Суйко

Христианство в ВКЛ

12 сообщений в этой теме

Миндовг "король Литвы" крестился в 1251 или в 1253 гг. по католическому обряду.

Официальное принятие христианства в ВКЛ -1387 г.

Хотя процесс крещения Литвы начался с заявления в 1385 году Ягайлы о провоглашении в Крево унии с Польшей (Кревская уния) и принятии им и Литвой христианства в связи с женитьбой литовского правителя на королеве Польши - христианке Ядвиге.

Интересно, что матушка Ягайло - тверская княжна Ульяна Александровна- была православного вероисповедания.

Отец Ягайло- Ольгерд - был скорее всего крещен так же по православному обряду.

В связи с чем общее принятие христианства в ВКЛ шло с таким "опозданием"?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Собор святых Станислава и Вацлава в Кракове был построен на холме Вавель, кафедральный собор служил одновременно придворным храмом, а в подземных усыпальницах погребены короли Польши.

user posted image

Надгробие Ягайлы в Вавельском собор Св. Станислава и Вацлава в Кракове.

user posted image

Часовня Святого Креста (Kaplica Świętokrzyska).

Надгробие Ягайлы в 1753 г. переносили в часовню Святого Креста, поближе к сыну Казимиру Ягеллончику, но затем в начале 20 века вернули на место.

Ягайло и Казимир увлекались русскими фресками, возможно не спроста?

user posted image

Люблинская часовня Святой Троицы. Часовня, построенная в XIV веке, была по приказу короля Владислава Ягайло украшена богатой настенной росписью, выполненной русскими мастерами согласно православным традициям.

user posted image

user posted image

user posted image

Часовня, построенная в XIV веке, была по приказу короля Владислава Ягайло украшена богатой настенной росписью, выполненной русскими мастерами согласно православным традициям. Фрески в люблинской замковой часовне стали символом мирного сосуществования двух великих христианских традиций, основанных на принципах толерантности и взаимоуважения, а также объединения народов, населявших земли Речи Посполитой.

Работы по восстановлению и реставрации стенописи начались в конце XIX века, а завершились лишь в 1997 году. Сегодня все желающие могут лицезреть стенопись в ее первозданном виде. Замковая часовня Св. Троицы в Люблине включена в перечень Европейского культурного наследия.

Подготовленная выставка наглядно представляет не только историю шедевра средневековой росписи, но также иллюстрирует процесс реставрации, в который петербургские специалисты внесли весьма существенный вклад.

Изменено пользователем Stas

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Интересный возникает вопрос - православное прошлое первых литовских князей и первых литовско-польских королей?

Окно-витраж в часовне святого Креста, в соборе Вавель.

Фрески в часовне сделаны в 1470 году старыми русскими мастерами.

user posted image

Костел св.Вацлава и епископа Станислава.

Кафедральный костел стоял на этом месте уже в XI в. Он был возведен на основании решения краковского епископства. В поздемной части современного кафедрального костела сохранились остатки финдаментов той дороманской базилики. Очередной кафедральный костел, уже романский, заложил князь Владислав Герман. Его строительство продолжил Болеслав Криворотый, сын князя Германа.

Современный кафедральный костел – это готическая базилика. С западной стороны имеет две башни, восходящие к XIVв.: более высокая носит название Часовой, а низкая – Викариевой или Башни серебряных колоколов. В северной части стоит Башня Зигмунта XIV в. Первоначально это было крепостное строение, позднее ставшее колокольней. В 1521 г. по инициативе и за счет средств короля Зигмунта I Старого на ней был подвешен самый большой польский колокол – колокол Зигмунта. Высота отлитого в Нюрнберге колокола - 1,95 м, вес -11 тонн.

В течение нескольких столетий в кафедральном соборе проходили коронации и торжественные похороны польских королей. Здесь находятся готические, ренессансные и барочные королевские погребальные часовни. Самая известная из них – часовня Зигмунта. Здесь находятся саркофаги Ягеллонов и черное распятие, перед которым молилась королева Ядвига. Другие часовни – Свентокшиская, Мариацкая, Потоцких, св.Троицы. В кафедральном соборе находится множество ценных произведений искусства разных стилей и разных эпох, в том числе надгробия, королевские и епископские эпитафии, саркофаги польских королей, картины, статуи и т.д.

В подземелье кафедрального собора находятся гробницы выдающихся поляков, в том числе Т.Костюшко, А.Мицкевича, Ю.Словацкого, Ю.Пилсудского и многих других.

Около башни Зигмунта возвышается готическое здание кафедральной сокровищницы с гербами ее основателей епископа Яна Жешувского и кардинала Фридерика Ягеллона. В сокровищнице хранятся ценные произведения искусства: литургийные предметы, ковчежцы, сосуды, одежды, ткани, вышивки, регалии и т.д.

Источник

user posted image

Вавельский замок

"По значимости для Польши в целом, Вавельский замок можно сравнить с Московским Кремлем для России. История былой славы замка и города после переноса столицы в Варшаву чем-то сродни истории Москвы после переноса столицы в Санкт-Петербург.

Расположенный на высоком берегу Вислы, "Вавель" включает в себя королевский замок, кафедральный собор, и систему замковых укреплений."

user posted image

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Цитата (Суйко @ Мар 1 2013, 20:47)
Официальное принятие христианства в ВКЛ -1387 г.
Хотя процесс крещения Литвы начался с заявления в 1385 году Ягайлы о провоглашении в Крево унии с Польшей (Кревская уния) и принятии им и Литвой христианства в связи с женитьбой литовского правителя на королеве Польши - христианке Ядвиге.
Интересно, что матушка Ягайло - тверская княжна Ульяна Александровна- была православного вероисповедания.
Отец Ягайло- Ольгерд - был скорее всего крещен так же по православному обряду.
В связи с чем общее принятие христианства в ВКЛ шло с таким "опозданием"?

Потому что это, в первую очередь, был чисто политический акт. К 1385 году практически вся титулованная знать (князья) ВКЛ уже были христинанами преимущественно "восточного (православного) обряда. Не говоря о потомках Рюрика (Острожские, Друцкие, Четвертинские и т.п.), все жившие на тот момент Гедиминовичи являлись христинанами. Некоторые (как Яков-Ягайло и Иван-Скиргайло), опять же по политическим мотивам, не "афишировали" этот факт, двое братьев Витовта (Конрад-Товтивил и Сигизмунд) были крещены рыцарями Ордена в католичество в 1383 г., некоторые же выступали как ярые поборники "русской веры" (Федор, Андрей и Владимир Ольгердовичи, Федор Любартович). Весьма "политически гибкий" Витовт умудрился к моменту Кревской Унии побывать католиком с именем Виганд, а в 1384 г., получив Луцк, перейти в православие с именем Александр. Православными были и некоторые "старолитовские" князья (Гольшанские, Довговд, Свирские), при этом ранний переход в православие и родство с Гедиминовичами обеспечили Гольшанским исключительно высокое положение среди знати ВКЛ. В отличие от распространенного мнения, православной была и значительная часть нетитулованной знати литовского происхождения, о чем свидетельствует актовый материал.
"Упертыми" язычниками оставались жемайты, но эта земля с 1384 г. находилась в составе Ордена, и крещением тамошнего населения занимались "совсем другие люди". paladin.gif
Таким образом, речь шла о крещении относительно небольшой части населения ВКЛ, остававшегося языческим, и принятии "римского обряда" титулованной и нетитулованной знатью с учетом "льгот и бонусов", предложенных Кревской Унией.
Надо сказать, что "окатоличивание" княжеской элиты ВКЛ с треском провалилось. Кроме Ягайло, "римский обряд" приняли его братья Василий-Корыгайло с именем Казимир и Лев-Свидригайло с именем Болеслав, Витовт (имя, правда не менял) и сватавший Ядвигу Борис Корьятович. Православным остался даже любимый брат Ягайло и его ближайший сподвижник, Иван-Скиргайло, не стали менять веру ни Ольгимунт-Михаил Гольшанский, ни его сын Иван, а старшие Ольгердовичи вообще вступили с младшими братьями в вооруженную конфронтацию. А вот "старолитовская" боярская знать увидела в Кревской Унии шанс взять реванш у "русской" партии, которая после убийства в 1381 г. Кейстута занимала в ВКЛ доминирующее положение. В общем-то так и случилось, а поливание святой водой язычников-балтов из простонародья и сжигание идолов Перкунаса - стали совсем не обязательными атрибутами к разгоревшейся в ВКЛ "борьбе элит" за власть.
А на фото - собственно Акт Кревской Унии 1385 года.

1289_src.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Конфессиональный состав "правительства" ВКЛ после Кревской Унии хорошо иллюстрирует Салинский договор ВКЛ с Орденом, подписанный Витовтом 12 октября 1398 года. По условиям предварительных переговоров для подписания договора на остров Салин должны были прибыть все члены Рады Витовта, чтобы своими печатями засвидетельствовать документ. Первым после Витовта в числе свидетелей упомянут глава рода Гедиминовичей копыльский князь Владимир Ольгердович (интересно, что в тексте он назван "отцом" Александра-Витовта, что можно трактовать, как перевод русской формулы "во отца место"). Далее идут: брат Витовта, Сигизмунд Кейстутьевич; пинский князь Юрий Наримантович; изяславльский князь Михаил Явнутьевич; стародубский князь Александр Патрикеевич; гольшанский князь и киевский наместник Иван Ольгимунтович; друцкий князь Иван Дмитриевич; клецкий князь и смоленский наместник Ямонт Тулунтович.

Нетитулованную знать представляли: ошмянский староста Минигайло; виленский староста Монивид; Братоша из Мыши; смоленский староста Василий Борейкович; маршалок двора Чепурна; кревский староста Гаштольд; Кимунт; троцкий староста Гинвилл; ковенский староста Сунигайло; Валимонт Бушкович; вилькомирский староста Вигайло; ушпольский староста Остик; медницкий староста Корейво; конюший Немира; керновский староста Буйвид; Гирд Скамонтович; Готард Товтогиндович, Гинтовт Вигайлович.

Среди девяти князей католиков лишь двое - сам Витовт и его брат Сигизмунд Кейстутьевичи. У бояр картина прямо противоположная. Из восемнадцати "подписантов" православных трое: выходец из Молдавии Братоша Колутинович (по-видимому, серб по национальности), смолянин Василий Борейкович и Немира. Остальные, - по-видимому, католики-"неофиты", о чем говорят их литовские языческие имена. Из документов более позднего времени известны и крестильные имена некоторых из указанных лиц. Так, Монивид был крещен, как Войтех, Гаштольд, как Андрей, а Остик - как Христиан.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Немного об экономических отношениях православных литовских князей с "матерью-церковью". Скиргайло - "бизнесмен".

В представлении большинства любителей истории - русский (как, впрочем, и литовский) князь - это, прежде всего, мудрый правитель и смелый воин, скачущий в золоченых доспехах во главе своей дружины "на лихом коне". На самом деле, это далеко не так, или, вернее будет сказать, не только так. Среди псковских грамот второй половины 14 в. сохранилась (правда, в поздних списках) одна очень и очень любопытная. Это купчая православного литовского князя Ивана-Скиргайло Ольгердовича на землю и лес по рекам Великой и Мироже в Псковской земле. Цит. по книге Л.Марасинова. "Новые псковские грамоты XIV-XV вв.",М.,1966, с.46-47:

От посадника Юрья и от соцких и от всЪх плесковицъ. Се купиша Скирмаило князь литовскии землю и лесъ и стариска и прикреми над Великою рЪкою за Кобиском логомъ.

Далее в грамоте идет описание границ ("межевание") Скиргайловых приобретений. Для чего же брат Ягайло покупал эти земли? Собирался ли он их осваивать или просто "вложился" по случаю? В итоге предприятие "Skirgailo Hunt & Fishing Ltd." не состоялось. Через некоторое время землю Скиргайло продал...РПЦ! К списку 1684 года вышеуказанной грамоты приписано (Л.Марасинова, с.47):

А Аскирмаило князь литовскии тое землю и лес и тоню продал попу Алексею, а Алексеи поп по духовнои своеи отдал землю святому Климанту, а рыбную ловлю святому Спасу на Мирозу всеи лавре...

Что же случилось? Может князю Скиргайло срочно понадобились наличные, или он просто удачно "наварился" на перепродаже, а может даже (страшно подумать wacko.gif ), пал жертвой кампании по "возврату олигархических капиталов" на Историческую Родину! english_en.gif

P.S. Хочу отметить, что все аналогии с современностью чисто случайны. smile.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Цитата
А Аскирмаило князь литовскии тое землю и лес и тоню продал попу Алексею, а Алексеи поп по духовнои своеи отдал землю святому Климанту, а рыбную ловлю святому Спасу на Мирозу всеи лавре...


Гм, интересно, видимо поп Алексей и Святой Климант (кстати это кто?) были насельниками Мирожского монастыря.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Цитата (Суйко @ Ноя 14 2013, 10:18)
Гм, интересно, видимо поп Алексей и Святой Климант (кстати это кто?) были насельниками Мирожского монастыря.

"Святой Климант" - это тоже монастырь.

Цитата
Церковь во имя Климента папы Римского и Петра Александрийского - бывшая монастырская. Когда и кем был основан мужской "Климентовский монастырь"… не известно. В писцовых и оброчных книгах 1585-1857 гг. он неоднократно упоминается как "... Климентовский монастырь изо Пскова зъ Завеличья…" или "…Климента святаго изъ Завеличья…" Имеются сведения о том, что в 1615 г. монастырь был разорен шведами, но вскоре возобновлен, в начале XVIII в. снова упразднен, а церковь приписана к архиерейскому дому.

Отсюда.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Цитата
"Святой Климант" - это тоже монастырь.


Понятно. Спасибо.
Посмотрела биографию этого святого. Очень занятно.

Цитата
В 101 году священномученик Климент был умерщвлен по приказу императора (Траяна); его утопили, бросив в море с грузом на шее. Климент прославился многими чудесами, череда которых не прекратилась и после его кончины. По молитвам его верных учеников — Корнилия и Фивы и всего христианского населения Херсонеса море отошло, и они нашли на дне, в нерукотворной "Ангельской " церкви нетленное тело своего учителя. После этого, каждый год в день мученической кончины Климента море отступало и в течение семи дней люди молились у мощей праведника.

Так было до начала IX века. В это время мощи стали недоступны, море не отступало. В начале 60-х годов IX века мощи чудесным образом появились на поверхности моря, этому предшествовала соборная молитва Херсонесского духовенства и пришедших в город ученых проповедников — Константина-философа и его брата Мефодия. Константин-философ считал, что сщмч. Климент покровительствует его миссионерской деятельности и делу просвещения славянских народов. Как показало время, это действительно было так. Когда через несколько лет братья принесли к папскому престолу переведенные на славянский язык и написанные славянскими письменами богослужебные книги, навстречу им вышел сам папа Адриан, узнав о том, что они принесли в Рим мощи их святого соотечественника — апостола Климента. Во многом благодаря принесенным мощам миссия моравских братьев закончилась удачно: славянские книги были освящены папой и в святом городе впервые на богослужении наряду с латынью зазвучала славянская молитва. Это было равносильно чуду! В Западной церкви в ту пору была распространена так называемая "трехъязычная" ересь, когда только три языка считалисьбогослужебными: древнееврейский, греческий и латынь. Константин, придя в Рим, постригся в монахи, приняв имя Кирилл, и вскоре умер. Памятуя о заслугах просветителя перед престолом Св. Петра, его по настоянию папы Адриана хоронят в церкви Св. Климента.

Крестившись в Херсонесе, князь Владимир Святой переносит часть мощей сщмч. Климента (голову) и мощи св. Фивы, его ученика, с собой в Киев, положив их в Десятинной церкви в приделе во имя сщмч. Климента. Таким образом, мощи сщмч. Климента были первой христианской святыней, появившейся на Руси. Этим-то и была вызвана его исключительная популярность на русской земле.

С началом процесса канонизации собственно русских святых ситуация изменилась: наиболее почитаемыми становятся русские подвижники и мученики.

(http://days.pravoslavie.ru/Life/life6677.htm)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Занятный ребус по православным князьям ВКЛ преподносит нам синодик Введенской церкви (Лаврський Альманах, вип. 18, Спецвипуск 7, с.21):

Род Великихъ Князе(и) Литовскихъ.

Помяни Г(оспод)и.

Княз(я) Велик(ого) Олъгерда Нареченного во с(вя)том кр(е)щении Димитрия,

Велик(ого) кн(я)з(я) Симеона,

Велик(ого) кн(я)з(я) Даниила,

Велик(ого) кн(я)з(я) Иоанна,

Велик(ого) кн(я)з(я) Димитрия,

Велик(ого) кн(я)з(я) Василия,

Велик(ого) кн(я)з(я) Симеона,

Велик(ого) кн(я)з(я) Феодора,

Велик(ого) кн(я)з(я) Иоанна,

Велик(ого) кн(я)з(я) Симеона,

Велик(ого) кн(я)з(я) Алекса(н)дра,

Велик(ого) кн(я)з(я) Димитрия,

Велик(ого) кн(я)з(я) Скиргайла Нареченного въ с(вя)том кр(е)щении Иоанна.

Весьма любопытный перечень. Здесь явно одни Ольгердовичи, но "ху из ху", пока не совсем понятно. Имен, как говорится, "больше, чем нужно".unsure.gif

Интересно, что по поводу данного поминального списка сказал бы пан Я. Теньговский?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Из ЖЖ Сергея Полехова:

Липовый православный Свидригайло

Наконец нашёл ответ на вопрос, долго не дававший мне покоя.

По разным справочным изданиям и интернет-сайтам гуляет информация, что Свидригайло был сначала крещён в православие и лишь потом перешёл в католицизм. Называется и его православное имя - Лев. Причём интересно, что любят такую информацию разные генеалогические справочники типа "Всё династии мира за 90 минут" (среди них графоман Войтович, натащивший в свою книгу разного непроверенного говна, - чуть ли не самый серьёзный), Вiкiпэдыя (белорусская для примера, учитывая мою нежную любовь к национальной историографии) и тому подобное. Если же открыть серьёзные биографические работы, типа старой книги Анатоля Левицкого или о. Йонаса Матусаса, то там ничего подобного не найдётся. (В солидных энциклопедиях - Большой Российской, Православной и Polskim slowniku biograficznym - биограммы Свидригайла пока нет, но думаю, что там она окажется в надёжных руках wink.gif) В чём же дело?

А виной всему, как оказалось, издание Volumina legum. В середине XVI века в Польше началась проверка прав собственности, и многие шляхтичи предъявляли грамоты о пожаловании имений, выданные старыми князьями. В 1566 г. люблинский сейм по этому вопросу постановил: “A w dalszym teyże konstytucyi przeglądaniu [имеются в виду постановления пётрковского сейма 1565 г.], o sądzeniu starych listow, Lwa Swidrygała, y innych Xiążąt, ktorych kognicya na ten Seym była odłożona, tak cum Ordinibus Regni naleźliśmy: iż ktożkolwiek za listy temi iest in possessione bonorum quorumcunque; przy niey ma bydź zachowan pertetue et in aevum, juxta tenorem earundem literarum” (Volumina legum. T. 2. Petersburg 1859. S. 65. § 3). Что же написано в конституции пётрковского сейма? “Około sądzenia starych listow, ktoreby kto miał na imiona, przez Nas abo Przodki nasze, nullo jure wzięte: to odkładamy do drugiego blisko przyszłego Seymu Koronnego, in eodem vigore, iako tu teraz na ten Seym z przeszłego Seymu Warszawskiego odłożono było. A także też y kognicya około listow Swidrygała, Lwa, y innych Xiążąt: około ktorych listow na przeszłym Seymie Warszawskim przy rewizyi nieiaka rożnica była, a tu się na ten Seym odłożyła: do drugiego blisko przyszłego Seymu Koronnego odkładamy” (Ibid. S. 47, § 40). Издатели не поставили запятую, и Свидригайло оказался "объединён" с князем Львом Даниловичем, пожалования которого не дают покоя и нынешним учёным. Дальше логика понятная (первым её, кажется, придерживался Адам Нарушевич): раз под 1386 г. имеется известие о крещении Свидригайла по латинскому обряду под именем Болеслава, а ещё он - Лев, значит, это первое имя, православное. Потом это утверждение восприняли разные образованные люди, в частности протоиерей Григорович в "Актах Западной России" (Примечания, прим. 12, с. 29), и пошло-поехало. В источниках же XV века ничего подобного нет. Никогда не был Свидригайло православным, не надо тут повторять "Ну как же так, меня же этому в школе учили", забудьте об этом. Очередное историографическое недоразумение рассыпается как карточный домик.

UPD. Только что проверил. А ведь ошибка не исправлена и в новом издании: Volumina constitutionum. T. 2 (1550–1609). Vol. 1 (1550–1585) / Przygot. S. Grodziski, I. Dwornicka i W. Uruszczak. Warszawa, 2005. S. 167, 193.

Спасибо, конечно же, за разъяснение "очередного историографического недоразумения". Но вывод автора о том, что "никогда не был Свидригайло православным", видится слишком поспешным и категоричным. Неупоминание в летописных источниках православного имени Свидригайла еще ни о чем не говорит. К примеру, крещеный православный князь-монах(!) Войшелк Миндовгович известен Ипатьевской летописи только под своим литовским языческим именем. По фактической логике действий отца Свидригайла, Великого князя Ольгерда, его сыновья, садившиеся на "русские" княжеские столы, крестились в православие. Младший Ольгердович, "досматривавший" мать в Витебске, скорее всего, и должен был сесть на витебский стол, чем и объясняются его действия в 1393 году против Ягайлового наместника Весны. Не думаю, что живший в православном Витебске в окружении православной Думы своей матери Свидригайло продолжал пребывать в язычестве до своего перехода в католичество в 1386 г.

И еще. Хорошо известно, что Свидригайло в католичестве носил имя Болеслав. Действительно, в своих великокняжеских грамотах 1431-1432 гг. он пишется как "Boleslaus alias Swidrigal". Но, готовя материал по персональному составу князей-сторонников Ольгердовича, наткнулся на интересный факт. В двух своих поздних жалованных грамотах Михаилу Чарторыйскому 1446 и 1451 гг., опубликованных в 3-м томе сборника "Archiwum książąt Sanguszkow" (№№ VIII и X), титул записан по-другому: "Милостью Божею мы великий князь Александро, инако Швитрикгайло Олькгирдовичь...".

О том, что Свидригайло носил еще и имя Александр, ранее мне информация не попадалась, по крайней мере, никто на этот факт внимания не обращал. Не значит ли это, что Свидригайло, осев на Волыни, в последние годы своей жизни вновь перешел в православие с именем Александр?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В Вильне показали ранее неизвестный портрет Витовта Великого

vitaut.jpg?itok=H82UFKnZ.jpg

На миниатюре — великий князь литовский Витовт Великий и его жена Анна. Виленский Дворец правителей купил ее на аукционе в Великобритании за 50 тысяч долларов. Историки говорят, что изображение Витовта — одно из самых старых из сохранившихся, но вряд ли оно соответствует действительной внешности правителя ВКЛ — художник выполнил его так, как представлял себе.

Историки отмечают, что и через 100 лет после смерти Витовта Великого о нем помнили в Европе, помещали его портрет вместе с изображениями других правителей стран Европы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас