Sign in to follow this  
Followers 0
Saygo

Греческий тактик Асклепиодот

1 post in this topic

"Тактика" - слово греческое и обозначало в древности искусство строить войска и управлять ими в бою. Соответственно, тактиком считался тот, кто, по словам Полибия, "получив беспорядочную толпу воинов, соберет ее, разделит на отряды и соединит в одно целое, преподаст воинам полезные для войны сведения" 1 . Филологи нового времени стали называть тактиками древних авторов трактатов по тактике. Самой ранней из сохранившихся является "Тактика" Асклепиодота.

Ее текст содержится в уникальном средневековом сборнике военных произведений греческих авторов. Сборник был составлен по заданию византийского императора Константина VII Багрянородного (908-959), похищен из дворцовой библиотеки при взятии Константинополя крестоносцами в 1204г., долго ходил по частным рукам, куплен в 1491 г. для Лоренцо Медичи Великолепного (1449-1492), после его смерти оставался в семье Медичи, в 1521 г. передан в монастырь Сен-Лоран, с 1571 г. по настоящее время хранится во Флоренции в зале Библиотеки Лоренцо Медичи. В науке сборник известен как Лоренцианский кодекс (Laurentianus 55.4 graecus). С этого кодекса, признанного "самым замечательным памятником греческой военной литературы", в XVI- XVII вв. было сделано несколько рукописных копий, по которым образованная публика знакомилась с наследием античности в военной области. Главный архетип- рукопись из собрания Лоренцо- стал доступен для изучения с середины XVIII века.

Лоренцианский кодекс содержит около двух десятков сочинений. В кодексе три раздела. Первый включает военные трактаты ранневизангийского времени, второй- античного, третий- работы императора Льва VI (886-912) и его сына Константина Багрянородного. Средняя- античная- часть кодекса открывается тремя "Тактиками", размещенными в хронологической последовательности, их авторство приписано "Асклепиодоту-философу", Элиану и Арриану. О двух последних известно достаточно. Элиан, по его собственным словам, был штатским любителем военного дела, собеседником римского политика и полководца Фронтина (консула в 73 и 100 г.), писал в первые годы правления императора Траяна (98-117). Флавий Арриан- знаменитый историк, автор "Анабасиса Александра", сам видный государственный деятель, написал свой труд по тактике в двадцатый год правления Адриана (137 г.). Трактаты Элиана и Арриана известны византийской традиции: они упомянуты в произведении писателя Via. Иоанна Лида "О магистратах государства римского" (1.47) и в относящейся к Х веку "Тактике Льва" (6.30; 7.86).

В отличие от своих поздних коллег Асклепиодот предстает как "темная лошадка". Как военный писатель он нигде более не упоминается - ни у тех же Иоанна Лида и автора "Тактики Льва", ни в перечне создателей тактических руководств, приводимом в "Тактиках" Элиана (1.2) и Арриана (1.1-2), который включает имена Пирра Эпирота (царя, противника римлян в 280-275 гг. до н. э.), его сына Александра, Клеарха, Павсания, Евангела, историка Полибия (201-120 гг. до. н. э.), Евполема, Ификрата, философа-стоика Посидония Родосского (ок. 135-51 гг.). В самой "Тактике" Асклепиодота отсутствуют сведения биографического характера, по которым мы могли бы установить личность автора и точное время создания трактата. При всем том множество совпадений - содержательных, языковых, лексических - с позднейшими трактатами (Элиана, Арриана и др.) указывают на то, что текст Асклепиодота (но не автор!) был широко известен в древности.

Просопография античности достаточно хорошо изучена. Нам известны несколько Асклепиодотов, подвизавшихся на философском поприще. Сразу же отпадает - из-за поздней даты - упоминаемый Симпликием Асклепиодот, ученик неоплатоника Прокла (vb.). Более вероятно (по времени) авторство Асклепиодота Никейского, ученика стоика Панэтия (ок. 180-110 гг. до н. э.), чье имя встречается в одном философском папирусе из Геркуланума. Все же наиболее приемлема фигура философа 1-го в. до н. э. Асклепиодота, которого пять раз упоминает Сенека в "Естественных вопросах" как слушателя (auditor) крупнейшего представителя Средней Стой Посидония Родосского 2 . Как уже сказано, в числе произведений Посидония была и "Тактика", известная Элиану с Аррианом. Эта работа до нас не дошла: ситуация зеркальная по отношению к "Тактике" Асклепиодота, где есть текст, но загадочна личность автора. Одно из вероятных объяснений, находящее подтверждение в стилевых особенностях трактата, заключается в том, что "Тактика" Асклепиодота являлась не оригинальным произведением, а подражанием работе мэтра, либо ее конспектом, почему и могла в некоторых случаях восприниматься как "Тактика" Посидония, записанная его учеником 3 . Для более детального выяснения соотношения между трактатами Посидония и Асклепиодота данных недостаточно.

Идентификация - хотя и, до некоторой степени гипотетическая, если считать автора "Тактики" Асклепиодотом, слушателем или учеником Посидония Родосского, то можно получить отправную точку для наших суждений о трактате. Устанавливается время его создания- первая половина I в. до н. э. По жанру это технический трактат, используемый как руководство к изучению военного дела. Стиль строгий и безыскусный. Нет никаких намеков на личное отношение к предмету- ни столь излюбленной авторами подобных сочинений преамбулы, ни комментариев, ни отступлений, ни исторических примеров и параллелей, ни каких-либо других хронологических привязок- только сухое описание составных элементов тактического искусства. В трактате описывается идеальная армия эллинистической эпохи, в особенности македонская фаланга. Для первого века до н. э. тема носит уже антикварный характер. К тому времени римские легионы в битвах при Киноскефалах (197 г. до н. э.) и Пидне (168 г. до н. э.) покончили с преобладанием македонской фаланги на полях сражений, а Греция и Македония были обращены в римскую провинцию (148-146 гг. до н. э.). Временная удаленность предмета исследования способствовала спокойному, философскому тону и подчеркнутой наукообразности трактата. Греки придерживались мнения, что "объектом подлинного знания может быть только неизменное", тогда как "то, что является преходящим, не может быть познано" 4 . Македонская фаланга умерла и именно по этой причине стала предметом изучения философов и теоретиков военного искусства.

Включение военной науки в число наук философских - давняя традиция греческой мысли, ведущая свое начало от Сократа и Платона. Стоицизм усилил эту черту греческой науки. По учению Посидония, "самого многознающего из философов" 5 , философия была матерью всех наук, "потребных для повседневной жизни", включая ремесла, строительное дело и т. д. 6 . Сам Посидоний давал пример энциклопедизма, создавая как общие, концептуальные труды, так и узкоспециальные и описательные работы прикладного назначения (в том числе по истории, этнографии и др.) 7 . К специальным трудам примыкала и его "Тактика", скопированная (или адаптированная) Асклепиодотом.

Философский подход сказался на манере изложения греческих тактиков, рассматривавших военно-техническую "материю" на фоне вопросов общенаучных и математических. Именно математические категории и понятия, по мнению греческих мыслителей, обладают свойством неизменности - основным условием научности. В "Тактиках" Асклепиодота, Элиана, Арриана встречается необычно много абстрактных рассуждений, которые современный стратег почел бы совершенно излишними.

Вот две цитаты из Асклепиодота. Глава 2.7. "Так как всякий полководец предпочитает иметь дело с четными числами, способными делиться до единицы, большинство тактиков установили фалангу гоплитов в шестнадцать тысяч триста восемьдесят четыре человека, поскольку это число делится надвое до единицы". Глава 3.1. "Фаланга в целом и ее подразделения выстраиваются "по четверке" таким образом, что из четырех полуфлангов первый по доблести строится справа на правом фланге, второй- слева на левом фланге, третий- справа на левом, и четвертый - слева на правом. При такой расстановке произойдет уравнение сил правого фланга с левым: ведь сумма первого и четвертого, как говорят геометры, будет равна сумме второго и третьего, если числа четверки пропорциональны".

Асклепиодот в этих примерах демонстрирует вполне умозрительный тип мышления, в котором идея абстрактной математической гармонии затмевает военную целесообразность. Такой числовой подход вообще присущ философской мысли античности 8 . Сравним его со следующими рассуждениями величайшего мыслителя Греции- Платона об устройстве Вселенной, где тоже фигурирует магическая "четверка". "Прекраснейшая же из связей такая, которая в наибольшей степени единит себя и связуемое, и задачу эту наилучшим образом выполняет пропорция, ибо, когда из трех чисел - как кубических, так и квадратных - при любом среднем числе первое так относится к среднему, как среднее к последнему, и соответственно последнее к среднему, как среднее к первому... все эти числа образуют собой единство... На таких основаниях и из таких составных частей числом четыре родилось тело космоса, упорядоченное благодаря пропорции, и благодаря этому в нем возникла дружба, так что разрушить его самотождественность не может никто, кроме лишь того, кто сам его сплотил" 9 .

Структура космоса Платона, как и структура фаланги Асклепиодота, обосновывается математически. Такая любовь греческих тактиков к строгим арифметическим выкладкам, четным числам, геометрически правильным построениям, вызвала суровый вердикт крупнейшего военного специалиста Г. Дельбрюка. "Удивительно, как скудна эта литература, и тем более удивительно, что два крупнейших человека - Полибий и Посидоний - составили руководства по тактике. Если последние до нас не дошли, то все же сохранившиеся до нашего времени более поздние труды Асклепиодота, Оносандра, Элиана и Арриана восходят к ним. Но в этих трудах не проявлено ни капельки разума... Мы видим все тот же самый скудный схематизм, который основывает свои вычисления на численности нормальной армии, состоящей из 16384 человек, так как это число можно делить пополам и так оно дает возможность образовывать изящные равномерные подразделения, из которых можно конструировать тактические формы. Нет никакой необходимости дольше останавливаться на этом вопросе" 10 .

Столь однозначная и резко отрицательная оценка выглядит не слишком убедительной, поскольку прилагает критерии нового времени к давно ушедшей цивилизации. Во избежание ненужного модернизаторства стоит не отвергать "с порога" позицию древних, но попытаться понять их логику. Мы сталкиваемся с мироощущением, отличным от нашего. Та картина военного дела, которая получила отражение в греческих трактатах, каким-то образом отвечала их представлению о предмете. Популярность книг по тактике у греческих и римских полководцев - более весомый аргумент за их практическую ценность, чем критические суждения с расстояния в две тысячи лет.

"Тактика" Асклепиодота состоит из 12-ти разных по объему глав: 1. Рода войск. 2. Состав и наименования подразделений фаланги гоплитов (тяжелой пехоты). 3. Расположение бойцов в фаланге - в целом и по подразделениям. 4. Интервалы. 5. Характеристика оружия. 6. Псилы (легкая пехота) и пельтасты (средняя пехота), способ построения и наименование подразделений. 7. Конница, наименования родов конницы и ее подразделений. 8. Колесницы. 9. Слоны. 10. Наименования маневров. 11. Расположение войск на марше. 12. Порядок отдачи команд. Логика изложения материала традиционна для греков - от общего к частному.

В 1-й главе дается общая характеристика вооруженных сил. Военное дело подразделяется на морское и сухопутное; трактат посвящен сухопутной войне. В сухопутных войсках одна часть- строевая, другая- нестроевая. Строевая подразделяется на пехоту и верховых. Пехота, в свою очередь- на гоплитов (тяжелая пехота), пельтастов (средняя) и псилов (легкая); верховые - на конницу, колесницы и элефантерию (слонов), два последних разряда мало распространены. Также на три вида делится конница: на тяжелую с вооружением для ближнего боя; легкую или "скифов" с дальнобойным метательным оружием - луком и стрелами; среднюю или акроболистов, оснащенных для ведения смешанного боя.

Во 2-й главе излагается структура пехотной фаланги. Основным ее элементом является "лох" или ряд: цепочка воинов, построенных в затылок друг другу. Для удобства перестроений Асклепиодот устанавливает четное число воинов в лохе - от восьми до тридцати двух; идеальное число - шестнадцать. Воины в лохе, с целью облегчения процедуры вздваивания рядов, чередуются попарно: нечетные (первый, третий, пятый и т. д.) - протостаты (впередистояшие), четные (второй, четвертый, шестой и т.д.)- эпистаты (стоящие позади). Передовой в лохе- гегемон или лохаг, выбирается из самых храбрых, ведет воинов в бой; замыкающий - ураг, из числа самых опытных, следит за порядком в лохе. Боевой порядок фаланги состоит из совокупности построенных в параллельных линиях лохов; глубина фаланги зависит от числа людей в лохе. Цепь стоящих плечом к плечу воинов из разных лохов (парастатов) образует шеренгу. Первая шеренга- лохагов, последняя- урагов, между ними чередуются шеренги протостатов и эпистатов. Лохи, последовательно удваиваясь, сводятся в более крупные подразделения. Структура фаланги, ставшая знаменитой, такова. В большой фаланге, состоящей из 16 384 человек содержатся: 1024 лоха по 16 человек, 512 дилохий по 32, 256 тетрархий по 64, 128 таксисов по 128, 64 синтаксиархий по 256, 32 пентакосиархий по 512, 16 хилиархий по 1024, 8 мерархий по 2048, 4 полуфланга по 4096, два фланга по 8192 человека.

3-я глава повествует о распределении подразделений и воинов по фронту фаланги. Большая фаланга состоит из четырех полуфлангов, нумерация которых - с первого по четвертый - определяется их "доблестью", то есть боевыми качествами воинов. Первый по доблести полуфланг ставится на крайний правый фланг, второй по доблести- на крайний левый, третий- на левый, четвертый- на правый. Тем же способом строятся подразделения меньшего состава: мерархий, хилиархий, синтаксиархий и т. д. Смысл построения в том, чтобы добиться равенства сил двух флангов (половин). Принцип расстановки людей внутри лоха: впереди - сильные и отважные, сзади - рассудительные и опытные.

В 4-й главе рассматриваются возможные интервалы между бойцами в шеренге. Применялись три интервала: 1) наибольший, при разреженном строе- в четыре локтя (локоть - ок. 45 см), считающийся "естественным"; 2) наименьший, для создания сверхплотного строя со сдвинутыми щитами ("синас-писм") - в локоть; 3) средний или "плотный", - в два локтя. При атаке лучше использовать двухлок-тевый интервал, в обороне - наименьший, однолоктевый.

5-я глава отведена характеристике защитного и наступательного вооружения фалангитов. Щиты рекомендуется иметь восьмипястевые: это именно тот размер, которому соответствуют экземпляры щитов, известные по археологическим находкам - около 60-70 см. Копья - знаменитые македонские сариссы (сам Асклепиодот не использует этот термин)- имели в длину от десяти до двенадцати локтей. Из-за большой величины копье держали в обеих руках наперевес таким образом, чтобы боевая часть наконечника- от рук до острия- выдвигалась вперед на восемь-десять локтей 11. . При обычном, двухлоктевом расстоянии между шеренгами (ок. 0.9м), копья первых пяти шеренг выдвигались уступами перед фронтом фаланги, образуя страшный для врагов непроницаемый лес пик. Примечательно, что в трактате нет описаний панцирей, шлемов, мечей, то есть оружия индивидуального пользования: все внимание уделено вооружению, определяющему тактику фаланги в целом.

В 6-й главе Асклепиодот от гоплитов переходит к другим разновидностям пехоты: псилам (бездоспешным) и псльтастам (с облегченным защитным вооружением). В бою те и другие располагаются впереди, в тылу или на флангах гоплитской фаланги, в зависимости от ситуации. Принцип построения воинов тот же: по лохам и шеренгам. Общая численность легковооруженных устанавливается вдвое меньшей, чем гоплитов, то есть 8192 человека. В обычном боевом построении фаланга легкой пехоты имеет тот же фронт в 1024 человека, что и гоплиты, но уменьшенную вдвое глубину (8 вместо 16-ти). При необходимости ряды (лохи) псилов вклиниваются между рядами гоплитов для придания большей устойчивости всему боевому порядку.

Ценность кавалерии (7 глава) заключается в способности завязывать бой, наскоками ослаблять фронт неприятелей, отражать атаки вражеской кавалерии, захватывать выгодные позиции, устраивать засады и т. п. Из всех разновидностей конницы особенно полезными Асклепиодот считает акроболистов, то есть среднюю конницу с разнообразным вооружением и функциями. Основная тактическая единица кавалерии - ила (эскадрон). Типичные построения: квадрат, прямоугольник, ромб, либо половина ромба- клин. Именно при разборе различных вариантов построений, особенно ромбовидных, Асклепиодот в наибольшей степени проявил склонность к математике, педантично и нудно перечисляя порядок расположения единиц в эскадроне при построении "по рядам и шеренгам", "без шеренг и рядов", "по шеренгам, но без рядов", "по рядам, но без шеренг", за что и получил от ученых нового времени ярлык кабинетного стратега.

Очень коротко Асклепиодот пишет о колесницах (8-я глава) и слонах (9-я). Причина- почти полное их исчезновение к моменту составления трактата. Тем не менее тактик перечисляет названия и состав подразделений обоих устаревших родов войск.

Самая большая по объему 10-я глава - о маневрах и поворотах, используемых при перестроениях фланги. Наиболее распространены следующие маневры: поворот направо или налево, возвращение в исходную позицию, поворот кругом, поворот в три четверти, построение по рядам и шеренгам, вздваивание рядов, контрмарш (возвращение в начальную позицию), марш в походной колонне, косой порядок, вставка, подкрепление и т. д. Контрмаршей три: македонский, лаконский, критский (он же персидский). В бою и в походе, кроме обычного построения фалангой (рассмотрено в гл. 2-6), используется также строй с двойным фронтом - внутренним или внешним и разреженная фаланга (вариант шахматного порядка).

В 11-й главе перечислены различные виды маршей: марш в линию, фронтом - косым либо перпендикулярным, в колонну, "с односторонним фронтом", "с противоположными фронтами", марш в каре, несколькими корпусами. Обоз всегда располагается с тыловой (защищенной) стороны боевой фаланги либо походной колонны.

Итоговая 12-я глава определяет порядок отдачи команд при маневрах и перестроениях. Различают команды голосовые, зримые (поданные значками), звуковые (трубой), их выбор зависит от погодных условий и боевой обстановки. Основное требование к командам- быть краткими и недвусмысленными; частное должно предшествовать общему, во избежание недоразумения. Другими словами, следует командовать: "Направо повернись!", а не "Повернись направо!". Свой труд тактик завершает наставительным: "Вот тактические принципы, приносящие пользу тем, кто им следует, и наказывающие тех, кто поступает им наперекор".

Трактат Асклепиодота о греко-македонском военном деле, при том, что появился в эпоху военной гегемонии римлян, оказался весьма жизнеспособным и имел ряд подражаний, среди которых выделяются тактические руководства Элиана и Арриана, писавших уже во II веке н. э. Такая популярность вызывалась не одним антикварным интересом. Законы ведения войны и основные принципы построения армии оставались одними и теми же на протяжении всей античности. В литературе хорошо освещен боевой порядок римских легионов по манипулам или когортам в три линии 12 . Но "тройной строй" (ades triplex) не был единственным. Та же фаланга, хотя и модернизированная, сохраняла свое значение и в период римской империи " 13 .. Отсюда - живой интерес к греческой военной теории, который проявляли римские военачальники. Элиан отмечал в предисловии к своей "Тактике", что долго колебался, стоит ли ему тратить силы на занятие греческим военным делом, пока при встрече с известным военным деятелем, консуляром Фронтином не убедился, что тот высоко ценит достижения греческой военной теории. "Я полагаю, - прибавляет Элиан, - Фронтин вряд ли одобрил бы этот труд, если бы считал, что он не имеет значения для римского способа ведения войны" 14 .

Но, что примечательно: тактические идеи трактата Асклепиодота и его продолжателей не умерли и с концом античности. Знакомство с древними тактиками

показывают трактаты византийского времени: "Стратегикон" Маврикия (VI в.), "Тактика Льва" (IX в.), "Стратегика" императора Никифора (X в.). О греческих теоретиках военного дела воспоминает Н. Макиавелли в трактате о воинском искусстве (1519г.). В XVI-XVII вв. трактаты Элиана и Арриана неоднократно переводились на латинский и новоевропейские языки, их рекомендации использовал Мориц Оранский и другие полководцы. Традицию греческих тактиков знали и помнили. А вот имя Асклепиодота - автора древнейшей сохранившейся "Тактики" - на время забыли. Только в 1853 г. полный его текст был издан двумя немецкими учеными - филологом Г. Кехли и профессиональным военным В. Рюстовым 15 , после чего началось серьезное его изучение. Ныне Асклепиодоту отведено подобающее место в анналах греческого военного искусства.

Примечания

1. Ael. Tact. III.4.- Полибий. Всеобщая история. I. СПб. 1994, с. 144.

2. SENECA. Quaest. Nat. 11.26.6; 30.1; V.I.5.1; VI.17.3; VI.22.2; ASCLEPIODOTE. Traite de Tactique. P. 1992, p. XXVIII; DAIN P. Les strategistes byzantins,- Travaux et Memoires du Centre de Recherches d'Histoire et Civilisation byzantines. 2. P. 1967, p. 326.

3. ASCLEPIODOTE. Op. cit., p. XII.

4. КОЛЛИНГВУД Р. Идея истории. Автобиография. М. 1980, с. 22, 23.

5. STRAB. XVI.2.10.

6. SENECA. Epist. 90.7, см. также 88.21-28.

7. СТОЛЯРОВ А. А. Стоя и стоицизм. М. 1995, с. 267-268.

8. "Пифагорейско-платоновское учение о пропорциях есть торжество античного мировоззрения, основанного на понятии центра или середины" (ЛОСЕВ А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М. 1994, с. 274).

9. ПЛАТОН. Тимей. Сочинения в 4-х т. Т. III. М. 1994, с. 435.

10. ДЕЛЬБРЮК Г. История военного искусства в рамках политической истории. Т. П. Германцы. СПб. 1994, с. 147-148.

11. Наличие у фалангитов одновременно щитов и двуручных сарисс вызывает подчас сомнение. "Некоторые писатели упоминают еще о щитах у македонян, но... я не могу понять, как они могли пользоваться сариссами и в то же время пользоваться щитом" (МАКИАВЕЛЛИ Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О Военном искусстве. М. 1996, с. 431; ДЕЛЬБРЮК Г. История военного искусства. T.I. Античный мир. М. 1936, с. 320). Современные исследователи предполагают, что небольшой по размерам щит крепился к шее и/или к предплечью левой руки: CONNOLLYP. Greece and Rome at War. Lnd. 1981, p. 77-79.

12. ДЕЛЬБРЮК Г. История военного искусства. Т. I, с. 228 ел., 334 ел; РАЗИН Е. А. История военного искусства. Т. 1. М. 1994 (1-е изд. - 1955), с. 283 ел; БЛАВАТСКИЙ В. Д. Военное дело (Рим).- Античная цивилизация. М. 1973; Военное дело у римлян во времена Цезаря.- Записки Юлия Цезаря и его продолжателей. М. 1993.

13. WHEELER Е. The Legion as Phalanx.- Chiron. 1979. 9, p. 303-318.

14. Ael. Tact. Prooem. 3.

15. KOCHLY Н., RUSTOWW. Griechische KriegsschriftsteUer. Griechisch und Deutsch mit kritischen und erklarenden Anmerkungen. T. II. Abt. 1. Leipzig. 1855, S. 128-197.

С. М. Перевалов

По ссылочке можно почитать английский перевод ΑΣΚΛΗΠΙΟΔΟΤΟΥ

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0