможность увидеть работу механизма. А в 1795 году он же изобрел турбийон, считающийся величайшим достижением в часовой промышленности и наиболее сложным устройством. Вращая с помощью него колебательную систему часов, удается компенсировать влияние гравитации на точность хода. Правда, патент на свое изобретение Бреге получил только в 1801 году. Но зато в 1799 году представил часы «Tact», получившие известность как «часы для слепых». Их владелец мог узнавать время, прикоснувшись к открытому циферблату А в 1830 компания «Брегет» (Breguet) представила часы, в которых корректировка времени и завод осуществлялись одной заводной головкой.

Строго говоря, сегодня пальма первенства по изобретениям в часовом деле вновь находится не в Швейцарии. Первые электромеханические часы появились в 1957 году в США, первый кварцевый хронограф в 1964 году представила Seiko. В последней четверти ХХ века в быт вошли часы без циферблата с дисплеем на жидких кристаллах. Сегодня уже существуют сверхточные атомные часы, которые признаны «эталонными».

Но именно Швейцария остается законодательницей мод в часовом деле. «Швейцарские часы» это уже литературная метафора с множеством понятий, от несомненной точности до не менее несомненной респектабельности. И даже те, кто иронизирует по поводу того, что все часовые «великие изобретения», за исключением турбийона, были сделаны далеко за пределами Швейцарии, сходятся в одном: именно здесь часовое производство достигло невиданных высот. И вряд ли дело только в «раскрученности» марок: куда важнее, что швейцарским часовщикам удалось до предела сузить люфт между эксклюзивным и массовым производством в таком деликатном вопросе, как качество. И когда вам в Женеве или Цюрихе с долей иронии скажут: «И дорогие, и дешевые часы показывают одно и то же время», это означает, что в Швейцарии технические требования к механизму и серийных, и «эксклюзивных» «омег», «тиссотов», «брегетов» и «улисс-мардинов» если и отличаются, то ненамного. И серийные швейцарские часы никто не назовет «штамповкой»: на них та же печать сдержанного вкуса, респектабельности и точности. И даже супердорогие часы остаются прежде всего часами, а уже потом украшением: золотые корпуса здесь не в почете, и даже представляя модель для миллиардеров, чистейшие бриллианты, которыми усыпан корпус, сажают не на платину, а на сверхпрочную сталь. Золото металл мягкий, оно не обеспечит должной защиты механизма, а значит, и качества часов, которые должны быть точными, водонепроницаемыми и противоударными они ведь швейцарские И когда «Тиссот» совмещает в одном корпусе компас, альтиметр, барометр и часы, на точность хода эта «многофункциональность» влиять не должна.

И как уверены многие, часы на руке могут очень много рассказать о своем владельце. Как признался один коммерсант, «если у моего собеседника на руке китайская золотая подделка под Ролекс, я с ним дел иметь не буду».

Тем не менее китайской подделке под «Ролекс» тоже удалось войти в историю. Произошло это на закладке плотины электростанции в России в 90-е годы. На торжественной закладке фундамента электростанции присутствовали Чубайс, глава РАО ЕЭС, и Кириенко (тогда премьер). При всем скоплении народа Чубайс вдруг снял с руки золотой «Патек Филипп» и бросил в жидкий бетон! Мол, традиция такая, на счастье! Кириенко ничего не остается делать, снимает с руки свои, не менее дорогие часы, и тоже кидает их в жидкий бетон. Каково же было удивление Кириенко, когда вечером на банкете он снова видит на руке Чубайса дорогие часы! «Как так?!!» «Да очень просто. Я что дурак выбрасывать в бетон настоящие часы? Купил вчера в аэропорту, в киоске, китайские, за 100 рублей, какая разница!» Кириенко, по словам присутствующих, весь вечер молчал и был явно невесел.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тем не менее китайской подделке под «Ролекс» тоже удалось войти в историю. Произошло это на закладке плотины электростанции в России в 90-е годы. На торжественной закладке фундамента электростанции присутствовали Чубайс, глава РАО ЕЭС, и Кириенко (тогда премьер). При всем скоплении народа Чубайс вдруг снял с руки золотой «Патек Филипп» и бросил в жидкий бетон! Мол, традиция такая, на счастье! Кириенко ничего не остается делать, снимает с руки свои, не менее дорогие часы, и тоже кидает их в жидкий бетон. Каково же было удивление Кириенко, когда вечером на банкете он снова видит на руке Чубайса дорогие часы! «Как так?!!» «Да очень просто. Я что дурак выбрасывать в бетон настоящие часы? Купил вчера в аэропорту, в киоске, китайские, за 100 рублей, какая разница!» Кириенко, по словам присутствующих, весь вечер молчал и был явно невесел.

ganj.gif

user posted image

Староместская площадь в Праге. В XIV веке на площади была построена городская ратуша, а в 1410 году на ратуше были установлены астрономические часы — Пражские куранты.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Постоянство-сила

Проблема постоянной силы — самая актуальная и в то же время старая задача в часовом деле. Часовщики решали ее все последние 500 лет, и делали это с тем же упорством, с каким алхимики искали философский камень, математики вычисляли квадратуру круга, а механики — создавали вечный двигатель.

user posted imageuser posted image

Поиски велись начиная с 1470-х, с того самого момента, как были изобретены часы с пружинным заводом. Суть проблемы постоянной силы состоит в том, что по мере раскручивания заводной пружины часов иссякает ее энергия, уменьшается импульс, передаваемый балансу. Как следствие, амплитуда колебаний баланса уменьшается и часы начинают спешить. А когда сила пружины слишком велика, амплитуда колебаний увеличивается и часы отстают. Именно из-за меняющейся энергии пружины точность часов «плавает» в течение суток. В часах с гиревым приводом такой проблемы не стояло: там Земля притягивает гирю с постоянной силой. Именно поэтому конструктивно более древние маятниковые гиревые часы и по сей день остаются точнее пружинно-балансовых собратьев, а некоторые из них обеспечивают воистину астрономическую точность. Но проблема встала особенно остро с появлением первых пружинных часов со шпиндельным механизмом, ведь они еще не имели полноценного регулятора хода. После того как в 1675 году Гюйгенс изобрел балансовый регулятор со спиральной пружиной, имеющий собственный период колебаний, точность часов кардинально повысилась, но только при условии достаточного завода главной пружины. Неприятности обычно начинаются, когда запас хода часов составляет менее 30 процентов: значительно уменьшается амплитуда колебаний баланса, что приводит к нестабильности периода этих колебаний и ощутимым потерям точности хода. Дело в том, что система «баланс-спираль» может считаться изохронной (такой, что частота ее собственных колебаний не зависит от их амплитуды) только теоретически. На практике все обстоит хуже — на баланс направлены различные внешние воздействия. Это флуктуации крутящего момента, тряска и ускорения при ношении часов, смена положения корпуса, изменения температуры, биения в системе спуска и многое другое. Поэтому для достижения точности показаний механических часов очень важно поддерживать заданную амплитуду колебаний баланса, а для этого необходимо обеспечить постоянство момента, который передается на него через анкерную вилку с главной пружины.

Решение отыскалось довольно быстро, но не самое эффективное и слишком уж сложное в реализации (об этом чуть позже). И постоянство силы надолго стало прерогативой единичных крупногабаритных дорогостоящих экземпляров часов, как правило, специального назначения. Ну а изготовители наручных моделей обходились простейшим лекарством — всего лишь правильной настройкой узла баланса. Посчитали, что часы обычно заводят, когда остается приблизительно 30% запаса хода. Раз уж нельзя добиться постоянного момента заводной пружины, то часы следует отрегулировать так, чтобы они шли с «идеальной» точностью при 65-процентном запасе хода. Тогда в диапазоне от 100 до 65 процентов завода они будут чуть отставать, с 65 до 30 — немного спешить, но в итоге демонстрировать приемлемую точность. В более сложных механизмах такая «статистическая» методика борьбы с нарушениями изохронности себя не оправдывает. Трудно отрегулировать часы с многодневным ручным заводом: надо предугадывать, когда именно владельцу вздумается их завести; да и часы-автомат ненамного проще, поскольку требуется заранее знать режим и степень двигательной активности их хозяина. В общем, массовому покупателю оставалось, не особенно вдаваясь в существо проблемы, мириться с отсутствием изохронности, выражавшемся в неточности хода наручных часов. Но только до тех пор, пока не появились кварцевые часы. В самом деле, генератор кварцевых часов обречен выдавать колебания строго постоянной частоты — так уж он устроен. Даже если кварцевые часы спешат или отстают, то делают это с неизменной скоростью до тех пор, пока не садится батарейка, ну а специально сконструированные кварцевые часы просто идут «секунда в секунду».

Отступая, но не сдаваясь на милость победителя, конструкторы механических часов мужественно приняли вызов времени и с утроенным рвением принялись за поиски устройства, обеспечивающего постоянную силу. Цель была поставлена амбициозная — наладить серийное производство наручных механических часов, не уступающих по точности кварцевым.

user posted image

Мастера A.Lange & Sohne в своих поисках «эликсира постоянной силы» обратились к упоминавшемуся старому прадедовскому рецепту — фузее. Изобретение фузеи долгое время приписывалось пражскому мастеру Якобу Цеху (около 1525 года), пока дотошные исследователи не нашли чертежи этого механизма в архивах самого Леонардо да Винчи, датируемых 1485 годом. Так или иначе, фузея появилась задолго до узла баланса, точность работы которого ныне призвана повышать — часы с фузейной передачей делали уже в XVI веке. Чаще всего фузейный механизм применяли английские часовщики, с XVII вплоть до середины XIX века, и использовали преимущественно в дорогих морских хронометрах. Основным передаточным элементом фузеи служила миниатюрная и крайне сложная в производстве цепь. Фузейные цепи карманных часов достигали 20 сантиметров в длину при толщине всего 0,35 мм и состояли более чем из 200 вручную изготовленных и связанных друг с другом звеньев. Эта монотонная работа обычно поручалась детям или молодым женщинам, обладавшим особенно острым зрением.

Опираясь на давние традиции использования цепной передачи в своих карманных моделях, A.Lange & Sohne первой (и пока единственной) решилась интегрировать фузею в наручные часы: турбийон Pour Le Merite. Заметим, что те или иные конструктивные решения проблемы постоянной силы чаще всего встречаются именно в часах с турбийоном, поскольку турбийон является весьма энергоемким усложнением и предъявляет повышенные требования ко всей энергосистеме механических часов. Современные технологии позволили немецким часовщикам (разумеется, без всякой эксплуатации детского труда) создать фузейный блок диаметром в 10 мм с цепью длиной 24 см, шириной 0,6 мм и толщиной 0,3 мм, состоящей из 753 деталей. Между тем, устроен сверхсложный фузейный узел на редкость изящно — самый древний механизм постоянной силы гениален в свой простоте. Один конец цепи обматывается вокруг заводного барабана часов, другой укладывается на спиральный конический шкив фузейного блока, передающего энергию завода колесной системе часов. При полном заводе ходовой пружины, когда ее энергия максимальна, цепь обматывается вокруг самого узкого участка блока и плечо приложения силы пружины минимально. По мере распускания и ослабевания пружины цепь разматывается с блока на заводной барабан, увеличивается рабочий диаметр фузеи и, соответственно, растет рычаг приложения силы пружины. При этом определяющий стабильность хода часов вращательный момент заводной пружины, равный произведению ее силы на плечо приложения этой силы, остается постоянной величиной. Заслуги конструкторов A.Lange & Sohne в деле постоянства хода не исчерпываются созданием самой миниатюрной фузейной цепи. Внутри сантиметрового фузейного блока размещен состоящий из 38 деталей дифференциал с планетарной колесной передачей (см. «Мои Часы» №6/2004). Такое усложнение необходимо, чтобы обеспечить непрерывную передачу силы заводной пружины на ходовую систему, в том числе и во время завода часов, когда цепь наматывается на блок. Но фузейная схема обеспечения постоянной силы не лишена недостатков. К их числу можно отнести значительный объем, занимаемый цепным блоком, определенные потери энергии на трение, огромное количество мелких деталей фузейной передачи и, как следствие, трудоемкость и высокую стоимость ее изготовления.

user posted imageuser posted image

Поэтому некоторые часовые мастера пошли по другому пути: внедрили дополнительную промежуточную пружину, которая в течение ходового цикла накапливает строго дозированное количество энергии заводной пружины и периодически воздействует на узел баланса с постоянной силой, поддерживая заданную амплитуду его колебаний. Такой подход реализован, например, в ремонтуаре постоянной силы конструкции Франсуа-Поля Журна, воплощенном в знаменитой модели F.P. Journe Tourbillon Souverain. Плоская аккумулирующая пружина ремонтуара ежесекундно воздействует на качающийся рычаг, и тот через помещенное на нем сателлитное колесо передает постоянное внешнее усилие на клетку турбийона (подробное описание ремонтуара приведено в «Моих Часах» №1/2005). Но, при желании, и в ремонтуаре Журна можно найти некоторые изъяны. Это дополнительные потери энергии на раскачивание массивного рычага и в сателлитной передаче, а также невозможность фиксации дробных долей секунды.

Несколько иначе рассудили конструкторы IWC, разместив модуль постоянной силы внутри самой каретки турбийона. Да и вспомогательная пружина, обеспечивающая это постоянство, здесь не линейная, как у Журна, а спиральная, и располагается она на оси анкерного колеса. Сразу оговоримся, что хотя изобретение было запатентовано в Швейцарии еще 15 декабря 2001 года, до сих пор нет никаких сведений о его использовании в опытных образцах механизмов, а тем более в серийных моделях часов. Как объяснил нашему журналу автор спирали IWC Курт Клаус, он еще до сих пор не уверен на все 100 процентов в эффективности и долговечности этого узла. Однако его решение давней проблемы как всегда необычно, перспективно и явно заслуживает детального рассмотрения. Кроме того, всегда интересно проникнуть в творческую лабораторию ведущих часовщиков и сравнить первоначальный замысел с его последующим воплощением. Тем более что в данном патенте существенные изменения были внесены во всю конструкцию турбийонного узла.

user posted image

Итак, на рисунке 1 изображен общий вид турбийона постоянной силы: каретка турбийона (1), вращающиеся вокруг установленных на каретке осей анкерное колесо (6), стопорное колесо (12), баланс (2) со спиралью (3), толкающее каретку приводное колесо турбийона (13), а также неподвижное секундное колесо (14). Рисунок 2 показывает взаимодействие основных деталей механизма, причем для большей наглядности каретка турбийона и баланс удалены, так что видны спусковая анкерная вилка (4), анкерная вилка постоянной силы (11), напряженная спиральная пружина постоянной силы (10) и кулачок анкерного колеса (5). На оси анкерного колеса вращается расположенное под ним колесо постоянной силы (7), с которым подвижно соединен один конец пружины (10), второй конец этой пружины зафиксирован на анкерном колесе. Теперь пройдемся по всей цепочке взаимодействий деталей. При каждом полуколебании баланса палеты анкерной вилки (4) освобождают анкерное колесо (б), и оно, под воздействием пружины (10), поворачивается на один зубец. Вместе с анкерным колесом поворачивается зафиксированный на нем треугольный кулачок (5), имеющий скругленные стороны. За пять полуколебаний баланса (пять — это отношение числа зубцов анкерного колеса и граней кулачка) кулачок проворачивается настолько, что отклоняет П-образный хвостовик вращающейся вокруг оси турбийона анкерной вилки (11). При этом одна из палет вилки (11) освобождает зубец стопорного колеса (12), и разблокированная каретка турбийона, под воздействием заводной пружины, оборачивается вокруг неподвижного секундного колеса (14), пока колесо (12) не повернется на 90° и не упрется вторым зубцом в другую палету вилки (11). Колесо постоянной силы (7) снизу имеет триб.

user posted image

На рисунке 2 он не виден, но расположен аналогично трибу стопорного колеса (12а), через который на колесо (7) передается вращение каретки турбийона. Поэтому при повороте каретки свободный конец спиральной пружины (10), связанный с колесом (7), также поворачивается на строго определенный угол. Другой конец пружины (10) в это время зафиксирован, поскольку жестко сочленен с анкерным колесом, вращение которого блокируется палетами анкерной вилки (4). Таким образом, при продвижении каретки турбийона, происходящем через каждые пять полуколебаний баланса, пружина постоянной силы (10) периодически взводится до одного и того же положения. И вследствие этого движимое пружиной анкерное колесо воздействует на баланс с постоянной силой, независимо от состояния заводной пружины часов, чего, собственно, и добивались конструкторы. Стоит особо отметить, что напряжение пружины (10) способствует плавному, без рывков и биений, движению каретки турбийона.

Однако внимательный читатель может заметить, что в приведенном описании скрыт подвох. А именно: хотя пружина постоянной силы взводится лишь после каждого пятого полуколебания баланса, она исправно подталкивает баланс через анкерную вилку (4) во время каждого его полуколебания. Казалось бы, при таком неравномерном энергообмене сила воздействия на баланс на протяжении пяти колебаний должна немного спадать из-за ослабевания пружины постоянной силы. Но, оказывается, учтено и это обстоятельство, стоит только присмотреться к следующему рисунку.

user posted image

На рисунке 3 изображено «секретное оружие» IWC — диск баланса сил (21). Этот диск скрыт от посторонних глаз между анкерным колесом (6) и колесом постоянной силы (7). Диск баланса сил имеет собственную ось вращения, смещенную относительно оси этих колес, поскольку оборачивается вокруг установленного на колесе постоянной силы эксцентрика. Два симметричных рычага (21а) и (21b), расположенные по краям диска (21), взаимодействуют с двумя равноудаленными от оси анкерного колеса пальцами, через которые и передается вращательное усилие. Палец (24) жестко связан с анкерным колесом и зафиксированным на нем концом спиральной пружины постоянной силы (10), а палец (25) установлен на вращающемся вокруг оси анкерного колеса кольце, к которому прикреплен подвижный конец пружины (10). Напряжение пружины (10), передающееся через палец (25) на рычаг (21а), вызывает вращение диска (21). При этом другим своим рычагом (21b) диск толкает палец (24) и сообщает вращательный момент анкерному колесу. При каждом повороте анкерного колеса пружина немного ослабевает, но вместе с тем увеличивается плечо рычага, через который передается сила пружины; похожий принцип уже встречался в фузейной передаче. Увеличение рычага достигается за счет эксцентричного, по отношению к анкерному колесу, вращения диска (21). Действительно, из рисунка видно, что при повороте анкерного колеса происходит приращение рычага L1 и уменьшение рычага L2. Соответственно, растет отношение L1/L2 и, несмотря на уменьшение силы пружины F1, сила F2, передающаяся на анкерное колесо, а с него и на баланс, сохраняет свою величину. Конечно, такая закономерность действует только в определенном узком диапазоне значений угла U поворота диска относительно колеса постоянной силы. Но не надо забывать, что ровно через пять полуколебаний колесо разблокируется и повернется на угол U, заняв свою первоначальную позицию относительно временно заблокированного анкерного колеса и взведя пружину постоянной силы. Предложенный эксцентричный механизм баланса сил имеет несколько немаловажных достоинств: он крайне прост в изготовлении (состоит всего из трех деталей), занимает очень мало места и легко поддается регулировке и точной настройке путем подбора длин рычагов.

Закрывая тему турбийонов постоянной силы, упомянем об экспериментальных часах — карманных Double Axes Tourbillon и наручных Triple Axes Tourbillon, которые изготовил вручную независимый швейцарский мастер Thomas Prescher. Утверждается, что в этих многоосных турбийонах, вошедших с недавнего времени в моду, также присутствует искомый модуль постоянной силы, однако его техническое описание не приводится, а сказать что-либо по фотографиям механизма затруднительно. А как же обстоят дела у часовых грандов? Patek Philippe обошлась «косметическими» мерами. В пресс-релизе, посвященном ее прошлогодней премьере New Gondolo Calendario с автоматическим механизмом калибра 5135, термин «постоянная сила» фигурирует, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что речь идет о всего лишь новом микропрофиле зубцов колесной передачи. Безусловно, колеса с мелкими зубцами, хотя и трудны в производстве, позволяют обеспечить более равномерную передачу энергии от главной пружины к анкерному колесу и снизить возмущения, возникающие в передаче, а значит, тем самым повысить точность хода. Но с первопричиной — меняющимся моментом пружины — они справиться вряд ли способны. Тем не менее пример Patek Philippe породил последователей, и «мелкозубые» передачи стали появляться и у других брэндов, например у JeanRichard. Audemars Piguet же и вовсе лишь вскользь упомянула о достижении постоянной силы в недавнем калибре 3120, из скромности не решившись приводить какие-либо сенсационные подробности, а тем более утомлять поклонников марки описаниями сложных технических ухищрений сродни вышеприведенному. Так что на сегодня имеются только два афишированных решения: либо системы с переменным передаточным отношением, меняющимся по мере ослабевания заводной пружины, как это происходит в случае с фузеей, либо промежуточный энергетический «резервуар», в который периодически перетекает строго постоянный объем энергии, отдающейся затем балансу, как у Журна или IWC. И, что самое важное, эти решения применяются в недешевых, мягко говоря, часах. О массовом производстве механизмов с постоянной силой говорить пока не приходится. Существует мнение, что современные технологии производства часовых колес, пружин и спиралей баланса, а также распространение автоматических механизмов, не говоря уже о кварцевых, превращают поиски постоянной силы в искусство ради искусства. И что даже если долгожданное абсолютное решение будет найдено, у механических часов останется немало других уязвимых мест. Но ведь именно за яркие проявления часового искусства любят и ценят механические часы, и в этом же заключается их потенциал на будущее. Ну а пока простим механическим часам некоторое непостоянство, как прощаем мы его любимой женщине, сила которой часто заключена в ее слабости.

Источник: "Мои часы" №4, 2005

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

The Congreve

user posted image

Одни из наиболее удивительных часов в мире, запатентованы сэром Уильямом Конгривом в 1808 году. Еще одно название часов «Катящийся шар». Концепция изобретения состоит в замене маятника как регулятора движения катящимся по наклонной плоскости шариком. Шарик, прокатываясь по зигзагообразным канавкам наклонной платформы, в конце каждого цикла «опрокидывает» платформу в другую сторону и продолжает движение. Точность таких часов около +/-15 минут в день, однако это не свидетельство качества изготовления, а следствие принципа действия. Температурные изменения, пыль и даже статическое электричество сильно влияют на точность хода таких часов.

Механизм: 8-дневный механизм с фузеей позолочен и отполирован. У часов три циферблата посеребрены: первый показывает часы, второй — минуты и третий секунды. Корпус: Основание из красного дерева.

Механические часы «Глобус»

user posted image

user posted image

Место происхождения: Augsburg

Год выпуска: 1584

Мастер/художник: Roll, Georg (maker)

Reinhold, Johannes (maker)

Медный сплав, литье, гравировка, позолота.

Это механические часы, купленные императором Рудольфом II, в 1584 году для царской казны, расположенной в Праге. Шар служил моделью вселенной, имитирующий движения солнца, луны и звезд. Сделаны специально, чтобы предсказать движение небесных тел в любой момент времени в прошлом и будущем, по положению звезд.

user posted imageuser posted image

Место происхождения: Гаага

Дата создания: приблизительно 1665-1670 гг.

Художник: Hans Conraedt. Разработчик и изготовитель: Ван ден Берг, Адриан

Чернение, серебрение, позолота, чеканка, скань

user posted imageuser posted image

user posted image

Производство: Польша

Дата создания: 1575-1585 гг.

Позолоченная медь. Часы овальной формы, стенки и дно богато украшено тиснением в форме последовательных завитков и фруктов; гравированы тонким орнаментом, с фигуркой человека, доярка и коровы (автоматов), стоящих на крутящемся диске.

user posted imageuser posted image

Место создания: Лондон

Дата создания: около 1780г.

Часы механические, цифры и колокольчики из позолоченной латуни, с эмалированными стеклянными украшениями. Это музыкальные часы сделаны в Лондоне на экспорт на Восток, в конце 18-го века. Турция, Китай и Индия были главными потребителями таких часов.

Часы «Собака Барри»

user posted imageuser posted image

Французские антикварные часы-автомат из позолоченной бронзы. Необычные французские часы- автомат, с изображением мальчика, которого спасла собака Барри. Собака умерла в 1814 году, часы сделаны 1816 году.

Барри der Menschenretter (1800 — 1814гг.), также известный как просто Барри — собака породы, впоследствии ставшей известной как Сенбернар, которая работала в качестве собаки-спасателя в Швейцарии при монастыре Св.Бернара. Порода, к которой принадлежал Барри, сильно отличалась от современных сенбернаров, и, несмотря на то, что в произведениях культуры Барри обычно изображается подобным нынешним собакам этой породы, на деле внешне он был совершенно не похож на них — в частности, имел тёмный окрас, вытянутую морду и был значительно менее плотно сложен. Барри является самым известным из описанных сенбернаров — за свою жизнь он спас как минимум сорок человек.

В Альпах есть перевал, именуемый Сенбернарским. Когда-то здесь проходила дорога, связывающая Италию со странами Центральной Европы. Дорога эта была трудной не только потому, что пролегла на высоте двух с половиной километров, но и потому, что погода в этих местах неустойчива: неожиданно начинается ветер, буран; застигнутые в дороге путники часто теряли направление и гибли.

В X веке на перевале обосновался монастырь Святого Бернара. Монахи давали приют в своей монастырской гостинице путникам, проходившим по перевалу, помогали попавшим в беду. К XIII веку монахи вывели могучих и умных собак, получивших название сенбернаров. Эти собаки не боялись мороза и ветра, им не страшен был глубокий снег. Благодаря своему прекрасному чутью они отыскивали засыпанных снегом, сбившихся с дороги или попавших в расселины гор людей. Среди сенбернаров были свои чемпионы, свои знаменитости. Один из самых знаменитых спасателей был пёс по имени Лев. Он спас 35 человек. Но ещё более знаменит был Барри, тот самый, который спас сорок человек и был убит сорок первым.

Говорят, это произошло так. Однажды разыгрался особенно сильный буран. Собаки, вышедшие на поиски попавших в беду людей, одна за другой, обессиленные, возвращались в монастырь. И только Барри продолжал бродить среди гор. Видимо, чутьё ему что-то подсказывало. И чутьё не обмануло его. В конце концов, он обнаружил засыпанного снегом человека. Раскопав его, пёс стал тормошить замерзавшего, лизать его лицо. Но, открыв глаза и увидев собачью морду, человек решил, что перед ним волк. Человек достал револьвер (по рассказам других – нож) и убил Барри. Это и был сорок первый, спасённый собакой. Труп Барри торжественно перевезли в Париж и похоронили со всеми почестями на специальном собачьем кладбище.

Однако есть и другая версия. Барри действительно спас сорок одного человека. Сорок первый был ребёнок. Никто не знал, что ребёнок на перевале. Неизвестно, как он оказался один. И только Барри его почуял. Пёс успел вовремя: ребёнок хоть и потерял сознание, но был жив. Барри лёг рядом, чтобы согреть его своим телом. Долго лизал его лицо. И мальчик очнулся. Но не мог встать и лишь обхватил собаку за шею. Барри стал медленно и осторожно тащить его. Старому Барри было очень тяжело. Мальчик понял это и взобрался на собаку верхом. Так пёс и доставил его людям. И Барри, прослужив людям двадцать лет, умер собственной смертью и доживал последние годы в городе.

Сейчас мы вряд ли узнаем, какая версия соответствует действительности, а какая нет. Но это не важно. Важно, что Барри – и другие сенбернары – спасали людей, служили им, и люди в благодарность поставили им памятник.

user posted imageuser posted image

Очень редкие французские часы-автомат из бронзы, покрытые позолотой . Созданные в Париже. В восьмиугольное основание вмонтированы амуры с трубами, из позолоченной бронзы, ниже белого эмалированного циферблата расположены грифоны, вокруг верхней кромки также расположены грифоны и Рог изобилия. Центральный стебель поднимается в верх и разъединяется на три ветки, на концах, которых находятся три позолоченной бронзой фигуры Меркурия, Купидона и Шута, сидящих на лебедях. Каждый час или по желанию, они вращаются вокруг центральной оси делая несколько оборотов, а затем останавливаются. Созданы в 1805 году.

Часы-автомат в виде паровоза с чернильницей

user posted imageuser posted image

Сделаны из бронзы и перламутра. Palais Royal автомат cowtail Zapler часы паровоз созданы в начале 19 века, как письменный прибор с чернильницей. Две синие стеклянные чернильницы, с позолоченными бронзовыми крышками, находятся в цветочных корзинках тоже из позолоченной бронзы.

Французские часы «Водяное Колесо»

user posted image

user posted imageuser posted image

Это редкие часы, знаменуют прогресс, достигнутый в области промышленности, в 19 веке. Почти наверняка, созданных знаменитым А.Р . Guilmet, это часы изготовленные из серебра и покрытой патиной меди, по форме напоминающий кирпич фабрики или завода, на базе из латуни и красного мрамора.

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Часы Франсуа Линке

user posted imageuser posted image

Имя Франсуа Линке имеет большой вес в мире антикварной мебели. Для коллекционеров старинной антикварной мебели, известно, что Линке был мастером краснодеревщиком.

Результатом крайне успешного сотрудничества между Linke и дизайнер Léon Messagé стали напольные часы, Regulateur Louis XV surmounte du Motif le Temps, датированные 1904 годом, сделанные специально для Экспозиция Сент-Луис . Модель была показана на выставке в Льеже 1905г. и, возможно, снова в 1908г. на англо-французской выставке в Лондоне. Высотой более трёх метров с великолепной инкрустацией, богато украшенные мифологическими и природными мотивами из литой позолоченной бронзы.

user posted image

Страсбургские часы

Надпись на часах: ISAAC HABRECHT FABER AVTOMATA RIVS ET CIVIS ARGENTORATENSIS 1589

Музыкальные часы; внешний корпус из позолоченной латуни, с гравировкой фигур, олицетворяющих три теологические добродетели (Вера, Надежда и любовь), три мирские добродетели (Мудрость, Мужество и Справедливость) и три судьбы человека .

Высота: 140 см

Ширина: 38,5 см

Глубина: 38,5 см.

Антикварные часы автомат

user posted image

В форме маяка с вращающимся источником света. Лампа маяка вращается из стороны в сторону в тот момент, когда часы отбивают каждый час соответственно времени. Типичный Маяк 19 века из кирпича или камня, стена с широким основанием, суженным кверху, с окнами. Подставка из черного мрамора, вместо двери маяка, установлены часы . В верхней части маяка есть галерея, окружающая его. Часы – восьмидневные бьют каждый час и каждые полчаса, с позолоченным циферблатом. Созданы во Франции около 1890 г.

user posted imageuser posted image

Из тонкой позолоченной бронзы и красного мрамора часы автомат, в виде готической башни. Восьми дневной завод, с часами и барометром. Во время боя приходит в движение автоматический диск в виде скрученной стеклянной палочки, выглядящей как струйка льющейся воды. Купол держится на четырех красивых колоннах в форме пальм. У основания пальм павлины и на вершину купола, дельфины. Сделана во Франции около 1880 г.

user posted image

Венская коническая башня с часами из серебра и лазурита. Это шедевр огромной сложности и непревзойденного артистизма. Этот редкий и невероятный экземпляр, является одним из лучших примеров австрийского мастерства. Создан в 1865 г.

user posted image

Латунные часы в форме маяка. С барометром анероидом и вращающимся флюгером во время боя. Сами часы вмонтированы в средней части башни. Барометр находится в верхней части башни. Созданы 1875-1885 г.

user posted image

user posted imageuser posted image

Редкие итальянские часы в нео-классическом стиле. Рим, около 1810. Возможно созданы по проекту известных дизайнеров: Francesco Righetti. Francesco and Luigi Righetti, живших в конце XVIII века в Риме.

Основной материал : Золоченая бронза

Период создания : 1810 г.

Страны, создания : Италия

user posted image

Часы с четвертным боем. Вена, около 1810, золоченая бронза, корпус часов на ножках из четырех дельфинов на мраморном постаменте, увенчанный орлом. Мраморный постамент на золоченых лапах льва вместо ножек, маятник в форме двух лошадей.

user posted image

Pendule au bon Sauvage — «Nègre nonsmoker» (вероятно, скульптура раба-освободителя Toussaint L’Ouverture, 1743-1803). Создан: Capt. Henry (Geneva 1802-1811), четыре разных мелодии. Бронза: attr. Pierre-Philippe Thomire (1751-1843). Париж, около 1825 г. позолота, чеканка, покрытая патиной бронза.

user posted image

XVI век, механические часы. Оформлены в виде мифического чудовища, распространенного и в других часах этого периода. Чудовище раскрывает клюв и хлопает крыльями, когда часы начинают бить.

user posted image

Маятниковые Часы «Колесница Телемаха». Дизайн : «Jean Andre kingdoms» (с 1752 до 1817 гг.). Франция, приблизительно 1800 г.»Oudin eleve de Breguet». Отличная композиция с позолотой и покрытой патиной бронзой. Восьмидневные. Колокол бьет каждый час и каждые полчаса.

user posted image

Маятниковые Часы «Изучение астрономии.» Дизайн: Клод Галле, 1807 г. Франция. Позолоченная бронза, мрамор. Восьмидневные. Колокол бьет каждый час и каждые полчаса.

user posted image

Маятниковые Часы «Скелетоны». Франция. В стиле Людовика XVI, около 1780 года.» Lepine à Paris». Золоченая бронза, белый мрамор, эмаль.

user posted image

Маятниковые Часы «au bon sauvage» с «Matelot». Дизайн: MICHEL, Франция, около 1808 г. Надпись: » Lesieur à Paris » позолота и покрытая патиной бронза, эмаль. Восьмидневные. Колокол бьет каждый час и каждые полчаса.

user posted image

Солнечные часы на фасаде ворот замка Чешский Крумлов, построенных в конце 16 века и расписанных в стиле «графито» в конце 17 века (около 1690 г.)

user posted image

Часы турецкой работы. Середина 17 века. (Рубины, изумруды, бирюза)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас