Суйко

Предыстория Кревской унии

18 сообщений в этой теме

В 1384 году литовские князья Ягайло, Скиргайло и Дмитрий-Корибут заключили с Дмитрием Московским и его двоюродным братом Владимиром Серпуховским два предварительных договора, предусматривавшие, в том числе, брак Ягайла с дочерью Дмитрия Донского при условии подчинения литовского князя верховной власти князя московского и признания православия государственной религией Великого княжества Литовского. Однако договоры не были реализованы.

В чем причина?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В 1384 году литовские князья Ягайло, Скиргайло и Дмитрий-Корибут заключили с Дмитрием Московским и его двоюродным братом Владимиром Серпуховским два предварительных договора, предусматривавшие, в том числе, брак Ягайла с дочерью Дмитрия Донского при условии подчинения литовского князя верховной власти князя московского и признания православия государственной религией Великого княжества Литовского. Однако договоры не были реализованы.

В чем причина?

Есть в Вики информация, но не знаю от куда.

"После смерти Ольгерда в 1377 году в Литве началась активная борьба за власть, в которую вмешались Москва, Орда и Орден. Возможность заключения московско-литовского союза посредством женитьбы Ягайло на дочери Дмитрия Донского, активно продвигаемая матерью Ягайло, бывшей тверской княжной Ульяной Александровной, не была реализована, и под давлением тевтонцев Ягайло заключил соглашение с Польшей, женившись на внучке Казимира III Ядвиге, и крестился по католическому обряду."

Русско-литовские войны

Информация об этом периоде есть у Соловьева С. М.

Соловьев С. М. История России с древнейших времен, т.4, c.502

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

под давлением тевтонцев Ягайло заключил соглашение с Польшей, женившись на внучке Казимира III Ядвиге, и крестился по католическому обряду."

Соловьев пишет, что Ягайло был очень "слабохарактерный" и давал своим приближенным возможность себя "уговаривать" dry.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В 1384 году литовские князья Ягайло, Скиргайло и Дмитрий-Корибут заключили с Дмитрием Московским и его двоюродным братом Владимиром Серпуховским два предварительных договора, предусматривавшие, в том числе, брак Ягайла с дочерью Дмитрия Донского при условии подчинения литовского князя верховной власти князя московского и признания православия государственной религией Великого княжества Литовского. Однако договоры не были реализованы.

В чем причина?

Один из договоров был реализован, второй нет. Предварительное соглашение о браке Ягайло с московской княжной было заключено матерью Ягайло, витебской княгиней Ульяной Александровной. О нем сохранились сведения в "Описи архива посольского приказа 1626 года":

"...да тут же грамота великого князя Дмитрея Ивановича и великие княини Ульяны Ольгердовы докончанье о женитве великого князя Ягайла Ольгердовича, а женитися ему у великого князя Дмитрея Ивановича на дочери, а великому князю Дмитрею Ивановичю дочь свою за него дати, а ему, великому князю Ягайлу, быти в их воле и креститися в православную веру и крестьянство свое бъявити во все люди..."

Соглашение, скорее всего, было заключено в конце 1383 г., когда власть Ягайло в ВКЛ висела буквально "на волоске" и ему надо было обеспечить спокойный тыл на востоке с тем, чтобы сосредоточить максимум сил против Витовта и поддерживавшего его в то время Тевтонского Ордена. Кроме того, подобный брачный союз помог бы Ягайле расколоть союз старших Ольгердовичей (Федора, Андрея и Дмитрия Старшего) с московской династией Калитичей, укрепленный еще в 1372 г. браком Владимира Андреевича с Еленой Ольгердовной. Однако, в 1384 г. Ягайле с матерью и братьями удалось добиться разрыва союзнических отношений Витовта с Орденом, и в том же году обозначилась более выгодная партия для князя Яшеньки - польская "королевишна" Ядвига. king2.gif

Изменено пользователем Cyrus Alexios

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

и в том же году обозначилась более выгодная партия для князя Яшеньки - польская "королевишна" Ядвига.

А кто все таки предложил Ядвигу в жены Ягайло (кто был сватом)?

Так получается, что договор с Москвой и его разрыв и решение жениться на Ядвиге были в один год?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А кто все таки предложил Ядвигу в жены Ягайло (кто был сватом)?

Так получается, что договор с Москвой и его разрыв и решение жениться на Ядвиге были в один год?

1. Ягайло "лоббировали" малопольские магнаты, которые незадолго до этого противостояли другому кандидату в короли Польши - Пясту Семко (Земовиту) Мазовецкому. Кроме того, таким образом предполагалось оградить земли Малой Польши от разорительных набегов литовцев, последний из которых состоялся в том же 1384 г. Кто конкретно сватал Ядвигу, неизвестно, по косвенным источниками можно предполагать, что это были сандомирский воевода Ян с Тарнова, его брат Спытко или двоюродный брат, краковский воевода Спытко с Мельштына (О.Халецкий, "История Унии...", с.96-97). Значительную роль играл также епископ Литвы Андрей.

2. Получается так. yes.gif Плюс в этот же год удалось "переманить" на свою сторону Витовта, причем, как я полагаю, и эта акция прошла не без участия "верховной королевы Литвы", а по совместительству любимой матушки Яшеньки, Ванюши, Семушки, Митеньки, Васеньки и Левушки. smile.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Плюс в этот же год удалось "переманить" на свою сторону Витовта,

А это связано как-то с тем, что Витовт крестился по православному обряду? (в 1384 г)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А это связано как-то с тем, что Витовт крестился по православному обряду? (в 1384 г)

Это следствие. Еще 14 июня 1384 года в Мариенвердере Витовт подтверждает свой вассальный договор с Орденом, а уже в июле, ограбив несколько замков, и взяв заложников, уходит в Литву. Думается, что переговоры велись не один день, о нескольких посольствах Ягайло к Витовту сообщают немецкие хроники. Ему пообещали "отцовское наследство" (Городно и Брест), и в придачу, Волынское княжество умершего в конце 1383 года Любарта Гедиминовича. Однако, в отличие от владений Кейстута, непосредственно входивших в Литву, Волынь по своему статусу была своего рода "ассоциированным" государством (как Полоцк или Витебск), и по традиции Луцким князем мог быть только православный. Поэтому католик Виганд, получив титул "herczog czu Luczik und czu Garthin", одновременно становится православным русским князем Александром.

P.S. За всей "операцией", на мой взгляд, стоит фигура княгини Ульяны. Уникальная формула Дубисского договора "по совету нашей возлюбленной матушки" говорит о многом, упоминание грамоты княгини Ульяны в русских источниках свидетельствует о том, что матримониальными делами своих сыновей она занималась непосредственно сама. Вряд ли хитрый, но недалекий (по свидетельству современников) Ягайло смог бы самостоятельно "разрулить" практически "тупиковую ситуацию 1383-84 гг.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

. За всей "операцией", на мой взгляд, стоит фигура княгини Ульяны

Не "дойти" на помощь Мамаю видимо тоже она подсказала?

Поэтому католик Виганд, получив титул "herczog czu Luczik und czu Garthin", одновременно становится православным русским князем Александром.

В 1386 г Витовт снова перекрестился в католичество. Он потерял Волынь?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не "дойти" на помощь Мамаю видимо тоже она подсказала?

Источник: http://svitoc.ru/index.php?showtopic=825&st=0entry15882

Очень вероятно. Хотя, я полагаю, Ягайло "на помощь" Мамаю изначально и не собирался. Задачей было, по всей видимости, "прикрыть" Северщину от возможных попыток победоносных старших братьев отвоевать свою "отчину".

В 1386 г Витовт снова перекрестился в католичество. Он потерял Волынь?

Источник: http://svitoc.ru/index.php?showtopic=825&st=0entry15882

Нет, в 1387 г. Витовт получил от Ягайло привилей на эти земли. Вероятно, это было подтверждение на "жалованья" 1984 г., но есть мнения, что только к 1387 г. Ягайло сподобился выполнить свои обещания. smile.gif

А проблему с князем-католиком решили просто и оригинально еще в 1386: вместо традиционно назначавшегося представителя нетитулованной боярской знати на должность луцкого старосты был определен православный князь - Федор Даниилович Острожский.

Впрочем. и позднее Волынь продолжала оставаться своеобразным православным удельно-княжеским "заповедником" в составе ВКЛ. Есть определенные основания полагать, что даже в сер. XV столетия проигравший войну за власть и получивший в виде "отступного" Великое княжение Волынское Свидригайло, перешел из католичества обратно в православие с именем Александр.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Очень вероятно. Хотя, я полагаю, Ягайло "на помощь" Мамаю изначально и не собирался. Задачей было, по всей видимости, "прикрыть" Северщину от возможных попыток победоносных старших братьев отвоевать свою "отчину".

Спасибо.

В наших краях (в Верхневолжье- это не место рождения княгини, она родилась вероятно во Пскове, но место позднейшего проживания) ходят легенды о том, что Иулиания была против брака сына с полькой и ушла из-за этого в монастырь.

Мне встречались три даты ухода княгини в монастырь- 1377 (год смерти Ольгерда), 1383 г. и дата- незадолго до ее смерти (1399 г.)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В наших краях (в Верхневолжье- это не место рождения княгини, она родилась вероятно во Пскове, но место позднейшего проживания) ходят легенды о том, что Иулиания была против брака сына с полькой и ушла из-за этого в монастырь.

Источник: http://svitoc.ru/index.php?showtopic=825&st=0entry15910

Интересно, что в данном случае местные легенды прямо противоречат летописным источникам. Судя по всему, Ульяна не только дала "добро" на брак своего сына с "королевишной", но и приняла в организации этого брака самое непосредственное участие:

Он же, князь великыи Ягаило, змовилися и з своею материю, и с великою княгинию Ульяною, и со братиею своею, и со всими князи и бояре Литовския земли, и поехав Кракову, в Лядску землю.(ПСРЛ, т.35, с.64.)

Мне встречались три даты ухода княгини в монастырь- 1377 (год смерти Ольгерда), 1383 г. и дата- незадолго до ее смерти (1399 г.)

Источник: http://svitoc.ru/index.php?showtopic=825&st=0entry15910

Дата смерти Ульяны 1399 - очередная лажа из "энторнетов" (и Педивикии, в частности). Ульяна умерла 17 марта 1392, скорее всего, в Витебске, приняв схиму незадолго перед смертью:

Въ лЪто 6900 (1392)... Тое же весны преставися княгиня Олгирдова Улiана, дщи князя Александра Тверскаго, нареченная въ мнишескомъ чину Марина; и положена бысть въ печерЪ на КiевЪ. (ПСРЛ, т.8, с.62.)

Что касается 1399, то в этом году умерли невестка Ульяны, "королевишна" Ядвига, а также ее сестра, вдова Семена Гордого, Мария, в иночестве Фетиния. По всей видимости, "хистореги-педивикийцы" тривиально перепутали сестер. wink.gif

Еще по теме - статья К.Осински (правда,на польском, но все равно очень рекомендую):

Pozycja Julianny Twerskiej w Wielkim Księstwie Litewskim w latach 1377-1382. Próba charakterystyki problemu

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Интересно, что в данном случае местные легенды прямо противоречат летописным источникам. Судя по всему, Ульяна не только дала "добро" на брак своего сына с "королевишной", но и приняла в организации этого брака самое непосредственное участие:

Да,становится понятно, что Ульяна сама хотела брака сына с дочерью Донского, но сама и разорвала помолвку.

Впрочем все равно интересно, что принес бы ВКЛ и Москве брак дочери Дмитрий Ивановича с Ягайло? smile.gif

Дата смерти Ульяны 1399 - очередная лажа из "энторнетов" (и Педивикии, в частности). Ульяна умерла 17 марта 1392, скорее всего, в Витебске, приняв схиму незадолго перед смертью:

Да, спасибо. Дата 1391 (1392г) тоже упоминается.

Но наверное приняла или монашество или монашество и схиму одновременно, т.к. схима это "высшая степень" монашества.

Еще по теме - статья К.Осински (правда,на польском, но все равно очень рекомендую):

Почитала, спасибо smile.gif

Общий смысл поняла- это определение роли княгини Витбской в упрочении позиции сына в период между смертью мужа (Ольгерда- 1377 г.) и смертью дяди Ягайло( брата Ольгерда) Кейстута- 1382 г.

Я так понимаю, что и заговор против Кейстута (и восставие) и договоры с тевтонами-это все результаты влияние Ульяны на сына.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Впрочем все равно интересно, что принес бы ВКЛ и Москве брак дочери Дмитрий Ивановича с Ягайло?

Источник: http://svitoc.ru/index.php?showtopic=825&st=0entry15914

По-моему, здесь есть где разгуляться "альтернативщикам". smile.gif Можно, конечно же, обсуждать, какие бонусы получит та или иная сторона, но, во всех вариантах в проигрыше, на мой взгляд, оказывается тот, кто выиграл "в реале" - знаменитый Витовт. В "московской" альтернативе лучшее, что ему "светит" - это Троцко-Брестско-Луцкий удел, в худшем - маргинальное положение князя-изгнанника в Ордене (типа положения его брата Товтивила-Конрада paladin.gif). "Витовт Великий" вряд ли состоялся бы при таком раскладе.

Но наверное приняла или монашество или монашество и схиму одновременно, т.к. схима это "высшая степень" монашества.

Источник: http://svitoc.ru/index.php?showtopic=825&st=0entry15914

Упоминание в источниках двух ее иноческих имен (Мария и Марина) могут свидетельствовать именно об этом. yes.gif

Я так понимаю, что и заговор против Кейстута (и восстание) и договоры с тевтонами-это все результаты влияние Ульяны на сына.

Источник: http://svitoc.ru/index.php?showtopic=825&st=0entry15914

Тут не только влияние. И в Дубисском договоре с Орденом, и в грамоте Дмитрию Московскому, Ульяна выступает в качестве "подписанта", причем "московское" соглашение вообще заключено ею лично. Мне кажется, что за договорной формулой "по совету и с согласия нашей возлюбленной матушки" скрываются прямые указания властной мамаши своим непутевым сыновьям-"инфантилам", хорошо умевшим только махать мечом. smile.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Упоминание в источниках двух ее иноческих имен (Мария и Марина)

Имена похожи и их часто в древности путали.

Ну пусть будет что она приняла и монашеский постриг и схиму.

Еще вопрос: Ягайло стал королем и ли он был просто мужем королевы?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Еще вопрос: Ягайло стал королем и ли он был просто мужем королевы?

Источник: http://svitoc.ru/index.php?showtopic=825&st=0entry15942

Королем-то он был (так как короновался), но каким-то неполноценным. Его права в Польше были сильно ограничены, по всей видимости, он даже не имел права выдавать привилеи без согласования с Ядвигой. А вот грамоты Ядвиги, выданные ею самостоятельно, известны. Хорошо также известен случай, когда Ядвига прямо запретила своим подданным участвовать в походе на Ворсклу (молчание "короля" Ягайло по этому поводу очень красноречиво), в силу чего в битве приняли участие только поляки, находившиеся в юрисдикции ВКЛ. Все это дало повод Ф.Пекосинскому еще в 19 в. утверждать, что статус Ягайло в Польше при Ядвиге соответствовал скорее статусу принца-консорта, чем короля. Как говорится, "в этом что-то есть"(с).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В 1384 году литовские князья Ягайло, Скиргайло и Дмитрий-Корибут заключили с Дмитрием Московским и его двоюродным братом Владимиром Серпуховским два предварительных договора, предусматривавшие, в том числе, брак Ягайла с дочерью Дмитрия Донского при условии подчинения литовского князя верховной власти князя московского и признания православия государственной религией Великого княжества Литовского. Однако договоры не были реализованы.

В чем причина?

Интересная статья по этой теме: Лицкевич О.В. Православное крещение Ягайло и проект Литовско-Московского династического союза 1376-1377 гг. // Інтэграцыйныя працэсы ў гісторыі краін Усходняй Еўропы: Матэр. Міжнародн. навук. канф., Мінск, 19-20 ліст. 2008 г. / НАН Беларусі, Ін-т гісторыі. Мн., 2008. С. 131-147

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здесь, мне кажется, О.Лицкевич "перемудрил". В 1377 году старшей дочери Дмитрия Ивановича, Софье, едва исполнилось 7 лет. По данным А.Б.Мазурова Софья родилась в сентябре 1370 г., а в XIV-XV веках на Руси неизвестны случаи, когда княжон выдавали бы замуж ранее 12 лет. В то же время речь не могла идти о предварительном соглашении (вроде того, что заключил Витовт с Дмитрием Ивановичем в 1385 году), т.к. в данной ситуации для обеих сторон нужно было "ковать железо, пока горячо". Все-таки, дата 1383-1384 гг. ИМХО наиболее приемлема со всех точек зрения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас