Sign in to follow this  
Followers 0
Abd-al-Malik

Вьетнамские картины на лакированном дереве

10 posts in this topic

Насколько лакированное дерево как основание для живописи распространен и в Китае?

Если распространен, то возможно сильно отличаются стили самой живописи?

Помнится, ещё бывают расписанные вьетнамские лакированные вазы (причём внутри из тырсы какой-то)

Вот примеры вьетнамских картин на лакированном дереве

Правильно ли понимаю, что стиль этих картин по сравнению с аналогичными картинами 1980-х гг претерпел лёгкую европеизацию - стало больше чётко прорисованных деталей?

В 1980-х быuser posted image

user posted image

user posted image

user posted image

user posted image

user posted image

user posted image

В них всех есть какая-то удивительная сюрреалистичность, особенно в первых 3-х и в последней...

Хотя может они все одного или 2-х художников?

Edited by Abd-al-Malik

Share this post


Link to post
Share on other sites


Мой опыт работы с лаком ограничивается тем, что я покрывал им автомобили. smile.gif Тем не менее постараюсь ответить.

Строго говоря станковая живопись лаком не является традиционной для Вьетнама.

Лак во Вьетнаме известен с древности, им покрывали различные предметы декоративного искусства - лако­вые ширмы, экраны, подносы, футляры, шкатулки и про­чие изделия. Но лаковая живопись на досках появилась только в XX веке. Существует даже история о том, как конце XIX века судно, груженное многими экзотическими товарами, плыло из Тонина в Париж. В трюмах корабля были бережно сложены лаковые изделия, которые должны были удивить парижан на открывающейся художественной выставке.

Однако судьба распорядилась иначе: торговый корабль потерпел крушение, и все грузы, в том числе и прекрасные лаки, оказались на морском дне. Только спустя много лет полуразрушенное судно подняли из пучины, и... к великому изумлению спасателей, изящные лаковые изделия оказались в прекрасном состоянии.

В 1925 году в Ханое открылась школа искусств, которая сочетала европейские новшества с традиционным для ЮВА опытом старых мастеров декоративного искусства. Это привело к различным экспериментам в области искусства, следствием которых стало появление новых жанров - лаковой живописи на досках и письма водяными красками на шелке.

О своеоб­разии современного почерка вьетнамских мастеров лаковой живописи в Европе заговорили лишь после того, как на Всемирной выставке 1931 года в Париже в отделе искусства были выставлены картины уча­щихся и выпускников Высшей школы изящных искусств Индокитая.

Художникам удалось справиться с резким потемнением лака и его губительным воздействием на красители. Берлинская лазурь и прусская синяя дали первые синие оттенки, а в сочетани с золотым порошком или желтым красителем, добываемым из цветка гардении,— зеленые оттенки. Для высветления отдельных красок научились использовать титановые белила. В дальнейшем, комбинируя красители, стали получать различные оттенки и полутона — фиолетово-красные, сиреневые, розовые, алые, зе­леные. Благодаря инкрустации перламутром и яичной скорлупой обогати­лась фактура белых переливчатых тонов, а покрытие их прозрачным цветным лаком (получаемым с помощью канифоли) создавало дополни­тельную декоративную игру красок. Так палитра лаковой живописи при­обрела многоцветность.

До сих пор в технологии лаковой живописи сущест­вует немало трудностей. Работа с лаковыми красками требует большой быстроты (лаки сохнут, затвердевают и темнеют) и в то же время кро­потливости (картина пишется и обрабатывается по частям). При сме­шивании с лаками и высыхании краски порой меняют свой цвет. Много мастерства и терпения требует правильная шлифовка и полировка кар­тины. Все это связывает живописную свободу художника, но зато позво­ляет использовать такие замечательные свойства лаковых красок, как их густоту, интенсивность и блеск, а также новые качества — прозрачность, матовую пастозность, нежность оттенков.

В числе первых экспериментаторов, работавших с лаковыми красками, был Чан Ван Кан, известный художник как масляной, так и лаковой живописи. Его ранние картины, исполненные лаковыми красками, имели успех на Ханойской выставке 1935 года. В них впервые золотой и серебряный порошок был активно использован для введения в картину золотисто-желтых и серебристо-белых тонов и оттенков. В 1937 году ла­ковые картины Вьетнама (в том числе работы Чан Ван Кана) были пред­ставлены на Всемирной выставке в Париже.

На выставке 1958 года в Ханое (экспонаты выставки были показаны в том же году в Москве на Международной выставке изо­бразительного искусства социалистических стран), где лаковая живопись впервые заявила о себе как новый сформировавшийся вид искусства, ра­боты Чан Ван Кана выделялись оригинальным решением — композицион­ным и колористическим. Например, в картине «Орошение полей» высоко поднятый горизонт создает некоторую распластанность и даже оптиче­скую вогнутость пространства. Художник расположил человеческие фи­гуры так, что при массовости сцены каждая из них является звеном в общей цепи ритмического действия. Совместные крестьянские работы по орошению полей похожи на картине на ритуальный танец, где каждый жест выразителен и осмыслен. Характер обрисовки фигур напоминает приемы народного лубка, однако это всего лишь сознательная стилиза­ция. В другом месте картины изображение на фоне черной водной глади золотого бамбука и белой цапли оказывается стилизацией под традиционную декоративную лаковую роспись. Таким образом, в этой картине Чан Ван Кан синтезирует совершенно разные декоративные приемы, ор­ганично соединяя их в одно целое фактурным единством материала — черного лака, позолоты, яичной скорлупы.

user posted image

Интересный результат творческих поисков показал художник Нгуен Хием. В его картине «Ночной поход» (также экспонировалась в Москве в 1958 году) ощущение предрассветной мглы создается холодной сине-зеленой гаммой, кое-где разбавленной белилами. Картина полна таин­ственности и романтичности. Многообразные оттенки серого и голубого лака передают неверный свет предутреннего часа. Неясные силуэты де­ревьев, изогнутые перила мостика и его отражение в воде, лодка, почти слившаяся с берегом, серые тени на голубой воде — все полно зыбко­сти и тишины. Фигуры партизан с винтовками, домик на берегу с горя­щим в нем огоньксм, собака, молча встречающая людей, придают общему настроению сюжетную определенность: партизаны возвращаются в свою деревню из очередного боевого похода.

user posted image

Последовательный реалист и тонкий лирик Фан Кэ Ан строит свою картину «Воспоминания об одном вечере в северо-западном Вьетнаме» (1955) на контрастном сочетании полупрозрачных сине-зеленых тонов со светло-желтой кроющей позолотой.

Эта картина значительна по замыслу и романтична по исполнению. На фоне залитых вечерним солнцем гор четко выделяется цепочка сол­дат в синей форме, спускающихся с перевала в низину горного ущелья. Они идут лицом к солнцу, ловя его последние лучи перед тем, как уйти в темноту ночи. Три основных цвета — желтый, синий, зеленый (не счи­тая небольшого количества черного лака) — передают богатство эмоцио­нального замысла художника благодаря особой игре фактур и разной глу­бине отраженного цвета. Золото неба и освещенных солнцем склонов гор, чистая синь далекой горной гряды, как будто высвеченная изнутри зе­лень затененных склонов (под прозрачным зеленым лаком лежит перла­мутр) и чернота земли на переднем плане составляют палитру этой изум­рудно-золотой картины.

user posted image

К сожалению нашел только монохромные иллюстрации.

Создание лаковой картины — процесс сложный и длительный. Сначала доску покрывают несколькими слоями грунта, основу которого составляют лак-сырец, речной ил и каолин. Каждый слой должен быть тщательно просушен и отполирован, причем делается это в затемненном помещении при определенной влажности, чтобы лак просыхал равномерно. От тщательности всех этих операций во многом зависит «долголетие» живописных картин.

Писать цветными лаками сложно — они вязкие, на воздухе быстро густеют и засыхают. Кроме того, толщина лакового слоя на всей поверхности картины должна быть примерно одинакова, потому что наложить повторный слой или исправить неудачные места уже нельзя.

Написав картину, художник покрывает ее сверху толстым слоем черного непрозрачного лака. Затем предстоит еще один из самых ответственных этапов создания лаковой живописи — заключительная шлифовка картины. Постоянно смачивая картину водой, мастер сначала шлифует «полотно» пемзой, затем листьями бамбука и волосяной щеткой и только потом ладонью. В результате слои черного лака стирается почти полностью, лишь кое-где остается черная «дымка», которая придает предметам на картине светотеневой объем. Картина как будто оживает, на ней появляются блики и тени, глубина неба и прозрачная гладь воды, в которой отражаются облака и листва деревьев.

Одной из разновидностей этого вида искусства являются гравированные лаки, когда в слое черного лака, нанесенного на поверхность доски, специальными резцами воспроизводится задуманная композиция. Лак снимается до нижнего светлого слоя, а бороздки затем заполняются краской — гуашью или маслом. Однако в таких произведениях главное — не цвет, а линия. И мастера-виртуозы из тонкой паутины линий могут создать силуэт.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Лаковый ширпотреб - на любой вкус.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А это, если кому интересно, кустарная фабричонка по производству лаковых изделий.

Насколько лакированное дерево как основание для живописи распространен и в Китае?

В Китае также был хорошо известен сок лакового дерева "цишу", аналогичным образом применявшийся для изготовления декоративных изделий и применяемый сейчас современными китайскими художниками. Но нарицательным для обозначения лака в английском языке долгое время было слово "Japan", потому что именно в Японии климат настолько разрушительно действует на все в естественной среде, что японцы покрывали лаком все подряд - от деревянных перил до самурайских доспехов и чехлов для оружия.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Лак - это китайская находка. Древнейшие лаковые изделия обнаружены в Китае. В остальных странах они - предмет давнего заимствования технологий.

То, что на вьетнамских поделках - обычная для всего региона техника инкрустации перламутром по лаку (в Корее известна под названием "наджон"). Раньше наджон делали очень тщательно, только путем нанесения последовательно слоев лака на специально подготовленную доску, а теперь лакируют и пластик и всякий MDF, на который натягивают ткань. Таких дешевых поделок можно найти на все вкусы и случаи жизни.

Но художественная работа остается традиционной, очень дорога и редка ныне. Лак ведь жутко ядовит. Работать с ним надо очень осторожно. В Гуандуне, например, чтобы лаковые пары не причиняли вреда мастерам, а всякая мелкая пыль не оседала на сохнущие изделия, мастерские располагали на кораблях, стоящих на якоре подальше от берега. Но с 1950-х и там лаковая продукция резко упала в качестве - тоже стали применять пластик в качестве основы, технология нанесения лака стала меняться. В результате все это - жалкое подобие старых работ.

А на самом деле красиво - это резные лаки. И, конечно, правильно сделанный наджон.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Большое всем спасибо за приведенные описания, разъяснения и иллюстрации!

А можно ли привести фото китайских лаковых картин - как аналогичных по технике выше приведённым вьетнамским (хочется сравнить их живописные стили), так и в техниках резных лаки и наджона?

(Я правильно понял, что наджон - это и есть "гравированные лаки, когда в слое черного лака, нанесенного на поверхность доски, специальными резцами воспроизводится задуманная композиция"?)

Lord Snow, а откуда Вы брали три черно-белых иллюстрации лаковых картин? Нету ли там более традиционных или по крайней мере "восточных" с чисто стилистической точки зрения картин? (Только средняя картина по моему гармонично сочетает восточное (традиционное?) с европейским, а первая из них - чистое подражание каким-то импрессионистам, а последняя обычному европейскому реализму)

Откуда обычно берется само живописное содержание лаковых картин?

Мастер лаковой живописи копирует (добавляя от себя лишь оттенки и мелкие штрихи) изображение, нарисованное каким-то другим художником на обычном материале?

Тогда наверное этих копируемых художников не так уж много (копирования на лаковых картинах удостаиваются наиболее выдающиеся?)?

Edited by Abd-al-Malik

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо

Раз лак токсичен, то для чего можно использовать лакированные вазы? Только для сухих букетов?

Гугль даёт не так уж много рисунков на русское слово "наджон"

Как это пишется по английски?

Edited by Abd-al-Malik

Share this post


Link to post
Share on other sites
Lord Snow, а откуда Вы брали три черно-белых иллюстрации лаковых картин? Нету ли там более традиционных или по крайней мере "восточных" с чисто стилистической точки зрения картин? (Только средняя картина по моему гармонично сочетает восточное (традиционное?) с европейским, а первая из них - чистое подражание каким-то импрессионистам, а последняя обычному европейскому реализму)

Подумал, что в цвете все три картины всё равно должны были смотреться несравнимо интереснее (даже несмотря на европейский стиль самой живописи на 1-й и 3-й)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Наберите 나전 по-корейски или Najeon в транскрипции.

Лак токсичен только в процессе изготовления предмета (пока выделяет пары). Потом он становится нерастворимой твердой субстанцией и не дает никаких осложнений - лакируют даже бытовую посуду.

Лак при вдыхании паров и попадании на кожу в жидком виде - это плохо. Это отравление и язвы. А в высохшем виде - абсолютно безопасен.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0