33 сообщения в этой теме

Вот так описывают эмиси "Нихон сёки" (подчеркнул):

Взял тогда государь секиру и вручил Ямато-такэру-но микото, 42 рекши: «Насколько я слыхал, эти восточные дикари неистовы по характеру своему и нападают внезапно. В их деревнях нет старост, в больших селах нет глав. Все они живут замкнутым миром, и все промышляют разбоем. Кроме того, в горах есть дурные божества, а в полях вредоносные демоны. Они чинят помехи на перекрестьях дорог, преграждают пути, всячески терзают людей. Среди восточных дикарей самые сильные — эмиси. Мужчины и женщины у них соединяются беспорядочно, кто отец, кто сын — не различается. Зимой они живут в пещерах, летом — в гнездах [на деревьях]. Носят звериные шкуры, пьют сырую кровь, старший и младший брат друг другу не доверяют. В горы они взбираются подобно птицам, по траве мчатся, как дикие звери. Добро забывают, но если им вред причинить — непременно отомстят. Еще — спрятав стрелы в волосах и привязав клинок под одеждой, они, собравшись гурьбой соплеменников, нарушают границы, или же, разведав, где поля и шелковица, грабят народ страны [Ямато]. Если на них нападают, они скрываются в траве, если преследуют — взбираются в горы 43. Издревле и поныне они не подчиняются владыкам [Ямато]. Вот, смотрю я на тебя, что ты за человек, [и вижу] — ростом и телом ты могуч, обликом прекрасен. Силой велик, трехногий чан поднимаешь, доблесть твоя [разит врагов], как гром и молния. Там, куда ты лицом обращаешься, [врагу] места нет, если нападаешь, то непременно побеждаешь. Поэтому понятно, что хотя обликом ты мой сын, но на самом деле — бог-человек. Воистину, не означает ли это, что Небо сожалеет о том, что я не разумен, а страна не усмирена, и желает оно помочь, чтобы наследные деяния вершились и впредь и [247] чтобы дом владык страны не прекратил существования. И еще: эта Поднебесная — твоя. Ты — мой наследник. Прошу тебя — вглубь планы строй, вдаль мыслью лети, разведай, где неспокойно, узнай, где супротивники; когда будешь им острастку давать, примени угрозы, когда будешь миловать, примени добродетель, оружия не используя, заставь их самих подчиниться. И успокой буйных богов, искусную речь произнеся, изгони злобных демонов, оружием потрясая», — так рек.

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Ja.../frametext7.htm

Т.е. ни о каких конниках тут речи нет. "Привязав клинок под одеждой" - неточность перевода. Имеется в виду, что меч носился горизонтально, лезвием вниз, рукоятью вперед, на портупее, как бы посредине одежды (можно посмотреть на фото айнских воинов).

О том, что варвары были разные - выделил жирным.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Цитата (Чжан Гэда @ Фев 20 2013, 13:09)
Т.е. ни о каких конниках тут речи нет. "Привязав клинок под одеждой" - неточность перевода. Имеется в виду, что меч носился горизонтально, лезвием вниз, рукоятью вперед, на портупее, как бы посредине одежды (можно посмотреть на фото айнских воинов)
О том, что варвары были разные - выделил жирным

А упоминаются ли в источниках названия тех северо-восточных варваров, которые не были эмиси?

Фото айнского воина нашёл такое
07.jpg
Что Вы имеете в виду под тем, что "меч носился ... как бы посредине одежды"?
То, что рукоять сильно выступала вперед (почти так же как острый конец выступал назад)?

А война Дзэнкунэн («Первая девятилетняя война» 1051-1062) велась на конях? Или нет?
Она велась не в Канто, а в северной провинции Муцу (и возможно отчасти в Дэва)

Цитата
wiki/Война_Дзэнкунэн
«Первая девятилетняя война»; 1051-1062) — вооружённый конфликт в Японии периода Хэйан между силами восставших самураев провинции Муцу под руководством Абэ-но Ёритоки и его сыновей Садато и Мунэто с одной стороны, и правительственными войсками под предводительством Минамото-но Ёриёси и Минамото-но Ёсииэ с другой. Закончилась победой правительственных войск

Местом боевых действий стала провинция Муцу, где жили покорённые японцами племена эмиси. Исторически контроль над регионом осуществляла ассимилированная знать из представителей эмиси под под руководством могущественного рода Абэ, однако официально провинцией управлял чиновник, назначенный центральной властью

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Цитата (Abd-al-Malik @ Сегодня, 15:45)
А упоминаются ли в источниках названия тех северо-восточных варваров, которые не были эмиси?

Походите по "Нихон сёки" - там даются названия разных племен. Может, удастся выяснить, кто к какой группе принадлежал. Знаю (еще со времен института), что были варвары-кумасо, но это фоном прошло лет 20 назад и сильно я не запомнил.

Цитата (Abd-al-Malik @ Сегодня, 15:45)
А где можно посмотреть фото айнских воинов?

Да хоть в Интернете. Вот под рукой - недавно передал в "Этнографическое обозрение" статью по айнским мечам из амурских погребений. Там была пара фото конца XIX в., в т.ч. и эта.

Цитата (Abd-al-Malik @ Сегодня, 15:45)
А война Дзэнкунэн («Первая девятилетняя война» 1051-1062) велась на конях? Или нет?
(Она велась не в Канто, а в северной провинции Муцу (и возможно отчасти в Дэва)

Знать сражалась на конях. Остальные - пешими. Род Абэ, ЕМНИП, относится к японской знати.

Но я не японист - тут надо искать япониста.

post-5-1361365897.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо

А можно ли скачать Вашу статью в электронном виде?

На вики про 9-летнюю войну пишут, что "исторически контроль над регионом осуществляла ассимилированная знать из представителей эмиси под под руководством могущественного рода Абэ" - т е остальная знать была из неяпонцев

Что подразумевается под знатью, не очень понятно? Самураи? Или она группировалась в кровнородственные кланы (которые в основной части Японии к тому времени, как я понимаю уступили место воинам, получающим наделы за службу, и при этом неродственным своему сюзерену?)?

Хотелось бы знать в каких масштабах в ту войну использовалась конница? В более поздние времена больше земель могло быть распахано, и конницой воевать могло быть удобнее (ныне в Муцу есть довольно большая безлесная территория - долина реки Китаками, которая течет от современного крупного города Мориока до Исиномаки у моря)

Вот границы провинции Муцу

А вот спутниковый снимок (его можно двигать и изменять масштаб мышкой), на котором видны леса и безлесные места

Интересно, что город Муцу расположен почти в самой северной точке острова (наверное намного более труднодоступной для японцев, чем южная часть провинции, граничащая с Канто)?

Провинция была названа по городу Муцу?

Изменено пользователем Abd-al-Malik

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А такую диссертацию можно скачать в электронном виде?

"Материальная культура айнов (XIII-XIX вв.) : историко-этнографическое исследование"

Автор: Соколов, Андрей Михайлович 356 стр 2007

Удалось найти лишь автореферат

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Abd-al-Malik,

К сожалению, я не японист и не айновед. Лучше открыть профильную тему в разделе о Японии.

По поводу статьи - еще не вышла. Как выйдет - посмотрим, что скажет редакция. Возможно, можно будет выложить тут. Без их разрешения я не могу - все же есть определенная этика.

По поводу диссертации - ЕМНИП, на dissercat.ru надо за плату искать.

По Японии вряд ли что осмысленно отвечу.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо
Подскажите пожалуйста, в насколькона хорошем качестве на диссертат.ру продаются полные тексты диссертаций?

Они обычно выдаются в формате pdf? Или doc?
Если doc, то боюсь, что возможно неправильное распознавание некоторых букв, символов или таблиц? (Хочется платить деньги за качественную вещь)

Да и если даже в в формате pdf, то в pdf-файле иногда бывает устроен поиск по ключевому слову - это конечно очень хорошо, но это значит, что текст распознавали, и кое-какие символы могут быть показаны неправильно, а не с фотографической точностью, как в тех pdf-файлах, где нету поиска по ключевому слову

,

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Цитата (Чжан Гэда @ Фев 25 2013, 13:14)
Не знаю, не пробовал. Денег жаль Laie_11.gif

Но может кто-то из Ваших знакомых пробовал?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Цитата (Чжан Гэда @ Фев 20 2013, 16:11)
Походите по "Нихон сёки" - там даются названия разных племен. Может, удастся выяснить, кто к какой группе принадлежал. Знаю (еще со времен института), что были варвары-кумасо, но это фоном прошло лет 20 назад и сильно я не запомнил

"Кумасо (яп. 熊襲 «медвежьи нападающие») — этническая группа, которая проживала в Южной Японии, центральной и южной частях острова Кюсю, в течение 3-6 веков. Ее представители считаются автохтонами Японского архипелага и потомками культуры Дзёмон[источник?].
С экспансией раннеяпонского государства Ямато на юг, кумасо вступили с ним в вооруженный конфликт. Согласно преданиям, последний «король» местных племен погиб от руки Ямато Такэру. Большинство кумасо было истреблено. Те, кто уцелел, были ассимилированы завоевателями или направлены на север Японского архипелага воевать против эмиси.
Кумасо исчезли в 7 веке. От их имени, которое они получили от врагов-яматосцев, происходят названия города и префектуры Кумамото"

"Хаято (яп. 隼人?, люди-соколы) — исчезнувший народ, населявший в прошлом провинции Осуми и Сацума на юге острова Кюсю в Японии.
История [править]

Нахождение хаято на Кюсю учёными установлено с периода Ямато до периода Нара включительно. Они являлись автохтонным населением Кюсю, потомками носителей культуры Дзёмон[источник?] и вели своё происхождение от малайско-полинезийских народов, как и родственные им племена кумасо. Хаято использовались императорами Ямато в их войнах с обитавшими на севере японских островов айну, их набирали в императорскую гвардию[источник?], так как хаято были известны своей воинственностью и боевым искусством. В VIII-ІХ веках этот народ был покорён японцами и постепенно ассимилирован. Дальние потомки хаято в настоящее время проживают в районе города Симидзу, в префектуре Сидзуока. В кагосимском диалекте японского языка сильно влияние языка хаято

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я могу даже сказать, кто запостил это в педивикии, и Чжан Гэда может. smile.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А что там не так? Что все они происходят от дзёмон?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Цитата (Abd-al-Malik @ Сегодня, 16:48)
А что там не так?

Просто все эти посты принадлежат одному автору, отстаивающему эту идею. То есть не хватает объективности.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

идею о том, что эмиси, хаято и кумасо все трое происходят от Дзёмон?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Нет, статью об эмиси писал кто-то другой (я так думаю потому, что эта статья - калька с украинской, см. историю правок). Однако там, очевидно, удалось сделать нужную правку.

В столь серьезных антропологических вопросах педивикия - последнее место, где я бы надеялся отыскать истину.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Что известно по проникновению риса в Корею и Японию?

Какого происхождения рисоводческая терминология?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я в результате многих лет после института помню из всего рисоводческого спектра только название рассады по-корейски - монэги (모내기).

Высаживать рассаду - монэги-хада (모내기하다), где "хада" - универсальный глагол "делать" (как "суру" в японском). Правда, можно и монэда (모내다) сказать.

Вообще, никогда не интересовался такими вещами. Лучше огласите, что надо для проверки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В этногенезе японцев приняли участие самые разнообразные народы, соответственно прослеживается несколько пластов или кампанентов различного происхождения.
Коренное население находилось на низком уровне развития, было малочисленным и не смогло оказать существенного влияния на этногенез японцев.
Китайское влияние было в основном в культурном плане при минимуме миграционных потоков.
Малайский компонент был значительным, в том числе возможно они принесли на Юг Корейского полуострова и Японских островов культуру риса.
Влияние алтайского компонента, проникавшего через Корейский полуостров, было столь же велико.

Пуё (кор. 부여; кит. 扶餘, Фуюй) — корейское государство в районе современной Северной Маньчжурии, существовавшее с II века до н. э. по 494 год. В 494 году его остатки вошли в Когурё, которое, как и государство Пэкче, называли себя его преемниками.

Великая засуха третьего века загнала алтаеязычных пуё на полуостров, на их основе сложился корейский народ. Возможно проникли они и на острова.

Генетические связи японского языка не до конца выяснены. Выделяются два слоя лексики, один из которых имеет параллели в алтайских языках, другой — в австронезийских языках; вероятнее, исконен алтайский слой. Сторонники наиболее распространённой версии об алтайском (пуёском) происхождении японского языка относят его формирование к периоду после завоевания Японских островов алтайцами (пуёские племена) — выходцами с азиатского континента, язык которых испытал влияние автохтонов-австроазиатов (ближе всего родственных аборигенам Тайваня).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Цитата (Рекуай @ Сегодня, 22:08)
Коренное население находилось на низком уровне развития, было малочисленным и не смогло оказать существенного влияния на этногенез японцев

Такое малочисленное, что войны с ним шли аж до второй половины XVII в. (восстание Сягусоина).

Цитата (Рекуай @ Сегодня, 22:08)
Китайское влияние было в основном в культурном плане при минимуме миграционных потоков.

Да целые кабанэ были из китайских переселенцев.

Цитата (Рекуай @ Сегодня, 22:08)
Пуё (кор. 부여; кит. 扶餘, Фуюй) — корейское государство

Вау! Тогда уже корейцы существовали?

Цитата (Рекуай @ Сегодня, 22:08)
Великая засуха третьего века загнала алтаеязычных пуё на полуостров, на их основе сложился корейский народ. Возможно проникли они и на острова.

Теория кочевников - не новость.

Но почему "на основе пуё сложился корейский народ"?

И что за "великая засуха третьего века"?

Цитата (Рекуай @ Сегодня, 22:08)
после завоевания Японских островов алтайцами (пуёские племена)

А было завоевание?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

С какого времени были самые первые упоминания об айнах?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Е. Л. Фролова, Такакура Хироки, Токуда Юкако

ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ ЯПОНИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕЕ КОРЕННЫХ НАРОДОВ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ АЙНОВ

В современной науке и обществе господствует понятие о Японии как о культурно-однородном государстве, населенном этническими японцами. Считается, что именно этническая однородность способствовала формированию уникальной японской истории и культуры. Эта точка зрения признается единственно верной, остальные – ошибочными. Тем не менее, в современных условиях взгляд на Японию как на моноэтничное государство следует признать не соответствующим истине. Вся история Японского государства с древности и до нового времени – это история завоевания и объединения племен разной этнической принадлежности и различных культур.

С 1868 г. Япония проводила активную колониальную политику, в результате которой некоторые этносы были подвергнуты насильственной «японизации». В современной Японии все еще существуют проблемы дискриминации таких этнических меньшинств, как айны, или айну (28 тыс. чел.), и народы Окинавы (1 млн 300 тыс. чел.)1, которые являются носителями самобытной культуры и на протяжении недавней истории подвергались насильственной ассимиляции. Замалчивается этическая сторона вопроса о положении и историческом происхождении этнических корейцев, проживающих в Японии.

Не отрицая уникальности японской культуры, мы должны признать, что на всем протяжении исторического периода становления японского государства на Японских островах существовали коренные народы и этнические меньшинства, чьи общественные и культурные особенности значительно отличались от так называемой «японской культуры». Чтобы наш взгляд на японское общество был действительно объективным, необходимо рассматривать историю японского архипелага с учетом, в том числе, данных археологии, как историю различных политических и экономических сообществ, существовавших на этом географическом пространстве вплоть до настоящего времени, в частности, айнов.

Официальная история всегда оправдывала централизующую политику государства. В «государственной» истории Японии ее северные территории (регионы Тохоку и Хоккайдо) рассматривались только с точки зрения их удаленности от столичного региона, очерченного границами Эдо, Нара и Киото. Их история «начиналась» со времени завоевания и освоения японцами. Однако с 1980-х гг. в науке возникло понимание истории этого региона как истории коренных народов Японии, в том числе айнов.

Проживая на севере Японского архипелага, народы эмиси, айны и другие создали здесь свой уникальный мир, который значительно отличался от японского. Они были включены в товарообмен между этносами, населявшими берега севера Тихого океана и Охотского моря, северо-востока Китая и дельты Амура (в настоящее время юг Дальнего Востока России).

Согласно принятой японскими историками периодизации, период 13 000 лет до н. э. – 300 г. до н. э., примерно соответствующий неолиту, относится к эпохе Дзёмон. После того как на юг японского архипелага в III в. до н. э. вместе с эмигрантами из Кореи и Китая пришли кузнечное дело, рисосеяние и другие «высокие технологии» того времени и началась эпоха Яёй (300 г. до н. э. – 250 г. н. э.), на северных территориях продолжалась история охотников-собирателей.

Таким образом, регионы Тохоку, Хоккайдо и прилегающих островов не подпадают под общепринятую периодизацию японской истории. Для этих территорий, особенно для региона Хоккайдо, эпоха Дзёмон продолжалась вплоть до VI–VII вв., затем ее сменили культура Сацумон (с VI–VII по XIII вв.) и охотская культура (с V–VI по IX–X вв.).

Именно эта историческая эпоха является временем формирования айнов как народа.

Очевидно, они являлись носителями культуры Сацумон с примесью охотской культуры. Отличительными особенностями айнской культуры стали лов лосося, морская охота, обряд медвежьего праздника с жертвоприношением медведя и др.

Из исторических документов династий Юань (1260–1368 гг.) и Мин (1368–1644 гг.) известно, что в раннем средневековье сахалинские нивхи и айны приносили дань к китайскому двору [sasaki, 1999. Р. 86; Табата и др., 2000. С. 24]. Тогда же на полуострове Осима (юг Хоккайдо) появились поселения людей Ва, т. е. выходцев из центральной Японии, и началось подавление местного населения. Земли Эдзо (Хоккайдо) контролировал влиятельный клан Андо, который вел непрерывные войны с айнами (так называемые «войны Косямайна» – по имени предводителя айнов). Этот период, который также называют «эпохой Сражающихся царств Севера», длился до 1550 г., после чего одному из японских переселенцев – главе клана Какидзаки, удалось остановить военные конфликты и монополизировать торговлю с айнами. Эта система получила название «призамковой торговли», поскольку товарообмен был разрешен только возле замка Мацумаэ (Матомай) – резиденции Какидзаки. Все поселения японцев на Хоккайдо попали под контроль Какидзаки [Эномори, 2007. С. 125–148; Табата и др., 2000. С. 25–28].

После установления сегуната Токугава в 1604 г. глава клана Какидзаки признал себя вассалом Иэясу, сменил имя на Мацумаэ и был провозглашен управителем южных провинций Хоккайдо. Создание княжества (хана) Мацумаэ означало признание его со стороны системы бакуфу. Обычные княжества (ханы) были включены в вассальную систему «рисового пайка», однако в княжестве Мацумаэ в силу географического положения (на относительно холодных территориях) не выращивался рис, поэтому вместо этого занятия было предоставлено право на торговлю с айнскими племенами. В концеXVII в. была создана система басё, т. е. торговых точек на землях айнов, через которые осуществлялась торговля [Эномори, 2007. С. 171–180; Табата и др., 2000. С. 35–38].

В XVII–XIX вв. айны вели торговлю не только с японскими купцами, но и с населением империи Цин, с жителями Приамурья через Татарский пролив, с аборигенами Аляски через Берингов пролив и т. д. Регион северной части Тихого океана, Охотского и Берингова морей, Камчатки, включая Сахалин и Курильские острова, и северо-востока Сибири представлял собой уникальный исторический мир, по которому пролегали свои торговые пути [birch, 1988. Р. 234–238; Sasaki, 1999. Р. 87–91].

С началом капиталистической системы производства в Японии после 1868 г. начались коммерциализация рыбных ресурсов и снижение объемов торговли с народом айну [Howell, 1993. Р. 177]. Контроль над айнами был усилен, стимулировалась политика ассимиляции. В июле 1869 г. Эдзо был переименован в Хоккайдо и началась колонизация Севера. Правительство Мэйдзи не разрешало айнам заниматься традиционными промыслами (ловом рыбы и морской охотой), принуждая их возделывать землю или трудиться чернорабочими. Началась жестокая эксплуатация айнов.

В 1871 г. был принят Закон о посемейной регистрации, согласно которому айны могли регистрироваться в статусе простолюдинов, но с пометкой «инородцы» («бывшие аборигены»). Дальнейшая политика государства была направлена на отрицание независимости айнов, ограничения их традиций, языка и культуры, т. е. на полную ассимиляцию.

В 1899 г. вышел Закон о защите бывших аборигенов Хоккайдо, согласно которому каждая айнская семья имела право на выделение 5 га земли для ведения сельского хозяйства и на получение образования на японском языке [Фумото, 2002. С. 8]. Однако фактически этот закон был направлен не на защиту айнов, а на их культурное исчезновение.

В эпоху Мэйдзи (1868–1912 гг.) на фоне политики ассимиляции и дискриминации айнов возникли протестные движения. Так, в 1922 г. было образовано «Общество Токати», а в 1930 г. создана Ассоциация айнов острова Хоккайдо (предшественница нынешней Ассоциации). Добровольцам из национальных движений удалось добиться частичного пересмотра Закона о защите бывших аборигенов – так, женщины айнов получили возможность трудиться в иных областях, кроме сельского хозяйства, были отменены обязательные школы для айнов [Акибэ, 1995]. В 1923 г. при участии Тири Юкиэ впервые была произведена запись и публикация «Свода айнских мифов и преданий» [Табата и др., 2000. С. 79–80]. Страдания айнов в результате проведения политики дискриминации стали предметом литературных произведений. Так, поэт Ибоси Хокуто в сборнике «Котан» (1930 г.) писал:

「悲しむべし今のアイヌはアイヌをば
卑下しながらシヤモ化してゆく
アイヌの中に隔世遺伝のシヤモの子が
生まれたことを喜ぶ時代
今もなほ、アイヌと笑うシサムのアイ
ヌに劣る心のみじめさ
正直なアイヌだましたシャモこそ憫れ
なものとゆるすこの頃」

Печально, но нынешние айны, умаляя свое достоинство, становятся японцами.
Наступило время, когда люди айнов радуются, если ребенок рождается от японца.
До сих пор над айнами смеются и смотрят на них свысока, и японцы считают,

что душа айнов стоит ниже души японцев.
Зная, что японцы – жалкие люди и обманывают честных айнов,

айны все же научились прощать японцев. [Ибоси, 1995. Р. 121, 122, 124, 152; Табата и др., 2000. С. 81].

Комплекс мер по подчинению и насильственной ассимиляции айнов на Хоккайдо в дальнейшем послужил образцом политики этнического и колониального подчинения иных народов Японии. Не только на севере страны, но и на юге – на Окинаве, в конце XIX в. проводилась ликвидация диалектов, осуществлялись распространение «стандартного языка» и насильственные изменения на японские имен представителей различных этнических групп. Такая культурная ассимиляция получила название нового способа «японизации», который затрагивал все слои общества – от бывшей знати до крестьян и деклассированных элементов. Тот же образец колониальной политики был использован на Тайване, захваченном после китайско-японской войны в конце XIX в., в Корее с начала XX в. (после русско-японской войны), затем на островах Южных морей (Палау) после Первой мировой войны, с начала 1930-х гг. на северо-востоке Китая (в Маньчжурии), в прибрежных районах Китая, попавших под японскую власть в ходе китайско-японской (Второй мировой) войны, и в других колониях Японии (в Юго-Восточной Азии). Таким образом, с конца XIX в. и по 1945 г. Японская империя представляла собой реально многонациональное государство, в котором последовательно проводилась политика колонизации и насильственной ассимиляции коренных народов.

Послевоенное время отмечено официальными заявлениями правительства о создании «единой нации» (1945–1952 гг.). В первую очередь это коснулось «японских корейцев», которые до 1945 г. считались гражданами Японии. Из 2 млн 400 тыс. корейцев, проживавших в Японии, 1 млн 400 тыс. чел. вернулись в Корею, а оставшиеся были лишены японского гражданства и приравнены по статусу к остальным иностранцам. В послевоенном японском обществе продолжала сохраняться принятая до войны политика дискриминации корейцев, в особенности при приеме на работу и вступлении в брак [Сиёдзи, 2004. С. 30–33].

Дискриминации в обществе подвергались не только корейцы, но вообще все иноэтничные элементы, выходцы из бывших колоний, а также айны. Но именно благодаря гражданским кампаниям по борьбе с дискриминацией, которые проводили японские корейцы, отношение к иностранцам в обществе стало меняться. С 1980 г. в условиях быстрого экономического роста Японии усилился приток иностранных рабочих, к тому же после ратификации Международного пакта по правам человека (1979 г.) и Конвенции о статусе беженцев (1981 г.) было провозглашено равенство перед законом граждан Японии и иностранцев. В 1991 г. был принят Специальный закон об иммиграции, согласно которому выходцам из бывших колоний и их потомкам был предоставлен статус «особых постоянных жителей» [Там же. С. 35–36]. Это означало, что они формально являются иностранцами, но не должны продлевать вид на жительство, а имеют право постоянно проживать в Японии.

Айны также активно боролись за свои права и улучшение благосостояния. В1946 г. была вновь воссоздана Ассоциация айнов Хоккайдо, которая стала последовательно добиваться улучшения условий жизни, оздоровления окружающей среды, восстановления культурной и образовательной сферы. В1961 г. впервые был издан нормативный акт «О мерах по улучшению благосостояния айнов», получивший одобрение в правительстве. С начала 1970-х гг. во всех регионах Хоккайдо началось движение айнов за национальную независимость и восстановление в гражданских правах. При поддержке властей был открыт этнографический музей Нибутани (1971 г.), создана Ассоциация айнов Асахикава (1972 г.), началась работа Общества по сохранению нематериальной культуры и фольклора айнов (1974 г.). В1974 г. на медицинском факультете университета Хоккайдо была проведена религиозная панихида над останками айнов, собранными для медицинских исследований [Табата и др., 2000. С. 83–85, 91].

В 1982 г. на съезде Ассоциации айнов было предложено отменить «Закон о защите бывших аборигенов Хоккайдо» с одновременным представлением нового проекта этого закона, который после двухлетнего обсуждения был принят на очередном съезде (1984 г.) как «Проект закона об айнах». В этом документе требовались гарантии признания прав айнов как нации в составе японского государства. Во вступлении к нему говорится: «Данным законом признается существование айнов в Японском государстве как народности, обладающей самобытной культурой. Данный закон провозглашает, что на основании Конституции Японии гордость национальных меньшинств должна безусловно уважаться и права этих народов должны быть гарантированы» [ЦИАК, 2010. С. 222]. Дается и определение айнов: «Айны – это сообщество, проживающее на Хоккайдо, Сахалине, островах Курильской гряды (земле айнов – айну мосири), имеющее свою собственную самобытную культуру и язык, уникальную историю и хозяйственные связи» [Уэмура, 1993. С. 111].

Этот проект закона был предложен на рассмотрение кабинету министров Японии. Но результаты рассмотрения последовали только через 13 лет. Тем не менее, за эти годы в сфере борьбы коренных народов за свои законные интересы было сделано немало. После 1980 г. гражданские движения получили определенный вес и отклик в японском обществе, в том числе благодаря борьбе за свои права через судебную систему Японии. Широкую огласку приобрело дело «о причинении морального вреда через изображение» (1984–1988 гг.): айнка подала в суд в связи с тем, что ее фотография была без уведомления размещена в книге с подписью «вымирающий народ айнов», и блестяще выиграла дело. В1987 г. на заседании подкомитета ООН по правам человека был представлен отчет «Рабочей группы по проблемам аборигенного населения», где говорилось, что японское правительство не признало айнов аборигенным народом Японии [Тикаппу, 1993. С. 140–141, Табата и др., 2000. С. 92–93]. В августе 1994 г. литератор Сигэру Каяно стал первым айном, который прошел в члены японского парламента.

С 1989 по 1997 г. длился суд по делу дамбы Нибутани. Строительство дамбы было запланировано в месте, являющемся религиозной святыней айнов. В связи с этим в 1989 г. Ассоциацией айнов Хоккайдо при поддержке Сигэру Каяно было подано официальное требование об отмене решения о строительстве. Пока шло судебное разбирательство, стройка продолжалась и была завершена в 1996 г. В 1997 г. наконец вышло решение суда. Районный суд Саппоро заявил, что при строительстве плотины Нибутани «имело место пренебрежение и игнорирование ценностей культуры айнов» и объявил незаконным насильственное освоение их земель. Но поскольку плотина уже была построена, прошение об отмене строительства отклонили [Цунэмото, 2000. С. 195].

Все это время правительство Японии изучало предложенный Ассоциацией айнов Хоккайдо «Проект закона об айнах». Наконец, в 1997 г. «Закон о защите бывших аборигенов» был отменен, а новый закон получил название «О содействии развитию айнской культуры, изучении и популяризации культурного наследия айнов» [ЦИАК, 2010. С. 322–326]. Этим законом впервые в послевоенной Японии было признано, что в стране существуют иноэтничные народности, и объявлено, что их культура и традиции должны уважаться по закону. Кроме того, первая статья закона имела особый смысл для японского общества, которое до этого официально считалось этнически однородной нацией: «стремясь принадлежать к современному обществу, в котором ценится и уважается гордость народа айну, мы будем совместно вносить вклад в развитие различных культур нашей страны». Однако в этом законе признается только необходимость возрождения культуры айнов, а проблема восстановления их гражданских прав даже не рассматривается [Там же. С. 215].

1992 г. был объявлен ООН международным годом коренных народов всего мира, после чего начался рост общественных движений в поддержку коренных народов мира, а также осознание важности взаимной солидарности международного сообщества в отстаивании прав человека для коренных народов и их возрождения. Определенный толчок к появлению в Японии общественного движения за объединение культур дало разрушительное землетрясение Хансин-Авасэ 17 января 1995 г. (г. Кобэ). Власти столкнулись с тем, что проживавшие в крупном городе иностранцы, пострадавшие от землетрясения, не зная языка, не могли своевременно получить необходимую поддержку. В Кобэ возникло движение за создание общин иностранцев, проживающих в Японии, и была принята программа по созданию многоязычного информационного пространства [Tакэдзава, 2009. С. 90].

В сентябре 2007 г. в ООН была принята «Международная декларация о правах коренных народов», после чего в июне 2008 г., наконец, последовало официальное признание народа айнов коренным населением Японии [ЦИАК, 2010. С. 215].

Стареющее японское общество (в возрасте 65 лет и старше находятся 22,1 % населения) в настоящий момент оказалось перед необходимостью принятия иностранной рабочей силы для поддержания экономического роста и международного положения страны. В связи с этим Министерство общих дел Японии предложило принцип «мультикультурного сосуществования» – люди разных национальностей и этнических групп признают взаимно культурные различия и, выстраивая равноправные отношения, проживают совместно как члены региональных сообществ. Мультикультурное сосуществование подразумевает подготовку механизмов для того, чтобы иностранцы могли жить как обычные граждане. Эти задачи возложены на местные муниципалитеты.

К ним относятся коммуникационная поддержка (поддержка японского языка), поддержка жизнеобеспечения (письменный и устный перевод административных документов и услуг), создание региональных мультикультурных сообществ (просветительская деятельность)2. С помощью подобных мер правительство рассчитывает предать забвению прежние мифы о моноэтничной нации и политику насильственной ассимиляции, сосредоточившись на создании мультикультурных сообществ и просветительской деятельности.

Необходимо заметить, что Япония по сравнению с другими странами мира с точки зрения этнического состава является все же относительно моноэтничной страной.

В 2009 г. количество зарегистрированных иностранцев составляло 1,7 % (2 млн180 тыс. чел.), среди них 680 тыс. китайцев, 580 тыс. корейцев, 270 тыс. бразильцев, 210 тыс. филиппинцев, 60 тыс. выходцев из Перу, 50 тыс. американцев и 330 тыс. иностранцев других национальностей3. Однако история Японии, как и история любого государства, во многом определяется отношениями между основным населением и этническими меньшинствами. Поэтому представляется столь важным объективный подход к пониманию истории, сочетающий оправдательную точку зрения историка, защищающего государство, и критический взгляд на его историю, идущий вразрез с основной теорией «однородного» и «уникального» общества. Рассматривая историю Японии с позиции этнических и культурных меньшинств (например, корейцев, проживающих в Японии) и коренных народов (айнов), можно понять причины конфликтов, культурных обменов и содружества народов в «надгосударственном» аспекте. С этой точки зрения проще дать ответ на вызовы будущего – в какой форме современная Япония будет противостоять глобализации.

1. Численность народа айнов приведена по данным Ассоциации айнов Хоккайдо (ainu-assn.or.jp/about03.html). Численность народов Окинавы указана на официальном сайте префектуры Окинава(pref.okinawa.jp/toukeika/estimates/estimates_suikei.html).

2. Сборник отчетов Научно-исследовательского общества по продвижению политики мультикультурного сосуществования при Министерстве общих дел Японии. Вып. 03. 2006 г., с. 5 (soumu.go.jp/main_content/ 000066557.pdf), дата обращения12.10.2010.

3. По данным сайта Министерства юстиции Японии (moj.go.jp/content/000049970.pdf), дата обращения12.10.2010

Список литературы

Brich E. War and Trade // Crossroads of Continents: Cultures of Siberia and Alaska. Washington, D. C.: University of Washington Press, 1988. Р. 227–240.
Howell D. Capitalism From Within: Economy, Society, and the State in a Japanese Fishery. Berkeley: University of California Press, 1993. 264 р.

Sasaki S.Trading Brokers and Partners with China, Russia and Japan // Ainu: Spirit of a Northern People. Washington, D. C.: University of Washington Press, 1999. Р. 86–101.
Акибэ Токухэй. Освобождение народа айнов // Словарь национальных проблем народов мира. Токио: Хэйбонся, 1995. С. 15–16.
Ибоси Хокуто. Котан – Наследие Ибоси Хокуто. Токио: Софукан, 1995. 210 с.
Сиёдзи Хироси. Многонациональная Япония: жизнь иностранцев в Японии. Осака: Национальный музей этнологии, 2004. 111 с.
Табата Хироси и др. История и культура народа айну. Токио: Ямакава сюппанся, 2000. 147 с.
Tакэдзава Ясуко. Статья закона – задачи и современное состояние политики мультикультурного сосуществования // Гуманитарные науки. Токио: Нихонбунка дзинруй гаккай, 2009. Вып. 74, №1. С. 86–95.
Тикаппу Эмико. О заявлении протеста и суде по делу о причинении морального вреда через изображение // Книга об айнах. Токио: Такарадзимася, 1993. С. 140–141.
Уэмура Хидэаки. А вы знаете? Вопросы и ответы о народе айнов. Токио: Кайхо сюппанся, 1993. 118 с.
Фумото Синъити. Современная Япония и общество айну. Серия «Записки по истории Японии». Токио: Ямакава сюппанся, 2002. № 57. 96 с.
ЦИАК – Труды Центра изучения айнов и коренных народов университета Хоккайдо.
Настоящее и будущее исследований народа айну. Саппоро: Изд-во ун-та Хоккайдо, 2010. 345 с.
Цунэмото Тэруки. Права коренных и малочисленных народов в конституции: на первом плане или на задворках? // Перечитывая конституцию Японии. Токио: Нихон кэйдзай симбунся, 2000. С. 185–203.
Эномори Сусуму. История народа айнов. Токио: Софукан, 2007. 639 с.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

..."Привязав клинок под одеждой" - неточность перевода. Имеется в виду, что меч носился горизонтально, лезвием вниз, рукоятью вперед, на портупее, как бы посредине одежды (можно посмотреть на фото айнских воинов).

а "спрятав стрелы в волосах" - всё нормально с переводом? "привязать клинок под одеждой" - кажется вполне возможным.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В начале:

Е. Л. Фролова, Такакура Хироки, Токуда Юкако

ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ ЯПОНИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕЕ КОРЕННЫХ НАРОДОВ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ АЙНОВ

...в современных условиях взгляд на Японию как на моноэтничное государство следует признать не соответствующим истине.

В итоге:

...Япония по сравнению с другими странами мира с точки зрения этнического состава является все же относительно моноэтничной страной.

Спасибо авторам статьи и товарищу Snow, подняли настроение. :)

Изменено пользователем yahontovyi

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
а "спрятав стрелы в волосах" - всё нормально с переводом? "привязать клинок под одеждой" - кажется вполне возможным.

Есть довольно развитая японская иконография айнов - позднесредневековая и Нового Времени.

Мечи подвешивали горизонтально, под одежду не прятали. А короткие стрелы использовали как шпильку для волос (и, естественно, оружие на крайний случай).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 2009 г. количество зарегистрированных иностранцев составляло 1,7 % (2 млн180 тыс. чел.), среди них 680 тыс. китайцев, 580 тыс. корейцев,

Как-то мало корейцев - помнится, когда мы учились, нам давали цифру чуть ли не в полтора миллиона. Это 20 с лишним лет назад (точно год получения такой информации не помню). Причем уверяли, что они там составили весьма непрозрачную и мощную диаспору, крышующую нелегальный бизнес и японцы ее боятся.

Про китайцев тоже говаривали про 3 млн., но тут сказать ничего не могу - мы тогда на Китае не специализировались. Китайский факультет у нас после того, как я окончил вышку, открыли.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас