andy4675

Марафонская битва

31 сообщение в этой теме

9. МИЛЬТИАД - полководец, разбивший при Марафонском сражении 80 тысяч персов, возглавляемых военачальниками царя Дария Датисом и Артаферном.

(Памятная книжица

Луций Ампелий

15. Прославленные цари и полководцы афинян)

http://simposium.ru/ru/node/9962

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах


МИЛЬТИАД - полководец, разбивший при Марафонском сражении 80 тысяч персов, возглавляемых военачальниками царя Дария Датисом и Артаферном.

Ср. Дандамаев М. А. Политическая история Ахеменидской державы:

Персидская армия вряд ли насчитывала более 15 000 человек, поскольку на кораблях трудно было доставить слишком много конницы. Среди воинов, возможно, были и вавилоняне, о чем может свидетельствовать находка на поле боя в Марафоне вавилонской цилиндрической печати [см. 319, с. 29]. Утверждение Корнелия Непота о том, что на Марафоне высадилось 100 000 персидских воинов, является вымыслом более позднего времени, рассчитанным на прославление афинского оружия.

http://svitoc.ru/topic/1213-dandamaev-m-a-politicheskaya-istoriya-ahemenidsk/?p=11926

 

И далее:

Марафонская битва

Афиняне оказались в трудном положении, и им не приходилось и надеяться на помощь со стороны; Соседняя область Беотия была враждебна к ним и открыто приветствовала появление персов. В самих Афинах продолжалась постоянная борьба между аристократической и демократической партиями. Часть афинян готова была помочь персам и втайне надеялась на их победу. Гиппий, последний афинский тиран, лишенный власти, изгнанный из страны двадцать лет назад и в течение этого времени являвшийся правителем подвластного персам города Сигей на Геллеспонте, теперь, на старости лет, вместе с персидской армией вернулся в Аттику, где его ждали тайные сторонники. В частности, к этому времени в Афинах знатный род Алкмеонидов, будучи оттесненным от власти своим политическим противником Мильтиадом, объединился со сторонниками Гиппия, который надеялся с их помощью вернуть себе власть. Многие были против рискованной войны с персами, боясь потерять в случае поражения свое богатство и влияние. Наоборот, у них был большой соблазн сдать Афины персам и извлечь из этого все возможные для себя выгоды. Немало афинян обвиняли Алкмеонидов в сговоре с персами и Гиппием. Правда, Геродот энергично отвергает эту версию, но, во-первых, он не отрицает, что персы имели своих сторонников в Афинах, а,во-вторых, стремится отвести обвинение в сговоре с персами от Алкмеонидов, поскольку он сам принадлежал к литературному кругу Перикла, великого афинского государственного деятеля, который происходил из рода Алкмеонидов и поклонником которого был отец истории. Как мы выше видели, Клисфен из рода Алкмеонидов еще в 507 г. дал перса «землю и воду» и был наиболее влиятельным персофилом в Афинах. Попутно нужно отметить, что позднее, в ходе Греко-персидских войн, когда Алкмеониды увидели решимость народа бороться против персидского порабощения, они восприняли новую политику и дали Афинам несколько выдающихся вождей демократии.

Когда персидская армия высадилась на Марафоне, в афинском народном собрании происходили острые споры относительно тактики предстоящей войны с персами. Известный полководец Мильтиад, вождь консервативных аграриев, входивший в число десяти афинских стратегов (высших военных руководителей), опасался предательских действий сторонников проперсидской ориентации в Афинах и поэтому настаивал на немедленном выступлении против персов. Вождь радикальной демократии Фемистокл также горячо выступал за это предложение, и после долгого обсуждения оно было принято народным собранием. Судя по сообщению автора II в. н. э. Павсания (I, 32, 4), афиняне включили в свою армию и рабов, обещав даровать им свободу.

Афинское войско, которое состояло из 10 000 человек, направилось на Марафонскую равнину. Туда же прибыло около тысячи воинов из союзного беотийского города Платеи, расположенного на границе с Аттикой. Одновременно в Спарту был послан известный скороход Фидиппид, который на второй день достиг этого города и передал властям просьбу афинян о помощи. Спартанцы обещали помочь, но не спешили послать войско, ссылаясь на старинный обычай, согласно которому до полнолуния нельзя было выступать в поход. От остальных греков афиняне и не ждали помощи, ибо в лучшем случае эллины относились безразлично к судьбе афинян, дерзнувших на борьбу с «великим царем», и считали исход войны заранее предрешенным. Известный поэт Феогнид Мегарский, который еще до высадки персов на Марафоне призывал к сопротивлению «мидийцам», перед лицом реальной опасности растерялся и оказался способным лишь просить помощи у бога Аполлона... Но главное святилище Аполлона — Дельфийский храм был скорее на стороне персов и фактически стремился парализовать сопротивление греков [см. литературу: 312, с. 160]. Среди эллинов афиняне имели и прямых врагов. Так, соседний остров Эгина, являвшийся давним соперником Афин, готов был выступить в союзе с персидской армией и воздержался от этого лишь из-за противодействия своего покровителя Спарты, опасавшейся, что за захватом Аттики персами последуют нападение на Пелопоннес и его морская блокада.

Реконструкции хода Марафонской битвы посвящена большая историческая и военная литература. Традиционное освещение этого боя, предлагаемое, например, учебниками истории, сводится к следующему: относительно тактики войны афинские стратеги не были единодушны, и многие были против немедленной битвы, но Мильтиаду и его сторонникам с большим трудом удалось настоять на том, чтобы напасть на персов, и нанести им. поражение.

В действительности же события развивались по-иному. На Марафоне обе стороны выжидали несколько дней, не решаясь вступить в бой. При этом персидская армия располагалась на открытой равнине, где можно было применить конницу и где Датис хотел дать сражение. Афиняне, у которых совсем не было конницы, собрались в узкой части равнины и не намерены были выходить оттуда, ибо там персидские всадники не могли действовать. Между тем положение персидской армии становилось трудным, и Датис, безуспешно ожидавший выступления своих союзников в Афинах, должен был принять решение относительно дальнейших действий. Он, вероятно, знал о намерении спартанцев выступить после новолуния и, естественно, хотел решить исход войны еще до их появления. В то же время он не мог двинуть армию в теснины, где расположились афинские воины. Датис внимательно следил за положением в Афинах, откуда он ждал сигнала (поднятый над городскими стенами щит) о захвате города сторонниками свергнутого тирана Гиппия. В Афинах сторонники персов готовы были действовать, но не решались взять на себя риск и, в свою очередь, ждали, пока персидская армия нанесет поражение афинским воинам. Спартанцы могли вскоре подойти на помощь афинянам. Датис не хотел больше ждать и решил перебросить по морю часть армии против Афин, чтобы захватить их. Для этого ему пришлось разделить армию и сделать рискованный шаг, от которого он до сих пор воздерживался. Часть войска, включая конницу, была посажена на корабли, вероятно, ночью при свете луны. Теперь успех операции зависел от фактора неожиданности. Однако Мильтиад догадывался о планах Датиса или, может быть, точно знал о них через ионийцев в персидском лагере. Мильтиаду доложили о том, что конница уже посажена на корабли и на равнине осталась лишь легковооруженная пехота{99}. Теперь у него не было оснований опасаться противника.

Настало утро 12 августа 490 г. [о хронологии см. 122, с. 257]. Афинское войско быстро выстроилось, оставило свои позиции и стремительным маршем двинулось вниз на врага, чтобы дать решающее сражение. Боевая линия афинян оказалась равной персидской, но в центре у них было меньше рядов, чем у противника. Такая расстановка сил находилась в соответствии с традиционной тактикой обеих сторон: персы располагали лучшие части в центре, а греки стремились любой ценой одержать победу на флангах, чтобы затем повернуться против центра врага.

Персидские воины боролись мужественно, в центре персы и саки смяли афинские ряды и стали преследовать их. Но на флангах у персов было меньше сил, и там они потерпели поражение. Затем афиняне и платейцы стали биться с персами, прорвавшимися в центре. После этого персы начали отступать, неся большие потери. При этом особенно пострадала лучшая часть войска, составлявшая центр персидской боевой линии, оказавшийся теперь в окружении. Многие бежавшие попали в илистое озеро у Марафона и были там безжалостно истреблены[ср. 33, с. 196 и сл.; 122, с. 246—250]. На поле боя осталось 6400 погибших персов и их подданных и всего 192 афинянина. Платейцы также понесли потери, но число их неизвестно.

Уцелевшая часть персидского войска села на корабли и направилась к Афинам. Афинские воины захватили семь персидских кораблей и поспешили домой, куда прибыли раньше персов. После этого персидской армии оставалось только отплыть обратно в Малую Азию.

Когда наступило новолуние, Спарта послала 2000 воинов на помощь афинянам. Однако это войско прибыло, когда сражение было закончено. Спартанцы с интересом осмотрели трупы павших персов, которых они видели впервые, и вернулись домой.

Победа при Марафоне была первым успехом греков в борьбе с персидской армией, которая до того времени считалась непобедимой. По существу, победу эту одержали афиняне, которых поэт Симонид, современник событий, назвал передовыми борцам за свободу эллинов.

Поражение персов было вызвано целым рядом причин. Хотя их армия несколько превосходила численно афинскую, только часть ее смогла вступить в бой, а конница оставалась в стороне. Кроме того, персы действовали в незнакомой стране и проделали до этого большой путь. Греческие тяжеловооруженные пехотинцы (гоплиты) были закованы в железо, и легковооруженные персидские лучники не смогли расстроить их ряды. А когда начался рукопашный бой, лучники не сумели принять в нем активного участия. Большое значение имело и то, что афинским войском руководил талантливы« полководец Мильтиад, который был хорошо знаком с персидским военным делом, так как во время скифского похода он служил в армии Дария. Наконец, нельзя забывать также, что афиняне боролись за свою страну свободу и за сохранение нарождавшегося демократического строя; они знали, что в случае поражения были бы выселены из своих родных мест и обращены в рабство. Поэтому афинянам оставалось либо погибнуть, либо победить.

Афиняне очень гордились своей победой при Марафоне. По свидетельству Павсания (I, 15, 3), среди картин на общественных зданиях в Афинах почетное место занимали сцены Марафонского сражения. На них были запечатлены наступающие афиняне и платейцы и бегущие, толкая друг друга, персы. Часть персов была изображена спасающимися на финикийских кораблях. Сохранился также персидский шлем, который был пожертвован в один из храмов в качестве трофея Марафонской битвы. На нем имеется надпись: «Зевсу от афинян, которые взяли его у мидийцев».

Однако победа при Марафоне имела скорее моральное, чем военное, значение. Лишь небольшая часть персидского войска понесла поражение, и Дарий справедливо считал, что проиграл сражение, но не войну. У него были даже некоторые основания полагать, что он одержал в материковой Греции победы, поскольку многие города дали ему «землю и воду». Поэтому он в одной из своих надписей заявляет, что ему были подвластны «ионийцы, которые на море, и те, которые за морем» [DSe, 27—29].

Другое отношение к Марафонской битве было в Афинах, где считали, что теперь наступил конец войне. Но и там проницательный Фемистокл отлично понимал, что Марафон — лишь эпизод, начало долгой и тяжелой борьбы. Но, к счастью для себя, из-за последовавшего в Ахеменидской державе кризиса греки получили десять лет передышки.

99. В лексиконе византийского времени Суда под рубрикой «Уход за лошадьми» говорится, что, когда Датис высадился в Аттике и затем начал отступать, ионийцы забрались на деревья и стали давать оттуда сигналы афинянам, сообщая им об отступлении конницы; Мильтиад, узнав об этом, предпринял атаку и одержал победу [ср., однако, 363, с. 190 и сл., где подвергается сомнению это сообщение].

 

 

http://svitoc.ru/topic/1213-dandamaev-m-a-politicheskaya-istoriya-ahemenidsk/?p=11927

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

вопрос

вот допустим есть греческая фаланга не македонская. одновременно сражаются первые два ряда а то и три. копя они держат на уровне головы то есть над своим шитом. наверное по "уставу" они должны бить сверху в низ что бы древко смотрела вверх но в толкучке наверное все не совсем по правилам происходит и вот как первый ряд умудрялся острым навершием не поранить руку своему второму ряду или лицо третьему? если лицо можно прикрыть шитом то руку которой тоже надо работать вовсю ничем не прикрыть. в этом случае логичнее вариант- первый бьет на уровне головы второй на уровне таза. но если шит прикрывает и товарища и создает стену то второму ряду проста некуда просунуть копе. 

 надо качественную реконструкцию глянуть, может многое разъяснить 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

вопрос

вот допустим есть греческая фаланга не македонская. одновременно сражаются первые два ряда а то и три. копя они держат на уровне головы то есть над своим шитом. наверное по "уставу" они должны бить сверху в низ что бы древко смотрела вверх но в толкучке наверное все не совсем по правилам происходит и вот как первый ряд умудрялся острым навершием не поранить руку своему второму ряду или лицо третьему? если лицо можно прикрыть шитом то руку которой тоже надо работать вовсю ничем не прикрыть. в этом случае логичнее вариант- первый бьет на уровне головы второй на уровне таза. но если шит прикрывает и товарища и создает стену то второму ряду проста некуда просунуть копе. 

 надо качественную реконструкцию глянуть, может многое разъяснить 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Есть один противный нюанс - не реконструировать это. Только догадываться.

Потому что поставить в ряды статистов с дрекольем - это одно. А заставить их биться насмерть, (в самом лучшем случае - рискуя глазами, зубами и т.п.) - это уже другое.

Нет стимула. Нет возможности моделирования реальной, а не гипотетической ситуации.

Хотя что-то вынести из такой реконструкции можно. Но очень общего и вряд ли отвечающего на все возникающие вопросы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Есть один противный нюанс - не реконструировать это. Только догадываться.

Потому что поставить в ряды статистов с дрекольем - это одно. А заставить их биться насмерть, (в самом лучшем случае - рискуя глазами, зубами и т.п.) - это уже другое.

Нет стимула. Нет возможности моделирования реальной, а не гипотетической ситуации.

Хотя что-то вынести из такой реконструкции можно. Но очень общего и вряд ли отвечающего на все возникающие вопросы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
38 минуты назад, Чжан Гэда сказал:

Есть один противный нюанс - не реконструировать это. Только догадываться.

это безусловно но можно понять хотя бы в таких, потешных условиях можно ли сражаться таким способом и не переломать своим же руки. то что в бою могли одновременно принимать участия минимум 2 ряда сомнения не вызывает вопрос в том как?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
38 минуты назад, Чжан Гэда сказал:

Есть один противный нюанс - не реконструировать это. Только догадываться.

это безусловно но можно понять хотя бы в таких, потешных условиях можно ли сражаться таким способом и не переломать своим же руки. то что в бою могли одновременно принимать участия минимум 2 ряда сомнения не вызывает вопрос в том как?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

еще вопрос. вот греция развита математика . геометрия . инженерия все шо хошь могут построить а города брать вообще не умели. даже сарай где корова и курица предпочитали измором брать с чего это они так ? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

еще вопрос. вот греция развита математика . геометрия . инженерия все шо хошь могут построить а города брать вообще не умели. даже сарай где корова и курица предпочитали измором брать с чего это они так ? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну, вообще, баютЪ люди, что греки впервые применили метательные машины при осаде Галикарнаса, когда погиб кто-то из приближенных Александра Македонского.

А так - ИМХО, сильно преувеличивают уровень развития Греции по сравнению с другими странами Древнего Мира. Потому что смотрят, по традиции, на все глазами древних греков и римлян.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну, вообще, баютЪ люди, что греки впервые применили метательные машины при осаде Галикарнаса, когда погиб кто-то из приближенных Александра Македонского.

А так - ИМХО, сильно преувеличивают уровень развития Греции по сравнению с другими странами Древнего Мира. Потому что смотрят, по традиции, на все глазами древних греков и римлян.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Считается, что метательные машины стали известны в Элладе где-то в конце V - начале IV в. К середине IV в. они уже были широко распространены. До этого при осадах использовались всякие примитивные осадные устройства, но не метательные машины.

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Считается, что метательные машины стали известны в Элладе где-то в конце V - начале IV в. К середине IV в. они уже были широко распространены. До этого при осадах использовались всякие примитивные осадные устройства, но не метательные машины.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
52 минуты назад, Илья Литсиос сказал:

Считается, что метательные машины стали известны в Элладе где-то в конце V - начале IV в. 

Это оригинальные греческие инвенции или заимствование от кого-то из варваров?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
52 минуты назад, Илья Литсиос сказал:

Считается, что метательные машины стали известны в Элладе где-то в конце V - начале IV в. 

Это оригинальные греческие инвенции или заимствование от кого-то из варваров?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если верить малодостоверным источникам, то сиракузский тиран Дионисий Старший сформировал "шарашку" из лучших умов, которые провели НИОКР и создали первые метательные машины. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если верить малодостоверным источникам, то сиракузский тиран Дионисий Старший сформировал "шарашку" из лучших умов, которые провели НИОКР и создали первые метательные машины. 

2 пользователям понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

а ведь во многом благодаря этому была возможна та раздробленность какая была в греции когда каждый город сам себе голова. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

а ведь во многом благодаря этому была возможна та раздробленность какая была в греции когда каждый город сам себе голова. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
5 часов назад, kusaloss сказал:

а ведь во многом благодаря этому была возможна та раздробленность какая была в греции когда каждый город сам себе голова. 

Да я бы не сказал, что изобретение осадных машин, как-то кардинально поменяло ситуацию с осадами. Даже при наличии осадного парка взятие хорошо укреплённого города оставалось очень дорогим, долгим и кровопролитным (если осаждающие шли на штурм) делом. Из греческих полисов разве что Афины были бы в какой-то мере способны предпринять что-то в этом роде.

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
5 часов назад, kusaloss сказал:

а ведь во многом благодаря этому была возможна та раздробленность какая была в греции когда каждый город сам себе голова. 

Да я бы не сказал, что изобретение осадных машин, как-то кардинально поменяло ситуацию с осадами. Даже при наличии осадного парка взятие хорошо укреплённого города оставалось очень дорогим, долгим и кровопролитным (если осаждающие шли на штурм) делом. Из греческих полисов разве что Афины были бы в какой-то мере способны предпринять что-то в этом роде.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 28.02.2018в20:34, Илья Литсиос сказал:

Да я бы не сказал, что изобретение осадных машин, как-то кардинально поменяло ситуацию с осадами. Даже при наличии осадного парка взятие хорошо укреплённого города оставалось очень дорогим, долгим и кровопролитным (если осаждающие шли на штурм) делом. Из греческих полисов разве что Афины были бы в какой-то мере способны предпринять что-то в этом роде.

эта одна но не единственная причина вольности городов. важную роль играла военная организация и вследствие совокупности причин сложившаяся традиция сосуществования.  из за отсутствия регулярной армии невозможно была поставить во всех городах гарнизоны способные удержать непопулярную партию у власти было легче включить их  в союз. не проиграй афины пелопоннесскую войну у них с их подходом отстранения союзников от военной службы могло сложиться нечто вроде римского военизированного общества, в последующем с преобразованием ее в настоящую империю. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 28.02.2018в20:34, Илья Литсиос сказал:

Да я бы не сказал, что изобретение осадных машин, как-то кардинально поменяло ситуацию с осадами. Даже при наличии осадного парка взятие хорошо укреплённого города оставалось очень дорогим, долгим и кровопролитным (если осаждающие шли на штурм) делом. Из греческих полисов разве что Афины были бы в какой-то мере способны предпринять что-то в этом роде.

эта одна но не единственная причина вольности городов. важную роль играла военная организация и вследствие совокупности причин сложившаяся традиция сосуществования.  из за отсутствия регулярной армии невозможно была поставить во всех городах гарнизоны способные удержать непопулярную партию у власти было легче включить их  в союз. не проиграй афины пелопоннесскую войну у них с их подходом отстранения союзников от военной службы могло сложиться нечто вроде римского военизированного общества, в последующем с преобразованием ее в настоящую империю. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

как та читал книжку про пира и там написана " пир опустил забрало и ...." какое забрало он мог опустить я чета не догнал. ладно коринфский шлем надевали не полностью( и то это не забрало)  а тут в элинистическую эпоху какое забрало он мог опустить?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас