Суйко

Обнаружение монет Западного Ляо

1 сообщение в этой теме

Обнаружение монет Западного Ляо

и уточнение названия девиза правления императора Елюй Или.

В ноябре 2008 года авторы получили от кыргызского нумизмата А.М. Камышева известие об обнаружении поблизости от городища Ак-Бешим довольно необычной монеты китайского типа (рис. 1а: Монета сюй-син юань-бао с городища Ак-Бешим). К юго-востоку от Ак-Бешима (древний Суяб) было расположено поселение, в прошлом населённое киданями. Обычными находками на этом месте являются китайские монеты династий Тан (618–907) и Северная Сун (960–1127). Здесь же была найдена и указанная монета. Три иероглифа легенды читались уверенно, в то время как чтение первого знака вызвало определённые затруднения, в итоге в качестве рабочей версии мы остановились на варианте цзи-син юань-бао 績興元寳. Небрежный стиль начертания знаков указывал на среднеазиатское, а не китайское происхождение монеты. С учётом того факта, что девиз правления цзи-син в китайской историографии не известен, при определении данного артефакта было выдвинуто предположение, что это монетовидный амулет местного производства.

user posted image

user posted image

Двумя годами позже, в октябре 2010 г., авторы получили сообщение об обнаружении в Кыргызстане ещё одного экземпляра ранее неопубликованной монеты китайского типа (рис. 1б: Монета сюй-син юань-бао с городища Кара-Джигач). Находка была сделана на городище Кара-Джигач (Тарсакент). Несмотря на утрату части монеты (возможно, что эта часть была не отломана, а отрублена), легенда восстанавливалась без особых затруднений. Более того, находка позволила скорректировать чтение легенды первой монеты с ак-бешимского городища. Стало понятным, что легенда обеих монет должна читаться как сюй-син юань-бао (續興元寳). Однако, эра правления сюй-син также не зафиксирована в китайской историографии.

user posted image

user posted image

Наконец, в начале апреля 2011 г. мы получили от ещё одного независимого источника сообщение о том, что в феврале этого года в поле на расстоянии около 0,8–1 км восточнее центральных развалин городища Красная Речка (Навекат) найден ещё один экземпляр монеты или амулета с аналогичной легендой (рис. 1в: Монета сюй-син юань-бао с городища Красная Речка).

user posted image

user posted image

Сравнение трёх найденных образцов (табл. 1) показало, что мы имеем дело не с монетовидными амулетами, а с монетами, размер которых вполне соответствует размеру литых китайских монет достоинства сяо-пин и чжэ-эр[1]. Достаточно узкий ареал находок в пределах Чуйской долины (см. карту, рис. 2: Топография находок монет сюй-син юань-бао), полное отсутствие упоминаний о подобных монетах в китайских источниках и нумизматической литературе, а также ненормативное графическое исполнение легенды позволили сделать предварительный вывод о местном происхождении данных монет.

user posted image

Литые монеты местного производства[2] с китайской легендой хорошо известны и описаны исследователями [11, с. 31–37, 86–88]. Они представляют собой подражания китайским монетам кай-юань тун-бао 開元通寳 и цянь-юань чжун-бао 乾元重寳 периода 621–762 гг. династии Тан. Их отливка на территории Чуйской долины продолжалась и после того, как в 751 г. из региона[3] ушли китайцы, проигравшие Таласскую битву армии Аббасидского халифата. Вероятнее всего, какая-то часть монет цянь-юань продолжала поступать из Восточного Туркестана, где ещё находились китайские гарнизоны, иначе невозможно объяснить наличие местных подражаний монетам с этим девизом. Принципиальными для характеристики местных выпусков являются следующие особенности:

1. Монеты-подражания изготавливались с отклонениями от принятых в Китае стандартов. Это касается зачастую уменьшенного диаметра и веса, грубой отливки, проявляющейся в оплывших легендах и отсутствия обработки гурта и краёв отверстия монеты.

2. Монеты-подражания отливались исключительно с танских прототипов, к содержанию монетных легенд на китайском языке местные монетчики, видимо, были индифферентны. С одной стороны это подтверждается тем, что подражания китайским монетам продолжали изготавливаться и после ухода китайцев из региона, а с другой стороны – тем, что на многих монетах легенда практически не читается и лишь узнаётся по контурам иероглифов.

Здесь важно отметить, что случаи использования местными монетчиками оригинальных легенд не зафиксированы.

Причина, очевидно, кроется не только в отмеченном выше безразличии монетчиков к китаеязычным легендам, но и в том, что акт принятия девиза правления[4] есть непременный атрибут императорского Китая и, таким образом, «сгенерировать» новую легенду могла только китайская династия или синизированная некитайская.

Обнаруженные монеты с легендой сюй-син юань-бао, несмотря на ненормативную каллиграфию, показывают качественную обработку на монетном дворе, их метрологические параметры не вызывают вопросов и, как было показано выше, соответствуют стандартам для монет одинарного и двойного достоинства. Совершенно очевидно, что они не вписываются в данную группу местных подражаний и, таким образом, вопрос о датировке монет сюй-син периодом династии Тан снимается сам собой.

С другой стороны, в рассматриваемом регионе другие выпуски монет с китайской легендой не фиксируются. Есть информация о нескольких монетах-подражаниях монетам X в. чжоу-юань тун-бао[5], однако, это, скорее, исключение из правила.

Интересной деталью для атрибуции монет сюй-син юань-бао является монетная формула юань-бао в их легенде. Данная формула впервые появляется в 759 г. на монетах с легендами дэ-и юань-бао 得壹元寳 и шунь-тянь юань-бао 順天元寳, выпускавшихся танским повстанцем Ши Сымином. Монет этого типа, насколько известно авторам, на территории Семиречья[6] обнаружено не было, что неудивительно, поскольку они являются довольно редкими и в самом Китае.

После этого юань-бао кратковременно появляется в легендах монет да-ли юань-бао 大曆元寳 (766–780, четвёртый девиз правления танского императора Дай Цзуна 代宗), которые выпускались китайскими гарнизонами, находившимися на территории Восточного Туркестана [3, c. 45–48]. Здесь же локализуются и основные находки монет этого типа. Кроме того, их в некотором количестве находят и в Семиречье [11, с. 88–89], но вопрос о выпуске местных подражаний этим монетам пока остаётся открытым. Точная дата начала выпуска монет с легендой да-ли юань-бао неизвестна, но даже если предположить, что их отливка в Восточном Туркестане началась в первый год эпохи правления да-ли, то знакомство монетчиков Семиречья с формулой юань-бао произошло terminus a quo в 766 г. Однако, как было показано выше, это не послужило поводом для «изобретения» в Семиречье новой монетной легенды, содержащей юань-бао.

Словосочетание юань-бао регулярно появляется в монетных легендах, начиная с периода Пяти династий, достигнув апогея в период династии Северная Сун. Среди нумизматов есть мнение, что его использовали в первом выпуске монет, отливавшихся под конкретным девизом правления. Здесь также уместно отметить, что монеты чжэ-эр начинают принимать заметное участие в денежном обращении в Китае со второй половины правления династии Северная Сун. Оба указанных выше факта являются дополнительными аргументами для предварительной датировки найденных монет не ранее второй половины XI в.

С конца X в. в Семиречье устанавливается власть караханидов, провозгласивших ислам официальной религией. Денежное обращение того периода составляли монеты мусульманского типа, поэтому мы не будем останавливаться на их рассмотрении.

В следующий и последний раз Семиречье попадает в зависимость от Китая (точнее, от политического образования «китайского круга») лишь в годы существования киданьской династии Западное Ляо[7]. Мы приходим к тому, что монеты сюй-син юань-бао могли выпускаться кем-то из правителей этой династии. Об этом же говорит и очень компактный ареал находок всех известных экземпляров на основной территории государства[8]], в радиусе 50 км от бывшей столицы империи кара-китаев – Баласагуна[9].

Двойственная[10] – китайская и центрально-азиатская – природа государства кара-китаев является хорошо известным фактом [18]. Эта двойственность проявлялась во всех сторонах жизни общества – политической, экономической, социальной, культурной и т.д. Не является исключением и нумизматический аспект, хотя само существование собственного денежного обращения кара-китаев оставалось под вопросом.

Дуализм денежного обращения проявляется в том, что исследователи сообщают как о монетах исламского облика [13, с. 223‑229], так и о монетах китайского типа, выпускавшихся кара‑китаями [20, c. 664]. Исламских монет, которые можно связать с кара-китайским государством, относительно немного, при этом практически нет выпусков, на которых прямо указывались бы имя или титул гурхана – императора Западного Ляо[11]. Связь других монет исламского чекана с кара-китаями устанавливается только на основании топографии находок или на основании сведений источников о том, что в определённые годы те или иные города находились под властью Западного Ляо. Что касается литых монет китайского типа, то здесь интрига совсем другого рода.

Виттфогель и Фэн, опираясь на сведения в нумизматических трудах китайских авторов периода династии Цин, сообщают о выпуске монет Западного Ляо с легендами гань-тянь юань-бао и кан-го тун-бао [20, с. 664]. Эта информация воспроизводится почти всеми авторами, как западными, так и восточными, затрагивающими тему литых монет кара-китаев. Что касается монеты гань-тянь юань-бао, то на поверку оказывается, что это миф, уходящий корнями в XII в.[12] Монеты же с девизом кан-го тун-бао, определяемые как выпуски основателя династии Елюй Даши в период правления кан-го (康國, второй девиз правления императора Елюй Даши) в 1134–1144 гг., на самом деле являются фантазией, потому что до настоящего времени в нумизматической литературе не появилось надежных сведений о подлинных монетах этого типа – их нет ни в музейных, ни в частных собраниях. Можно смело утверждать, что до настоящего времени подлинных литых монет кара-китаев известно не было[13].user posted image

Возвращаясь к монетам с легендой сюй-син юань-бао, мы можем отметить, что почерк легенд данных монет своей небрежностью напоминает стиль некоторых монет династии Ляо. Для сравнения на рис. 3 приведена лицевая сторона монеты шоу-чан юань-бао[14] [7, с. 119]. Обращают на себя внимание одинаково смещённые левый и правый иероглифы, особенности написания правой черты с крюком в ключе 儿 иероглифа юань, а также нижних черт ключа 貝 иероглифа бао. Выделяется и особый стиль написания иероглифа син на монете № 1 – такой вариант встречается только на южносунской монете с легендой шао-син тун-бао (рис. 4), современнице рассматриваемого нами периода. Разумеется, при столь небрежном общем стиле начертания монетной легенды указанные выше графические особенности отдельных знаков являются не решающим, а лишь дополнительным аргументом в пользу предлагаемой авторами датировки.Монета <em>шао-син тун-бао</em>, достоинство 2, династия Южная Сун (вес 6,0 г, диам. 28,0 мм, Zeno #62453)

user posted imageuser posted image

user posted imageuser posted image

Итак, с одной стороны, монеты с легендой сюй-син юань-бао по всем признакам датируются не ранее XI в., с другой – сведения об этих монетах в Китае отсутствуют; с одной стороны, девиз правления сюй-син не зафиксирован в историографии Китая; с другой – принять девиз правления могла только китайская династия или синизированная некитайская, а из таких династий в рассматриваемое время в данном регионе могла быть только династия Западное Ляо. Принимая во внимание вышесказанное с учётом топографии находок в окрестностях Баласагуна, мы однозначно датируем монеты сюй-син юань-бао временем существования государства кара-китаев. Остается выяснить, какое отношение к Западному Ляо может иметь эра правления сюй-син из монетной легенды.

Обращает на себя внимание девиз шао-син императора Елюй Или[15] – такой же девиз правления был принят ранее Гао Цзуном, императором династии Южная Сун[16]. В истории китайских династий можно найти не один пример, когда один и тот же девиз правления выбирался разными правителями[17], однако общепринятым было соблюдение уникальности этого символа императорской власти. В сунском источнике описан пример того, как правители избегали повторения формул, уже бывших в употреблении:

«На шестой год [под девизом правления] Цзянь-лун[18] [сунского] Тай-цзу зашла речь о смене девиза, и [император] наказал цзайсяну не обращаться к девизам, бывшим в прежние времена, – оттого девиз сменили на Цянь-дэ. [Однако] после этого [Владыка], увидев у одной наложницы из внутренних покоев зеркало, на обратной стороне которого было [выгравировано] „Цянь-дэ“, обратился за разъяснениями к сюэши Тао Гу, и Гу сказал: „Это девиз правления самозваного Шу“[19].

Тогда спросили наложницу – оказалось, она из подданных шуского вана. После этого [случая] Тай-цзу с ещё большим почтением стал относиться к конфуцианским учёным мужам, сожалея, что цзайсян столь беден знаниями». Оуян Сю. Гуй тянь Лу («Записи вернувшегося к полям»). Пер. И.А. Алимова [9, c. 270].

Представляется маловероятным, чтобы император Западного Ляо выбрал для себя название эры правления, которое к 1151 г. уже 20 лет использовалось императором династии, отношения с которой всегда были далеки от дружественных [18].

Известно, что история династии Ляо составлялась в спешке и содержит много ошибок [21, с. 22]. Усугубляет картину также и практически полное отсутствие сколько-нибудь значимых эпиграфических памятников, найденных на территории, заселённой кара-китаями. В этой связи обнаружение на данной территории трёх монет с девизом правления сюй-син, которые по всем признакам могли быть выпущены только правителем династии Западное Ляо, является серьёзным поводом для пристальной проверки сведений средневекового источника. Опираясь на изложенные выше факты, мы можем предложить только два возможных объяснения – либо в источник на каком-то этапе вкралась ошибка, либо девиз правления был умышленно изменён. Принимая во внимание, что основное значение обоих иероглифов шао и сюй – «продолжать»[20], наиболее вероятной версией представляется сознательная замена иероглифа, которая могла иметь место, например, вследствие следования существовавшему в древнем Китае правилу табуирования иероглифов из личных имён действующих императоров и их предков, членов знатных семей и известных праведников [8].

Примеры подобных замен известны, один из них, применительно к Ляо ши, описан Виттфогелем и Фэном:

«В династийной истории Ляо пятый девиз правления Дао-цзуна упоминается как шоу-лун 壽隆, с единственным исключением в гл. 43, 9b, где девиз упомянут как шоу-чан 壽昌. Поскольку китайское имя Шэн-цзуна звучало как Лун-сюй 隆緒, Дао-цзун не мог, в соответствии с правилами табу, использовать первую часть имени своего деда в девизе правления. Мы убедились в том, что обсуждаемый девиз правления записывался как шоу-чан не только в эпиграфических памятниках Ляо, но и на монетах. Этот факт подтверждает, что Дао-цзун не принял словосочетание шоу-лун, а использовал в качестве своего девиза правления шоу-чан. В то же время в Истории Ляо используется шоу-лун вместо шоу-чан, по-видимому, вследствие того, что во времена Цзинь и Юань иероглиф чан находился под запретом из-за того, что входил в имя кого-то из членов правящих домов. Поэтому исходный девиз правления звучал как шоу-чан вследствие табу на иероглиф лун в период династии Ляо, но позднее был заменён в династийной истории на шоу-лун, поскольку действовало табу на иероглиф чан» [20, с. 182].

Составители Ляо ши заменили иероглиф чан на близкий по значению знак лун[21]21. Похожая ситуация, по нашему мнению, могла иметь место для названия эры правления императора Елюй Или, когда в исторические хроники вместо сюй-син было вписано семантически близкое словосочетание шао-син. Сейчас невозможно сказать, когда такая замена была произведена, но в своде Ляо ши, составленном в середине XIV в., девиз правления уже записан как шао-син. Самые ранние из сохранившихся списков Ляо ши датируются периодом конца династии Юань – начала династии Мин. Подробное выяснение деталей, касающихся данной замены иероглифов, может вылиться в отдельное исследование и выходит за рамки настоящей статьи. Нам важно то, что указанная замена в названии периода правления всё это время оставалась неизвестной, и лишь недавнее обнаружение монет с легендой сюй-син юань-бао позволило взглянуть на сведения источника под другим углом. В результате мы пришли к следующим выводам:

1. Монеты с легендой сюй-син юань-бао являются на сегодняшний день первыми обнаруженными экземплярами монет китайского типа, которые можно с уверенностью отнести к выпускам династии Западное Ляо. Эти монеты могли отливаться только во время правления императора Елюй Или.

2. Указанное в источниках название эры правления шао-син данного императора должно быть исправлено на сюй-син.

user posted image

user posted image

Буквально за несколько дней до срока представления статьи редактору сборника, мы получили сведения об очередной находке монеты с легендой сюй-син юань-бао. Принципиальная важность находки заключается в том, что она была сделана на городище Бурана: во-первых, это городище уверенно отождествляется с Баласагуном, столицей Западного Ляо; во-вторых, по словам А.М. Камышева «в отличие от Краснореченского и Ак-Бешимского городищ, здесь нет материалов раннего средневековья. Буранинские развалины дают материал X–XIV вв….» [11, с. 66], что служит ещё одним аргументом в пользу предлагаемой авторами датировки. Почерк легенды этого экземпляра весом 4,5 г и диаметром 24,0 мм (рис. 5) полностью совпадает с почерком на монете № 2, найденной в Кара-Джигаче. Таким образом, на данный момент мы знаем о находках на месте столицы кара-китайского государства и близлежащих городов четырёх экземпляров монет Западной Ляо сюй-син юань-бао, одинарного и двойного достоинства, с тремя вариантами начертания легенды.

Источники

1. Оуян Сю. Синь Тан Шу (Новая хроника [династии] Тан) / Электронная версия.

2. Хун Цзунь. Цюань Чжи – 1149 г. Факсимильное воспроизведение издания 1603 г. в Чжунго гу цяньби тупу каоши цунбянь, 2 т. Пекин, 1992. Т. 1, с. 1–194.

Литература

3. Ван Юншэн. Синьцзян лиши хоби (Исторические платёжные средства Синьцзяна). Пекин, 2007.

4. Вэй Юэван. Ляо цянь тулу (Иллюстрированный каталог монет [династии] Ляо) // Чжунго цяньби (Нумизматика Китая). 1984, № 1. С. 62–69.

5. Ли Вэйчжо. Ляо Цзинь цяньби (Монеты [династий] Ляо и Цзинь). Пекин, 2009.

6. Ли Фэнци. Силяо цяньби сяои (Сообщение о монетах [династии] Западное Ляо) // Шоуцзан цзе (Мир коллекционеров). 2011, № 3. С. 76.

7. Чжоу Яшу, ред. Ляо, Сися, Цзинь, Юань сычао хоби тулу цзинсюань (Выборочный иллюстрированный каталог платёжных средств 4-х династий Ляо, Западное Ся, Цзинь, Юань). Чифэн, 2003.

8. Чэнь Юань. Шихуй цзюйли (Примеры табу в истории). Шанхай, 1997.

9. Алимов И.А. Лес записей. Китайские авторские сборники X–XIII вв. в очерках и переводах. СПб., 2009.

10. Беляев В.А., Сидорович С.В. Значение иероглифа бао в легенде китайских монет // Труды государственного Эрмитажа. Материалы и исследования Отдела нумизматики. Памяти А.К. Маркова и А.А. Ильина. СПб., (в печати).

11. Камышев А.М. Раннесредневековый монетный комплекс Семиречья. Бишкек, 2002.

12. Камышев А.М. Введение в нумизматику Кыргызстана. Учебное пособие. Бишкек, 2008.

13. Кочнев Б.Д. Нумизматическая история караханидского каганата (991–1209). Источниковедческое исследование. М., 2006.

14. Малявкин А.Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии: тексты и исследования. Новосибирск, 1989.

15. Пиков Г.Г. О столице государства западных киданей // Восточная Азия и соседние территории в средние века. Новосибирск, 1986. С. 24–33.

16. Пиков Г.Г. Между Западом и Востоком. Судьба киданьского анклава в Средней Азии // Медиевистика XXI века: проблемы методологии и преподавания. Вып. III: Запад и Восток: власть, социум, ментальность, особенности исторического развития. Кемерово, 2007. С. 218–254.

17. Belyaev V.A., Nastich V.N., Sidorovich S.V. The coinage of Qara Khitay: A New Evidence (on the Reign Title of the Western Liao Emperor Yelü Yilie) // Proceedings of the 3rd Assemani Symposium on Islamic Coins. Rome, 23–24 September, 2011. (В печати).

18. Biran M. The Empire of the Qara Khitay in Eurasian History. Between China and the Islamic World. Cambridge, 2005.

19. Moule A.C. The Rulers of China. 221 B.C. – A.D. 1949. L., 1957.

20. Wittfogél K.A., Fêng Chia-Shêng. History of the Chinese Society. Liao (907–1125). Philadelphia, 1949.

21. Xu Elina-Qian. Historical development of the pre-dynastic Khitan. Academic dissertation. University of Helsinki. 2005.

22. Zeno – он-лайн нумизматическая база данных.

Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XLII научная конференция: Часть. 1 / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Учреждение Российской академии наук Институт востоковедения (ИВ РАН), 2012. - 395 стр. - Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 6. С. 267-278.

http://www.synologia.ru/a/%D0%9E%D0%B1%D0%...%9B%D1%8F%D0%BE

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас