Суйко

История обоев

3 сообщения в этой теме

http://www.azeri.ru/papers/echo-az_info/70666/

О.БУЛАНОВА

Сегодня мы поговорим о предмете, который знаком нам с детства и к которому мы все настолько привыкли, что не задумываемся, насколько любопытна его история, уходящая корнями в глубокую древность. Этот известный всем предмет - обои. Обои прежде всего призваны украсить быт человека, сделать его более ярким и выразительным. Буквально до недавнего времени, пока в моду не вошел "евроремонт" (под которым советский человек представлял себе идеально ровные белые стены и желто-синюю мебель в стиле минимализма), сложно было представить себе "голые" крашеные стены, если, конечно, вы не живете в побеленной украинской хате.

Стремлению человека украсить свое жилище столько же лет, сколько самому человечеству. Еще с пещерных времен человек вешал на стены своих импровизированных жилищ шкуры животных и даже представить себе не мог, что его такое простое желание утеплить и хоть как-то "принарядить" стены с последней четверти второго тысячелетия н.э. превратится в огромную отрасль промышленности. Даже древние кочевники в своих юртах звериными шкурами пытались создать что-то, напоминавшее изолированные помещения. Условно эти шкуры, а позже грубые холсты можно считать прообразом современных обоев.

Считается, что обои в более-менее привычном для нас виде, как и многие другие вещи - порох, шелк, фарфор и пр. - впервые появились в Китае. Но это не совсем так. Китай был родиной бумажных обоев, а в начале обои были исключительно из ткани. Об этом говорит и само слово. На русском языке слово "обои", как нетрудно догадаться, имеет происхождение от слова "обивать", а обивать стены бумагой никак не получится, это можно делать только тканью. Тканевые обои впервые человечество узнало очень давно, примерно за тысячу лет до н.э. Их изобретение историки приписывают вавилонянам и ассирийцам, выдумщикам, пожалуй, даже более изобретательным, чем китайцы.

Китайцы же примерно в 200 году уже нашей эры изобрели рисовую бумагу. Точнее, сначала шелковую. Существует предание о некоем Цай Луне, китайском "промышленнике" и изобретателе, который первым додумался взять старую рыболовную сеть с мелкими ячейками и разместить на ней методом осаживания распушенные шелковые волокна. Этот изобретатель получил даже титул "бумажного князя". Случилось это в 105 году н.э. Почти сразу после этого китайцы додумались использовать вместо дорогого шелка дешевые рисовые волокна. Есть данные, что свои жилища китайцы стали украшать такими рисовыми "панно" сразу после изобретения метода. Бумага (если ее можно называть бумагой) в те времена была толстой, напоминала картон, и ею загораживали окна вместо ставен, из нее делались даже межкомнатные перегородки (как впоследствии в Японии). Эти "панно" не были однотонными, китайские художники их причудливо разрисовывали вручную кисточкой, рисунки часто дополнялись иероглифами, и простое покрытие для стены получало вид предмета искусства с философским "налетом". Излюбленными мотивами росписи были птицы, пейзажи и религиозные символы. Многие прото-обои сохранились и до наших дней и украшают лучшие музеи мира и частные собрания, т.к. всегда высоко ценились любителями прекрасного в независимости от модных течений и направлений.

Секрет изготовления рисовой бумаги долгие столетия был ноу-хау и большой тайной китайцев, о которой остальной мир узнал лишь к VI веку. Первыми этот секрет разгадали соседи - японцы. Япония во все времена отличалась удивительной "закрытостью", она самоизолировалась от остального мира, и от японцев мир бы довольно долго не узнал секрет этой бумаги, но китайцы "прокололись" - в 751 году после знаменито сражения при Самарканде китайские пленники выдали секрет изготовления рисовой бумаги арабам. Арабы ничего скрывать не стали, активно используя бумажные обои для своих нужд. Они делали бумагу из льняного или пенькового тряпья на волосяной или шелковой основе, натянутой на деревянную раму по принципу вышивки в пяльцах. Эта технология была весьма распространенной и широко известной в арабском мире. Позже этот способ арабские купцы вывезли через Персию сначала в Северную Африку, оттуда он попал на юг Европы, и к VIII веку данную технологию знали почти все европейские страны того периода.

Однако не нужно думать, что до этого момента в Европе стены были голыми: их украшали гобелены, ковры, кожа и, конечно, обои из шелка и более плотных материй. В домах крестьян и простых городских жителей стены были деревянными, каменными со штукатуркой или побелкой, иногда крашеными. Бумажные обои довольно не скоро пробили себе дорогу, традиционные материалы еще долго были в ходу.

Считается, что широкое распространение бумажные обои в Европе получили лишь в X-XI столетиях. Любопытно, что до этого времени они были черно-белыми, первые цветные обои появились только к концу XI века.

Первое время в Европе копировались китайские сюжеты, но постепенно им на смену приходят и другие: библейские, бытовые, сюжеты на темы охоты, жизни королевского двора, появляются обои с растительным и геометрическим орнаментом. Технологии тоже менялись, обои из грубых и толстых становятся все более тонкими и изящными.

Постепенно бумажные обои приобрели заслуженную популярность и известен даже самый первый крупный заказ: его сделал король Людовик XI в 1481 году своему придворному художнику Жану Бурдишону. Тот за 24 ливра расписал 50 бумажных свитков. Обои были сделаны по вкусу Людовика: на голубом фоне красовались ангелы. Любопытно, что Людовик приказал сделать эти свитки не для того, чтобы раз и навсегда приклеить их к стене, нет. Эти свитки были переносными, Людовик XI страдал манией постоянных переездов - он всю свою жизнь перемещался из замка в замок.

При этом тканые обои продолжали существовать. Для производства тканых обоев в Европе строятся мастерские, открываются гильдии обойщиков, которые существуют за счет многочисленных заказов. Для разработки рисунков приглашаются лучшие художники. Например, известен случай работы для такой мастерской великого Рафаэля. В 1513-1514 годах он изготовил расписанный красками картон, на основании которого должны были сделать обои, призванные украшать Сикстинскую капеллу. Обои по эскизам Рафаэля ткались во Фландрии, в одной из самых известных ткацких мастерских. За работой следил известный нидерландский живописец, получивший образование в рафаэлевской школе - Бернгард Ван Олей. Чем дело кончилось, вы знаете - Сикстинская капелла была в итоге украшена фресками другого великого живописца - Микеланджело. Сейчас эти бесценные вытканные рафаэлевские обои хранятся в одной из художественных галерей Ватикана.

Обои, сделанные по такой технологии и с привлечением мастеров такого уровня, действительно были бесценными. Их не каждый мог себе позволить. А хотелось! Поэтому стали думать, как удешевить производство. Помог один художник, знаменитый фламандец Ян ван Эйк. В XV веке он здраво рассудил, что гораздо проще будет не ткать нарисованный на картоне рисунок, а рисовать на уже вытканном полотне. Это гениальное решение по праву можно считать началом эры печатных обоев. Такой метод позволял значительно снизить себестоимость обоев, а, значит, без проблем завоевать рынок многих европейских стран. Это и было благополучно сделано, и такой способ просуществовал вплоть до конца XVIII века.

Обои в те времена был предметом роскоши, независимо от материала, из которого были сделаны, и прежде всего свидетельствовали о высоком социальном статусе владельца дома, в котором стены были оформлены с помощью этого модного дизайнерского приема - выражаясь современным языком. Они были настолько дорогими, что зачастую ими оформлялись только парадные помещения. Во внутренних покоях стены были крашеными или их украшали традиционные ковры и гобелены. Драгоценные шелковые обои с причудливым сложным рисунком были только в домах особ королевской крови и высшей знати, дворяне попроще довольствовались обыкновенным расписным холстом. Богатые горожане и купцы, не желавшие отставать от высшего света, заказывали художникам (не такого, конечно, уровня, как Рафаэль) разрисованную бумагу, которой оклеивали потом стены. Безусловно, говорить в этом случае о полноценных бумажных обоях просто не приходится.

В те далекие времена рулоны были далеко не такими длинными, как сейчас - десять метров. Например, в 1599 году во Франции в гильдии обойщиков ткались лишь небольшие куски - максимум три-четыре метра длиной. Однако технологии на месте не стояли, и в 1675 году француз Жан Папийон, гравер по образованию, придумал способ изготовления матриц для печати, напоминавших гравюрные доски. Эти матрицы давали возможность изготавливать более длинные полосы ткани с непрерывным повторяющимся рисунком. Этот способ стал новой ступенькой в совершенствовании технологии изготовления обоев. Франция стала признанным лидером в обойном производстве.

В изготовлении же бумажных обоев фортуна от Франции отвернулась, и на первое место стала постепенно выходить ее постоянная соперница - Англия. Английские промышленники быстро смекнули, что бумажные "а-ля Китай" обои гораздо дешевле, а смотрятся ничуть не хуже. Вначале английские обои делались с применением китайской технологи и использованием китайских же рисунков. Эти обои были великолепны, англичане решили в бумажных обоях отразить все признаки тканых обоев, ведь вся Европа привыкла к их высокому качеству. Однако великолепными они стали далеко не сразу: качество рисунка уступало рисунку на тканых обоях, временные затраты тоже были весьма значительными: ведь поначалу бумажные обои раскрашивались вручную, что было долго и очень дорого, даже рисунок по трафарету и тот занимал довольно много времени и тоже был недешевым.

Обойщики придумывали множество разнообразных ухищрений, позволявшим их продукции выглядеть как настоящие тканые обои. Например, англичанин Цанер придумал аж целых два способа, при помощи которых бумажные обои получались поразительно похожими на тканые. Он применил метод тиснения бумаги по принципу тиснения ткани. Второй способ был еще более оригинальным и своеобразным: Цинер брал обрезки шелка или шерсти и даже просто шелковые нити и прикреплял их к прогрунтованной и покрытой клеем бумаге. Клей высыхал, и обрезки шелка было практически невозможно оторвать от поверхности бумаги. Таким остроумным способом создавалась иллюзия тканевого покрытия. Между прочим, именно такими фальшивыми шелковыми обоями были украшены Лувр, официальная резиденция французского правящего дома, и родовой замок герцога Армана-Жана дю Плесси, кардинала де Ришелье.

Для имитации гобелена бумага намазывалась медленно сохнущим клеем и обильно посыпалась пудрой. Этот вид обоев был дешевле имитации шелковых и имел довольно широкое распространение.

Но даже такие способы не позволяли наладить массовое производство. Следующим крупным шагом на пути совершенствования технологий изготовления бумажных обоев было изобретение ручного способа печати с помощью выпуклых резных деревянных печатных форм - так называемых манер. Выступающие части манеры, отдаленно напоминавшей валик, покрывались краской, после чего манера прижималась к бумаге с помощью пресса, и на бумаге оставалось изображение. Надо сказать, ничего нового в этом методе не было - китайцы использовали его еще X веке, в Европе о нем услышали только через 400 с лишним лет.

Параллельно с этим методом, который назывался ксилографией (которая, в отличие от других видов гравирования - офорт, резцовая гравюра и пр. - имела своей целью получение исключительно оттисков на бумаге; печатные формы в ксилографии не представляют собой значения как самостоятельные художественные произведения), некоторое время существовал и метод изготовления рисунка по трафарету, но к XVII веку методом трафарета обои уже практически не изготавливались и он полностью уступил место технике ксилографии. Можно, в общем-то, сказать, что современная техника от техники ксилографии XVII века практически не отличается. Манеры или клише для производства бумажных обоев делались сначала из дерева, потом из металла. Клише было не цельным, а раскладывающимся на отдельные части: для каждого цвета предусматривалась своя часть. Сначала на одну часть клише наносилась определенная краска, форма прикладывалась к бумаге, и получался оттиск. Потом на другую часть наносилась другая краска, клише снова прикладывалось к бумаге к тому же месту, и рисунок обогащался новым цветом. Операция производилась столько раз, сколько цветов было в оригинальном эскизе.

У этого метода был и второй вариант: полностью готовое и собранное клише вручную раскрашивалось разными красками и только потом делался оттиск.

Такие обои, в которых использовалась техника печати гравюр, стали появляться еще в период Ренессанса и пользовались большой популярностью среди просвещенного дворянства, следящего за новыми модными веяниями. Приверженцы старого стиля продолжали занавешивать стены гобеленами, как делали их предки во времена Средневековья. Безусловно, у гобеленов было много преимуществ: они не только украшали комнаты, но и защищали жильцов от неизбежной сырости в каменных помещениях, служили хорошей звукоизоляцией, выполняли функцию своеобразного утеплителя. При этом гобелены ручной работы - впрочем, другой и не было - были весьма и весьма дорогим удовольствием, и их могли себе позволить только очень богатые люди. Менее богатые были не в состоянии приобрести гобелены, что и послужило развитию новой моды на обои.

Первые обои в своих рисунках повторяли сюжеты гобеленов. В первые десятилетия моды на обои на стены часто вешались большие листы бумаги с копиями сюжетов гобеленов. Причем зачастую просто вешались, а не приклеивались. В то время стала появляться первая печатная продукция, что-то типа небольших по размеру копий работ известных художников - живописцев и граверов. Сейчас бы мы такую продукцию назвали постерами или репродукциями. Их-то чаще всего вместо того, чтобы заключить в рамку, и приклеивали, а большие листы бумаги вешали. Многие знаменитые художники специально делали подобные работы, например, всемирно известный мастер гравюр Альберт Дюрер. Он часто работал над большими печатными картинами и также над печатными орнаментами, предназначенными для оклеивания стен. Самой большой такой картиной на бумаге стала "Триумфальная арка", заказанная римским императором Максимилианом I в 1515 году. Это бумажное полотно было колоссальных размеров - 3,57 на 2,95 метра и состояло из 192 листов. Можно сказать, "Триумфальная Арка" была издана в промышленных масштабах - в числе около 700 копий, предназначенных украшать дворцы и ратуши после окраски стен.

К сожалению, образцов ранних обоев сохранилось не очень много, но имеется довольно большое количество старинных эталонных оттисков, часто повторяющих декоративные узоры. Их называли "Орнаментная печать" и они предназначались для производства обоев. Самый ранний из известных образцов обоев найден в Англии, он датируется 1509 годом.

В Англии обои были страшно популярны, однако эта популярность была не очень долгой - после отлучения Генриха VIII от Католической церкви англичане стали отказываться от собственных обоев, потому что предпочитали импортные гобелены - из Фландрии и французского Арраса. Отлучение Генриха сильно ослабило торговлю с Европой.

А во время Протектората Оливера Кромвеля обои вообще были запрещены Пуританским правительством. Однако в период правления Карла II аристократы и просто богатые англичане снова проявили интерес к обоям. Это было обосновано: суровый режим Кромвеля сделал быт людей весьма скучным, и после его смерти аристократы вернулись к старым привычкам - снова начали покупать красивую мебель, элементы декора, которые были запрещены Пуританским правительством как излишества. Не правда ли, все революционные правительства напоминают друг друга? Достаточно вспомнить первые годы советской власти с ее лозунгами "Долой все буржуазное!". Под "буржуазным" понималось все красивое и изящное.

Англия пережила сложные времена и к середине XVIII века стала ведущим производителем обоев в Европе. Большое дело для пропаганды отечественной продукции в Европе сделал английский посол в Париже. Он в 1748 году украсил свой салон синими тиснеными обоями, которые впоследствии стали очень популярными и не только в те годы, но и позже. (Последний всплеск моды на синие обои человечество пережило в конце ХХ века).

Много английской обойной продукции шло на экспорт - дополнительно к потребностям внутреннего рынка, которые были очень высокими. К сожалению, успешная торговля была серьезно ослаблена семилетней войной 1755 года, да и наполеоновские войны, которые легли тяжелым грузом обязательств по импорту во Францию, сделали свое "черное" дело: объем производства обоев в Англии существенно снизился. Однако когда войны закончились, мирное развитие Европы привело к массовой потребности в британских товарах, которые во время войн были недоступны. В перечень британских товаров массового производства входили и дешевые, красочные обои.

Параллельно с европейскими обоями существовали и китайские. Китай поставлял на европейский рынок обои, однако выполнены они были чаще всего не в виде повторяющегося рапорта орнамента, а в виде уникальных, никогда не повторяющихся картин. Для производства таких обоев-картин вырезались большие гравюры, на которые вручную наносилась краска для оттиска. Такие обои были доступны далеко не каждому из-за своей стоимости и продавались партиями по двадцать пять рулонов, каждый из которых был длинной от 1,2 до 3,6 метра. До привычных нам десятиметровых обоев было по-прежнему далеко.

Такие китайские обои были завезены даже в Америку. Случилось это в 1784 году. Один никому не известный банкир из Филадельфии потратил на их покупку одну тысячу долларов - сумма по тем временам неслыханная и шокирующая. Однако по невыясненным до сих пор причинам эти обои не были использованы по назначению. Они так и пролежали в фабричной упаковке до начала ХХ века и были найдены на чердаке одного старинного дома. Нашедший их понял, какое богатство попало в его руки и очень выгодно продал свою находку. На обоях были нанесены изображения производства трех китайских знаменитых продуктов - риса, чая и фарфора. Не стоит даже говорить, насколько ценной была находка, которая была не только обоями как таковыми, но и прекрасной иллюстрацией китайских технологий. В 1924 году новый владелец обоев, в свою очередь, с большой выгодой для себя их перепродал, и они были наклеены в одном из домов Род-Айленда и успешно дожили до нашего времени.

В Америку поставлялись не только китайские обои, но и европейские. Особенно эти поставки стали заметны после открытия в 1752 году первой фабрики обоев. Основал фабрику французский мастер Жан-Батист Ревиллон. Этот промышленник нанял ремесленников, имевших большой опыт работы с шелком и гобеленами. Ревиллон решил выпускать самые тонкие и роскошные обои, когда-либо сделанные человеком. И ему это удалось, его обои стали очень популярными. Достаточно сказать, что знаменитые ревилоновские небесно-голубые обои с французскими геральдическими лилиями присутствовали в 1783 году на первых воздушных шарах братьями Монгольфьер. На его фабрике использовались все новейшие технические достижения, например, он применил метод использования быстрого цвета, который открыл в 1763 году пейзажный живописец Жан-Батист Пиллеман.

Основными сюжетами рисунков стали пейзажи и знаменитые битвы. Эти обои пользовались широкой популярностью не только во Франции, но и в Англии. Французы хоть и потеряли приоритет в изготовлении бумажных обоев, но первыми додумались использовать в качестве сюжетов не только пейзажи, натюрморты, цветы и листья, но и нарисованные на бумаге архитектурные элементы: колонны, карнизы, лепные украшения и т.п., и использовать их в качестве имитации этих элементов. Иной раз было сложно отличить нарисованную колонну из мрамора, малахита или лазурита от настоящей. Богатые англичане очень любили использовать обои ручной работы, раскрашенные вручную и имитировавшие архитектурные элементы. Некоторые декоративные приемы позволяли обоям выглядеть как нарезной бархат и придавали им неповторимое очарование. Впрочем, довольно быстро люди поняли, что обои интересны сами по себе, а не как имитация той или иной фактуры, не как возможность выдать их за лепнину или архитектурный элемент, и стали разрабатываться новые оригинальные рисунки. В XVIII веке это были аллегорические сюжеты, пейзажи, пасторальные изображения пастушков и пастушек, жанровые, любовные сценки, китайские пейзажи или мелкие цветочные узоры, позже появились разнообразные вертикальные полосы, чередующиеся с цветочными колоннами, и даже клетка. Разнообразный орнамент неожиданно добавил обоям новое свойство: до этого обои только украшали интерьер, а теперь научились исправлять недостатки помещения - поднимать его потолок, раздвигать стены, изменять пропорции помещения.

Выпускались даже панорамные обои. Да-да, этот метод, использованные в так называемых фотообоях, бывших страшно популярными в конце эпохи советского застоя, выдумка далеко не ХХ века. Такие обои выпускались на французских фабриках "Зубер и Ко" и "Артур и Робер" в конце XVIII века и экспортировались по всей Европе и даже в Северную Америку. Обои фабрики "Зубер" под названием "Представление Северной Америки" украшали Дипломатическую комнату приемных апартаментов Белого дома. Они были разработаны по классическим канонам XVIII века и были только на верхнюю часть стены: в эпоху Просвещения обои не начинались от пола, как мы привыкли, а наклеивались на стены лишь выше декоративных стеновых панелей, которые были высотой от метра до полутора.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

http://build.novosibdom.ru/node/38

Резонно предположить, что обои придумали там же, где и бумагу - в богатом на древних изобретателей Китае. Если верить легендам, первая в мире бумага появилась в 105 году нашей эры, когда один умный китаец Цай Лунь нанёс на старую рыболовную сеть слой шелковых волокон. Впрочем, другие легенды утверждают, что первая бумага была рисовой. Так или иначе, китайцы сразу стали оклеивать стены своих жилищ новым изобретением: первые обои, радуя глаз разнообразными узорами, делали жилища гораздо более уютными. Кстати, в VI веке секрет изготовления бумаги узнали соседи-японцы и тоже стали использовать её при отделке интерьеров - правда, в качестве разделяющих комнаты перегородок и защищающих от восходящего солнца занавесок. А затем бумагоделанием увлеклись арабы и европейцы.

Но гораздо раньше жителей Поднебесной, за 1000 лет до нашей эры ассирийцы и вавилоняне, согласно ещё одним легендам, изобрели тканые обои. Сначала они были преимущественно чёрно-белыми и без затей, а потом их стали украшать поучительными историческими сценами, библейскими историями и прочими сюжетными картинками. Узнав о производстве тканых обоев, Европа пооткрывала специальные фабрики, где обои делали на заказ по эскизам известных художников. Так, например, Рафаэль в 1513-1514 годах выступил «дизайнером» обоев для Сикстинской часовни, а их выработкой занимался его ученик, нидерландский художник Бернгард Ван Олей. Сегодня эти обои хранятся в одной из ватиканских галерей. Понятно, что такое престижное украшение могли позволить только очень богатые европейцы. Вельможи гордились штофными обои из драгоценной шёлковой или шерстяной пряжи, дворяне с меньшим достатком оформляли стены расписными холстами и зачастую только парадные помещения. В конце концов, на производстве решили экономить. В начале XV века один из основоположников искусства Северного Возрождения, художник фламандской школы Иоанн Ван Эйк предложил расписывать уже готовое полотно, что значительно снизило стоимость тканых обоев и, соответственно, увеличило их популярность. Производством по Ван Эйку занимались до конца XVIII века.

Европейским лидером по производству обоев из бумаги в течение нескольких веков считалась Англия, где бумажные обои делались по китайской технологии. Однако качество изображения, вопреки желаниям изготовителей, сильно уступало тканым обоям. Бумагу раскрашивали по трафарету, времени на это уходило немало, но и расписывать листы вручную было слишком дорогим удовольствием. В XVII-XVIII вв. в странах Западной Европы были популярны так называемые фальшивые шелка - бумажные обои, практически неотличимые от тканей. Метод их изготовления придумал англичанин по фамилии Цанер: он насыпал на грунтованную поверхность бумаги обрезки шелковых нитей, которые приклеивались к ней, когда грунт высыхал. Такими обоями, между прочим, были украшены Лувр и замок кардинала де Ришелье. Тот же Цанер изобрёл ручной способ печати обоев с помощью выпуклой деревянной формы: её выступающие части покрывались краской, на них клали лист бумаги и прижимали сверху прессом. Фактически этот способ использовали ещё китайцы в X веке, в Европе он появился лишь пять веков спустя.

Но говорить о полноценных обоях до изобретения печатного процесса было, конечно, рановато. В 1675 году французский гравер Жан Папильон придумал способ изготовления матриц для печати обоев с непрерывным рисунком, что резко ускорило развитие обойного дела. А в 1799 году француз Луи Робер изобрел машину, которая стала изготавливать рулонную бумагу заданной длины. Однако изобретение Робера, столь важное для промышленного производства обоев, осталось неоценённым: в Англии налог платили с каждого листа, и выпуск обоев рулонами был не выгоден государству, а постоянно воевавшей Франции вообще тогда было не до рулонов. Спустя 40 лет английский печатник Престон стал изготовлять обои на машине для печати на коленкоре и первым применил цилиндрические валики для нанесения рисунка. Именно машина Престона стала прообразом современных обойных станков.

Как же обстояли дела с обоями в нашей стране? Уже в 1632 году в домах многих знатных людей были бумажные обои, но покупались они за границей или производились кустарным способом крепостными. Во второй половине последней трети XVIII века спрос на бумажные обои среди дворян резко возрос из-за всеобщего строительного бума: возникла мода на использование их в оформлении интерьеров. Одним из первых зданий, в интерьере которого обои преобладали, стал Елагин дворец в Петербурге, построенный в 1820-1822 гг. знаменитым зодчим Карлом Росси. Под Петербургом открылась и первая отечественная фабрика, продукция которой по качеству не уступала обоям из Европы. Знаменитая постройка тех лет, где до наших дней лучше всего сохранились бумажные обои, - дворец графа Шереметева в усадьбе Останкино.

Некоторые считают, что переход к массовому производству бумажных обоев после появления машинного способа печати лишил обои прежней утончённости и неповторимости. Старинные расписные обои теперь можно увидеть лишь в музеях, а лидирующую роль на мировом рынке обоев давно играют не Китай и даже не Англия, а Италия и Германия. Но всё же сложно сегодня представить дом, в котором не было бы обоев, ставших важной составляющей нашей повседневной жизни.

user posted image

user posted image

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

user posted image

Яркие обои можно чередовать с однотонными спокойными обоями-компаньонами, как показано на фотографии. Стены комнаты оклеены вновь вошедшими в моду обоями "жуи" – их отличают одноцветные крупные принты, изображающие пасторальные сценки, а также светлыми обоями из той же коллекции.

Текстиль и предметы мебели выбраны того же светлого тона, благодаря чему интерьер в целом получился легким и мягким.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас