Saygo

Именник болгарских ханов

33 сообщения в этой теме

В восточнославянском памятнике XVI в. "Еллинский и римский летописец" в разделе ветхозаветной хронологии есть вставка с именами и годами правления булгарских тюркских князей. Hесомненно, это цитата из утраченного болгарского источника, опиравшегося на тюрко-булгарскую традицию. Данный фрагмент имеет следующий вид:

Авитохолъ житъ лѣт. ҃т. рѡд ему Дуло. а лѣт ему дилѡмъ твирем. Ирникъ. житъ лѣт. ҃ри. рѡд ему Дуло. а лѣт ему дилом тверимь. Гостунъ наместникь сьï два лѣта. рѡд ему. Ерми. а лѣт ему дохсъ. втиремь. Курт: ҃ѯ лѣт дръжа. рѡд ему Дуло. а лѣт ему шегоръ вечемь. Безмеръ ҃г. лѣт. а рѡд сему Дуло. а лѣт ему шегоръ вемь. сii ҃е кнѧз. дръжаше кнѧженïе обону страну Дунаѧ. лѣтъ. ҃ф.҃еі. остриженами главами. И потѡм пріиде на страну Дунаѧ. Исперих кнѧз тожде и доселѣ. Есперих кнѧз. ҃ѯа лѣт. рѡд Дуло. а лѣт ему верени алем. Тервен. ҃ка. лѣто. рѡд ему Дуло. а лѣт ему текучитем. твирем. ҃ки. лѣт. рѡд ему Дуло. а рѡд ему дваншехтем. Севаръ. ҃еі. лѣт. рѡд ему Дуло. а лѣт ему тохалтом. Кормисошь. ҃зі. лѣт. рѡд ему Вокиль. а лѣт ему шегоръ твиремь. Сïи же княз измѣни рѡд Дулов. рекше Вихтунь. Винех. ҃з. лѣт. а рѡд ему Ѹкиль. а лѣтъ ему имаше Горалемь. Телець. ҃г. лѣта. рѡд Ѹгаинь. а лѣт ему соморъ. алтемь. И сïй иного рад. Ѹморъ. ҃м. днïи. рѡд ему Ѹкиль а ему дилѡм тоутѡм.

user posted image

[Отметим, что многие исследователи год Тервеля воспринимают как текучитемь твиремь, что во-первых, приводит к пропуску имени следующего князя, а во-вторых, нарушает общую структуру текста, где -мь бывает только в конце обозначения года правления.]

Структурно после имени каждого князя указывается срок его правления, потом род, к которому он принадлежал, а дальше идут два слова на булгарском языке, которые являются наименованием года вступления на престол (или года смерти, при анализе дат вторая гипотеза не проходит). Ю. Миккола впервые разделил каждое обозначение года на две части и выделил названия животных и числительные. Соответственно каждое обозначение года он интерпретировал как календарную дату, в которой "животное" указывало на год по 12-ричному животному циклу, распространенному в Восточной Азии, а числительное - на месяц этого года. Действительно, упрощенный чисто 12-ричный, а не 60-ричный цикл использовался у древних тюрок Восточного тюркского и Уйгурского каганатов (судя по руническим памятникам), а также у монголов.

С другой стороны, согласно гипотезе Й. Маркварта, эти слова являются девизами правления каждого из князей, но эта точка зрения плохо подкреплена и этимологически, и исторически, и, кроме того, текстологический анализ поддерживает только календарные гипотезы. Автор полностью поддерживает Ю. Микколу в том, что первое слово в названии булгарского года является названием животного из 12-ричного цикла.

Выпишем главные данные из именника, выделив имя князя, его срок правления, булгарское обозначение года, и добавив условную абсолютную хронологию князей (по срокам правления, записанным греческими буквами), которая начинается с первого князя.

КнязьСрокНазвание годаУсл. хронология
Авитохол300диломъ твиремъ0
Ирник150диломъ твиремъ300
Гостун2дохсъ твиремъ450
Курт60шегоръ вечемь452
Безмер3шегоръ вечемъ512
Есперих61верени алемъ515
Тервель21теку читемь576
Твиремь28дван'ш ехтемь597
Севар15тох алтомъ625
Кормисош17шегоръ твиримь640
Винех7шегор алемъ657
Телец3сомор алтемь664
Умор< 1диломъ тоутомъ667

Сразу бросается в глаза, что в названиях годов, имеющих в условной хронологии конечный -0, присутствует числительное твиремъ, а в названиях годов с конечным -2 - вечемь. Таких случайных совпадений не бывает, и, значит, предположение о том, что числительные отражают месяц года вступления на трон, надо отвергнуть. Числительные входят (!) в обозначение года. Кроме того, года 0 и 300, 452 и 512 имеют названия диломъ твиремъ для первой пары, и шегоръ вечемь для второй. Совпадение названий годов, отличающихся друг от друга на число, кратное 60 (в первом случае - 5*60, во втором - 60), позволяют предположить, что в именнике при обозначении годов используется полный 60-ричный цикл по древнекитайскому образцу. В китайском календаре использовались календарные 10-ричные и календарные 12-ричные знаки, из комбинаций которых составлялось четкое обозначение года в 60-ричном цикле. В именнике не могло быть аналога корейско-японского календаря, т. к. в нем используется только 5 названий цветов/стихий и 12-ричный животный цикл, в именнике же уже есть 7 знаков для второго (китайского 10-ричного) цикла. Обозначив цифрами китайские календарные знаки 10-ричного цикла и буквами с a по m - календарные знаки 12-ричного цикла, можно следующим образом представить полный китайский 60-ричный цикл:

1 a(1)1 l(2)1 i(3)1 g(4)1 e(5)1 c
2 b(1)2 m(2)2 k(3)2 h(4)2 f(5)2 d
3 c(1)3 a(2)3 l(3)3 i(4)3 g(5)3 e
4 d(1)4 b(2)4 m(3)4 k(4)4 h(5)4 f
5 e(1)5 c(2)5 a(3)5 l(4)5 i(5)5 g
6 f(1)6 d(2)6 b(3)6 m(4)6 k(5)6 h
7 g(1)7 e(2)7 c(3)7 a(4)7 l(5)7 i
8 h(1)8 f(2)8 d(3)8 b(4)8 m(5)8 k
9 i(1)9 g(2)9 e(3)9 c(4)9 a(5)9 l
(1)0 k (2)0 h(3)0 f(4)0 d(5)0 b(6)0 m

Для того, чтобы выяснить соотношение булгарского обозначения годов с 60-ричным циклом, для каждого князя выпишем остаток, получаемый при делении года условной абсолютной хронологии на 60, т. е. год цикла по условной булгарской хронологии:

Авитохолдиломъ твиремъ0
Ирникдиломъ твиремъ0
Гостундохсъ твиремъ30
Куртшегоръ вечемь32
Безмершегоръ вечемъ32
Есперихверени алемъ35
Тервельтеку читемь36
Твиремьдван'ш ехтемь57
Севартох алтомъ25
Кормисошшегоръ твиримь40
Винехшегор алемъ57
Телецсомор алтемь4
Умордиломь тоутомъ7

Сначала оставим первых двух князей с мифическими сроками правления и начнем с Гостуна - (30) дохсъ твиремъ соответствует (3)0 f.

Учитывая то, что 6 циклических знаков сочетается только с четными, а другие 6 - с нечетными цифрами, можно идентифицировать год Умора - это диломь тоутомъ 8 h (т. к. диломь сочетается с четными у первых двух князей, а 6 f быть не может из-за того, что f = дохсъ по дате Гостуна). Сбивки в пределах 1-2 лет возникали из-за несоответствия фактического срока правления и начала календарного года.

Hапример, возраст ребенка, родившегося за день до начала года, через год двумя днями позже по восточному летоисчислению будет уже 3 года.

Выяснив, что h - это диломъ, получаем диломъ твиремъ = (2)0 h, т. е. мифический срок правления Ирника не 150, а 130 лет, а у Авитохола - 300 лет.

Hаблюдается заметное несоответствие в обозначении года правления Кормисоша - между Кормисошем и Телецем прошло 24 года (2*12), а между Кормисошем и Винехом около 17 лет. В 60-ричном цикле повторение знака животного бывает только через 12 лет, значит, в названии года Кормисоша допущена описка - вместо шегоръ твиримь должно быть соморъ твиримь. Это вероятно, если учитывать возможность существования нескольких последовательных копий именника еще до того, как он попал в рукопись XVI века, тем более в неэтимологизируемой для славянского переписчика последовательности соморъ твиримь, шегор алемъ, сомор алтемь немудрено вместо соморъ написать похожее шегоръ. В результате этого допущения получаем: год Телеца (4) сомор алтемь - 4 d, год Кормисоша (40) cоморъ твиримь - (4)0 d, а 4-м соответствует алтемь.

Значит, год Севара тох алтомъ равен (2)4 m, т. е. с уточнением вместо 25 - 24 года.

Убрав из 60-ричного цикла известные уже годы, а также годы, где должны попасться известные слова, получаем:

1 a11 l21 i31 g41 e51 c
2 b----22 k------------
3 c13 a23 l33 i43 g53 e
-----------------------
5 e15 c25 a35 l45 i55 g
-------26 b36 m46 k----
7 g17 e27 c37 a47 l57 i
-----------------------
9 i19 g29 e39 c49 a59 l
-----------------------

Как нетрудно заметить, возможности интерпретации остальных названий годов значительно сузились.

Отметим, что шегор вечемь не может быть равен 32. Значит, годы со словом шегоръ принадлежат к нечетной подгруппе.

Год Твирема (57) дван'ш ехтемь - (5)7 i. Соответственно, год Винеха (57) шегор алемь - (5)5 g (со сбивкой на 2 года), а год Еспериха (35) верени алемъ - 3(5) l. Годы Курта и Безмера - (32) шегоръ вечемь - (3)1 g. Год Тервеля (36) теку читемь может лечь только на (3)9 c, т. к. при (3)7 a ожидалось бы теку *ехтемь. Hо как же в таком случае объяснить сбивку на 4 года? По-видимому, здесь довольно рано вкралась ошибка: теку у человека, подсчитывавшего годы, спуталось с тох, и, соответ-

ственно, с (3)6 m.

Hиже представлены сравнительные данные по срокам правления князей (С - по записи греческими цифрами, СБ - по булгарскому циклу), и условная

абсолютная хронология по годам, записанным греческими буквами (АХ), и по булгарскому циклическому календарю (АХБ).

КнязьССБАХАХБ
Авитохол300300020
Ирник150130300320
Гостун21450450
Курт6060452451
Безмер34512511
Есперих6164(61)515515
Тервель2118(21)576579(576)
Твиремь2827597597
Севар1516625624
Кормисош1715640640
Винех79657655
Телец34664664
Умор<1--667668

Полученные данные можно соотнести с христианским календарем и с китайской хронологией. Известно, что г. Преслав был основан ханом Омуртагом в год 15 индикта (по византийскому исчислению год 1.IX.821 - 31.VIII.822), или, как записано греческими буквами, в год сiгорелем по булгарскому календарю. В именнике год князя Винеха - шегор алемъ, т. е. он отличается от года основания г. Преслава на полный цикл - 60 (или в крайнем случае 2 x 60) лет. Приняв как наиболее вероятное первое предположение, получаем, что годы булгарских князей отличаются от условной абсолютной хронологии на 106 лет, а значит, по христианскому летоисчислению князья всходили на трон в следующие годы (по Жерару годы правления даются в круглых скобках):

Авитохол - 126; Ирник - 426; Гостун - 556; Курт - 557 (584-629); Безмер - 617 (642-646); Есперих - 621 (645-701); Тервель - 685 (682) (701-718); Твиремь - 703; Севар - 730 (725-739); Кормисош - 746 (739-756); Винех - 761 (756-761); Телец - 770 (760-764); Умор - 774 (766).

[В 30 годах Кубрат ("Собиратель") создает Великую Булгарию в Приазовье (оногундуры?), остатки этого государства пали под ударами хазар в середине VII в. (Свод II, с. 238/30). В 50-х годах VI в. авары разгромили объединение булгар в Приазовье (ibid., c. 196/111). 558-559 гг. - переход гуннов (по памятникам булгар или кутригуров) вместе со славянами через Дунай (ibid., c. 290/1, 3), в то же время войско Забергана, правителя кутригуров, прошло в областях рядом с Фессалониками (ibid., c. 184/7).

Тогда же устанавливаются дипломатические сношения между аварами и Византией (ibid., c. 186/18). 617 г. - аварское нашествие на Балканы и осада Фессалоник (ibid., c. 83/1, 197/120). К 618 г. болгары около 50 лет проживали на Балканах (ibid., c. 200/149). 626 г. - участие булгар в осаде вместе с аварами и славянами Константинополя (ibid., c. 72/4). 679-680 гг. - на нижнем Дунае болгары Аспаруха сумели вытеснить аваров (ibid., 238/25). В 650-660 гг. Аспарух появляется в низовьях Дуная (ibid., с. 239/40), 680 г. - булгары напали на Фракию (ibid., c. 312/274), в 680-681 гг. - заключение договора о мире между Аспарухом и Византией (ibid., c. 241/65). 682 г. - Булгары Кувера на территории Македонии (ibid. 316, c. 334). 688 г. - Юстиниан II идет в поход против славян и булгар (ibid., c. 316/333). C 702 г. правление Тервеля (ibid., c. 317/351). 705 г. - болгары и хан Тервель помогают Юстиниану II вернуться на трон (ibid., c. 317/352). Твиремь значит "второй", в данном случае "Тервель второй". В 718 г. Артемий побывал у Тервеля (ibid., c. 243/88). 759 г. - поход Юстиниана V в Македонию и подчинение местных славян и булгар. 760 г. - поход против Булгарии и поражение войск Юстиниана V (ibid., c 318/ 361-369). В 761-763 гг. славяне, бежавшие из-за междоусобиц, переселяются в Малую Азию (ibid. 244/96). 763 г. - сражение войска Телеца из булгар и славян с Константином V, после проигрыша битвы Телец около 10 лет не упоминается - до этого он назывался не каган, а владыка булгар (ibid., c. 245/100, 319/380-384). 764 - "Паган", господин Булгарии, посылает посольство к Константину V, у которого скрывается претендент на трон Сабин (ibid., c. 319/ 386, 387). 767 г. - мирный договор с каганом (имя не упомянуто) (ibid., c. 246/110). 768 г. - хан Телериг становится государем Булгарии (ibid., c. 321/403). 774 г. - болгаро-византийский конфликт, Константин V дошел до Варны (ibid., c. 193/76,321/400,404)].

Уточнение соответствий можно также найти в годе крещения булгар, об этом говорится в "Четырех словах против ариан": сьи же борисъ блъгары крьстилъ ѥстъ bъ лѣто етхъ бехти, по христианским источникам - 864 г., что должно соответствовать булгарскому (3)8 b. Однако числительное етхъ может быть связано только с ехтем = 7, а при 8 должно было бы быть тоутомъ. Это можно объяснить тем, что в именнике мы имеем дело с другим синтаксическим оборотом: 1) все числительные - порядковые (показатель -МЬ, -МЪ, ср. Левитская 1976, с. 48) и стоят после названия года по животному циклу, 2) в данной фразе - числительное в обычной форме и стоит перед животным названием года. Это очень сильно напоминает разницу между конструкциями типа рус. шесть часов и шестой час (= пять часов с минутами). Также ср. наблюдаемый в рунических памятниках способ обозначения годов: beš jigirmi, sekiz qɨrq и др., т. е. 5+20 > 15 лет, 8+40 > 35 лет (см. СИГТЯ, с. 179-180). Другое подтверждение этого факта см. ниже в разборе сакральных названий числительных.

После выяснения порядка 9 названий 12-ричного "животного" цикла интересно соотнести данные с традиционным восточно-азиатским календарем. Во всех вариантах этого календаря цикл начинается с года мыши, за которым идут годы коровы, тигра и т. д. Самый древний китайский календарь начинается с 2637 г. до н. э., и в 821 г. н. э. на него попадает год Синь-Чоу, т. е. (3)8 год коровы, что соответствует булгарскому шегор алемъ. Опираясь на этот факт, устанавливается

значение всех знаков животного цикла:

Булгар.Усл.Значение
ДОХСЪfмышь
ШЕГОРЪgбык
ДИЛОМЪhтигр
ДВАH'Шiзаяц
kдракон
ВЕРЕHИlзмея
ТОХmлошадь
aовца
[БЕХТИ]bобезьяна
ТЕКУcкурица
СОМОРdсобака
eсвинья

Эти слова представляют собой сакральные наименования животных и имеют интересные алтайские этимологии.

дохсъ - 'мышь' (в современном чувашском нет) - тм. *tok-sa-ki 'заяц', ср. также в тм. переходы значений в слове сол. oɣtuna 'род степных мышей', ма. oʯotno 'даурский зайчик' < мо. ogotno 'степная мышь', бур. oxotnoo(n) 'ласка'.

шегоръ - 'бык' (в современном чувашском утеряно, однако заимствовано в др.-коми śokɨr 'мерин' в памятниках XVIII в. (Лыткин В. И.: Историческая грамматика коми языка, ч. I Введение, фонетика, с. 33), ср. аналогичное развитие семантики в мари ińe 'лошадь' < чув. ine 'корова') ⁓ тюрк. sɨɣɨr 'телка оленя, корова'. Булгарский отражает палатализацию *s- перед *i, *ɨ, аналогичную чувашской (см. Мудрак 1987).

диломъ - 'тигр' ⁓ тюрк. *talɨm 'хищник' с переходом пратюрк. *ạ > ɨ, как в чувашском (см. Мудрак 1993, сс. 98-101, 132-134), аналогично и в венгерских заимствованиях tinу 'телка', чув. tɨna ⁓ тюрк. tāna < ир. dhaenū.

дван'ш - 'заяц' (в современном чувашском нет) ⁓ тюрк. tabɨł(ɣ)an id.

В булгарском метатеза š и n, а š является аналогично чувашскому регулярным рефлексом пратюрк.*ł в интервокале (как в словах požъ ⁓ тюрк. *boš 'свободный', vaš- 'дуть (о ветре)' ⁓ тюрк. *ьšь- 'быть холодным', ažъk 'рогожа' ⁓ тюрк. *ešьk и др.). Ср. мо. *tawlaj id.

верени 'змея' - чув. vəʷren id. (фолькл.), тюрк. *цgren ⁓ *цrken 'веревка'.

тох 'лошадь' - ср. мо. *taki 'дикая лошадь, лошадь Пржевальского', тм. *tōki 'лось'.

бехти 'обезьяна' - тюрк. *bčɨn id. с отражением (как в древнечувашском) придыхания перед глухим согласным после краткого гласного (см. Мудрак 1993, сс. 30, 63, 67, 74, 80, 96, 99). В данном случае, а также в словах текѵ, читемь через Т перед передним гласным переданы пратюркские *t, *č перед *i, *ɨ, соответствующие чувашскому č, возникавшему при исторической палатализации данных согласных, через Ч же в данном памятнике передается старая аффриката *č и *j-, давшие в чувашском ś (ср. читемь, чув. śiččəm < *jet(t)im, вечемь, чув. vəʷśśəm < *ьč(č)ьm).

текѵ 'курица' - чув. čъʷɣъʷ < *tioka ⁓ тюрк. *tajuk, *takɨɣu, мо. *takiha, тм. *tioko (см. Мудрак 1993, с. 118-119).

сомор 'собака' - тюрк. *sonar 'собачья охота' > башк. hunar ete 'охотничья собака', тм. *suna 'сворка, собачий повод', ср.-кор. sanhăiŋ 'охота'.

Hазвания, соответствующие 10-ричному циклу и этимологизируемые как числительные, соответствуют китайским значениям следующим образом:

Булгар.Усл.Значение
ТОУТОМЪ//ЕТХЪ81
ЧИТЕМЬ92
ТВИРЕМЬ03
ВЕЧЕМЬ14
25
36
АЛТОМЪ47
АЛЕМЬ58
69
ЕХТЕМЬ70

Для булгарских названий легко находятся чувашские и тюркские соответствия: тоутомъ ⁓ чув. tъʷvatъm, тюрк. *dȫrtь-N-č 'четвертый', витемь ⁓ чув. śičəm, тюрк. *jetti-N-č 'седьмой', твиремь ⁓ чув. təberəm 'другой, второй', слово, сконтаминированное с bir 'один' ⁓ алт. *dui- 'два, второй, пара', вечемь ⁓ чув. viśəm, тюрк. *ьčь-N-č 'третий', алтомъ ⁓ чув. oltъm, тюрк. *altɨ-N-č 'шестой', алемь ⁓ чув. om 'первый, передний', тюрк. *alɨn/m 'перед, лоб', для последнего числительного внутренней этимологии нет.

Ясно, что обычные порядковые числительные стоят как бы в перепутанном порядке.

О. А. Мудрак. Заметки о языке и культуре дунайских булгар

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

а лѣтъ ему имаше Горалемь.

Эта ошибка уже давно исправлена. Правильная разбивка слов: "а лет ему имя шегоралем".

для последнего числительного внутренней этимологии нет.

Действительно, нет. Но в чувашском языке полно иранских заимствований, причём самых древних, что неудивительно: степь в начале н. э. была ещё преимущественно иранской. Здесь, возможно, тоже заимствованный индоевропеизм. Скиф. аста, греч., латынь окто, хинди атх - 8. Отсюда етхъ (етхъ бехти). По-ошибке или ради удобства произношения поменяли местами согласные. Получилось ехтемь. Только вот где протоболгары могли слышать индийскую речь?

Налицо также тюркский сингармонизм гласных. Отсюда два варианта окончания: -омъ и -емь. А вот само окончание порядкового числительного - чисто иранское. В зап.-иранских языках окончание -ом, -ум живо по сей день. Например: 1 - як, 1-ый - якум; 2 - ду, 2-ой - дуюм, дуввум; 3 - се, 3-ий - сеюм, саввом, и т. д.

Что же до соотнесения указанных в Именнике дат с конкретными годами, то тут пока точного ответа нет. Даты не вписываются ни в одну схему.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Насколько именник вообще аутентичен? Вот список гуннских имен:

Валамир (или Баламбер),

Мундук (или Мундзук),

Харатон,

Руа (или Ругила),

Оиварсий,

Бледа,

Денгизих,

Еллах (или Иллак),

Ирник,

Атакам,

Мама,

Верих,

Едекон,

Исла,

Онегизий,

Скота,

Эскама,

Крека,

Васих,

Курсих,

Уто,

Искальма

Ирник и Денгизих известны, как последние вожди гуннов. Тут пишут, что Ирник увел часть гуннов на Волгу, т.е. обратно:

Седьмая часть гуннов, ведомая младшим сыном Аттилы Ирником, из Малой Скифии ушла в Волго-Уральский регион, иначе - Идель-Урал, где они вскоре были побежде-ны и ассимилированы аварами; внуки Ирника - пять сыновей Ружа Джураш Масгута (489-505 гг.) - стали канами Иделя и Кара-Саклана. Гуннская же династия нашла приют у булгар. А гунны рассеялись: часть из них превратилась в булгар, другая - в тувинцев.

http://begunov.spb.ru/index.php?option=com...ask=view&id=110

Независимо от этой ссылки, Ирник и Денгизих - исторические лица V в. Причем гунны.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Возможно, гунны (Авитохол и Ирник) здесь вообще не при делах и приписаны к болгарской династии для придания последней большей авторитетности. Между Эрнаком и Гостуном почти 200 лет, а в Именнике они упоминаются рядом, из-за чего обоим гуннам приходится править четыре с половиной столетия. Слишком явная натяжка.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Возможно, гунны (Авитохол и Ирник) здесь вообще не при делах и приписаны к болгарской династии для придания последней большей авторитетности.

...

Тогда возникает несколько вопросов:

1. Почему "к болгарской династии для придания последней большей авторитетности" "приписаны" именно гунны?

2. Почему "приписаны" именно Авитохол и Ирник, а не кто-либо другой (гунн) из письменных источников или эпической традиции темных веков?

3. Кем могло быть "приписано"?

П.С. Я здесь не "в теме", но очень интересно... yes.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Возможно, гунны (Авитохол и Ирник) здесь вообще не при делах и приписаны к болгарской династии для придания последней большей авторитетности.

Небезызвестный в узких кругах профессор Иван Добрев уверяет, что гунны - это предки болгар. Мол, я в Турции учился - я все знаю. Он бешеный.

Почему "к болгарской династии для придания последней большей авторитетности" "приписаны" именно гунны?

А еще вменяемые кандидаты были? Авары разве что.

Почему "приписаны" именно Авитохол и Ирник, а не кто-либо другой (гунн) из письменных источников или эпической традиции темных веков?

Спишите на то, что мы знаем больше, чем составитель Именника - тогда не было "этих ваших интернетов" и что-то узнать за пределами имеющегося было очень сложно. Т.ч. база данных у составителя Именника могла содержать только имена Авитохола и Ирника.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Небезызвестный в узких кругах профессор Иван Добрев уверяет, что гунны - это предки болгар.

Он же вроде в арийцы болгар записывал. Когда успел переметнуться? Или ему всё равно?

3. Кем могло быть "приписано"?

Самый сложный вопрос. Автор Именника неизвестен. Всё, что о нём можно сказать: 1) болгарин (знал язык); 2) патриот (иначе задумался бы, не многовато ли отмерено лет правления гуннским ханам?); 3) писал не отсебятину, а основывался на источниках (иначе не включил бы в текст древнеболгарские названия лет, смысл которых, возможно, сам уже не понимал).

Bulgar date

dilom tvirem

dokhs tvirem

shegor vechem

vereni alem

tekuchitem tvirem

toh altom

shegor tvirem

(imen)shegor alem

somor altem

dilom tutom

Turkic theory

(Vasil Zlatarski)

Serpent, the 9th

Boar, the 9th

Ox, the 3rd

Wolf, the 1st

Dog, the 9th

Hen, the 6th

Ox, the 9th

Horse, the 1st

Rodent, the 6th

Serpent, the 4th

Turkic theory

(Mosko Moskov)

Serpent, the 9th

Boar, the 9th

Ox, the 3rd

Dragon, additional

Ram, the 9th

Hen, the 6th

Ox, the 9th

Horse, additional

Rodent, the 6th

Serpent, the 4th

Iranian theory

(Petar Dobrev)

Serpent, the 4th

Boar, the 4th

Ox, the 5th

Dragon, the 1st

Horse, the 4th

Hen, the 12th

Ox, the 4th

Ox, the 1st

Rodent, the 12th

Serpent, the 2nd

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

2) ...

патриот (иначе задумался бы, не многовато ли отмерено лет правления гуннским ханам?); 3) писал не отсебятину, а основывался на источниках (иначе не включил бы в текст древнеболгарские названия лет, смысл которых, возможно, сам уже не понимал).

Пункт "2" противоречит пункту "3" - Вы не находите?

Если "включил ... в текст древнеболгарские названия лет, смысл которых, возможно, сам уже не понимал", то как писарь-"патриот" мог задуматься - сколько лет правления отмерено "гуннским ханам"?

П.С. (совсем ненаучно) На каком-то подсознательном уровне есть ощущение, что древние болгары - не тюрки. Слишком быстро ославянились (ассимилировались)!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пункт "2" противоречит пункту "3" - Вы не находите?

Возможно, "гуннскую родословную" состряпали себе сами правители рода Дуло. Но автор Именника был явно образованным человеком. Мало того, что был достаточно учён для работы с первоисточниками, так ещё и знал, что Аттилу (Авитохола) и Гостуна (дядю Кубрат-хана) разделяют несколько веков. Не зная, кем заполнить эту нишу, решил проблему творчески - позволил Аттиле править 300 лет.

На каком-то подсознательном уровне есть ощущение, что древние болгары - не тюрки.

Ну, уж и не славяне.

Кубрат, Батбаян, Котраг, Альцек, Аспарух, Тервел, Севар, Кормисош и т. д..

Тот же Гостун, предположительно, на самом деле звался Органа.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Он же вроде в арийцы болгар записывал. Когда успел переметнуться? Или ему всё равно?

Таки Вы знакомы? Проздравляю! Я с ним "имел удовольствие" пообщаться лет 7-9 назад в течение недели на eurasic.com - нас еле Рустеке растащил (Рустаму всегда респект и уважуха за такт, знания и благородство).

Возможно, Добрев за 7 лет сменил взгляды?

1) болгарин (знал язык)

Какой? Славянский или тюркский? Один болгарин из Тырново сказал мне, что он болгарин, но не славянин, а вообще, в Болгарии сейчас тема их тюркства довольно модная - местный пипл бродит по городам в футболках со всеми 13 ханами анфас.

На каком-то подсознательном уровне есть ощущение, что древние болгары - не тюрки. Слишком быстро ославянились (ассимилировались)!

А франки - не были германцами, а русь - скандинавами, а скифы - иранцами...

Вопрос в соотношении тюркоязычного и славяноязычного населения по численности. И в необходимости распространенного языка межэтнического общения. В Болгарии времен нашествия кочевых болгар таким был язык местных славянских племен.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не зная, кем заполнить эту нишу, решил проблему творчески - позволил Аттиле править 300 лет.

Примеров вставных имен всегда много. Но это не исключает и растягивание периода правления любимых автором персонажей.

Батбаян

Бат - сила, баян - богатый. Чисто монгольское имя.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

* Скажем, в сравнении с той же русью болгары ославянивались очень долго. По крайней мере, вдвое дольше. Что вполне логично. Русские приходили в Гардарику боевыми дружинами (то есть без женщин). Болгары были самостоятельным кочевым народом и долгое время смотрели на славян свысока.

Аспарух - 7-ой век. Сювиги меняют титул на княжеский, а имена - на славянские только в 9-ом.

Таки Вы знакомы?

Нет. Но я его читал.

Славянский или тюркский?

Славянский, конечно. Едва ли Именник мог быть написан раньше крещения и создания славянского алфавита.

местный пипл бродит по городам в футболках со всеми 13 ханами анфас.

Дикари-с.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

According to Zakarius Rhetor and Priscus Rhetor, Patria Onoguria was a vulgar statelet in alliance with Byzantium established in 463 around Azov having been forced west upon the Akatziroi by the Sabirs who in turn were being attacked. Its 7th century period is commonly referred to as Old Great Bulgaria (~600–~690).

Ernakh (469–503) raids on Byzantium

Utigur (503–520)

Grod (520–528) alliance with Byzantium

Mugel and Chinialus (528–530) breaks alliance with Byzantium

Sandilch (mid 6thC) in Southeast supported by Byzantium against Khinialon and Sinnion in Southwest, then Zabergan while Sarosios assists arrangement between Pseudo-Avars in North and Justinian I. Then Kagan Bayan controls the rest of Ukraine for most of the 60s until Sarosios assists Gokturks petition of Justin II to support a "true" Avar candidate in Patria Onoguria against the Pseudo-Avars.

Houdbaad (c. 581-c. 600)

Organa (617–630)

Gostun (2 years)

Kubrat (632–660) extended dominion of Great Bulgarian Onoguria into Pannonia placing Pseudo-Avars under Kuber in Sirmium.

Batbayan of Bulgaria ruled two years before being challenged and forced south by his brother Kotrag who ensured Khazar rule over a loose confederation of tribal city-states from Kiev in the West to Bolghar in the Northeast and the Caspian Gates in the Southeast.

Не спрашивайте, из каких источников эта родословная. Я не знаю. Просто сдул с Википедии.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Русские приходили в Гардарику боевыми дружинами (то есть без женщин).

Все же "русь" - это соционим. Рускыи - это уже притяжательное, далеко не сразу ставшее самоназванием славянского населения Древнерусской державы.

Аспарух - 7-ой век. Сювиги меняют титул на княжеский, а имена - на славянские только в 9-ом.

Да, ономастикон и титулатура часто показывают то, что неясно из других источников.

Тут EvS пытается доказать, что Ольга была из Плиски, а Болгария имела общую границу с Древнерусским государством... Не знаю, как и комментировать. Мол, в надписи Омуртага так написано и болгарские ученые (типа Добрева?) доказали это железно!

Дикари-с.

Своеобразный народ. Не плохой, но в приморских районах жутко развращенный. И, судя по всему, жутко жестокий.

Не спрашивайте, из каких источников эта родословная.

Иде ж Бат-баян?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тут EvS пытается доказать, что Ольга была из Плиски, а Болгария имела общую границу с Древнерусским государством... Не знаю, как и комментировать. Мол, в надписи Омуртага так написано и болгарские ученые (типа Добрева?) доказали это железно!

Насколько я знаю- свою доказательную базу болгары выводят из Нового Владимирского летописца. Время его появления 15 век...кажется. Но именно тогда появилась теория "Москва Третий Рим" . Так что все в тему- обоснование связей Руси и Византии берет свое начало аж с 10 века.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Цитата
(muarrih @ Сегодня, 15:49)

1) болгарин (знал язык)

Какой? Славянский или тюркский?

Если я правильно понял смысл "именника ханов" - язык древних болгар был не славянский и не тюркский, а гуннский... т. е. это были какие-то угры?

Один болгарин из Тырново сказал мне, что он болгарин, но не славянин, а вообще, в Болгарии сейчас тема их тюркства довольно модная - местный пипл бродит по городам в футболках со всеми 13 ханами анфас.

"Пипл схавает..." - "пиплу" можно довольно быстро вбить в голову, что угодно (если это кому-то нужно)...

"Грантоедов", занимающихся подобной деятельностью, и у нас наверное хватает.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Время его появления 15 век...кажется.

Краткий Владимирский летописей, ЕМНИП, 1520-е годы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Все же "русь" - это соционим.

Знакомый расклад. Где-то я уже писал, что социальная группа, у которой есть свой язык, это уже не социальная, а этническая группа. А на существование неславянского русского языка прямо указывает Константин VII (русские названия Днепровских порогов).

Иде ж Бат-баян?

Последний в списке.

Развитие оффтопа о "руси" выделено в тему Этноним (соционим) "русь". Суйко

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если я правильно понял смысл "именника ханов" - язык древних болгар был не славянский и не тюркский, а гуннский... т. е. это были какие-то угры?

Была попытка притянуть болгарские числительные из Именника к угорскому (венгерскому) языку. Крайне неудачная.

http://hbar.phys.msu.ru/gorm/chrono/karasik.htm

* Сами болгары мнят себя не турками, а иранцами. Даже экспедицию отправляли в Иран и Таджикистан. И, конечно, нашли там свои генетические "корни".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Среди серьезных ученных в Болгарии иранизм булгар поддерживал Рашо Рашев и В. Бешевлиев. В целом позиция была такова, что знать была тюркской, а основная масса населения ираноязычной.

Рашо Рашев. Прабългарите през V-VII век. София, 2005. Можно найти в Гугле.

В. БЕШЕВЛИЕВ - ИРАНСКИ ЕЛЕМЕНТИ У ПЪРВОБЪЛГАРИТЕ

http://www.kroraina.com/fadlan/besh.html

Был еще немец Рюдигер Шмитт - IRANICA PROTOBULGARICA . Asparuch und Konsorten im Lichte der Iranischen Onomastik

http://www.kroraina.com/bulgar/schmitt.html

Ну а среди фриков это Войников, благо товарисч принес немалую пользу науку своим сайтом где разместил туеву хучу литературы по булгарам и ираноязычным народов. Так что непрямая польза науке от него все таки есть.

В сложении гуннов и булгар участвовал иранский субстрат.

База для иранизма булгар.

Сейчас будет текст на украинском. Перша згадка про болгар міститься в латинському хронографі 354 року, де у списку племен і народностей Причорномор'я і Прикаспію (потомків Сима) на останньому місці згадуються булгари (Vulgares).

Найдавніше ретроспективна згадка про булгарів міститься у вірменського історика V ст. Мовсеса Хоренаці. За його словами при вірменському царі Аршаку I, сину Вагаршака, булгари поселились на вірменських землях: «В дні Аршака виникли великі смути в цепі великої Кавказської гори, в Країні булгар; багато з них, відокремившись, прийшли в нашу країну.»У вірменському географічному атласі VII ст. «Ашхарацуйц», що спирається на більш стародавніх джерелах, плем'я булхи, поміщається поряд з саками і масагетами. «Народ гунів колись мешкав навколо тієї частини Меотидського озера, що повернута до сходу, і жив на північ від річки Танаїс, як і інші варварські народи, що населяли Азію за Імейською горою. Всі вони називалися егунами або скіфами. За окремими племенами одні з них називалися котригурами, інші утигурами.»Феофілакт Симокатта в описі воєн між племенами Тюркського каганату локалізував батьківщину унугурів (ймовірно булгарське плем'я) в Согдіані (область на границі Афганістану, Узбекистану й Таджикистану, оточена Гіндукушем): «Тільки Бакаф, колись побудований унугурами, був знищений землетрусом, і Согдіана випробувала на собі і мор і землетрус.» Вот собственно и все аргументы о иранскости.

Ну и обычай деформации головы это не только обычай гуннов, они приобрели его у среднеазийских иранцев

ОБЫЧАЙ ПРЕДНАМЕРЕННОЙ ДЕФОРМАЦИИ ГОЛОВЫ В СРЕДНЕЙ АЗИИ - Т.К. Ходжайов

http://www.kroraina.com/casia/hodzhajov.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Относительно самого памятника то думаю он написан не ранее Позднего Средневековья. В любом случае автор должен был быть знаком с латинской и византийской историческими традициями. Первые болгарские хроники это 14-15 вв.

http://ald-bg.narod.ru/biblioteka/bg_sredn...opisi_index.htm

Ну и при Османах в 17-18 в. болгары также издавали свои книги

Славянобългарска история - Св. Паисий Хилендарски (1722 - ок. 1773)

http://www.pravoslavieto.com/books/history_paisij/

Собственно что пишут о рукописях Именника болгарских ханов на болгарском - Запазен е в три късни преписа: 1. Най-старият е т.нар. Уваров препис от ХVв. Съхранява се в Държавния исторически музей в Москва под № Увар. 1334. Описан е в Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания графа А.С. Уварова. Публикуван е за първи път в „Вестник древней историй”, кн.3/1946; 2. Московски препис от ХVІв. Съхранява се в Държавния исторически музей в Москва в т.нар. Синодална сбирка под № Син.280. Този препис е открит и обнародван за пръв път от А.Н. Попов в т. І на «Обзор хронографов русской реакции», Москва,1866г.; 3. Погодинов препис от ХVІв. Съхранява се в обществената библиотека «М.Н.Салтиков-Счедрин» в Петербург в сбирката на М.Н.Погодин под № Погод. 1437. Този препис също е открит и обнародван за пръв път от А.Н. Попов в т. І на «Обзор хронографов русской реакции», Москва,1866г.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Едва ли Именник мог быть написан раньше крещения и создания славянского алфавита.

  • Как указано в самом тексте Именника, его не перенесли через Дунай, а написали на территории южнее Дуная. На етой территории уже тысяча лет как писали на греческом, там владеющих греческой граммотой можно было найти, и текст Именника записали на греческом.
  • В начальном варианте текста были мифологические записи (об Авитихоле и др.) и реальные записи (например об Исперихе). В етом начальном варианте данные согласованны между собой.
  • В течении следующих десятилетий Именник дополняли, но междоусобицы и политическая конъюнктура мешали регулярной поддержке Именника. Данные последних записей упутанные и искаженные.
  • У меня догадка, что и счет по составному 10-летнему циклу упутали.
  • В конце концов, изоставили. Во время Крума и Омуртага етот документ прятался в пыли государственной канцелярии - о его существовании не подозревали.
  • Перевод Именника (с греческого на славянский) сделали около 900г. Все еще знали тогда названия годов по 60-летнему циклу. Год смерти царя Бориса Крестителя указан современником (Тудором Доксовым) как "ехт бехти". Если бы ети названия были тогда забыты, то не смогли бы переводчики с греческого правильно передать календарные термины как "шегор" или "вечем".
  • Да, на славянский Именник перевели именно в десятилетиях после крещения, когда и государственная канцелярия перешла на славянский. До етого, канцелярия использовала греческий. Была наверно такая акция перевода, нашли етот старый документ и перевели с греческого на славянский. Потом перевод попал в Россию, мог бы потеряться.
  • В Болгарии после 12-го века нет следов етого документа. Если он был известен болгарам 12-14-ых веков, то о нем были бы упоминания и на нем ссылались бы. Примерно царь Калоян ссылался на царя Петра. Вообще, вряд ли что-нибудь знали о событиях до Омуртага.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Цитата

Авитохолъ житъ лѣт. ҃т. рѡд ему Дуло. а лѣт ему дилѡмъ твирем. Ирникъ. житъ лѣт. ҃ри. рѡд ему Дуло. а лѣт ему дилом тверимь. Гостунъ наместникь сьï два лѣта. рѡд ему. Ерми. а лѣт ему дохсъ. втиремь. Курт: ҃ѯ лѣт дръжа. рѡд ему Дуло. а лѣт ему шегоръ вечемь. Безмеръ ҃г. лѣт. а рѡд сему Дуло. а лѣт ему шегоръ вемь. сii ҃е кнѧз. дръжаше кнѧженïе обону страну Дунаѧ. лѣтъ. ҃ф.҃еі. остриженами главами. И потѡм пріиде на страну Дунаѧ. Исперих кнѧз тожде и доселѣ. Есперих кнѧз. ҃ѯа лѣт. рѡд Дуло. а лѣт ему верени алем. Тервен. ҃ка. лѣто. рѡд ему Дуло. а лѣт ему текучитем. твирем. ҃ки. лѣт. рѡд ему Дуло. а рѡд ему дваншехтем. Севаръ. ҃еі. лѣт. рѡд ему Дуло. а лѣт ему тохалтом. Кормисошь. ҃зі. лѣт. рѡд ему Вокиль. а лѣт ему шегоръ твиремь. Сïи же княз измѣни рѡд Дулов. рекше Вихтунь. Винех. ҃з. лѣт. а рѡд ему Ѹкиль. а лѣтъ ему имаше Горалемь. Телець. ҃г. лѣта. рѡд Ѹгаинь. а лѣт ему соморъ. алтемь. И сïй иного рад. Ѹморъ. ҃м. днïи. рѡд ему Ѹкиль а ему дилѡм тоутѡм.

Термин "князь" в болгарском именнике. Интересно, именник был составлен до прихода скандов-засланцев или позже?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас