Суйко

Подготовка крестьянской реформы 1861 г.

1 сообщение в этой теме

Сегодня 19 февраля. Прошло 152 года со дня отмены крепостного права.

Подготовка крестьянской реформы 1861 г

Состояние общества накануне отмены крепостного права.

Главным дестабилизирующим явлением внутренней жизни России к середине XIX в. продолжало оставаться крепостное право. Было очевидно, что этот вопрос требует неотложного решения. В обществе обозначились отчетливые мнения о крепостном праве, как главном раздражителе общественного спокойствия, тормозящем факторе экономического развития, говорилось и о том, как выглядит этот явный архаизм в глазах просвещенной Европы. Все это было следствием поступательного развития в решении крестьянского вопроса в первые 40 лет XIX в.

Крестьянский вопрос не был решен. В 1 пол. XIX в. – тенденция уменьшения крепостного населения. Ее развитие обусловлено 2 факторами:

- крепостное крестьянство постепенно переходило в различные разряды категории государственных крестьян;

- неуклонно уменьшался естественный прирост этой категории крестьянского сословия, обусловленный жесткими условиями ведения крепостного хозяйства: перевод крепостных крестьян с оброка на барщину и отдача на фабрики и заводы приводили к разрушению крестьянской патриархальной семьи.

Между 1747 и 1837 гг. крепостные составляли 45 % всего населения, а в конце 50 –х гг. 19 в. этот процент понизился до 37, 5 %.

Предпосылкой обостренного внимания к крестьянскому вопросу было и состояние помещичьего хозяйства так же свидетельствовало о продолжающемся экономическом и моральном упадке.

В период с 8 (1833-34 гг.) по 10 ревизии (1857-1858 гг.) за счет уменьшения мелкопоместных помещиков (имеющих менее 21 души м.п.) (за этот период исчезло 17341 мелкопоместное имение) и крупных владельцев (более 1 тыс. душ) увеличилось число средних владельцев.

Исчезала прослойка безземельных душевладельцев. Во 2 - й пол 19 в. быстрыми темпами шел процесс сокращения площади дворянских земель, вызванный уничтожением сословности дворянского землевладения.

Продажа около 25 млн. дес. земли (бывшей помещичьей) способствовала появлению недворянского землевладения – купеческого, мещанского, крестьянского.

Помещичьи хозяйства, несмотря на замену оброка барщиной, падали одно за другим, имения закладывались в государственные кредитные учреждения, но взятые оттуда капиталы в большинстве случаев не получали производительного занятия.

В 1859 г. состояло в залоге более 44 тыс. имений с 7 млн. ревизских душ, т.е в залоге находилось более 2/3 дворянских имений и 2/3 крепостных крестьян. Долга на этих имениях числилось в 1859 г. свыше 450 млн. руб.

Настроения среди крестьян.

Нарастание напряженности внутри любого имения могли инициировать вспышку неповиновения, которая распространялась на соседние имения. Достаточно было любого слуха, и крестьяне отказывались от выполнения повинностей и барщины. Любой указ воспринимался как указ о воле. Известны случаи, когда крестьяне сознательно разоряли имения, чтобы впоследствии они были куплены казной. Крестьянские побеги, потравы посевов, вырубка помещичьих лесов, подтасовка цифр в хозяйственных отчетах – становятся достаточно распространенными явлениями. (Тихий саботаж). Известны случаи убийства помещиков и их приближенных. Поэтому русские помещики содержали громадное количество дворни, чтобы в случае крестьянского бунта обезопасит себя и своих домашних от вышедших из неповиновения крестьян. Все чаще для подавления крестьянских выступлений привлекаются военные силы.

Внешний фактор, говоривший о нестабильности русского общества – поражение в Крымской войне, которое было вызвано военно-технической отсталостью и социальной напряженностью в обществе. Крепостная Россия не выдержала военного соперничества с развитыми Европейским державами. Налицо был экономический кризис.

Экономический кризис породил социальный.

Несколько Манифестов, изданных в годы Крымской войны породили волну бегства крепостных от помещиков в поисках якобы обещанной воли для ратников.

Массовые крестьянские выступления говорили о появлении призрака «новой пугачевщины».

Необходимость отмены крепостного права стояла на первом плане.

Общественные настроения и проекты.

В первый год царствования императора Александра II (с 19 февраля 1855 г.) на его имя стали поступать записки и письма, с критикой существующих порядков и предложения о проведении реформ. Кроме того, в ходе Крымской войны появляются письма и записки, характеризующие внутреннее состояние России. Всего было представлено за 1856—1859 гг. более сотни различных проектов.

Особое место среди них занимают «Историко-политические письма и записки в продолжении Крымской войны» М.П. Погодина (1854-1856 гг.). Внутреннее положение России предстает под его пером в мрачном виде. Погодин предупреждал власти о возможности повсеместного стихийного крестьянского восстания, и сам страшился этой грозной перспективы. Погодин утверждал, что в России, в отличие от Запада, нет почвы для революции. Но после смерти Николая I в письме от 16 мая 1855 г. он подведет черту: «Прежняя система отжила свой век».

Программа Погодина: Простите наших политических преступников. Объявите твердое намерение освободить постепенно крестьян, определите ежегодно известную сумму из государственных доходов, для выкупа их по жребию… Последнее письмо Погодина (1856 г.) – Медлить нечего. Надо вдруг приниматься за все, за дороги, железные, каменные. За заводы, за медицинские факультеты…за все. Конституция нам не нужна, а дельная, просвещенная диктаторская власть необходима.

П.А. (Петр Андреевич) Валуев «Дума русского» (2 пол. 1855 г.) Валуев – курляндский гражданский губернатор и сторонник остзейских порядков. Во 2 пол 30-х гг. работал со Сперанским по кодификации законов во II отделении С.Е.И.В. канцелярии

Главное в записке Валуева – это критика существующего порядка гос. управления. «Сверху блеск, внизу гниль». Процветание России он возлагал на бога и на своего государя и считал, что так думает вся Россия. Валуев заранее отстаивает вотчинные права помещиков в частновладельческих имениях на будущее время Он не был либералом ни в 1855 г. ни позже. В 1859-1860-х гг. он станет критиком и оппонентом проектов Редакционных комиссий в 1858 г. он будет назначен директором 2-го, а в 1859 г. 3-го департаментов министерства гос. имуществ и станет ближайшим сотрудником реакционного Министра гос. имуществ – М.Н.Муравьева.

Некоторые записки подавались лично Александру II. Среди тех, кто подавал записки – М.П.Позен (крупный полтавский помещик), который в 1857-1858 гг. приобретает большое влияние на правительственную политику. Позен составил специальную записку «О мерах освобождения крепостных крестьян». Она была подана 18 декабря 1856 г. Основные тезисы- крестьяне готовы на все, чтобы сбросить иго помещичьей власти. Крестьяне волнуются.

Предлагал:

- устранить секретность и гласно объявить намерения правительства

- дать свободу крестьянам не иначе, как по обоюдному соглашению их с помещиками, за вознаграждение, при содействии правительства денежными средствами

- В случае освобождения крестьян целыми селениями осуществлять его на основе 2-х– законов – о свободных хлебопашцах и об обязанных крестьянах при условии согласия обеих сторон

- Организовать широкое участие правительственного кредита в проведении этих преобразований

- Для подготовки реформы предлагалось создать Центральный государственный попечительный комитет о помещичьих имениях в Петербурге и местные Губернские комитеты

- Реформа должна проводится постепенно

По распоряжению Александра II записка поступила в Министерство ВД для заключения Министра, а затем в Секретный комитет по крестьянскому делу.

Либеральное направление.

Либеральные взгляды по вопросу ликвидации крепостного права выражали: К.Д. Кавелин, А.М. Унковский, Ю.Ф.Самарин.

К.Д. Кавелин его «Записка об освобождении крестьян в России», составлена в начале 50-х годов, окончательная редакция к 1855г. Выдержки были опубликованы в 1857 г. в «Голосах из России», в 1858 г. в «Современнике», полный текст в «Русской старине» в 1886 г.

Кавелин признавал отсталость России в существовании крепостного права.

Три главных основания освобождения помещичьих крестьян:

1. Крепостных следовало бы освободить вполне, совершенно из-под зависимости от их господ

2. Их надлежало бы освободить не только со всем принадлежащим им имуществом, но непременно с землей

3. Освобождение может совершиться, во всяком случае, не иначе, как с вознаграждением владельцев

Выкуп, по его мнению, должен был включать стоимость, не только земли, но и личности крестьянина.

В осуществлении выкупной операции большая роль отводилась государству.

Выкупу подлежала та земля, которая находилась в действительном владении и пользовании крепостных, впоследствии это будет выражено понятием «существующий надел».

Предусматривалось сохранение общины и создание при осуществлении реформы общинной земельной собственности крестьян.

Предлагалось запретить продажу и залог выкупленных крестьянами земель, по крайней мере, на 50 лет, ибо иначе эти земли могли на первых же порах, скуплены прежними их владельцами и другими за бесценок, что отчасти и случилось в Пруссии.

Решение земельного вопроса было направлено на создание мелкой земельной крестьянской собственности наряду с сохранением помещичьей – существование 2-х типов хозяйства.

Проект тверского губернского предводителя дворянства А. М.(Алексей Михайлович) Унковского отражал интересы помещиков нечерноземных губерний России — с более развитыми в этом регионе товарными отношениями,

- широким распространением крестьянских неземледельческих промыслов

- преобладанием оброчной формы эксплуатации крестьянства.

В своей "Записке", поданной Александру II в 1857 г., Унковский предлагал освободить крестьян с землей "без переходного состояния", т. е. сразу, но с "вознаграждением" помещиков как за землю, предоставляемую в надел крестьянам, так и "за самих освобождаемых крестьян". Выкуп надельной земли возлагался на самих крестьян, а выкуп личности крестьянина — "на все сословия", что, по существу, выходило на тех же крестьян, составлявших преобладающее большинство населения страны.

Проект Унковского отражал стремление помещиков нечерноземной полосы к быстрейшей ликвидации крепостных отношений и к получению максимального выкупа с целью организации своего хозяйства на предпринимательских началах. В проекте Унковского обозначилось также характерное для либерального направления русской общественной мысли того времени требование проведения других реформ: в области суда, администрации, печати и т. д. Унковский выступал полным сторонником полной ликвидации крепостных отношений при сохранении помещичьего землевладения.

Записки Унковского и Кавелина отражали взгляды тех помещиков, которые были экономически заинтересованы в отмене крепостного права.

Ю.Ф. Самарин – представитель либеральной общественной мысли, славянофильского крыла. Записка «О крепостном состоянии и о переходе из него к гражданской свободе». – осень 1856 г. его взгляды отражали стремления помещиков степной полосы.

Он предполагал поэтапное решение крестьянского вопроса, начиная от свободных договоров помещиков и крестьян и «усовершенствования» указа 2 апреля 1842 г. об обязанных крестьянах (на первом этапе) до повсеместного перехода к обязательным отношениям (на следующем этапе), а затем выкупа надельной земли у помещиков и превращение ее в полную собственность крестьянского мира как окончательной цели отмены крепостного права. Главная цель- «неразделенность крестьян и земли». У Самарина более умеренный проект. – поэтапно.

Либеральное направление общественной мысли сер. 50-х гг. 19 в. имело и определенные организационные формы - кружки.

Кружок А.В. Станкевича, объединивший писателей, публицистов, ученых (В.П.Боткин, Е.Ф. и В.Ф. Корш, Б.Н.Чичерин и др.) был тесно связан по своим традициям с Московским университетом.

Петербургский кружок Н.Милютина и К.Кавелина, как и московский, носил общественно-либеральный характер, но в отличие от него был тесно связан с либеральной бюрократией и чиновничеством, а так же с 2-мя великокняжескими дворами – Елены Павловны и Констанина Николаевича. В кружок входили: Д.А.Милютин, А.П. Заблоцкий-Десятовский, И.П.Арапетов, друг Милютиных, чиновник Министерства уделов, К.К.Грот, сослуживец Милютина. К кружку примыкали В.П.Безобразов, видный экономист, публицист и др. представители петербургской интеллигенции и чиновничества. Все участники петербургского кружка были членами Императорского Русского географического общества и некоторые - Вольного экономического общества и это способствовало укреплению их связей с либеральными кругами.

Консолидация и развитие либерализма проявляется в это время и в создании в 1856 г. новых влиятельных периодических изданий – «Русского вестника» (издатель-редактор М.Н.Катков), и «Русской беседы» (издатель-редактор Р.И.Кошелев).

В это же время – перемены в правительственных верхах.

Александр в 1855 г. уволил с поста начальника Главного морского штаба А.С. Меньшикова и повелел своему брату вел. кн. Константину Николаевичу (слыл и являлся либералом) управлять как флотом , так и морским министерством. (Александр освободил Охтенских крестьян (В Санкт-Петербурге) для своего ведомства).

Замена в министерствах.

В министерстве ВД вместо Д.Г.Бибикова с 1855 г.-С.С. Ланской. (Сергей Сергеевич), был среди участников тайных обществ, затем изменил свои взгляды.

В министерстве государственных имуществ после либерального Павла Дмитриевича Киселева с 1857 г. - Михаил Николаевич Муравьев (был среди участников тайных обществ, затем изменил свои взгляды), противник освобождения крестьян, противник либеральной бюрократии, именно его П.Д.Киселев просил не назначать себе в преемники. Непоследовательность при смене в министерствах. Муравьев оказался очень непопулярной фигурой и в 1862 г. он оставил пост министра.

Россия и Европа.

До Крымской войны – общество было самодостаточно и его не интересовал опыт Запада. До войны русские несколько высокомерно смотрели на западные страны, на их структуру управления, на государственные институты.

После войны стало понятно, что официальная идеология допустила ошибку, изображая Запад в состоянии краха.

После войны появляется интерес к западным образцам устроения общества, структуре управления и решения крестьянского вопроса.

В 1855 г. число статей о странах Западной Европы в русских изданиях – 97, в 1856 г. – уже – 269 и в 1857 г. – более 300.

Сначала наибольшее количество статей посвящено Франции, затем в 1860-61 гг. объектом изучения становится Англия.

Изучается опыт Пруссии, Австрии и США.

В Австрии отменили крепостное право в 1849 г., в

Пруссии – в 1807 г., причем в Пруссии освобождение крестьян было выполнено с минимальной потерей для владельцев земли – юнкеров.

Шаги правительства в деле реформирования.

Первая конкретная заявка правительства на предстоящие реформы, хотя и не очень четкая прозвучала в Манифесте 19 марта 1856 г., при заключении Парижского мирного договора. Далее 30 марта 1856 г. отвечая на слухи и страхи в дворянской среде, Александр сказал об освобождении крестьян: «Гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».

Неотвратимость реформ сознавали все. Однако в силу особенностей российской действительности движение вперед было возможно лишь при импульсах со стороны самодержавной власти. Александр II стал императором, будучи вполне сложившимся человеком. Еще наследником он принимал участие в государственных делах, в работе секретных комитетов по крестьянскому делу. Он не был ни либералом, ни фанатиком реакции, до воцарения не имел своей программы, не выработал своей политической системы, однако хорошо умел ориентироваться в окружающей обстановке. Вступив на престол в момент кризиса старой системы, пробуждения общественного мнения, требовавшего реформ, он сумел это осознать и начал искать новые решения и новых людей.

Выработка оснований предстоящей реформы была возложена на Мин. ВД, была образована группа под руководством А.И.Левшина (служил в Мин. гос. имуществ), товарища Мин. ВД С.С.Ланского. Летом 1856 г. Левшин представил «Записку», в которой изложил принципы реформы.

1 шаг. 3 января 1857 г. был образован Секретный комитет (10-й по счету) для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян. Председатель – кн. А.Ф.Орлов, сторонником крестьянской реформы был министр ВД Ланской. В числе лиц, введенных в комитет были так же генерал – Я.И.Ростовцев, барон М.А.Корф и кн. П.П.Гагарин.

Однако движение дел в Комитете шло медленно. Князь Орлов не сочувственно относился к делу реформы.

Александр ждал, что помещики сами проявят инициативу. Но дворянство молчало.

2 шаг - рескрипты. Однако вскоре правительству удалось, наконец, найти ту долгожданную инициативу со стороны дворянства трех литовских губерний. Виленский генерал-губернатор В.И.Назимов произвел давление на местное дворянство в форме предложения им обсудить, в каком виде они предлагают ввести у себя инвентарные правила (введение инвентарей было отсрочено в 1853 г.). В ответ на это дворянство ответило, что оно лучше желало бы поднять общий вопрос об уничтожении крепостного права при условии сохранения за помещиками прав собственности на всю землю. Когда Назимов явился в Петербург с этим ходатайством, это вызвало споры в Секретном комитете, которые затянулись на 3 недели. Тогда Александр потерял терпение и приказал Ланскому, по соглашению с Мин. гос. Имуществ Муравьевым в несколько дней составить проект ответного рескрипта Назимову. И действительно, через несколько дней – 20 ноября 1857 г. Александр подписал этот рескрипт. Этот рескрипт произвел большое впечатление и сыграл важнейшую роль в деле реформ. 5 декабря 1857 г. аналогичный рескрипт был дан Петербургскому генерал-губернатору П.Н.Игнатьеву – стала ясна неизбежность распространения реформы на другие губернии.

Рескрипты были высочайшими, т.е. обязательными к исполнению. Дворянство получило право создавать на местах губернские комитеты и на основании рескриптов разработать проект реформы для данной губернии. 24 декабря 1857 г. в официальной прессе опубликован текст рескрипта.

В рескрипте Назимову предусматривалось:

1. сохранение за помещиками права собственности на всю землю

2. предоставление крестьянам в течение определенного времени права выкупать в собственность усадьбы и пользоваться некоторым количеством земли (в зависимости от местных условий) за оброк или работу, т. е. наделение крестьян землей только в той мере, в какой это было необходимо для «выполнения их обязанностей перед правительством и помещиками»

3. сохранение влияния помещиков на сельскую администрацию

3 шаг. В течение 1858 г. подобные рескрипты посланы и в другие губернии. Дворянство было потрясено такой гласностью и конкретностью и отмалчивалось. Незамедлительно отреагировало и прислало «всеподданнейший» адрес только нижегородское дворянство, где губернатором был А.Н.Муравьев, который был близок декабристам. Московское дворянство молчало. И только под нажимом правительства стали поступать ответные рескрипты и стали создаваться Губернские комитеты во всех губерниях. В течение 1858 г. 45 губерниях были открыты Губернские комитеты по улучшению быта помещичьих крестьян (Тверь-август 1858 г.). (3 шаг).

4 шаг. Стал создаваться новый механизм реформы, нетрадиционный, гласный.

Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу (16 февраля 1858 г.). Председателем вместо Орлова назначен вел. кн. Константин Николаевич. Однако при сохранении основного состава Комитета изменились условия, темпы и методы деятельности– нарушился канцелярский стиль.

В местных дворянских комитетах встретились люди разных поколений, разных взглядов, амнистированные декабристы, петрашевцы. западники и славянофилы, либеральное меньшинство и консервативное большинство (в Тверском комитете большинство – либеральное). На местах не дожидаясь инструкций, вводили публичность заседаний комитетов, во время которых проходили бурные сцены с нецензурной бранью и потасовками.

С другой стороны, между комитетами стали налаживаться связи – дворянство училось азам политической борьбы.

В разных комитетах разные предложения, исходя из потребностей губерний. Основные проекты: 1. программа М.П.Позена (черноземные губернии) (упоминался выше) – основной тезис – необходим переходный «срочнообязанный» период в деле освобождения и только на это время крестьянам определяются наделы, которые должны вернуться в полное распоряжение помещиков, а крестьяне должны получить свободу, но без земли.

2. Проект либерального Тверского комитета (Нечерноземье) (лидер Унковский) – основной тезис – освобождение крестьян не постепенное, а разовое, наделение крестьян землей и полное упразднение крепостных отношений с вознаграждением помещиков за материальный ущерб при помощи выкупа.

3 проект – степная полоса – Самарин.

5 шаг. Редакционные комиссии.

От губернских комитетов стали поступать проекты, но все они все еще руководствовались первыми рескриптами, а правительство уже приняло новую программу реформ, отказалось от идеи отдельного проекта для каждой губернии. Чтобы освоить весь имеющийся материал Главному комитету нужны были и новые люди, и новые идеи. Поэтому было санкционировано создание специальной комиссии под председательством Ростовцева – 17 февраля (4 марта)1859 г. – Редакционные комиссии, первоначально было 2 ред комиссии – одна для выработки общего положения, 2-я – для выработки местных, но Ростовцев слил их в одну, подразделив на отделы. В составе Комиссий 38 человек, (17 человек представители от министерств и ведомств, 21 – эксперты) это – дворяне, большинство – помещики, в т.ч. крупные, однако здесь были и люди незнатные, нетитулованные, но в абсолютном большинстве люди высокообразованные, люди одного поколения.

Я.И.Ростовцев (беспоместный дворянин) очень близок Александру II, не поддавался влиянию ни слева, ни справа.

В Редакционных комиссиях собраны все предшествующие материалы, все предложения, проекты, журналы и статьи, даже запрещенные в России.

Ростовцев умер в феврале 1860 г., вместо него В.Н. Панин, министр юстиции (крепостник), но не смог изменить деятельность Редакционных комиссий.

Заметим, что при самодержавном режиме обсуждение гос. вопроса дворянскими выборными депутатами было своего рода демократией. В системе высших органов власти они занимали особое место - формально подчинялись Главному комитету, но фактически через председателя напрямую подчинялись императору.

В марте 1858 г. был создан еще один орган – при Центральном статистическом комитете Мин. ВД. создан – Земский отдел – призван заниматься разбором, систематизацией и обсуждением всех дел, связанных с реформой, и осуществлял подачу сведений Редакционным комиссиям и Главному комитету.

В нем лидирующую роль занимал Н.А.Милютин – признавал главным – освобождение крестьян с достаточным земельным наделом (идеал – освобождение крестьян в Австрии и Пруссии).

Не без влияния дяди – П.Д.Киселева, Киселев в это время за границей, но Милютин поддерживает с ним связь. Киселев в 1855 – 57 гг. видел решение крестьянского вопроса только в освобождении крестьян с землей.

Что касается Редакционных комиссий, надо отметить, что гласность, как метод самодержавия приобрела в Ред. комиссиях огромное значение – в считанные дни протоколы заседаний печатались в трех экземплярах и рассылались высшим сановникам, губернскому начальству, предводителям дворянства и разным видным чиновникам, однако это еще не проявление норм буржуазного правопорядка, т.к. ограничивался принцип гласности в отношении к заявлениям оппозиции (консервативной и реакционной). Выступления оппозиции замалчивались.

Не в открытой политической борьбе решались судьбы крестьянства и страны – новое нетрадиционное учреждение функционировало в системе крепостнической монархии и оно не было свободно от традиции феодальной государственности и политической культуры.

Гласность использовалась лидерами комиссий для укрепления либеральных сил, распространения и утверждения своей программы реформ.

Концепция крестьянской реформы для либерального большинства Ред. комиссий строилась на опыте:

1. Франции – создание дробной поземельной собственности

2. Пруссии и Австрии – выкуп крестьянами земли в собственность при сохранении помещичьего землевладения.

3. Использован опыт российского законодательства по крестьянскому вопросу: Бибиковская инвентарная реформа юго-западного края и реформа государственной деревни П.Д.Киселева.

Ориентация на преобразования в Прибалтийских губерниях (остзейский вариант) была отвергнута Ред. комиссиями.

Но в целом проект «Положений о крестьянах» (будущие Положения 19 февраля 1861 г.) отрывался от существующего законодательства и давал новое решение вопроса.

Реформаторы сосредоточили свои усилия на таком варианте реформы (распределение земли - в част.), который по их мнению, обеспечил бы и помещикам и крестьянам экономические условия для существования. Это в итоге должно было обеспечить мир между сословиями и поддержку государства. Однако такая постановка вопроса весьма проблематична. Это мы проследим в дальнейшем.

Составители законодательства осознавали необходимость сохранения крестьянского хозяйства не только в целях предупреждения крестьянских волнений, но и в экономических целях – развитие с/х и обеспечение государственных потребностей товарным хлебом. Однако буржуазная по содержанию реформа осуществлялась феодальной монархией, а это определило сохранение множества феодально-крепостнических пережитков: дворянские латифундии, высокий % отрезки надельных крестьянских земель, временнообязанный период.

Выкуп – центральная позиция реформы и Редакционные комиссии создали такой внутренний механизм реформы, который обеспечивал непрерывность ее движения – помещиков, толкали к признанию выкупа (он для них вынужденный), для крестьян – просто не оставалось выхода. Чтобы избежать массовой пролетаризации составители внесли проект статьи, запрещавшей отказываться от надела в течение первых 9 лет – при реализации этот срок затянулся.

Этой же цели служило сохранение общины. Сохранение общины не означало особого пути развития России вне европейской истории, как это пытаются доказать некоторые современные и зарубежные историки. Община в проектах Редакционных комиссий и в самом законодательстве имела подчиненное значение и служила той общей цели, которая решалась реформой – развитие двух типов хозяйства (пом. и крест.). Меры к сохранению и ограждению общины способствовали образованию крестьянской земельной собственности (общинной), а не ликвидации устойчивых и зажиточных хозяйств.

Уравнительные переделы не являлись необходимым атрибутом общины.

Предусматривая общинную собственность на землю проект «Положений» не закрывал возможностей развития личного землевладения крестьян, хотя и сильно ограничивал их. Многие члены Ред комиссий считали, что жизнь внесет поправки в отношении правительственной власти к общине соответственно с потребностями пореформенного развития деревни (как и случилось в период контрреформ).

Менялось правовое положение крестьянства – уничтожение личной зависимости и утрата помещиками вотчинной власти приобщали многомиллионное крестьянство к гражданской жизни, предполагалось отменить круговую поруку.

Помещик, т. о. был бы лишен своих государственных функций, и переставал быть элементом гос. системы. Либеральные проводники и авторы реформ считали, что таким образом лишая крестьянство и государство посредника в лице помещиков, открывается возможность для развития либеральной государственности. Реформаторам казалось, что новая система, опирающаяся на свободного человека – крестьянина и на его патриархальные чувства – окажется функциональной и эффективной.

Такова была программа либеральной бюрократии. Инициативная роль принадлежала монархии – это естественно в условиях отсутствия Конституции, эта роль являлась гарантией успеха преобразований.

Но в этом была, и уязвимость политической концепции либералов – самодержавная власть оставалась Неограниченной.

Работа редакционных комиссий подверглась критике со всех сторон, дворянские депутаты подавали отказы: в трудах комиссий усмотрели «коммунистические начала», ущемление прав помещиков, намекали на неотвратимость конституции и т.д. Это определило их судьбу.

Против реформы – выступление камергера Михаила Безобразова.

В известной записке от 15 октября 1859 г. «О значении русского дворянства и положении которое оно должно занимать на поприще государственной деятельности», направленной Александру II он обвинил правительство в том, что оно доверило подготовку реформы бюрократии, которая заглушила истинный голос дворян.

Записка Безобразова получила скандальную известность. Александр II против слов автора об обуздании министерства ВД написал: «Надобно начать с того, чтобы его самого обуздать».

Сторонники реформы: Адрес 5-ти (либеральные депутаты – от Тверского дворянства – Унковский, от Харьковского – Шредером, Хрущев, от Ярославского – Васильев и Дубровин) подан 25 октября 1859 г. – в нем указан ряд несообразностей в проектах Редакционных комиссий, а так же выдвинуты несколько оснований без которых, по мнению адреса 5-ти нельзя решить крестьянское дело:

Полная свобода крестьян с наделением землей в надел с немедленным выкупом

Земское всесословное выборное управление на местах

Учреждение независимой судебной власти и нового суда

Гласность печати

Александр был недоволен и запиской Безобразова и адресом 5-ти. И Безобразов и либеральные депутаты получили замечания за «неправильные и неуместные свои домогательства».

Далее Унковскому и др. депутатам вынесено административное взыскание и учрежден полицейский надзор.

За всем этим увидели то, что помещики хотят получит право на участие в управлении государством.

Редакционные комиссии были введены в самодержавную гос. систему на время, но по своему составу и методам они были ей чужды. Эта чужеродность выразилась в их закрытии сразу же после составления и кодификации ими проектов крестьянской реформы (октябрь 1860 г.). Закрыты они были неожиданно даже для самих членов комиссии собравшихся на очередное заседание. Причем иногородним было приказано немедленно покинуть Петербург. Подобных учреждений больше Россия не знала.

В августе 1859 г. проект «Положений» был подготовлен и обсуждался группами депутатов от губернских комитетов, было 2 созыва – в августе 1859 г. и в феврале 1860 г.

Депутаты получили опросные листы, им нельзя было встречаться и что-либо обсуждать. Правительство боялось создания дворянской оппозиции.

Проект подвергнут критике – Ред. комиссии пошли на уступки.

10 октября Ред. комиссии завершили работу и проект «Положений» поступил в Главный комитет, где обсуждался до 14 января 1861 г. Произошли новые изменения в пользу помещиков.

28 января 1861 г. проект – на рассмотрение Гос. Совета. – новые изменения по инициативе кн. П.П.Гагарина. (о праве предоставлять крестьянам в собственность сразу – дар (четверть надела).

16 февраля 1861 г. – завершено обсуждение проекта в Гос. совете. «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».

19 февраля 1861 г. императором было подписано Положение и Манифест. Первоначально текст Манифеста был составлен Н.А.Милютиным и Ю.Ф.Самариным, но затем переписан митрополитом Филаретом. Должен был оказать влияние на религиозные чувства крестьян.

В тот же день, 19 февраля, был учрежден Главный комитет "об устройстве сельского состояния" под председательством великого князя Константина Николаевича. Он заменил собой Главный комитет "по крестьянскому делу".

На местах были учреждены губернские по крестьянским делам присутствия.

Обнародование Манифеста и Положений проходило в течение месяца — с 5 марта (в Петербурге и Москве) по 2 апреля (на местах). – Великий пост.

Законодательные акты.

"Положения" 19 февраля 1861 г. включают 17 законодательных актов: (опубликованы только 5 марта, за этот период были приняты превентивные меры на случай беспорядков) – состоят из 3 массивов:

1."Общее положение",

2. четыре - "Местных положений о поземельном устройстве крестьян" («Местное положение о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях в губерниях: Великороссийских, Новороссийских и Белорусских», «Местное положение о поземельном устройстве, крестьян, водворенных на помещичьих землях в губерниях Малороссийских: Черниговской, Полтавской и части Харьковской», и далее аналогичные – по губерниям Киевской, Подольской, Волынской, Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской и части Витебской).

Положения — О выкупе,

Об устройстве дворовых людей",

"О губернских по крестьянским делам учреждениях",

а также "Правила" — "О порядке введения в действие Положений",

3 массив – Дополнительные правила - "О крестьянах мелкопоместных владельцев",

"О приписанных к частным горным заводам людях" и пр.

Литература:

1. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России.

2. Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива.

4. Унковский А.М. Ал.Мих. Унковский (1823-1893)

5. Чернышев В. Жизнь и судьба Тверского реформатора.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас