Лущай Ю. В. Братчина на Руси по данным Марко Поло

   (0 отзывов)

Лукас

Лущай Ю. В. Братчина на Русі за даними Марка Поло // Збірник наукових праць Харківського національного педагогічного університету ім. Г. С. Сковороди. Серія «Історія та географія». - Харків: Колегіум, 2013. - Вип. 49. - С. 58-63.

Братчина представляет важный элемент сообщества, которая иллюстрирует бытовую, хозяйственную и обрядовую жизнь древнерусского населения, отголоски которой еще ощущались в XIX-XX вв. Исследованием братчины занимались многие историки, лингвисты, этнографы, но назовем лишь основные труды. Большое внимание братчине уделяли А. Терещенко [1], А. Попов [2] и С. М. Соловьев [3]. В работах Д. К. Зеленина [4] и В. В. Седова [5] отмечается обрядовая часть братчины. У В. А. Воронина [6] прослеживается связь медовых братств с древнерусскими братчинами. И. Ждановым [7] и В. Я. Проппом [8] исследовалась братчина, отраженная в былинном эпосе. В рамках своих работ И. Г. Прыжовым [9] , Б. А. Романовым [10], Б. А. Успенским [11], В. В. Долговым [12] и другими рассматривались пиры и братчины. В XIX в. основой знаний о братчине служили письменные источники, художественная литература и собранный на тот момент этнографический материал. Уже в XX в. к существующим источникам были принесены дополнительные данные благодаря археологическим, эпиграфическим и некоторым другим пополнениям. За почти два века накопилось некоторое количество информации, которой не было должным образом уделено внимания, не был проведен совокупный анализ имеющихся сведений. Однако, кроме этого, исследователи прошли мимо сведений Марко Поло с пространной редакции своей книги. В этой книге, как предполагается, имеется информация о древнерусской братчине. Целью статьи является анализ этих сведений Марко Поло и сопоставления их с другими источниками о братчинных пирах.

Для начала надо дать объяснение относительно самого Марко Поло и его книги. Раньше исследователи считали Марко Поло венецианским путешественником и купцом [13, с. 18-27; 14, с. 167; 15, p. 107], но в последнее время преобладает мнение, что он был дипломатом и послом в Персию, Китай и Индию, находясь на службе монгольского хана в 70-90-х гг. XIII в. [16; 17, с. 72-73] Это мнение содержательно развил А. Г. Юрченко. Он отметил, что путешественника интересовал маршрут в отличие от дипломата, для которого было главным выполнение возложенной на него дипломатической миссии, потому что маршрутом занимались другие люди. На основании изложенного в книге Марко Поло невозможно составить маршрут путешествий [18, с. 10-12]. Он сам в своей книге пишет, что выполнял обязанности посла [19, с. 53-54]. Работа Марко Поло до нас дошла во многих редакциях. Популярным вариантом среди исследователей был тот, в котором глава о Руси занимает небольшой объем (краткая редакция). Среди других существует и тот вариант (пространная редакция), которому мало уделяли внимания. В этой редакции есть больше информации о социально-бытовой жизни населения Руси [15, p. 109]. Очень долго исследователи пользовались первым вариантом. В Западной Европе сначала распространенным было издание Г. Юла (перевод на английский язык книги Марко Поло) [20], который неоднократно переиздавался. И сама редакция книги Марко Поло была переведена на русский язык И. П. Минаевым (во вступительной статье этой книги находится короткая историография изданий и переводов книги Марко Поло до середины XX в. [13, с. 33-41]). Впоследствии в 1928 г. Л. Ф. Бенедетто издал книгу Марко Поло с пространным текстом на итальянском языке [21]. С этого издания в 1931 г. был сделан А. Риччи перевод на английский язык [22]. В данной статье именно английским изданием А. Риччи и пользуемся.

Исследователями было возбуждено много вопросов вокруг книги Марко Поло [23; 16; 18]. Но существует еще один вопрос - откуда он мог получить столь значительные сведения о Руси, если учесть, что его на Руси не было, а только у ее соседей? Историки Дж. Г. Гэрриот и С. Мунд считают, что Марко Поло мог получить сведения как от своих родственников, что ездили в район реки Волги, так и на основе своих собственных воспоминаний [24, p. 309; 15, p. 108-109]. Зато Л. Бергрин уверен, что возможными информаторами были торговцы и купцы [25, с. 373]. Однако дополнительные сведения о Руси могли исходить и от того, кто побывал на этой территории.

Теперь перейдем к раскрытию цели данной статьи. Прежде начнем с рассмотрения понятия «братчины». Термин «братчина» означает собрание определенной группы людей для чего-то. Цель собрания не только пиршество, но и решения некоторых вопросов, которые важны для этой группы [26, стб. 305; 27, с. 9]. Впоследствии братчины эволюционировали в различные братства (купеческие, ремесленные и т. д.). Оба эти слова имеют корень «брат-». Термин «брат» в славянских языках означает кровного родственника и сводится к индоевропейскому «*bhrater». В некоторых языках брат является не только кровным родственником, но и соучастником группировки, братства (как в греческом фратрия) [28, с. 149-150; 29, с. 58-63].

В разделе о Руси из книги Марко Поло есть сведения о пирах местного населения. Эти сведения представляют собой краткое изложение досуга древнерусского народа, проводящего в «постоянных запоях» [22, р. 391]. На основании информации, содержащейся в этой главе, можно предположить, что Марко Поло описывает некоторые элементы братчины. Далее приведем доказательства этому предположению. По раннему периоду существования братчины имеется мало сведений, основные данные относятся к позднему времени. Информация Марко Поло частично может помочь в раскрытии бытовой жизни населения, и в частности, братчины. Ко времени Марко Поло существовало два вида коллективного принятия алкогольных напитков населением Руси: 1) пиры: в этом случае пьянки осуществлялись за счет одного человека. Классическим случаем является пир, устроенный Киевским князем Владимиром Святославичем в 996 г. [30, с. 125-126]; 2) братчина: попойки осуществлялись за счет общины, когда каждый человек давал деньги или продукты на пирушку, т. е. в складчину. Впервые в письменных источниках братчина упоминается в Ипатьевской летописи под 1159 г. [31, с. 495]

Марко Поло сообщает, что население делает отличное пиво, а также были люди, которые держали пиво для продажи [22, p. 391]. Для XIII в. время еще было привольным, так как впоследствии это было запрещено делать. Если налог с меда, хмеля, солода взимался на Руси с давних времен (примерно с XI в.) [32, с. 16-21]. То запрет на приготовление и продажу населением алкогольных напитков фиксируется в письменных источниках с XV в. (у Иосафата Барбаро и Амброджо Контарини [33, с. 158, 228-229; 32, с. 31]). Однако оговаривались случаи, когда можно было варить пиво и другие напитки: для празднования четырех праздников (для каждого региона они могли быть разными), для отправки семейных обрядов - свадеб, поминок, крестин и т. д. [2, с. 25-27, 34-35]

Возможность варки пива на братчинах была лишь на определенные праздники, главными из которых были михайловщина (8 ноября) и никольщина (6 декабря) [1, с. 150; 11, с. 49]. Пиво было атрибутом земледельческой братчины наравне с кашей. Приготовление кануна или братчины означало варку пива [34, с. 17; 4, с. 133]. Данные про эти празднества согласуются с данными Марко Поло о холодной погоде, которая могла быть уже в ноябре в Северной части Руси, а не только в декабре. Однако холодная погода отмечалась и в приграничных регионах Руси с Ордой и на самой монгольской территории - у Иоанна Плано Карпини в 40-х гг. XIII в. [35, с. 58-59, 73] и у Шереф-ад-Дина Али Йезд в начале зимы 1388 г. [36, с. 156]

Согласно Марку Поло, на попойки собиралось 30, 40, а то и 50 человек. Столь значительное количество людей в одной компании возможно связано с тем, что они собирались на какое-то важное для них мероприятие с последующей выпивкой. Причем собирались, как указано, в компании мужчин и женщин, и в эти компании могли допускаться целыми семьями вместе с детьми. Марко Поло говорит и о дворянах и магнатах, которые также собирались в компании [22, p. 391]. Таким мероприятием могла быть и братчина. О страсти к выпивке и попойкам на Руси, о которой говорит Марко Поло, свидетельствуют как письменные источники, так и художественная литература. В «Слове некоего Христолюбца» упоминаются попойки на Руси, которые относились ревнителем христианской веры к «бесовским» [37, с. 374-375]. В «Стоглаве» времен царя Ивана Грозного отмечается, что «пить подобает не во пьянство, но в веселие» [38, с. 262]. А также за здравие можно было пить, если находился в скорби, при болезнях, недугах и т. п.

Существовало наказание хозяину, если тот бессмысленно, будучи пьяным, избил своего слугу (ст. 62 «Русской Правды» пространной редакции по Троицкому I списку) [39, с. 115]. Было наказание и за убийство или драку во время пира (ст. 6 той же редакции «Русской Правды») [39, с. 109].

Однако не только миряне пьянствовали, но и священники. В упомянутом «Стоглаве» говорится о пьянстве среди попов и дьяконов [38, с. 245]. Было строго запрещено упиваться горячительными напитками, так как «зане же пьянство пить токмо священническому или иноческому отречено бысть, но и простым» [38, с. 299]. Эта проблема давняя, еще в церковном «Уставе князя Ярослава Владимировича» (первая половина XI в.) имеется предписание об этом: § 33 «Аще поп или монах упьются без времени, епископу в вине» (Восточно-русская редакция, короткая группа) [39, с. 262]; § 45 «Аще поп или монах или монахиня упиется без времени, митрополиту в вине» (Восточно-русская редакция, пространная группа) [39, с. 270]. Есть большое количество пословиц (из списка XVII в.), в которых идет речь о пиве, пьянстве, пире, похмелье и т. д.:

А) ассоциации пива с пьянством (это по мнению С. В. Фролова, с которым мы согласны [40, с. 204]): «А пью квас, а когда вижу пиво не пройду его мимо», «Алчен в кухарне, жаден в пивоварне, а наг, бос в мылне» [41, с. 75, 76];

Б) пьянство: «Добре Детинка да лиха хмелинка», «Пить до дна не видать добра», «Родился мал, а умер пьян», «То не спасение, что пьян в воскресение», «Выпили пиво на масленицу, а похмелье было на радуницу» [41, с. 94, 134, 136, 197, 212];

В) женское пьянство: «Пьяная баба свиньям приваба», «Звалася баба княгинею за пустою братиною», «Бредет Татьяна, не добре пьяна», «Наша Татьяна и с воды пьяна» [41, с. 80, 107, 175, 189].

В «Повести о Горе-Злочастии» молодому человеку родители говорили не ходить на пиры и братчины, то есть на гулянки. Однако автор «Повести» изображает его нравственное падение, пропивая все, что имел в царских кабаках [42, с. 7-13]. Словесная формула «пиры и братчины» известна по многочисленным грамотам (ранняя из которых датируется 1467-1474 гг. [43, с. 261-262]). Противоположной мысли был И. Г. Прыжов, который утверждал, что «пьянства в домосковской Руси не было» [32, с. 8]. В действительности о масштабах пьянства в Древней Руси невозможно говорить, но свидетельства источников прямо указывают на то, что такое пагубное явление было и в древние времена. Больше информации на этот счет есть по отношению к позднему периоду в Российской империи в XIX - в начале XX в. [44; 45; 46; 47]

Согласно Марку Поло, каждая пирующая компания выбирала себе «короля или руководителя» и фиксировала правила. В книге приводится пример одного из правил: «если кто-то произносит неподобающее слово, или как-то нарушает правила, он должен быть наказан выбранным компанией королем» [22, р. 391]. Эта информация согласуется с обычаем братчины - избранием старосты для руководства пиром, у которого также было в функциях сбор оплаты за участие в братчинных пирах и управление процессом приготовления пива для братчины [3, с. 109; 48, с. 322; 49, с. 256]. Такую традицию хорошо иллюстрирует былина о Василии Буслаевиче (XVII в.). В той былине упоминается староста Викула, который был охотником до сбора солода и варки братчины [50, с. 7, 126, 127]. В разных вариантах былины встречаются и другие старосты - Николай Зиновьевич, Фома Родионович и другие [34, с. 11; 7, с. 205; 8, с. 452].

Относительно пира вообще, имеется раннее известие о старосте на пиру в Изборнике 1076 г. В изборниковом поучении «О меде» описывается как себя вести на пиру. Там, в частности, указывается, что если выбрали тебя старейшиной на пиру, то не возносись над другими [51, с. 403-404]. По мнению В. В. Долгова, старейшина - это своеобразный «глава стола», «тамада» [12, с. 100]. Но вполне синонимично названию «пировой староста». В Псковской судной грамоте (XV в.) в статье № 34 перечисляются «пировой староста» и «государь пировой» [52, с. 40], наделенные судебными функциями внутри общины во время пиров и братчин [2, с. 31-34] (можно сравнить там же под статьями № 80 и 113 правовые возможности общины во время этих пиров [52, с. 44, 47]). Под «государем» некоторыми исследователями грамоты понимался «хозяин», «домовладелец» [53, с. 4; 54, с. 308], то есть хозяин места, где проводились пиры и братчины. Если исходить из текста Марко Поло, то получается, что на самом деле информатором венецианца под «королем и руководителем» подразумевались «государь и староста».

Кроме вышеупомянутых элементов братчины, надо упомянуть и о «здравице», которая тоже была важным обрядовым действом на братчинных пирах и упоминается в книге Марко Поло. Термин «здравица» в средневековых западноевропейских источниках встречается довольно редко. Историками не обращалось должного внимания на это слово и поэтому очень мало исследовательских работ, где бы рассматривался и анализировался этот термин. Постараемся обобщить и проанализировать имеющиеся сведения о нем.

Вначале остановимся на кратком рассмотрении самого слова и его использования в славянских языках. Слово имеет корень «здрав-», суфикс «- иц-» и окончание «-а». Происходит от термина «здравие» (здоровье). Корень «zdrav-», согласно П. Скоку, является общеславянским, балто-славянским словом [55, s. 646]. В церковнославянском языке существовал термин «здравица» - устаревшее обозначение заздравного кубка (выпивать наполненный кубок за здоровье кого-то), тост за здоровье. Пить здравицу - пить за здоровье. А также приветствовать, произносить здравицу (слова пожелания здоровья) в честь кого-нибудь [56, с. 244; 57, с. 199; 26, стб. 1684-1686; 58, с. 367]. То же слово существует в сербохорватском, словенском, болгарском и других славянских языках [55, s. 646; 59, s. 582-583; 60, с. 148].

Здравицу пили с помощью братины - большого медного или деревянного сосуда, а также ковша для питья пива вкруговую. Этот вид посуды еще долгое время служил для обрядовых действий с пивом [61, с. 157-158; 62, с. 321-322, 326]. Такой обрядовый предмет в количестве 9 деревянных ковшей было найдено в 1953 г. на новгородском языческом святилище [63, с. 111; 5, с. 139-140].

В виде «straviza» встречается у Марко Поло в связи с изложением обычаев древнерусского населения. Судя по его рассказу, «straviza» - это название возлияний и пиров, совершаемые в таверне населением [22, р. 391]. Некоторые исследователи связывают данный термин со словом «zdravica» (здравица) [64, р. 520; 65, р. 426; 66, р. 567]. Марко Поло говорит, что «запои они называют straviza» [22, p. 391]. Здесь присутствует искажение информации, которая, возможно, была получена непосредственно от информатора или непонятна самим Марко Поло. Им было принято за весь процесс пира отдельная его деталь. Следующий раз слово встречается у Амброджо Контарини (вторая половина XV в.) в виде «sdraviza». Этот термин упоминается при рассказе о пире у грузинского царя Баграта, на котором был Контарини [67, с. 159]. По предположению А. С. Щекина, данное слово было услышано Контарини от российского посла Марка, который также был на пиру [68, с. 92]. В таком же виде это слово фигурирует в рассказе (на итальянском языке) о правителе Герцеговинского края Влатко Косаче (1487 г.), где говорится о пожеланиях ему здоровья [69, с. 169].

Итак, некоторые элементы братчины в описываемом обычае из книги Марко Поло присутствуют как явно, так и в совокупности всех деталей изложенного обычая венецианцем. Особенно выделяется информация о руководителях пира, дает возможность утверждать об очевидном соотношении этого элемента с традициями пиров и братчин.

Совокупность деталей (руководитель пира, здравица, варка пива, сборы в компании) может натолкнуть на мысль, что Марко Поло описал, хотя и не везде верно, древнерусскую братчину. Возможен дальнейший анализ сведений Марко Поло о Руси, дополняющие имеющиеся источники о торгово-хозяйственной, бытовой и обрядовой жизни древнерусского населения.

Приложение

Отрывок из главы «Здесь рассказывается о большой области Росия и ее жителях» книги Марко Поло (перевод сделан с английского издания) [22, p. 391]:

«Сейчас мы расскажем вам об обычае, который есть у них. Они делают превосходное вино с медом и panic («panic» - итальянское просо. - Ю. Л.), которое называется пивом (А. Риччи оставил без перевода слово «cervisia», однако в переводе с латинского оно означает хлебный квас, брага или пиво [70, с. 175]; вставлен вариант близкий по содержанию. - Ю. Л.), или элем, у них бывают большие запои от этого, как вы услышите. Они часто собираются в компании мужчин и женщин, особенно дворяне и магнаты, 30, 40 или даже 50 человек вместе, мужчины с женами и дети с ними. Каждая компания выбирает короля или руководителя, и фиксирует правила, как, например, что если кто-то произносит неподобающее слово, или как-то нарушает правила, он должен быть наказан выбранным компанией королем. Сейчас есть определенные люди, как наши хозяева, которые держат пиво на продажу. Компании идут в эти таверны, и весь день может пройти за питьем. Эти запои они называют straviza (смотри выше объяснение этого слова. - Ю. Л.). Вечером трактирщики составляют счет за выпитое пиво, и каждый человек платит свою долю, и также его жена и дети, если они присутствуют. На этих straviza или запоях бывает, что они берут деньги в кредит, отдавая своих детей в качестве залога иностранным купцам из Хазарии (по мнению С. Мунда это Крымский полуостров [15, р. 117]. - Ю. Л.) или Солдайи (нынешний город Судак. - Ю. Л.), или из других соседних земель: они тратят свои деньги на питье, и так продают собственных детей (скорее всего здесь присутствует преувеличение, одно из тех анекдотических случаев, которые есть в книге. - Ю. Л.)».

Литература

1. Терещенко А. Быт русского народа / А. Терещенко. - СПб., 1848. - Ч. V. - 183 с.

2. Попов А. Пиры и братчины / А. Попов // Архив историко-юридических сведений, относящихся до России. - М., 1854. - Кн. 2. Половина вторая. - С. 19-41.

3. Соловьев С. М. Братчины / С. М. Соловьев // Русская беседа. - 1856. - Т. IV. - С. 108-117.

4. Зеленин Д. К. Древне-русская братчина, как обрядовый праздник сбора урожая / Д. К. Зеленин // Сборник статей в честь академика А. И. Соболевского. - Л., 1928. - Т. 101. - № 3. - С. 130-136.

5. Седов В. В. Языческая братчина в древнем Новгороде / В. В. Седов // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. - М., 1956. - Т. 65. - С. 138-141.

6. Варонін В. А. Мядовыя брацтвы у Вялікім Княстве Літоускім: Паходжанне, эволюцыя, уплывы / В. А. Варонін // Российские и славянские исследования: Научный сборник. - Мн., 2011. - Вып. 6. - С. 56-65.

7. Жданов И. Русский былевой эпос: Исследования и материалы / И. Жданов. - СПб., 1895. - 641 с.

8. Пропп В. Я. Русский героический эпос / В. Я. Пропп. - М., 1999. - 640 с.

9. Прыжов И. Г. История кабаков в России в связи с историей русскаго народа / И. Г. Прыжов. - СПб.-М., 1868. - 320 с.

10. Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси: Историко-бытовые очерки XI-XIII вв. / Б. А. Романов. - М.-Л., 1966. - 240 с.

11. Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского) / Б. А. Успенский. - М., 1982. - 246 с.

12. Долгов В. В. Быт и нравы Древней Руси / В. В. Долгов. - М., 2007. - 512 с.

13. Магидович И. П. Вступительная статья / И. П. Магидович // Книга Марко Поло. - М., 1955. - С. 3-41.

14. Перхавко В. Б. Пушнина в древнерусском товарообмене (IX-XIII вв.) / В. Б. Перхавко // Отечественная история. - 1999. - № 5. - С. 164-174.

15. Mund S. Travel Accounts as Early Sources of Knowledge about Russia in Medieval Western Europe from the mid-Thirteenth to the early Fifteenth Centuries / S. Mund // The Medieval History Journal. - 2002. - Vol. 5, 1. - P. 103-120.

16. Климанов Л. Г. От Венеции до Ханбалыка: Следы Марко Поло на Шелковом пути / Л. Г. Климанов // Сугдейский сборник. - К.-Судак, 2005. - Т. II. - С. 131-144.

17. Дреж Ж.-П. Марко Поло и Шелковый путь / Ж.-П. Дреж. - М., 2006. - 192 с.

18. Юрченко А. Г. Книга Марко Поло: записки путешественника или имперская космография / А. Г. Юрченко. - СПб., 2007. - 864 с.

19. Книга Марко Поло / Марко Поло; Под ред. И. П. Магидовича. - М., 1955. - 376 с.

20. The Book of Ser Marco Polo / Marco Polo; Translation of H. Yule. - London, 1903. - Vol. II. - 662 p.

21. Marco Polo. Il Milione / Marco Polo; A cura di L. F. Benedetto. - Firenze, 1928. - 281 p.

22. The travels of Marco Polo / Marco Polo; Translation of A. Ricci. - London, 1931. - 439 p.

23. Wood F. Did Marco Polo go to China? / F. Wood. - Colorado, 1996. - 188 p.

24. Herriott J. H. Folklore from Marco Polo: Russia / J. H. Herriott // California Folklore Quarterly. - 1944. - Vol. 3. № 4. - P. 309-317.

25. Бергрин Л. Марко Поло. От Венеции до Ксанаду / Л. Бергрин. - М., 2011. - 476 с.

26. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка / В. Даль; Под ред. И. А. Бодуэна-де-Куртенэ. - СПб.-М., 1903. - Т. 1. - 877 с.

27. Этимологический словарь славянских языков / Под ред. О. Н. Трубачева. - М., 1976. - Вып. 3. - 199 с.

28. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов / Э. Бенвенист. - М., 1995. - 456 с.

29. Трубачев О. Н. История славянских терминов родства и некоторых древнейших терминов общественного строя / О. Н. Трубачев. - М., 1959. - 212 с.

30. Полное собрание русских летописей. - Л., 1926. - Т. I. Лаврентьевская летопись. - Вып. 1. Повесть временных лет. - 151 с.

31. Полное собрание русских летописей. - СПб., 1908. - Т. II. Ипатьевская летопись. - 573 с.

32. Прыжов И. Г. История кабаков в России / И. Г. Прыжов. - СПб., 2009. - 320 с.

33. Барбаро и Контарини о России: К истории итало-русских связей в XV в. / Й. Барбаро, А. Контарини; Пер. Е. Ч. Скржинской. - Л., 1971. - 276 с.

34. Песни собранные П. В. Киреевским / П. В. Киреевский. - М., 1863. - Вып. 5. - 252 с.

35. Путешествия в Восточные страны Плано Карпини и Рубрука / И. Плано Карпини, Г. Рубрук; Под ред. Н. П. Шастиной. - М., 1957. - 270 с.

36. Сборник материалов относящихся к истории Золотой орды / Собр. В. Г. Тизенгаузеном. - М.-Л., 1941. - T. II. - 308 с.

37. Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь / Е. В. Аничков. - СПб., 1914. - 424 с.

38. Стоглав / Издание Д. Е. Кожанчикова. - СПб., 1863. - 312 с.

39. Памятники русского права / Под ред. С. В. Юшкова. - М., 1952. - Вып. 1. Памятники права Киевского государства X-XII вв. - 288 с.

40. Фролов С. В. «Стих-старина» за монастырским «пивом» / С. В. Фролов // Труды Отдела древнерусской литературы. - СПб., 1993. - Т. 48. - С. 196-204.

41. Симони П. Старинные сборники русских пословиц, поговорок, загадок и проч. XVII-XIX столетий / П. Симони. - СПб., 1899. - Вып. 1. - 216 с.

42. Повесть о Горе-Злочастии / Подг. Д. С. Лихачева и Е. И. Ванеева. - Л., 1984. - 111 с.

43. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV - начала XVI в. / Отв. ред. Б. Д. Греков. - М., 1952. - Т. I. - 804 с.

44. Тульцева Л. А. Религиозные верования и обряды русских крестьян на рубеже XIX и XX веков (по материалам среднерусской полосы) / Л. А. Тульцева // Советская этнография. - 1978. - № 3. - С. 31-46.

45. Андреева Т. Б. Пиво в обрядах и обычаях северорусских крестьян в XIX в. / Т. Б. Андреева // Этнографическое обозрение. - 2004. - № 1. - С. 77¬88.

46. Занозина Е. А. Государственно-правовое регулирование питейной деятельности в России с IX по XX вв. (историко-правовой аспект) / Е. А. Занозина; Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Специальность. 12.00.01. - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. - СПб., 2008. - 22 с.

47. Трошина Т. И. Народное пьянство на европейском севере России (конец XIX - начало XX вв.) / Т. И. Трошина // Новый исторический вестник. - 2011. - № 2 (28). - С. 19-29.

48. Смирнов Ю. И., Смолицкий В. Г. Новгород и русская эпическая традиция / Ю. И. Смирнов, В. Г. Смолицкий // Новгородские былины. - М., 1978. - С. 314-335.

49. Терновская О. А., Толстой Н. И. Братчина / О. А. Терновская, Н. И. Толстой // Славянские древности: Этнолингвистический словарь. - М., 1995. - Т. 1. - С. 256-257.

50. Новгородские былины / Подг. Ю. И. Смирновым и В. Г. Смолицким. - М., 1978. - 456 с.

51. Изборник 1076 года / Под ред. С. И. Коткова. - М., 1965. - 1091 с.

52. Алексеев Ю. Г. Псковская судная грамота: Текст. Комментарий. Исследование / Ю. Г. Алексеев. - Псков, 1997. - 148 с.

53. Мурзакевич Н. Пояснительный словарь / Н. Мурзакевич // Псковская судная грамота. - Одесса, 1868. - С. 4-12.

54. Памятники русского права / Под ред. С. В. Юшкова. - М., 1953. - Вып. 2. Памятники права феодально-раздробленной Руси XII-XV вв. - 442 с.

55. Skok P. Etimologijski rjecnik hrvatskoga ili srpskoga jezika / P. Skok. - Zagreb, 1973. - Kn. 3. - 692 s.

56. Словарь древнего славянского языка составленный по Остромирову евангелию / Сост. А. В. Старчевский. - СПб., 1899. - 948 с.

57. Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь: Репринт 1900 г. / Г. Дьяченко. - М., 1993. - 1159 с.

58. Словарь русского языка XI-XVII вв. / Глав. ред. С. Г. Бархударов. - М., 1978. - Вып. 5. - 392 с.

59. Slovnik slovenskeho jazyka / Ved. red. S. Peciar. - Bratislava, 1965. - D. V. - 848 s.

60. Речник на Блъгарскый язык / Събр. Н. Геров. - Пловдив, 1897. - Ч. II. - 448 с.

61. Словарь русских народных говоров / Глав. ред. Ф. П. Филин. - Л., 1968. - Вып. 3. - 360 с.

62. Словарь русского языка XI-XVII вв. / Глав. ред. С. Г. Бархударов. - М., 1975. - Вып. 1. - 372 с.

63. Арциховский А. В. Раскопки 1953 г. в Новгороде / А. В. Арциховский // Вопросы истории. - 1954. - № 3. - С. 106-113.

64. Pasquali G. Textkritik by Paul Maas / G. Pasquali // Gnomon. - 1929. - Bd. 5. № 9. - P. 498-521.

65. Maenchen-Helfen O. The world of the Huns: studies in their history and culture / O. Maenchen-Helfen. - London, 1973. - 630 p.

66. Mund S. Constitution et diffusion d'un savoir occidental sur le monde «russe» au Moyen Age (fin Xe-milieu Xve siecle) / S. Mund // Le Moyen Age. - 2004. - T. CX. - Vol. 3-4. - P. 539-593.

67. Контарини А. Путешествие / А. Контарини // Библиотека иностранных писателей о России. - СПб., 1836. - Т. 1. - 192 с.

68. Щекин А. С. Русская лексика в составе сочинений о России иностранных ученых и путешественников XV-XVI веков: Проблемы лексикографического описания / А. С. Щекин // Русское слово в историческом развитии (XIV-XIX). - СПб., 2009. - Вып. 4. Материалы секции «Историческая лексикология и лексикография» XXXVII Международной филологической конференции. 11-15 марта 2008 г. - С. 90-96.

69. Тошић Ћ. Фрагменти из живота херцега Влатка Косаче / Ћ. Тошић // Историjски часопис. - 2008. - Ка. LVI (56). - С. 153-172.

70. Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь / И. Х. Дворецкий. - М., 1976. - 1096 с.




Отзыв пользователя

Нет отзывов для отображения.