Опубликовано: 13 ноя 2012 Появление ревизских сказок связано в первую очередь с заменой подворного обложения налогами подушным сбором. Первая ревизия была проведена в 1719 г., вторая в 1743-1745 гг. Инструкция, изданная во время 2-й ревизии (1743 г.) предписывала, чтобы ревизии проводились каждые 15 лет, однако это правило практически не соблюдалось: 3 ревизия была проведена через 18 лет (1761 г.), 4-я через 20 лет (1781 г.), 5 –я через 13 лет (1794 г.), 6-я через 17 лет (1811 г.), 7-я через 4 года (1815 г.). Последняя ревизия (10) проводилась в 1858 г. В ревизские сказки заносилось все податное население России: крестьяне всех наименований, купцы и мещане, ямщики, однодворцы, свободные хлебопашцы, обязанные поселяне, т.е. отпущенные от помещиков люди, колонисты. Составлялись ревизские сказки и на не платящих податей: на церковнослужителей и вышедших в отставку и приписавшихся в казенные селения солдат и нижних воинских чинов, 2 последние группы записывались в ревизию только для счета, податей они не платили (платили подати уже их дети, прижитые по новому месту приписки отцов). Составлялись отдельные сказки на солдатских жен и их детей, живущих на казенных землях, а так же на штатных монастырских служителей, набранных из экономических крестьян и состоящих при монастырях. Форма и содержание ревизских сказок на протяжении более чем ста лет претерпели существенные изменения. Со 2-й по 6 ревизию состав семьи указывался на одном листе, начиная с главы семейства и далее - по старшинству: имя, отчество, возраст, причина отсутствия. В данных 1-2 и 6 ревизий нет сведений о женщинах. Зато в ревизских сказках 3, 4 и 5 ревизий о них содержаться очень подробные сведения, представляющие несомненный интерес для генеалогических исследований: приведены данные не только о возрасте крестьянок, но указано так же из каких селений и социальных групп были взяты жены и в какие селения были отданы в замужество дочери. Стандартная форма ревизской сказки, состоящая из двух листов, где на левой стороне помещались сведения о мужчинах семьи, а на правой – о женщинах появилась только во время 7 ревизии. В ревизской сказке содержались следующие графы и сведения: на левой странице, где содержались сведения о душах мужского пола было 5 граф. Прежде всего: имя и отчество, согласно семейной иерархии: сначала глава семьи, затем его сыновья по старшинству, их дети, затем зятья, их дети, пасынки (их род), незаконнорожденные, родные братья и племянники старшего в семействе (и их семьи) и в заключении приемыши. Следующая графа (3) для мужского пола включала информацию о возрасте по последней ревизии и о прибыли душ (крестьянин мог быть куплен, подарен или возвратится из бегов в таком - то году), в 4 графе указывалась убыль душ с указанием причины (отпуск на волю, смерь, побег, отдача в рекруты, в ополчение и т.п.), последняя графа показывала возраст на момент ревизии. Для женщин существовали только три графы, в первой имя и отчество женщины, в двух последних указывалась причина временной отлучки и возраст. Напротив мужей писались их жены, напротив холостых братьев писались незамужние сестры. Такой вариант мог быть в случае наличия большой семьи. Чаще семьи включали отца, одного-двух женатых сыновей. Ревизские сказки составлялись отдельно на каждую категорию крестьян. Помещичьи крестьяне записывались поуездно, далее по своим владельцам, помещикам, поэтому для нахождения сведений о крестьянской семье необходимо знать какому помещику на момент ревизии принадлежала деревня или село. Дворовые люди в ревизской сказке писались отдельно от крестьян, имеющих надел. Сказки на крепостных крестьян составлялись со слов помещика и подписывались или самим владельцем или его доверенным лицом. Ревизские сказки на монастырских крестьян составлялись поуездно, внутри уезда по волостям или станам (или другим административно-территориальным единицам), далее по принадлежности духовному феодалу (монастырю, собору или церкви) и по населенным пунктам. Сказки на казенных крестьян составлялись без разделения этой категории на отдельные разряды, однако если в селении жили отставные нижние воинские чины, то их записывали в первую очередь. В сказках на казенных крестьян так же отмечалось, когда крестьянин был причислен в казенное общество, переведен из другого уезда или деревни, а так же вышел (записался) в мещане или в купцы. Причем перечисление из сословия в сословие на момент ревизии запрещалось. Составление ревизских сказок велось поуездно, далее по казенным волостям и сельским обществам. Проверка ревизских сказок в казенных селениях осуществлялась местной администрацией, путем чтения на мирских сходках. Ревизские сказки удельных крестьян – построены по тому же принципу, что и вышеупомянутые и содержат такую же информацию. Однако надо учитывать при составлении ревизских сказок и по мере их проверки через несколько лет выявлялись пропущенные души, которые вносились или в следующую ревизию или в дополнительные ревизские сказки. Более подробно см.: http://www.1archive-online.com/genealogy/skasky.html Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 13 ноя 2012 В промежутках между ревизиями ревизские сказки уточнялись. Производилась фиксация наличия или отсутствия лица на момент текущего учёта, причём в случае отсутствия фиксировалась причина (умер, в бегах, отселён, в солдатах и т. п.). Все уточнения ревизских сказок относились к последующему году, поэтому каждая «ревизская душа» считалась наличной до следующей ревизии даже в случае смерти человека, что позволяло государству с одной стороны повышать собираемость подушевого налога, а с другой создавало условия для злоупотреблений (этот факт получил отражение в произведении Н. В. Гоголя «Мёртвые души»). http://www.genomsk.ru/index/revizskie_skazki/0-85 Ревизская сказка деревни Боголюбовки Харьковской губернии, 1835 год. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах