Чжан Гэда

Вооружение воинов III-X вв.

63 posts in this topic

Вопрос этот часто встречается у любителей истории Китая - как выглядели воины, скажем, периода Суй, Тан или Восточная Цзинь?

В Интернете ловится 100500 картинок от китайских реконструкторов, но ценности в них минимум.

Наиболее информативными источниками являются погребальные статуэтки указанного периода, стенопись (особенно из погребений), уцелевшие артефакты.

С них можно и начать - например, воины династии Тан по погребальной пластике (реалистичной) и стенописи:

post-19-0-97472900-1392364622_thumb.jpg

post-19-0-02002300-1392364637.jpg

post-19-0-41810200-1392364645.jpg

post-19-0-59851700-1392364653.jpg

post-19-0-16307100-1392364663.jpg

2 people like this

Share this post


Link to post
Share on other sites

Северные династии (Бэй Вэй - 386-534, Бэй Ци - 550-577, Бэй Чжоу - 557-581, есть еще Дун Вэй и Си Вэй, но они эфемерны и материал слабо выделяется из общего массива):

post-19-0-68146300-1392364841.jpg

post-19-0-51485900-1392364852.jpg

post-19-0-73733400-1392364860.jpg

post-19-0-89093400-1392364869.jpg

post-19-0-96392800-1392364878_thumb.jpg

post-19-0-11856100-1392364887_thumb.jpg

post-19-0-70404800-1392364894.jpg

post-19-0-67959600-1392364906.jpg

post-19-0-20463800-1392364918.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Партия ханьских железных палашей дао с кольцеобразным эфесом:

post-19-0-34653000-1392367523_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мечи периода Суй (581–618), ок. 600 г., Китай.
Сталь, позолоченная бронза, серебро, дерево

Длина самого большого - 997 мм.

Дары Джорджа Д. Пратта (George D. Pratt, 1930 (30.65.1) и Кларенс Х. Маккей (Clarence H. Mackay, 1930 (30.65.2)

Метрополитан Музеум, Нью-Йорк, США

Место находки со слов дарителей - императорское погребение в Маншань, в окрестностях Лояна, совр. пров. Хэнань.

Р-образная монтировка подвеса ножен, возможно, происходит от центральноазиатских и сасанидских мечей. Возможно, они послужили прототипом японских тати. В кольцеобразном навершии одного из мечей феникс, в двух других - парные драконы.

http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/23351

post-19-0-77669500-1392642632_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

謝謝

Очень интересные артефакты. Но зачастую возникает такая проблема: как интерпретировать детали доспеха на пластике или фресках? Попросту - а что скульптор\художник хотел изобразить? Ну и материал предметов паноплии не всегда угадывается - то ли кожа, то ли металл = ?

Например, из выложенных изображений не вызывает вопросов, пожалуй, только первая фреска в первом посте - всё понятно: ламеллярный доспех, пластинки, видимо, железные...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Как правило, створчатые кирасы (там, где окружности на грудной части), как считается, делались из обработанной тем или иным способом кожи (обычно лакированной). Они были жесткими.

Металл так обработать сложно (ковать тонкий лист вручную сложно), а эти кирасы - очень популярны на разных по своему роду изображениях. Поэтому и Робинсон, и Худяков с Бобровым предполагают, что это - кожа.

Может быть и папье-маше - особые сорта бумаги, проклейка, лакировка/вымачивание в соленой воде давали неплохие по прочности результаты.

Т.е. это пластичные, легко формуемые материалы.

Шлемы - зачастую каркасные, с тюрбанами под ними или на них. Иногда - ламеллярные. Могу найти таких воинов. Просто то, что у меня на них есть - в плохом качестве. Часто шлемы сложной формы - кожаные, лакированные.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А вот такой вопрос: насколько адекватно с исторической точки зрения и имеющихся данных показаны доспехи и оружие позднеханьской армии в китайском фильме "Битва у Красной скалы"? Это как раз самое начало 3-го века н.э.

По крайней мере, палаши-дао похожи. Ламмелярный доспех тоже, в целом.

Share this post


Link to post
Share on other sites

За этот период достоверных данных почти нет.

Костюмерами копируются более поздние доспехи - преимущественно вэйские, либо более ранние - циньские и ханьские. Своего рода микс из эпох.

Причем ни тактика, ни техника боя не выдерживают никакой критики в фильме.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да уж... Успел посмотреть примерно час фильма, и увиденное изумило. Например, кольчато-пластинчатый доспех... И это в эпоху Хань... В Китае кольчуга вообще всегда была редкостью, а уж тем более в ЭТУ эпоху. Причём,, пластинки нашиты с большими промежутками, и явно из очень тонкого материала - прямо в каждом кадре видны погнутые... Ну и без рукопашных в стиле а`ля "кунфу-фильмы" ну никак...

1 person likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites

В Китае кольчуга вообще всегда была редкостью, а уж тем более в ЭТУ эпоху

Все никак не могу доработать статью (просто надо сесть и выверить переводы) по "скованным цепями коням". Там четко прослеживается наличие кольчуг в северном Китае примерно с середины-конца Вэй.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Знаменитый буддийский стяг из Дуньхуана, первая половина Х в. - отличный иконографический источник:

post-19-0-50007600-1392833517_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Действительно отличный источник. Покрупнее бы разрешение - не все детали понятны...

Share this post


Link to post
Share on other sites
Покрупнее бы разрешение - не все детали понятны...
Приаттаченные картинки кликабельны.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Это самое большое доступное мне разрешение (2000 х 1400 примерно), детали довольно хорошо видны - разрезной подол катафракт, наплечники, окантовка конского доспеха и т.п.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот еще ряд материалов, в т.ч. из Музея Чернуши, причем есть и женщины-всадницы (кочевницы?), с периода Наньбэйчао до начала периода Сун:

post-19-0-46380200-1392885759_thumb.jpg

post-19-0-27690000-1392885768_thumb.jpg

post-19-0-98361400-1392885784.jpg

post-19-0-06412900-1392885826_thumb.jpg

post-19-0-97554400-1392885841.jpg

post-19-0-90306200-1392885862_thumb.jpg

post-19-0-43540000-1392885896_thumb.jpg

post-19-0-87681500-1392885919_thumb.jpg

post-19-0-07882400-1392885929_thumb.jpg

post-19-0-44079100-1392885942_thumb.jpg

post-19-0-14086400-1392885952.jpg

post-19-0-17570100-1392885958.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Пара вопросов: каким временем датируется эта замечательная фреска (?), и откуда она? Тоже Дуньхуан? У современных искусствоведов есть соображения насчёт того КТО на ней изображен?

4678635m.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Это самое большое доступное мне разрешение (2000 х 1400 примерно), детали довольно хорошо видны - разрезной подол катафракт, наплечники, окантовка конского доспеха и т.п.

Не увидел на стяге конского доспеха... ???

Share this post


Link to post
Share on other sites

Датируют периодом Северной Ци (550-577). Гробница Лоу Жуя (племянник императора Умина), Тайюань, провинция Шаньси.

Китайское название: 娄睿墓《鞍马出行图》壁画, открыта в 1979 г., оригинальный размер 160 х 450 см., ныне находится в Институте археологии провинции Шаньси.

Соответственно, изображены воины этого государства. Вот еще 2 оттуда же.

post-19-0-82075500-1393143973.jpg

post-19-0-62583600-1393143983_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот за что мне всегда очень нравилась китайская живопись, так это за внимание к мельчайшим деталям. Не знаю насколько высоко оценивают точность китайских художников историки и искусствоведы, но вот ЛИЧНО мне кажется, что доверять старым мастерам Чжунго можно полностью. Ну, или хотя бы на 90% - точно ;)

А вот что удалось найти в Ютубе:

http://www.youtube.com/watch?v=qlS46LBznLA

Edited by Gennadius

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now

  • Similar Content

    • «Чжу фань чжи» («Описание иноземных стран») Чжао Жугуа ― важнейший историко-географический источник китайского средневековья. 2018
      By foliant25
      Просмотреть файл «Чжу фань чжи» («Описание иноземных стран») Чжао Жугуа ― важнейший историко-географический источник китайского средневековья. 2018
      «Чжу фань чжи» («Описание иноземных стран») Чжао Жугуа ― важнейший историко-географический источник китайского средневековья. 2018
      PDF
      Исследование, перевод с китайского, комментарий и приложения М. Ю. Ульянова; научный редактор Д. В. Деопик.
      Китайское средневековое историко-географическое описание зарубежных стран «Чжу фань чжи», созданное чиновником Чжао Жугуа в XIII в., включает сведения об известных китайцам в период Южная Сун (1127–1279) государствах и народах от Японии на востоке до Египта и Италии на западе. Этот ценный исторический памятник, содержащий уникальные сообщения о различных сторонах истории и культуры описываемых народов, а также о международных торговых контактах в предмонгольское время, на русский язык переведен впервые.
      Тираж 300 экз.
      Автор foliant25 Добавлен 03.11.2020 Категория Китай
    • Путь из Яркенда в Балх
      By Чжан Гэда
      Интересным вопросом представляется путь, по которому в прошлом ходили от Яркенда до городов Афганистана.
      То, что описывали древние китайские паломники, несколько нерелевантно - больше интересует Новое Время.
      То, что была дорога из Бадахшана на Яркенд, понятно - иначе как белогорские братья-ходжи Бурхан ад-Дин и Ходжа Джахан бежали из Яркенда в Бадахшан?
      Однако есть момент - Цины, имея все возможности преследовать белогорских ходжей, не пошли за ними. Вряд ли они боялись бадахшанцев - били и не таких.
      Скорее, дорога не позволяла пройти большому конному войску - ведь с братьями-ходжами ушло не 3000 кибиток, как живописал Санг Мухаммад, а около 500 человек (это с семьями), и они прибыли к оз. Шиве совершенно одичавшими и оголодавшими - тут же произошел конфликт из-за стада овец, которое они отбили у людей бадахшанского мира Султан-шаха Аждахара!
      Ищу маршруты, изучаю орографию Памира. Не пойму пока деталей, но уже есть наметки.
      Если есть старые карты Памира, Восточного Туркестана и Бадахшана в большом разрешении - приветствуются, ибо без них сложно.
    • «Чжу фань чжи» («Описание иноземных стран») Чжао Жугуа ― важнейший историко-географический источник китайского средневековья. 2018
      By foliant25
      «Чжу фань чжи» («Описание иноземных стран») Чжао Жугуа ― важнейший историко-географический источник китайского средневековья. 2018
      PDF
      Исследование, перевод с китайского, комментарий и приложения М. Ю. Ульянова; научный редактор Д. В. Деопик.
      Китайское средневековое историко-географическое описание зарубежных стран «Чжу фань чжи», созданное чиновником Чжао Жугуа в XIII в., включает сведения об известных китайцам в период Южная Сун (1127–1279) государствах и народах от Японии на востоке до Египта и Италии на западе. Этот ценный исторический памятник, содержащий уникальные сообщения о различных сторонах истории и культуры описываемых народов, а также о международных торговых контактах в предмонгольское время, на русский язык переведен впервые.
      Тираж 300 экз.
    • Построения из китайского военного искусства
      By Чжан Гэда
      Прочитал в "Мин цзи наньлюэ" у Цзи Люци:
      Он вообще пишет очень запутанно - похоже, сам не сильно соображал, что писал. Когда он описывал войска Чжэнов - там все очень сумбурно.
      Строй багуа был придуман легендарным Сунь Бинем в IV в. до н.э. и управлялся военачальником, которому делали охраняемую воинами вышку, с которой он подавал команды на перестроения. Система имела возможность 16-ти перестроений. К периоду Тан она трансформировалась в "строй 6 цветков" (люхуа чжэнь), который применял легендарный Ли Цзин во времена Тан:

      Слева люхуачжэнь, справа - багуачжэнь.
      Строй багуа имеет по китайским толкованиями строился на основании этого:

      В строю багуачжэнь имеется "8 врат" - сю (отдых), шэн (жизнь, рождение), шан (ранение, вред), ду (преграда), цзин (благое предзнаменование), сы (смерть), цзин (испуг), кай (раскрытие).
      Прямо на восток располагаются "врата жизни". Если ворваться в них и прорваться через "врата благого предзнаменования" на юго-западе, затем войти во "врата раскрытия" на севере, то можно уничтожить этот строй.
      Вопрос - а зачем такие сложности? Зачем так выеживаться, чтобы сделать простое дело? Вразумительных толкований найти не могу.
       
    • Сахалин и монголы
      By Чжан Гэда
      "Юань вэньлэй"(元文類) о событиях на Сахалине (?) в конце XIII в.
      遼陽威古特
      至元十年征東招討使逹希喇呈前以海勢風浪難渡征伐不到岱音濟喇敏威古特等地去年征行至尼嚕罕地問得烏登額人約蘇稱欲征威古特必聚兵●冬月色克小海渡結凍冰上方可前去先征岱音濟喇敏方到威古特界云云大徳二年正月招討司上言濟喇敏人百戶哈芬○博和哩○等先逃往內和屯與叛人結連投順威古時作耗奉㫖招之千戸巴雅斯以為哈芬等巳反不可招遂止大徳元年五月威古特賊沃棱乘濟喇敏所造黄窩兒船過海至哲哩木觜子作亂八月濟喇敏人諾木齊過海至烏色砦遇內和屯人言濟喇敏人雅竒扎木稱威古特賊與博和哩等欲以今年比海凍過果幹虜掠打鷹人乞討之既而遼陽省咨三月五日濟喇敏百户烏坤濟等來歸給魚糧綱扇存恤位坐移文管沃濟濟喇敏萬户府收管六月五日官軍敗賊於錫喇和屯七月八日威古特賊王博凌古自果斡過海入佛哩河官軍敗之九年六月濟喇敏人吉爾庫報威古特賊刼納木喀等官軍追之不及過扎爾瑪河刧掠至大元年濟喇敏百戸竒徹竒納言威古特約索努呼欲降遣逹哈扎薩至尼嚕罕又濟喇敏人多神努額齊訥來每言約索努呼沃稜等乞降持刀甲與頭日布結結且言年貢異皮以夏間逹喇布魚出時回還云云
      Для памяти - пока лениво возиться. Уже вижу, что Ивлиев не совсем верно переводил.