Snow

Китайские шашки

2 сообщения в этой теме

«Квадратная доска отображает законы Земли.

Линии прямы, как божественные силы.

Черные и белые камни разделены, как Инь и Ян.

Их расположение на доске подобно модели небес».

Китайский историк Бан Гу (32- 92 г. н. э.). «Сущность Го»

user posted image

Осенним вечером 383 г., когда в цзиньскую столицу прискакал гонец с депешей для первого советника Се Аня, тот играл с гостем в облавные шашки. Прочитав донесение, он отложил его и продолжал думать над комбинацией. «Что там в письме?» — спросил его партнер. «Да вот, оказывается, мои мальчишки разгромили бандитов»,— рассеянно отвечал Се Ань, не отрываясь от доски. Так в Цзянькане стало известно, что решающая битва между Севером и Югом, происшедшая на берегах реки Фэйшуй, закончилась полным поражением дотоле непобедимого Фу Цзяня [Wieger, 1929, т. 1, с. 1000].

В отличие от шупу игра в шашки (вэйци) всегда считалась аристократическим занятием. «Умение играть в шашки — небольшое искусство, но овладеть им можно, лишь сосредоточив мысли и целеустремив волю,— говорил некогда философ Мэн-цзы.— Возьмем Цю, известного своим искусством игры в шашки на всю страну. Пусть он учит игре двух человек, один из которых сосредоточил мысли и целеустремил свою волю и не слышит ничего, кроме Цю, а другой хотя и слушает его, но сам представляет себя на охоте и думает о том, как он выстрелил в летящую птицу. Хотя они учились вместе, успехи их будут неодинаковыми» [Legge, 1940, т. 2, с. 410]. Игра в шашки требовала умения анализировать и запоминать комбинации, «целеустремляя волю», что в принципе отличало ее от всех других игр, где успех или поражение определялись слепым случаем. Вполне закономерно, что умение играть в шашки древние китайцы сравнивали с искусством управления государством, а принимающего решение правителя — с игроком, готовящимся сделать важный ход [Legge, т. 8, с. 513]. Ма Юн, автор «Оды облавным шашкам» (II в. н. э.), утверждал, что шашист сродни полководцу, командующему войсками на поле брани [Хаяси, 1976, с. 383].

user posted image

В учебнике «Суньцзы суаньцзин» есть задача, которая гласит: «Дана доска для игры в шашки, с каждой стороны она имеет 19 линий. Спрашивается: сколько всего используется шашек?» [Ли Янь, 1956, с. 124]. Условие этой задачи не совпадает с данными уже известного читателю Ханьдань Чуня, который сообщал, что в облавные шашки играли на доске, расчерченной 17 вертикальными и 17 горизонтальными линиями, на пересечения которых (в общей сложности 289) помещали 150 белых и 150 черных шашек. О том, что всего для игры использовалось 300 шашек, упоминается и в других сочинениях [Ли Янь, 1956, с. 124]. Предполагают, что разметка досок ханьской эпохи со временем могла измениться. Но все известные нам образцы дотанских шашечных досок, найденных в погребениях III—VI вв., имеют по 17 линий с каждой стороны [Хаяси, 1976, альбом, табл. 8; Аньян суй, 1959, с. 543].

То, что шашечная доска была уподоблена карте, по которой полководец осуществляет свой план сражения, нашло отражение также и в том, что отдельные части доски обозначались по названиям стран света. В решающий момент партии, в которой Се Хун-вэй собирался провести эффектную комбинацию, один из присутствовавших подсказал его партнеру: «На юго-западе подул сильный ветер, как бы лодка не перевернулась». Тот понял намек и вовремя спас положение. Се Хун-вэй, возмущенный подсказкой, швырнул доску на пол и отказался продолжать игру [Эршиу ши, т. 3, с. 2598].

user posted image

Женщина играет в Вэйчи (Династия Тан)

user posted image

Японские гейши играют в Го 碁

Впрочем, чаще, заканчивая партию, тут же начинали новую. Да и одна и та же партия порой могла затянуться надолго. Циский император Гао-ди предложил двум знаменитым шашистам второй половины V в., Сюй Сы-чжуану и Ван Кану, помериться силами в очной встрече. Играть начали сразу же после завтрака; лишь когда стало темнеть, партия вступила в решающую фазу. Закончилась она на исходе ночи, в пятой страже. Ван Кан заснул тут же около доски, а Сюй Сы-чжуан до рассвета так и не сомкнул глаз, продолжая анализировать другие варианты эндшпиля [Эршиу ши, т. 3, с. 2592]. Сюй Сы-чжуан вообще отличался тем, что играл всегда очень медленно, тщательно продумывая комбинации, которые проводил затем с большим блеском. О нем даже говорили, что никто не может пересидеть его за доской, поэтому он и побеждает своих соперников (правила игры в шашки не предусматривали ограничения времени). Но в то время были шашисты и иного стиля. Так, Ся Чи-сун играл молниеносно и тоже почти всегда одерживал победы [Эршиу ши, т. 3, с. 2592].

Любопытно, что в V—VI вв. на Юге существовала квалификационная система, в соответствии с которой всем известным мастерам шашек присваивались разряды. В конце V в. у Ван Кана был первый разряд, у Сюй Сы-чжуана и Ся Чи-суна— второй. В начале VI в. лянский У-ди велел Лю Хуэю разработать новую табель о шашечных рангах, в которую было включено 278 имен [Эршиу ши, т. 3, с. 2639].

Многие правители Южных династий сами увлекались шашками, иногда просиживая за доской до утренних петухов. Лянский император Мин-ди очень любил играть, хотя играл плохо. Знаменитому Ван Кану, которого властитель постоянно брал себе в партнеры, приходилось хитрить. «Шашки вашего величества прямо-таки летят по воздуху, я просто не в состоянии остановить их»,— говаривал он и проигрывал, но Мин-ди принимал это за чистую монету. Присутствовавший при этом чиновник Лю Юань повторял про себя: «Нет, это не то, чем должен заниматься правитель» [Эршиу ши, т. 2, с. 1750].

user posted image

user posted image

Древнейшие китайские мифы утверждают, что в Вэйчи 围棋 (Го 碁) играли Желтый Император и легендарный Император Яо (именно ему приписывают создание знаменитой «Книги перемен»).

Есть ряд свидетельств, подтверждающих существование игры и в более ранние эпохи, Шан и Ся, 2100 - 1100 до н.э., как о том говорят древние китайские мифы: археологи раскопали в бывшей столице государства Шанг гробницу и обнаружили в ней рядом с головой и правым плечом одного из скелетов нечто, названное «камнями для игры», и нечто подобное доске, а неподалеку - остатки гончарных изделий, датированные 5000 годом до н.э.

Живший позже Конфуций считал Го занятием чуть лучшим, чем «ничегонеделание с набитым пузом», а многие его последователи отзывались об игре еще более резко. Но, несмотря на проклятия писателей-конфуцианцев, Го выжило, а первый император династии Тан (618-907 н.э.) назначал игроков в Го на важные государственные должности, справедливо полагая, что тот, кто способен управлять группами камней, будет способен управлять и группами людей. Позже другой правитель династии Тан объединил три конфуцианских добродетели - Ли (праведность), Чи (мудрость) и Рен (человеколюбие) - с Го. Свитки с этими иероглифами украшают в наше время стены многих Го-клубов.

Из Китая игра перешла в Корею, получив там название Бадук. В VII веке игра появилась в Японии, завоевав огромную популярность в среде самураев. Они играли в Го для совершенствования искусства стратегии, тактики и формы. Именно японцы подняли стандарты игры Го до недосягаемых высот, создав профессиональную школу, поддерживаемую государством. Именно в Японии достигло вершин мастерство изготовления принадлежностей для Го. В наше время китайские и корейские профессионалы часто превосходят японских.

Об этой игре сложено немало легенд. Например такая. Однажды вечером усталый дровосек возвращался домой. По пути он встретил двух стариков, играющих в Го. Взглянув на партию, дровосек замер от восторга. Через некоторое время партия закончилась, и два старика растаяли в воздухе. Но дровосек не ощущал времени – он забылся, составляя в уме тысячи комбинаций черных и белых камней. Когда он наконец пришел в себя, то увидел, что волосы его поседели, а рукоятка топора сгнила. Переходя мост, дровосек увидел радугу и лишь в этот момент понял, что возвращается из Потустороннего Мира, где он стал свидетелем партии между двумя Бессмертными. Добравшись до деревни, он не узнает ее: прошло сто лет, дом лежит в руинах, все его знакомые давно умерли, и само его имя забыто. Он показал свой топор без ручки и научил селян Вейчи. Из этой легенды возникло одно из названий Го — «Ран–ка», что и переводится как «истлевший топор».

Другая легенда рассказывает о царе Яо (Yao, 2100 год до нашей эры), придумавшем Го для тренировки мозгов своего сына-идиота Даньцзюя (Danju). В действительности Даньцзюй не был идиотом в полном смысле этого слова. Значение иероглифа, описывающего его состояние, правильнее переводить как вздорный, сварливый, драчливый или беспорядочный, неорганизованный, необузданный. Наверное, он ссорился со своими единокровными братьями, которые в дворцовых интригах планировали унаследовать трон отца. Видимо, Яо выбрал способ дать любимому сыну преимущество перед другими при помощи обучения игре Го.

По другой же версии, Яо (небеса) и Шун (земля) объединились в попытке укротить Тан Чу (вода, неистовые воды разлившейся Желтой Реки Хуанхэ). Первая попытка - обуздание воды с помощью грубой силы и возведения дамбы - окончилась провалом и прорывом плотины. А вот вторая увенчалась успехом: была прорыта сеть дренажных канав, похожая на доску для Го. Такая версия может быть весьма похожей на правду, поскольку китайцы представляли себе Китай плавающим на воде священным квадратом, разделенным на части девятью вертикальными и девятью горизонтальными линиями - так же, как и доска 9х9, на которой учатся начинающие игроки.

Существует легенда, что Вейчи пришло в Китай из Индии. Здесь легенда опирается на знаменитую игру между Пандавами и Кауравами, которая была важным эпизодом в сюжете Махабхараты. Время от времени мелькает версия, будто игра была не в игральные кубики, а в Го. И будто бы игра была проклята и забыта в Индии как источник раздоров и причина битвы при Курукшетре.

На самом деле, по тексту, это скорее игра в кости. Одной из причин возникновения этой легенды (как и предыдущих) - то, что Го (Вейчи) как бы возникло уже в готовом виде: с древних времен и до сегодняшнего дня основа игры почти не изменилась. Пока весь мир бросал наудачу кости, китайцы решали сложнейшие задачи (к примеру, решение некоторых классических задач эпохи Тан не под силу сегодняшнему среднему любителю).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

я эту игру на уроках информатики играл и в финальной игре проиграл . кто та играет хорошо а кто та плохо и никакие лекции это не исправят . :cray:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас