Опубликовано: 31 мар 2013 (изменено) Насколько лакированное дерево как основание для живописи распространен и в Китае? Если распространен, то возможно сильно отличаются стили самой живописи? Помнится, ещё бывают расписанные вьетнамские лакированные вазы (причём внутри из тырсы какой-то) Вот примеры вьетнамских картин на лакированном дереве Правильно ли понимаю, что стиль этих картин по сравнению с аналогичными картинами 1980-х гг претерпел лёгкую европеизацию - стало больше чётко прорисованных деталей? В 1980-х бы В них всех есть какая-то удивительная сюрреалистичность, особенно в первых 3-х и в последней... Хотя может они все одного или 2-х художников? Изменено 31 мар 2013 пользователем Abd-al-Malik Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 31 мар 2013 Мой опыт работы с лаком ограничивается тем, что я покрывал им автомобили. Тем не менее постараюсь ответить. Строго говоря станковая живопись лаком не является традиционной для Вьетнама. Лак во Вьетнаме известен с древности, им покрывали различные предметы декоративного искусства - лаковые ширмы, экраны, подносы, футляры, шкатулки и прочие изделия. Но лаковая живопись на досках появилась только в XX веке. Существует даже история о том, как конце XIX века судно, груженное многими экзотическими товарами, плыло из Тонина в Париж. В трюмах корабля были бережно сложены лаковые изделия, которые должны были удивить парижан на открывающейся художественной выставке. Однако судьба распорядилась иначе: торговый корабль потерпел крушение, и все грузы, в том числе и прекрасные лаки, оказались на морском дне. Только спустя много лет полуразрушенное судно подняли из пучины, и... к великому изумлению спасателей, изящные лаковые изделия оказались в прекрасном состоянии. В 1925 году в Ханое открылась школа искусств, которая сочетала европейские новшества с традиционным для ЮВА опытом старых мастеров декоративного искусства. Это привело к различным экспериментам в области искусства, следствием которых стало появление новых жанров - лаковой живописи на досках и письма водяными красками на шелке. О своеобразии современного почерка вьетнамских мастеров лаковой живописи в Европе заговорили лишь после того, как на Всемирной выставке 1931 года в Париже в отделе искусства были выставлены картины учащихся и выпускников Высшей школы изящных искусств Индокитая. Художникам удалось справиться с резким потемнением лака и его губительным воздействием на красители. Берлинская лазурь и прусская синяя дали первые синие оттенки, а в сочетани с золотым порошком или желтым красителем, добываемым из цветка гардении,— зеленые оттенки. Для высветления отдельных красок научились использовать титановые белила. В дальнейшем, комбинируя красители, стали получать различные оттенки и полутона — фиолетово-красные, сиреневые, розовые, алые, зеленые. Благодаря инкрустации перламутром и яичной скорлупой обогатилась фактура белых переливчатых тонов, а покрытие их прозрачным цветным лаком (получаемым с помощью канифоли) создавало дополнительную декоративную игру красок. Так палитра лаковой живописи приобрела многоцветность. До сих пор в технологии лаковой живописи существует немало трудностей. Работа с лаковыми красками требует большой быстроты (лаки сохнут, затвердевают и темнеют) и в то же время кропотливости (картина пишется и обрабатывается по частям). При смешивании с лаками и высыхании краски порой меняют свой цвет. Много мастерства и терпения требует правильная шлифовка и полировка картины. Все это связывает живописную свободу художника, но зато позволяет использовать такие замечательные свойства лаковых красок, как их густоту, интенсивность и блеск, а также новые качества — прозрачность, матовую пастозность, нежность оттенков. В числе первых экспериментаторов, работавших с лаковыми красками, был Чан Ван Кан, известный художник как масляной, так и лаковой живописи. Его ранние картины, исполненные лаковыми красками, имели успех на Ханойской выставке 1935 года. В них впервые золотой и серебряный порошок был активно использован для введения в картину золотисто-желтых и серебристо-белых тонов и оттенков. В 1937 году лаковые картины Вьетнама (в том числе работы Чан Ван Кана) были представлены на Всемирной выставке в Париже. На выставке 1958 года в Ханое (экспонаты выставки были показаны в том же году в Москве на Международной выставке изобразительного искусства социалистических стран), где лаковая живопись впервые заявила о себе как новый сформировавшийся вид искусства, работы Чан Ван Кана выделялись оригинальным решением — композиционным и колористическим. Например, в картине «Орошение полей» высоко поднятый горизонт создает некоторую распластанность и даже оптическую вогнутость пространства. Художник расположил человеческие фигуры так, что при массовости сцены каждая из них является звеном в общей цепи ритмического действия. Совместные крестьянские работы по орошению полей похожи на картине на ритуальный танец, где каждый жест выразителен и осмыслен. Характер обрисовки фигур напоминает приемы народного лубка, однако это всего лишь сознательная стилизация. В другом месте картины изображение на фоне черной водной глади золотого бамбука и белой цапли оказывается стилизацией под традиционную декоративную лаковую роспись. Таким образом, в этой картине Чан Ван Кан синтезирует совершенно разные декоративные приемы, органично соединяя их в одно целое фактурным единством материала — черного лака, позолоты, яичной скорлупы. Интересный результат творческих поисков показал художник Нгуен Хием. В его картине «Ночной поход» (также экспонировалась в Москве в 1958 году) ощущение предрассветной мглы создается холодной сине-зеленой гаммой, кое-где разбавленной белилами. Картина полна таинственности и романтичности. Многообразные оттенки серого и голубого лака передают неверный свет предутреннего часа. Неясные силуэты деревьев, изогнутые перила мостика и его отражение в воде, лодка, почти слившаяся с берегом, серые тени на голубой воде — все полно зыбкости и тишины. Фигуры партизан с винтовками, домик на берегу с горящим в нем огоньксм, собака, молча встречающая людей, придают общему настроению сюжетную определенность: партизаны возвращаются в свою деревню из очередного боевого похода. Последовательный реалист и тонкий лирик Фан Кэ Ан строит свою картину «Воспоминания об одном вечере в северо-западном Вьетнаме» (1955) на контрастном сочетании полупрозрачных сине-зеленых тонов со светло-желтой кроющей позолотой. Эта картина значительна по замыслу и романтична по исполнению. На фоне залитых вечерним солнцем гор четко выделяется цепочка солдат в синей форме, спускающихся с перевала в низину горного ущелья. Они идут лицом к солнцу, ловя его последние лучи перед тем, как уйти в темноту ночи. Три основных цвета — желтый, синий, зеленый (не считая небольшого количества черного лака) — передают богатство эмоционального замысла художника благодаря особой игре фактур и разной глубине отраженного цвета. Золото неба и освещенных солнцем склонов гор, чистая синь далекой горной гряды, как будто высвеченная изнутри зелень затененных склонов (под прозрачным зеленым лаком лежит перламутр) и чернота земли на переднем плане составляют палитру этой изумрудно-золотой картины. К сожалению нашел только монохромные иллюстрации. Создание лаковой картины — процесс сложный и длительный. Сначала доску покрывают несколькими слоями грунта, основу которого составляют лак-сырец, речной ил и каолин. Каждый слой должен быть тщательно просушен и отполирован, причем делается это в затемненном помещении при определенной влажности, чтобы лак просыхал равномерно. От тщательности всех этих операций во многом зависит «долголетие» живописных картин. Писать цветными лаками сложно — они вязкие, на воздухе быстро густеют и засыхают. Кроме того, толщина лакового слоя на всей поверхности картины должна быть примерно одинакова, потому что наложить повторный слой или исправить неудачные места уже нельзя. Написав картину, художник покрывает ее сверху толстым слоем черного непрозрачного лака. Затем предстоит еще один из самых ответственных этапов создания лаковой живописи — заключительная шлифовка картины. Постоянно смачивая картину водой, мастер сначала шлифует «полотно» пемзой, затем листьями бамбука и волосяной щеткой и только потом ладонью. В результате слои черного лака стирается почти полностью, лишь кое-где остается черная «дымка», которая придает предметам на картине светотеневой объем. Картина как будто оживает, на ней появляются блики и тени, глубина неба и прозрачная гладь воды, в которой отражаются облака и листва деревьев. Одной из разновидностей этого вида искусства являются гравированные лаки, когда в слое черного лака, нанесенного на поверхность доски, специальными резцами воспроизводится задуманная композиция. Лак снимается до нижнего светлого слоя, а бороздки затем заполняются краской — гуашью или маслом. Однако в таких произведениях главное — не цвет, а линия. И мастера-виртуозы из тонкой паутины линий могут создать силуэт. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 31 мар 2013 Лаковый ширпотреб - на любой вкус. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 31 мар 2013 А это, если кому интересно, кустарная фабричонка по производству лаковых изделий. Насколько лакированное дерево как основание для живописи распространен и в Китае? В Китае также был хорошо известен сок лакового дерева "цишу", аналогичным образом применявшийся для изготовления декоративных изделий и применяемый сейчас современными китайскими художниками. Но нарицательным для обозначения лака в английском языке долгое время было слово "Japan", потому что именно в Японии климат настолько разрушительно действует на все в естественной среде, что японцы покрывали лаком все подряд - от деревянных перил до самурайских доспехов и чехлов для оружия. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 31 мар 2013 Лак - это китайская находка. Древнейшие лаковые изделия обнаружены в Китае. В остальных странах они - предмет давнего заимствования технологий. То, что на вьетнамских поделках - обычная для всего региона техника инкрустации перламутром по лаку (в Корее известна под названием "наджон"). Раньше наджон делали очень тщательно, только путем нанесения последовательно слоев лака на специально подготовленную доску, а теперь лакируют и пластик и всякий MDF, на который натягивают ткань. Таких дешевых поделок можно найти на все вкусы и случаи жизни. Но художественная работа остается традиционной, очень дорога и редка ныне. Лак ведь жутко ядовит. Работать с ним надо очень осторожно. В Гуандуне, например, чтобы лаковые пары не причиняли вреда мастерам, а всякая мелкая пыль не оседала на сохнущие изделия, мастерские располагали на кораблях, стоящих на якоре подальше от берега. Но с 1950-х и там лаковая продукция резко упала в качестве - тоже стали применять пластик в качестве основы, технология нанесения лака стала меняться. В результате все это - жалкое подобие старых работ. А на самом деле красиво - это резные лаки. И, конечно, правильно сделанный наджон. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 апр 2013 (изменено) Большое всем спасибо за приведенные описания, разъяснения и иллюстрации! А можно ли привести фото китайских лаковых картин - как аналогичных по технике выше приведённым вьетнамским (хочется сравнить их живописные стили), так и в техниках резных лаки и наджона? (Я правильно понял, что наджон - это и есть "гравированные лаки, когда в слое черного лака, нанесенного на поверхность доски, специальными резцами воспроизводится задуманная композиция"?) Lord Snow, а откуда Вы брали три черно-белых иллюстрации лаковых картин? Нету ли там более традиционных или по крайней мере "восточных" с чисто стилистической точки зрения картин? (Только средняя картина по моему гармонично сочетает восточное (традиционное?) с европейским, а первая из них - чистое подражание каким-то импрессионистам, а последняя обычному европейскому реализму) Откуда обычно берется само живописное содержание лаковых картин? Мастер лаковой живописи копирует (добавляя от себя лишь оттенки и мелкие штрихи) изображение, нарисованное каким-то другим художником на обычном материале? Тогда наверное этих копируемых художников не так уж много (копирования на лаковых картинах удостаиваются наиболее выдающиеся?)? Изменено 1 апр 2013 пользователем Abd-al-Malik Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 апр 2013 Резной китайский лак: http://www.kunstkamera.ru/exposition/encik...sla/reznoj_lak/ Корейский наджон: http://culturedic.daum.net/dictionary_cont...%A5%BA%F8%C1%A2 Лень дальше искать - наберите эти слова в поисковике и получите миллион картинок. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 апр 2013 (изменено) Спасибо Раз лак токсичен, то для чего можно использовать лакированные вазы? Только для сухих букетов? Гугль даёт не так уж много рисунков на русское слово "наджон" Как это пишется по английски? Изменено 2 апр 2013 пользователем Abd-al-Malik Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 апр 2013 Lord Snow, а откуда Вы брали три черно-белых иллюстрации лаковых картин? Нету ли там более традиционных или по крайней мере "восточных" с чисто стилистической точки зрения картин? (Только средняя картина по моему гармонично сочетает восточное (традиционное?) с европейским, а первая из них - чистое подражание каким-то импрессионистам, а последняя обычному европейскому реализму) Подумал, что в цвете все три картины всё равно должны были смотреться несравнимо интереснее (даже несмотря на европейский стиль самой живописи на 1-й и 3-й) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 апр 2013 Наберите 나전 по-корейски или Najeon в транскрипции. Лак токсичен только в процессе изготовления предмета (пока выделяет пары). Потом он становится нерастворимой твердой субстанцией и не дает никаких осложнений - лакируют даже бытовую посуду. Лак при вдыхании паров и попадании на кожу в жидком виде - это плохо. Это отравление и язвы. А в высохшем виде - абсолютно безопасен. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах