Sign in to follow this  
Followers 0
Saygo

Muhteşem Yüzyıl

16 posts in this topic

Или "Великолепный век" - нашумевший турецкий сериал по мотивам в основном вымышленных авторами сценария событий времен правления Сулеймана Кануни.

user posted image

Присутствуют:

Реквизит и костюмы, похожие не столько на исторические, сколько на театральные;

Однообразные и повторяющиеся из-за переутомления фантазии сценаристов интриги;

Глубокий пронизывающий взор Сулеймана (вернее Халита Эргенча);

Сыновья и дочери турецкоподданных;

Одна колоритная немка - Мерьем Сахра Узерли, "капиталес фрау";

Многие километры газелей и кысыд, бездарно переведенных при дублировании;

Безобразный подбор актеров на роли героев в разных возрастах (например Михримах-султан за какой-то календарный год вырастает на полметра и полностью меняет внешность).

Отсутствуют:

Историческая достоверность и правильная хронология событий;

Внятные батальные сцены;

Постельные сцены и минимальная обнаженка (негоже правоверным смотреть такое).

Характеры впрочем показаны динамичные - те, кого зритель в первых сериях воспринимает, как положительных, впоследствии творят козло, те же, кто казался поначалу редиской, впоследствии обнаруживают великодушие и справедливость.

Share this post


Link to post
Share on other sites


Сериал хороший. Костюмы очень недалеки от реалий двора. Хронология нормальная. Просто последний год жизни Ибрагима растянут очень сильно.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ради Сельмы Эргеч решили оставить в живых Хатидже (на самом деле умерла в 1538) и даже выдать в третий раз замуж.

Айше Хфса валиде-султан загадочным образом доживает и лицезреет никях Сулеймана и Хюррем, а на самом деле она уже умерла к тому времени.

Это нормальная хронология?

Share this post


Link to post
Share on other sites
(Saygo @ Сегодня, 16:56)
Ради Сельмы Эргеч решили оставить в живых Хатидже (на самом деле умерла в 1538) и даже выдать в третий раз замуж.

Она 1 раз замужем исторически - за Ибрагимом. Умрет почти сразу за его казнью по приказу Сулеймана.

(Saygo @ Сегодня, 16:56)
Айше Хфса валиде-султан загадочным образом доживает и лицезреет никях Сулеймана и Хюррем, а на самом деле она уже умерла к тому времени.

Она умерла за 2 года до казни Ибрагима, ЕМНИП.

Просто разным событиям в фильме уделяют разное количество времени - время там отображается не линейно.

Share this post


Link to post
Share on other sites
(Чжан Гэда @ Вчера, 19:26)
Она 1 раз замужем исторически - за Ибрагимом.

Если не ошибаюсь, она была замужем до Ибрагима, но первый муж умер почти сразу.
Однако существует версия, что Хатидже вообще никогда не выходила замуж за Ибрагима. Настоящей женой Ибрагима была богатая и знатная женщина по имени Мухсине, в качестве доказательства приводятся нежные письма к ней Ибрагима.

Вызывает некоторое недоумение навязчиво демонстрируемая в фильме попытка использовать немецких протестантов в интересах Османской империи. На самом деле это немецкие протестанты сумели использовать успехи турок в собственных интересах.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Думаю, имеет смысл показать, что на самом деле представляли собой исторические личности, сыгранные в сериале. Я имею в виду тех, кто действительно попал в историю, а не вляпался в неё, как Ибрагим-паша.

Насух ас-Силяхи аль-Матраки

В правление османского султана Сулеймана I Великолепного (1520 — 1566) турецкая миниатюрная живопись достигла своего зенита. Хроники, документирующие официальную жизнь султана, важнейшие политические события, блистательные военные победы и пышные празднества, демонстрирующие богатство и мощь неудержимо растущей империи, нуждались в ярких впечатляющих иллюстрациях. При дворе Сулеймана I работали персы, албанцы, черкесы, молдаване, а также турки, которые лишь начинали осваивать мастерство живописцев. Насух ас-Силяхи был самым известным художником этой группы. Он прославился также как математик, историк, географ, литератор и постановщик театральных пародийных сражений, которые входили в число развлечений османского двора. Прозвище Матраки, или Матракчи, он получил благодаря победам в спортивной игре «матрак» — состязании в виде танца, участники которого сражаются деревянными мечами, с маленькими круглыми подушками в качестве щитов.

user posted imageuser posted imageuser posted image

Халеб, Битлис, Стамбул

Придворный ученый и рисовальщик, Насух в 1534—1535 годах сопровождал султана Сулеймана в походах на Иран и Ирак; в 1537—1538 он описал эти военные экспедиции в Отчете о каждой стадии кампании в Двух Ираках (рукопись на арабском и персидском языке, более известна под названием Меджмуа-и-Меназил, или Маршруты; библиотека Стамбульского университета). Текст рукописи Насух сопроводил 132 иллюстрациями, включающими 82 изображения городов Турции, Ирака и Ирана. Научно-художественный стиль этих миниатюр положил начало развитию в османском искусстве жанра «топографической живописи», появление которого Насух объяснил просто: «Я описывал словами и передавал красками все местности, города, городки, деревни, крепости, давая их имена и картины».

Принцип построения карт-панорам Насух мог унаследовать от византийской традиции, в которую он привнес много нового, изобретательно преобразуя любой документальный чертеж в произведение искусства. Иллюстрации Насуха к собственным рассказам органично сочетают черты топографической карты и архитектурного пейзажа. Они дают широкую панораму окружающего ландшафта и насыщены увлекательными деталями, которые можно долго рассматривать и многословно описывать. В его миниатюрах нет линии горизонта; и города и крепости кажутся увиденными с высоты птичьего полета и одновременно — с верхушки минарета или невысокого холма. Достоверность и скрупулезность топографических подробностей легко сочетаются с живостью и выразительностью рисунка, гармонией чистых красок, искусным выбором колорита, нередко построенного на контрастах интенсивных тонов, меткими характеристиками архитектурного и ландшафтного своеобразия каждого населенного пункта.

user posted image

Турецкие галеры на Дунае. Миниатюра из «Сулейман-наме»

Не отказываясь от стандартных приемов средневековых картографов, Насух находил для каждого сюжета особую форму композиции, подбирал отличительную цветовую гамму, наполняя картину того или иного города ощущением его исключительности, неповторимости. Так, широкой ярко-синей полосой залива со снующими по водной глади нарядными парусниками и рыбачьими лодками он остроумно разделил композицию карты-картины Стамбула на две различно ориентированные части, вынуждая зрителя поворачивать книгу то вертикально, то горизонтально, вовлекая его тем самым в движение вокруг и внутри города, живописно расположенного по сторонам залива Золотой Рог на гористых и равнинных берегах Босфора и Мраморного моря.

В каждой миниатюре Насуха просматривается намек на благотворную преобразующую и организующую роль Османской империи, берущей под опеку территории, погрязшие в хаосе неверия и запустении. Его панорама Эрзурума, отвоеванного османами в 1514 году, создает впечатление неудобной для жизни, пережившей свое время крепости, в тесные кварталы которой рядом с церквами с трудом втиснулись небольшие мечети. Напротив, Кара Амид (ныне Диярбакыр в Турции) выглядит как воплощение идеально спланированной цитадели исламского государства. Битлис похож на процветающий среди бесплодных скал сказочный город — с замком на линии крепостных стен, большими красивыми зданиями с куполами и аркадами, загородной соборной мечетью и пышным садом. Эскишехир горделиво демонстрирует архитектурные преимущества османских мечетей, дворцов и мавзолеев в сравнении с невзрачной старой застройкой. Яркая образность созданных Насухом городских пейзажей позволила турецким искусствоведам назвать его миниатюрные картины «портретами городов». Свою хронику побед Сулеймана Великолепного — Сулейман-наме (ок. 1545, Стамбул, Музей Топкапы-сарай) Насух украсил 32 выразительными «портретами», в том числе изображениями городов, в порты которых заходил турецкий флот во время средиземноморской кампании 1543 года под предводительством знаменитого турецкого военачальника Хайраддина Барбароссы.

user posted image

Крепость Эстергон. Миниатюра из «Сулейман-наме» Насуха. Ок. 1545

Декоративная нарядность очерченных легкими стремительными штрихами военно-морских судов, идущих на всех парусах на фоне генуэзской гавани, заполнивших акваторию Тулона или отдыхающих у живописных берегов Ниццы, как бы ненароком подчеркивает превосходство османского флота. Другие миниатюры этой рукописи иллюстрируют сюжеты, связанные с походом Сулеймана I в 1543 году против Австрии и Венгрии. Среди изображений десяти городов и крепостей, завоеванных турецкой армией и флотом в 1481—1512 годах, в третьем сочинении Матракчи Насуха, собственноручно им переписанном и иллюстрированном, — Истории султана Баязида II (Стамбул, Музей Топкапы-сарай), любопытна миниатюра с крепостью Аккерман (ныне Белгород-Днестровский), перестроенной из захваченного в 1484 году молдавского городка Четатя-Алба.

Городские пейзажи Матракчи Насуха внесли в турецкую живопись свежую струю, открыв путь смелым поискам новых жанров. Турецкий навигатор и картограф XVI века Пири Рейис, например, сопроводил некоторые карты своей двухтомной "Книги мореходства" (1525—1526), миниатюрными пейзажами. «Портреты городов», созданные Насухом, интересны также как ценный источник сведений по истории средневекового градостроения архитектуры огромного региона

Share this post


Link to post
Share on other sites

Видео о творениях великого Синана.

Share this post


Link to post
Share on other sites

В одной из последних серий с удивлением узнал, что у прокаженных не заводятся вши. Что-то не верится, возможно это просто одно из бытовавших в средневековье медицинских заблуждений.

Еще одно обстоятельство - в отечественной педивикии указано, что помимо дочки у Михримах имелись еще два сына, а в турецкой и английской указана только дочь. Неужели 2 сына привиделись нашим википидорам после отечественной дички?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Смотрел ролик по 100 серии - насколько я успел понять некоторые турецкие слова, нас ждет неудачный киднеппинг дочки Михримах и очень успешный развод Шах-султан с Лютфи-пашой, причем последний наконец-то вмажет по её круглой физиономии. rolleyes.gif

Запасаемся попкорном.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Колыбельные в фильме поются с милым акцентом:

Ой лю люлі, люлі,

Налетіли гулі, налетіли гулі,

Та й сіли на люлі.

Стали думать і гадать,

Чим дитятко годувать:

Чи бублечком, чи медком,

Чи солодким молочком…

Колисочка рип-рип,

А дитинка спить спить

Колисочка перестала,

А дитиночка й устала.

Колыбельная Хюррем для Михримах:

Ой у гаю, при Дунаю

Соловей щебече.

Він свою всю пташину

До гніздечка кличе.

Ох-тьох-тьох і тьох-тьох-тьох

Соловей щебече.

Він свою всю пташину

До гніздечка кличе.

Ой у гаю, при Дунаю

Там музика грає.

Бас гуде, скрипка плаче,

Милий мій гуляє.

Ох-тьох-тьох і тьох-тьох-тьох

Там музика грає.

Бас гуде, скрипка плаче,

Милий мий гуляє.

Колыбельная Хюррем для Джихангира:

Гойда, гойда-гой, ніченька іде,

Діточок малих спатоньки кладе.

Під вікном тремтить вишенька мала,

В хатку проситься, бо прийшла зима.

Під вікном тремтить вишенька мала,

В хатку проситься, бо прийшла зима.

Гойда, гойда-гой, очка заплющи,

В сні щасливому зогрієшся ти.

Йди до хлопчика, люба вишенько,

В колисочці вам буде тепленько.

Йди до хлопчика, люба вишенько,

В колисочці вам буде тепленько.

Гойда, гойда-гой ніч прийшла до нас,

Діточкам малим спатоньки вже час.

Рости, хлопчику, з вишенькою враз,

Хай не скупиться доленька для вас.

Рости, хлопчику, з вишенькою враз,

Хай не скупиться доленька для вас.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мерьем Узерли вернулась в Германию, где начала лечиться в клинике из-за усталости и нервного расстройства.

У Узерли синдром так называемого эмоционального выгорания, который проявляется в виде незаинтересованности в работе и в депрессии.

Из-за проблем с Мерьем, авторы сериала были вынуждены выпустить сотую серию в виде подборок под сюжет из ранее отснятого материала.

Продюсерская компания "Великолепного века" не комментирует происходящее. Но СМИ отмечают, что теперь авторы будут либо искать новую актрису, либо менять сюжет и «отправят» Хюррем в отдаленный регион османской империи, чтобы можно было оправдать ее отсутствие в кадре.

По некоторым данным, за одну серию Мерьем Узерли получала около €12 500, не считая расходов на проживание в Турции, которые также оплачивали продюсеры. В печати появилась информация о том, что незадолго до отбытия в Германию звезда запросила двукратное повышение зарплаты.

user posted image

Share this post


Link to post
Share on other sites

Бывшая исполнительница главной роли в турецком телесериале «Великолепный век» Мерьем Узерли призналась, что пыталась покончить жизнь самоубийством. Актриса подтвердила, что у нее был синдром эмоционального выгорания и психологам в Германии пришлось вытаскивать ее из депрессии при помощи химических и гомеопатических препаратов. В свою очередь, актриса опровергла информацию о том, что она покинула сериал из-за денег. По словам Узерли, она не смогла доиграть последние четыре серии из-за большой психологической нагрузки. Актриса признает, что график работы на съемочной площадке был приемлемым, но ей было тяжело в чужой стране. К тому же у нее не все ладилось в личной жизни. Внешне счастливая Роксолана дважды пыталась покончить с собой. «На церемонии награждения в Анталье я разбила награду на мелкие кусочки в комнате отеля и хотела выброситься с балкона», — говорит Мерьем. Вторую попытку она совершила позже. Тогда ей помешала подруга из Германии. Мерьем также впервые призналась журналистам, что настоящая причина ее похудения никак не связана с требованиями продюсеров сериала. Оказывается, она пыталась понравиться своему парню, который часто говорил Мерьем о ее сексуальной непривлекательности. Сейчас все свои силы актриса направляет на восстановление психики и сохранение спокойствия, ведь вскоре ей предстоит стать мамой. Несмотря на уговоры врачей и отца ребенка, Мерьем отказалась делать аборт и решила воспитывать своего малыша самостоятельно.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Самир Хотко имеет мнение о прочных связях между правящим домом Османов и черкесскими родами. Он говорит о целой "черкесской партии". Любителям сериала должно быть интересно почитать этот отрывок:

Османские султанши - черкешенки

Османо-черкесское генеалогическое взаимодействие на протяжении XVI-XIX вв. составляло один из важнейших компонентов в отношениях двух стран.

Хафса, супруга османского султана Селима Явуза и мать Сулеймана Великолепного, согласно В. Аллену, была дочерью Менгли-Гирея, рожденной его женой-черкешенкой. Отсюда Аллен выводит «типично черкесский профиль» султана Сулеймана58.

Учитывая давние генеалогические связи Гиреев с черкесскими княжескими династиями, мать Сулеймана могла быть черкешенкой на 3/4 и даже более того. Очень характерно, что источники подчеркивают ее черкесское происхождение и, скорее всего, для большинства современников, она была просто черкешенкой. Не случайно, у такого признанного специалиста по генеалогии Османов как Годфри Гудвин, Хафса отмечена как черкешенка59.

Аллен приводит еще одну версию по поводу происхождения матери Сулеймана: согласно Альдерсону (Babinger, and Alderson, Structure of the Ottoman Dynasty) дочь Менгли-Гирея Айше, в современных исследованиях часто фигурирующая как мать Сулеймана, первоначально была женой не Селима, а его брата Мехмеда, а матерью Сулеймана была Хафса - дама османо-черкесского происхождения60.

В тот же период, когда Сулейман занимал пост бейлербея Каффы, его отец был бейлербеем Трабзона. Известно, что Селим навещал в Каффе своего сына. Находясь в непосредственной близости от Черкесии, Селим и Сулейман не могли не интересоваться политической ситуацией в этой стране, не могли не общаться с различными князьями. В числе таких знакомых могли быть их непосредственные родственники по линии жены Менгли-Гирея, то есть тещи Селима. Они могли общаться с родственниками черкесского султана Египта Кансава ал-Гаури. Ибн Ийас ал-Ханафи сообщает о задержании крымским ханом родственников султана Кансава во время их путешествия в Египет61.

Состав черкесской аристократии этого времени очень интересен в плане ее вовлеченности в международные отношения на обширном пространстве от Стамбула до Каира.

Зная стремление Селима расправиться с мамлюкским султанатом, мы можем быть уверены в том, что он не мог быть равнодушен и инертен в отношении Черкесии, находясь в Трабзоне и Каффе. Он проплывал мимо черкесского берега много раз. У Челеби содержится очень важный рассказ о кораблекрушении, постигшем Селима во время, скорее всего, его последнего путешествия из Трабзона в Каффу. Его выбрасывает на черкесский берег на крайнем западе страны и он находит самый теплый прием у князя Темрюка. Согласно Челеби, он живет в его доме целый год и черкесский князь помогает ему взойти на трон. Был ли Темрюк родственником Хафсы? Селим в память о друге назвал крепость, построенную на Тамани, Темрюком.

В каких отношениях пребывал Темрюк (родственных и политических) с Кансавуком, старшим князем Жанетии, упоминающимся у Реммал-Ходжи в 30-е гг. XVI в.? Имя Темрюк вполне традиционно для черкесской знати: в 1561 г. племянник Сибока Кансавуковича Темрюк Шимекович упоминается в связи с посольством в Краков. Вполне вероятно, что Темрюк 1511 г. был дедом Темрюка 1561 г. В таком случае речь идет об одном княжеском семействе с многочисленными ответвлениями по всему западу Черкесии.

Следующий важный вопрос: проследить, каким образом повлиял каффинский опыт на политику Сулеймана в отношении Черкесии. Как и дядя Мехмед, он мог потерпеть сокрушительное фиаско. Он мог лично убедиться в невозможности оккупации страны адыгов без крайнего напряжения всех сил армии и флота империи Османов. При этом он мог иметь вполне рациональную оценку ситуации вокруг и внутри Черкесии, и понимать, что нет никакого смысла в ее захвате. Страна, лишенная городов, не могла дать османам больших источников дохода. В то же время, горная, лесистая страна с воинственным народом, могла стать незаживающей раной на теле империи.

Сулейман мог понять самое важное в черкесской политике: ни в коем случае нельзя было допустить территориального государственного сращивания Крыма и Черкесии. Именно такой и стала политика Сулеймана в Черкесии: он не вел там военных действий, сохранял каффинский буфер, и за счет торговли получал максимум пользы от соседства с такой страной: строевой лес, зерно, рабов.

Имея бабушку-черкешенку и мать-черкешенку, Сулейман женился на черкешенке. Ее черкесское имя нам неизвестно, а в гареме у нее было два персидских имени - Махидевран (по Ф. Манзэлу) и Гюльбахар (по Г. Гудвину). Итальянские источники середины XVI в. отмечают ее черкесскую принадлежность - «una donna circassa».

Е. Н. Кушева высказала вполне обоснованное предположение о ее принадлежности княжескому бесленеевскому роду Кануко62. Ее сын Мустафа официально считался наследником престола. Ф. Манзэл, автор истории османского Константинополя, отмечает, что причиной гибели принца Мустафы были клеветнические нападки со стороны соперницы его матери Хуррем. Последняя, как предполагают, было урожденной Александрой Лисовской, дочерью православного священника украинского происхождения, жившего близ Львова. Она была захвачена во время очередного грабительского рейда крымских татар. Вскоре после того, как ею увлекся Сулейман, Махидевран, мать шах-заде Мустафы, расцарапала ей лицо, назвав при этом «изменницей» и «куском грязного мяса». Когда, в очередной раз, Сулейман позвал за Хуррем, она отказалась прийти, заявив, что в отличие от султанской фаворитки она всего лишь «кусок грязного мяса». В конечном счете, султан спросил у Махидевран правда ли, что у нее с Хуррем произошла стычка. Согласно венецианскому источнику, «она ответила, что ссора действительно имела место и, что она поступила с Хуррем много мягче, чем та заслужила. Она верила, что все женщины должны подчиняться ей и признавать в ней госпожу с тех пор, как она родила Его Величеству сына». В результате, Махидевран была выдворена из дворца и умерла, всеми забытая, в Бурсе в 1581 г.63.

Шах-заде Мустафа был популярен в народе. Более того, он слыл умным и компетентным правителем. Современники буквально пришли в ужас от бесчеловечной акции Сулеймана. Этим своим поступком, как отмечает Кристина Вудхид, Сулейман нанес тяжелейший удар по своему имиджу справедливого правителя64. Несколько поэтов тут же откликнулись на гибель Мустафы и быстро сочинили мерсии (mersiye) или элегии в его честь.

Мустафа вместе со своим малолетним сыном был казнен по приказу отца в октябре 1553 г. Возможно, что первые посольства черкесских князей в Москву были, во многом, следствием гонений на черкесскую партию в Стамбуле65.

В лице Мустафы османский трон в зените могущества империи мог занять практически 100% черкес. Как сложилась бы собственно история Черкесии в этой связи и как это правление могло повлиять на развитие османо-черкесских отношений? Начиная с Мустафы османская династия могла фактически стать черкесской при почти неограниченной подпитке солдатами удачи и невольниками из Черкесии. Мамлюкский сценарий таким путем мог повториться в Стамбуле. В конце 50-х гг. в Турции появился самозванец, выдававший себя за шах-заде Мустафу. Известно, что самозванца поддерживали черкесы, служившие у Сулеймана66.

В Египте Сулейман откровенно благоволил черкесским беям, восхищаясь их военным искусством и отвагой. Публично он высказывался на тему того, что его отец был несправедлив по отношению к черкесским мамлюкам67.

Хотя надо признать, что Селим, будучи действительно очень жестоким человеком, в отношении египетских черкесов поступил очень для себя нетипично. Фактически он дал им автономию в виде королевства и вчерашних своих заклятых врагов оставил повелевать их прежней вотчиной. Этот поступок Селима вызвал недоумение со стороны арабов и негодование со стороны османских генералов.

Черкесская община в Турции опиралась во многом на гаремные связи черкешенок. Черкешенки, достигая положения кадин, валиде-султан либо валиде-эфенди (матери хедива, правителя Египта) оказывали протекцию своим соплеменницам и воспитывали в своих дворцах юных соотечественниц. Так, в Каср-и-Али, каирском дворце матери хедива, находилось до 300 черкешенок. Жена хедива Исмаила (1863-1879), в свою очередь, воспитывалась в Стамбуле в черкесской семье68.

Невольничество черкешенок, как правило, носило лишь номинальный характер: существовала устойчивая тенденция попасть в Стамбул и выйти замуж за богатого пашу или сановника. Технически это осуществлялось при посредстве работорговцев, в данном случае выступавших в роли посредников. Сениха-ханум приводит историю своей тетушки, черкешенки, которая целенаправленно отправилась в Стамбул, желая сделать выгодную партию: «Тетя Майла была черкешенкой и говорила по-турецки с заметным акцентом...Она очень хорошо помнила свою родную страну и как она рассказывала мне, она хотела, чтобы ее отвезли в Стамбул, потому что она слышала, что черкешенки выходят там замуж за пашей. Она была продана в дом Субхи-паши, который выдал ее замуж за своего старшего сына Айетуллу. Айетулла имел возможность жениться на более прекрасной черкешенке, но он предпочел Майлу»69.

Черкешенки в общей массе невольниц составляли 1-2 %. Реда Мовафи, автор монографии «Работорговля и попытки ее отмены в Египте и Судане», отмечала, что из 8092 рабов обоих полов, черных и белых, ввезенных в Египет с августа 1877 г. по ноябрь 1882 г., лишь 76 были черкесскими невольницами70. Цена этих девушек была необычайно высока и колебалась от нескольких сот до нескольких тысяч золотых фунтов.

Торговля черкешенками в Турции в середине XIX в. была признана незаконной. Но это не останавливало работорговцев, и они доставляли девушек из Черкесии под видом своих жен. Многие знатные мусульманки в Турции приобретали невольниц и воспитывали в них все те достоинства, что так высоко ценятся мужьями. Как правило, невольниц обучали шитью одежд, вышиванию золотом. Все они обязательно получали религиозное образование. В круг предметов во многих случаях входили европейские языки, история и география. По достижении совершеннолетия эти девушки продавались, хотя внешне это выглядело как выдача замуж, миллионерам из разных мусульман- ских стран, тунисским беям, египетским принцам и мамлюкским эмирам71.

Мать Абдул-Азиза (1861-1876), она же вдова Махмуда II, была кабардинкой, о чем сообщает российский посланник в Стамбуле Н. Игнатьев в донесении от 28 июля 1873 г.: «Горские депутаты нашли доступ в дворец султана и, при помощи соотечественниц своих, находящихся в гареме, заинтересовали даже в свою пользу мать его величества (валиде-султан), пользующуюся очень большим влиянием на государственные дела. Султанша валиде - родом кабардинка и считает всех кавказских выходцев за своих земляков, а себя обязанною им помогать и им покровительствовать»72.

Абдул-Азиз, рожденный кабардинкой, женился на шапсуженке, о чем сообщает историк черкесской диаспоры Магомет Ечерух: «Любимая жена султана Абдул-Азиза, черкешенка из племени шапсугов, много способствовала своим единоплеменникам, и в короткое время дворец наводнился выходцами с Кавказа»73.

Старший сын султана Махмуда, Абдул-Меджид, правивший в 1839-1861 гг., также был рожден черкешенкой. «Абдул-Меджид, - сообщает Садык-паша, - получил западное воспитание на французском языке. Своей матери, черкешенке, он переводил газеты с французского на турецкий язык»74. Помимо Садык-паши, о черкесском происхождении матери султана писала Мелек-ханум, жена великого визиря Кипризли Мехмед-паши75. Соответственно она приходится бабушкой следующим султанам, сыновьям Абдул-Меджида: Мураду V (1876), Абдул-Хамиду II (1876-1909), Мехмеду V (1918-1922)76. Черкешенка Бесми-Аллем являлась весьма влиятельной валиде-султан. Своих невесток она подбирала из черкешенок. Черкешенками были мать Мурада V, Абдул-Хамида II, Мехмета VI77.

В XIX в. большинство черкесов смотрели на османского султана не только как на своего духовного главу (халифа) и верховного правителя, но и как на соплеменника. Современники Эдмунда Спенсера подчеркивали: «Черкесская кровь течет в венах султана. Его мать - черкешенка, его гарем состоит из черкешенок; его рабы черкесы, его министры и генералы черкесы. Он глава нашей веры, а также нашего народа»78.

58. Allen W. E. D. Problems of Turkish Power..., p. 48.

59. Goodwin G. The Private World of Ottoman Women. L., 2006, p.10.

60. Allen W. E. D. Problems of Turkish Power..., p. 73.

61. Ibn Iyas al-Hanafi. Journal d'un bourgeois du Caire, traduit en fransois et annote par Gaston Wiet. P., 1957, p. 411.

62. Кушева Е. Н. Народы Северного Кавказа... С. 150, 201.

63. Mansel Ph. Constantinople. 1453-1924. L., 1963, p.48.

64. Woodhead C. Perspectives on Suleyman // Suleyman the Magnificent and His Age. L., N.-Y., 1995, p. 178-179.

65. Дзамихов К.Ф. К генеалогии западноадыгских Черкасских княжеских родов в XVI-XVII века // Известия Северо-Кавказского научного центра высшей школы. Ростов-на-Дону, 1990. № 2. С. 61.

66. Кушева Е. Н. Народы Северного Кавказа... С . 216.

67. Winter M. The re-emergence of the Mamluks following the Ottoman conquest // The Mamluks in Egyptian politics and society. Cambridge University Press, 1998, pp. 91-92.

68. Davis F. The Ottoman Lady. A Social History from 1718 to 1918. N.-Y., L., 1986, p. 109, 54.

69. Ibid., p. 101.

70. Mowafi R. Slavery. Slave Trade and Abolition Attempts in Egypt and the Sudan 1820-1882. Stockholm, 1981, р.18.

71. Ibid., p. 12.

72. Тридцать лет в турецких гаремах: Автобиография жены великого везиря Кипризли Мехмет-паши, Мелек-ханум / Пер. с англ. СПб.,1874. С. 95.

73. Ечерух М. Роль кавказских горцев в политической и общественной жизни Турции // Мусульманин. № 6. Париж, 1910. С. 145.

74. Турецкие анекдоты. Из тридцатилетних воспоминаний Михаила Чайковского (Садык-паши). М., 1883. С. 6.

75. Тридцать лет... С. 139-140.

76. Mansel Ph. Constantinople, p. 442.

77. Shmueli A. In the Harem of the Sublime Porte, p. 264; ГАКК. Ф. 348. On. 1. Д. 9. Л. 4об.-5; Wittlin A. Abdul Hamid. The Shadow of God / Transl. from the German by Norman Denny. L., 1940, p. 17.

78. Spencer E. Travels in Circassia. L., 1838. Vol. 1, p. 341.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0