Дмитрий Зыкин

Как Гитлер получил нефть и смог напасть на СССР

21 сообщение в этой теме

Принято считать, что спусковым крючком Второй мировой войны стало Мюнхенское соглашение 1938 года и связанная с ним политика умиротворения агрессора, согласно которой ведущие европейские державы старательно направляли усилия Гитлера на восток. Между тем в тени остается ключевое событие, которое по своим последствиям для нашей страны было не менее катастрофичным, чем мюнхенский сговор. 30 августа 1940 года состоялся Второй венский арбитраж, призванный урегулировать территориальные споры Румынии и Венгрии.

Для большой войны Германии была нужна нефть. Соответствующей топливной базой, обеспечивающей Гитлеру в достаточной степени горючее, стала Румыния, в которой, кстати, до сих пор добывают нефть. Неслучайно самые серьезные проблемы с обеспечением немецкой армии топливом начались как раз после выхода страны из гитлеровской коалиции. Роль румынской нефти признается исключительно важной, но то, как именно Гитлер эту нефть получил, остается за рамками дискуссии. Говорят, что история не знает сослагательного наклонения. А вот аналитика еще как знает. И анализ развития ситуации наталкивает на мысль, что без Второго венского арбитража, где посредниками урегулирования спора между Румынией и Венгрией выступали, что примечательно, Италия и Германия, Гитлер не получил бы Румынию с ее топливными ресурсами и, возможно, не решился бы напасть на СССР всего год спустя.

Между Сциллой и Харибдой

В предвоенные годы во главе Румынии стоял монарх Кароль II — представитель немецкого рода Гогенцоллернов-Зигмарингенов. Однако назвать политику династии безоговорочно прогерманской нельзя. Возможно, это связано с тем, что значительную часть своих капиталов представители властвующей элиты предпочитали хранить в английских банках. Впрочем, считать династию румынских монархов немецкой можно лишь с определенными оговорками, ведь мать Кароля II — принцесса Великобритании, а бабушка — Великая княжна Мария Александровна (дочь российского императора Александра II). Предшественник Кароля II на румынском престоле Фердинанд вообще выступил против Германии в Первой мировой войне.

Что касается Кароля, то в предвоенный период ему пришлось решать ряд сложнейших внешнеполитических и внутриполитических задач. Было очевидно, что Германия наращивает военно-промышленную мощь при полном попустительстве Англии и Франции. Венгрия, имевшая территориальные претензии к Румынии, стала союзницей Германии, Чехословакия перестала существовать, был осуществлен аншлюс Австрии. Все это означало, что Германия вплотную приблизилась к Румынии, находится на ее подступах.

Гитлер предложил Каролю поучаствовать в разделе Чехословакии, но румынский правитель отказался. Это был вызов Берлину, но свой демарш Бухарест отчасти смягчил тем, что Румыния не дала разрешения Советскому Союзу прийти Чехословакии на помощь, пропустив советские войска через свою территорию. Видно, что Кароль пытался лавировать между интересами сверхдержав, но пространство для маневра стремительно сужалось. К тому же Советский Союз заявил о своих претензиях на Бессарабию и часть Буковины.

Англия и Франция уведомили Кароля, что не гарантируют Бухаресту неприкосновенности румынских границ на востоке, а ведь именно на востоке Румынии как раз и находилась Бессарабия. Вот тут-то и наметился поворот в политике Бухареста к Берлину, и Германия получила право закупать румынскую нефть по ценам ниже мировых. Хотя Кароль продолжает искать возможности не связывать судьбу своей страны с гитлеровской Германией. Да, он идет на уступки, но Румынию при его правлении нельзя назвать союзницей Германии.

Тем не менее политика лавирования между европейскими державами не увенчалась для Бухареста успехом. В начале июля 1940 года Румыния потеряла Бессарабию и часть Буковины, которые отошли к Советскому Союзу. А вскоре активизировалась Болгария, потребовав от Румынии территориальных уступок, причем болгарские претензии поддержали Германия, Италия, СССР и Британия.

Железная гвардия

В Румынии стало нарастать недовольство властью. Последней каплей, переполнившей чашу народного терпения, стало известие, что на Втором венском арбитраже Бухарест согласился передать Венгрии Северную Трансильванию. Это известие привело к массовым демонстрациям протеста в Румынии. Крупные односторонние уступки подорвали внутриполитические позиции Кароля. Этим воспользовался министр обороны и будущий кондукэтор Румынии Ион Антонеску, который вынудил Кароля отречься от престола в пользу сына Михая, ставшего прикрытием для диктатуры генерала. Гитлер посулил новому румынскому лидеру пересмотр условий Второго венского арбитража, если Румыния проявит должную активность в войне против СССР.

Румыния Антонеску присоединилась к Тройственному пакту (Германия — Италия — Япония), именно при нем в 1940 году в Румынию вошли немецкие войска, причем это мотивировалось необходимостью защиты нефтепромыслов, затем он втянул страну в войну против СССР под лозунгом возвращения утраченных территорий.

Ион Антонеску происходил из семьи кадрового военного. Он получил прекрасное образование, окончил с отличием военную гимназию, учился в кавалерийско-пехотной школе, кавалерийском училище, в Военной академии и везде считался одним из лучших. В 1914 году Антонеску стал сотрудником Генерального штаба, занимался дипломатической работой, в 1919 году командовал батальоном при подавлении революции в Венгрии. В дальнейшем дипломатическая составляющая в его карьере возрастает, и Антонеску принимает участие в Парижской мирной конференции, работает атташе в Турции, Франции, Бельгии и Британии. Причем посещение Британии произвело неизгладимое впечатление на будущего диктатора Румынии, он даже внедрял в румынскую армию униформу английского образца. Антонеску быстро движется по карьерной лестнице, в 49 лет получает звание генерал-майора, вскоре становится заместителем начальника, а потом и начальником генштаба. В 55 лет (в 1937 году) Антонеску — министр обороны.

В это время внутри страны набирает силу организация правого толка «Железная гвардия» под руководством Корнелиу Кодряну — настоящее имя Корнелиу Зелински (наполовину поляк, наполовину немец).

Несмотря на репрессии со стороны властей, последователи Кодряну получили 66 депутатских мандатов из 390 на выборах в парламент. Но чтобы лучше понять феномен «Железной гвардии», надо обратиться к истокам появления этой организации. После Первой мировой войны в Румынии резко активизировались коммунистические силы, происходили забастовки и манифестации под лозунгами «Долой короля!», «Да здравствует коммунистическая революция!» Судя по всему, именно государственная власть в качестве противовеса сделала ставку на развитие националистического движения, при этом контролируя и финансируя его. Крупной фигурой среди идеологов румынского национализма был Александру Куза, профессор университета, где учился молодой Кодряну. И если Куза тяготел к публицистике, то Кодряну был скорее человеком действия.

Тотальный национализм

При участии Кодряну Куза создал Лигу национальной христианской защиты, и румынский национализм получил политическое оформление. Спустя некоторое время лига приобрела значительную популярность, но, видимо, чрезвычайное усиление националистов не входило в планы властей, и в лиге на пустом месте произошел конфликт среди руководства, который привел к расколу организации, вероятно, организованному сверху.

Кодряну с группой единомышленников создает собственную организацию, которая с годами окрепла, превратившись в мощное движение.

«Железная гвардия» — отнюдь не партия парламентского типа, а в значительной степени боевая группа, не гнушавшаяся политических убийств, но пользующаяся поддержкой видных представителей интеллигенции, среди которых, кстати, был Мирча Элиаде. Так что «гвардейцы» превратились в серьезного конкурента Каролю, стремившемуся установить режим личной диктатуры. Кодряну был знаком с Антонеску, и когда власти страны во главе с королем взяли курс на силовой разгром «Железной гвардии», Антонеску оказал организации поддержку. Правда, это не спасло Кодряну от тюремного заключения, во время которого он и ряд других представителей движения были убиты.

Кому была выгодна расправа над Кодряну? Вряд ли инициатива исходила от короля, скорее всего, монарха подставили люди рангом пониже. Мертвый вождь превратился в мученика, погибшего за правое дело.

Внутриполитическая ситуация в Румынии тем временем накалилась. В ответ на убийство Кодряну и его соратников «Железная гвардия» начала террор против тех, кого она считала виновными в смерти своих лидеров. Власть ответила жесткими мерами, и вскоре несколько сот «гвардейцев» были казнены. «Железная гвардия» в ответ расправилась с министром внутренних дел.

На таком сложном внутриполитическом фоне территориальные уступки, которые сделал Кароль, не могли не привести к настоящему взрыву общественного возмущения. «Железная гвардия» была ослаблена репрессиями, но не разгромлена окончательно, именно ее идеи легли в основу общественного протеста против короля. Пытаясь сбить волну выступлений, Кароль согласился сформировать новое правительство, в которое бы вошли представители «Железной гвардии», а пост премьера был предложен Антонеску, который в свою очередь потребовал от Кароля отречься от власти. И вскоре румынский монарх едва унес ноги из страны, преследуемый «гвардейцами».

А в начале 1941 года «Железная гвардия» подняла мятеж уже против Антонеску. Но попытка переворота провалилась, после чего Антонеску сконцентрировал в своих руках максимум гражданской и военно-политической власти, провозгласив себя верховным главнокомандующим и кондукэтором, вождем. Вот так союзником Германии стала нефтедобывающая страна. После этого у Гитлера появилась реальная возможность вести большую войну.

Дмитрий Зыкин

опубликовано в журнале "Однако" №20 (84)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Роль румынской нефти признается исключительно важной

Сколько процентов в германском нефтяном потенциале проходилось на долю нефти из Румынии?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Суйко, не можно, а нужно! smile.gif

Тема нефти и обеспечения ею Германской империи в годы ВМВ очень обширная, но, если говорить вкратце, то ситуация такова. В начале войны потребности Рейха (суммарно потребности хозяйства и вооружённых сил) в нефтепродуктах оценивались в приблизительно 690 тыс. тн. Из этой цифры приблизительно 275 тыс. тонн закрывалось за счёт внутреннего производства, ещё 180 тыс. тн - за счёт импорта из Румынии и СССР, остальное - за счёт накопленных резервов (на 01.09.1939 г. составляли приблизительно 2.134 тыс. тн).

В ходе войны ситуация изменилась кардинальным образом.

Во-первых, расход нефтепродуктов вырос до безобразия.

Во-вторых, с 22.06.1941 г. все оставки из Советского Союза прекратились в связи с началом войны против него. Правда, немцы очень быстро получили в своё распоряжение месторождения Галичины, которые с такой заботой выговорил себе в 1939 г. Сталин в обмен на соответствующую компенсацию Германии.

В-третьих, это собственно ситуация с румынской нефтью. Авторский коллектив 12-титомной "Истории ВМВ 1939 - 1945 гг." с какого-то перепугу, сравнивая экономический потенциал СССР и стран Оси, записал немцам в актив 10 млн. румынскй нефти в год, что, извините, есьм бред несусветный, т.к. а) в 1938 - 1944 гг. добыча нефти в Румынии никогда не поднималась выше 6,6 млн. тн (1938 г.); б) она стабильно сокращалась, достигнув в 1943 г. 5,3 млн. тн; в) на экспорт (и, заметьте, не обязательно в Германию) попадала далеко не вся добытая нефть (максимум - 4,5 млн. тн в 1938 г., минимум - 3,2 млн. тн в 1943 г.) и г) максимум того, на что могла расчитывать Германия и что она получила в 1941 г., - 2,9 млн. тн, т.е. 242 тыс. тн в среднем за месяц. Теоретически немцы, наверное, могли бы выкачать из румын больше нефти, если бы не одно "но" под названием "логистика". Проблема в том, что в мирное время вся нефть, закупаемая Германией в Румынии, поступала в Рейх по трём каналам: а) морем; б) судами по Дунаю и в) железной дорогой. С началом ВМВ возможность каботажных перевозок нефти из Констанцы куда-нибудь в Гамбург или Венецию была исключена. А транспортные возможности Дуная и железных дорог существенно ограничены слабостью речного танкерного флота и пропускной способностью железных дорог Румынии.

Наконец, в-четвёртых, уже в ходе ВМВ начали выходить на проектные мощности германские заводы по производству синтетического топлива. Для сравнения: если пиковые поставки нефти из Румынии давали Рейху в 1941 г. менее 250 тыс. тн в месяц сырья, то в апреле у себя в "Фатерлянде" немцы "без шуму и пыли" ©, "не отходя от кассы" © получили 600 тыс. тн "синтетики", т.е. готового продукта.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ярослав Стебко

Хорошо. Но тогда сразу возникают вопросы:

1) у кого покупать нефть? Вариантов не так много: а) у Румынии; б) у СССР. Всякие ближневосточные и латиноамериканские государства отпадают, ибо не ясно, как её, нефть, доставить в Рейх. а с румынами и Советским Союзом (даже при наличии у оных на то желания) имеются транспортные ограничения, которые лимитируют объёмы потенциально возможных поставок;

2) за какие шиши покупать? В отличие от СССР, своих золотовалютных резервов у Германии - кот наплакал. В годы ВМВ практически все поставки в Рейх продукции из стран, находящихся в её сфере влияния, в т.ч. нефти, шли как клиринговые сделки со всеми вытекающими последствиями;

3) будет ли у той же Румынии желание снабжать Германию нефтью? Напомню, переориентация Румынии на Германию - это осень 1940 г. До этого все нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие мощности страны - это зона британских и голландских экономических интересов.

Итог: сомнительно, чтобы у немцев что-то сраслось с покупкой нефти в достаточных количествах на стороне.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

... Для сравнения: если пиковые поставки нефти из Румынии давали Рейху в 1941 г. менее 250 тыс. тн в месяц сырья, то в апреле у себя в "Фатерлянде" немцы "без шуму и пыли" ©, "не отходя от кассы" © получили 600 тыс. тн "синтетики", т.е. готового продукта.

Извиняюсь - только сейчас заметил, что год пропущен: данные по производству "синтетики" - это апрель 1944 г.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А иранская нефть?

Ведь не зря мы и англичане ввели в Иран войска в августе-сентябре 1941 г.

Были ли у Германии задумки на счет иранской нефти?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Суйко

А иранская нефть?..

Её в 1938 г. добыли 10,3 млн. тонн, к 1945 г. добычу увеличили до 16,8 млн. тонн. К тому же, была ещё и иракская (добыча 1938 г. - 4,4 млн. тонн, добыча 1945 г. - 4,7 млн. тонн), бахрейнская (1,4 млн. тонн и 1,0 млн. тонн, соответственно) и саудовская (70 тыс. тонн и 3,0 млн. тонн, соответственно) нефть.

... Ведь не зря мы и англичане ввели в Иран войска в августе-сентябре 1941 г. ...

Т.е. сначала нужно было прорваться в Переднюю Азию, затем выбить оттуда Советы (= вывести Советский Союз из состояния войны) и британцев (= уничтожить Александрийскую эскадру и соедиение "Н", уничтожить 8-ую армию и британские силы в Сирии), а затем ещё и решить логистическую проблему. Слишком много "если" получается. Короче говоря, рискну предположить, что советско-британское присутствие в Иране было вызвано иными причинами.

... Были ли у Германии задумки на счет иранской нефти?

Были, но не срослось:

... Параллельно с поисками нефти на собственной территории руководство Рейха предпринимало попытки получить доступ к нефтяным месторождениям Ближнего Востока. Временной удачей для германского правительства стало заключение соглашения с английской нефтяной компанией-аутсайдером «Бритиш Ойл Девелопмент». Однако усиление влияния Германии в ближневосточном регионе противоречило интересам англичан. Английские, голландские, американские нефтяные компании не желали терять крупный рынок сбыта нефти в Германии, поэтому они предпринимали все меры с целью не допустить Германию к нефтяным месторождениям Ближнего и Среднего Востока. Воспользовавшись тем, что после начала войны с Эфиопией Италия начала испытывать значительные финансовые трудности, «Ирак Петролеум Компании» при поддержке английского правительства скупила итальянский пакет акций «БОД». Вскоре началась тяжба за немецкие интересы в «БОД», которая закончилась для Германии неудачей. После провала проекта с «БОД» германское руководство решило перейти к политике автаркии в вопросах обеспечения горючим. С этой целью создается «Четырехлетний план»...

[Гехт Е.В. Нефть в политике Германии (1933 - 1943 гг.): Автореферат диссертации на соискание учёной степени к.и.н. - Екатеринбург, 2007. - с. 16 - 17.]

P.S. Кстати, буду весьма признателен, ежели кто поможет найти указанную диссертацию.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

P.S. Кстати, буду весьма признателен, ежели кто поможет найти указанную диссертацию.

http://www.dissercat.com/content/neft-v-po...ii-1933-1943-gg

И недорого берут - всего 500 рубликов. За Завьялова с меня хотели 700 ещё два года тому назад содрать. Фиг им!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В продолжение темы:

... а затем ещё и решить логистическую проблему.

Ниже небольшая схема (сорри за корявость, но имеем то, что имеем) ближневосточных, закавказских и некоторых восточноевропейских нефтяных месторождений, а также существовавщих на конец 1930-х гг. трубопроводов.

Т.о., получаем ещё одно подтверждение того простого факта, что для использования иракской или иранской нефти немцам, как минимум, нужно было решить британскую проблему - разбить её вооружённые силы в регионе.

Но даже выполнив эту задачу, они ни на йоту не приближались к достижению поставленной цели, ибо:

а) везти нефть и продукты её переработки в Рейх можно тремя путями: через порты Восточного Средиземноморья, через порты Персидского залива (порты Красного моря я не учитываю, т.к. нефтепровод из Кувейта к восточному побережью Красного моря - это реалии послевоенного мира) и сухим путём через Аравию и Египет;

б) первые и второй маршруты абсолютно нереальны, т.к. требуют подписания мира с Британской империей;

в) третий маршрут технически выполним, но громадное транспортное плечо делает возможным его реализацию только с использованием гужевого транспорта примерно так, как это немцы продемонстрировали летом - осенью 1942 г. на Северном Кавказе; впрочем, и здесь остаётся реальная угроза британского флота - на этапе переправки топлива в Европу.

post-13-1384096333.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Так наступил во время ВМВ момент, когда немцам стало не хватать нефти?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Суйко

Конечно. Только уточню: не нефти, а нефтепродуктов.

... До начала массовых воздушных налётов на предприятия нефтяной промышленности в мае 1944 г. в результате ряда различных мероприятий почти удавалось обеспечивать все потребности в жидком топливе. <...> Воздушные налёты на важнейшие предприятия по производству жидкого топлива, начавшиеся в мае 1944 г., приводили к уничтожению гидрогенизационных заводов. <...> В ходе этих налётов производство гидрогенизированного топлива упало до 5% от уровня в мае 1944 г., то есть практически приостановилось. В результате военных событий на Юго-Востоке одновременно резко сократился импорт нефтепродуктов; объём его снизился до 10 - 15% объёма импорта в начале указанного периода. Добыча в самой Германии вначале форсировалась всеми способами; однако она ни в коей мере не могла возместить потерь, а затем также значительно сократилась в результате вступления в Австрию советских войск. Общее поступление жидкого топлива упало к декабрю 1944 г. до 1/3, а в марте 1945 г. примерно до 1/5 первоначального уровня, при этом в первую очередь наиболее сильно снизилось поступление топлива для карбюраторных авиационных дигателей. <...> Если бы не воздушные налёты, то производство синтетического горючего в декабре 1944 г. превысило бы на 20% уровень его производства в январе 1944 г. Тем самым общий спрос на моторное топливо был бы покрыт даже без поставок из Румынии. Однако вместо этого собственное производство в Германии в конечном итоге давало лишь 1/4 запланированного количества. Таким образом, и на этот раз минеральное топливо превратилось в решающий военный фактор...

[Промышленность Германии в период войны 1939 - 1945 гг. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1956. - с. 147 - 151.]

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Гридь, спасибо большое. give_rose.gif

Я несколько пересмотрела взгляды на события этого периода.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Так. глянул ради интереса.

Умилило.

"В-третьих, это собственно ситуация с румынской нефтью. Авторский коллектив 12-титомной "Истории ВМВ 1939 - 1945 гг." с какого-то перепугу, сравнивая экономический потенциал СССР и стран Оси, записал немцам в актив 10 млн. румынскй нефти в год, что, извините, есьм бред несусветный, т.к. а) в 1938 - 1944 гг. добыча нефти в Румынии никогда не поднималась выше 6,6 млн. тн (1938 г.);"

Источник: http://svitoc.ru/index.php?showtopic=683&st=0

Как рождаются легенды.

Оговорка по Фрейду:"в актив 10 млн.(чего ?) румынскй нефти в год".(с)

Неизвестно, откуда эта цифра взята, но, похоже, из экспорта нефти в Германию в баррелях.

Тут пропущена мера измерения нефти. biggrin.gif

Желающие могут пересчитать в тонны.

На самом деле в 12-и томнике написано

Европейские союзники Германии-8,7млн тонн. Годовое производство, не экспорт в Германию.

А в части Румынии-"С лета 1940 г. фашистская Германия расширила масштабы экономического ограбления вассальных и нейтральных стран. С июля по сентябрь Румыния увеличила ежемесячные поставки нефти в Германию со 170 тыс. тонн до 250 тыс. тонн, что на 60 процентов удовлетворяло потребность Германии в нефти. "

Т.е. 200000 тонн (в среднем)х12=2400000 т

В баррелях это будет

2400000:0,14=17,1 млн баррелей.

Так, в 1940г из Румынии в Германию было импортировано 11200000 баррелей. Уточнено, в целом.

Плюс 600000 баррелей из других стран.

Цифры-забавная штука.

Можно сравнит тонну с баррелем, если надо. И там и там цифра одна.

Иными словами, 12тт говорит правду.smile.gif

А здесь-нет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

анатол

Давно хотел спросить: Вы идиот? Или, быть может, садомазохист? Что за идиотская привычка прийти в любую тему и нагадить там?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

анатол

Давно хотел спросить: Вы идиот? Или, быть может, садомазохист? Что за идиотская привычка прийти в любую тему и нагадить там?

Мне всегда казалось, что открывая темы по экономике СССР Вы хотите на кого-то нагадить.

Я не прав?

За слова "Авторский коллектив 12-титомной "Истории ВМВ 1939 - 1945 гг." с какого-то перепугу, сравнивая экономический потенциал СССР и стран Оси, записал немцам в актив 10 млн. румынскй нефти в год, что, извините, есьм бред несусветный"

Источник: http://svitoc.ru/index.php?showtopic=683&st=15entry16425

ответите?

Не ответите.

Вы не первый раз выдаёте на гора прямую ложь. Цифры из источника Вам даны. Там не 10млн поллитровок румынской нефти.

Если Вам хочется обгадить некоторых историков-ради бога.

Но не забывайте, что есть кому проверить цифры и Вашу ложь.

Как с Мэддисоном, пропавшей Польшей, паровозами по ЛЛ, о "расцвете" международной торговли, "процветающем" международном разделении труда в 30-е годы, "РСФСР грозила всем миру кулаком, грозясь утопить в крови, и отказывалась платить по долгам"

"Ибо то, что Вы тут вещаете, кроме как безграмотной чепухой назвать нельзя. Вы не читали Мэддисона, Вы ничего не знаете о советской экономике во время войны, Вы ничего не знаете о советской предвоенной экономике, Вы ничего не знаете о предвоенной экономике мира." (с) анатол из не пропущенного цензурой поста.

Вещайте, пользуйтесь своей свободой.

Вот Вам источник цифры 11 млн поллитровок.

http://kb.mista.ru/article.php?id=478

Вот Вам источник "есьм бред несусветный"

Многотомное издание (в 12 томах)

История второй мировой войны 1939–1945 гг.

http://militera.lib.ru/h/12/03/index.html

Глава четырнадцатая. Мобилизация военно-экономических ресурсов Германии и других стран фашистского блока

2. Использование Германией ресурсов порабощенной Европы для подготовки войны против СССР

Читайте.

Да и всем рекомендую.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас