Artur1984

Сообщения о русских полоняниках XVII века

64 сообщения в этой теме

Кому интересно, рекомендую посмотреть описание документов Разрядного приказа в Описании книг и документов МАМЮ. Если вы внимательно посмотрите, то увидите, что не только служилые татары в Московском государстве были заинтересованы в получении пленников. Люди - рабочие руки - ценились в те времена на вес золота. Именно по этой причине вообще возникло крепостное право.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Большое количество новоявленного дворянства происходило из свежеприобретенных татарских подданных, принявших православие, а у них была наибольшая нужда в крестьянах для возделывания земли. Видимо поэтому многие полоняники попадали к ним.

А православие они принимали отчасти еще потому, что мусульманам было запрещено жить в городах, их выселяли в слободки.

Последний пост перемещен в профильную тему.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Относительно русских рабов в Европе - точнее о неких рабах-скифах говорил Петрарка в своём письме архиепископу Генуэзскому Гвидо Сетте.

Давнишни несчастья Греции, но  бедствия  скифов  новы.  Откуда  недавно морем годовые запасы хлеба* везли в Венецию, оттуда идут  корабли,  груженные рабами, коих продают несчастные родители, голодом  понуждаемые.  Диковинного вида толпа мужчин и женщин  наводнила  скифскими  мордами  прекрасный  город подобно тому, как прозрачную реку мутит неистовый поток. И коли не нравилась бы толпа сия покупателям более, чем мне, коли не услаждала их  взоры  более, чем мои, не наполнял бы мерзкий народ узкие улицы, не поражав бы привыкших к красивым лицам приезжих, а в своей Скифиия вместе с Голодом, тощим и бледным в покрытом каменьями поле, где помещает его  Назон,  по  сей  день  рвал  бы ногтями и зубами скудные травы.

Франческо Петрарка. Гвидо Сетте, архиепискому Генуэзскому о том, как меняются времена. (Перевод с латинского М. Томашевской)

*Хлеб, вывозившийся из Крыма и Черкесии, был стратегически важным ресурсом в XIV-XV вв. и кормил Византию и Италию. (прим. Saygo).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

точнее о неких рабах-скифах

Те же самые адыги - чем не скифы?

Жанеевцы были отличными работорговцами - их все другие адыги просто ненавидели!

Торговали через Анапу и Геленджик.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Те же самые адыги - чем не скифы?
Возможно. Но откуда голоду взяться там, где только что было море хлеба? Интересно, есть какие-то упоминания о неурожае на Северном Кавказе? Письмо написано в 1361 году, ЕМНИП.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Но откуда голоду взяться там, где только что было море хлеба? Интересно, есть какие-то упоминания о неурожае на Северном Кавказе? Письмо написано в 1361 году, ЕМНИП.

Надо учесть, что адыги жили полукочевым образом - лет через 15 снимались и переходили на новое место. Жили там лет 15 - и снова уходили.

Войны, эпидемии - их постоянно колбасило.

А чтобы русские продавали от голода детей - это кому? Да и практики такой нет. Да и время такое, что тогда Русь была на подъеме.

Петрарка пишет не как очевидец, а как наблюдатель с итальянской стороны - видит только то, что в Италии. А что на Кавказе - не видит. И ничего толком сказать не может.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А чтобы русские продавали от голода детей - это кому?
Вообще в былые времена и такое случалось. НПЛ рече:

Въ лЂто 6636 [1128]. ...Въ се же лЂто лютЂ бяше: осминъка ръжи по гривнЂ бяше; и ядяху люди листъ липовъ, кору березову, инии молиць истълъкше, мятуце съ пелъми и съ соломою; инии ушь, мъхъ, конину; и тако другымъ падъшимъ от глада, трупие по улицямъ и по търгу и по пу/л.12об./тьмъ и всюду; наяша наимиты возити мьртвьця из города; а смородъмь нелга вылести. Туга, бЂда на всЂхъ, отець и мати чадо свое въсажаше въ лодью 3 даромь гостьмъ, ово ихъ измьроша, а друзии разидошася по чюжимъ землямъ. И тако по грЂхомъ нашимъ погыбе земля наша...

Другое дело, что Петрарка мог получить ложную информацию о происхождении этих скифов. Возможно для работорговцев имело смысл выдать их за "неверных", иначе, прознав, что они христиане, власти приказали бы отпустить их на волю.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

отець и мати чадо свое въсажаше въ лодью 3 даромь гостьмъ, ово ихъ измьроша, а друзии разидошася по чюжимъ землямъ

Каким купцам? В смысле национальности? Татарам?

Адыги попадали в рабство как пленники в большинстве случаев.

Возможно для работорговцев имело смысл выдать их за "неверных", иначе, прознав, что они христиане, власти приказали бы отпустить их на волю.

Адыги были христианами. Более того, были адыги-католики (ференгкардаши).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Каким купцам? В смысле национальности? Татарам?
В 12 веке? Шутить изволите?

Адыги были христианами. Более того, были адыги-католики (ференгкардаши).
Отсюда вывод, что вряд ли в Венецию стали бы везти адыгов. Их бы выгрузили в Константинополе. Кстати Венеция к тому времени уже имела собственный порт Провато в Крыму, так что в посредниках не нуждалась.

Вообще надо бы изучить и генуэзское, и венецианское законодательство на предмет работорговли. Насколько я помню, в рабство обращались иноверцы, взятые в плен в бою. Вот на что следует обратить внимание - в 960 году дож Пьетро Кандиано IV ввел ограничения на торговлю рабами. Торговля запрещалась не полностью, в необходимых случаях она допускалась для государственных целей. Если перефразировать, то для нужд дожа и нобилитета, то есть никаких работорговцев не было, подобные операции осуществляли только представители властей.

UPD

Вот, нашел, наконец, касательно рабов. Вывоз христиан действительно контролировался.

О размахе работорговых операций в Северном Причерноморье как раз в кризисный период наглядно свидетельствуют 250 актов венецианского канцелярия в Тане Бенедетто Бьянко, составленных в 1359—1368 гг., и 9 актов скрибы галер Романии Марко Марчелло, составленных за короткий период стоянки в порту Таны в 1362 г. Фрагментом той же деятельности, продолжавшейся в начале XV в., служит серия из 20 актов венецианского нотария Моретто Бона. В экспорте рабов роль Кафы была особенно велика, что обусловливалось ее монополией на транспортировку невольников, гарантированной соглашениями с местными правителями. Кроме того, нельзя не учитывать церковного контроля, возложенного на католического епископа Кафы и призванного воспрепятствовать вывозу христиан. Массарии Кафы 1410 г. неоднократно фиксировали расходы на отправку судов за рабами в порты от Синопа до Перы. Официальные документы Генуи отчетливо указывают на поступление рабов на кафинский рынок из Таны, Воспоро, Севастополя, Фассо, Вати и других портов Черного моря. Основным направлением вывоза был Египет, где рабы составляли гвардию мамлюков, в некоторой степени Майорка и Сицилия, в хозяйстве которых была велика доля рабского труда, и лишь в незначительной мере — Италия. Судя по сообщению Эмануило Пилоти XV в., объем экспорта рабов составлял 2 тыс. человек в год.

А. Г. Еманов, А. И. Попов. Итальянская торговля на Черном море в XIII—XV вв.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В 12 веке? Шутить изволите?

Не увидел дату.

Отсюда вывод, что вряд ли в Венецию стали бы везти адыгов. Их бы выгрузили в Константинополе. Кстати Венеция к тому времени уже имела собственный порт Провато в Крыму, так что в посредниках не нуждалась.

Все же бОльшая часть адыгов была православными.

Получается, что православного адыга вести в Венецию низзя, а православного русского - ОК?

Судя по сообщению Эмануило Пилоти XV в., объем экспорта рабов составлял 2 тыс. человек в год.

Имеется в виду только Италия?

Диковинного вида толпа мужчин и женщин  наводнила  скифскими  мордами  прекрасный  город подобно тому, как прозрачную реку мутит неистовый поток. И коли не нравилась бы толпа сия покупателям более, чем мне, коли не услаждала их  взоры  более, чем мои, не наполнял бы мерзкий народ узкие улицы, не поражав бы привыкших к красивым лицам приезжих

Возможно, тут идет речь о продаже своих детей татарами - ярко выраженное противопоставление внешности "скифов" внешности итальянцев может говорить о монголоидности рабов.

Такие факты часты - даже для Китая XIV в., где монголы были высшей нацией.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Получается, что православного адыга вести в Венецию низзя, а православного русского - ОК?

Вероятнее всего католическому попу не было дела до православных схизматиков вообще.

Имеется в виду только Италия?

Видимо да, потому что при тогдашнем уровне судостроения потребовалось бы всего пару рейсов нефа, чтобы перевезти их всех.

Возможно, тут идет речь о продаже своих детей татарами - ярко выраженное противопоставление внешности "скифов" внешности итальянцев может говорить о монголоидности рабов.

Я вот сейчас читаю монографию В.Л.Мыц о Каффе и Феодоро. Она абсолютно точно указывает, что большой голод в Крыму был в 1368 году. Очевидно я ошибся, письмо Петрарка написал не ранее, чем в 1368 году.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Видимо да, потому что при тогдашнем уровне судостроения потребовалось бы всего пару рейсов нефа, чтобы перевезти их всех.

Вряд ли. 1000 человек, не считая команды - это СЛИШКОМ много.

Подождем мнения квалифицированного консультанта.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Некоторые нефы были настолько велики, что могли перевозить до полутора тысяч человек, поэтому я так выразился. Это, конечно редкость, но пример показателен.

Крестовые походы, а также оживление торговых отношений Европы с Ближним Востоком привели к постройке нефов большой величины, вмещавших 800-1000 человек. В венецианских и генуэзских статутах XIV — XV вв. упоминаются нефы, имеющие три палубы, могущие при экипаже в 120 человек разместить до 1500 пассажиров или около 1200 т груза. Подобные большие нефы являлись исключением; обычные нефы водоизмещением 200-600 т имели длину по ватерлинии 20-32 м. [58] ширину 6-12 м и осадку 2,0-3,7 м. Они отличались сильно поднятыми носами и кормою с надстройками на них одна на другой, что уменьшало их скорость хода и ухудшало маневренность. Так как при остановках нефы сносило ветром, то они имели несколько якорей (у крупных нефов было до семи).

Более быстроходные нефы, хотя и не столь вместительные, назывались галионами. По соотношению главных размеров галионы походили на галеры, отчего и получили свое название. Галионы имели транцевую корму, более совершенную оснастку с прямыми парусами и являлись тем типом судов, от которых исходило дальнейшее усовершенствование военных кораблей при переходе от гребного к парусному флоту (рис. 28). В XIV — XV вв. они входили в число военных кораблей Испании, Англии, Франции и вооружались пушками.

Шершов А. П. К истории военного кораблестроения

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В книге Г. Харта "Венецианец Марко Поло" (аудиокнига в прочтении Ларионовой пока имеется везде, о работорговле файлы №№ 009-010) рассказывается о работорговле, в том числе через посредство итальянских купцов. Согласно Харту масштабы этой торговли были настолько огромны, что в 1368 году в Венеции наплыв "живого товара" "угрожал спокойствию республики". Рабы были в основном татары, черкесы и прочие нехристиане. Причем если в христианскую Европу чаще продавали женщин (в качестве прислуги и наложниц), то в Египет продавали мужчин для пополнения войск. Упоминается, что Марко Поло отпустил на волю раба по имени Петр Татарин.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас