Snow

А.И. Кияйкин. Крестный Онежский Кий-островский монастырь

1 сообщение в этой теме

Кий-остров— уникальный уголок Беломорья, он расположен в Онежском заливе Белого моря, в 15 км от города-порта Онеги. До постройки Крестного монастыря остров являлся языческим капищем, связанным с культом камня. Об этом косвенно говорит и название острова. Есть также версии, что название остров получил либо от имени Кий — божества финно-угорского пантеона, либо от древнесаамского «кий» — «след зверя» (или дикого оленя), а также может означать место промысла, где проходят в большом количестве стада белух и тюленей.

Кийский архипелаг состоит из небольших скалистых островков, причем самый большой из них Кий-остров размерами 1 км ширины и 3 км длины и дал название всему архипелагу. Этот остров был выбран для сооружения монастыря. Существенную роль в выборе места сыграло взаиморасположение 11 островов архипелага: Кий-острова, Переймы Первой, Переймы Второй и Переймы Третьей, и завершается нагромождением голых красно-бурых камней, называемых «Гранатовый браслет».

С запада от Гранатового браслета и Третьей Переймы расположен остров Фаресова луда. На юго-запад от Кий-острова в нескольких километрах от него, из моря поднимаются красновато-серые, поросшие лишайником, вершины трех маленьких островов – «луд»: двух Солдяных и одной – Избеной. С южной стороны от Кий-острова в полукилометре от него находится Крестовая луда, а в двух километрах — Гаронтьев остров. Скалистые берега этих островов вместе с сильно вдающейся в море косой отходящей от юго-восточного края Кий-острова создают красивую бухту, хорошо просматривающуюся со стороны г. Онеги.

Новая история острова началась в 1639 году, когда бурей на его берег была выброшена лодка, в которой находился иеромонах Никон с товарищем, сбежавшие после ссоры с братией Троицкого скита на острове Анзер. По преданию, иеромонах Никон вступил на остров с вопросом: «Кий сей остов?» Поскольку остров был «пуст, и жилецким людем непригоден, ибо все камень голой», Никон сказал: «Пусть же сей остров зовётся Кий». Как было принято у поморов, в память о чудесном спасении Никон водрузил на острове деревянный крест и дал обет: если будет на то Божья воля, построить на этом месте Крестный монастырь. Второй раз Никон был на острове игуменом Кожеозерского монастыря. Возле креста, поставленного им, рыбаки-поморы построили часовню. В эту часовню Никон поместил крест с распятием. Третий раз Никон побывал на острове, когда ездил в Соловецкий монастырь за святыми мощами митрополита Филиппа. Никон нашел крест, поставленный им, в целости и услыхал, что «силою этого креста многие от морских бурь спасаются».

13 июня 1656 года Алексей Михайлович пожаловал своего «собинного» друга царской грамотой, разрешив ему «на том острову церковь поставить и монастырь соградить, имянуемый Ставрос». Никон придал строительству монастыря общенародное значение. Патриарх обращается к народу со «словами» и просит о пожертвованиях. Ему удалось собрать колоссальную по тому времени сумму: более 6000 руб. Была устроена торжественная отправка на Кий-остров главной святыни монастыря — специально заказанного в Палестине кипарисового креста, выполненного по точному размеру креста Христова. Крест был украшен серебром и золотом, в него вложили более 100 мощей и христианских святынь. Сам Никон крестным ходом под звон колоколов всей Москвы провожал святыню в далекий путь. По велению царя

до самого Кий-острова крест сопровождали драгуны в полном вооружении и пушкари с пушками.

user posted image

Рис.1. Кийский Крестный монастырь.Вид с юго-востока. Рисунок А.И. Кияйкина

Строительство Крестного монастыря прошло два главных этапа: первый этап с 1656 по 1692 год, и второй — с 1693 года до конца ХVII века.Первый этап характеризуется утверждением «никоновских» принципов и идей в строительстве и делится на три периода, каждый из которых определяется степенью и характером участия патриарха Никона в строительстве. С 1656 по 1659 год строительство монастыря начинается доверенными лицами Никона – старцамиНифонтом Теребинским и Исаей. Они работают по указаниям Никона, под его неослабным контролем. В 1660 г. Никон сам приезжает на Кий-остров и непосредственно руководит работами. В 1680—1689 годах Крестный монастырь приписывается к подмосковному Ново-Иерусалимскому монастырю, и композиционный замысел всего ансамбля завершается учениками Никона монахами этого монастыря после его смерти в 1681 году.

Второй этап строительства Крестного монастыря характерен отходом от «никоновских» принципов и использованием местных северных традиций. С 1693 года ансамбль строили уже сами монахи Крестного монастыря под руководством настоятеля Феодосии, который мыслил совершенно другими архитектурными категориями, чем Никон.

Крестный монастырь на Кий-острове создавался для борьбы со старообрядчеством, укрепления той государственной религии, борьбу за которую возглавил Никон. Выбор места вблизи Соловецкого монастыря, видимо, былещё вызван тем, что Соловки – эта мощная и богатая цитадель на границе Русского государства, примкнула к старообрядчеству и стала оплотом антигосударственных сил. На протяжении всего XVII века борьба со старообрядчеством, имевшим особенно глубокие кopни на Севере, не угасала. Именно поэтому Крестный монастырь на Кий-острове продолжал строиться и расти вплоть до конца XVII века даже после опалы и смерти его владельца патриарха Никона.

Интересен вопрос об историческом образце монастыря, которому следовал патриарх.

Прежде всего, это, конечно, Святая земля. Святыни Палестины — частицы камней гроба Господня, пещеры, где родился Христос, пещеры, в которой скрывался Иоанн Предтеча от Ирода, и другие, помещенные в звездах-ковчегах Кийского креста, возвращают нас к местам земной жизни Спасителя. Эти реликвии должны были, по замыслу патриарха Никона, знаменовать место расположения креста в пространстве сакральной географии, являясь аналогом священных координат, указывающих миросодержащий центр вселенной согласно святоотеческому учению: «Крест водружен посреди вселенной, насажден на лобном месте и тотчас произрастил гроздь жизни».

Патриарх Никон в грамоте 1656 года на устроение Кийского Крестного монастыря пишет о кресте-мощевике: «А аще кто восхощет к тому животворящему кресту на поклонение прийти, да не менее тому силою святого того Честнаго и Животворящего Креста благодать дастся, якоже путешествующим во святыя палестинския места», то есть паломничество в северный монастырь приравнивается Никоном к посещению Святой земли и поклонению ее святыням. Образ Старого Иерусалима как святыни всего христианского мира и его художественные традиции патриарх Никон считал необходимым возродить в русской архитектуре. Эта идея, ярко выступающая в архитектуре Воскресенского Новоиерусалимского монастыря под Москвой, проявилась и в Крестном монастыре на Кий-острове, заложенном почти одновременно.

Архитектурные сооружения монастыря Никон мыслил себе тесно увязанными с природным пейзажем Кий-острова и всего архипелага. Монастырский комплекс с системой живописных доминант служил маяком в сложных условиях плаванья по Онежской губе. Кроме того, он служил военной крепостью для защиты подходов к материку. Закладка монастыря началась с выбора на архипелаге места для его строительства «где монастырю пристойно быть», такой наказ дал Никон своему помощнику Нифонту Теребинскому.

В первый период первого этапа строительства в Крестном монастыре был построен ряд зданий. Часть из них размещалась внутри деревянной крепости, заложенной одновременно с первым зданием монастыря – Крестовоздвиженским собором, часть вне цитадели.

Для композиционных доминант была выбрана высокая часть Кий-острова со спускающимся к морю склоном горы. Этот склон великолепно использован зодчим в композиции монастыря. С юга на расстоянии 10 м от фасада собора скала обрывается. Ниже под обрывом на глубине 5м начинается площадка шириной 20 м с небольшими уступами. Далее опять обрыв скалы, но не такой крутой как первый. Он имеет высоту около 2 м. За ним идет новая площадка, от которой под прямым углом к откосам начинается овраг, спускающийся в море.

Заложенный в 1656 году Крестовоздвиженский собор был задуман Никоном как «футляр» для главной святыни монастыря — кипарисового креста, привезенного из Палестины.

В первый период были сооружены деревянные крепостные укрепления, описанные в переписи 1668 года. «Да около монастыря город рубляной деревянной, а в том городе в стенах и по углам семь башен рубленых, а внутри по стене городовой от башни до башни переходы, в стене и в башнях бойницы, а тот город и башни покрыты тесом с зубцами, а в тех башнях и под башнями оружие восемь пушек железных в станках». В еще более ранней описи говорится и о церкви Иверской Богородицы над святыми воротами крепости. Церковь была внутри расписана и имела слюдяные «окончины».

Почти одновременно с крепостью были построены деревянные амбары для хранения монастырского имущества. В юго-западном углу цитадели каргопольские плотники Гришка Григорьев, Васька Прокопьев, Петрушка Яковлев 26 июля 1657 года закончили строительство деревянной трапезной с церковью Михаила Архангела.

user posted image

Рис. 2. Кийский Крестный монастырь. Вид с юго-запада. Рисунок А.И. Кияйкина

Крестный монастырь вскоре становится одним из крупнейших землевладельцев на Русском Севере. Ему были переданы в качестве вотчинных земель большие территории в Поморье, по реке Онеге. Уже через год после основания, в 1657 году, монастырю были приписаны деревни, а с ними 4537 душ крестьян. Монастырь располагал на материке обширной хозяйственной базой. Вотчины были известны своими соляными варницами, рыболовными и зверобойными промыслами, смолокурением, лесозаготовками, землепашеством и скотоводством. Монастырь строит свои подворья в Онеге и Архангельске, а также имеет свои «дворы» в Каргополе и Москве.

Первый период строительства следует считать переходным. Начатое в то время дело далеко не было завершено, поскольку Никона оно не удовлетворило.

Среди специалистов, тщательно изучавших архитектуру Крестного монастыря, остались невыясненными несколько вопросов. Каким был в начале Крестовоздвиженский собор – деревянным или каменным? Почему был отстранён от дальнейшей работы Нифонт Теребинскийи почемуего место занял строитель– старец Исайя?

Около двадцати лет занималась изучением и реставрацией Крестового монастыря Г.В. Алферова. Она считает, что Крестовоздвиженский собор был каменным уже в 1657 году и что образ грузного белокаменного собора, возведенного Теребинским, с маленькими окнами и сильным энтазисом стен, не соответствовал художественным идеалам Никона, любившего светлые, полные роскоши и блеска сооружения. Однако другие письменные источники сообщают, что первый Воздвиженский храм 1657 года был деревянным, каменная же церковь освящена 4 сентября 1661 года. В марте 1657 года новое доверенное лицо патриарха Никона старец Исайя уже был на острове. По дороге к Белому морю Исайя делал многочисленные

остановки – в Вологде, Каргополе и других местах для закупки строительных материалов. В Кириллове и Белозерске он размещает заказы на изготовление кирпича, в Бирючеве – на добычу камня. Все финансовые дела по сооружению монастыря ведут стольник В. Поскочин и Исайя, также всё согласовывая с Никоном. В «Записной тетради расходам, произведённым из монастырской казны на монастырские строения 1657-1659 гг.», которую вёл Исайя, упоминается подмастерье каменных дел Ивашко Семёнов, которому платят за сезонную работу.

Второй период строительства монастыря начался с приездом в 1660 году на Кий-остров самого Никона. Он не только руководил работами, но и принимал в них непосредственное участие как зодчий и как строитель. В это время были завершены два композиционно значимых сооружения: Крестоводвиженский собор и храм «Происхождения приснотекущих вод» (надкладезный храм). Не ясен вопрос, сразу ли была построена у собора деревянная колокольня, которую заменили в 1682 году новой, тоже деревянной, или она возведена только в третий строительный период. Можно предполагать, что новая деревянная колокольня была построена в 1682 году взамен старой, так как уже в 1656-1657 годах на Кий-остров было завезено 16 колоколов. В документах записано так: «Да у Соборная каменные церкви колокольня деревянная рублёная шатровая новая, а на ней верхние и нижние подзоры с наугольниками, а наугольники чашуею обиты…» На колокольнице, у подножия холма Никон выкопал водоём – «колодец» для снабжения монастыря хорошей водой. Каждый, кто заглядывал в колодец, выкопанный Никоном, поражался силе веры его: ведь он, помолясь, долбил штольню в граните с уверенностью, что здесь будет вода, а также верил, что есть воля Божья на создание монастыря, и, значит, Господь воду даст.

Над бассейном был построен маленький надкладезный храм «Происхождения приснотекущих вод». Колодец был сделан Никоном по образцу староиерусалимских водоёмов. По-скольку в Палестине дожди выпадают во время двух зимних месяцев, а река расположена далеко, то дождевая вода собирается жителями в водоёмы, имеющиеся около каждого дома; этой водой город живёт целый год. Эта же система сбора атмосферных осадков была осуществлена Никономна Кий-острове окружённом солёными водами Белого моря.

Описи монастыря говорят о том, что внутри ограды находились постройки различного назначения. Эти важные в хозяйственном и бытовом отношении деревянные постройки в композиции монастыря занимали второстепенное место. В юго-западной части острова, в начале косы, уходящей в море, в 1660 году Никон построил деревянный храмик для отпевания усопших. Около него находилось кладбище, к которому из монастыря вела сосновая саженая аллея. Хозяйственные постройки и дома, где жили рабочие монастыря – «трудники», размещались в юго-восточной и южной частях острова в урочище Рога. Оно располагалось на косе к востоку от залива. Второстепенное значение построек в Рогах подчёркивалось их расположением у подножия цитадели – монастыря.

Интересны композиционные закономерности архитектуры Крестного монастыря. На высокой скале, за деревянной крепостной стеной с башнями и пышными въездными воротами с надвратной церковью возвышался белокаменный Крестовоздвиженский собор. Это кубообразное здание к концу 1660 года завершалось тремя каменными световыми главами – центральной и двумя восточными.

Остаётся открытым вопрос: сколько глав было у Крестовоздвиженского собора? Есть мнение учёных-архитекторов, что их было три, однако создание трёхглавого храма во второй половине XVII века противоречило бы установке Никона на традиционное пятиглавие.

Кроме того, в западной части собор имел колокольницу и какое-то сооружение над лестницей, возможно в форме главы, ведшей на галерею в центральной главе. Можно думать, что по краю здания шло, как в Новоиерусалимском Скиту, плоское гульбище с парапетом. В торцовых частях ветвей креста над сводами сохранились выстилки из кирпича, поверх которых,видимо был настлан белый камень.

Это сложное в верхней части сооружение, очевидно, служило одновременно и своеобразной дозорной вышкой. Оно поднималось над крепостными стенами и выделялось своей белизной среди коричневых деревянных башен.

Крестовоздвиженский собор – это четырехстолпное сооружение с хорами в западной части и галереей внутри центрального барабана, по своим архитектурным формам он был архаичным. Однако собор имел и ряд новшеств: восьмигранные барабаны и огромные окна, особенно крупные во втором свете четверика. Появление этих архитектурных элементов, привнесённых в русское зодчество Никоном, объясняется почитанием им греко-византийской архитектуры, формы которой он воспринимал через архитектуру Старого Иерусалима, и московского зодчества.

Крестовоздвиженский собор был главной доминантой острова. Ничто не мешало обозрению верха этого монументального сооружения со всех сторон. Лучшее обозрение собора было с северо-восточной стороны острова. Здесь основали первую деревянную пристань к Кий-острову, от которой хорошо были видны сильно выступающие из плоскости стены четверика апсиды, украшенные мощными белокаменными наличниками, рассчитанными на обозрение издалека.

Святые ворота крепости с надвратной церковью, первоначально были единственным входом в монастырь. Святые ворота вели к белокаменному перспективному порталу собора, такому же мощному, как и наличники над апсидами. От сильного наклона энтазиса стен собора в нижней части, сохранившейся ещё от постройки Нифонта Теребинского, сооружение казалось много выше и значительнее, а изящные наличники на окнах второго света, сделанные Никоном после перестройки верха собора, придавали лёгкость его верхней части.

При перестройке собора Никоном стены во втором свете были выложены из булыжника и кирпича, в результате чего кладка выглядит более рельефной, чем нижняя белокаменная. Применённые здесь Никоном система кладки и материал стен являющиеся одним из составных элементов архитектурного облика здания, роднят Кий-остров с Соловками. Сочетание монументального сооружения, построенного человеком, и естественной скалы производит на зрителя огромное впечатление. Это впечатление ещё больше усиливалось благодаря контрасту с маленьким Надкладезным храмом, стоявшим с южной стороны у подножия скалы. Этот храмик изящными интерьерами и небольшими приземистыми формами напоминал уютные постройки Пскова.

Художественная система, при которой ясно выделялось главное сооружение и четко определялось его место по отношению к соподчинённым ему зданиям на острове, была применена и при выборе стены крепости, на склоне холма ниже Надкладезного храма. Хозяйственные постройки сливались по цвету с темными стенами крепости. Точное местоположение деревянных построек бытового и хозяйственного назначения XVII века, по описям,пока неизвестно, но и они с их «рудными» коричневыми брёвнами служили дополнительными цветовыми контрастами двум белокаменным храмам: большому Крестовоздвиженскому,

хранившему крест, и малому Надкладезному – над источником вечно текущих пресных вод.

Приехав в 1660 году в четвёртый и последний раз на остров, Никон (уже опальный) привозит с собой колокола, необходимую церковную утварь. Все основные работы по возведению каменных и деревянных зданий были завершены во время годового пребывания на острове. Столь бурный размах строительства вполне соответствовал кипучей натуре «богатыря Патриарха».

Для всех зданий монастыря характерны простота, сдержанность, аскетизм облика. Внутри все храмы были беленые, без росписей, украшены древними иконами. Суровым и величественным стал смотреться ансамбль со стороны моря.

Существенные изменения в композицию Кийского Крестного ансамбля были внесены в третьем строительном периоде. В 1689 г. на второй площадке под обрывом, на которой стоит Крестовоздвиженский собор, между ним и Надкладезным храмом была построена каменная трапезная с колокольней и церковью Рождества Богородицы. Это грандиозное здание, сложное по объёмам, а по размерам значительно превышающее Крестоводвиженский собор, с одной стороны, лишило последний того значения доминанты в композиции ансамбля, которое принадлежало ему в первый и второй строительные периоды, а с другой соединило в единое композиционное целое собор, трапезную и Надкладезный храм.

Документы свидетельствуют о том, что возводить трапезную начали в 1687 году, а закончили в 1689 году. Видимо, строителем трапезной Крестного монастыря был Дамаскин, приехавший из Нового Иерусалима в 1682 году, через год после смерти Никона, были проведены все подготовительные работы по её возведению. На время строительства трапезной на Кий-острове в 80-е годы XVII века указывают и её своды, выложенные той же кладкой, что и своды над крестовой частью Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря.

Трапезная бесспорно имеет черты «никоновской» архитектуры. Её план близок к плану любимого сооружения Никона Скиту, построенному им в 1658 году в Новом Иерусалиме. Это обстоятельство позволяет высказать предположение, что трапезная была здесь построена по замыслу Никона. Следует отметить, что после смерти Никона интерес к палестинской архитектуре на Руси не возрождался более ни у кого. Это подтверждает, что все три сооружения – собор, Надкладезный храм и трапезная были построены по замыслу Никона.

К концу XVII – началу XVIII веков монастырь превратился в законченный ансамбль с деревянной крепостью, храмом надвъездными воротами, трапезной, кельями, амбарами.

Крестный монастырь был одним из трех монастырей, основанных Никоном и благодаря покровительству патриарха пользовался исключительным положением в церкви и государстве. Буквально через несколько лет после своего основания он занял особое место среди других монастырей и по размерам владений мог соперничать с самыми богатыми обителями Севера, в том числе и с Соловецким. Однако ему не суждено было обрести того большого значения в жизни края, которое имели Кирилло-Белозерский, Антониево-Сийский и Соловецкий монастыри. В XVIII веке «Ставрос» на Кий-острове становится и до конца своего существования остается одним из малозаметных второклассных монастырей Российской империи.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Алфёрова Г.В. Ансамбль Крестного монастыря на Кий-острове // Архитектурное наследство.№24. М.: Стройиздат,1969.

2. Алфёрова Г.В. К вопросу о строительной деятельности патриарха Никона // Архитектурное наследство.№18. М.: Стройиздат,1965.

3. Археология СССР. Финно-угры и балты в эпоху Средневековья. М.: «Наука», 1987.

4. Бахматов Л.Д. Остров Кий:сказка посередь моря студеного. Онега,2004.

5. Библия. Книга священного писания ветхого и нового завета. М.: Российское Библейское Общество,2001.

6. Быков А.А. Никон. Биографический очерк. СПб., 1891.

7. Десятников В. А. Патриарх Никон – протопоп Аввакум. М.: «Новатор», 1997.

8. Зызыкин М. В. Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи. М.:«Ладомир»,1995.

9. Ильин М.А. Крестный на Кий-острове монастырь // Архитектурное наследство. №14. М.:Стройиздат,1963.

10. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович / Репринт Спасопреображенского Валаамского монастыря. М.: 1996.

11. Карташов А.В. Очерки по истории русской церкви: В 2-х т. М.:Терра, 1993.

12. Ключевский В.О. Лекции о русской истории. М.:Просвещение,1993.

13. Крестный монастырь, основанный патриархом Никоном в Онежском уезде Архангельской губернии. СПб., 1894.

14. Крестный путь патриарха Никона. М.. 2000.

15. Осипенко М.В. Кийский крест патриарха Никона. М.: Подворье патриарха московского и всея Руси. Храм преподобного Сергея Радонежского в Крапивниках, 2004.

16. Повесть о рождении воспитании и жизни святейшего Никона, патриарха Московского и всея Руси, написанная его клириком Иоанном Шушериным. М.:

Православная энциклопедия, 1997.

17. Протоирей Лев Лебедев. Москва патриаршая. М.: Веч,1995.

18. Савина Л.Н. Икона Спас на престоле с припадающими митрополитом Филлипом и патриархом Никоном / Памятники культуры – 1988. М.: Искусство,1989.

19. Стрельникова Е.Р. Крест на острове патриарха Никона // Никоновские чтения музея«Новый Иерусалим». М.: Северный паломник,2002.

20. Шмидт В. Никон, Патриарх. Труды. М.: Издательство Московского ун-та, 2004.

21. Щедрина К.А. Некоторые историко-богословские аспекты монастырского строительства патриарха Никона // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». М.: Северный паломник, 2002.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость
Эта тема закрыта для публикации сообщений.