Sign in to follow this  
Followers 0
andy4675

Догреческий лексикон на примере миноических слов

2 posts in this topic

-Мино(а)с: возможно, термин, обозначающий царя.

-Минотавр: вторая половина слова (тавр) сохранилась в греческом в значении "бык". Ср. праздничные зрелища игр с быком на Крите:

http://el.wikipedia.org/wiki/%CE%91%CF%81%...nossos_bull.jpg

(обычно, тёмными критские живописцы изображали тела мужчин, и светлыми - тела женщин; считается, поэтому, что здесь изображены светлым женщина, а тёмным - мужчина, что означает, что в играх с быком, включавших акробатический прыжок через него, схватившись за его рога, участвовали и женщины - в таком случае, на картинке изображены 3 фазы полёта акробата через быка, а его разноцветное изображение в каждой фазе должно сказать зрителю: "это делают в равной степени как мужчины, так и женщины").

-Лабиринт: слово, сохранившаяся в текстах. В связи с ним в Греческих Вопросах (под номером 45) у Плутарха сохранилось известие о культе Зевса Лабрандского в Карии, а именно статуи Зевса с топором, из Лидии. Согласно Плутарху, слово лабрис означает по-лидийски "секиру". Сегодня считается, что лабиринтом назывался Кносский дворец минойцев, а конкретнее "зал двойных топоров" - комната, где на стенах изображены двойные топоры (возможно, некоторое время там вдоль стен стояли бронзовые прототипы).

-Дедал: связано с существительным среднего рода дедал, означающим своего рода первобытный ксоан божества или человека. Также очевидна связь слова дедал с названием великана-охранника Крита при Миносе, Талоса (кроме того, о Дедале известно, что он сооружал своего рода самоходных кукол-роботов, выполнявших обязанности охранников разных мест на Крите, но не до конца контролируемых). Возможно, слово талос-далос могло обозначать творение (действие). В древнегреч. также было прилагательное πολυδαίδαλ-ο-ς (очень сложный, запутанный-ое). Де-дал, это вероятно глагол, спряжённый в прошедшем времени, и, когда стал непонятен изначальный смысл слова, ставший существительным, и даже личным именем мастера (аналогии - древнегреческие глагольные формы γε-γοναι, τε-τελεσται, τι-ταναι, δε-δομενον, δε-δειγμαι). Титаны, к примеру, для Гесиода это те, кто простёрли руку (глаг. τεινω) на "нечестивое дело", т. е. как бы это их действие наложило отпечаток на их дальнейшую судьбу, когда их свергли олимпийцы, как-бы за их безбожный поступок, запечатлённый в их общем имени: "посмевшие (оскопить отца, или бороться за власть с ним)".

-Талос: см. Дедал.

-Тилисс: в кносских табличках линейного письма Б встречается топоним tu-ri-so.

-Фест

-Гортина

-Радамант-ес

-Пасифая (греческое имя, означающее "видная отовсюду"): считается, что так обозначается критское божество фаз луны.

-Ариадна: негреческое имя. схоже с рядом малоазийских топонимов (напр. карийская Алабанда), а также с Калид(о)ном. Считается, что вполне вероятно Ариадна - не личное имя, а ритуальное имя жрицы-проводницы, посвящавшей непосвящённых людей в таинства Критских игрищ (включая игры с быком), по аналогии с тем, что Минос - тоже обезличенное ритуальное или тронное имя.

-Кносс

-Андрогей: явно греческое имя. Скорее всего поздняя вставка.

-Милат-ос (ионич.: Милет): вероятно, минойская колония в М. Азии, на месте будущего города Милет.

-Диктинна: очевидна связь имени богини с названием сети - δίχτυον (аналогичный пример - имя Полидекта). В Диктинне можно видеть морскую ипостась Артемиды, как покровительницы утопших, особенно моряков и рыбаков (здесь можно опять сравнить с именем Полидект, что является также и эпитетом бога А(и)да, как ловящего в свои сети, собирающего души живущих, и уносящего их в Подземный мир). Также возможна связь имени с Диктейской пещерой.

-Бритомартида: богиня животных. Окончание -ида означает, что она - дочь Бритомарта.

-Тесей: несмотря на написание Θησευς, вполне вероятна связь со словом θυσια, т. е. жертва, в связи с мифом о поезке Тесея к Минотавру.

-Дикта: гора, пещера которой была центром культа минойцев.

-Ида: самая высокая гора Крита, пещера которой была центром культа минойцев.

Share this post


Link to post
Share on other sites

andy4675 Почему, позвольте спросить, в названии ветки фигурирует определение "миноических", а не просто "минойских"? А то потом в таких случаях русскоязычный народ не понимает, почему великаны "инеистые", а не просто "инистые", например smile.gif

Кроме того, позволю себе заметить, что догреческий лексикон в данном контексте называется чисто "средиземноморский субстрат".

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0