Опубликовано: 7 мар 2013 ... В 1373 году Теодор фон Эльнер вместе со своими рыцарями-псами пробрался через болота и чащи Беловежской пущи и подчистую разграбил Каменец. Взятая добыча настолько понравилась крестоносцам, что они вернулись и в 1379 году в очередной раз опустошили окрестности. ... (раздел "Археология", тема "Вотивный дар и "боратинки".) Наткнувшись на в этой фразе на выражение "рыцари-псы", я призадумался - кто и когда впервые запустил в научный оборот это выражение? Имеет ли оно какое-либо отношение к действительности вообще? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 мар 2013 Александр Невский — герой. Но тевтоны — не псы-рыцари Принятую еще в школьных учебниках правдоподобность описания одной из самых легендарных битв в истории России — Ледового побоища на Чудском озере — ставит под сомнение калининградский историк и архивист Анатолий Бахтин. Более двадцати лет он изучает события тех далеких времен по хроникам и летописям и теперь готов утверждать, что лед на Чудском озере ни под кем не трещал, а самое главное — тевтонские рыцари имели к этой битве весьма опосредованное отношение. Миф первый. «Не псы, а божьи дворяне» Итак, по сложившемуся мнению, новгородцам 5 апреля 1242 года противостояли рыцари Тевтонского ордена. Основанный в 1198 году на базе одного из госпиталей в Палестине во время третьего Крестового похода орден объединил немецких дворян («тевтон» в переводе с латыни — «немец»). Устав ордена содержал три строгих правила, которым неукоснительно должны были следовать его члены: обет безбрачия, безоговорочное подчинение старшим и отсутствие личной собственности. Рыцарям запрещалось иметь серебряные и золотые украшения, подбивать плащи ценным мехом, иметь своего коня и многое другое. При столь жестком внутреннем укладе орден считался эталоном демократии того времени. Все руководство, в том числе Великий магистр, было подотчетно рядовым братьям-рыцарям. — Прибывшие в Ливонию в 1237 году рыцари сразу же приступили к переговорам с соседями, — рассказывает Анатолий Бахтин. — Практически все приграничные споры были очень быстро урегулированы мирным путем. Тем более что о военном способе решения конфликтов в то время и говорить не приходилось: в Ливонию прибыли всего сорок рыцарей. С соседним Псковом у ордена завязались самые дружественные отношения. И славянские, и немецкие летописи хранят немало свидетельств о совместных военных походах союзников против строптивых и агрессивных соседей. Именно этот альянс и сыграл в итоге с рыцарями злую шутку. На Руси, в Новгороде и Пскове, к членам ордена относились более чем уважительно. Достаточно привести один бесспорный исторический факт: сразу же после Чудского сражения князь Александр Ярославович распорядился построить в Пскове католический храм. А прозвища «псы-рыцари» тевтонцы удостоились спустя шесть веков благодаря неправильному переводу на русский язык трудов Карла Маркса. Классик коммунистического учения употребил в отношении тевтонцев существительное «монах», которое на немецком языке созвучно слову «собака». Миф второй. «Агрессоры или союзники?» — Битва на Чудском озере была предопределена еще до появления тевтонцев в Ливонии, — разъясняет суть исторической коллизии Анатолий Бахтин, — самими же новгородцами, которые в 1232 году изгнали из города своего князя Ярослава, сына псковского правителя Владимира и тезку отца Александра Невского. Бежавший нашел дипломатическое убежище в Дорпатском (современное название — Тарту) епископстве. Роль затворника явно не устраивала изгнанного правителя: Ярослав Владимирович неустанно плел нити заговора и подбивал местного епископа выступить против славян. За возвращение трона князь обещал всестороннюю помощь в борьбе с языческой Литвой. Первая попытка союзников выступить против Новгорода и возвратить княжеский престол Ярославу состоялась задолго до появления тевтонцев в Ливонии, спустя два года после бегства князя, и закончилась бесславно. Новое согласие на ведение боевых действий глава местных католиков дал только в 1240 году, после того как получил обнадеживающие вести из Пскова: в бывшей вотчине отца Ярослава часть горожан во главе с боярином Твердило Ивановичем обещала поддержку опальному князю. Новый ландмейстер Ливонского отделения ордена, следуя церковной иерархии, подчинился епископу и направил с войсками союзников двенадцать своих рыцарей. Цифра, явно не способная серьезно повлиять на ход кампании. Между тем Твердило Иванович сдержал слово: Псков сдался без боя. Оставив в городе двух рыцарей-тевтонцев и небольшой отряд, союзные войска отправились на Новгород. Так братья-рыцари стали разменной картой в обыкновенной феодальной междоусобице славянских городов. И, между прочим, за участие в кампании против русских магистр ордена Хайнрик фон Вида весной 1241 года отстранил своего подчиненного от управления Ливонским отделением рыцарского союза. Миф третий. «И не было видно льда…» — Сама хроника битвы была фальсифицирована, — считает Анатолий Бахтин. — Не было там умопомрачительного столпотворения воюющих сторон, не было и массового ухода людей под лед. В те времена доспехи тевтонцев по своему весу были сопоставимы с вооружением русских ратников. Те же кольчуга, щит, меч. Только вместо традиционного славянского шишака головы братьев-рыцарей защищал ведрообразный шлем. Не было в те времена и латных лошадей. Ни в одной из существующих хроник невозможно отыскать рассказ о треснувшем льде Чудского озера, об ушедших под воду участниках сражения. Еще одна откровенная мистификация, которая оказала медвежью услугу, — это количество участников сражения. В составлении русских летописей того времени наверняка принимали участие имиджмейкеры, которые, для того чтобы признать значимость победы или объяснить причины поражения, не утруждали себя педантизмом. Количество воинов в те времена указывали одним словом «бещисла», то есть несметное количество. Эта формулировка дала повод псевдоисторикам в советские времена увеличить на порядок количество участников битвы на Чудском озере. Как анекдот, звучали нереальные и необоснованные цифры: восемнадцать тысяч со стороны русских, пятнадцать — со стороны ордена. Между тем историческим фактом является то, что большинство рыцарей Тевтонского ордена в тот период проливали свою и чужую кровь в Палестине за Гроб Господень, а в целом орден состоял примерно из двухсот восьмидесяти братьев-рыцарей. Так что непосредственно на лед Чудского озера вышли биться не более двух десятков тевтонцев. Илья СТУЛОВ, Калининград http://baznica.info/article/aleksandr-nevs...tevtony-ne-psy- Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 мар 2013 ... В те времена доспехи тевтонцев по своему весу были сопоставимы с вооружением русских ратников. Те же кольчуга, щит, меч. Только вместо традиционного славянского шишака головы братьев-рыцарей защищал ведрообразный шлем. ... Верно, но следует заметить, что "ведрообразный шлем" (правильнее "большой шлем" или "топфхельм") имет крайне плохой обзор и годится только для копейной сшибки всадников или турнира. (подробнее можно узнать у Эварта Окшотта). Наиболее вероятно, что в бою чаще использовался шлем-бацинет (с открытым лицом), по своим защитным свойствам близкий к русским шлемам того времени. ... Между тем историческим фактом является то, что большинство рыцарей Тевтонского ордена в тот период проливали свою и чужую кровь в Палестине за Гроб Господень, а в целом орден состоял примерно из двухсот восьмидесяти братьев-рыцарей. Так что непосредственно на лед Чудского озера вышли биться не более двух десятков тевтонцев. Немецкая "Рифмованная хроника" оценивает участие и потери Тевтонского ордена несколько иначе: 20 - "братьев-рыцарей" погибло 6 - "братьев-рыцарей" было пленено добавлю - при таком количестве "братьев-рыцарей" состояло ещё около... 200 "полубратьев" - которые, вне всякого сомнения, разделили судьбу "братьев-рыцарей". А "чудь" давшую "плеща" гнали "ако по аеру" несколько верст до противоположного берега и рубили не считая - "бещисла". Беглецы в панике непременно попадали в полыньи. (Я бывал в ледяной воде и им сочувствую, несколько...). Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 мар 2013 Немецкая "Рифмованная хроника"Бьюсь об заклад, что о существовании этого источника никогда и ни при каких условиях не узнают ученики российской средней школы. Никогда. Иначе падёт один из идеологических казённого российского патриотизма. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 мар 2013 Бьюсь об заклад, что о существовании этого источника никогда и ни при каких условиях не узнают ученики российской средней школы. Никогда. Иначе падёт один из идеологических казённого российского патриотизма. На мой взгляд - "Рифмованная хроника" ни какого урона "казенному патриотизму" не наносит - она представляет из себя довольно типичный взгляд на события "с другой стороны". Так её и следует преподносить в учебниках. А у "казенного российского патриотизма" полным-полно других уязвимых мест. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 мар 2013 довольно типичный взгляд на события "с другой стороны". Так её и следует преподносить в учебниках.В школьных (в отличие от вузовских) учебниках никогда не преподносится мнение "с другой стороны прилавка". Жанр такой: дети ведь, им однозначность нужна... А у "казенного российского патриотизма" полным-полно других уязвимых мест.Ага, например Святослав Игоревич, погибший от печенегов: нарушил договорённость с подельниками и пострадал. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 мар 2013 Ага, например Святослав Игоревич, погибший от печенегов: нарушил договорённость с подельниками и пострадал. Разве Святослав Игоревич удобен для "казенного российского патриотизма"? (Я не знаю. Не читал нынешние школьные учебники). П.С.RedFox, а почему бы Вам не открыть где-нибудь в другом разделе тему "События и герои казенного патриотизма"? Эту тему может постигнуть неожиданный успех. Приму в ней посильное участие. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 мар 2013 где-нибудь в другом разделе тему "События и герои казенного патриотизма"? Эту тему может постигнуть неожиданный успех. Может быть: "Исторические заблуждения"? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 мар 2013 ... В те времена доспехи тевтонцев по своему весу были сопоставимы с вооружением русских ратников. Те же кольчуга, щит, меч. ... Кольчуга западноевропейского рыцаря была несколько иной - была несколько большей длины, имела длинные рукава, "рукавицы" и капюшон (см. рисунок из книги Виоллет Ле-Дюк). Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 мар 2013 Современник "братьев-рыцарей" не относившийся к военно-монашескому ордену (отличается от них геральдикой и некоторой роскошью). Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 мар 2013 Еще одна иллюстрация, изображающая европейскре воинство тех лет. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 мар 2013 Маленькое отступление от темы: "Творчество академика" теперь в "Литературе" - http://svitoc.ru/ Теперь вернусь к теме: ... А прозвища «псы-рыцари» тевтонцы удостоились спустя шесть веков благодаря неправильному переводу на русский язык трудов Карла Маркса. Классик коммунистического учения употребил в отношении тевтонцев существительное «монах», которое на немецком языке созвучно слову «собака». Я встречал другую версию происхождения неуклюжего словосочетания "псы-рыцари"... Автора не запомнил, но это и не важно. Важно то, что появилось это выражение лишь в двадцатом веке - среди апологетов "казенного патриотизма". Выражение "псы-рыцари" крайне неисторично и должно быть позабыто в научном словообороте. В самом деле что "песьего" в этом, например, рыцаре? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах