Сергий

Владимир князь за морем Варяжским

9 сообщений в этой теме

Цитата (Сергий @ Янв 20 2013, 06:30) П.С. А в Новгороде Олав всё-таки был - наиболее вероятно, именно к нему за море (на вендский берег?) драпанул юный князь Владимир, когда началась распря между Святославичами...

Gurga

Цитата:

Встречал версию, что кн.Владимир в 977г бежал к норвежскому ярлу Хакону Могучему и женился на его дочери. Косвенное подтверждение можно найти в русской былине "Алёша Попович и Тугарин".

Квартет: Норвежский ярл Хакон Могучий(язычник-развратник) - его дочь - кн.Владимир - норвежский конунг Олаф Трюггвасон (богатырь-святоша). Норвежский ярл Хакон Могучий в 980г оказал военную помощь князю Владимиру, у которого некоторое время служил будущий конунг Норвегии - Олаф Трюггвасон (Олав Кракабен). В 995г Олаф примкнул к мятежу и, после свержения и гибели Хакона Могучего, был избран конунгом Норвегии.

Соответствует былинному квартету:

Змей Тугарин - княгиня - князь Владимир - Алёша Попович. Тугарин плюёт на святые образы. Тугарин вытирает ноги о князя Владимира, а свои жирные руки о грудь княгини. Тугарин по скандинавскому обычаю, как родственник, сидит между кн.Владимиром и княгиней. Алёша Попович убивает Змея Тугарина. Княгиня сочувствует Тугарину, а не Алёше Поповичу.... Хакон Могучий - Змей Тугарин Княгиня - дочь Хакона Могучего Олаф Трюггвасон - Алёша Попович

Источник: http://svitoc.ru/index.php?showtopic=427&st=30entry7271

Отлично! Невзначай Вы зацепили очень интересную тему, которую, несомненно, ждет увлекательное продолжение...

Итак основной её вопрос - куда "эмигрировал" юный князь Владимир?

С нетерпением жду и другие версии...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
С нетерпением жду и другие версии...

Сегодня звёзды удачно сошлись на небе. rolleyes.gif

Как версия.

Владимир мог бежать к конунгу Швеции Эрику Победоносному.

С точки зрения восточных славян и руси - скандинавы асоциировались со "змеями". Легендарный варяг Олег умер от укуса змея, то есть Змей отравил Змея. В 975г конунг Эрик отравил своего брата-соправителя Олафа.

Эрик VI Победоносный (швед. Erik Segersäll, умер в 995) — полулегендарный король Швеции (970—995).

Биография

Вначале Эрик правил Швецией вместе с братом Олафом, но вскоре отравил его во время пира и стал править единолично...

Литература

Adolfsson, Mats När borgarna brann — svenska uppror. — Stockholm: Natur och kultur, 2007.

Larsson, Mats G. Götarnas Riken: Upptäcktsfärder Till Sveriges Enande. — Bokförlaget: Atlantis AB, 2002.

Ссылки

SWEDEN, kings (англ.). Foundation for Medieval Genealogy. Архивировано из первоисточника 20 апреля 2012.Проверено 18 октября 2011.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Итак, если я добавлю к этим версиям ещё одну свою, их будет четыре. Перечислю...

1

наиболее вероятно, именно к нему [Олаву Трюггвасону - предводителю викингов] за море (на вендский берег?) драпанул юный князь Владимир, когда началась распря между Святославичами...

2

...кн. Владимир в 977г. бежал к норвежскому ярлу Хакону Могучему и женился на его дочери.

3

Владимир мог бежать к конунгу Швеции Эрику Победоносному.

4Владимир отправился в Норвегию к хевдингу Эйрику Бьодаскалли. К этому его мог подвигнуть Сигурд сын Эйрика, собиравший для русских князей подати с эстов (см. "Сага об Олафе Трюггвасоне").

Ещё версии будут?

Предлагаю приступить к их "защите" и обсуждению.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Олаву Трюггвасону - предводителю викингов

Судя по плотному военному графику конунга Дании - Свейна Вилобородого, конунга Швеции -Эйрика Победоносного, норвежского ярла Хакона Могучего, претендента на шведский престол Стюрбьёрна Старки, сына конунга Олафа, скорее всего помощь князь Владимир получил от Олава Трюггвасона и его родни.

В принципе саги так и трактуют деятельность Олава Трюггвасона в Гардариках - он вернул земли, ранее принадлежавшие кн.Владимиру и отдал ему всю добычу, что соответствует летописи: вся добыча, например, Киев, досталась кн.Владимиру, а варяг, в буквальном смысле, сплавили в Византию, где Олав мог проникнуться к христианству.

Сплав был в одну сторону. Обратно на кораблях вверх по течению Днепра не возвращались, а огибали Европу с запада. Поэтому каждый год строили насады-барки, моноксилы-однодеревки. В низовьях Днепра был древний город Олешье - скорее всего он был построен из барок.

Изменено пользователем Gurga

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Квартет: Норвежский ярл Хакон Могучий(язычник-развратник) - его дочь - кн.Владимир - норвежский конунг Олаф Трюггвасон (богатырь-святоша).

Соответствует былинному квартету:

Змей Тугарин - княгиня - князь Владимир - Алёша Попович. Тугарин плюёт на святые образы.

Возможно другое развитие событий.

Сын кн.Владимира - Вышеслав, старший сын от ЗАКОННОЙ жены. А Рогнеда и грекиня (вдова Яропълка) - наложницы, военнопленные, за них вира не платилась, и их дети, как бы, были ниже по достоинству сына от законной жены. Следовательно, жениться по закону кн.Владимир мог позже событий 980г и совсем не обязательно, что это была дочь Хакона Могучего.

Былина "Алёша Попович и Змей Тугарин" могла вобрать в себя разные временные события.

Во-первых, есть версия, когда Алёша Попович побеждает Идолище. Это, скорее всего, и есть первоначальный вариант былины: отражение христианизации в 988 и участие в ней Олафа Трюггвасона, что не противоречит саге.

Во-вторых, на Руси был еще один Олаф-изгой: шведский конунг Олаф Толстый (Святой), который в 1029-1030г бежал к кн.Ярославу. Он вроде бы, как бы, тоже "Алёша Попович", но отрицательный герой: он очень был неравнодушен к княгине Ингегерде. Саги даже считают, что сын кн.Ярослава - Всеволод (Хельти) - на самом деле сын от Олафа Толстого. У Олафа Толстого был белый стяг со змеем. В 1030г Олаф Толстый погиб. В более древнем сюжете былины заменили Идолище на Змея Тугарина (от слова "тужить").

Изменено пользователем Gurga

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

...скорее всего помощь князь Владимир получил от Олава Трюггвасона и его родни.

В принципе саги так и трактуют деятельность Олава Трюггвасона в Гардариках - он вернул земли, ранее принадлежавшие кн.Владимиру и отдал ему всю добычу, что соответствует летописи: вся добыча, например, Киев, досталась кн.Владимиру, а варяг, в буквальном смысле, сплавили в Византию...

Да, очень правдоподобно.

Могло быть, например, так:

первоначально варяги Олава Трюггвасона поднялись вверх по Волхову и подчинили (вернули) князю Владимиру Новгород. Затем (вновь из Варяжского моря) поднялись вверх по Двине до Полоцка, разгромили несговорчивого князя Рогволода ("сватовство" Владимира при этом лишь предлог для вооруженного вторжения). С этого момента дорога к волоку на Днепр была открыта.

Сплав был в одну сторону. Обратно на кораблях вверх по течению Днепра не возвращались, а огибали Европу с запада. Поэтому каждый год строили насады-барки, моноксилы-однодеревки. В низовьях Днепра был древний город Олешье - скорее всего он был построен из барок.

А вот с этим никак не могу согласиться. Как, при этом, домой возвращались смоленские русы - вокруг всей Европы? Как и чем торговал Новгород? (собственно эти вопросы лучше обсуждать в профильной ветке - "Путь из варяг в греки).

Саги даже считают, что сын кн.Ярослава - Всеволод (Хельти) - на самом деле сын от Олафа Толстого.
Нельзя ли уточнить - какие саги? Что считают?

В какой саге говорится, что Всеволод (Виссавальд) и Хольти Смелый (сын Ярослава и Ингигерд?) одно лицо?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Нельзя ли уточнить - какие саги? Что считают?

В какой саге говорится, что Всеволод (Виссавальд) и Хольти Смелый (сын Ярослава и Ингигерд?) одно лицо?

Татьяна Джаксон

ЧЕТЫРЕ ВАРЯЖСКИХ КОНУНГА НА РУСИ

"Сага об Олаве Трюггвасоне"

...В редакции S саги монаха Одда тот же фрагмент завершается более пространной, чем в редакции А, генеалогической ремаркой:

Этот Вальдамар был отцом Ярицлейва, отца Хольти, отца Вальдамара, отца Харальда, отца Ингибьёрг, матери Вальдамара, конунга данов [O. Tr. Oddr S, k. 5].

Перед нами – единственный древнескандинавский источник, в котором верно представлено генеалогическое древо Вальдамара Старого, русского князя Владимира Святославича (978-1015 гг.). В большинстве своем саги считают Владимира Мономаха ("Вальдамара, отца Харальда") сыном Ярослава Мудрого. При этом нигде более не раскрывается русское имя сына Ярицлейва Хольти. Только данная информация позволяет установить, что Хольти – это скандинавское имя Всеволода Ярославича, отца Владимира Мономаха [Джаксон 1991. С. 159-163].

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Татьяна Джаксон

ЧЕТЫРЕ ВАРЯЖСКИХ КОНУНГА НА РУСИ

"Сага об Олаве Трюггвасоне"

...В редакции S саги монаха Одда тот же фрагмент завершается более пространной, чем в редакции А, генеалогической ремаркой:

Этот Вальдамар был отцом Ярицлейва, отца Хольти, отца Вальдамара, отца Харальда, отца Ингибьёрг, матери Вальдамара, конунга данов [O. Tr. Oddr S, k. 5].

Перед нами – единственный древнескандинавский источник, в котором верно представлено генеалогическое древо Вальдамара Старого, русского князя Владимира Святославича (978-1015 гг.). В большинстве своем саги считают Владимира Мономаха ("Вальдамара, отца Харальда") сыном Ярослава Мудрого. При этом нигде более не раскрывается русское имя сына Ярицлейва Хольти. Только данная информация позволяет установить, что Хольти – это скандинавское имя Всеволода Ярославича, отца Владимира Мономаха [Джаксон 1991. С. 159-163].

1.Снорри Стурлусон "Круг земной..."

...

Ингигерд вышла замуж за Ярицлейва конунга. Сыновьями их были Вальдамар, Виссивальд и Хольти Смелый.

...

"Виссивальд" - наиболее вероятно и есть Всеволод. Кто такой Хольти Смелый достоверно не известно ни кому.

2. Авторство Одда Сноррасона и его причастность к т. н. "Большой саге об Олаве Трюггвасоне" предположительно и ни кем не доказано. "Большая сага об Олаве Трюггвасоне" содержит значительные и хорошо известные домыслы.

3. Татьяна Джаксон частенько выдает желаемое за действительное.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Судя по плотному военному графику конунга Дании - Свейна Вилобородого, конунга Швеции -Эйрика Победоносного, норвежского ярла Хакона Могучего, претендента на шведский престол Стюрбьёрна Старки, сына конунга Олафа, скорее всего помощь князь Владимир получил от Олава Трюггвасона и его родни.

В принципе саги так и трактуют деятельность Олава Трюггвасона в Гардариках - он вернул земли, ранее принадлежавшие кн.Владимиру и отдал ему всю добычу, что соответствует летописи: вся добыча, например, Киев, досталась кн.Владимиру, а варяг, в буквальном смысле, сплавили в Византию, где Олав мог проникнуться к христианству.

Если считать, что былинный богатырь Алёша Попович - это Олаф Трюггвальсон, то можно привести еще примеры из былин, совпадающие по сюжету с летописью. Например, в былине "Алеша Попович едет в Киев" в претенденте на власть в Киеве - Василии Прекрасном угадывается кн.Яропълк. Точно так же, как в летописи, претендента убивают варяги. Точно так же, как в летописи, кн.Владимир гонит варяг из Киева. Обратите внимание: кн.Владимир расплачивается с варягами землями (Ладогой?).

В былине "Мамаево побоище" Василий Прекрасный зять Мамая. А кн.Яропълк являлся зятем Рогволда. Рогволд - былинный "Мамай"?

После гибели древлянского кн.Олега, кн.Яропълк гонит воеводу Свенельда. Больше о нем нет сведений. А в былине с "Мамаем" - Рогволдом битву ведет старый Илья Муромец - самый сильный русский богатырь. Это кто? Неужели Свенельд? В этой битве за кн.Владимира дрались и другие богатыри, в том числе Добрыня и Алёша Попович.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас