Saygo

Асикага Такаудзи

2 сообщения в этой теме

В. Кожевников. ВИНОВЕН В ИЗМЕНЕ? (ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ АСИКАГА ТАКАУДЗИ)

Асикага Такаудзи как основатель второго сёгуната в Японии стоит в одном ряду с такими личностями, как Минамото Ёритомо и Токугава Иэйясу. Таких людей в истории Японии было всего трое. Однако если два других персонажа всегда были популярны, их биографии хорошо известны, о них написаны горы ли|тературы, как специальной, так и беллетристической, то Такаудзи повезло меньше. Почти не существует исследований, посвященных его жизни и делам, его биографию знают гораздо хуже. И дело не в том, что он по масштабам личности или по результатам деятельности уступает своим визави, а в том, что долгое время имя Такаудзи в японской истории было табу. Главным образом его вспоминали как антипода Кусуноки Масасигэ, символа верности и лояльности императорскому двору. Асикага Такаудзи же всегда был примером «плохого человека».


600px-Ashikaga_Takauji_J%C5%8Ddo-ji.jpg

В качестве главного обвинения ему обычно выдвигают измену императору Годайго, когда тот ликвидировал правительство Кэмму и основал второй сёгунат Муромати1. Вспоминают также, что еще раньше он изменил правительству Камакура бакуфу и сиккэнам Ходзё2, перейдя на сторону того же императора Годайго, что привело к падению Камакура бакуфу. Кроме того, его обвиняют в убийстве своего младшего брата Тадаёси, который был его главным помощником в создании второго сёгуната.

Известный японский просветитель XVII—XVIII вв. Араи Хакусэки писал об этом человеке: «Хотя он получил награды сверх меры за свою службу двору, его цель всегда была реализовать свои собственные интересы»3. Правда, Араи полагал, что все «предательства», в которых был замешан Такаудзи, совершены под влиянием его младшего брата Тадаёси. Интересно, что он, известный конфуцианский моралист, не осуждал Такаудзи за выступление против Годайго! Будучи сторонником токугавского сёгуната, Араи разделял стремление Такаудзи к жесткому правлению.

Против Такаудзи выдвигались довольно серьезные обвинения и современными историками. Так, Дж. Сэнсом писал, что «Такаудзи, удержав власть в своих руках, тотчас же сделал ряд крупных ошибок. Он и не подумал вознаградить своих сторонников и успокоить наиболее опасных противников раздачей титулов и земель. Напротив, все богатства и почести он постарался захватить для себя и своего семейства. Родственники Такаудзи заняли все ведущие административные посты».

Крупная ошибка его заключалась и в том, что он решил разместить свою резиденцию в Киото. Изнеженность и распущенность атмосферы придворной жизни разрушительно действовали на нравы самураев. Как писал один из современников Такаудзи, «Красавицы Киото вытравили из их душ остатки порядочности». С приходом второго в истории Японии сёгуната начинается и одна из самых трагических страниц в истории Японии. «Верность и честность совершенно исчезли из нравов того времени. Еще при жизни Такаудзи часть той власти, которую он думал передать детям, была узурпирована его окружением. Предательство и интриги наполняли жизнь. Люди, которые были на стороне Северного двора, завтра уже переходили на сторону Южного. Чиновники и самураи на местах мало обращали внимания на предписания сёгуна. Каждый боролся сам за себя»4.

Такова традиционная оценка этого незаурядного персонажа японской истории. Но, думается, такой подход не вполне объективен, более того несправедлив. Необходимо понять, что двигало этим человеком, какова была историческая ситуация, в которой он действовал, каковы реальные результаты его деятельности. Ведь, строго говоря, Такаудзи не делал ничего такого, чего не делали другие политики и самураи. Он стремился к военному диктату так же, как и Минамото Ёритомо. Только Ёритомо советовался с экс-императором Го-Сирокава и опирался на него, а Такаудзи обходился без разрешения императора и даже шел против него. Такаудзи имел мало времени для проведения политических и административных мероприятий. Вся его активная политическая жизнь продолжалась 26 лет и была занята бесконечными вооруженными столкновениями. Вернемся к событиям 30-х годов XIV в.

В 1331 г. император Годайго, решив уничтожить Камакура бакуфу и захватить всю полноту власти в стране, планировал поднять мятеж. Но его планы стали известны бакуфу. Сиккэн Такатоки приказал арестовать заговорщиков и доставить их в Камакура для допросов. Одновременно в Киото было отправлено 3 тыс. солдат, в том числе и отряд под командованием Асикага Такаудзи. Когда Такаудзи получил приказ на выступление для подавления мятежа Годайго, он был болен и одновременно хоронил отца. Тем не менее ему пришлось подчиниться. Уже тогда у него начало постепенно зреть недовольство домом Ходзё.

Весной 1333 г. император покинул остров, куда был сослан после неудавшейся попытки мятежа, и летом вернулся в Киото, где возглавил антикамакурское движение. На подавление его выступления снова была направлена армия Асикага Такаудзи, которая насчитывала 3000 всадников. Однако по дороге он, проанализировав ситуацию в стране, принял решение перейти на сторону Годайго и отправил к нему личного посланца. Есть точка зрения, что он принял такое решение еще раньше, перед выходом из Камакура. Были слухи, что он даже получил от императора письма с предложением совместно выступить против бакуфу. Так или иначе, Такаудзи поднял антикамакурские флаги и атаковал дворец Рокухара в Киото, где находились представители бакуфу. Сиккэны Ходзё оказались в трудном положении, и в том же году столица сёгуната Камакура была захвачена войсками сторонника Годайго Нитта Ёсисада. В конечном итоге сёгунат пал, и император Годайго создал новое правительство, которое вошло в историю Японии под названием правительство Кэмму (реставрация Кэмму). Но просуществовала новая система власти недолго.

Судьбу новой администрации решил тот человек, который приложил немало усилий для того, чтобы установить эту власть, — Асикага Такаудзи!

Казалось, Годайго щедро наградил Такаудзи за службу: он получил высокий придворный ранг, привилегию использовать в своем имени один из иероглифов имени императора5, губернаторский пост в двух провинциях и должность сюго еще в одной, а также земельные владения. Правда, Такаудзи хотел получить титул сэй-и-тай-сёгуна, что давало бы ему право создать бакуфу. Но Годайго, дав ему лишь титул тиндзюфу-сёгун (сёгун, усмиряющий север), а позднее сэйто-сёгун (сёгун, усмиряющий восток), не пошел на то, чтобы удовлетворить основную просьбу Такаудзи. Вместо этого он отдал эту должность своим сыновьям.

В течение 1334 г. Такаудзи и Годайго придерживались «политики мирного сосуществования». Такаудзи не принимал непосредственного участия в центральных органах, но сохранял секретариат (бугё:-сё), созданный в1333 г. для управления столицей, как это делал орган бакуфу Рокухара-тандай. Впоследствии секретариат станет базой для создания нового сёгуната. Хотя Такаудзи не вошел в административные органы императорской администрации, он, видимо, сделал это по собственной воле, так как стремился держаться вне структур политической власти императорского дома. Он направлял в органы власти своих людей, чтобы держать их под контролем. А о том, что он контролировал эти органы власти, говорит тот факт, что, как только он поднял знамя борьбы с Годайго, они практически сразу прекратили свою деятельность.

Годайго не хотел раздражать воинственного вассала, и, когда Такаудзи пожаловался, что принц Моринага, сын Годайго, готовит против Асикага заговор, император отправил Моринага в Камакура под надзор младшего брата Такаудзи - Тадаёси.

В 1335 г. остатки сторонников Ходзё попытались поднять мятеж и захватить Камакура. Во время боя Тадаёси убил принца Моринага. Такаудзи потребовал от императора титул сэй-тай-сёгуна и разрешение на подавление мятежа. Император снова отказал ему и назначил на должность сёгуна своего сына Нариёси. Тем не менее, без разрешения императора Такаудзи отправился в Камакура, разбил мятежников и на год остался в Камакура, восстановив там дворец сёгунов Минамото. Это был намек императору Годайго...6

Император потребовал его возвращения в Киото, и Такаудзи заколебался, собираясь подчиниться, но его брат Тадаёси настоял на том, что не стоит «отдаваться в руки врагов». Видимо, он был более дальновидным политиком. Поддерживаемый братом Такаудзи решил идти до конца. И до сих пор существует точка зрения, что если бы у Такаудзи не было столь решительного младшего брата Тадаёси, то второго сёгуната, возможно, и не было бы.

Такаудзи начал сам раздавать награды самураям за разгром мятежников, формируя тем самым вассальные отношения, ставя самураев под свой личный контроль. Он попытался привлечь на свою сторону и Нитта Ёсисада, но тот остался верен императору. Тогда Такаудзи конфисковал его земли на востоке страны и раздал их своим сторонникам. В ответ Годайго объявил Такаудзи врагом трона, лишил его всех титулов и призвал верных ему самураев, в первую очередь Нитта Ёсисада и Китабатакэ Акииэ, «разгромить Асикага и очистить район Канто от мятежников».

Такаудзи в 1335 г. под предлогом подавления «мятежа» Нитта Ёсисада поднял свои войска и в 1336 г. атаковал Киото. Разрешение на атаку столицы ему дал экс-император Когон, глава старшей ветви императорского дома. На первом этапе он потерпел поражение и отошел на остров Кюсю. На Кюсю Такаудзи стал собирать новые силы, поднимая западных самураев против Годайго. Он подчеркивал, что имеет родственные связи с домом первого сёгуна Минамото Ёритомо, и не скупился на обещания, гарантируя защиту базовых интересов самураев, если он станет сёгуном. При этом он опирался на полномочия, полученные от экс-императора Когон. Лидеру дома Хосокава он обещал остров Сикоку, дому Имагава - провинцию Биттю, семье Акамацу - провинцию Харима и т.д. Это позволило ему быстро восстановить силы7.

620px-Ashikaga_Takauji.JPG


Собрав достаточное количество войск, он переправился на остров Хонсю и двинулся на столицу. Перед Годайго встала сложная задача - остановить продвижение войск Такаудзи. Он снова обратился к своему верному стороннику, талантливому военачальнику Кусуноки Масасигэ. Дальновидный Масасигэ предложил попытаться заключить с Асикага мир. Он говорил, что Такаудзи собрал слишком большую армию и справиться с ним в данный момент невозможно. Но большинство военачальников Годайго высказались за открытый бой, и Масасигэ не оставалось ничего другого как согласиться.

Силы были неравны, и после 6-часового боя отряд Масасигэ был разбит. Он сам с братом и оставшимися в живых 70 соратниками вышел из боя. У него была возможность скрыться, хотя он и имел 11 ран. Но Масасигэ не хотел оставаться в живых, и братья пронзили друг друга мечами. Покончили с собой и их 16 родственников и около 50 соратников. Асикага Такаудзи приказал отправить голову Кусуноки с почетом его жене и сыну8.

Войска Нитта после поражения Кусуноки Масасигэ отступили к Киото, а Годайго нашел убежище у монахов на горе Хиэйдзан в храме Энрякудзи. Такаудзи вошел в столицу в сопровождении принца Ютахито, брата экс-императора Когона, который и санкционировал все действия Такаудзи.

Ближе к осени 1336 г. Такаудзи призвал Годайго вернуться в Киото и управлять страной. Тщеславный Годайго согласился. Но это было лишь тактической уловкой Такаудзи, который воспользовался неблагоприятной обстановкой для императора. Годайго же надеялся, что таким способом он сможет удержать трон. Представители семейства Нитта, верных его сторонников, отговаривали императора от этого шага, ссылаясь на то, что они уже потеряли 163 члена семьи и 700 сторонников, требовали уничтожить оставшихся 50 членов семьи и только потом идти на мировую с Асикага. Однако Годайго в очередной раз предал своих сторонников и прибыл в Киото, где был немедленно заключен под стражу; у него также потребовали сдать императорские регалии императору Коме (принц Ютахито), поставленному на трон Такаудзи. Существует версия, что Годайго сдал фальшивые регалии. Когда Годайго находился под стражей у Такаудзи, в Киото ходила шутка: «На какой следующий остров нанесет визит Его Высочество?»

По примеру сиккэна Ходзё Ясутоки, издавшего Дзёэй сикимоку9, Такаудзи в 1336 г. тоже создал свой кодекс законов - Кэмму сикимоку. Он состоял из 17 статей (явный намек на конституцию Сётоку тайси) и был скорее сводом правил для конкретных случаев, чем юридическим документом. Цель его заключалась в том, чтобы дать руководство для решения конкретных текущих проблем. После Кэмму сикимоку последовали дополнительные приказы (цуйкахо), своего рода приложения, которые решали конкретные вопросы.

Такаудзи, чтобы получить поддержку придворной аристократии, по приходу в Киото начал строить новый императорский дворец - первый постоянный за много лет. Строительство было завершено в течение года. Такаудзи необходимо было легитимизировать свое положение, для чего требовалось официальное признание его императором. Разумеется, он получил высокий дворцовый ранг и положение главы военного класса. Секретариат, который он создал еще в начале похода, сохранился и фактически выполнял функции бакуфу, хотя и не имел такого названия.

Титул сэй-и-тай-сёгуна Такаудзи получил в 1338 г. Так начался второй в истории Японии сёгунат - сёгунат Асикага. Впоследствии, в 1378 г., он получит наименование Муромати, по названию района Киото, где была построена резиденция сёгунов. За все эти действия Такаудзи и получил репутацию двойного предателя.

800px-Takauji_asikaga.JPG


Прежде чем оценивать поступки Такаудзи, вспомним историю его семьи.

Семья Асикага вела происхождение от той же ветви императора Сэйва, что и Минамото Ёритомо, основатель первого сёгуната. Имя Асикага этим домом было получено от фамильного владения Асикага-но-сё в провинции Симоцукэ. Дом Минамото стал укреплять связи с сёэн (поместьями) в этой провинции еще при Минамото Ёсииэ (1039—1106). Его внук Ёсиясу, получив право на управление сёэном Асикага-но-сё, взял себе новое имя Асикага, чтобы выделить новую ветвь.

Права собственности на этот сёэн были даны семье императором Тоба. В течение всего периода Камакура бакуфу этот сёэн оставался в числе владений, контролируемых младшей императорской ветвью (Дайкакудзи). Вследствие этого дом Асикага соблюдал «две лояльности» - одну сёгуну и дому Ходзё, а другую — императорскому дому. Таким образом Асикага Такаудзи, изменивший Ходзё, что привело к падению сёгуната, делал это во имя императора Годайго, главы императорской линии Дайкакудзи. Может быть, это объясняется тем, что дом Ходзё после прихода к власти сначала поддерживал дом Асикага как дом, имевший родственные отношения с Минамото, но по мере собственного укрепления отодвигал Асикага в сторону.

Здесь важно иметь в виду еще один нюанс, оказавший немаловажное влияние на все события. Не только Асикага был выходцем из рода Минамото, но и дом Нитта вел происхождение из той же ветви.

Сын Минамото Ёсииэ, которого звали Ёсикуни, поселился в Киото, и два его сына дали начало двум самурайским семьям - Асикага и Нитта, в будущем союзников-соперников. Главой рода Нитта стал Ёсисигэ, а Асикага - Ёсиясу. Сам Ёсикуни осел в местечке Асикага, став, таким образом, основателем дома Асикага. Исходя из этого, можно предположить, что Ёсиясу был старшим братом, но на самом деле он был моложе Ёсисигэ. Причины, почему он именно стал главой рода Асикага, не вполне ясны. Но, видимо, здесь и кроется причина конфликта между домом Асикага и домом Нитта. Последний не мог простить роду Асикага того, что тот, взяв фамилию общего предка, обошел дом Нитта, хотя именно этот дом должен был наследовать по линии старшего сына10.

Поэтому Нитта Ёсисада и не хотел подчиняться Асикага Такаудзи11. Происхождение дома Асикага, очевидно, сказывалось и на отношении самого Такаудзи к дому Ходзё, который не имел никаких связей с домом Минамото, кроме брачных, тогда как дом Асикага в свою очередь был тесно связан с домом Ходзё тоже по родственной линии. Семь поколений Асикага пять раз брали жен из дома Ходзё. Когда Такаудзи изменил бакуфу, он был женат на сестре последнего сиккэна (правда, мать Такаудзи не была родом из Ходзё). Асикага Такаудзи и Тадаёси получили даже иероглиф из имени сиккэна в свои имена. Это означало, что Асикага — вассалы Ходзё, и, по мнению некоторых историков, это было невыносимо для потомков Минамото.

Для лучшего понимания ситуации представляет интерес знаменитая легенда, которая передавалась из поколения в поколение в доме Асикага. Согласно легенде основатель дома Асикага — Ёсииэ говорил: «Мы, Асикага в 7-м поколении, должны взять страну в свои руки». Когда его седьмой потомок Иэтоки не смог выполнить эту задачу, он якобы перед тем как совершить сэппуку12 из-за того, что не выполнил завет предка, сказал: «Моя жизнь заканчивается, и мы должны получить страну в течение трех поколений»! Такаудзи был третьим!..

М. Идзава предполагает, что письмо Иэтоки могло существовать на самом деле, но категорически не соглашается с тем, что Ёсииэ мог дать такой завет. Ведь Ёсииэ жил задолго до Ёритомо, в то время, когда самураи и помыслить не могли о том, чтобы захватить власть в стране. По его мнению, это скорее всего вымысел, но вопрос о том, кто его автор, весьма логичен13.

М. Идзава предполагает, что автором этой легенды был не кто иной, как Иэтоку, дед Такаудзи. Он так ненавидел дом Ходзё, что покончил с собой в приступе гнева из-за незаконного правления дома Ходзё. (В японском языке даже есть специальный термин, обозначающий смерть в приступе гнева - фунси).

Вероятно, эта легенда оказала большое влияние на Такаудзи. В исторической хронике «Тайхэйки» записаны следующие слова, приписываемые ему: «Ходзё Такатоки (сиккэн) — потомок только Ходзё Токимаса, чей клан давно упал среди простых людей. Тогда как Я — из поколения дома Гэндзи (Минамото), который оставил императорскую фамилию не так давно. Разумеется, это означает, что Такатоки должен быть моим вассалом вместо того, чтобы презрительно отдавать такие приказы, как эти» (т. е. требование со стороны Асикага клятв в верности дому Ходзё).

При оценке ситуации необходимо учитывать такой субъективный фактор, как отношения между двумя братьями Асикага - Такаудзи и Тадаёси.

Став в 1338 г. сэй-и-тай-сёгуном, Такаудзи создал двойную структуру управления, при которой сам отвечал в бакуфу за военную стратегию и кадровый состав, а его младший брат Тадаёси — за административные и судебные органы. Такаудзи опирался на поддержку местных военных домов и в первую очередь стоял на страже их интересов. Тадаёси больше поддерживал интересы столичной знати. Роль Тадаёси была столь велика, что существует даже точка зрения, что если бы не Тадаёси, то второго сёгуната вообще не было бы.

С детских лет два брата (а разница в возрасте была всего в один год) воспитывались в дружбе. На их долю выпала задача взять в свои руки страну. Но так сложилось, что старший брат стал основателем бакуфу и вошел в историю, а младший остался в тени, хотя его роль в создании бакуфу была не меньше. Одни историки его демонизируют, другие считают, что он был скромным человеком, который мог бы «подавать сандалии, когда гости расходятся по домам». Часто все негативные поступки, например убийство принца Моринага, считают инициативой исключительно Тадаёси.

Различие.характеров действительно существовало. Тадаёси был гораздо решительнее старшего брата. Когда Такаудзи выступил против Годайго и император приказал Нитта Ёсисада разгромить мятежника, Такаудзи не стал вступать в бой и закрылся в храме. Он был потрясен тем, что его объявили врагом императора. По преданию, в сердцах он воскликнул: «У меня нет намерения поднимать оружие против императора!»14 Тадаёси выступил один и в жестокой битве стал терпеть поражение от превосходящих сил Нитта. Только узнав о тяжелом положении, в котором оказался младший брат, Такаудзи бросился ему на выручку, и сражение закончилось победой войск Асикага. В этом эпизоде проявились слабость характера Такаудзи и решительность Тадаёси, а также полководческие данные Такаудзи в бою и способность Тадаёси принимать стратегические решения.

Поэтому долгое время они успешно сотрудничали в руководстве бакуфу, дополняя друг друга. Когда Такаудзи взял Киото и стал сёгуном, он заявил, что скоро уйдет в отставку и титул передаст младшему брату Тадаёси. Это показывает, что он не питал к брату враждебных чувств. Ряд историков считает, что текст «Кэмму сикимоку» во многом был подготовлен по идеям Тадаёси и отражал его взгляды на политику. В свою очередь Тадаёси преклонялся перед Сётоку-тайси, что видно из того, что свод законов, как и конституция Сётоку, состоит из 17 статей.

Интересно, что в нем совершенно нет упоминаний о наказаниях! Удивительно и то, что в тексте записано о том, что бакуфу должно находиться в Киото. Сам Тадаёси хотел восстановить бакуфу в Камакура, но большинство самураев, которые были опорой Такаудзи в борьбе с Годайго, находились в центре, и Тадаёси пошел навстречу брату. Вероятно, сыграло роль и то, что Такаудзи, будучи более опытным воином, чем его младший брат, не хотел удаляться от центра страны, так как в Ёсино находился Южный двор императора Годайго и существовала опасность его возвращения в Киото. Кроме того, в новых условиях оправданным было расположение столицы в центре страны, а не на её периферии.

Политическое влияние Тадаёси, который сосредоточил в своих руках политические дела бакуфу, быстро росло среди части владельцев сёэн и самураев, но, с другой стороны, встречало сопротивление военачальников бакуфу. Одним из главных критиков Тадаёси стал один из самых доверенных лиц Такаудзи - самурай Ко-но Моронао. Семья Ко - старые вассалы Асикага, и Моронао служил сэцудзи (управляющим) при Такаудзи, будучи весьма близким к Такаудзи. Моронао ради расширения своих владений и своего влияния не выбирал средств. Его репутация была самой негативной.

И такой подход к жизни расходился с подходом Тадаёси, который уважал порядок и стабильность в бакуфу. Видимо, Моронао был для Тадаёси смертельным противником. Их противостояние привело к расколу в бакуфу. Баланс двух группировок был нарушен неожиданным нападением армии Южного двора. Бакуфу привлекло войска Тадаёси, но он не смог успешно противостоять наступавшим.

Авторитет Тадаёси в бакуфу начал быстро падать. И в этих условиях спасти ситуацию смогли войска Моронао. Он разгромил армию Южного двора. Более того, вопреки приказу Моронао дошел до Ёсино и сжег дворец императора Южного двора. Это подняло авторитет Моронао в бакуфу, что стало угрожать авторитету Такаудзи. Тадаёси обратился к Такаудзи с требованием освободить Моронао от должности. Раздраженный Моронао ввел войска, численностью в 10 тыс. чел., в Киото и окружил дом Такаудзи, где укрылся Тадаёси. Такаудзи пытался их помирить, но противники не шли на компромисс. Сложилась безвыходная ситуация. Тадаёси под угрозой войск Моронао решил уйти в отставку и передал свой пост старшему сыну Такаудзи Асикага Ёсиакира. В результате для Ёсиакира открылась дорога в следующие сёгуны.

Моронао стал вытеснять людей, близких к Тадаёси из бакуфу, а самого его отправил в монахи. Так закончилась политическая система бакуфу, основанная на управлении двумя братьями Асикага.

Оставшийся без власти, постриженный в монахи Тадаёси решается на последнее средство для восстановления своего положения. Он протягивает руку Южному двору и в 1350 г. бежит из Киото, планируя вступить в союз с императорским двором в Ёсино. Он увеличил свои силы на Кюсю и смог выступить даже против самого Такаудзи, неожиданно начав движение в сторону Киото. В отсутствие Такаудзи он разбил войска Ёсиакира и выгнал его из столицы. Отношения между братьями перешли в стадию, когда противоречия могли быть решены только оружием.

Столкновение произошло на следующий год в районе Сэццу. Войска Такаудзи под командованием Ко Моронао потерпели поражение. Такаудзи вынужден был помириться с Тадаёси на условиях отправки Моронао в монахи. Позже самураями Тадаёси Моронао и вся семья были убиты. Так была сделана попытка восстановить старую систему управления бакуфу.

Такаудзи по-прежнему отвечал за военные дела, за политические дела нес ответственность Ёсиакира; советником при нем стал Тадаёси. Но прежние братские отношения уже не могли быть восстановлены, и взаимная подозрительность усиливалась. Тадаёси перебрался в Камакура, попытавшись зажать Такаудзи между восточными и западными самураями. Однако Тадаёси не был искусен в военном деле, и постепенно его войска стали терпеть поражения. В конечном итоге он был захвачен и заключен в храм Дзёмёдзи в Камакура. В 1352 г. 26 числа второго месяца, как записано в одной из хроник, в «результате интриг он умер». Это было через год после смерти Моронао. Согласно хронике «Тайхэйки», причиной смерти Тадаёси было, видимо, отравление, а не желтуха, как было объявлено15.

Тайна смерти Тадаёси так и не раскрыта. Был ли инициатором убийства Такаудзи? На этот вопрос нет однозначного ответа. Считается, что инициатором, скорее всего, стал кто-то из вассалов Такаудзи, стоящий на принципе лояльности своему господину. Таким образом он хотел облегчить ситуацию для Такаудзи. Такая версия вполне убедительна. Кстати, со смертью Тадаёси Такаудзи потерял свой «мозговой центр», и его дела пошли после этого хуже. Через 6 лет после смерти Тадаёси умер и Такаудзи. Причиной смерти называют «спинной фурункул». На первый взгляд это кажется странным, но последние 5—6 лет жизни Такаудзи много болел, и, видимо, его здоровье было сильно подорвано. А война Южного и Северного дворов продолжалась еще 34 года.

Многое из того, что делал Такаудзи, будет более понятно, если принять во внимание особенности его характера. Известно, что он обладал определенной харизмой, привлекающей самураев. Монах Мусо Сосэки писал, что у него было три добродетели: сокровенные чувства, сильные отвагой; природное глубокое милосердие, готовность простить даже заклятых врагов; широкое сердце, у которого не было скупости16. Это мнение человека, лично знавшего Такаудзи, что позволяет серьезно отнестись к этой характеристике.

В то же время у Такаудзи был противоречивый характер. Например, если все пали духом в битве, он один мог оставаться решительным и собранным, а иногда, наоборот, падал духом, и всем окружающим приходилось его ободрять. Он часто совершал поступки, которые никто не мог предугадать. Так, когда он проигрывал своему брату во время его мятежа, один из союзников Тадаёси Хосокава Акиудзи попросил встречи с ним. В ответ Такаудзи раздраженно заявил: «О чем говорить с капитулировавшим?» Хотя он в тот момент и проигрывал, он был уверен в победе! Всё это говорит о сангвиническом характере Такаудзи. Некоторые считают, что он по характеру напоминал шаловливого мальчишку. Но как ему удалось установить власть над страной? Для политики требовались не чувства, а холодная расчетливость. Здесь большую роль сыграл, видимо, и Тадаёси. Первый был лидером самураев, второй — ответственным за политику в стране. Но наличие двух руководителей практически всегда приводит к конфликту между ними, а следовательно, к расколу и среди окружающих.

Таким образом, если судить о причинах, толкнувших Такаудзи на «предательство» сначала сёгуната, а затем императора, необходимо учитывать несколько моментов. Годайго, выступив против сегуната, стремился к установлению личной императорской власти. Этот его шаг не был вызван требованиями самурайства, страдавшего от плохой политики.

Император Годайго не хотел уступать трон до самой смерти и намеревался передать его своим прямым потомкам, а не представителям другой ветви императорского дома, как на том настаивало бакуфу. Но его желание уничтожить бакуфу совпало с желанием самурайства, которое было, действительно, недовольно бакуфу, и бакуфу было уничтожено. Волею судеб именно Такаудзи оказался на острие атаки против Ходзё. И здесь нельзя забывать о двойной лояльности самурайства по отношению как к императору, так и к сёгунату. Традиционно принято считать тех самураев, которые выступили на стороне Годайго, лояльными императору, а тех, кто был на стороне сёгуната, — нелояльными. Но фактически лояльных в полном смысле этого слова императору самураев (типа Кусуноки Масасигэ) было немного. Большинство самураев поддерживали императора из-за того, что бакуфу не выполнило перед ними своих обязательств, в частности выплат за отпор монгольского нашествия в конце XIII в. Бакуфу также не смогло экономически защищать самураев в новых условиях появления рынка. Самураи лишались земли, главной основы своего существования. Для самурайства, в котором отношения строились на системе вассалитета, на первом месте стояло выполнение обязательств. Если бакуфу не выполнило своих обязательств защищать самураев, то самурай имел полное право отказаться от выполнения своих, т. е. от своей лояльности бакуфу. Дополнительно Такаудзи, вероятно, планировал под знаменами императора Годайго создать новый сёгунат, способный отстаивать интересы самурайства. Но для создания сёгуната был необходим титул сэй-и-тай-сёгуна, который мог дать только император. Следовательно, интересы Годайго и Такаудзи на первом этапе совпадали. Но вскоре эти интересы разошлись.

Самураи поддержали уничтожение бакуфу, так как бакуфу плохо защищало интересы самурайства. Но Годайго не стал учитывать их интересы. А ведь более 150 лет самурайство ощущало свою власть и лишаться её не собиралось. Императорский двор этого не учел. Провозгласив политику совместного правления, Годайго на самом деле стремился не допустить самурайство к власти. Дело доходило до того, что аристократы с разрешения императора отбирали у самураев землю. Даже когда Такаудзи подавил мятеж Ходзё в Камакура, император, наградив его очередным высоким придворным рангом, приказал возвращаться в Киото. А предложенный придворный ранг практически не имел значения для Такаудзи — для укрепления положения самурайства ему нужен был титул сёгуна. Однако Такаудзи не хотел нарушать долг лояльности императору, он стремился добиться официального признания нового бакуфу и, по-видимому, дав согласие на возвращение в Киото, собирался обсудить это с императором. Но брат Тадаёси отговорил его от возвращения в Киото, опасаясь за его жизнь. Было бы, наверное, справедливее, если бы сёгуном стал волевой решительный Тадаёси, а не идеалист и романтик Такаудзи. Но Тадаёси не был популярен среди самураев, его скорее опасались за его решительный нрав.

Так как императорский двор не намеревался второй раз делиться властью с самурайским сословием, Такаудзи отказался от лояльности императору ради высшего, по его мнению, долга - лояльности своему сословию.

Таким образом, перед нами не традиционный самурай без сомнений и комплексов, но рефлексирующий человек, который при столкновении с трудностями стремился уклониться от них. И все возвращения к политической активности инициировались его младшим братом. В храме Киёмидзу сохранилась рукопись Такаудзи. Он обращался к богам с молитвой, которая начиналась словами: «Мир подобен сновидению». В ней высказывалось пожелание уйти в монахи и передать мирские дела брату. Историческая и человеческая драма Такаудзи состояла в том, что он вынужден был ради своего сословия, ради высшей цели делать то, к чему у него не лежала душа.

Можно с большой долей вероятности утверждать, что обвинения, выдвигаемые против Такаудзи, несправедливы. Это была драматическая судьба. По свидетельству Т. Овада, он был не «храбрый и доблестный самурай», а «страдающий самурай»!17

В этом смысле знаменитый портрет Асикага Такаудзи, (второй по порядку), психологически не соответствует его характеру. Не случайно существует версия, что это портрет не Такаудзи, а Ко-но Моронао! Ближе к оригиналу, скорее, его скульптурное изображение.

800px-Ashikaga_Takauji%27s_Grave_Choujuj
Могила Асикага Такаудзи


ПРИМЕЧАНИЯ

1. Реставрация Кэмму - попытка императора Годайго в 1333—1336 гг. восстановить прямое императорское правление после свержения Камакурского сёгуната - военного правительства самураев (бакуфу), во главе которого стоял сёгун. Кэмму - название годов правления императора Годайго после свержения сёгуната.
2. Сиккэн - дословно правитель. Должность регента при сёгуне в период Камакура-бакуфу с 1203 по 1333 г. Находилась в руках дома Ходзё.
3. Цит. по: Sansom G. A History of Japan. 1334—1615. Tokyo, 1993. P. 98.
4. Op. cit. P. 98—99.
5. Имя императора Годайго является посмертным именем. Годайго — единственный император, который сам себе еще при жизни выбрал посмертное имя. Его настоящее имя было Такахару. Первоначально первый иероглиф имени Такаудзи был «высокий» (такай), но император разрешил Такаудзи использовать из своего подлинного имени Такахара иероглиф микото (принц), который в именах читается «така».
6. Амино Ё. Нихон сякай си (Социальная история Японии). Токио, 1998. Т. 3. С. 8-9.
7. The Cambridge History of Japan. Cambridge, 1990. V. 3. P. 186.
8. Впоследствии Кусуноки Масасигэ как символу верности императору поставили памятник на площади перед императорским дворцом в Токио.
9. Дзёэй сикимоку - первый свод законов самурайского сословия, подготовленный при сиккэне Ходзё Ясутоки в 1232 г. Известен также как Госэмбай сикимоку.
10. Идзава М. Тэнно ни наро то сита сёгун (Сёгун, который хотел стать императором). Токио, 1998. С. 163—164.
11. Токугава Иэйясу, основатель третьего сёгуната, утверждал, что он потомок рода Нитта именно потому, что Нитта были потомками Минамото. Многие историки считают, что он это сделал, чтобы легитимизировать свои притязания на пост сёгуна, который по неписаному правилу должен был занимать выходец из Минамото. Во время Иэйясу потомков Асикага было еще много, и он не мог объявить себя их родственником, тогда как Нитта почти не осталось. Не случайно в период Токугава семья Нитта была популярна, а о доме Асикага практически ничего не писали.
12. Сэппуку - ритуальное убийство самураев, более известное под названием харакири.
13. Идзава М. Указ. соч. С. 165.
14. Овада Т. Нихон но рэкиси га вакару хон. Намбоку дзидай-сэнгоку дзидай-эдо дзидай (Книга для понимания истории Японии. От периода Южного и Северного двора до периода воюющих провинций и периода Эдо). Токио, 1993. С. 42.
15. Райбару нихон си. Т. 3. Айдзо (Соперники в истории Японии. Любовь и ненависть). Токио, 1996. С. 162—163.
16. Нихон рэкиси дзинбуцу дзитэн (Словарь японских исторических личностей).Токио, 1994. С. 45.
17. Овада Т. Указ. соч. С. 42.



This post has been promoted to an article

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас

  • Похожие публикации

    • Полное собрание документов Ли Сунсина (Ли Чхунму гон чонсо).
      Автор: hoplit
      Просмотреть файл Полное собрание документов Ли Сунсина (Ли Чхунму гон чонсо).
      Полное собрание документов Ли Сунсина (Ли Чхунму гон чонсо). Раздел "Официальные бумаги". Сс. 279. М.: Восточная литература. 2017.
      Автор hoplit Добавлен 30.04.2020 Категория Корея
    • Полное собрание документов Ли Сунсина (Ли Чхунму гон чонсо).
      Автор: hoplit
      Полное собрание документов Ли Сунсина (Ли Чхунму гон чонсо). Раздел "Официальные бумаги". Сс. 279. М.: Восточная литература. 2017.
    • Тхамна (Чеджудо)
      Автор: Чжан Гэда
      Ю.В. Ванин указывал, что остров Тхамна (Чеджудо) вошел в состав Корё в 1105 г. На этом острове все очень специфическое и не совсем корейское по происхождению. Но после подавления лисынмановцами восстания на Чеджудо в 1948-1950 гг. остров был в значительной степени "нивелирован" с остальной Кореей - в частности, увеличилась доля переселенцев с материка, что сказалось на языке, обычаях и т.д.
      Вот что пишет об этом острове Сун Лянь в "Юань ши", цз. 208:
      耽羅,高麗與國也。
      Даньло (кор. Тхамна) - дружественная Корё страна.
      世祖既臣服高麗,以耽羅為南宋、日本衝要,亦注意焉。
      Шицзу (Хубилай) уже покорил Корё (Корё покорилось в 1259 г. - хронологическая неточность, Хубилай стал править с 1260 г.), и обратил внимание на Даньло, поскольку [оно было] важно в отношении Южной Сун и Японии.
      至元六年七月,遣明威將軍都統領脫脫兒、武德將軍統領王國昌、武略將軍副統領劉傑往視耽羅等處道路,詔高麗國王王禃選官導送。
      7-й месяц 6-го года Чжиюань (июль-август 1269 г.). Послали Минвэй-цзянцзюня дутунлина Тотоэра, Удэ-цзянцзюня тунлина Ван Гочана, Улюэ-цзянцзюня фу тунлина Лю Цзе отправиться на Тхамна и в прочие дороги (зд. эквив. слову "провинция") с инспекцией, повелев правителю владения Корё Ван Сику (государь Вонджон, 1219/1259-1274) отобрать чиновников для их сопровождения.
      時高麗叛賊林衍者,有餘黨金通精遁入耽羅。
      В это время в Корё остатки сторонников изменника Им Ёна (1215-1270) во главе с Ким Тхунджоном (? - 1273) бежали в Даньло. 
      九年,中書省臣及樞密院臣議曰:
      В 9-м году (1272) сановники Чжуншушэн (имперская канцелярия) и сановники Шумиюань (Тайный совет) посовещались и доложили:
      「若先有事日本,未見其逆順之情。
      "Если сначала иметь дело с Японией, [то мы] не замечали, чтобы у этого мятежника было желание подчиниться.
      恐有後辭,可先平耽羅,然後觀日本從否,徐議其事。
      Боимся, что это может иметь последствия.  Можно сначала усмирить Даньло, а уж после этого обратим внимание на Японию, без спешки, спокойно обсудим это дело.
      且耽羅國王嘗來朝覲,今叛賊逐其主,據其城以亂,舉兵討之,義所先也。」
      Кроме того, правитель владения Даньло некогда уже являлся на аудиенцию ко двору, а сейчас мятежники изгнали этого правителя и, заняв его город, бунтуют, собираем войско, чтобы покарать его/ Cделать это в первую очередь будет справедливым" 
      十年正月,命經略使忻都、史樞及洪茶丘等率兵船大小百有八艘,討耽羅賊黨。
      Начальный месяц 1273 г. Велели цзинлюэши Синьду и Ши Шу (1221-1287), а также Хон Дагу с прочими повести войска на 108 больших и малых кораблях покарать мятежников в Даньло.
      六月,平之,於其地立耽羅國招討司,屯鎮邊軍千七百人。
      В 6-м месяце усмирили [их], учредив в их землях Даньло чжаотаосы (Управление по усмирению Даньло), и разместили гарнизонами пограничные войска (бяньцзюнь) - 1700 человек.
      其貢賦歲進毛施布百匹。
      [Установили] им ежегодную дань в 100 штук холста [сорта] маоши.
      招討司後改為軍民都達魯花赤緫管府,又改為軍民安撫司。
      Впоследствии чжаотаосы было реорганизовано в Цзюньминь ду далухуачи цзунгуаньфу (Главная ставка управляющего войсками и народом даругачи), и [затем] превращено в [управление] Цзюньминь аньфусы (Управление по успокоению войска и народа).
      三十一年,高麗王上言,耽羅之地,自祖宗以來臣屬其國;
      В 31-м году (1294) правитель Корё подал доклад, [говоря], что земли Даньло со времен [его] предков подчинялись его владению. 
      林衍逆黨既平之後,尹邦寶充招討副使,以計求徑隸朝廷,乞仍舊。
      После того, как Им Ён с кучкой изменников был покаран, [этим] уделом управлял помощник чжаотаоши Баочун, [и поэтому правитель Корё] намеревается просить двор сделать все по-старому".
      帝曰:
      Государь молвил:
      「此小事,可使還屬高麗。」
      "Это дело малое, можно вернуть [эти земли] Корё".
      自是遂復隸高麗。
      И немедленно после этого [Даньло] снова возвратили Корё.
    • Stephen Turnbull. Fighting Ships of the Far East
      Автор: foliant25
      Просмотреть файл Stephen Turnbull. Fighting Ships of the Far East
      1 PDF -- Stephen Turnbull. Fighting Ships of the Far East (1) China and Southeast Asia 202 BC–AD 1419
      2 PDF -- Stephen Turnbull. Fighting Ships of the Far East (2) Japan and Korea AD 612–1639
      3 PDF русский перевод 1 книги -- Боевые корабли древнего Китая 202 до н. э.-1419
      4 PDF русский перевод 2 книги -- Боевые корабли Японии и Кореи 612-1639
      Год издания: 2002
      Серия: New Vanguard - 61, 63
      Жанр или тематика: Военная история Китая, Кореи, Японии 
      Издательство: Osprey Publishing Ltd 
      Язык: Английский 
      Формат: PDF, отсканированные страницы, слой распознанного текста + интерактивное оглавление 
      Количество страниц: 51 + 51
      Автор foliant25 Добавлен 10.10.2019 Категория Военное дело
    • Stephen Turnbull. Fighting Ships of the Far East
      Автор: foliant25
      1 PDF -- Stephen Turnbull. Fighting Ships of the Far East (1) China and Southeast Asia 202 BC–AD 1419
      2 PDF -- Stephen Turnbull. Fighting Ships of the Far East (2) Japan and Korea AD 612–1639
      3 PDF русский перевод 1 книги -- Боевые корабли древнего Китая 202 до н. э.-1419
      4 PDF русский перевод 2 книги -- Боевые корабли Японии и Кореи 612-1639
      Год издания: 2002
      Серия: New Vanguard - 61, 63
      Жанр или тематика: Военная история Китая, Кореи, Японии 
      Издательство: Osprey Publishing Ltd 
      Язык: Английский 
      Формат: PDF, отсканированные страницы, слой распознанного текста + интерактивное оглавление 
      Количество страниц: 51 + 51