Сергий

Битва на Чудском озере в 1242 году

11 сообщений в этой теме

Ливонская Рифмованная хроника
Фрагмент, посвященный битве на Чудском озере в 1242 году.
Стихи 02065- 02294.

(02065) Прервем теперь это повествование
(02066) и поговорим опять [о том],
(02067) как дела Тевтонского ордена
(02068) первоначально шли в Ливонии.
(02069) Дерптский (von Darbete) епископ Герман
(02070) в это время начал
(02071) враждовать с русскими.
(02072) Те хотели подняться
(02073) против христианства, как прежде.
(02074) Их кощунство принесло им много горя.
(02075) Они причинили ему достаточно зла.
(02076) Долго он это терпел,
(02077) пока не попросил помощи у братьев-рыцарей (brudere).
(02078) Магистр прибыл к нему немедленно
(02079) и привел к нему много отважных героев,
(02080) смелых и отменных.
(02081) Мужи короля (kuniges man, датские вассалы) прибыли туда
(02082) со значительным отрядом;
(02083) Епископ Герман возрадовался этому.
(02084) С этим войском они двинулись тогда
(02085) радостно на Русь.
(02086) Их дела пошли там очень хорошо.
(02087) Там они подошли к замку,
(02088) в замке не возрадовались их приходу.
(02089) Пошли на них [русских] приступом,
(02090) захватили у них замок (burc).
(02091) Этот замок назывался Изборск (Isburc).
(02092) Ни одному русскому не дали
(02093) [уйти] невредимым.
(02094) Кто защищался,
(02095) тот был взят в плен или убит.
(02096) Слышны были крики и причитания:
(02097) в той земле повсюду
(02098) начался великий плач.
(02099) Жители Пскова (Plezcowe) тогда
(02100) не возрадовались этому известию.
(02101) Так называется город (die stat),
(02102) который расположен на Руси.
(02103) Там люди очень крутого нрава,
(02104) они были соседями этого [захваченного-замка Изборска].
(02105) Они не медлили,
(02106) они собрались в поход
(02107) и грозно поскакали туда,
(02108) многие были в блестящей броне;
(02109) их шлемы сияли, как стекло.
(02110) С ними было много стрелков.
(02111) Они встретили войско братьев-рыцарей;
(02112) те оказали им сопротивление,
(02113) братья-рыцари и мужи короля
(02114) смело атаковали в конном строю русских.
(02115) Епископ Герман там был
(02116) как герой со своим отрядом (schar).
(02117) Начался жестокий бой:
(02118) немцы наносили глубокие раны,
(02119) русские терпели большой урон:
(02120) их было убито восемьсот [человек],
(02121) они пали на поле брани.
(02122) Под Изборском они потерпели поражение,
(02123) Остальные тогда обратились в бегство,
(02124) их беспорядочно преследовали
(02125) по пятам по направлению к их дому.
(02126) Русские сильно понукали своих коней
(02127) плетьми и шпорами;
(02128) они думали, что все погибли:
(02129) путь им казался очень долгим.
(02130) Лес звенел от горестных криков.
(02131) Они все спешили только домой;
(02132) войско братьев-рыцарей следовало за ними.
(02133) Великой (Mode) называется река:
(02134) за ними на другой берег
(02135) переправились братья-рыцари с большой силой;
(02136) они вели за собой многих смелых воинов.
(02137) Псковичи тогда
(02138) не были рады гостям.
(02139) Братья-рыцари разбили свои палатки
(02140) перед Псковом на красивом поле.
(02141) Епископ и мужи короля также
(02142) очень удобно расположились лагерем.
(02143) Многие рыцари (ritter) и кнехты
(02144) хорошо заслужили здесь свое право на лен.
(02145) По войску дали приказ
(02146) готовиться к бою,
(02147) при этом дали понять [участникам похода],
(02148) что пойдут также на приступ.
(02149) Русские заметили то,
(02150) что многие отряды намереваются штурмовать
(02151) как замок (burc), так и посад (stat).
(02152) Русские изнемогли от боя
(02153) под Изборском:
(02154) они сдались ордену,
(02155) так как опасались [большего] несчастья.
(02156) Тогда повели переговоры о мире.
(02157) Мир был заключен тогда
(02158) с русскими на таких условиях,
(02159) что Герпольт, который был их князем,
(02160) по своей доброй поле оставил
(02161) замки и хорошие земли
(02162) в руках братьев-тевтонцев,
(02163) чтобы ими управлял магистр.
(02164) Тогда штурм [Пскова] не состоялся.
(02165) После того как произошло это примирение,
(02166) долго не ждали,
(02167) войско тогда собралось в обратный путь.
(02168) Все они были преисполнены божьей благодати
(02169) и восхваляли бога;
(02170) они были ему благодарны за очень многое.
(02171) Когда войско стало готово для обратного похода,
(02172) оно радостно ушло оттуда.
(02173) там оставили двух братьев-рыцарей,
(02174) которым поручили охранять землю,
(02175) и небольшой отряд немцев.
(02176) Это обернулось позже им во вред:
(02177) их господство длилось недолго.
(02178) На Руси есть город (stat),
(02179) он называется Новгород (Nogarden).
(02180) До [новгородского] князя дошло это известие,
(02181) он собрался со многими отрядами
(02182) против Пскова, это истина.
(02183) Туда он прибыл с большой силой;
(02184) он привел много русских
(02185) чтобы освободить псковичей.
(02186) Этому они от всего сердца обрадовались.
(02187) Когда он увидел немцев,
(02188) он после этого долго не медлил,
(02189) он изгнал обоих братьев-рыцарей,
(02190) положив конец их фогству,
(02191) и все их кнехты были прогнаны.
(02192) Никого из немцев там не осталось:
(02193) русским оставили они землю.
(02194) Так шли дела братьев-рыцарей:
(02195) если бы Псков был тогда убережен,
(02196) то это приносило бы сейчас пользу христианству
(02197) до самого конца света.
(02198) Это – неудача.
(02199) Кто покорил хорошие земли
(02200) и их плохо занял военной силой,
(02201) тот заплачет, когда он будет иметь убыток,
(02202) когда он, очень вероятно, потерпит неудачу.
(02203) Новгородский князь опять ушел в свою землю.
(02204) После этого недолго было спокойно.
(02205) Есть город (stat) большой и широкий,
(02206) который также расположен на Руси:
(02207) он называется Суздаль (Susdal).
(02208) Александром (Alexander) звали того,
(02209) кто в то время был его князем:
(02210) он приказал своему войску (volc) готовиться к походу.
(02211) Русским были обидны их неудачи;
(02212) быстро они приготовились.
(02213) Тогда выступил князь Александр
(02214) и с ним многие другие
(02215) русские из Суздаля.
(02216) Они имели бесчисленное количество луков,
(02217) очень много красивейших доспехов.
(02218) Их знамена были богаты,
(02219) их шлемы излучали свет.
(02220) Так направились они в землю братьев-рыцарей,
(02221) сильные войском.
(02222) Тогда братья-рыцари, быстро вооружившись,
(02223) оказали им сопротивление;
(02224) но их [рыцарей] немного.
(02225) В Дерпте узнали,
(02226) что пришел князь Александр
(02227) с войском в землю братьев-рыцарей,
(02228) чиня грабежи и пожары.
(02229) Епископ не оставил это без внимания
(02230) быстро велел мужам епископства
(02231) поспешить в войско братьев-рыцарей
(02232) для борьбы против русских.
(02233) Что он приказал, то и произошло.
(02234) Они после этого долго не медлили,
(02235) они присоединились к силам братьев-рыцарей.
(02236) Они привели слишком мало народа,
(02237) войско братьев-рыцарей было также слишком маленьким.
(02238) Однако они пришли к единому мнению
(02239) атаковать русских.
(02240) Немцы начали с ними бой.
(02241) Русские имели много стрелков,
(02242) которые мужественно приняли первый натиск,
(02243) [находясь] перед дружиной князя (vor der kuniges schar).
(02244) Видно было, как отряд братьев-рыцарей
(02245) одолел стрелков;
(02246) там был слышен звон мечей,
(02247) и видно было, как рассекались шлемы.
(02248) С обеих сторон убитые
(02249) падали на траву.
(02250) Те, которые находились в войске братьев-рыцарей,
(02251) были окружены.
(02252) Русские имели такую рать (schar),
(02253) что каждого немца атаковало,
(02254) пожалуй, шестьдесят человек.
(02255) Братья-рыцари достаточно упорно сопротивлялись,
(02256) но их там одолели.
(02257) Часть дерптцев вышла
(02258) из боя, это было их спасением,
(02259) они вынужденно отступили.
(02260) Там было убито двадцать братьев-рыцарей,
(02261) а шесть было взято в плен.
(02262) Таков был ход боя.
(02263) Князь Александр был рад,
(02264) что он одержал победу
(02265) Он возвратился в свои земли.
(02266) Однако эта победа ему стоила
(02267) многих храбрых мужей,
(02268) которым больше никогда не ходить в поход.
(02269) Что касается братьев-рыцарей, которые в этом бою были
(02270) убиты, о чем я только что читал,
(02271) то они позже должным образом оплакивались
(02272) со многими бесстрашными героями,
(02273) которые по призыву бога
(02274) посвятили себя жизни среди братьев-тевтонцев;
(02275) очень многие из них с тех пор
(02276) были убиты на службе богу.
(02277) Они также вооруженной рукой
(02278) с тех пор покорили хорошие земли,
(02279) как вам станет дальше известно.
(02280) На этом кончается это повествование.
(02281) Магистр Герман Балк
(02282) вел войну
(02283) с русскими и язычниками.
(02284) Он должен был от них обоих
(02285) обороняться в большой войне
(02286) и помог [этим] разорению божьих врагов.
(02287) Епископ и мужи короля [его поддерживали],
(02288) всё, что он с ними предпринимал,
(02289) делалось единодушно,
(02290) как это видно по сами делам.
(02291) Эта книга истинно нам говорит,
(02292) что продолжалось пять с половиной лет
(02293) правление магистра Германа Балка,
(02294) после чего он умер.
________________________________________________________________

© Перевод со средневерхненемецкого И. Э. Клейненбeрга

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

распространено мнение что это битва для ордена не имела столь большого значение как это описывается в русской летописи . для одних отряд рыцарей с целью нажиться на чужом добре перешел границу и потерпел неудачу а для вторых чуть не бородино спасли руссь от немецкого нашествия . есть мнение что во время второй мировой образ невского был идеализирован с идеей "наши предки их громили и мы разгромим " . трудно представить средневековую европейскую армию способную завоевать новгород .

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

написал очевидные веши с единственной целью спровоцировать дискусию (чтоб тема не застоивала интересная же ) rolleyes.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

в любом случае это был не просто грабительский рейд - рыцари захватили и пытались удержать Псков, но он был отвоеван Александром Невским перед битвой на Чудском озере. В общем они хотели тут прописаться надолго.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
(kusaloss @ Вчера, 15:08)
распространено мнение что это битва для ордена не имела столь большого значение как это описывается в русской летописи . для одних отряд рыцарей с целью нажиться на чужом добре перешел границу и потерпел неудачу а для вторых чуть не бородино спасли руссь от немецкого нашествия . есть мнение что во время второй мировой образ невского был идеализирован с идеей "наши предки их громили и мы разгромим " . трудно представить средневековую европейскую армию способную завоевать новгород .

Для того, чтобы сделать тему ещё более острой, добавлю...


Восемь веков назад события происходившие в Ливонии имели для их современников несколько иной смысл.

Первоначально отношение к русских князей и новгородцев к военно-монашескому ордену было положительным - рыцари одена назывались в русских летописях - "божьи дворяне". Ввиду того, что распространяли христианстово среди "язычников".

Ливонские земли были пожалованы ордену князем Всеволодом - дедом князя Александра Ярославича (Невского).
"Грабительский поход" "с целью нажиться на чужом добре" к Дерпту (Юрьеву) в земли неразумных вассалов своего деда (и отца - Ярослава Всеволодовича) совершил князь Александр Ярославич. По всей видимости, по мнению тогдашних новгородцев - он просто обязан был это сделать.

(02225) В Дерпте узнали,
(02226) что пришел князь Александр
(02227) с войском в землю братьев-рыцарей,
(02228) чиня грабежи и пожары.
(02229) Епископ не оставил это без внимания
(02230) быстро велел мужам епископства
(02231) поспешить в войско братьев-рыцарей
(02232) для борьбы против русских.
(02233) Что он приказал, то и произошло.
(02234) Они после этого долго не медлили,
(02235) они присоединились к силам братьев-рыцарей.
(kusaloss @ Вчера, 15:08)
трудно представить средневековую европейскую армию способную завоевать новгород .

"Кто против Бога и Великого Новророда?!"
Смирить новгородцев в те времена возможно было только с помощью длительной продовольственной блокады. Численность населения Великого Новгорода была столь велика, что округа едва могла его прокормить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Первоначально отношение к русских князей и новгородцев к военно-монашескому ордену было положительным - рыцари одена назывались в русских летописях - "божьи дворяне".

Привести пример из летописей можете?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Восемь веков назад события происходившие в Ливонии имели для их современников несколько иной смысл.

дельное замечание .
для представления целей похода очень важно определить размер рыцарского войско . ибо сотня рыцарей а внекоторых версиях даже десяток не могла претендовать на взятие новгорода . т.ч первое чем мы должны заняться для представления масштаба угрозы новгороду это численность рыцарского войско .

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
(Dark_Ambient @ Вчера, 07:54)
Привести пример из летописей можете?

Из договора заключенного в 1228 году Смоленским князем Мстиславом Давыдовичем:

...
35. Епископ же Рижьскый, Фолкун Мастер Божиих Дворян, и вси волостели по Рижской земли дали Двину волену от устья доверху по воде, и по берегу всякому гостю Рижьскому и Немечьскому ходящим вниз и вверх. Бог того не дай, аще кого притца прииметь, или ладья уразиться Руская, или Немечьская, вольно ему свой товар привесзти к берегу без всякой борони. Аще будеть в пособление людий мало будеть, а к тому принаймати людий в помочь; то, что будеть сулил найма, через то боле не взяти. Таже правда буди Русину в Ризе и на Готьском березе, а Немичю в Смоленской волости и в Полтьской и в Витебской. А си грамота написана бысть при попе Иване и при Мастере Фулкине и при Рижских мужех, и при многих купчех Рижьскаго Царства. еже есть тех перчать на сей грамоте.

...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

(kusaloss @ Вчера, 15:49)

для представления целей похода очень важно определить размер рыцарского войско . ибо сотня рыцарей а внекоторых версиях даже десяток не могла претендовать на взятие новгорода . т.ч первое чем мы должны заняться для представления масштаба угрозы новгороду это численность рыцарского войско .

"Рифмованная хроника" так представляет потери среди братьев-рыцарей -" Там было убито двадцать братьев-рыцарей, а шесть было взято в плен".

Источник: http://svitoc.ru/index.php?showtopic=706&st=0entry587720

Для сравнения - в конвенте Тухель (Тевтонский орден) на 26 "братьев-рыцарей" приходилось ещё 208 "полу-братьев". А сколько при них было простых кнехтов? Возможно никто и не считал...

(см. тему "Тевтонский орден")

Т. е. разгром на льду Чудского озера для немецкого военно-монашеских ордена был равносилен потере целого конвента.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А. Н. Нестеренко. Тевтонский Орден в войне 1240-1242 гг.

Историческое значение Ледового побоища отечественная историческая наука определяет тем, что благодаря одержанной победе было остановлено "продвижение крестоносцев на Восток, имевшее своей целью покорение и колонизацию русских земель" 1. Под побежденными крестоносцами подразумевается Тевтонский Орден, ливонское ландмейстерство которого в литературе часто ошибочно называют Ливонским Орденом. Несмотря на то, что подобная оценка роли Тевтонского Ордена в войне 1240 - 1242 гг., завершившейся разгромом ливонского войска в сражении 5 апреля 1242 г., не подтверждается фактологически, она доминирует в отечественной историографии.

Отечественные источники не указывают на участие Ордена в Ледовом побоище. Новгородская 1-я летопись старшего извода (НПЛ), в которой содержится "наиболее обстоятельный и подробный рассказ о Ледовом побоище" 2, сообщает об участии в битве немцев и чуди (л. 129 - 129об.), не уточняя, кем были эти немцы - орденскими братьями, датчанами, дерптцами или рижанами. Не вносит летопись ясности и в вопрос, кого именно представляли послы, с которыми был заключен мирный договор, завершивший данную войну. НПЛ сообщает только о том, что "того же лета немцы пришли с поклоном" 3.

Необходимо отметить, что в Новгороде были хорошо осведомлены о том, что Ливония представляет собой конфедерацию нескольких независимых государств и то, что в военных действиях могли участвовать также датчане, покорившие Северную Эстонию, и пилигримы из Европы. Например, описывая события связанные с захватом Изборска 1240 г. (л. 127 - 127об.), летопись указывает на участие в войне "медвежан, юрьевцев, вельядцев", то есть дерптцев и вассалов дерптского епископа и ливонского ландмейстерства Тевтонского Ордена (вельяндцев). Накануне Раковорской битвы летописец сообщает о посольстве в Новгород немцев из Риги, Дерпта, Вильянди и "иных городов" 4.

Вторым важнейшим источником информации о Ледовом побоище в отечественной историографии выступает Житие Александра Невского 5. При этом исследователи обычно игнорируют специфику агиографической повести, содержащей "очень мало конкретных фактов" 6. Первая известная редакция Жития Александра Невского в Лаврентьевской летописи не сохранила описания Ледового побоища. Редакции Жития, в которых противников Александра Невского называют "божьи рыцари", относится ко времени правления Ивана Грозного, когда понадобилось идеологически обосновать Ливонскую войну, а также под влиянием рыцарских романов, известных русским книжникам того времени, поэтому представляют собой литературную метафору, а не констатацию исторического факта.

Владимирская Лаврентьевская летопись, как и новгородская, сообщает только о походе "на немцев" 7. Таким образом, отечественные источники не позволяют определить, с кем конкретно сражались войска под предводительством сыновей великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича в битве "за Псковом на озере" 8.

Единственным западноевропейским источником, содержащим оригинальные известия о сражении, которое отечественные историки отождествляют с Ледовым побоищем, является "Старшая ливонская Рифмованная хроника" (ЛРХ). Сведения об этой битве и предшествующих ему событиях в более поздних западных хрониках прямо или косвенно восходят к рассказу "Рифмованной хроники" 9. Однако, сравнение сведений, содержащихся в ЛРХ, не позволяет утверждать, что эта хроника повествует о тех же событиях, что НПЛ. А. Энгельман отмечает, что ливонские источники "не представляют никаких достоверных данных", которые подтверждали бы изложенное в НПЛ 10.

Составленная в последнее десятилетие XIII в. ЛРХ не является летописью или исторической хроникой, это - рыцарский роман в стихах, содержание которого должно было "возбуждать и поддерживать" среди орденских братьев "жажду славы и готовность проявить силу и храбрость во время военных действий" 11. Стихотворная форма выступает в качестве дополнительного фактора, снижающего значение хроники в качестве фактологического источника.

Установлено, что в распоряжении автора хроники не было орденских документов о войне 1240 - 1242 гг. и при ее описании он, вероятно, пользовался источником, близким к Депртскому епископству, предположительно, не дошедшей до нас дерптской епископской хроникой 12. "Все исследователи единодушны в том, что события 1240 - 1242 гг. изложены хронистом очень узко, как бы с тартуской колокольни, по линии Тарту - Изборск - Псков, такими, какими мог их видеть участник тартуского епископского войска, не задумьшающийся особенно о целях и планах своего сюзерена. Таким образом, мы склоняемся к тому, чтобы искать информатора хрониста среди рыцарей-вассалов тартуского епископа" 13.

Такая оценка ЛРХ как источника объясняется тем, что хронист проявляет поразительную неосведомленность об описываемых событиях. Хроника ничего не рассказывает о том, при каких обстоятельствах была потерянна такая непреступная твердыня как Псков и почему Орден не оставил там дееспособного гарнизона для обороны. О судьбе Изборска после его захвата (был ли в городе оставлен орденский гарнизон, пал ли он при штурме крепости новгородцами или сдался) автор хроники не сообщает. Не упоминает ЛРХ о строительстве крепости в Копорье и ее штурме новгородцами и их союзниками. В рассказе ЛРХ о битве с русскими, последовавшей за их вторжением во владения Ордена, не упоминается ни место, ни время сражения. Идиома "падали на траву" 14 скорее указывает на то, что описываемая битва имела место в теплое время года. В хронике нет ничего, чтобы указывало бы на то, что сражение происходило на льду озера.

Отсутствие орденских данных об этом сражении заставило хрониста, как полагал В. Т. Пашуто, выдать дерптские потери (которые могли быть указаны в его источнике) за орденские, о которых он не имел представления. Это маркер, указывающий не только на неосведомленность хрониста, но и на то, что Орден не участвовал в этой битве: численность братьев-рыцарей в Ливонии в то время не превышала сотни, потеря даже нескольких человек была значительным событием 15.

Хронист полагает, что описываемые им события происходили при жизни Германа Балке (Hermann von Balk), который умер в марте 1239 г., а обязанности ландмейстера в Ливонии исполнял до 1238 года. Таким образом, ЛРХ описывает сражение, состоявшееся за четыре года до битвы, о которой повествует НПЛ. Однако в то время Орден не имел возможности вести наступательные действия: "положение Ордена после Шяуляйской битвы не позволяет даже говорить о возможности похода на Изборск в силу совершеннейшего изнеможения" 16.

Причину участия Ордена в этой войне хроника объясняет враждой Дерптского епископа Германа с русскими, который, не имея достаточных сил противостоять противнику, обратился к Ордену за помощью. Хронист описывает решающую роль Орденского войска во главе с "магистром" в захвате Изборска; последующей битве с псковским войском, вышедшим ему на помощь; осаде Пскова. Псков сдался "Ордену", а псковский князь "оставил замки и хорошие земли в руках братьев-тевтонцев, чтобы ими управлял магистр". Однако он не может объяснить почему Орден никак не воспользовался плодами своих побед и даже не оставил в Пскове боеспособного гарнизона, ограничившись сожалением по этому поводу 17.

Очевидно, что и в описании этих событий хронист выдает действия дерптцев за подвиги орденских братьев. Фактическим подтверждение того, что не Орден, а Дерпт принял участие в походе на Псков, служит грамота Дерптского епископа от 3 октября 1248 г., в которой он уступал Ордену права на половину Псковской земли, переданной псковским князем Дерптской церкви 18. Предполагается, что в основе этой грамоты лежит несохранившийся договор 1240 г., по которому псковский князь Ярослав Владимирович передавал дерптцам права на часть Псковских владений за их помощь в его возвращении на княжеский стол. Следовательно, бенефициарием от захвата Пскова был не Орден, как это утверждает ЛРХ, а Дерптский епископ.

Первый этап войны заканчивается освобождением Пскова новгородцами. Далее, согласно ЛРХ, после небольшого затишья, происходит нападение "суздальского князя Александра" с "русскими из Суздаля" на земли Ордена. Узнав об этом Дерптский епископ "велит мужам епископства" поспешить на помощь Ордену 19.

Это утверждение хрониста противоречит сообщению НПЛ, согласно которому целью русского нападения были не "немцы", а "чудь". Авангард русских отрядов был разбит "у моста" 20, который предположительно отождествляется с современным поселком Мосте, лежащим на пути из Пскова в Дерпт 21, из чего следует, что именно этот город и был целью похода. Более того, хронист игнорирует то обстоятельство, что Дерптское епископство отделяло владения Ордена от русских земель. В силу этого именно оно должно было первым подвергнуться нападению.

Следовательно, не Орден, а Дерптский епископ должен был обратиться к Ордену с просьбой о помощи. Но, учитывая неожиданный быстротечный характер набега, вряд ли эта помощь успела бы подоспеть к месту событий, даже если бы Орден решил ее оказать. То, что ЛРХ указывает целью вторжения орденские владения, можно объяснить тем, что как вассал ливонской церкви Орден должен был выступить на защиту Дерпта. Чтобы снять с братьев-рыцарей обвинения в неисполнении вассального долга, хронист делает жертвой нападения не Дерпт, а Орден.

Подтверждением того, что Орден не исполнил свой вассальный долг по отношению к Дерпту, служит тот факт, что 1 октября 1243 г. был подписан договор о взаимной защите и помощи между ливонскими епископствами и Тевтонским Орденом 22. Очевидно, что необходимость заключения такого договора была вызвана тем, что Орден не выступил на помощь Дерпту, потому что не признавал Дерптского епископа своим сеньором. Именно поэтому и потребовалось заключить отдельный договор о взаимной помощи.

Но, вопреки данному договору, Орден, видимо, не оказал помощи Дерпту и при следующем нападении на него в 1262 году. НПЛ сообщает о походе на Дерпт новгородцев с князем Дмитрием Александровичем, в котором также участвовали дружины Владимиро-Суздальской земли с двумя князьями, дружина Полоцкого князя и 500 литовцев. В этот раз нападавшие не только дошли до стен города, но и ворвались в него. По сообщению летописца, множество жителей были убиты в ходе штурма, другие взяты в плен, некоторые сожжены. Город был разграблен ("взято товара без числа и полона"). Потери новгородцев были незначительны 23. ЛРХ об этом событии умалчивает. Молчание хроники означает, что и в этот раз Орден не исполнил свои вассальные обязанности.

Более поздний по времени написания источник - Хроника Германа Вартберга, написанная спустя сто пятьдесят лет после событий 1240 - 1242 годов 24. Вартберг в своем повествовании упоминает только наиболее значимые, по его мнению, события тех лет. Война с русскими, во время которой был захвачен Изборск и Псков, согласно Вартбергу, имела место при втором магистре Ордена Меченосцев Волковине, погибшем в битве при Сауле в 1236 г. и, следовательно, еще до присоединения Ордена Меченосцев к Тевтонскому Ордену. Главные заслуги магистра Волковина, согласно хронике Вартберга, заключаются в том, что он покорил эстов и построил каменные замки Феллин и Ревель. Затем хроника переходит к описанию менее значимых событий: "далее он завоевал Изборск. Плесковские же русские подчинились ему после того, как он сжег их город. Для охраны замка, равно как и для увеличения числа обращенных, магистр оставил здесь двух орденских братьев с небольшим числом людей. Но когда новгородцы узнали об этом, они захватили внезапно оставшихся братьев вместе с их людьми. Далее он построил у русских замок по имени Копорию и наложил в то же время дань на ватландских русских" 25. А в 1241 г., по Вартбергу, Орден воевал с эстами, поднявшими восстание против католических миссионеров на острове Эзель, и ни в каких других военных операциях участия не принимал.

При описании войны 1240 - 1242 гг. в отечественной историографии игнорируется "Хроника Пруссии Петра из Дусбурга", которую Э. Лависс оценивает как "самый полный, толковый и обстоятельный из старых историков Пруссии" 26. Хотя эта хроника не сообщает никаких сведений о событиях в Ливонии, она позволяет оценить политику Тевтонского Ордена того времени, его военный потенциал и способность к наступательным действиям за пределами Пруссии. Только в 1239 г. Ордену удалось подавить сопротивление пруссов, закончив войну, которая продолжалась с 1230 года. В 1240 - 1241 гг., понимая непрочность своего положения, "... братья, чтобы избежать опасностей в дальнейшем и лишить Пруссов возможности возобновлять [боевые] действия ...", начинают строительство опорных замков в захваченных прусских землях 27.

В 1242 г. померанский князь Святополк в союзе с прусскими племенами начал войну с Тевтонским Орденом: "... и собрались Пруссы все, как один. Тот Святополк стал Князем и вождем их, и рукою крепкою и мышцею высокою они вошли во внутренние пределы упомянутой земли и всех старых Христиан, пришедших из Алемании на подмогу земле Прусской, подвергли, к прискорбию нашему, избиению, а женщин и детей увели в вечный полон ...". Восставшие разорили "внутренние пределы", "... взяв все замки, кроме Балги и Эльбинга, до основания уничтожили их, перебив всех до единого братьев и Христиан ...". После "... они разорили внешние пределы, а именно землю Помезании и Кульмскую, мечом и огнем, захватив и до основания разрушив все замки, кроме трех,... из народа Божиего, проживающего там в похвалу и славу Его, они убили 4 тысячи ...". К исходу лета 1242 г. "... вся земля Прусская казалась обагренной кровью христианской ..." 28. Из 20 построенных Орденом в Пруссии замков удалось удержать только пять. Эта война продлится 11 лет (до 1253 года).

Э. Машке, оценивая возможности Ордена, приходит к выводу, что они не позволяли "осуществить завоевание Пруссии собственными силами" даже после того, как "со времен Германа фон Зальца 29 орден численно очень вырос". Три восстания пруссов "каждый раз подчистую уничтожали то, что было достигнуто прусским государством" 30.

В таких условиях, когда судьба Ордена в Пруссии висела на волоске, он не мог позволить рисковать своими силами в Ливонии даже в целях помощи Дерпту, не говоря уже о ведении войны против такого сильного противника, как Новгород и Псков. Тем более, что на стороне последних могла выступить не только Владимирская Русь, но и Орда. В связи с этим, Э. Хеш отмечает: "Сферой своей деятельности Орден считал скорее Пруссию и внимательно следил за противоречиями между Литвой и Польшей. Характерно, что в появившейся столетие спустя "Хронике Пруссии" Петра Дусбургского события в Лифляндии не были удостоены упоминания даже в примечании, где были отмечены всеобщие мировые события" 31. Следуя данной традиции, в зарубежной историографии, посвященной Тевтонскому Ордену, события в Ливонии не рассматриваются 32.

Следует отметить, что некоторые западные историки все же придерживаются мнения, что отряд ливонского ландмейстерства принял непосредственное участие в сражении 5 апреля 1242 г. и даже приписывают Ордену "планы покорения русской территории". Однако данная позиция не обосновывается ссылками на источники, которые подтвердили бы наличие у Ордена таких планов и указали на участие Ордена в данном сражении 33.

Причины, по которым Тевтонский Орден не мог принимать активного участия в войне 1240 - 1242 гг., связанны не только с тяжелым положением в Пруссии и недостатком сил в Ливонии. В то время перед Орденом стояла неотложная геополитическая задача соединить свои владения в Ливонии с владениями в Пруссии. Поэтому Орден бросил свои силы на захват земель вдоль побережья Балтийского моря. С этой целью в 1237 г. был основан Эльбинг. Встречное движение из Ливонии ознаменовалось основанием Мемеля (Клайпеды) в 1252 году. Но, несмотря на предпринимаемые усилия, преодолеть сопротивление балтийских племен и соединить владения в Пруссии и Ливонии Ордену так и не удалось.

Не менее важной причиной была и неопределенность отношений Ордена и Риги, обусловленная тем, что Орден Меченосцев был вассалом епископа Ливонии и владел своими землями на правах лена. Тевтонский Орден подчинялся непосредственно Папе Римскому. В связи с этим, переход территориальных владений меченосцев под юрисдикцию Тевтонского Ордена поставил бы последний в двусмысленное положение: должны ли тевтонцы стать вассалами ливонской церкви? В этом случае Орден оказался бы вовлечен в конфликт ливонских епископских государств с датчанами и русскими. И это в то время, когда все силы Тевтонского Ордена в Прибалтике были связанны войной в Пруссии. В этих условиях внешнеполитической задачей Ордена было скорейшее урегулирование на любых условиях отношений с датчанами (с которыми в 1238 г. был заключен договор, по которому Орден возвращал захваченные меченосцами датские владения в Эстонии), Новгородом и Псковом.

Таким образом, если Тевтонский Орден и участвовал в Ледовом побоище, то это участие сводилось к тому, что "какое-то число тевтонских рыцарей присоединилось к преследованию отступающих войск Александра" 34.

Как же объяснить отрывок ЛРХ, повествующий о том, что основная тяжесть защиты интересов Ливонии в этой войне с русскими легла на Тевтонский Орден? Ко времени создания хроники перед Орденом стаяла задача обоснования легитимности прав на ливонские владения, полученные от Ордена Меченосцев, без обязательств находиться в вассальной зависимости от рижского епископа. Сообщая о том, что Орден стоял на защите Ливонии в войне с Новгородом и Псковом, оказывая помощь Дерптскому епископу, хронист легитимизирует притязания на спорное территориальное наследство, оспариваемое ливонской церковью. С той же целью немецкие феодалы в Ливонии вели свои родословные от русских князей или ливских вождей, до их прихода владевших этими землями 35.

О том, что эта задача была на протяжении длительного времени важнейшим приоритетом внутренней политики Ордена в Ливонии, свидетельствует тот факт, что от территориальных притязаний Риги Орден юридически освободился только в 1347 году. Этому предшествовали две войны между Орденом и Ригой (в 1296 - 1298 и 1330 годах).

Таким образом, в "Ледовом побоище" новгородско-суздальской рати противостояло войско Дерптского епископа Германа, в состав которых входило ополчение эстов и отряды феодальных сеньоров, вассалов Дерпта. Вошедшие в отечественную историографию утверждения о ведущей роли Тевтонского Ордена в войне 1240 - 1242 гг. - не более, чем гипотеза. Основываясь на летописных данных, можно только предполагать то, что некоторые орденские братья (упомянутые в НПЛ "вельяндцы") присоединились к Дерптским силам, участвовавшим в походе, инициированном князем Ярославом Владимировичем с целью возвращения псковского княжеского стола в 1240 году.

В отечественной историографии преувеличивается роль Тевтонского Ордена в этой войне, поскольку со времен Ивана Грозного образ святого благоверного князя Александра Невского лежит в основе образа национальной идентичности. В советское время возникла необходимость обоснования тезиса о тот, что Пруссия (а, следовательно, и Тевтонский Орден) - источник милитаризма и агрессии, и устранение его путем аннексии Восточной Пруссии и стран Балтии исторически оправданно.

Примечания

1. Большая советская энциклопедия: в 30 томах. М. 1969 - 1978. "Ледовое побоище".
2. БЕГУНОВ Ю. К., КЛЕЙНЕНБЕРГ Н. Э., ШАСКОЛЬСКИЙ И. П. Письменные источники о Ледовом побоище. URL: livonia.narod.ru/research/ice_battle/.
3. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М. -Л. 1950, л. 129об.
4. Там же, л. 143об.
5. "Главнейшим источником, на основании которого мы восстанавливаем историю победы новгородского князя Александра Ярославича Невского над шведами с 1240 г. и немцами в 1242 г., является его Житие". САВИЧ А. А. Борьба русского народа за свою независимость на северо-западной окраине в середине XIII века (1240 - 1242 гг.). Уч. зап. МШИ им. К. Либкнехта, N 4, сер. история, вып. 2. М. 1939, вып. 2, с. 11.
6. "Житие не биография, а назидательный панегирик в рамках биографии, как и образ святого на иконе не портрет, а икона", а также "Не все биографические черты в житии суть исторические факты. Жития сообщают очень мало конкретных фактов". КЛЮЧЕВСКИЙ В. О. Соб. сочинений. В 9 томах. Т. 2. М. 1987, с. 240; т. 7, с. 75.
7. Лаврентьевская летопись. URL: expositions.nlr.ru/LaurentianCodex/index.php, л. 164об.
8. Там же.
9. БЕГУНОВ Ю. К., КЛЕЙНЕНБЕРГ И. Э., ШАСКОЛЬСКИЙ И. П. Ук. соч.
10. ЭНГЕЛЬМАН А. Хронологические изыскания в области русской и ливонской истории в XIII и XIV столетиях. СПб. 1858, с. 130.
11. БЕГУНОВ Ю. К., КЛЕЙНЕНБЕРГ И. Э., ШАСКОЛЬСКИЙ И. П. Ук. соч.
12. ПАШУТО В. Т. Рифмованная хроника как источник по русской истории. В кн.: Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран. М. 1963, с. 102 - 108.
13. БЕГУНОВ Ю. К., КЛЕЙНЕНБЕРГ И. Э., ШАСКОЛЬСКИЙ И. П. Ук. соч.
14. Старшая ливонская Рифмованная хроника (ЛРХ), стих 02249.
15. ЛРХ сообщает о гибели 48 братьев-рыцарей в битве при Сауле, что означало полный разгром Ордена Меченосцев (стих 01949). Предположительно, несколько рыцарей не участвовали в этом походе. Тевтонский Орден послал в Ливонию 54 брата-рыцаря (стих 02001), восполнив потери, понесенные меченосцами. Таким образом, в Ливонии в 1242 г. было около 100 братьев-рыцарей Тевтонского Ордена.
16. ЭНГЕЛЬМАН А. Ук. соч., с. 115.
17. Ливонская рифмованная хроника. Atskanu hronika. Riga. 1997, стихи: 02069 - 02148, 02154 - 02163, 02199 - 02202.
18. ЭНГЕЛЬМАН А. Ук. соч., с. 61 - 62.
19. Ливонская рифмованная хроника, стихи 02204 - 02235.
20. НПЛ, л. 129.
21. КУЧКИН В. А. Александр Невский - государственный деятель и полководец средневековой Руси. - Отечественная история. 1996, N 5, с. 18 - 33.
22. РАММ Б. Я. Папство и Русь в X-XIII веках. М. -Л. 1959, с. 133, прим. 155.
23. НПЛ, л. 138об. -139об.
24. БЕГУНОВ Ю. К., КЛЕЙНЕНБЕРГ И. Э., ШАСКОЛЬСКИЙ И. П. Ук. соч.
25. Ливонская хроника Германа Вартберга. (Сканировано с издания: ЧЕШИХИН-ВЕТРИНСКИЙ Е. В. Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. Рига. 1876.
26.ЛАВИСС Э. История Тевтонского Ордена. URL: plam.ru/yist/tevtonskii_orden_krah_krestovogo_nashestvija_na_rus/p2.php.
27. ПЕТР из Дусбурга. Хроника земли Прусской. М. 1997.
28. Там же.
29. Великий магистр Тевтонского ордена в 1209 - 1239 годах.
30. МАШКЕ Э. Немецкий орден. Государство Немецкого Ордена. Портреты великих магистров. СПб. 2003, с. 149.
31. ХЁШ Э. Восточная политика немецкого ордена в XIII веке. В кн.: Князь Александр Невский и его эпоха. Исследования и материалы. СПб. 1995, с. 65 - 74.
32. В качестве примера можно упомянуть работы: D. Nicolle, G.S. Sainty, Х. Бокмана, Э. Машке, Э. Лависса.
33. Например, в работе Tumler M. и Arnold U. "Der Deutshce Orden".
34. УРБАН В. Тевтонский орден. М. 2007.URL:gramotey.com/?open_file=126042368#TOC_id4296794.
35. TAUBE M., FREIHERR von. Russische und Litauische Fursten an der Duma zur Zeit der Deutschen Eroberang Livlands. (XII und XIII. Jahrhudert). Jahrbucher fur Rultur und Geschichte der Slaven. Breslau. 1935, N.F. Bd. XL Heft III/IV, S. 367 - 501.

Вопросы истории, № 8, Август 2014, C. 146-152.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В отечественной историографии преувеличивается роль Тевтонского Ордена в этой войне, поскольку со времен Ивана Грозного образ святого благоверного князя Александра Невского лежит в основе образа национальной идентичности. В советское время возникла необходимость обоснования тезиса о тот, что Пруссия (а, следовательно, и Тевтонский Орден) - источник милитаризма и агрессии, и устранение его путем аннексии Восточной Пруссии и стран Балтии исторически оправданно.

В отечественной историографии преувеличивается не "роль Тевтонского Ордена в этой войне", а заслуги святого благоверного князя Александра Невского. Ледовое побоище стараниями национал-патриотов стало одним из немногих излюбленных сюжетов русской истории. Выпячивание на передний план личности князя, причисленного к лику святых, совершенно затмило заслуги самих новгородцев, самоотверженно отстаивавших свои западные рубежи. Так "в тени" Ледового побоища оказалась другое, не менее значимое событие - Раковорская битва 1268 года. Летописец отозвался о той сече, как-бы сравнивая её с прежними (в том числе с Ледовым побоищем) - такого жестокого противостояния "не видели ни отцы, ни деды наши".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас