Суйко

Ревизские сказки

2 сообщения в этой теме

Появление ревизских сказок связано в первую очередь с заменой подворного обложения налогами подушным сбором. Первая ревизия была проведена в 1719 г., вторая в 1743-1745 гг. Инструкция, изданная во время 2-й ревизии (1743 г.) предписывала, чтобы ревизии проводились каждые 15 лет, однако это правило практически не соблюдалось: 3 ревизия была проведена через 18 лет (1761 г.), 4-я через 20 лет (1781 г.), 5 –я через 13 лет (1794 г.), 6-я через 17 лет (1811 г.), 7-я через 4 года (1815 г.). Последняя ревизия (10) проводилась в 1858 г.

В ревизские сказки заносилось все податное население России: крестьяне всех наименований, купцы и мещане, ямщики, однодворцы, свободные хлебопашцы, обязанные поселяне, т.е. отпущенные от помещиков люди, колонисты.

Составлялись ревизские сказки и на не платящих податей: на церковнослужителей и вышедших в отставку и приписавшихся в казенные селения солдат и нижних воинских чинов, 2 последние группы записывались в ревизию только для счета, податей они не платили (платили подати уже их дети, прижитые по новому месту приписки отцов).

Составлялись отдельные сказки на солдатских жен и их детей, живущих на казенных землях, а так же на штатных монастырских служителей, набранных из экономических крестьян и состоящих при монастырях.

Форма и содержание ревизских сказок на протяжении более чем ста лет претерпели существенные изменения. Со 2-й по 6 ревизию состав семьи указывался на одном листе, начиная с главы семейства и далее - по старшинству: имя, отчество, возраст, причина отсутствия.

В данных 1-2 и 6 ревизий нет сведений о женщинах. Зато в ревизских сказках 3, 4 и 5 ревизий о них содержаться очень подробные сведения, представляющие несомненный интерес для генеалогических исследований: приведены данные не только о возрасте крестьянок, но указано так же из каких селений и социальных групп были взяты жены и в какие селения были отданы в замужество дочери.

Стандартная форма ревизской сказки, состоящая из двух листов, где на левой стороне помещались сведения о мужчинах семьи, а на правой – о женщинах появилась только во время 7 ревизии. В ревизской сказке содержались следующие графы и сведения: на левой странице, где содержались сведения о душах мужского пола было 5 граф. Прежде всего: имя и отчество, согласно семейной иерархии: сначала глава семьи, затем его сыновья по старшинству, их дети, затем зятья, их дети, пасынки (их род), незаконнорожденные, родные братья и племянники старшего в семействе (и их семьи) и в заключении приемыши.

Следующая графа (3) для мужского пола включала информацию о возрасте по последней ревизии и о прибыли душ (крестьянин мог быть куплен, подарен или возвратится из бегов в таком - то году), в 4 графе указывалась убыль душ с указанием причины (отпуск на волю, смерь, побег, отдача в рекруты, в ополчение и т.п.), последняя графа показывала возраст на момент ревизии. Для женщин существовали только три графы, в первой имя и отчество женщины, в двух последних указывалась причина временной отлучки и возраст. Напротив мужей писались их жены, напротив холостых братьев писались незамужние сестры. Такой вариант мог быть в случае наличия большой семьи. Чаще семьи включали отца, одного-двух женатых сыновей.

Ревизские сказки составлялись отдельно на каждую категорию крестьян. Помещичьи крестьяне записывались поуездно, далее по своим владельцам, помещикам, поэтому для нахождения сведений о крестьянской семье необходимо знать какому помещику на момент ревизии принадлежала деревня или село. Дворовые люди в ревизской сказке писались отдельно от крестьян, имеющих надел.

Сказки на крепостных крестьян составлялись со слов помещика и подписывались или самим владельцем или его доверенным лицом.

Ревизские сказки на монастырских крестьян составлялись поуездно, внутри уезда по волостям или станам (или другим административно-территориальным единицам), далее по принадлежности духовному феодалу (монастырю, собору или церкви) и по населенным пунктам.

Сказки на казенных крестьян составлялись без разделения этой категории на отдельные разряды, однако если в селении жили отставные нижние воинские чины, то их записывали в первую очередь. В сказках на казенных крестьян так же отмечалось, когда крестьянин был причислен в казенное общество, переведен из другого уезда или деревни, а так же вышел (записался) в мещане или в купцы. Причем перечисление из сословия в сословие на момент ревизии запрещалось. Составление ревизских сказок велось поуездно, далее по казенным волостям и сельским обществам.

Проверка ревизских сказок в казенных селениях осуществлялась местной администрацией, путем чтения на мирских сходках.

Ревизские сказки удельных крестьян – построены по тому же принципу, что и вышеупомянутые и содержат такую же информацию.

Однако надо учитывать при составлении ревизских сказок и по мере их проверки через несколько лет выявлялись пропущенные души, которые вносились или в следующую ревизию или в дополнительные ревизские сказки.

Более подробно см.:

http://www.1archive-online.com/genealogy/skasky.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В промежутках между ревизиями ревизские сказки уточнялись. Производилась фиксация наличия или отсутствия лица на момент текущего учёта, причём в случае отсутствия фиксировалась причина (умер, в бегах, отселён, в солдатах и т. п.). Все уточнения ревизских сказок относились к последующему году, поэтому каждая «ревизская душа» считалась наличной до следующей ревизии даже в случае смерти человека, что позволяло государству с одной стороны повышать собираемость подушевого налога, а с другой создавало условия для злоупотреблений (этот факт получил отражение в произведении Н. В. Гоголя «Мёртвые души»).

http://www.genomsk.ru/index/revizskie_skazki/0-85

user posted image

Ревизская сказка деревни Боголюбовки Харьковской губернии, 1835 год.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас