Sign in to follow this  
Followers 0
Сергий

Псы-рыцари

12 posts in this topic

...

В 1373 году Теодор фон Эльнер вместе со своими рыцарями-псами пробрался через болота и чащи Беловежской пущи и подчистую разграбил Каменец. Взятая добыча настолько понравилась крестоносцам, что они вернулись и в 1379 году в очередной раз опустошили окрестности.

...

(раздел "Археология", тема "Вотивный дар и "боратинки".)

Наткнувшись на в этой фразе на выражение "рыцари-псы", я призадумался - кто и когда впервые запустил в научный оборот это выражение? Имеет ли оно какое-либо отношение к действительности вообще?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Александр Невский — герой. Но тевтоны — не псы-рыцари

Принятую еще в школьных учебниках правдоподобность описания одной из самых легендарных битв в истории России — Ледового побоища на Чудском озере — ставит под сомнение калининградский историк и архивист Анатолий Бахтин. Более двадцати лет он изучает события тех далеких времен по хроникам и летописям и теперь готов утверждать, что лед на Чудском озере ни под кем не трещал, а самое главное — тевтонские рыцари имели к этой битве весьма опосредованное отношение.

Миф первый. «Не псы, а божьи дворяне»

Итак, по сложившемуся мнению, новгородцам 5 апреля 1242 года противостояли рыцари Тевтонского ордена. Основанный в 1198 году на базе одного из госпиталей в Палестине во время третьего Крестового похода орден объединил немецких дворян («тевтон» в переводе с латыни — «немец»). Устав ордена содержал три строгих правила, которым неукоснительно должны были следовать его члены: обет безбрачия, безоговорочное подчинение старшим и отсутствие личной собственности. Рыцарям запрещалось иметь серебряные и золотые украшения, подбивать плащи ценным мехом, иметь своего коня и многое другое. При столь жестком внутреннем укладе орден считался эталоном демократии того времени. Все руководство, в том числе Великий магистр, было подотчетно рядовым братьям-рыцарям.

— Прибывшие в Ливонию в 1237 году рыцари сразу же приступили к переговорам с соседями, — рассказывает Анатолий Бахтин. — Практически все приграничные споры были очень быстро урегулированы мирным путем. Тем более что о военном способе решения конфликтов в то время и говорить не приходилось: в Ливонию прибыли всего сорок рыцарей. С соседним Псковом у ордена завязались самые дружественные отношения. И славянские, и немецкие летописи хранят немало свидетельств о совместных военных походах союзников против строптивых и агрессивных соседей. Именно этот альянс и сыграл в итоге с рыцарями злую шутку. На Руси, в Новгороде и Пскове, к членам ордена относились более чем уважительно. Достаточно привести один бесспорный исторический факт: сразу же после Чудского сражения князь Александр Ярославович распорядился построить в Пскове католический храм. А прозвища «псы-рыцари» тевтонцы удостоились спустя шесть веков благодаря неправильному переводу на русский язык трудов Карла Маркса. Классик коммунистического учения употребил в отношении тевтонцев существительное «монах», которое на немецком языке созвучно слову «собака».

Миф второй. «Агрессоры или союзники?»

— Битва на Чудском озере была предопределена еще до появления тевтонцев в Ливонии, — разъясняет суть исторической коллизии Анатолий Бахтин, — самими же новгородцами, которые в 1232 году изгнали из города своего князя Ярослава, сына псковского правителя Владимира и тезку отца Александра Невского. Бежавший нашел дипломатическое убежище в Дорпатском (современное название — Тарту) епископстве. Роль затворника явно не устраивала изгнанного правителя: Ярослав Владимирович неустанно плел нити заговора и подбивал местного епископа выступить против славян. За возвращение трона князь обещал всестороннюю помощь в борьбе с языческой Литвой. Первая попытка союзников выступить против Новгорода и возвратить княжеский престол Ярославу состоялась задолго до появления тевтонцев в Ливонии, спустя два года после бегства князя, и закончилась бесславно. Новое согласие на ведение боевых действий глава местных католиков дал только в 1240 году, после того как получил обнадеживающие вести из Пскова: в бывшей вотчине отца Ярослава часть горожан во главе с боярином Твердило Ивановичем обещала поддержку опальному князю.

Новый ландмейстер Ливонского отделения ордена, следуя церковной иерархии, подчинился епископу и направил с войсками союзников двенадцать своих рыцарей. Цифра, явно не способная серьезно повлиять на ход кампании. Между тем Твердило Иванович сдержал слово: Псков сдался без боя. Оставив в городе двух рыцарей-тевтонцев и небольшой отряд, союзные войска отправились на Новгород. Так братья-рыцари стали разменной картой в обыкновенной феодальной междоусобице славянских городов. И, между прочим, за участие в кампании против русских магистр ордена Хайнрик фон Вида весной 1241 года отстранил своего подчиненного от управления Ливонским отделением рыцарского союза.

Миф третий. «И не было видно льда…»

— Сама хроника битвы была фальсифицирована, — считает Анатолий Бахтин. — Не было там умопомрачительного столпотворения воюющих сторон, не было и массового ухода людей под лед. В те времена доспехи тевтонцев по своему весу были сопоставимы с вооружением русских ратников. Те же кольчуга, щит, меч. Только вместо традиционного славянского шишака головы братьев-рыцарей защищал ведрообразный шлем. Не было в те времена и латных лошадей. Ни в одной из существующих хроник невозможно отыскать рассказ о треснувшем льде Чудского озера, об ушедших под воду участниках сражения.

Еще одна откровенная мистификация, которая оказала медвежью услугу, — это количество участников сражения. В составлении русских летописей того времени наверняка принимали участие имиджмейкеры, которые, для того чтобы признать значимость победы или объяснить причины поражения, не утруждали себя педантизмом. Количество воинов в те времена указывали одним словом «бещисла», то есть несметное количество. Эта формулировка дала повод псевдоисторикам в советские времена увеличить на порядок количество участников битвы на Чудском озере. Как анекдот, звучали нереальные и необоснованные цифры: восемнадцать тысяч со стороны русских, пятнадцать — со стороны ордена. Между тем историческим фактом является то, что большинство рыцарей Тевтонского ордена в тот период проливали свою и чужую кровь в Палестине за Гроб Господень, а в целом орден состоял примерно из двухсот восьмидесяти братьев-рыцарей. Так что непосредственно на лед Чудского озера вышли биться не более двух десятков тевтонцев.

Илья СТУЛОВ, Калининград

http://baznica.info/article/aleksandr-nevs...tevtony-ne-psy-

Share this post


Link to post
Share on other sites

...

В те времена доспехи тевтонцев по своему весу были сопоставимы с вооружением русских ратников. Те же кольчуга, щит, меч. Только вместо традиционного славянского шишака головы братьев-рыцарей защищал ведрообразный шлем.

...

Верно, но следует заметить, что "ведрообразный шлем" (правильнее "большой шлем" или "топфхельм") имет крайне плохой обзор и годится только для копейной сшибки всадников или турнира. (подробнее можно узнать у Эварта Окшотта).

Наиболее вероятно, что в бою чаще использовался шлем-бацинет (с открытым лицом), по своим защитным свойствам близкий к русским шлемам того времени.

...

Между тем историческим фактом является то, что большинство рыцарей Тевтонского ордена в тот период проливали свою и чужую кровь в Палестине за Гроб Господень, а в целом орден состоял примерно из двухсот восьмидесяти братьев-рыцарей. Так что непосредственно на лед Чудского озера вышли биться не более двух десятков тевтонцев.

Немецкая "Рифмованная хроника" оценивает участие и потери Тевтонского ордена несколько иначе:

20 - "братьев-рыцарей" погибло

6 - "братьев-рыцарей" было пленено

добавлю - при таком количестве "братьев-рыцарей" состояло ещё около...

200 "полубратьев" - которые, вне всякого сомнения, разделили судьбу "братьев-рыцарей".

А "чудь" давшую "плеща" гнали "ако по аеру" несколько верст до противоположного берега и рубили не считая - "бещисла". Беглецы в панике непременно попадали в полыньи. (Я бывал в ледяной воде и им сочувствую, несколько...).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Немецкая

"Рифмованная хроника"
Бьюсь об заклад, что о существовании этого источника никогда и ни при каких условиях не узнают ученики российской средней школы. Никогда. Иначе падёт один из идеологических казённого российского патриотизма. unsure.gif

Share this post


Link to post
Share on other sites

Бьюсь об заклад, что о существовании этого источника никогда и ни при каких условиях не узнают ученики российской средней школы. Никогда. Иначе падёт один из идеологических казённого российского патриотизма. 

На мой взгляд - "Рифмованная хроника" ни какого урона "казенному патриотизму" не наносит - она представляет из себя довольно типичный взгляд на события "с другой стороны". Так её и следует преподносить в учебниках.

А у "казенного российского патриотизма" полным-полно других уязвимых мест.

Share this post


Link to post
Share on other sites

довольно типичный взгляд на события "с другой стороны". Так её и следует преподносить в учебниках.
В школьных (в отличие от вузовских) учебниках никогда не преподносится мнение "с другой стороны прилавка". Жанр такой: дети ведь, им однозначность нужна...
А у "казенного российского патриотизма" полным-полно других уязвимых мест.
Ага, например Святослав Игоревич, погибший от печенегов: нарушил договорённость с подельниками и пострадал.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ага, например Святослав Игоревич, погибший от печенегов: нарушил договорённость с подельниками и пострадал.

Разве Святослав Игоревич удобен для "казенного российского патриотизма"? (Я не знаю. Не читал нынешние школьные учебники).

П.С.RedFox, а почему бы Вам не открыть где-нибудь в другом разделе тему "События и герои казенного патриотизма"? Эту тему может постигнуть неожиданный успех. Приму в ней посильное участие.

Share this post


Link to post
Share on other sites

где-нибудь в другом разделе тему "События и герои казенного патриотизма"? Эту тему может постигнуть неожиданный успех.

Может быть: "Исторические заблуждения"? smile.gif

Share this post


Link to post
Share on other sites

...

В те времена доспехи тевтонцев по своему весу были сопоставимы с вооружением русских ратников. Те же кольчуга, щит, меч.

...

Кольчуга западноевропейского рыцаря была несколько иной - была несколько большей длины, имела длинные рукава, "рукавицы" и капюшон (см. рисунок из книги Виоллет Ле-Дюк).

post-49-1363942564.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Современник "братьев-рыцарей" не относившийся к военно-монашескому ордену (отличается от них геральдикой и некоторой роскошью).

post-49-1363949036.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Еще одна иллюстрация, изображающая европейскре воинство тех лет.

post-49-1363950155.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Маленькое отступление от темы:

"Творчество академика" теперь в "Литературе" - http://svitoc.ru/

Теперь вернусь к теме:

...

А прозвища «псы-рыцари» тевтонцы удостоились спустя шесть веков благодаря неправильному переводу на русский язык трудов Карла Маркса. Классик коммунистического учения употребил в отношении тевтонцев существительное «монах», которое на немецком языке созвучно слову «собака».

Я встречал другую версию происхождения неуклюжего словосочетания "псы-рыцари"...

Автора не запомнил, но это и не важно. Важно то, что появилось это выражение лишь в двадцатом веке - среди апологетов "казенного патриотизма".

Выражение "псы-рыцари" крайне неисторично и должно быть позабыто в научном словообороте.

В самом деле что "песьего" в этом, например, рыцаре?

post-49-1364323443.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0