Суйко

Из истории одной подвески

9 сообщений в этой теме

http://svitoc.ru/index.php?showtopic=862

Сергей Белецкий ДРЕВНЕЙШАЯ ГЕРАЛЬДИКА РУСИ

Подвеска из медного сплава, найденная в могильнике Победище близ Ладоги (Белецкий 2004: № 34), несет на одной стороне парадное изображение трезубца Владимира Святого, а на другой — Ярослава Владимировича (рис. 10, 1).

user posted image

user posted image

(http://www.ladogamuseum.ru/about/exibitions/7/)

Экспозиция "Археология Ладоги" в доме П.В.Калязина

user posted image

Ну, а тут моя не совсем удачная попытка сфотографировать подвеску на мыльницу smile.gif

Собственно почему именно эта подвеска привлекла мое внимание.

Это кстати единственная подвеска (со "знаками Рюриковичей") в экспозиции.

Немного истории ее нахождения и интерпретации.

В 1970 г. В.П. Петренко в одной из сопок, находящейся в южной части урочища Победище, обнаружил трупосожжение  с четырьмя бусами, семью гирьками и бронзовой подвеской, украшенной знаками Рюриковичей. На одной стороне пластины представлен трезубец- знак князя Владимира Святославича (годы правления 980-1015),  на другой- выполненный более декоративно знак князя Ярослава Мудрого (годы правления 1019-1054). По остроумной догадке С.В. Белецкого сочетание на подвеске знаков двух князей могло появится в период новгородского княжений Ярослава Мудрого до его ссоры с отцом, то есть около 1010-1015 гг. Полагают, что подобные клейменые подвески- печати были своеобразными верительными знаками, удостоверявшими законность и полномочность действий того или иного человека, право вести свободную торговлю, наследственные или имущественные дела, выполнят на месте задания властителя. В описанном случае речь, возможно  идет о погребении купца, обладавшего правом вольной торговли...Владелец печати мог подтвердить свой статус, демонстрируя знаки владетельных отца и сына. Его похороны, возможно были произведены по языческому обряду уже после принятия крещения на Руси в 988 г.
(Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д. Старая Ладога. Древняя столица Руси / СПб, Славия, 2013. - С. 159)

Но не это меня в ней заинтересовало, а объяснения экскурсовода (искусствоведа по образованию).

Из его слов следовало, что голова птицы (сокола) заканчивается не птичьей головой, а козлиной (бараньей?), на оборотной стороне так же козлиные атрибуты, кроме того, есть изображение молнии и свастики (коловрата?). То есть вся атрибутика подвески указывает на бога Тора.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Из его слов следовало, что голова птицы (сокола) заканчивается не птичьей головой, а козлиной (бараньей?)
Может быть по аналогии с Симарглом, "собако-птицей". Из выложенной вами статьи А. А. Карпенко. Троян «Слова о полку Игореве» как основатель древнерусского государства и один из родоначальников русской княжеской династии :
О том, что и на Руси в его наименовании подозревали двух существ, говорит его единственное упоминание в древнерусской литературе. В «Слове некоего Христолюбца» (в списке XIV-XV вв.) после упоминания Перуна, Хорса и Макоши добавлены отдельно «Сим» и «Ръгл».

О том, что именно собака и птица являлись важнейшими атрибутами древнерусского языческого культа, повествует Ибн-Фадлан, согласно которому жертвенная подготовительная часть погребального обряда древних русов начиналась с того, что «приносили собаку, рассекали ее напополам и бросали в корабль», а завершалась тем, что «доставляли петуха и курицу, убивали их и оставляли в нем (корабле)»{60}.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Это кстати единственная подвеска (со "знаками Рюриковичей") в экспозиции.

Но не это меня в ней заинтересовало, а объяснения экскурсовода (искусствоведа по образованию).

Из его слов следовало, что голова птицы (сокола) заканчивается не птичьей головой, а козлиной (бараньей?), на оборотной стороне так же козлиные атрибуты, кроме того, есть изображение молнии и свастики (коловрата?). То есть вся атрибутика подвески указывает на бога Тора.

Если бы атрибутика подвески указывала на аса Тора, то подобные подвески отыскались бы и в Скандинавии...

но пока их находят только на Руси - псковским археологам несколько лет назад повезло, они раскопали такую-же подвеску - назвали её "тамга Рюриковичей".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если бы атрибутика подвески указывала на аса Тора, то подобные подвески отыскались бы и в Скандинавии... но пока их находят только на Руси - псковским археологам несколько лет назад повезло, они раскопали такую-же подвеску - назвали её "тамга Рюриковичей".

Возможно какие-то местные интерпретации Тора и мифологических образов, с ним связанных. Причем не совсем понятно то ли эти подвески просто амулеты (обереги), то ли знаки властных полномочий.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Всяко бывает при определении старославянских изображений, вот пример, недавно на нум.форуме обсуждали печатку, не могли понять что за кракозябр, сначала вертикально смотрели, получалось что-то вроде ладьи (в странном исполнении) потом ( в горизонтальном виде) узрели что-то типа животного с головой и шеей жирафа и туловищем и хвостом кота.

Пока не пришёл спец.

Вот его ответ:

лютый зверь, период от смуты до начала 18 века. Сопутка или кресты помогут датировать.

post-31-1376916397.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А вы говорите Сокол, козлиная голова...

...ктож сейчас точно скажет что мастер хотел изобразить?

п.с. видел изображения охотника и медведя, если силуэт человека ещё можно разобрать, то то чем оказался медведь, выглядело то как дракон, то как собака, ну уж ни как не на медведя походило.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

user posted image

Да, Лютый зверь. Тут вроде похожие есть.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А вы говорите Сокол, козлиная голова...

...ктож сейчас точно скажет что мастер хотел изобразить?

"Эт точно!" (с)

Не поискать ли "козлатора" не на Варяжском море, а в Хазарском каганате - уж очень ладожская подвеска похожа на хазарскую.

Пресловутый символ на современном украинском гербе может происходить не от Рюриковичей, а от Хазарского каганата.

Источник: http://svitoc.ru/index.php?showtopic=862

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не поискать ли "козлатора" не на Варяжском море, а в Хазарском каганате - уж очень ладожская подвеска похожа на хазарскую
. Можно и там.

Но вот не знаю- какую роль играл в мифологии хазар сокол. unsure.gif

Вообще есть версия. что какое-то время двузубец (хазарский) и изображение сокола существовали параллельно. И вроде только с Владимира Святославича появляется привычный " трезубец"

Замена хазарского двузубца трезубцем (графемой сокола – родовой эмблемы датских конунгов) должна быть объяснена тем, что Рюриковичи, соперничавшие с Хазарским каганатом, при Святославе освобождаются от юго-восточной политической опеки. Еще некоторое время киевские князья будут пользоваться титулом каган, однако ушла в прошлое Хазария, ушел двузубец, и высший хазарский титул теряет свою сакральную силу.

(http://chernov-trezin.narod.ru/GerbRurika.htm)

А. Ю. Чернов

В СТАРОЙ ЛАДОГЕ НАЙДЕН

ГЕРБ РЮРИКА?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас