Опубликовано: 30 мар 2013 Цитата (Сергий @ Янв 20 2013, 06:30) П.С. А в Новгороде Олав всё-таки был - наиболее вероятно, именно к нему за море (на вендский берег?) драпанул юный князь Владимир, когда началась распря между Святославичами... Gurga Цитата: Встречал версию, что кн.Владимир в 977г бежал к норвежскому ярлу Хакону Могучему и женился на его дочери. Косвенное подтверждение можно найти в русской былине "Алёша Попович и Тугарин". Квартет: Норвежский ярл Хакон Могучий(язычник-развратник) - его дочь - кн.Владимир - норвежский конунг Олаф Трюггвасон (богатырь-святоша). Норвежский ярл Хакон Могучий в 980г оказал военную помощь князю Владимиру, у которого некоторое время служил будущий конунг Норвегии - Олаф Трюггвасон (Олав Кракабен). В 995г Олаф примкнул к мятежу и, после свержения и гибели Хакона Могучего, был избран конунгом Норвегии. Соответствует былинному квартету: Змей Тугарин - княгиня - князь Владимир - Алёша Попович. Тугарин плюёт на святые образы. Тугарин вытирает ноги о князя Владимира, а свои жирные руки о грудь княгини. Тугарин по скандинавскому обычаю, как родственник, сидит между кн.Владимиром и княгиней. Алёша Попович убивает Змея Тугарина. Княгиня сочувствует Тугарину, а не Алёше Поповичу.... Хакон Могучий - Змей Тугарин Княгиня - дочь Хакона Могучего Олаф Трюггвасон - Алёша Попович Источник: http://svitoc.ru/index.php?showtopic=427&st=30entry7271 Отлично! Невзначай Вы зацепили очень интересную тему, которую, несомненно, ждет увлекательное продолжение... Итак основной её вопрос - куда "эмигрировал" юный князь Владимир? С нетерпением жду и другие версии... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 апр 2013 С нетерпением жду и другие версии... Сегодня звёзды удачно сошлись на небе. Как версия. Владимир мог бежать к конунгу Швеции Эрику Победоносному. С точки зрения восточных славян и руси - скандинавы асоциировались со "змеями". Легендарный варяг Олег умер от укуса змея, то есть Змей отравил Змея. В 975г конунг Эрик отравил своего брата-соправителя Олафа. Эрик VI Победоносный (швед. Erik Segersäll, умер в 995) — полулегендарный король Швеции (970—995). Биография Вначале Эрик правил Швецией вместе с братом Олафом, но вскоре отравил его во время пира и стал править единолично... Литература Adolfsson, Mats När borgarna brann — svenska uppror. — Stockholm: Natur och kultur, 2007. Larsson, Mats G. Götarnas Riken: Upptäcktsfärder Till Sveriges Enande. — Bokförlaget: Atlantis AB, 2002. Ссылки SWEDEN, kings (англ.). Foundation for Medieval Genealogy. Архивировано из первоисточника 20 апреля 2012.Проверено 18 октября 2011. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 апр 2013 Итак, если я добавлю к этим версиям ещё одну свою, их будет четыре. Перечислю... 1наиболее вероятно, именно к нему [Олаву Трюггвасону - предводителю викингов] за море (на вендский берег?) драпанул юный князь Владимир, когда началась распря между Святославичами... 2...кн. Владимир в 977г. бежал к норвежскому ярлу Хакону Могучему и женился на его дочери. 3Владимир мог бежать к конунгу Швеции Эрику Победоносному. 4Владимир отправился в Норвегию к хевдингу Эйрику Бьодаскалли. К этому его мог подвигнуть Сигурд сын Эйрика, собиравший для русских князей подати с эстов (см. "Сага об Олафе Трюггвасоне"). Ещё версии будут? Предлагаю приступить к их "защите" и обсуждению. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 14 апр 2013 (изменено) Олаву Трюггвасону - предводителю викингов Судя по плотному военному графику конунга Дании - Свейна Вилобородого, конунга Швеции -Эйрика Победоносного, норвежского ярла Хакона Могучего, претендента на шведский престол Стюрбьёрна Старки, сына конунга Олафа, скорее всего помощь князь Владимир получил от Олава Трюггвасона и его родни. В принципе саги так и трактуют деятельность Олава Трюггвасона в Гардариках - он вернул земли, ранее принадлежавшие кн.Владимиру и отдал ему всю добычу, что соответствует летописи: вся добыча, например, Киев, досталась кн.Владимиру, а варяг, в буквальном смысле, сплавили в Византию, где Олав мог проникнуться к христианству. Сплав был в одну сторону. Обратно на кораблях вверх по течению Днепра не возвращались, а огибали Европу с запада. Поэтому каждый год строили насады-барки, моноксилы-однодеревки. В низовьях Днепра был древний город Олешье - скорее всего он был построен из барок. Изменено 14 апр 2013 пользователем Gurga Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 14 апр 2013 (изменено) Квартет: Норвежский ярл Хакон Могучий(язычник-развратник) - его дочь - кн.Владимир - норвежский конунг Олаф Трюггвасон (богатырь-святоша). Соответствует былинному квартету: Змей Тугарин - княгиня - князь Владимир - Алёша Попович. Тугарин плюёт на святые образы. Возможно другое развитие событий. Сын кн.Владимира - Вышеслав, старший сын от ЗАКОННОЙ жены. А Рогнеда и грекиня (вдова Яропълка) - наложницы, военнопленные, за них вира не платилась, и их дети, как бы, были ниже по достоинству сына от законной жены. Следовательно, жениться по закону кн.Владимир мог позже событий 980г и совсем не обязательно, что это была дочь Хакона Могучего. Былина "Алёша Попович и Змей Тугарин" могла вобрать в себя разные временные события. Во-первых, есть версия, когда Алёша Попович побеждает Идолище. Это, скорее всего, и есть первоначальный вариант былины: отражение христианизации в 988 и участие в ней Олафа Трюггвасона, что не противоречит саге. Во-вторых, на Руси был еще один Олаф-изгой: шведский конунг Олаф Толстый (Святой), который в 1029-1030г бежал к кн.Ярославу. Он вроде бы, как бы, тоже "Алёша Попович", но отрицательный герой: он очень был неравнодушен к княгине Ингегерде. Саги даже считают, что сын кн.Ярослава - Всеволод (Хельти) - на самом деле сын от Олафа Толстого. У Олафа Толстого был белый стяг со змеем. В 1030г Олаф Толстый погиб. В более древнем сюжете былины заменили Идолище на Змея Тугарина (от слова "тужить"). Изменено 14 апр 2013 пользователем Gurga Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 15 апр 2013 ...скорее всего помощь князь Владимир получил от Олава Трюггвасона и его родни. В принципе саги так и трактуют деятельность Олава Трюггвасона в Гардариках - он вернул земли, ранее принадлежавшие кн.Владимиру и отдал ему всю добычу, что соответствует летописи: вся добыча, например, Киев, досталась кн.Владимиру, а варяг, в буквальном смысле, сплавили в Византию... Да, очень правдоподобно. Могло быть, например, так: первоначально варяги Олава Трюггвасона поднялись вверх по Волхову и подчинили (вернули) князю Владимиру Новгород. Затем (вновь из Варяжского моря) поднялись вверх по Двине до Полоцка, разгромили несговорчивого князя Рогволода ("сватовство" Владимира при этом лишь предлог для вооруженного вторжения). С этого момента дорога к волоку на Днепр была открыта. Сплав был в одну сторону. Обратно на кораблях вверх по течению Днепра не возвращались, а огибали Европу с запада. Поэтому каждый год строили насады-барки, моноксилы-однодеревки. В низовьях Днепра был древний город Олешье - скорее всего он был построен из барок. А вот с этим никак не могу согласиться. Как, при этом, домой возвращались смоленские русы - вокруг всей Европы? Как и чем торговал Новгород? (собственно эти вопросы лучше обсуждать в профильной ветке - "Путь из варяг в греки). Саги даже считают, что сын кн.Ярослава - Всеволод (Хельти) - на самом деле сын от Олафа Толстого.Нельзя ли уточнить - какие саги? Что считают? В какой саге говорится, что Всеволод (Виссавальд) и Хольти Смелый (сын Ярослава и Ингигерд?) одно лицо? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 15 апр 2013 Нельзя ли уточнить - какие саги? Что считают? В какой саге говорится, что Всеволод (Виссавальд) и Хольти Смелый (сын Ярослава и Ингигерд?) одно лицо? Татьяна Джаксон ЧЕТЫРЕ ВАРЯЖСКИХ КОНУНГА НА РУСИ "Сага об Олаве Трюггвасоне" ...В редакции S саги монаха Одда тот же фрагмент завершается более пространной, чем в редакции А, генеалогической ремаркой: Этот Вальдамар был отцом Ярицлейва, отца Хольти, отца Вальдамара, отца Харальда, отца Ингибьёрг, матери Вальдамара, конунга данов [O. Tr. Oddr S, k. 5]. Перед нами – единственный древнескандинавский источник, в котором верно представлено генеалогическое древо Вальдамара Старого, русского князя Владимира Святославича (978-1015 гг.). В большинстве своем саги считают Владимира Мономаха ("Вальдамара, отца Харальда") сыном Ярослава Мудрого. При этом нигде более не раскрывается русское имя сына Ярицлейва Хольти. Только данная информация позволяет установить, что Хольти – это скандинавское имя Всеволода Ярославича, отца Владимира Мономаха [Джаксон 1991. С. 159-163]. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 15 апр 2013 Татьяна Джаксон ЧЕТЫРЕ ВАРЯЖСКИХ КОНУНГА НА РУСИ "Сага об Олаве Трюггвасоне" ...В редакции S саги монаха Одда тот же фрагмент завершается более пространной, чем в редакции А, генеалогической ремаркой: Этот Вальдамар был отцом Ярицлейва, отца Хольти, отца Вальдамара, отца Харальда, отца Ингибьёрг, матери Вальдамара, конунга данов [O. Tr. Oddr S, k. 5]. Перед нами – единственный древнескандинавский источник, в котором верно представлено генеалогическое древо Вальдамара Старого, русского князя Владимира Святославича (978-1015 гг.). В большинстве своем саги считают Владимира Мономаха ("Вальдамара, отца Харальда") сыном Ярослава Мудрого. При этом нигде более не раскрывается русское имя сына Ярицлейва Хольти. Только данная информация позволяет установить, что Хольти – это скандинавское имя Всеволода Ярославича, отца Владимира Мономаха [Джаксон 1991. С. 159-163]. 1.Снорри Стурлусон "Круг земной..." ... Ингигерд вышла замуж за Ярицлейва конунга. Сыновьями их были Вальдамар, Виссивальд и Хольти Смелый. ..."Виссивальд" - наиболее вероятно и есть Всеволод. Кто такой Хольти Смелый достоверно не известно ни кому. 2. Авторство Одда Сноррасона и его причастность к т. н. "Большой саге об Олаве Трюггвасоне" предположительно и ни кем не доказано. "Большая сага об Олаве Трюггвасоне" содержит значительные и хорошо известные домыслы. 3. Татьяна Джаксон частенько выдает желаемое за действительное. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 3 мая 2013 Судя по плотному военному графику конунга Дании - Свейна Вилобородого, конунга Швеции -Эйрика Победоносного, норвежского ярла Хакона Могучего, претендента на шведский престол Стюрбьёрна Старки, сына конунга Олафа, скорее всего помощь князь Владимир получил от Олава Трюггвасона и его родни. В принципе саги так и трактуют деятельность Олава Трюггвасона в Гардариках - он вернул земли, ранее принадлежавшие кн.Владимиру и отдал ему всю добычу, что соответствует летописи: вся добыча, например, Киев, досталась кн.Владимиру, а варяг, в буквальном смысле, сплавили в Византию, где Олав мог проникнуться к христианству. Если считать, что былинный богатырь Алёша Попович - это Олаф Трюггвальсон, то можно привести еще примеры из былин, совпадающие по сюжету с летописью. Например, в былине "Алеша Попович едет в Киев" в претенденте на власть в Киеве - Василии Прекрасном угадывается кн.Яропълк. Точно так же, как в летописи, претендента убивают варяги. Точно так же, как в летописи, кн.Владимир гонит варяг из Киева. Обратите внимание: кн.Владимир расплачивается с варягами землями (Ладогой?). В былине "Мамаево побоище" Василий Прекрасный зять Мамая. А кн.Яропълк являлся зятем Рогволда. Рогволд - былинный "Мамай"? После гибели древлянского кн.Олега, кн.Яропълк гонит воеводу Свенельда. Больше о нем нет сведений. А в былине с "Мамаем" - Рогволдом битву ведет старый Илья Муромец - самый сильный русский богатырь. Это кто? Неужели Свенельд? В этой битве за кн.Владимира дрались и другие богатыри, в том числе Добрыня и Алёша Попович. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах