13 posts in this topic

Прочитал в "Мин цзи наньлюэ" у Цзи Люци:

Цитата

 

時鄭將列一陣;效忠望見,謂麾下曰:

В это время полководцы Чжэнов выстроили войска, [Гао] Сяочжун увидел это и сказал подчиненным:

『此八卦陣也。

«Это строй багуа.

生門向江,宜從此攻入,開門而出』。

Ключевая точка (букв. «врата жизни») обращена к реке, следует атаковать, исходя из этого. Откроем ворота и выйдем»

及入,即變為長蛇陣,擊首尾應、擊尾首應,遂圍。

И [цинские войска] ворвались в расположение противника, тут же строй превратился в построение длинной змеи – ударишь по голове, отвечает хвост, ударишь по хвосту, отвечает голова, и сразу окружил [их].

效忠見不利,向執旗官手中取旗,自負而返;兵見之,俱退走。

[Гао] Сяочжун увидел неудачу [своих действий], взял знамя из рук знаменосца и отступил на свой страх и риск. Увидев это, воины также бросились назад.

鄭兵追殺,效忠部下僅存三百人。

Воины Чжэнов преследовали их и убивали. У [Гао] Сяочжуна из бывших под началом уцелело 300 человек.

效忠馳至城濠,鄭兵飛走隨至,諸軍皆散;效忠出兵四千,止存百四十人。

[Гао] Сяочжун погнал коня к крепостному рву, воины Чжэнов словно на крыльях летели за ним, все войска полностью рассеялись, [Гао] Сяочжун вышел с 4000 воинов, осталось 140 человек.

嘆曰:

Вздохнув, сказал:

『吾自滿洲入中國,身經十七戰,未有此一陣死戰者』!

«Я с момента, когда маньчжуры вошли в Китай, лично прошел 17 сражений, не было еще такой смертельной схватки!»

常州王鎮兵三百,存三十七人;高謙五百兵,存八十騎:入鎮江,登城閉守。

У Ван Чжэня из Чанчжоу было 300 воинов, осталось 37, у Гао Цяня – 500, осталось 80 конных, вошли в Чжэньцщян, поднялись на стены, заперлись и [приготовились] к обороне.

效忠走南京。

[Гао] Сяочжун бежал в Нанкин.

 

Он вообще пишет очень запутанно - похоже, сам не сильно соображал, что писал. Когда он описывал войска Чжэнов - там все очень сумбурно.

Строй багуа был придуман легендарным Сунь Бинем в IV в. до н.э. и управлялся военачальником, которому делали охраняемую воинами вышку, с которой он подавал команды на перестроения. Система имела возможность 16-ти перестроений. К периоду Тан она трансформировалась в "строй 6 цветков" (люхуа чжэнь), который применял легендарный Ли Цзин во времена Тан:

Lyuhua_i_bagua.thumb.jpg.66deabeade1f608

Слева люхуачжэнь, справа - багуачжэнь.

Строй багуа имеет по китайским толкованиями строился на основании этого:

480px-Pakua_with_name.svg.png.3e62f22417

В строю багуачжэнь имеется "8 врат" - сю (отдых), шэн (жизнь, рождение), шан (ранение, вред), ду (преграда), цзин (благое предзнаменование), сы (смерть), цзин (испуг), кай (раскрытие).

Прямо на восток располагаются "врата жизни". Если ворваться в них и прорваться через "врата благого предзнаменования" на юго-западе, затем войти во "врата раскрытия" на севере, то можно уничтожить этот строй.

Вопрос - а зачем такие сложности? Зачем так выеживаться, чтобы сделать простое дело? Вразумительных толкований найти не могу.

 

1 person likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites

Схему чаншэчжэнь (строй длинной змеи) я так и не смог найти.

Как перестроить этот гадюшник с дверцами (багуачжэнь), чтобы суметь сражаться эффективно?

1 person likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот объяснения минского автора Лун Чжэна.

Вот тайваньский сайт про построения.

Все равно ничего непонятно. К чему врываться какой-то конкретный проход в запутанном построении войск, а не ломануться прямо и не снести их нафиг?

1 person likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites
Цитата

即變為長蛇陣,擊首尾應、擊尾首應

А это не кривое переложение Сунь Цзы?

常山蛇 => 長蛇

А вообще на какое-то "столоверчение" похоже, которое "не только лишь все могут понять", а не на реальные построения.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Насчет того, где черпал вдохновение Цзи Люци, можно только догадываться.

Практического смысла в таком строе не вижу.

Чаншаньская змея (Чаншань шэ) - это пресловутая "длинная змея" (чаншэ).

Вообще, читая Цзи Люци, все больше запутываешься, а не разбираешься. Там вроде как описания нестандартные для большинства китайских нарративов, но уж больно забубенные - разобраться не могу.

Например, про скатывающиеся одеяла непонятно. Про барабанщиков, у которых за спину были вставлены флаги. Про чередование отрядов в построениях. Про флаги и другие предметы для подачи команд.

Вообще, странно все и я уныло смотрю теперь на мир. Бывает такое, когда не понимаешь то, что уже в голове давно сложил по русским переводам Фоминой.

P.S. Кстати, "откроем ворота и выйдем" - это не к сражению относится. Это к тому, что войска находились в городе и должны были выйти на вылазку.

1 person likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites

Аналогичная дурь в больших количествах встречается в корейском позднечосонском романе "Сон в Нефритовом Павильоне".

Много бега с флажками, проку чуть, но "все хорошо закончилось" и "Ян - отличный полководец", а всякие враги постоянно получают от него по голове при помощи таких сложных построений и даосской магии, кастуемой его наложницей Хун Хуньто.

1 person likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites

Надо отметить, что в целом, очень специфически наши исследователи относятся к китайскому военному делу, превознося маньчжуров и монголов.

Объективно война в 1640-1680-х гг. - это война китайцев против китайцев. На стороне одних - маньчжуры и монголы, у других - горные племена, помощь от японцев, португальцев, голландцев, вьетнамцев и бирманцев. Но 90% с каждой стороны - китайцы. И военачальники - китайцы, и солдаты - китайцы. А "воюют лучше" почему-то маньчжуры - но там ситуация, как я понимаю, более социальная, а не военная, роль играла.

Разгром китайцев при Далинхэ - это война артиллерии. А она у Цинов была составлена из китайцев-беженцев. А новые войска, которые послали в Далинхэ - и года не прослужили многие, будучи совершенными новобранцами. В результате все как в 1929 г. - там при анализе пленных из лагеря Песчанка выяснилось, что половина солдат в армии менее полугода служили, а половина этой половины - всего около месяца. Т.е. они вербовались просто пересидеть на казенном харче и обмундировании в теплой, хотя и грязной казарме, лютую зиму. А это уже - проблема не военная, а социальная.

 Хочу сравнить, как строят войска китайцы и маньчжуры. Если брать по тому, что с маньчжурского переведено - то абсолютно так же выглядит, как у китайцев - в первых рядах с дрекольем стоят, сзади - стрелки. Конница на флангах и в тылу. Но вот почему-то оно - передовое, а китайское - с таким же составом и расставом - отсталое...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Полез в перевод Р. Сойера "Вопросы Танского Тайцзуна и ответы Ли Вэнь-гуна" - там тихий бред с нашей точки зрения. На объяснения полководца-практика, как уверяет Р. Сойер, непохоже - похоже на то, что какая-то схоластическая чушь вставлена в текст вместо реальных ответов.

Сейчас читаю о построениях воинов Коксинги в битве у Чжэньцзяна в 1659 г. по объяснению неоконфуцианца Ли Фу (1675-1750), чей старший родственник видел этот бой своими глазами с крепостной стены. Может, что-то и прояснится.

1 person likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот тут - описание Ли Фу (1675-1750) этого же самого боя при Чжэцзяне 8-10 августа 1659 г.

Правда, он датирует его 1658 г. (15-й год Шуньчжи), но он писал со слов своего родственника, лично наблюдавшего весь бой у стен города с той самой стены. Память могла подвести его через более, чем 40 лет после сражения, относительно года, а вот то, что он видел - вряд ли изгладилось из памяти так сильно.

А источники Цзи Люци нам неизвестны, хотя очевидно, что описание грешит книжностью.

Ну и противоречия видны невооруженным взглядом - у Ли Фу только один бой, правительственные войска были разбиты и бежали, на их плечах воины Коксинги ворвались в город. У Цзи Люци бои идут 3 дня, а на 4-й день город капитулирует.

Описание боя у Ли Фу гораздо более похоже на правду. Будет в статье "Para Bellum", если они будут выходить после всех этих дел.  

1 person likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не могу понять - в чем подвох?

«Саньго чжи», «Жизнеописание Юань Шао»:

Цитата

 

公孫瓚擊青州黃巾賊,大破之,還屯廣宗,改易守令,冀州長吏無不望風響應,開門受之。

Гунсунь Цзань ударил по разбойникам в желтых повязках в [области] Цинчжоу и нанес им тяжелое поражение, вернулся и встал лагерем в Гуанцзун (в Синтай, провинция Хэбэй), сменив там правителя области и начальника уезда, в [области] Цзичжоу среди старших чиновников не было никого, кто бы не ждал этого, [они] открыли ворота областного города и вручили [город войскам Гунсунь Цзаня].

紹自往征瓚,合戰于界橋南二十里。

[Юань] Шао лично пошел походом на Гунсунь Цзаня, [их войска] сошлись в битве в 12 ли к югу от Цзецяо (букв. Пограничный мост).

瓚步兵三萬餘人為方陳,騎為兩翼,左右各五千餘匹,白馬義從為中堅,亦分作兩校,左射右,右射左,旌旗鎧甲,光照天地。

Более 30 тысяч пехотинцев [Гунсунь] Цзаня встали в квадратное построение, всадники образовали два крыла, слева и справа по 5 с лишним коней, добровольцы на белых конях составили ядро построения, также разделились на 2 сяо.

紹令麴義以八百兵為先登,彊弩千張夾承之,紹自以步兵數萬結陳于後。

[Юань] Шао приказал Цюй И с 800 воинов первыми взойти [на стены], 1000 [воинов] с тугими арбалетами обойти с двух сторон и поддержать снизу, сам [Юань] Шао с несколькими десятками тысяч пехоты выстроил свои боевые порядки сзади [этих отрядов].

義久在涼州,曉習羌鬥,兵皆驍銳。

Цюй И долго пробыл в Лянчжоу (в Увэй, провинция Ганьсу), хорошо знал, как сражаются цяны, все [его] воины были отважны и быстры.

瓚見其兵少,便放騎欲陵蹈之。

[Гунсунь] Цзань увидел, что [у Цюй И] воинов мало, и тогда пустил конницу, желая ворваться [в строй врагов] и потоптать [их].

義兵皆伏楯下不動,未至數十步,乃同時俱起,揚塵大叫,直前衝突,彊弩雷發,所中必倒,臨陳斬瓚所署冀州刺史嚴綱甲首千餘級。

Воины [Цюй] И все укрылись за щитами и не двигались, не дойдя [до позиций Гунсунь Цзаня] несколько десятков шагов, и только тогда разом вскочили, подняв пыль и громко закричав, бросились вперед и нанеся удар, тугие арбалеты грянули, как гром, пораженные стрелами рухнули, на позициях были обезглавлены подчинившийся [Гунсунь] Цзаню цыши [области] Цзичжоу Янь Гана и более тысячи цзяшоу (младшие командиры латников).

瓚軍敗績,步騎奔走,不復還營。

Войска [Гунсунь] Цзаня были наголову разбиты, пехота и конница бежали стремглав и не возвратились в укрепленный лагерь.

義追至界橋;瓚殿兵還戰橋上,義復破之,遂到瓚營,拔其牙門,營中餘眾皆復散走。

[Цюй] И преследуя их, дошел до Цзецяо. Арьергард [Гунсунь] Цзаня повернулся [к противнику и] принял бой на мосту, но [Цюй] И снова разбил [их], сразу после этого подошли к лагерю [Гунсунь] Цзаня и захватили вход в него, оставшиеся в лагере толпы вновь в полном составе бросились врассыпную.

 

Получается, что несколько десятков тысяч человек (30 тысяч пехоты в плотном квадратном построении, фланги по 5 тыс. конницы, конные добровольцы в центре построения, много доспехов) не выдержали удара отряда всего 800 пехотинцев со щитами, поддержанными 1000 арбалетчиков?

Непонятно также, куда встали добровольцы на белых конях? И приняли ли они удар Цюй И?

И причем тут способы боя цянов?

1 person likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, Чжан Гэда сказал:

слева и справа по 5 с лишним коней

Очипятка. По 5 с лишним тысяч (千) коней

 

Цитата

Получается, что несколько десятков тысяч человек (30 тысяч пехоты в плотном квадратном построении, фланги по 5 тыс. конницы, конные добровольцы в центре построения, много доспехов) не выдержали удара отряда всего 800 пехотинцев со щитами, поддержанными 1000 арбалетчиков?

С учетом лапидарности и мутности текста - можно и так понять, что со столкновения некого конного отряда Гунсуня и авангардного отряда Цюй И битва началась, а далее подразумевается, что в дело вступили основные силы... Но это все "вилами по воде".

Share this post


Link to post
Share on other sites

Точно. Именно "писями по воде виляно"!

Получается, что впереди у Гунсунь Цзаня стоят некие "добровольцы на белых конях". На них несется пеший отряд Цюй И, не добежав метров 100, встает за щиты и пригибается, чтобы не получить от врага стрелой в лицо. А идущие сзади арбалетчики стреляют из своих мощных арбалетов и после этого отряд Цюй И бросается в атаку вновь, рубит всех, кто подвернется, и обращает врага в бегство. При этом у Гунсунь Цзаня почему-то гибнут исключительно "младшие командиры пеших латников"!!!

Потом Цюй И продолжает преследование бегущих воинов Гунсунь Цзаня, громит его арьергард на мосту и штурмом захватывает ворота лагеря.

Но как, Холмс?!

Гунсунь Цзань был слабоумным? :cry:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Кстати, дела с построениями - у тайпинов построения превозносятся. Смотрим сюда:

3_4_Crab_formation_and_modified_crab_for

построение в виде краба (основа тайпинской тактики) - 2 модификации.

А у Цинов все построения были отстойными. Вот сюда смотрим:

Kare.jpg.492ae387214b1e4f82a1c6e5f2b3c66

Интересно, кто на что поставит при столкновении?

(естественно, привел только отдельные примеры)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now

  • Similar Content

    • Войны с Джунгарией
      By Чжан Гэда
      Забавное дело - до сих пор запискам русских послов, путешественников и прочих очевидцев про "военную мощь" Джунгарии придается самое важное значение.
      МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ 
      № 111
      1732 г. не ранее сентября *. — Записка, составленная русским послом в Джунгарии майором Л. Д. Угримовым о джунгаро-цинской войне
      (* Дата установлена по тексту)
      АВПР, ф. 113/1. Зюнгорские дела, 1731, № 2, л. 360-361 об. Подлинник.
      При этом нет даже элементарной попытки хотя бы чуть-чуть соотнести все эти охотничьи рассказы с цинскими источниками.
      Так, о поражении у Эрдэни-дзу ни один китайский источник не переведен, душещипательные рассказы о том, как 40-тысячное цинское войско было уничтожено - тоже не проверены. И так - постоянно.
      Будем проверять. По источникам. Обычно выясняются интересные результаты - 99% русских сведений лишь очень отдаленно напоминают то, что были на самом деле.
      Особенно меня поражает наивность майора Угримова относительно показаний "калмычанина имянем Ланду" - откуда знать было джунгарам, что рассказал в цинском плену некий Ланду? Обмена пленными пока еще не было - его, дай Бог, только к перемирию провели.
    • «Чжу фань чжи» («Описание иноземных стран») Чжао Жугуа ― важнейший историко-географический источник китайского средневековья. 2018
      By foliant25
      Просмотреть файл «Чжу фань чжи» («Описание иноземных стран») Чжао Жугуа ― важнейший историко-географический источник китайского средневековья. 2018
      «Чжу фань чжи» («Описание иноземных стран») Чжао Жугуа ― важнейший историко-географический источник китайского средневековья. 2018
      PDF
      Исследование, перевод с китайского, комментарий и приложения М. Ю. Ульянова; научный редактор Д. В. Деопик.
      Китайское средневековое историко-географическое описание зарубежных стран «Чжу фань чжи», созданное чиновником Чжао Жугуа в XIII в., включает сведения об известных китайцам в период Южная Сун (1127–1279) государствах и народах от Японии на востоке до Египта и Италии на западе. Этот ценный исторический памятник, содержащий уникальные сообщения о различных сторонах истории и культуры описываемых народов, а также о международных торговых контактах в предмонгольское время, на русский язык переведен впервые.
      Тираж 300 экз.
      Автор foliant25 Добавлен 03.11.2020 Категория Китай
    • Военное дело аборигенов Филиппинских островов.
      By hoplit
      Laura Lee Junker. Warrior burials and the nature of warfare in pre-Hispanic Philippine chiefdoms //  Philippine Quarterly of Culture and Society, Vol. 27, No. 1/2, SPECIAL ISSUE: NEW EXCAVATION, ANALYSIS AND PREHISTORICAL INTERPRETATION IN SOUTHEAST ASIAN ARCHAEOLOGY (March/June 1999), pp. 24-58.
      Jose Amiel Angeles. The Battle of Mactan and the Indegenous Discourse on War // Philippine Studies vol. 55, no. 1 (2007): 3–52.
      Victor Lieberman. Some Comparative Thoughts on Premodern Southeast Asian Warfare //  Journal of the Economic and Social History of the Orient,  Vol. 46, No. 2, Aspects of Warfare in Premodern Southeast Asia (2003), pp. 215-225.
      Robert J. Antony. Turbulent Waters: Sea Raiding in Early Modern South East Asia // The Mariner’s Mirror 99:1 (February 2013), 23–38.
       
      Thomas M. Kiefer. Modes of Social Action in Armed Combat: Affect, Tradition and Reason in Tausug Private Warfare // Man New Series, Vol. 5, No. 4 (Dec., 1970), pp. 586-596
      Thomas M. Kiefer. Reciprocity and Revenge in the Philippines: Some Preliminary Remarks about the Tausug of Jolo // Philippine Sociological Review. Vol. 16, No. 3/4 (JULY-OCTOBER, 1968), pp. 124-131
      Thomas M. Kiefer. Parrang Sabbil: Ritual suicide among the Tausug of Jolo // Bijdragen tot de Taal-, Land- en Volkenkunde. Deel 129, 1ste Afl., ANTHROPOLOGICA XV (1973), pp. 108-123
      Thomas M. Kiefer. Institutionalized Friendship and Warfare among the Tausug of Jolo // Ethnology. Vol. 7, No. 3 (Jul., 1968), pp. 225-244
      Thomas M. Kiefer. Power, Politics and Guns in Jolo: The Influence of Modern Weapons on Tao-Sug Legal and Economic Institutions // Philippine Sociological Review. Vol. 15, No. 1/2, Proceedings of the Fifth Visayas-Mindanao Convention: Philippine Sociological Society May 1-2, 1967 (JANUARY-APRIL, 1967), pp. 21-29
      Armando L. Tan. Shame, Reciprocity and Revenge: Some Reflections on the Ideological Basis of Tausug Conflict // Philippine Quarterly of Culture and Society. Vol. 9, No. 4 (December 1981), pp. 294-300.
       
      Linda A. Newson. Conquest and Pestilence in the Early Spanish Philippines. 2009.
      William Henry Scott. Barangay: Sixteenth-century Philippine Culture and Society. 1994.
      Laura Lee Junker. Raiding, Trading, and Feasting: The Political Economy of Philippine Chiefdoms. 1999.
      Vic Hurley. Swish Of The Kris: The Story Of The Moros. 1936. 
       
      Peter Bellwood. First Islanders. Prehistory and Human Migration in Island Southeast Asia. 2017
      Peter S. Bellwood. The Austronesians. Historical and Comparative Perspectives. 2006 (1995)
      Peter Bellwood. Prehistory of the Indo-Malaysian Archipelago. 2007 (первое издание - 1985, переработанное издание - 1997, это второе издание переработанного издания).
      Kirch, Patrick Vinton. On the Road of the Winds. An Archaeological History of the Pacific Islands. 2017. Это второе издание, расширенное и переработанное.
    • Северо-восточная Индия.
      By hoplit
      Апатани.
      С длинными копьями. Где-то 5-6 метров?

      Щит и копьё. Чем не пельта?

      На части фото копья не такие длинные.



      А вот тут, кажется, явно разнокалиберные.

       
      The Nagas. Hill Peoples of Northeast India
    • "Примитивная война".
      By hoplit
      Небольшая подборка литературы по "примитивному" военному делу.
       
      - Prehistoric Warfare and Violence. Quantitative and Qualitative Approaches. 2018
      - Multidisciplinary Approaches to the Study of Stone Age Weaponry. Edited by Eric Delson, Eric J. Sargis. 2016
      - Л. Б. Вишняцкий. Вооруженное насилие в палеолите.
      - J. Christensen. Warfare in the European Neolithic.
      - DETLEF GRONENBORN. CLIMATE CHANGE AND SOCIO-POLITICAL CRISES: SOME CASES FROM NEOLITHIC CENTRAL EUROPE.
      - William A. Parkinson and Paul R. Duffy. Fortifications and Enclosures in European Prehistory: A Cross-Cultural Perspective.
      - Clare, L., Rohling, E.J., Weninger, B. and Hilpert, J. Warfare in Late Neolithic\Early Chalcolithic Pisidia, southwestern Turkey. Climate induced social unrest in the late 7th millennium calBC.
      - ПЕРШИЦ А. И., СЕМЕНОВ Ю. И., ШНИРЕЛЬМАН В. А. Война и мир в ранней истории человечества.
      - Алексеев А.Н., Жирков Э.К., Степанов А.Д., Шараборин А.К., Алексеева Л.Л. Погребение ымыяхтахского воина в местности Кёрдюген.
      -  José María Gómez, Miguel Verdú, Adela González-Megías & Marcos Méndez. The phylogenetic roots of human lethal violence // Nature 538, 233–237
      - Sticks, Stones, and Broken Bones: Neolithic Violence in a European Perspective. 2012
       
       
      - Иванчик А.И. Воины-псы. Мужские союзы и скифские вторжения в Переднюю Азию.
      - Α.Κ. Нефёдкин. ТАКТИКА СЛАВЯН В VI в. (ПО СВИДЕТЕЛЬСТВАМ РАННЕВИЗАНТИЙСКИХ АВТОРОВ).
      - Цыбикдоржиев Д.В. Мужской союз, дружина и гвардия у монголов: преемственность и конфликты.
      - Вдовченков E.B. Происхождение дружины и мужские союзы: сравнительно-исторический анализ и проблемы политогенеза в древних обществах.
      - Louise E. Sweet. Camel Raiding of North Arabian Bedouin: A Mechanism of Ecological Adaptation //  American Aiztlzropologist 67, 1965.
      - Peters E.L. Some Structural Aspects of the Feud among the Camel-Herding Bedouin of Cyrenaica // Africa: Journal of the International African Institute,  Vol. 37, No. 3 (Jul., 1967), pp. 261-282
       
       
      - Зуев А.С. О БОЕВОЙ ТАКТИКЕ И ВОЕННОМ МЕНТАЛИТЕТЕ КОРЯКОВ, ЧУКЧЕЙ И ЭСКИМОСОВ.
      - Зуев А.С. Диалог культур на поле боя (о военном менталитете народов северо-востока Сибири в XVII–XVIII вв.).
      - О.А. Митько. ЛЮДИ И ОРУЖИЕ (воинская культура русских первопроходцев и коренного населения Сибири в эпоху позднего средневековья).
      - К.Г. Карачаров, Д. И. Ражев. ОБЫЧАЙ СКАЛЬПИРОВАНИЯ НА СЕВЕРЕ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В СРЕДНИЕ ВЕКА.
      - Нефёдкин А. К. Военное дело чукчей (середина XVII—начало XX в.).
      - Зуев А.С. Русско-аборигенные отношения на крайнем Северо-Востоке Сибири во второй половине  XVII – первой четверти  XVIII  вв.
      - Антропова В.В. Вопросы военной организации и военного дела у народов крайнего Северо-Востока Сибири.
      - Головнев А.В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров.
      - Laufer В. Chinese Clay Figures. Pt. I. Prolegomena on the History of Defensive Armor // Field Museum of Natural History Publication 177. Anthropological Series. Vol. 13. Chicago. 1914. № 2. P. 73-315.
      - Нефедкин А. Защитное вооружение тунгусов в XVII – XVIII вв. [Tungus' armour] // Воинские традиции в археологическом контексте: от позднего латена до позднего средневековья / Составитель И. Г. Бурцев. Тула: Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле», 2014. С. 221-225.
       
      - N. W. Simmonds. Archery in South East Asia s the Pacific.
      - Inez de Beauclair. Fightings and Weapons of the Yami of Botel Tobago.
      - Adria Holmes Katz. Corselets of Fiber: Robert Louis Stevenson's Gilbertese Armor.
      - Laura Lee Junker. WARRIOR BURIALS AND THE NATURE OF WARFARE IN PREHISPANIC PHILIPPINE CHIEFDOMS.
      - Andrew  P.  Vayda. WAR  IN ECOLOGICAL PERSPECTIVE PERSISTENCE,  CHANGE,  AND  ADAPTIVE PROCESSES IN  THREE  OCEANIAN  SOCIETIES.
      - D. U. Urlich. THE INTRODUCTION AND DIFFUSION OF FIREARMS IN NEW ZEALAND 1800-1840.
      - Alphonse Riesenfeld. Rattan Cuirasses and Gourd Penis-Cases in New Guinea.
      - W. Lloyd Warner. Murngin Warfare.
      - E. W. Gudger. Helmets from Skins of the Porcupine-Fish.
      - K. R. HOWE. Firearms and Indigenous Warfare: a Case Study.
      - Paul  D'Arcy. FIREARMS  ON  MALAITA  - 1870-1900. 
      - William Churchill. Club Types of Nuclear Polynesia.
      - Henry Reynolds. Forgotten war. 
      - Henry Reynolds. The Other Side of the Frontier. Aboriginal Resistance to the European Invasion of Australia.
      -  Ronald M. Berndt. Warfare in the New Guinea Highlands.
      - Pamela J. Stewart and Andrew Strathern. Feasting on My Enemy: Images of Violence and Change in the New Guinea Highlands.
      - Thomas M. Kiefer. Modes of Social Action in Armed Combat: Affect, Tradition and Reason in Tausug Private Warfare // Man New Series, Vol. 5, No. 4 (Dec., 1970), pp. 586-596
      - Thomas M. Kiefer. Reciprocity and Revenge in the Philippines: Some Preliminary Remarks about the Tausug of Jolo // Philippine Sociological Review. Vol. 16, No. 3/4 (JULY-OCTOBER, 1968), pp. 124-131
      - Thomas M. Kiefer. Parrang Sabbil: Ritual suicide among the Tausug of Jolo // Bijdragen tot de Taal-, Land- en Volkenkunde. Deel 129, 1ste Afl., ANTHROPOLOGICA XV (1973), pp. 108-123
      - Thomas M. Kiefer. Institutionalized Friendship and Warfare among the Tausug of Jolo // Ethnology. Vol. 7, No. 3 (Jul., 1968), pp. 225-244
      - Thomas M. Kiefer. Power, Politics and Guns in Jolo: The Influence of Modern Weapons on Tao-Sug Legal and Economic Institutions // Philippine Sociological Review. Vol. 15, No. 1/2, Proceedings of the Fifth Visayas-Mindanao Convention: Philippine Sociological Society May 1-2, 1967 (JANUARY-APRIL, 1967), pp. 21-29
      - Armando L. Tan. Shame, Reciprocity and Revenge: Some Reflections on the Ideological Basis of Tausug Conflict // Philippine Quarterly of Culture and Society. Vol. 9, No. 4 (December 1981), pp. 294-300.
      - Karl G. Heider, Robert Gardner. Gardens of War: Life and Death in the New Guinea Stone Age. 1968.
      - P. D'Arcy. Maori and Muskets from a Pan-Polynesian Perspective // The New Zealand journal of history 34(1):117-132. April 2000. 
      - Andrew P. Vayda. Maoris and Muskets in New Zealand: Disruption of a War System // Political Science Quarterly. Vol. 85, No. 4 (Dec., 1970), pp. 560-584
      - D. U. Urlich. The Introduction and Diffusion of Firearms in New Zealand 1800–1840 // The Journal of the Polynesian Society. Vol. 79, No. 4 (DECEMBER 1970), pp. 399-41
      -  Barry Craig. Material culture of the upper Sepik‪ // Journal de la Société des Océanistes 2018/1 (n° 146), pages 189 à 201
      -  Paul B. Rosco. Warfare, Terrain, and Political Expansion // Human Ecology. Vol. 20, No. 1 (Mar., 1992), pp. 1-20
      - Anne-Marie Pétrequin and Pierre Pétrequin. Flèches de chasse, flèches de guerre: Le cas des Danis d'Irian Jaya (Indonésie) // Anne-Marie Pétrequin and Pierre Pétrequin. Bulletin de la Société préhistorique française. T. 87, No. 10/12, Spécial bilan de l'année de l'archéologie (1990), pp. 484-511
      - Warfare // Douglas L. Oliver. Ancient Tahitian Society. 1974
      - Bard Rydland Aaberge. Aboriginal Rainforest Shields of North Queensland [unpublished manuscript]. 2009
      - Leonard Y. Andaya. Nature of War and Peace among the Bugis–Makassar People // South East Asia Research. Volume 12, 2004 - Issue 1
      - Forts and Fortification in Wallacea: Archaeological and Ethnohistoric Investigations. Terra Australis. 2020
       
       
      - Keith F. Otterbein. Higi Armed Combat.
      - Keith F. Otterbein. THE EVOLUTION OF ZULU WARFARE.
      - Myron J. Echenberg. Late nineteenth-century military technology in Upper Volta // The Journal of African History, 12, pp 241-254. 1971.
      - E. E. Evans-Pritchard. Zande Warfare // Anthropos, Bd. 52, H. 1./2. (1957), pp. 239-262
      - Julian Cobbing. The Evolution of Ndebele Amabutho // The Journal of African History. Vol. 15, No. 4 (1974), pp. 607-631
       
       
      - Elizabeth Arkush and Charles Stanish. Interpreting Conflict in the Ancient Andes: Implications for the Archaeology of Warfare.
      - Elizabeth Arkush. War, Chronology, and Causality in the Titicaca Basin.
      - R.B. Ferguson. Blood of the Leviathan: Western Contact and Warfare in Amazonia.
      - J. Lizot. Population, Resources and Warfare Among the Yanomami.
      - Bruce Albert. On Yanomami Warfare: Rejoinder.
      - R. Brian Ferguson. Game Wars? Ecology and Conflict in Amazonia. 
      - R. Brian Ferguson. Ecological Consequences of Amazonian Warfare.
      - Marvin Harris. Animal Capture and Yanomamo Warfare: Retrospect and New Evidence.
       
       
      - Lydia T. Black. Warriors of Kodiak: Military Traditions of Kodiak Islanders.
      - Herbert D. G. Maschner and Katherine L. Reedy-Maschner. Raid, Retreat, Defend (Repeat): The Archaeology and Ethnohistory of Warfare on the North Pacific Rim.
      - Bruce Graham Trigger. Trade and Tribal Warfare on the St. Lawrence in the Sixteenth Century.
      - T. M. Hamilton. The Eskimo Bow and the Asiatic Composite.
      - Owen K. Mason. The Contest between the Ipiutak, Old Bering Sea, and Birnirk Polities and the Origin of Whaling during the First Millennium A.D. along Bering Strait.
      - Caroline Funk. The Bow and Arrow War Days on the Yukon-Kuskokwim Delta of Alaska.
      - HERBERT MASCHNER AND OWEN K. MASON. The Bow and Arrow in Northern North America. 
      - NATHAN S. LOWREY. AN ETHNOARCHAEOLOGICAL INQUIRY INTO THE FUNCTIONAL RELATIONSHIP BETWEEN PROJECTILE POINT AND ARMOR TECHNOLOGIES OF THE NORTHWEST COAST.
      - F. A. Golder. Primitive Warfare among the Natives of Western Alaska. 
      - Donald Mitchell. Predatory Warfare, Social Status, and the North Pacific Slave Trade. 
      - H. Kory Cooper and Gabriel J. Bowen. Metal Armor from St. Lawrence Island. 
      - Katherine L. Reedy-Maschner and Herbert D. G. Maschner. Marauding Middlemen: Western Expansion and Violent Conflict in the Subarctic.
      - Madonna L. Moss and Jon M. Erlandson. Forts, Refuge Rocks, and Defensive Sites: The Antiquity of Warfare along the North Pacific Coast of North America.
      - Owen K. Mason. Flight from the Bering Strait: Did Siberian Punuk/Thule Military Cadres Conquer Northwest Alaska?
      - Joan B. Townsend. Firearms against Native Arms: A Study in Comparative Efficiencies with an Alaskan Example. 
      - Jerry Melbye and Scott I. Fairgrieve. A Massacre and Possible Cannibalism in the Canadian Arctic: New Evidence from the Saunaktuk Site (NgTn-1).
      - McClelland A.V. The Evolution of Tlingit Daggers // Sharing Our Knowledge. The Tlingit and Their Coastal Neighbors. 2015
       
       
      - ФРЭНК СЕКОЙ. ВОЕННЫЕ НАВЫКИ ИНДЕЙЦЕВ ВЕЛИКИХ РАВНИН.
      - Hoig, Stan. Tribal Wars of the Southern Plains.
      - D. E. Worcester. Spanish Horses among the Plains Tribes.
      - DANIEL J. GELO AND LAWRENCE T. JONES III. Photographic Evidence for Southern Plains Armor.
      - Heinz W. Pyszczyk. Historic Period Metal Projectile Points and Arrows, Alberta, Canada: A Theory for Aboriginal Arrow Design on the Great Plains.
      - Waldo R. Wedel. CHAIN MAIL IN PLAINS ARCHEOLOGY.
      - Mavis Greer and John Greer. Armored Horses in Northwestern Plains Rock Art.
      - James D. Keyser, Mavis Greer and John Greer. Arminto Petroglyphs: Rock Art Damage Assessment and Management Considerations in Central Wyoming.
      - Mavis Greer and John Greer. Armored
 Horses 
in 
the 
Musselshell
 Rock 
Art
 of Central
 Montana.
      - Thomas Frank Schilz and Donald E. Worcester. The Spread of Firearms among the Indian Tribes on the Northern Frontier of New Spain.
      - Стукалин Ю. Военное дело индейцев Дикого Запада. Энциклопедия.
      - James D. Keyser and Michael A. Klassen. Plains Indian rock art.
       
       
      - D. Bruce Dickson. The Yanomamo of the Mississippi Valley? Some Reflections on Larson (1972), Gibson (1974), and Mississippian Period Warfare in the Southeastern United States.
      - Steve A. Tomka. THE ADOPTION OF THE BOW AND ARROW: A MODEL BASED ON EXPERIMENTAL PERFORMANCE CHARACTERISTICS.
      - Wayne  William  Van  Horne. The  Warclub: Weapon  and  symbol  in  Southeastern  Indian  Societies.
      - W.  KARL  HUTCHINGS s  LORENZ  W.  BRUCHER. Spearthrower performance: ethnographic and  experimental research.
      - DOUGLAS J. KENNETT, PATRICIA M. LAMBERT, JOHN R. JOHNSON, AND BRENDAN J. CULLETON. Sociopolitical Effects of Bow and Arrow Technology in Prehistoric Coastal California.
      - The Ethics of Anthropology and Amerindian Research Reporting on Environmental Degradation and Warfare. Editors Richard J. Chacon, Rubén G. Mendoza.
      - Walter Hough. Primitive American Armor. 
      - George R. Milner. Nineteenth-Century Arrow Wounds and Perceptions of Prehistoric Warfare.
      - Patricia M. Lambert. The Archaeology of War: A North American Perspective.
      - David E. Jonesэ Native North American Armor, Shields, and Fortifications.
      - Laubin, Reginald. Laubin, Gladys. American Indian Archery.
      - Karl T. Steinen. AMBUSHES, RAIDS, AND PALISADES: MISSISSIPPIAN WARFARE IN THE INTERIOR SOUTHEAST.
      - Jon L. Gibson. Aboriginal Warfare in the Protohistoric Southeast: An Alternative Perspective. 
      - Barbara A. Purdy. Weapons, Strategies, and Tactics of the Europeans and the Indians in Sixteenth- and Seventeenth-Century Florida.
      - Charles Hudson. A Spanish-Coosa Alliance in Sixteenth-Century North Georgia.
      - Keith F. Otterbein. Why the Iroquois Won: An Analysis of Iroquois Military Tactics.
      - George R. Milner. Warfare in Prehistoric and Early Historic Eastern North America // Journal of Archaeological Research, Vol. 7, No. 2 (June 1999), pp. 105-151
      - George R. Milner, Eve Anderson and Virginia G. Smith. Warfare in Late Prehistoric West-Central Illinois // American Antiquity. Vol. 56, No. 4 (Oct., 1991), pp. 581-603
      - Daniel K. Richter. War and Culture: The Iroquois Experience. 
      - Jeffrey P. Blick. The Iroquois practice of genocidal warfare (1534‐1787).
      - Michael S. Nassaney and Kendra Pyle. The Adoption of the Bow and Arrow in Eastern North America: A View from Central Arkansas.
      - J. Ned Woodall. MISSISSIPPIAN EXPANSION ON THE EASTERN FRONTIER: ONE STRATEGY IN THE NORTH CAROLINA PIEDMONT.
      - Roger Carpenter. Making War More Lethal: Iroquois vs. Huron in the Great Lakes Region, 1609 to 1650.
      - Craig S. Keener. An Ethnohistorical Analysis of Iroquois Assault Tactics Used against Fortified Settlements of the Northeast in the Seventeenth Century.
      - Leroy V. Eid. A Kind of : Running Fight: Indian Battlefield Tactics in the Late Eighteenth Century.
      - Keith F. Otterbein. Huron vs. Iroquois: A Case Study in Inter-Tribal Warfare.
      - Jennifer Birch. Coalescence and Conflict in Iroquoian Ontario // Archaeological Review from Cambridge - 25.1 - 2010
      - William J. Hunt, Jr. Ethnicity and Firearms in the Upper Missouri Bison-Robe Trade: An Examination of Weapon Preference and Utilization at Fort Union Trading Post N.H.S., North Dakota.
      - Patrick M. Malone. Changing Military Technology Among the Indians of Southern New England, 1600-1677.
      - David H. Dye. War Paths, Peace Paths An Archaeology of Cooperation and Conflict in Native Eastern North America.
      - Wayne Van Horne. Warfare in Mississippian Chiefdoms.
      - Wayne E. Lee. The Military Revolution of Native North America: Firearms, Forts, and Polities // Empires and indigenes: intercultural alliance, imperial expansion, and warfare in the early modern world. Edited by Wayne E. Lee. 2011
      - Steven LeBlanc. Prehistoric Warfare in the American Southwest. 1999.
      - Keith F. Otterbein. A History of Research on Warfare in Anthropology // American Anthropologist. Vol. 101, No. 4 (Dec., 1999), pp. 794-805
      - Lee, Wayne. Fortify, Fight, or Flee: Tuscarora and Cherokee Defensive Warfare and Military Culture Adaptation // The Journal of Military History, Volume 68, Number 3, July 2004, pp. 713-770
      - Wayne E. Lee. Peace Chiefs and Blood Revenge: Patterns of Restraint in Native American Warfare, 1500-1800 // The Journal of Military History. Vol. 71, No. 3 (Jul., 2007), pp. 701-741
       
      - Weapons, Weaponry and Man: In Memoriam Vytautas Kazakevičius (Archaeologia Baltica, Vol. 8). 2007
      - The Horse and Man in European Antiquity: Worldview, Burial Rites, and Military and Everyday Life (Archaeologia Baltica, Vol. 11). 2009
      - The Taking and Displaying of Human Body Parts as Trophies by Amerindians. 2007
      - The Ethics of Anthropology and Amerindian Research. Reporting on Environmental Degradation and Warfare. 2012
      - Empires and Indigenes: Intercultural Alliance, Imperial Expansion, and Warfare in the Early Modern World. 2011
      - A. Gat. War in Human Civilization.
      - Keith F. Otterbein. Killing of Captured Enemies: A Cross‐cultural Study.
      - Azar Gat. The Causes and Origins of "Primitive Warfare": Reply to Ferguson.
      - Azar Gat. The Pattern of Fighting in Simple, Small-Scale, Prestate Societies.
      - Lawrence H. Keeley. War Before Civilization: the Myth of the Peaceful Savage.
      - Keith F. Otterbein. Warfare and Its Relationship to the Origins of Agriculture.
      - Jonathan Haas. Warfare and the Evolution of Culture.
      - М. Дэйви. Эволюция войн.
      - War in the Tribal Zone Expanding States and Indigenous Warfare Edited by R. Brian Ferguson and Neil L. Whitehead.
      - I.J.N. Thorpe. Anthropology, Archaeology, and the Origin of Warfare.
      - Антропология насилия. Новосибирск. 2010.
      - Jean Guilaine and Jean Zammit. The origins of war: violence in prehistory. 2005. Французское издание было в 2001 году - le Sentier de la Guerre: Visages de la violence préhistorique.
      - Warfare in Bronze Age Society. 2018
      - Ian Armit. Headhunting and the Body in Iron Age Europe. 2012
      - The Cambridge World History of Violence. Vol. I-IV. 2020