Sign in to follow this  
Followers 0
ini

Фортификация русских городов и острогов

25 posts in this topic

Добрый день.

Кто может подсказать как называется данный вид оборонительных инженерных заграждений (~ 1700 г.) на Урале и дать ссылку, где об этом прочитать и увидеть др. подобные.

За инженерными заграждениями - ров, затем - вал; на рисунке далее - посад (деревянные дома) и крепость со стенами.

user posted image

Share this post


Link to post
Share on other sites


А картинку полностью нельзя выложить?

На первый незамутненный взгляд вижу отодвинутые в сторону рогатки, и по всей видимости вал с надолбами - это такие же укрепления, которые в 41-ом строили против танков, только наши предки ими оборонялись от конницы.

Share this post


Link to post
Share on other sites

На первый незамутненный взгляд вижу отодвинутые в сторону рогатки, и по всей видимости вал с надолбами

1. Мостик через нечто - ров?

2. Рогатки не в масштабе.

3. Городни?

С такого ракурса непонятно - изнутри или снаружи вид. Соответственно, о чем судить - пока непонятно.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Рогатки не в масштабе.
О как! Я и не знал, что на средневековых миниатюрах точно соблюдались пропорции и перспектива. rolleyes.gif

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я и не знал, что на средневековых миниатюрах точно соблюдались пропорции и перспектива

Зависит от того, что и с какой целью рисуют.

Это уже картинка Нового Времени - XVII в. Если нужно было - делали в масштабах.

Иначе как модель Албазина царю отправили?

Share this post


Link to post
Share on other sites

В том-то и дело, что мы пока не знаем, что это за изображение - часть карты или просто карандашный набросок местного Матракчи Насуха-эфенди. Но на карту 1700 года как-то не тянет, все-таки русские уже начали строить корабли и научились пользоваться европейскими навигационными приборами.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Но на карту 1700 года как-то не тянет, все-таки русские уже начали строить корабли и научились пользоваться европейскими навигационными приборами.

ИсчО как тянет - Ремезов как раз свою недетскую деятельность развил к смене веков! (см. приложение)

Но что это такое на самом деле - пока неизвестно.

post-50-1371471498.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Небольшая статья о фортификации Урала того времени, возможно, заинтересует и поможет:

http://uralhistory.livejournal.com/2602.html

А по рисунку что-то конкретное сказать сложно, согласен с коллегами.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот общая картина.

user posted image

Смотрел и не мог понять, то ли это надолбы, то ли рогатки, то ли как то по-другому называется.

Не понял как это выглядело.

Явно это не ограда.

Edited by ini

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вообще-то, именно ограда. Но из чего - из городен или надолб, пока непонятно.

Вот несколько ссылок об укреплении уральских заводов (в т.ч.) в первую половину XVIII в.:

http://www.sinyachiha.org/biography_gennin.html

http://www.b-p96.ru/ekaterinburg

Судя по всему, Вы интересуетесь Уктусским заводом? По второй ссылке есть хороший цветной рисунок. Я его выкладывают в приложении. Это ограда, дополнительная, но из чего сделана - все равно неясно.

post-50-1371489447.png

Share this post


Link to post
Share on other sites

«Описание уральских и сибирских заводов» (1730-е):

Плотина чрез Уктус реку бревенчатая, в кледки рубленые набито землею, в длину оная и с валом земляным 145 сажен и два аршина, а кроме вала 66 сажен, в ширину 3 сажени 1 ? аршин, в ширину 16 сажен 1 аршин.

- При ней два двора, забранные в стойках тесом, один перед вешняком, другой пред ларем, и один ларь з двумя колодцами.

- Молотовая фабрика бревенчетая, покрыта тесом, с шестью кожухами, то ж колесницами, в ней 4 горна большие да один колотушечной горн.

- Подле той фабрики сарай для клажи чюгуна. Пробная изба для пробы железа.

- Росхожея кузница для ковки и починки заводских инструментов.

- 4 анбара, в которых содержитца железо и другие железные припасы.

- Важня, под которою содержатца веса, основана брусьями.

- Сараи на столбах для лесных припасов.

- Заводская кантора бревенчатая.

- Казенных два двора да мастеровых собственных 26.

http://www.uktus.org/gl_7.html

Т.ч. судя по всему, это вал из городней (деревянные клети, засыпанные землей изнутри).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ров всегда был перед валом.

Отдельно ров не использовали.

Следовательно, после рва еще один вал не должен быть.

Только рогатки или надолбы.

Но по внешнему виду не похожи или с трудом похожи, если это какая-то особая конструкция из бревен.

В виде шлагбаума (перед мостом) хорошо видна подвижная рогатка.

Edited by ini

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ров всегда был перед валом.

Не обязательно - в истории есть примеры межваловых рвов.

Здесь слишком условное обозначение ландшафта - приходится пользоваться описанием, если это картинка действительно Уктусского завода.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Описания нет.

Есть рис. с непонятным для меня внешним ограждением, которого раньше не встречал.

Если я правильно разглядел, то вкопаны через равные промежутки (около 2-3 метров) бревна, которые выступают над землей около 1 метра, сверху укреплены бревна длинной около 4 метров в виде квадрата и два бревна длиной около 5 метров в квадрате идут из углов и пересекаются в центре; верхние бревна параллельны земле.

Чжан Гэда, Nslavnitski благодарю за ссылки.

Edited by ini

Share this post


Link to post
Share on other sites

Коллеги, долго смотрела все что есть по фортификации....

Возможно это все же какой-то вид "рогатки".

Во всяком случае на эту мысль меня натолкнул рисунок.

Вот здесь посмотрите рис. 32 в главе РИСУНКИ ИЗ ГЛАВ, ОПУЩЕННЫХ ПРИ ПЕРЕВОДЕ

user posted image

Сама книга:

МИТЧЕЛЬ

ФОРТИФИКАЦИЯ

СОКРАЩЕННЫЙ

ПЕРЕВОД С АНГЛИЙСКОГО

А. ЛЮБАРСКОГО

ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР

Москва — 1940

Ссылка

Share this post


Link to post
Share on other sites

Это проволочное заграждение XX века, название "рогатка" условное, просто данный вид препятствия принадлежит к тому же классу, что и классическая деревянная рогатка из кольев. Да и конструкция, несущая проволоку - похожа на рогатку.

Если на обсуждаемом изображении рогатка, то только вроде тех, которые русскими использовались при осаде Смоленска.

user posted image

Это укрупненный фрагмент с гравюры В. Гондиуса «План осады Смоленска». Данциг. 1636

А вот эта гравюра:

user posted image

Share this post


Link to post
Share on other sites

ini,

Так какой это город?

Каменский железоделательный завод.

user posted image

Edited by ini

Share this post


Link to post
Share on other sites
Это проволочное заграждение XX века, название "рогатка" условное, просто данный вид препятствия принадлежит к тому же классу, что и классическая деревянная рогатка из кольев. Да и конструкция, несущая проволоку - похожа на рогатку.

Если на обсуждаемом изображении рогатка, то только вроде тех, которые русскими использовались при осаде Смоленска.

user posted image

Это укрупненный фрагмент с гравюры В. Гондиуса «План осады Смоленска». Данциг. 1636

А вот эта гравюра:

user posted image

Перед классическими рогатками засеки (завалы леса).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот еще фрагмент этой гравюры.

[spoil=План осады Смоленска]user posted image[/spoil]

Да, хоть использовались и траншеи, и ретраншементы, и даже был выстроен целый острог с теплыми избами (русские подходили к осаде основательно), но все равно полной блокады города так и не установили - отсюда и засеки.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Каменский железоделательный завод.

Начало истории Каменского железного завода связано с деятельностью Успенского Далматовского монастыря. В 1681 году монахи Далматовского монастыря узнали, что берега реки Исети и Каменки, впадающей в нее, а также прилегающие земли богаты железной рудой. На следующий же год игумен монастыря Исаак « с братией» «били челом» тобольскому воеводе, а затем и царю Федору Алексеевичу и просили пожаловать им земли по реке Каменке для добычи руды и производства железа. Только речку Каменку в своей челобитной монахи назвали Железенкой и написали, что она «лежит впусте» и никому не отдана. Но монахи ввели власти в заблуждение: в делах тобольского воеводы речка Железенка действительно не значилась, а вот земли по реке Каменке уже принадлежали крестьянам и беломестным казакам Колчеданского острога.

Однако просьба монахов была удовлетворена в короткие сроки. Жалованная грамота, «писана на Москве лета 7190 (1682) февраля в 3 день», разрешала им «на речке Железенке тою железною рудою и лесом той речки по обе стороны владеть... в тех урочищах... руду... плавить». Отвод земли был произведен 28 июня 1682 года.

В том же 1682 г. монастырь построил на Железянке-реке «дворец монастырский», а при нем «кузницу с наковальней, клещами и мехами, две печи с кричными клещами и тремя поварницами, сарай угольный и пест, чтобы железные руды толчи».

Закладывая новый город, его строители, в первую очередь, заботились о безопасности, поэтому строили крепость, затем жилые дома и завод. Тут же ставили бани, для поддержания телесной чистоты, и церкви, дабы блюсти чистоту духовную, крепить веру строителей, давать им силы для тяжкого труда. Поселенье это после 18 лет монастырского владения взято в казенное ведомство, и основан здесь чугунолитейный Каменский завод.

Каменский завод, основанный в 1700 году, первоначально работал как чугунолитейный и железоделательный. Он имел в 1705 г. две домны и две молотовые фабрики, сверлильную пушек, кузницу и другие здания. Завод строился с «поспешанием», и за короткий срок к моменту пуска завода «построена плотина, домна и молотовая фабрика, и амбар, и сарай для клажи припасов, контора, кузница и квартиры для житья мастеровым людям... Вскоре было и заводского строения прибавлено к прежним, в том числе была выстроена вторая домна... А потом при заводе построена церковь с колокольнею и кругом строения город (т.е. изгородь) — деревянные, рубленные из бревен». Строительством первых уральских заводов (в т.ч. Каменского) в эпоху Петра I руководил Сибирский приказ. Во главе его и в первые годы XVIII в. стоял думный дьяк Андрей Андреевич Виниус.

В XVIII в. Каменский завод был важной кузницей отечественного оружия. Ему уделялось большое внимание: на протяжении XVIII столетия он перестраивался три раза. В последний раз в 1747 г. завод был полностью перестроен «за обветшалостью прежнего деревянного строения», а взамен прежнего «заведены как плотина, так и фабрики все каменные и покрыты крышечными досками».

В городе-заводе ведущую роль играли сами заводы. Благодаря большим размерам цехов, выразительности их объемов и форм (прямоугольники, цилиндры, башни и т.п.), ансамбли каменных строений металлургических заводов были самыми крупными и монументальными в поселениях. Завод с плотиной и прудом — это то ядро, вокруг которого шло формирование города, начавшись, прежде всего, с возникшей на месте «внутренней» крепости предзаводской площади. Завод и площадь являются центром всего промышленно-жилого комплекса, на них ориентированы основные улицы, связывавшие в единое целое все элементы городского плана.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Saygo, спасибо.

Действительно, информации по фортификационным сооружениям русских крепостей и их подробному описанию не так много.

Вот еще картинка этого завода-города (поселения) из книги Nicolaes Witsen Северная и Восточная Татария.

Witsen, Nicolaes, 1705

Noord en oost Tartarye, ofte bondigh ontwerp van eenige dier landen, en volken, zo als voormaets bekent zyn geweest. Beneffens ver. Scheide... hoorde en oosterlykste gedeelten van Asia en Europa...

user posted image

Заголовок

De Kamense Yserwercken in Sibirien.

Каменский железоделательный завод в Сибири.

Gesticht opt Riviertie Kamenka inde Iaren 1698 en 1702.

Основан на реке Каменке в 1698 и 1702 годах.

Witsen Nicolaes (8 мая 1641 — 10 августа 1717) - Николас фон Витсен, картограф, бургомистр Амстердама с 1682 по 1706 год.

Witsen в 1664 — 1665 годах впервые совершил путешествие в Московию при царе Романове Алексее Михайловиче (14 июля 1645 — 29 января 1676) и завязал прочные отношения с московским двором.

Witsen вёл дневник и делал зарисовки.

Через родственника Андриеса (Андрея) Виниуса обучал Петра I голландскому языку.

Первые учителя Петра в морском деле были голландцы.

9 марта 1697 г. по 5 августа 1698 г. из России в Западную Европу выехало Великое посольство. Великими полномочными послами были назначены:

Лефорт Франц Яковлевич — генерал-адмирал, Новгородский наместник;


Головин Фёдор Алексеевич — генерал и воинский комиссарий, Сибирский наместник;


Возницын Прокофий Богданович — думный дьяк;

Белёвский наместник.


При них было более 20 дворян и до 35 волонтёров, среди которых находился Пётр I, впервые выехавший за рубеж, под именем урядника Преображенскаго полка Петра Михайлова.

В августе 1697 года Пётр I (под именем урядника Преображенскаго полка Петра Михайлова) прибыл в Амстердам, где в это время бургомистром Амстердама был Witsen, который рекомендовал Петру I - Georg Wilhelm de Gennin (Вильгельма Ивановича Геннина), голландца (11.10.1676 — 12.4.1750), который стал организатором горного и металлургического производства, начальником уральских горных заводов, описал заводы Урала XVIII века (с множеством рисунков).

Witsen и Gennin находились в тесном контакте и переписке.

Share this post


Link to post
Share on other sites

ini,

Найдите книгу Г.В. де Геннина "Описание уральских и сибирских заводов" (1735). Вот ссылка на скачивание:

http://www.biblioclub.ru/112081_Opisanie_U...v_1735_god.html

Только там за плату надо скачивать.

Пока о содержательной части книги:

http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-...i----l----r----

Там и рисунки, и описания. Лучше всего поможет именно ЭТА книга.

О де Геннине в целом:

http://www.arkur.ru/data/pdf/50101/arkur-50101.pdf

Share this post


Link to post
Share on other sites

Чжан Гэда

За книгу спасибо, знал о ней, но до сих пор не читал.

На рис. в начале поста - надолбы, нашел текстовое описание к рисунку.

user posted image

Вторая строчка снизу, в овале слева, написано надолбы, на предыдущей строке цифра 39, она же на самом рис. у ограждения

Только очень интересная конструкция, подобной на др. рисунках не встречал.

http://k-uralsk.ru/history/mesta/18%20vek

Edited by ini

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0